Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ: АУТОИЗОЛЯЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ'

ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ: АУТОИЗОЛЯЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ / КОНСЕНСУАЛЬНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ / МОНИТОРИНГ / РЕФЛЕКСИЯ / САМО- ИЛИ АУТОИЗОЛЯЦИЯ / СОЦИАЛИЗОВАННОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИОННОЕ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ) ЗАНЯТИЕ / VIDEO-SELF-TEACH / AUDIO-SELF-TEACH / IMAGE-SELF-TEACH (VST-AST-IST)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанов С.Г.

В статье описывается опыт разработки и предварительного формирования технологии мультифункционального дистанционного воспитания обучающихся (воспитанников) и мониторинга их социализованности с участием членов семьи; предлагается описание технологии (процедур, инструментария оценивания и фиксации его результатов) социального вмешательства в социализацию обучающихся (воспитанников) в их семьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ: АУТОИЗОЛЯЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ»

13. Макарова Е. А. Визуализация обучения как средство формирования психологически комфортной образовательной среды // Педагогический журнал Башкортостана. 2009. № 5. С. 63-75.

14. Макаревич М. В., Лакин И. Е., Рычагов А. Х. Хрестоматия по истории педагогики. Минск : Выш. шк., 1971. 680 с.

15. Чиркова Е. И., Зорина Е. М. Система визуальных образов в образовательном пространстве // Евразийский союз ученых. 2017. 32 (36). С. 21-25.

16. Fernandes M. A., & Meade M. E. The Surprisingly Powerful Influence of Drawing on Memory. // Current Directions in Psychological Science. 2018. № 27(5). Р. 302-308.

17. Нечаева Л. В., Формирование психологически комфортной среды в учреждении дополнительного образования. Екатеринбург, 2018. 153с.

18. Ильина Е. Н., Чучварева Т. В. Условия формирования комфортного психологического климата в студенческой среде // Гуманитарный трактат. 2018. № 35. С. 7-10.

С. Г. Молчанов

Технология дистанционной социализации: аутоизоляция и воспитание в семье

В статье описывается опыт разработки и предварительного формирования технологии мультифункционального дистанционного воспитания обучающихся (воспитанников) и мониторинга их социализованности с участием членов семьи; предлагается описание технологии (процедур, инструментария оценивания и фиксации его результатов) социального вмешательства в социализацию обучающихся (воспитанников) в их семьях.

Ключевые слова: инструментарий для оценивания, консенсуальная стандартизация, мониторинг, рефлексия, само- или аутоизоляция, социализованность, социализаци-онное (образовательное) занятие, video-self-teach; audio-self-teach; image-self-teach (VST-AST-IST).

Семейные отношения - ведущий фактор воспитания

Весна 2020 года поставила весь цивилизованный мир перед новой и неожиданной угрозой пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, которая спровоцировала появление нового феномена в существовании человечества - «аутоизоляцию»1. Следствием аутоизоля-

1 Мы пользуемся термином «само + изоляция», хотя с точки зрения образования сложных слов в русском языке следует образовывать такое слово из корней одного языка. Слово «изоляция» имеет не русский корень: оно заимствовано в начале XIX в. из немецкого языка (isolieren) или из французского (isoler), восходящего к итальянскому (isolare (от isola «остров»). Изолировать буквально означает «заключить на острове» и восходит к латинскому insula «остров», предположительно из in- «в» + salum «море». Таким образом, первая часть слова должна

ции стало нарушение многих привычных социальных связей и ежедневных социальных контактов, т. е. всего того, что, прежде всего, обеспечивало непрерывную социализацию (^е-1оп§-5оаа^а1:юп) человека на протяжении всей его жизни.

К тому же аутоизоляция спровоцировала существенное сокращение возможностей образовательных организаций для социального (воспитательного) воздействия на детей, учащуюся молодежь и их семьи. Заметим, что это воздействие и так-то было не слишком эффективным по оценке со стороны Президента РФ В. В. Путина в его Послании 12.12.12, когда было заявлено, что нам нужна новая, современная воспитательная компонента в каждой образовательной организации.

В сложившейся ситуации педагогические работники потеряли непосредственный контакт с обучающимися (воспитанниками) и, в силу этого, социальное вмешательство в процесс социализации существенно сузилось, если и вообще в некоторых случаях не сократилось до нулевой отметки. Но остались неизменными традиционные социальные контакты взрослых и детей в семье. Воспитательное (социальное вмешательство) воздействие в ней продолжилось. Ведь воспитание - это социальное воздействие, которое реализуется в конкретном социальном пространстве.

А вот образовательная организация в нынешних условиях пандемии, навязавшей аутоизоляцию, оказалась, можно сказать, исключенной из пространства всех социально-образовательных институтов, которые целенаправленно осуществляют воспитание.

Но таким социальным институтом в нынешней коронавирусной ситуации (а, впрочем, и до нее), остается, прежде всего, социальный институт «семья».

Мы уже писали в своих публикациях, что «семья была и будет всегда социальным институтом воспитания. Об этом писали: в своей «Материнской школе» - Я. А. Коменский; в романе «Эмиль, или О воспитании» - Ж.-Ж. Руссо; в трактате «Как Гертруда учит своих детей» -И. Г. Песталоцци. А нынешний ФЗ «Об образовании...» лишь подтвердил, что социальное пространство воспитательного воздействия, по преимуществу, семья. Поэтому не удивительно, что и в актуальных педагогических и социологических исследованиях социальный институт «семья» рассматривается как один из самых существенных факторов, оказывающих воздействие на становление личности.» [1, с. 38-39].

Тем более, что подростковый и юношеский период жизни человек проживает в полной или частичной, но зависимости от взрослых

начинаться с корня «auto», как, например, автомобиль или аутотренинг и т. п. Таким образом, правильнее говорить «аутоизоляция».

родственников, от семьи. Поэтому в его социализации важнейшее значение имеет наличие и, желательно, увеличение выраженности позитивных социальных компетенций у родителей (других членов семьи) и, конечно, позитивных семейных традиций.

Но педагогическому работнику очень трудно проникнуть, и особенно в нынешней коронавирусной ситуации, в пространство семьи (впрочем, и не только в ситуации аутоизоляции), чтобы оказать влияние на увеличение выраженности позитивной социализованности всех членов семьи (родителей, в частности). Возникла настоятельная потребность в новых инструментах, позволяющих осуществить и это влияние, и это воздействие.

Недостаток такого инструментария особенно остро ощущается педагогическими работниками в условиях нынешней коронавирусной ситуации и вынужденной аутоизоляции всех членов семьи в ее лоне. «И это актуализирует проблему методологического выбора между предметноразвивающей (К. Левин) и социоразвивающей средой (Ж. Нюттен), между принципами партнерства и позитивной социальной интервенции в семью1» [1, с. 39]. Ведь понятно, что не количеством предметов (игр, тренажеров, гаджетов и др.) в домашнем пространстве обусловливается увеличение позитивной социализованности членов семьи, но оно, прежде всего, определяется позитивностью/негативностью социальных отношений между ними.

Некоторым нашим коллегам кажется, что, если мы назовем роди-

2 " теля партнером2, то выраженность его родительской компетентности

тут же увеличится. Но по-настоящему родитель станет партнером педагогического работника в том случае, если он (педагогический работник) вмешается [2] в социализацию младших членов семьи, оснащая родителя «эффективным инструментом воздействия и (или) взаимодействия» [1, с. 39] на (с) него (ним). Только «тогда родитель становится союзником педагога» [1, с. 39].

Правильное понимание задачи воспитания состоит не в том, чтобы организовать само- (правильнее говорить) аутореализацию [3] человека, но его социореализацию [3, 4].

1 Термин intervention sociale (социальное вмешательство) давно вошел в профессиональный обиход французских педагогов. Позитивно ориентированное социальное вмешательство в развитие семьи - это вмешательство (от фр. intervention2) с целью интериоризации членами семьи (и детьми, и взрослыми) позитивных социальных компетенций.

2 Фанат выдающегося футболиста А. Дзюбы не может быть его партнером в матче: профессионал и любитель вообще не могут быть партнерами.

Новации в работе с семьей

Начиная с 2009 г. часть социализационных занятий (классных (кураторских) часов и родительских собраний) в различных образовательных организациях (инновационных площадках, работающих под нашим научным руководством) мы реализовывали дистанционно. И это применение инновационных методик [5, 6] оказалось актуальным в рамках нынешней пандемии, вызывающей необходимость аутоизо-ляции (табл. 1).

Таблица 1

Виды социализационных занятий для обучающихся и родителей

№ п/п Для обучающихся Для родителей

Социализационные занятия

Классные (кураторские) часы Родительские собрания (очные и (или) заочные, дистанционные)

1 «Формирование наглядно-образных представлений о возможных способах позитивных действий (поступков): video-self-teach; audio- self-teach; image-self-teach (VST-AST-IST)» «Формированию наглядно-образных представлений о возможных способах позитивных действий (поступков): video-self-teach; audio-self-teach; image-self-teach (VST-AST-IST)»

2 «Реципрокное (взаимное) оценивание обучающимися (воспитанниками) выраженности позитивных социальных компетенций» «Реципрокное (взаимное) оценивание родителями выраженности позитивных социальных компетенций у своего сына (дочери)»

Заметим попутно, что мы продолжаем настойчиво предлагать различение социализационных и образовательных занятий и для обучающихся (воспитанников), и для их родителей [2, 7, 8, 9]. Это предложение вытекает из следующего логического построения. Человек с момента рождения включается в два процесса: социализация и образование. В рамках первого происходит освоение социальных компетенций и оформляется социализованность, а в рамках второго - образовательных компетенций и формируется образованность. Таким образом, целесообразно называть занятия социализационными и образовательными. Внутри же этих занятий педагогический работник использует глобальные способы воздействия - воспитание и обучение, которые оформляются в виде форм, методов, приемов и средств и сопровождаются определенными процедурами и инструментами.

Так, мы принуждены были проводить дистанционные социали-зационные занятия, прежде всего, для тех родителей, которые редко

или совсем не бывают в образовательных организациях и, в частности, на родительских собраниях. Особенно это касается отцов.

Социализационные занятия для родителей

Но «социализирующее воздействие педагога не будет эффективным без аналогичного позитивного воздействия со стороны семьи, со стороны каждого из родителей.

Но оснащен ли современный педагог достаточным и необходимым инструментарием для работы с родителями, со взрослыми людьми?

Ведь обеспечить эффективное взаимодействие с семьей означает обеспечить реализацию принципа единство требований» [1, с. 40] со стороны образовательной организации и со стороны семьи.

Реализуя названный принцип, педагогический работник должен свои профессионально-педагогические действия (воздействия) согласовывать «с непрофессионально-родительскими, но тоже педагогическими, и тоже социализирующими действиями (воздействиями) родителей» [1, с. 40].

Это предполагает оснащение педагогического работника эффективными инструментами для активизации участия родителей в позитивной социализации младших членов семьи. При этом вышеназванные инструменты должны параллельно обеспечивать и прирост позитивной социализованности самих родителей. Таким образом, становится возможным исполнение статей 18, 44, 83, 89, 97-й ФЗ «Об образовании.» [10].

В актуальном пространстве сетевых коммуникаций социализа-ционные и образовательные занятия для родителей (включая родительские собрания) можно проводить в дистанционном режиме (через сайт ОО, viber, WhatsApp). И мы отдаем предпочтение термину «занятие», имея в виду занять родителей освоением социально позитивной информации, т. е. занять их досуг полезным делом. Заметим, что слово «школа» восходит к греческому ^ок - досуг). Термин введен еще Аристотелем, который понимал под досугом ^ок) свободное личное время человека, занятое целесообразной, разумной, рациональной деятельностью. В нашем конкретном случае мы проводим дистанционные социализационные занятия для увеличения выраженности роди-тельско-педагогической просвещенности и позитивной социализо-ванности взрослых членов семьи.

Методика «video-self-teach» («VST»)

«Методику «video-self-teach» мы определяем как интенсивное видео-дидактическое воздействие, вызывающее рефлексию и, как следствие ее (рефлексии), изменение вектора социальных эмоций, приводящих к увеличению и формированию представлений об общественно значимых, позитивных компетенциях» [1, с. 42]. Занятия по методике «VST» в очном режиме мы проводили отдельно для обучающихся и отдельно для родителей. А для родителей мы проводили эти занятия и в дистанционном режиме, имея в виду, прежде всего, тех родителей, которые не посещают очные родительские собрания. В ситуации ауто-изоляции, в домашних условиях, эти занятия могут объединять все поколения в семье.

Эффект, возникающий в рамках использования методики «VST», связан с теорией метода взрыва, сформулированной А. С. Макаренко [11], который утверждал, что этот эффект обостренного аффективного состояния «возникает в результате сильного эмоционального воздействия и человек резко может изменить свою социальную и психологическую "установку"» [1, с. 42]. Этот феномен «социальная или психологическая установка» изучен и описан в исследованиях Л. А. Григорьевой, Д. Н. Узнадзе и др. [7, 10]

В рамках методики «VST» реализуются три итерации.

Первая состоит в том, чтобы произвести экспертную оценку в виде выбора ответа на вопрос, начинающийся с глагола, обозначающего позитивное (-ый) действие (поступок). Предлагаемые варианты ответа: «Да», «Нет», «Затрудняюсь ответить».

Вторая - предполагает просмотр видеоматериала, содержащего позитивные поступки персонажей.

Третья - как бы повторяет первую итерацию и участники занятия вновь производят экспертную оценку в виде выбора ответа на вопрос, начинающийся с глагола, обозначающего позитивное (-ый) действие (поступок).

Выбор ответа «Да» в первой итерации означает наличие у обучающегося и (или) родителя позитивной установки на позитивное действие и (или) поступок. Выбор ответа «Да» в третьей итерации означает, что произошла, скорее всего, интериоризация глагола, обозначающего позитивное (-ый) действие (поступок). «Задача такого дистантного социализационного занятия состоит в том, чтобы увеличить в интеллектуальной сфере количество существительных и глаголов, а в эмоционально-волевой сфере интенции к реализации глаголов в позитивных действиях и поступках» [1, с. 42]. Если родители при этом

начнут совершать эти действия и поступки, то это проявится и в поведении младших членов семьи. И наоборот, поведение (поступки) младших членов семьи может повлиять на поведение (действия и поступки) старших.

Анализ результативности таких социализационных занятий показал, что в среднем после просмотра позитивного видеоматериала количество ответов «Да» увеличивается на 3-5% и можно сделать предварительный вывод о том, что позитивные изменения в представлениях и интенциях обучающихся и (или) их родителей также увеличиваются на 3-5% после каждого такого социализационного занятия.

Описанная выше форма социализационного занятия является несомненной новацией. Как показала практика ее реализации в течение уже десяти лет, если последовательно и систематически реализо-вывать такую форму занятия, то это позволяет обеспечивать практически мгновенный («взрывной») прогрессирующий эффект в виде увеличения количества и качества позитивных представлений о социально позитивных способах поведения. Отметим, что в сознании обучающихся и (или) их родителей и в активном словарном запасе тех и других появляются существительные и глаголы, обозначающие позитивные поступки. И это, несомненно, позволяет совершенствовать межпоколенное взаимодействие в семье. Такая организация работы с семьей превращает родителя в союзника педагогического работника, и они вместе реализуют принцип единства требований. Наконец, технология успешно нами использована в условиях аутоизоляции, рекомендованной по причине угрозы пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, так как позволяет организовать не только досуг ^ок) семьи (просмотр позитивных видеоматериалов), но и создание ситуации позитивно насыщенного общения и внутри семьи, и в Сети, и поддержания дистантного контакта с педагогическим персоналом образовательной организации.

Таким образом, педагогический работник имеет возможность организации дистанционного воздействия на все поколения в семье для создания ситуации осмысления, рефлексии и экспертного оценивания до и после просмотра, а также принятия (интериоризации) представлений о позитивных способах поведения, названных в глагольной форме в экспертном листе.

Чем же должен руководствоваться педагогический работник, отбирая экспертные листы и соответствующие им видеоматериалы?

Систематическое педагогическое наблюдение (мониторинг) за поведением обучающихся (воспитанников) в социальной группе позволяет педагогическому работнику фиксировать отсутствие определенных желательных поступков в их поведении. Эти поступки и (или) действия фиксируются глаголами. И тогда педагогический работник отбирает экспертный лист, содержащий глаголы, обозначающие желательные поступки и (или) действия. Экспертному листу соответствует видеоматериал, где персонажи совершают именно эти поступки и (или) действия. В рамках третьей итерации, если обучающиеся (воспитанники) выбирают против глагола, обозначающего желательный способ поведения, ответ «Да», то это означает, что произошла интериоризация этого глагола.

Но конечно, это не означает, что обучающийся (воспитанник) тут же освоит такой способ поведения, такую компетенцию, но педагогическая, социализирующая роль воздействия достигнута: глагол зафиксирован в активном словарном запасе обучающегося (воспитанника). И поскольку «активный словарь» человека ограничен, то происходит вытеснение глаголов, обозначающих негативные действия и (или) поступки, и увеличение числа глаголов, обозначающих позитивные действия и (или) поступки. Таким образом, педагогическое вмешательство позволяет увеличивать количество и качество позитивных представлений о позитивных, социально одобряемых способах поведения. Именно с этого начинается формирование позитивных социальных компетенций.

В случае организации воздействия через взрослых (родителей) в семье педагогический работник может действовать двумя вариантами.

Первый. Можно предложить родителям назвать поступки (действия) сыновей (дочерей), проявление которых они не хотели бы наблюдать в их поведении, в виде глаголов. Затем помочь родителям подобрать позитивные глаголы-антонимы к этим негативным глаголам. И тогда педагогическому работнику становится понятно, какой экспертный лист и какой видеоматериал следует отобрать для конкретного случая.

Второй. Родителям (взрослым) можно предложить просто назвать желательные действия и (или) поступки, не явленные пока в поведении их сыновей (дочерей). Названные поступки и (или) действия, зафиксированные в виде глаголов, опять же позволят педагогическому работнику отобрать нужный экспертный лист и видеоматериал.

Пошаговая технология дистанционного воспитания Первый шаг. С чего мы начинаем? Итак, следуя одному из вышеназванных вариантов, педагогический работник вместе с родителями определяет поступки и (или) действия, которые эти вторые хотели бы видеть в поведении своих сыновей (дочерей). Родители могут прислать по Сети свои пожелания в виде перечней существительных (обозначающих позитивные компетенции) и (или) глаголов (обозначающих позитивные поступки) [3, 6, 12]. Например, (табл. 2).

Таблица 2

Перечни позитивных компетенций и поступков

Существительные Глаголы

Уважительность Уважать

Готовность защитить Защищать

Созидательность Созидать (делать что-то полезное для других и для себя)

Ответственность Принимать ответственность на себя, нести ответственность за свои поступки (действия)

И т. д. И т. д.

Таким образом, педагогический работник получает информацию о позитивных социальных компетенциях (качествах) [6, 7], которые родители хотели бы видеть в своих сыновьях и (или) дочерях. Поэтому каждый экспертный лист, заполненный родителем, с десятью качествами для сыновей и для дочерей, можно квалифицировать, как родительский социальный заказ в адрес педагогических работников. По существу, родитель как бы говорит: «Помогитемоему сыну (дочери) стать таким (такой)!»

Такой способ работы мы назвали консенсуальной стандартизацией. Поскольку не разработано и не определено стандартное содержание социализации в виде Федерального государственного социали-зационного стандарта (ФГСС), постольку в каждом конкретном случае, каждой социальной группе необходимо определять, здесь и сейчас, содержание социализации на основе консенсуса. И это будет временный консенсуальный стандарт, который будет действовать во временном интервале существования конкретной социальной группы.

Причём родитель выступает и как социальный заказчик, и как эксперт, представляющий мнение всего конкретного родительского

сообщества относительно желательной позитивной социализованно-сти конкретной возрастной группы детей, подростков, юношей и девушек с учетом их гендерной принадлежности.

Шаг второй. Педагогический работник проводит дистанционное занятие «Формирование наглядно-образных представлений о возможных способах позитивных действий (поступков)». На таком занятии организуется работа родителей с визуализациями, обеспечивающими формирование представлений о позитивных способах поведения. Занятие проводится на основе технологии «video-self-teach» [9], которое состоит из трех итераций: 1) заполнение экспертной карты (до просмотра видеоматериала); 2) просмотр видеоматериала; 2) повторное заполнение экспертных листов (после просмотра).

Экспертный лист содержит десять вопросов, начинающихся с позитивных глаголов, и экспертам нужно выбрать один из трех ответов против каждого глагола: «Да» - «Нет» - «Затрудняюсь ответить». Воздействие вопроса (в данном случае ответ на вопрос выступает, по существу, как экспертное суждение) на эмоционально-волевую сферу проверяется выбором вариантов ответа до просмотра.

Затем педагогический работник организует просмотр видеоматериала с позитивно социализирующим контентом. В отобранном видеоматериале персонажи совершают позитивные поступки и (или) действия, которые были определены в виде глаголов и (или) существительных родителями при фиксации и оформлении социального заказа относительно востребованных позитивных социальных компетенций их сына и (или) дочери (табл. 2).

Заметим, что увеличение числа ответов «Да» при повторном заполнении экспертного листа (после просмотра) означает интериори-зацию (освоение) глаголов, т. е. позитивных образов действий и (или) поступков. Таким образом, и старшие, и младшие члены семьи, скорее всего, интериозируют позитивные глаголы. И в этом случае, скорее всего, будут освоены и представления о позитивных способах поведения, и их проявления будут, скорее всего, реализовываться в реальных поступках и (или) действиях.

Шаг третий. Педагогический работник может получить экспертные листы по Сети и это дает ему возможность получить информацию о динамике выраженности позитивных социальных компетенций как у младших, так и старших членов семьи. Таким образом, можно реали-зовывать мониторинг «внеучебных достижений» (ст. 97 ФЗ «Об образовании...» [10]), т. е. выраженности позитивной социализованности дистанционно и при этом у всех членов семьи.

Шаг четвертый. Педагогический работник далее может организовать дистанционное социализационное занятие («Оценивание родителями выраженности позитивных социальных компетенций у своего сына (дочери)»). В ситуации аутоизоляции такое оценивание может производиться взрослыми членами семьи младших, а также, при желании, и взаимно в виде реципрокного взаимного оценивания выраженности позитивных социальных компетенций у всех членов семьи. Такое занятие дает возможность получения информации о состоянии социализованности не только младших, но и старших членов семьи и фиксировать динамику позитивной социализованности в целом и (или) отдельных социальных компетенций.

В предыдущих публикациях мы уже отмечали, «что уже более чем на 80 родительских собраниях опрос родителей показал, что даже краткое ознакомление с предлагаемой технологией вызывает у них принятие необходимости ее внедрения в образовательной организации и в семье. Родители также согласны участвовать и в формировании перечня социальных компетенций на основе консенсуальной стандартизации, и в их оценивании. Ведь родителям важно знать, какие поступки совершают (совершали) их сын или дочь и в группе, и в семье; какие поступки совершают их сверстники и сверстницы по отношению к их сыну или дочери; какие поступки они совершают по отношению к членам семьи. И методики, обеспечивают ответ и на этот социальный запрос родителей, что соответствует 44-й статье ФЗ «Об образовании.» [1, с. 43].

Таким образом, педагогический работник может организовать участие родителей в оценивании и фиксации выраженности избранных ими же позитивных социальных компетенций у своего сына (дочери). В свою очередь, и младшие члены семьи, с согласия старших, могут оценивать и фиксировать выраженность позитивных социальных компетенций у своих близких.

Такое социализационное занятие может быть проведено в виде родительского собрания (очного или дистанционного) или в виде индивидуальной или групповой консультации (с одной или несколькими семьями) через сайт ОО, viber, WhatsApp. Заметим, что оценивание со стороны родителя смягчается, делается более позитивным, поскольку он выступает не только, как оценивающий (эксперт), но и как представитель интересов оцениваемого (родитель), что несколько снижает достоверность его экспертной оценки.

Шаг пятый. Педагогический работник обрабатывает полученные экспертные листы, что позволяет ему фиксировать числовое значение общего количества поступков, в которых проявились ранее социально

заказанные родителями качества (социальные компетенции). В условиях аутоизоляции эти числовые значения фиксируют общее количество поступков младших членов семьи по отношению, прежде всего, к старшим. Если разделить полученные числовые значения на количество экспертных листов, то мы получим уже числовые значения выраженности каждой компетенции и социализованности в целом.

Педагогический работник может оформить и предыдущую, и эту информацию в виде таблиц (диаграмм). Таким образом, подчеркнем, что на последней таблице числовые значения будут фиксировать уже не общее число поступков, но выраженность каждой компетенции у каждого члена семьи как социальной группы. Причем числовое значение этой выраженности будет представлять уже групповую экспертную оценку. Эта оценка, можно сказать, фиксируется глазами и чувствами всех членов этой социальной группы - семья.

Шаг шестой. Полученная таким образом персональная информация является, конечно же, строго конфиденциальной и может быть предъявлена педагогическим работником только оцениваемым и родителям или, по согласованию с ними, другим членам семьи. Эта информация служит для родительской рефлексии, обсуждения и принятия социализационных решений и социализирующих (воспитательных) воздействий.

Если произошло оценивание одновременно нескольких членов семьи, то возникает возможность компаративного анализа. Сравнение позволяет выявить тех, у кого компетенции выражены больше, а у кого меньше: одни - на хорошем уровне позитивной социализованности, а другим следует еще осваивать позитивные способы поведения (Л. А. Григорьева [7]).

Предлагаемая методика позволяет родителям в ситуации ауто-изоляции фиксировать увеличение или уменьшение числа позитивных поступков в течение определенного, конкретного временного интервала. У родителей появляется возможность обсудить с сыном (дочерью) то, какие поступки были явлены в его (ее) поведении, а потом напомнить, какие его (ее) поступки (действия) были бы желательны.

Роль педагогического работника состоит еще и в том, чтобы просветить родителей относительно того, что будет происходить при следующем экспертном оценивании. Неизбежно члены семьи (как социальной группы) оценят младших членов семьи (или все члены семьи произведут реципрокное оценивание) более высокими или более низкими числовыми значениями. Напомним, что за каждым числовым значением стоит фиксированное количество поступков. Если все члены семьи будут совершать по отношению друг к другу поступки, в

которых явлены избранные в этой социальной группе (семье) желательные позитивные социальные компетенции, то увеличится выраженность позитивной социализованности в целом в семье (как социальной группе) и у каждого члена семьи в частности.

На наш взгляд, обсуждаемый инструментарий эффективно воздействует на активизацию участия родителей (других членов семьи) в воспитании обучающихся (воспитанников) образовательных организаций, являющихся младшим поколением в семье. Применение этого инструментария родителями (с консультационным сопровождением со стороны педагогического работника) действительно делает родителей партнерами и союзниками этого педагогического работника.

Шаг седьмой. Предлагаемое инструментальное обеспечение дистанционного оценивания выраженности позитивных социальных компетенций у обучающихся (воспитанников) обеспечивает менеджменту образовательной организации получение достоверной и адекватной информации об эффективности социализирующего воздействия. Максимальная достоверность информации обеспечивается субъективной заинтересованностью (можно говорить о том, что в данном случае родительский эгоизм обретает позитивную направленность: эгоизм проявляет себя в том, что человек в этом случае не лжет, как при анкетировании, например: он выступает не как анкетируемый, а как эксперт, причем, одновременно, и представитель интересов младших членов семьи, которому незачем лгать самому себе) родителей в успешности социально позитивного развития их детей.

На основе максимально достоверной информации управление со-циализационным процессом становится более эффективным. Такой способ получения информации реально делает оценивание качества воспитательной работы каждого педагогического работника достоверным и реальным. Оценка становится независимой, поскольку, оценивая и фиксируя поступки друг друга, члены социальной группы меньше всего думают о том, какое воздействие оказал на них педагогический работник. При собирании документов для портфолио мы понимаем, что получение каждого документа от кого-то зависит. Порт-фолио, таким образом, не обеспечивает независимого оценивания, а предлагаемый инструментарий делает независимую оценку возможной.

Менеджмент образовательной организации получает возможность оценивать эффективность воспитательной работы каждого педагогического работника в частности, а соответствующий орган управления образованием - и всего педагогического персонала в целом относительно а) эффективности воспитательного воздействия на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обучающихся (воспитанников), б) реального партнерства с родительским сообществом, в) активизации участия родителей в воспитании младших членов семьи. Достоверность информации обеспечивается мониторингом прироста позитивной социализованности обучающихся (воспитанников). Причем в этом мониторинге участвуют и родители, т. е. исполняется, таким образом, и 44-я и 97-я статьи ФЗ «Об образовании...» [10].

Оценивание в рамках мониторинга и именно в этой логике наконец-то начинает приобретать вид конкретной менеджмент-акции, которую можно назвать «фиксация эффективности позитивного социального воздействия педагогического работника на увеличение выраженности позитивных социальных компетенций у обучающихся (воспитанников)».

Именно это и есть главная задача воспитания, а не проведение мероприятий, как сложилось в традиции! Президент В. В. Путин в одном из своих Посланий потребовал от системы образования создания новой, современной воспитательной компоненты, а в мае 2020 г. внес в Государственную думу Законопроект об усилении роли воспитания во всех образовательных организациях. Более того, он даже назвал, какие компетенции должны быть сформированы у российского гражданина: ответственность, гражданственность и духовность.

Других задач и не должно быть и быть не может! Поэтому в рамках аттестации педагогического работника, который занимается воспитанием, необходимо фиксировать связь между профессионально-педагогической компетентностью и приростом позитивной социали-зованности обучающихся (воспитанников). Мы же сегодня оцениваем компетентность относительно портфолио. Слово, конечно, звучит красиво, но означает оно в переводе с латыни, всего лишь, «ношу листы» или, в литературном переводе - «папка для листочков». Наивно думать, что сбор документов в портфолио может сделать человека более позитивным. Скорее наоборот, он будет стараться добыть хорошими и нехорошими способами различные грамоты и проч., а он должен думать не о портфолио, а о том, как оказать эффективное воздействие на обучающихся (воспитанников) и их семьи.

Квалификационная категория должна присваиваться на основе данных об увеличении/уменьшении (дельта-У) выраженности позитивных социальных компетенций в социальной группе (академической группе, семье, бригаде, команде и т. д.). По итогам реципрокного (взаимного) оценивания менеджмент образовательной организации получает информацию о дельте-У в каждой социальной группе. Числовые значения дельты-У могут быть представлены в виде иерархии и

(или) рейтинга эффективности социализирующего воздействия (воспитательной работы) каждого педагогического работника и педагогического персонала в целом, а также об эффективности видеоматериалов, отобранных в рамках использования технологии «VST-AST-IST».

Предлагаемая технология (и в частности, «VST» [9]), используемая дистанционно в ситуации аутоизоляции, позволяет педагогическому работнику непрерывно осуществлять целенаправленное социализирующее воздействие не только на обучающихся (воспитанников), но и на родителей, и на других членов семьи, «а также получать информацию о динамике выраженности позитивных социальных компетенций. Одновременно это и организация позитивного досуга семьи (просмотр позитивных видеоматериалов), и создание ситуации позитивного общения, и осмысления (рефлексии) представлений о позитивных способах поведения» [1, с. 45].

Резюме

А теперь назовем позитивные стороны предлагаемой технологии.

Во-первых, доступность и простота в использовании. Педагогическому работнику не требуется особая организационно-техническая поддержка. Экспертное оценивание может производиться как на бумажных, так и на электронных носителях.

Во-вторых, в сложившейся ситуации, когда педагогический работник поставлен перед необходимостью осуществления удалённого а) социализирующего воздействия, б) оценивания и в) сбора информации для принятия адекватных управленческих, педагогических и родительских решений и действий (воздействий), предлагаемая технология продолжает успешно решать задачи воспитания.

В-третьих, технология дает возможность провести и оценивание (включая диагностику), и мониторинг, и анализ (синтез) информации:

а) краткосрочный;

б) по требованию или острой необходимости (конфликт в группе);

в) долгосрочный (три раза в год: начало, середина, конец года; в течение нескольких лет).

В-четвертых, технология позволяет учитывать интересы и запросы (социальный заказ) всех участников (субъектов) социализаци-онно-образовательного процесса. В первую очередь это обучающиеся (воспитанники), их родители и другие члены семьи.

В-пятых, технология позволяет и сформировать, и исполнить не только «социальный заказ» родителей, но государственный заказ по

исполнению ФГОС в части формирования позитивных социальных компетенций: ответственности, гражданственности, духовности, патриотичности и других позитивных социальных компетенций.

В-шестых, технология обеспечивает системность в воспитании, т. е. охватывает и учитывает все направления деятельности и взрослых, и детей в рамках процесса их непрерывной социализации.

В-седьмых, менеджмент и педагогический персонал образовательной организации, используя эту технологию, получают и много другой информации, например:

а) выраженность каждого качества в социальной группе (все качества могут быть иерархизированы, и педагогическому работнику становится понятно, с каким качеством следует работать в первую очередь);

б) средняя выраженность каждого качества в группе (относительно этого показателя можно сравнить выраженность каждого качества у каждого члена социальной группы);

в) средняя выраженность всех качеств в группе (эту информацию можно сравнивать с информацией, полученной в ходе второго, третьего и т. д. замеров, фиксируя, таким образом, позитивную или негативную динамику; можно эту информацию сравнивать с информацией, полученной в другой группе (других группах, семьях), что позволяет увидеть эффективность педагогического и (или) родительского воздействия.

В. А. Сухомлинский указывал, что только вместе с родителями, общими усилиями, педагогические работники могут дать подрастающим поколения большое человеческое счастье.

Список литературы

1. Молчанов С. Г., Мордвинова Е. А. Дистанционная технология воспитания детей в условиях изоляции // Детский сад от А до Я : научно-методический журнал для педагогов и родителей. 2020. № 4(106). С. 38-46.

2. Войниленко Н. В., Молчанов С. Г., Носачева С. Б., Солнцева Е. П. Профилактика семейного неблагополучия: построение проекта «Кризисная семья» // Детский сад от А до Я : научно-методический журнал для педагогов и родителей. 2016. № 4(82). С. 37-47.

3. Молчанов С. Г. Формирование и оценивания социальных компетенций в образовательном учреждении : учеб.-метод. пособие для классных руководителей. Челябинск : Энциклопедия, 2010. 96 с.

4. Молчанов С. Г. «Самореализация» или «социореализация»? Вопрос к читателю // Педагогическое искусство : научно-практический журнал. 2019. № 2. С. 29-31.

5. Дорохова Е. С., Джафарова Е. А. Формирование у обучающихся (воспитанников) толерантного отношения к различным социальным группам : метод. пособие / под науч. ред. С. Г. Молчанова. Челябинск : Энциклопедия, 2014. 50 с.

6. Молчанов С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС) и оценивания социализованности мальчиков (юношей) или девочек (девушек) (ОС) : пособие для педагогов коррекционных образовательных организаций. Челябинск : Энциклопедия, 2011. 61 с.

6. Молчанов С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) в образовательном учреждении высшего профессионального образования : пособие для кураторов акад. групп вузов. Челябинск : Энциклопедия, 2013. 64 с.

7. Григорьева Л. А. Video-self-teach - занятие по формированию позитивных социальных компетенций у обучающихся с ОВЗ в системе СПО // Инновационное развитие профессионального образования : научно-практический журнал. 2017. № 1(13). С. 61-66.

8. Молчанов С. Г. Феномен «ответственность» в дошкольном образовании // Детский сад от А до Я : научно-методический журнал для педагогов и родителей. 2019. № 5(101). С. 8-21.

9. Молчанов С. Г. Video-self-teach и другие социализационные занятия с родителями: опыт классификации // Детский сад от А до Я : научно-методический журнал для педагогов и родителей. 2017. № 5(89). С. 6-11.

10. Об образовании в Российской Федерации. ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

11. Богданова О. С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М. : Просвещение, 1986. 14 с.

12. Молчанов С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) в образовательном учреждении высшего профессионального образования : пособие для кураторов акад. групп вузов. Челябинск : Энциклопедия, 2013. 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.