Научная статья на тему 'Автоматическая система коммерческого учета электроэнергии как путь решения основных проблем в энергоснабжении бытового и мелкомоторного сектора'

Автоматическая система коммерческого учета электроэнергии как путь решения основных проблем в энергоснабжении бытового и мелкомоторного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / КОММЕРЧЕСКИЙ УЧЕТ / АВТОМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондарчук Евгений Викторович

Обосновывается необходимость и рассматривается метод внедрения автоматических систем коммерческого учета электроэнергии с учетом социально-экономических аспектов. Параллельно предлагается модель решения проблемы перекрестного субсидирования в электроэнергетике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATIC METER READING (AMR) AS THE SOLUTION OF THE MAIN PROBLEMS IN BUSINESS AND SOCIAL ENERGY SUPPLY

There is necessity and method of an AMR implementing including social-economic aspects. At the same time a cross subsidy problem solution is given.

Текст научной работы на тему «Автоматическая система коммерческого учета электроэнергии как путь решения основных проблем в энергоснабжении бытового и мелкомоторного сектора»

2009

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика и финансы

№ 146

УДК 368.187

АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОММЕРЧЕСКОГО УЧЕТА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ КАК ПУТЬ РЕШЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В ЭНЕРГОСНАБЖЕНИИ БЫТОВОГО И МЕЛКОМОТОРНОГО СЕКТОРА

Е.В. БОНДАРЧУК

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Репиной О.В.

Обосновывается необходимость и рассматривается метод внедрения автоматических систем коммерческого учета электроэнергии с учетом социально-экономических аспектов. Параллельно предлагается модель решения проблемы перекрестного субсидирования в электроэнергетике.

Ключевые слова: электроэнергетика, коммерческий учет, автоматизация.

Российская электроэнергетика находится в кризисном состоянии: все более обостряется дефицит электроэнергии (этот факт особенно остро заявляет о себе в зимние периоды), для полноценного развития отрасли не хватает мощностей энергетического машиностроения, не решается проблема энергосбережения. К числу этих известных проблем мы хотели бы добавить, по крайней мере, еще две. Во-первых, проблему архаичного и неэффективного учета потребления электроэнергии, которая влечет за собой недополучение платы от энергопотребителей и, во-вторых, проблему явно нерациональной организации системы оплаты за потребляемую электроэнергию.

Первая из двух названных проблем (проблема «архаичности и неэффективности») возникла достаточно давно. Проявляется она в том, что

• до сих пор существует парк электросчетчиков (примерно 21 млн. штук) [1], имеющий низкий класс точности и, как правило, превышенный срок эксплуатации. Недоучет электроэнергии за счет использования физически и морально устаревшей материальной базы измерений приводит к невосполнимым потерям энергоснабжающих организаций (по разным оценкам от 12 до 15% от собираемых платежей);

• у части бытовых потребителей средства измерения вовсе отсутствуют, распространены случаи хищения электроэнергии;

• в свою очередь, архаичная система “самообслуживания”(выписка счетов самим клиентом) при учете потребления электроэнергии в бытовом секторе содержит неустранимые недостатки: невозможность подтверждения достоверности снятых показаний, отсутствие контроля за правильностью и своевременностью платежей, высокая себестоимость биллинга для энергосбытовых компаний, значительные затраты времени на обработку информации о платежах, делающие невозможным оперативный контроль и анализ потребления;

• устарела технологическая и техническая база измерений и способов обработки информации о платежах, которая практически исключает применение предоплатных схем расчетов и не позволяет оперативно отключать индивидуальных неплательщиков;

• до сих пор отсутствует правовая база, регулирующая отношения между потребителями и энергоснабжающими организациями.

Вторая проблема (проблема нерациональной организации системы оплаты за потребляемую электроэнергию) проявляется в сохранении явно устаревшей схемы перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Суть этой схемы в том, что предприятия платят за электроэнергию по более высоким тарифам, чем население (индивидуальные потребители) и, тем самым, они как бы субсидируют население. Между тем далеко не все слои населения нуждаются в по-

добного рода социальной помощи. Существует небольшая по своему удельному весу, но резко отличающаяся по своим доходам от других группа населения, которая не только не нуждается в социальной помощи, но в состоянии оказать ее другим группам населения. Другими словами, при современной дифференциации доходов «латиноамериканского типа» мы рассматриваем существующую схему перекрестного субсидирования как нерациональную, требующую принципиального изменения.

Итак, мы сформулировали две актуальные проблемы. Попытаемся показать возможные пути их решения.

При либерализации российского энергетического рынка и достижении основных целей реструктуризации РАО “ЕЭС России” сформируются отраслевые компании (генерирующие, транспортные и сбытовые). Энергетическая единица приблизится к нормальному рыночному продукту, где потребитель полностью получает все выгоды от использования мощностей, а также несет все затраты за них [5].

При обеспечении недискриминационного доступа к сети для всех участников рынка электроэнергии ключевым вопросом становится сбор и управление информацией. При создании условий, гарантирующих включение в рынки электроэнергии и услуг новых участников, переводе договоров из категории “энергоснабжающих” в категорию “коммерческих”, появится возможность свободного выбора поставщика электроэнергии и услуг. Необходимым условием доступа на рынок является наличие у всех участников средств измерений, обеспечивающих получение достоверной информации с требуемой точностью о товаре. При этом обеспечение единства измерений, совместимость форматов передаваемых данных и дружественность интерфейсов становятся необходимым условием свободного обмена информацией между участниками рынка.

Внедрение автоматической системы коммерческого учета электроэнергии в бытовом секторе (АСКУЭ БП) на российском энергетическом рынке обусловлено необходимостью создания информационной инфраструктуры рынка в период его формирования.

При дерегулировании рынка должен быть обеспечен адекватный коммерческий учет для желающих выйти на рынок.

Целесообразно создание специализированных учетных предприятий, обеспечивающих упорядочивание финансовых расчетов за потребляемую электроэнергию в сетях АО-энерго и у абонентов путем:

• внедрения современных приборов учета;

• их квалифицированного обслуживания, установки и замены;

• обеспечения единства измерений;

• формирования единого информационного пространства для энергосбытовых компаний и потребителей [4].

Создание учетных организаций связано с тем, что используемый в России парк приборов учета в своем большинстве морально и физически устарел и вырабатывает свой ресурс. Практически все энергосистемы находятся в положении, в котором так или иначе, приходится заниматься заменой приборного парка. При либерализации российского энергетического рынка и достижении основных целей реструктуризации РАО “ЕЭС России” сформируются отраслевые компании, генерирующие сетевые и сбытовые, однако необходимым условием доступа на рынок является наличие у всех участников таких средств измерений, которые обеспечивают получение достоверной информации о товаре с требуемой точностью.

Далее на рис. 1 представлена в упрощенном виде модель, подробно предлагаемая к внедрению в Ивановской и других областях. Целью модели является внедрение учетно-биллинговых организаций, решение проблемы перекрестного субсидирования и гарантия социальной адресной помощи населению.

Механизм работы модели подразумевает постепенное попериодное снижение тарифов

для промышленности и, соответственно, постепенное повышение тарифов для населения. Фактическое снижение начинается для промышленных потребителей со второго периода, так как объем снижения во время первого периода идет не на прямое субсидирование потребителей, а на формирование социальной адресной помощи через бюджет (Б) и создание первых учетнобиллинговых организаций в рамках автоматических систем коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ). В дальнейшем, по мере создания учетных организаций, происходит дальнейшее снижение тарифов для промышленных потребителей с продолжающимся выделением средств для создания новых учетно-биллинговых организаций и пополнения бюджета социальной адресной помощи, однако теперь это уже не является единственным источником пополнения, так как появляются дополнительные источники, такие как налоговые сборы с выделившейся промышленной прибыли и развития промышленности, а также налоговых сборов с учетнобиллинговых организаций. Помимо фактического снижения тарифов для промышленных потребителей существенный эффект будет достигаться возможностью для крупных потребителей приобретать часть электроэнергии с оптового рынка особенно в течение первых периодов.

Рис. 1. Решение проблемы перекрестного субсидирования и внедрение учетно-биллинговых

организаций в рамках АСКУЭ

По существу, заявляемая в данной работе модель предлагает администрациям регионов, энергетическим комиссиям, целенаправленную политику по формированию конкурентных региональных рынков сбыта электроэнергии, включающую следующие основные разделы:

• схему социально ориентированного тарифного регулирования в период реструктуризации (контролируемое доведение тарифов до экономически обоснованных);

• процедуру управляемой отмены перекрестного субсидирования;

• механизм образования дополнительных доходов бюджетов (как источников адресной социальной помощи) и привлечения инвестиций;

• методологию реформирования муниципальных предприятий электроэнергетики и формирования региональных рынков;

• минимизацию негативных социальных и бюджетных последствий реструктуризации.

В результате может быть запущен один из элементов Федеральной стратегии обеспечения экономического роста (за счет снижения тарифов для промышленности) и борьбы с бедностью

(реализацией социально ориентированной тарифной политики и запуском эффективной системы адресной социальной помощи).

В качестве инструмента решения вышеописанных задач реформирования предлагается использование технологической инфраструктуры учета потребления на региональных рынках. Правилами государственного регулирования электроэнергетики учет как вид бизнеса регулированию не подлежит, а значит, это единственная договорно-правовая возможность включить в идею « цены за услуги по учету» часть дополнительного дохода промышленных потребителей от снижения тарифа до уровня экономически обоснованного.

Только подобное «социальное партнерство» с крупным бизнесом в переходный период позволит минимизировать неизбежные негативные бюджетные и социальные последствия реформирования электроэнергетики.

В результате целенаправленных организационно-технических и корпоративных усилий администрации региона и энергетической комиссии весь объем перекрестного субсидирования в течение переходного периода формирования регионального рынка электроэнергии будет распределен между бюджетом (что обеспечит достаточные источники для создания системы адресной социальной помощи), промышленными потребителями (для которых снижение тарифа даст толчок к росту) и инвестициями.

Внедрение автоматизированного учета потребления у бытовых потребителей и в мелкомоторном секторе - необходимый элемент подготовки рыночной инфраструктуры в ходе реструктуризации РАО “ЕЭС России”. Применение АСКУЭ БП должно обеспечивать:

• реализацию гибкой тарифной политики - вначале мультитарифное регулирование, дифференцированное по группам населения, затем - после отмены перекрестного субсидирования - на основе конкурентных механизмов;

• снижение расходов на сбор и обработку информации о потреблении;

• автоматическое опознавание и доклады о незарегистрированных абонентах;

• снижение коммерческих потерь электроэнергии (включая фиксацию утечек и хищений);

• предоставление информации о процессе потребления , формирование, анализ и прогнозирование нагрузочных профилей;

• объективную и документируемую систему расчетов между потребителями и поставщиками электроэнергии;

• комплексную диспетчеризацию энергетического оборудования зданий.

Касаясь реализации гибкой тарифной политики, ниже приведен расчет одного шага управляемого снижения тарифа в рамках отмены перекрестного субсидирования (ПС).

Примерный расчет на основе данных по Ивановской области

• актуальный тариф для населения - 0,9229 руб.;

• объем платежей населения Ивановской области - 726,3 млн. руб.;

• предполагаемый рост тарифа для населения на первом шаге - 30% до 1,2 руб.;

• объем дотаций для населения из объема адресной социальной помощи - полная компенсация роста тарифа для 50% населения, что составляет примерно 30% потребления (рис. 1, 2);

• объем перекрестного субсидирования для промпотребителей - 22,8 коп. за квт./ч.;

• соглашение с промышленным потребителем предусматривает следующее разделение дополнительного дохода, выделившегося от снижения груза перекрестного субсидирования для промышленного потребителя:

1) 30% - потребителю;

2) 30% - бюджет (на создание адресной социальной помощи);

3) 40% - доходы учетно-биллинговой компании в рамках АСКУЭ (инвестиции и компенсация собственных издержек).

Рис. 2. Распределение бытовых абонентов по объему потребления электроэнергии

Идеология и последовательность расчета:

1. Рост тарифа для населения на следующий период регулирования составит 30%, новый тариф составит 1,2 руб. за квт./ч.

2. Общий объем платежей при новом тарифе - 957,5 млн.руб. Прирост платежей для муниципальной энергетики составляет 186,7 млн.руб., из которого 130,7 млн. обеспечено ростом платежей небедной части населения, а 56 млн. - компенсация роста из бюджета для малоимущих (в виде АСП).

3. В рамках предлагаемой модели тариф для промпотребителя при сохранении финансового баланса (недопущении выпадающих доходов у субъектов регионального рынка) в округе может быть снижен на те же 186,7 млн.руб.

4. Потери Ивэнергосбыта от снижения тарифа для промпотребителя компенсируются ростом покупного тарифа для муниципальной энергетики (он постепенно, пошагово, приближается к экономически обоснованному) на соответствующую сумму в 186,7 млн.

5. Снижение тарифа для промпотребителя достигается выводом соответствующего объема промпотребления на оптовый рынок. Этот объем составляет 186,7млн.руб/22,8коп = 819 млн. квт./ч.

6. Становится важным (из-за дохода от сбытовой надбавки), кто будет этому промпотреби-телю осуществлять поставки с оптового рынка: независимая сбытовая компания, ИВГЭС, Ив-энергосбыт.

7. Условием снижения тарифа для промпотребителя является договор на оказание возмездных услуг по учету с учетно-биллинговой компанией (УБК) выполняющей функцию АСКУЭ. Условия договора - отражение условий раздела дополнительного дохода из соглашения с администрацией области: стоимость услуг УБК = 16 коп. за квт./ч. - это 70% от объема перекрестного субсидирования в 22,8 коп.

Фактический дополнительный доход промышленного потребителя - 6,8 коп. за квт./ч.

Итоги одного шага процедуры:

Тариф для населения вырастет на 30%, но при этом малообеспеченной части населения будет оказана адресная социальная помощь из бюджета в необходимом и достаточном размере. Объем перекрестного субсидирования в области сократится на 186,7 млн.руб. Тариф для промпотреби-телей (для расчетного объема потребления) снизится на 6,8 коп. за квт./ч., что обеспечит дополнительный доход в размере 55,6 млн.руб. (819 млн.квт. х 6,8 коп.). Доход УБК от оказания возмездных услуг по учету составит 131,1 млн.руб, которые должны быть распределены следующим образом : 56 млн.руб. - в бюджет на формирование АСП, 75,1 млн.руб - инвестиции в инфраструктуру учета и компенсация издержек компании (себестоимость оказания услуг).

Для оформления областной программы и принятия регионального закона об адресной социальной помощи администрации и Законодательному собранию области необходимо утвердить следующие основные параметры:

• доля населения, которому оказывается АСП (следовательно, и его доля потребления);

• общая продолжительность процедуры и ежегодные темпы роста тарифа для населения;

• раздел дополнительного дохода в соглашении с промпотребителем.

Таким образом, процедура устанавливает жесткую связь между каждой копейкой роста тарифа для населения и копейкой дополнительного дохода промпотребителя при снижении тарифа. Любые небалансы по объемам платежей могут быть обусловлены либо неточной оценкой экономически обоснованного тарифа (а в отсутствии полноценного учета эту оценку невозможно сделать точно, придется ее корректировать по мере развития процедуры), либо недобросовестной оценкой объема коммерческих потерь Региональной энергетической комиссией (РЭК). При таком постепенном характере процедуры отмены перекрестного субсидирования перестает иметь значение срок проведения реформы. Главное не торопиться, чтобы все потребители успели перестроиться:

1. Промышленные потребители (из числа включенных в процедуру) получают возможность доступа на рынок и свободного выбора поставщика электроэнергии.

2. Прогнозируется график снижения тарифа для промышленности и рост тарифа для населения с соответствующими компенсациями.

3. Негативные социальные последствия для населения и бюджета компенсируются в той мере, в какой определено Законодательным собранием и администрацией области.

4. На каждом шаге (ежегодно) оценка экономически обоснованного тарифа для промышленности и населения уточняется, погрешность в оценке будет стремиться к нулю по мере развития инфраструктуры учета и снижения коммерческих потерь.

При запуске такой процедуры ее можно остановить в любой момент и даже сохранить какой-то объем перекрестного субсидирования, как только будет признано, что социальное «напряжение» достигло предела. При этом рыночные отношения, реальная конкуренция и механизмы оптимизации потребления энергоресурсов будут работать.

На основе исследований структуры потребления электроэнергии населением на очередной период регулирования:

• определяются категории населения, нуждающиеся в адресной социальной помощи;

• устанавливается необходимый объем АСП при запланированном росте тарифа для населения (детально механизм оказания АСП устанавливается региональным законом);

• рассчитывается объем промышленного потребления, который может быть выведен на оптовый рынок;

• на основе единой нормативной и технической политики, согласованной с органом власти округа и администратором торговой системы оптового рынка, учетно-биллинговая компания осуществляет инвестиции в инфраструктуру розничного рынка энергоресурсов.

Внедрение АСКУЭ БП представляет собой долгосрочную стратегию, логика концепции реструктуризации РАО “ЕЭС России” объединяет внедрение АСКУЭ БП с первыми двумя этапами реструктуризации (т. е. 5 лет). Движущей силой долгосрочной стратегии является применение современных информационных технологий (ИТ). Охват ИТ миллионов точек учета (не менее 21 млн. абонентов, т. е. - 4 млн. в год) и организация сетей обмена данными - далеко не простая задача, однако достоинства внедрения АСКУЭ не ограничиваются положительными финансовыми результатами, они означают шансы на широкое развитие бизнеса компаний в будущем.

Основываясь на анализе возможностей реализации заявленных целей и задач внедрения АСКУЭ БП [2,3], при внедрении необходимо разработать и нормировать комплекс функциональных требований в сферах :

• повышения качества обслуживания клиентов и предоставления большего пакета услуг, предусмотрев расширение информационных возможностей АСКУЭ;

• реализации гибкого и мультитарифного регулирования;

• совершенствования внутренней структуры сбытовых компаний и создания новых бизнесов;

• снижения расходов сбытовых компаний на сбор информации;

• учета клиентской базы путем создания единых технических требований к системе управления базами данных;

• обеспечения низкой цены абонентского места на конкурентном рынке;

• обеспечения достоверности и надежности собираемой информации.

Реализация намеченных мер по внедрению АСКУЭ в бытовом и мелкомоторном секторе электроэнергетики приведет к созданию современной информационной и технологической инфраструктуры сбыта. Этот результат обеспечит компаниям - участникам рынка возможность проводить гибкую тарифную политику, повысить свою эффективность и внедриться на новые развивающиеся рынки информационных услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рабочие материалы некоммерческого партнерства «Лаборатория СЭЛС». Проект реформирования электроэнергетики в Ивановской области. - М., 2005.

2. Джеремия Д. Ламберт. Создание конкурентных рынков энергии: модель PJM, NY. - 2002.

3. Майкл Уибе. Путеводитель по вопросам коммунальных услуг: системы AMR и IT для электроэнергии, NY.,- 2002.

4. Electricity Market Reform. An IEA Handbook.- Paris: International Energy Agency, 1999.

5. De Vries L.J., Hakvoort R.A. Market Failure in Generation Investment. The Dutch Perspective // Fifth International Conference on Power System Management and Control, London, UK, 17-19 April,2002, Conference Publication № 488.

AUTOMATIC METER READING (AMR) AS THE SOLUTION OF THE MAIN PROBLEMS IN BUSINESS AND SOCIAL ENERGY SUPPLY

Bondarchuk E.V.

There is necessity and method of an AMR implementing including social-economic aspects. At the same time a cross subsidy problem solution is given.

Сведения об авторах

Бондарчук Евгений Викторович, 1982 г.р., окончил Московский университет Туро (2003), сотрудник некоммерческого партнерства лаборатории «СЭЛС», автор 3 научных работ, область научных интересов - экономика в сфере энергетического комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.