ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ТОРГОВЛИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
ГАССИЕВА О.И.,
кандидат экономических наук, доцент, Северо-Кавказский горно-металлургический институт (ГТУ), e-mail: [email protected]
Существующая на сегодняшний день в России модель формирования тарифов на электрическую энергию и мощность де-факто полностью исключает рыночные принципы хозяйствования. Решение этой проблемы лежит в построении системы рыночных взаимоотношений в отрасли. Причем, государственная политика в сфере функционирования электроэнергетики должна содержать эффективные механизмы защиты интересов потребителей энергоресурса. Решить данную проблему можно при помощи использования модели Единой тарифной зоны. Данная модель обеспечит создание реальной конкуренции между сбытовыми электроэнергетическими компаниями на уровне СК ФО, что позволит снизить тарифы для конечных потребителей.
Ключевые слова: реформа электроэнергетики; региональный рынок электрической энергии; единая тарифная зона; интересы потребителей электрической энергии; снижение тарифов на электрическую энергию; создание конкуренции в отрасли электроэнергетики.
The existing for today in Russia the model of formation of tariffs for electric energy and power of the de-facto completely eliminates the market economic principles. The solution of this problem lies in the building of the system of market relations in the industry. Moreover, the state policy in the sphere of functioning of electric power industry should contain effective mechanisms for the protection of the interests of consumers energy source. You can fix this by using the use of the Unified tariff zone. This model will provide the creation of a real competition between the selling electric power generating companies on the level of North-Caucasian Federal District, that will allow to lower tariffs for end-users.
Keywords: reform of the electric power industry; the regional market of electric power; tariff zone; the interests of the consumers of electric energy; reduction of tariffs on electrical energy; creation of competition in the electricity industry.
Коды классификатора JEL: O13, P28.
Основными целями реформирования электроэнергетики России, как декларировали ее идеологи, были: привлечение инвестиций с целью модернизации отрасли; снижение темпов роста тарифов на энергию (за счет разделения РАО ЕЭС России на естественно монопольную и конкурентную сферы).
Минпромэнерго России в 2001 г. приступило к реализации указанных выше задач через введение рыночных отношений как на оптовом, так и на розничном рынках, создавая полноценную конкурентную среду в электроэнергетической отрасли через повышение эффективности производства электроэнергии, привлечение инвестиций для развития отрасли. Однако в ходе проведения реструктуризации электроэнергетики выяснилось, что цены на энергию должны обеспечить инвесторам прибыль от их вложений, а это можно сделать только за счет их значительного увеличения. В противном случае сроки окупаемости исчислялись бы десятками лет. Фактически на ОРЭМ в нерегулируемом секторе сложилась ситуация бесконтрольного формирования стоимости на электрическую энергию и мощность.
Ситуация с организацией торговли электрической энергией (мощностью) в Российской Федерации с 1.01.2011 г. показала неоправданно высокий рост тарифов в нерегулируемом секторе. Темп роста тарифов на электрическую энергию существенно выше, чем индекс роста потребительских цен: в среднем по стране он больше на 12-15%.
© О.И. Гассиева, 2011
TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
Для республик Северно-Кавказского ФО подобный механизм формирования цен ведет к росту неплатежей из-за стремительного роста тарифов, которые никак не связаны с развитием региональных экономик, и не учитывающим специфику развития и структуру потребителей республик.
Фактически рост тарифов на электрическую энергию в Северо-Кавказском ФО спровоцировал рост дебиторской задолженности энегоснабжающих организаций- на 30-40%, высокий рост фактических потерь электрической энергии до 32%, что указывает на отсутствие возможности оплачивать стоимость потребленной электрической энергии.
Фактически Гарантирующими поставщиками в Северо-Кавказских республиках управляют сетевые организации, в итоге получается, что разделение видов деятельности де-факто не происходит. Данный факт также способствует саботированию приходу на розничные рынки СК ФО прочих сбытовых операторов.
Можно сделать вывод, что СК ФО отстает от других регионов РФ по части внедрения целевой модели розничного рынка. Возможно, в сложившейся ситуации будет правильно с помощью Правительства РФ создать пилотный проект модели розничного рынка без участия посредников. Ведь статус Гарантирующего поставщика зачастую никакого отношения не имеет к созданию конкурентных условий на розничных рынках электрической энергии, а его деятельность не направлена на защиту потребителей.
В чем суть пилотного проекта — создание единой ценовой зоны в виде пилотного проекта в СевероКавказском округе при формировании цены на электрическую энергию и правил построения конкуренции за потребителя.
Реализация модели единой тарифной зоны на базе Северо-Кавказского ФО требует разработки мероприятий и проекта Постановления Правительства РФ на проведение пилотного проекта, в частности:
♦ снабжение всей этой группы потребителей необходимо осуществлять с ОРЭ с привязкой свободных договоров ГП (МРСК «СК») к поставщикам крупных государственных генкомпаний — концерна «Росэнергоатом» и ОАО «РусГидро».
♦ население должно быть поделено на наиболее платежеспособных, платежеспособных и неплатежеспособных, внутри этой группы потребителей должно быть внутреннее перекрестное субсидирование (ступенчатые тарифы) — неплатежеспособного населения платежеспособным, социально-значимых объектов — наиболее платежеспособным населением и т.д.;
♦ определить ответственного за планирование в регионе СК и трансляцию цен оптового рынка на розничный рынок, обеспечив прозрачность и справедливость в лице единого независимого Оператора (АРР ), отменив конкурсы ГП;
♦ все потребители, кроме группы «население и бюджетные социально-значимые и государственноважные объекты», должны быть поделены по присоединенной мощности на наиболее крупных (способных в любой момент уйти на оптовый рынок), крупных, средних и мелких;
♦ стимулировать население к переходу на двух— и многоставочные тарифы через дифференциацию дневных и ночных тарифов;
♦ необходимо утверждать не тарифы, а таблицы градационного ценообразования — стоимостей потребляемой электроэнергии в зависимости от ее количества (отдельно для платежеспособных и неплатежеспособных, причем, дифференциация должна быть искусственно усилена, чтобы повысить стимулы к энергосбережению (введение социальной нормы);
♦ представить возможность потребителям электрической энергии управлять ее стоимостью;
♦ абсолютную свободу выбора поставщика и ухода от ГП (МРСК «СК»);
♦ в целях включения ЭСК за потребителей, у ЭСК должна быть возможность самому управлять размером своей сбытовой надбавки для всех потребителей, планировать графики потребления.
♦ снижение темпов роста тарифов на электрическую энергию (в итоге ниже темпов ИПЦ);
♦ определение границы между розничным рынком электрической энергии и ЖКУ;
♦ приведение ценообразования на электрическую энергию и ЖКУ в соответствии с федеральным законодательством;
♦ введение системы предоплаты для всех потребителей электрической энергии;
♦ введение социальной нормы для граждан до целевого снижения темпов роста тарифов.
Кроме этого, прототип единой тарифной зоны после 1.01.2015 г. Может стать биржевой площадкой
по продаже электрической энергии и мощности.
Единая ценовая зона в Северо-Кавказском округе Российской Федерации с единой инфраструктурой позволит снизить долю издержек и соответственно тарифов, а также будет способствовать развитию конкуренции предлагаемой в проекте.
Фактически предлагаемая модель формирует справедливые условия для всех участников регионального рынка электрической энергии. Первый уровень в данной модели представлен оптовыми продавцами электрической энергией и мощностью — это уровень ОРЭМ. До 1.01.2015 года стоимость электрической энергии и мощности в размере заявленных балансовых величин на территории Северо-Кавказского ФО будет реализовываться по регулируемым ценам.
ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ТОРГОВЛИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ.
177
Второй уровень в данной модели представлен сбытовыми компаниями: ГП и прочими сбытовыми компаниями, субъектами-покупателями ОРЭМ. Эти субъекты рынка или для собственно потребления, или с целью перепродажи будут покупать электрическую энергию и мощность по установленным ФСТ тарифам, и организовывать сбытовую деятельность. Причем, потребители, имеющие системы АСКУЮ и напрямую информационно связанные с Единой тарифной зоной, смогут сами выбирать сбытовую компанию и подбирать оптимальный тариф или при помощи оператора рынка уходить от посредников и напрямую покупать электрическую энергию у оптовых продавцов. В данном случае необходимо соизмерить все риски, и выработать общие принципы допуска. Если технические параметры потребления электрической энергии и мощности таких потребителей будут соответствовать заявленным в балансе, то выход напрямую на первый уровень, минуя посредников сбытовиков, позволит снижать издержки потребителям. На данном уровне при выполнении описанных условий будет присутствовать реальная конкуренция между сбытовыми компаниями, которые станут снижать свои издержки, разрабатывать новые пакеты тарифов, чтобы удержать старых и привлечь новых потребителей.
Третий и четвертый уровень представлен сетевыми компаниями — МРСК и территориальными сетевыми компаниями. Данный уровень характеризуется как элемент технологической инфраструктуры электроэнергетики. Стоимость услуг сетевых компаний — как естественномонопольного звена отрасли — регулируется государством. Поэтому данные компании при создании именно такой структуры функционирования электроэнергетики будут отделены от прочей деятельности и коммерческих интересов в сбытовых компаниях.
Пятый уровень Единой тарифной зоны — это потребители (покупатели электрической энергии и мощности). Предложенная структура организации региональной энергетики наиболее оптимально учитывает интересы этой группы субъектов, нивелируя монопольное положение сбытовых компаний. Кроме этого условия функционирования Единой тарифной зоны будут мотивировать потребителей устанавливать АСКУЭ, чтобы иметь возможность быть равноправным участником системы «поставщик-потребитель» электрической энергии.
Организация функционирования Единой тарифной зоны будет в зоне ответственности некоммерческой структуры оператора — Администратора торговой системы. Этот элемент будет относиться к технологической инфраструктуре Единой тарифной зоны. Все технические параметры соблюдения режимов энергопотребления, графиков нагрузок, анализ и мониторинг балансов электрической энергии и мощности будут контролироваться указанной структурой. Фактически Администратор торговой системы выступит главным организатором процесса продажи-покупки электрической энергии, а после 1.01.2015 г. может реструктуризоваться в электронную биржу по продаже электрической энергии и мощности.
Все финансовые расчеты, связанные с функционированием системы «поставщик-потребитель» электрической энергии, согласно предлагаемой модели будет осуществляться через независимого оператора — Единый расчетный центр. Причем финансовые средства по оплате потребляемой электрической энергии и мощности от потребителей будут непосредственно поступать на счет Единого расчетного центра. Функция распределения средств между всеми участниками Единой тарифной зоны согласно определенным долям в структуре стоимости потребляемой электрической энергии и мощности: субъектами-продавцами ОРЭМ, сбытовыми компаниями, сетевыми организациями, АТС — будет полностью лежать на Едином расчетном центре. Активное применение систем АСКУЭ позволит существенно сократить так называемые коммерческие потери в электроэнергетической системе, повысить платежную дисциплину потребителей электрической энергии, что также будет положительным фактором функционирования Единой тарифной зоны.
По мере развития Единой тарифной зоны будет важно разрабатывать новые пакеты тарифов и расширенных возможностей для потребителей. Например, чтобы у потребителей появился дополнительный стимул к установке систем АСКУЭ даже в индивидуальных жилых помещениях, необходимо предоставить услугу управления объемом энергопотребления самим потребителям. В частности, весь алгоритм потребления электрической энергии и организация расчетов за ее потребление должен строиться по принципу, схожему с пользованием услугами сотовой связи. Система АСКУЭ, используемая потребителем электрической энергии в режиме онлайн, должна будет отслеживать режим и объем потребления. Информация о размере потребления и стоимости энергоресурса будет сообщаться потребителю автоматически: или оповещениями через сотового оператора, или уведомлениями на электронную почту, или иным заранее определенным способом. На основе этой информации потребитель будет оплачивать счет за потребленную электрическую энергию удобным для себя способом: посредством электронного платежа через интернет, через сотового оператора, через банковскую систему или традиционно через представителей единого расчетного центра. Причем, в случае неоплаты электрической энергии, через систему АСКУЭ будут подаваться предупредительные сигналы об отключении — подача ресурса будет временно прекращаться сначала не несколько минут в день, затем на несколько часов, в случае дальнейшей неоплаты подача энергоресурса будет отключена до момента погашения долга за потребленный энергоресурс. Все условия функционирования данной системы должны быть заранее указаны и согласованы в договоре на энергоснабжение между потребителем и Единым расчетным центром. На основе предлагаемого базового расчетного принципа между потребителем электрической энергии и Единого расчетного центра можно будет
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
разрабатывать и предлагать варианты: интерактивный выбор тарифа на электрическую энергию и мощность, предоплата за электрическую энергию, обеспечивающая бонусы для потребителя и т.д. Все это даст возможность потребителю управлять процессом потребления электрической энергии, повысить контроль за своими расходами за потребляемые энергоресурсы, улучшить платежную дисциплину. Фактически вся системы «поставщик-потребитель» электрической энергии будет оптимизирована.
ЛИТЕРАТУРА
1. «О единой тарифной зоне в Северо-Кавказском федеральном округе». Материалы VII Международной конференции «Устойчивое развитие горных территорий в условиях глобальных изменений». Владикавказ: Изд-во «Терек» СКГМИ (ГТу), 2010.