УДК 322.2:261.8:327.56(470+571 +477)
https://doi.org/10.24158/pep.2019.1.2
Морозов Илья Леонидович
Morozov Ilya Leonidovich
доктор политических наук, доцент,
профессор кафедры государственного
управления и политологии
Волгоградского института управления - филиала
Российской академии народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
D.Phil. in Political Science, Professor, Department of Public Administration and Political Science, Volgograd Institute of Management, Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Харыбин Александр Николаевич
Kharybin Aleksandr Nikolaevich
старший преподаватель кафедры философии, политологии и права Волгоградского государственного аграрного университета
АВТОКЕФАЛИЯ УКРАИНСКОЙ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
КАК ИНСТРУМЕНТ ОБОСТРЕНИЯ
РОССИЙСКО-УКРАИНСКОГО
ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО
КОНФЛИКТА
Senior Lecturer, Department of Philosophy, Political Science and Law, Volgograd State Agrarian University
AUTOCEPHALY OF THE UKRAINIAN ORTHODOX CHURCH AS A TOOL FOR THE INTENSIFICATION OF THE RUSSIAN-UKRAINIAN TERRITORIAL AND POLITICAL CONFLICT
Аннотация:
В статье рассматривается предоставление Патриархом Константинопольским автокефалии Украинской православной церкви как политический шаг, направленный на обострение российско-украинских отношений на современном этапе. Авторы статьи отмечают причины данного решения: борьба Константинополя и Москвы за главенствующую роль в православном мире, геополитические факторы российско-украинского конфликта и роль США как дестабилизирующего фактора в российско-украинских отношениях, использование президентом Украины П.А. Порошенко вопроса об автокефалии украинской церкви как ключевого в рамках своей предвыборной программы в условиях низкого рейтинга поддержки со стороны избирателей. На основе социологических данных рассмотрен уровень духовно-религиозного влияния украинских православных церквей, оппозиционных Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП): Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), а также Униатской церкви Украины (УЦУ). В заключение представлены два вероятностных сценария дальнейшего развития ситуации: «польский», при котором получившая автокефалию церковь в дальнейшем возвращается в состав Русской православной церкви, и «литовский», при котором будет развиваться духовное противостояние церквей на фоне обострения геополитических противоречий в регионе.
Ключевые слова:
Украина, Россия, США, православие, автокефалия, Московский патриархат, Константинопольский патриархат, Киевский патриархат, геополитика, политический конфликт.
Summary:
The study discusses the fact of granting autocephaly to the Ukrainian Orthodox Church by the Patriarch of Constantinople as a political move aimed at aggravating Russian-Ukrainian relations at the present stage. The authors note the following reasons for this decision: the struggle of Constantinople and Moscow for primacy in the Orthodox world, the geopolitical factors in Russian-Ukrainian conflict and the role of the USA as a destabilizing factor in Russian-Ukrainian relations, an appeal of the President of Ukraine P. Poroshenko to Ukrainian autocephaly issue as a key point in his election program in terms of low public approval rating. Based on sociological data, the research examines the spiritual and religious influence of the Ukrainian Orthodox churches opposing the Ukrainian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate, i.e. the Ukrainian Auto-cephalous Orthodox Church, the Ukrainian Orthodox Church of the Kiev Patriarchate, and the Ukrainian Uniate Church. In conclusion, the study presents two possible development scenarios: Polish (the auto-cephalous church will later return to the Russian Orthodox Church) and Lithuanian ones (the spiritual confrontation of churches will develop against the background of aggravating geopolitical contradictions in the region).
Keywords:
Ukraine, Russia, USA, Orthodoxy, autocephaly, Moscow Patriarchate, Patriarchate of Constantinople, Kiev Patriarchate, geopolitics, political conflict.
В стремлении минимизировать влияние России на граждан Украины украинская политическая элита готова идти на любые радикальные меры, запрещая деятельность российских СМИ, коммерческих организаций, ограничивая въезд на территорию страны российским гражданам, устраивая крайне опасные по потенциальным последствиям военные провокации в Керченском
проливе. Одной из подобных мер по снижению российского влияния стал курс на создание автокефальной Украинской православной церкви с перспективой последующего полного духовного разрыва с Московским патриархатом.
Автокефалия - статус поместной церкви, предполагающий ее административную независимость от других поместных церквей. Автокефальная церковь возглавляется епископом, который может иметь титул (сан) патриарха, архиепископа. Возникновение статуса автокефалии обычно обусловлено объективными историческими обстоятельствами, но в данном случае ее сторонники на Украине перевели вопрос даже не в политическую, а в иррациональную плоскость, видя в ней нечто большее, чем очередной удар по России в рамках «гибридной войны». Президент Украины П.А. Порошенко так прокомментировал информацию о том, что глава православной церкви в Стамбуле, патриарх Варфоломей, предоставит Украине независимость церкви от России: «Это [автокефалия] большая победа боголюбивого украинского народа над московскими демонами, победа добра над злом, света над тьмой» [1].
На сегодняшний день вопрос о национальной церкви, независимой от России, является для политической элиты Украины вопросом национального суверенитета. Как отмечает Н.А. Белякова, религиозная идентичность населения воспринимается рядом государственных экспертов как составная часть стратегических интересов государства в гуманитарной сфере [2, с. 118]. Русская православная церковь, как указывает К.В. Лапицкий, занимает привилегированное место в системе взаимосвязи государства и общества в России, несмотря на светский характер государства [3, с. 24]. Политическое руководство России рассматривает ущемление интересов церкви как угрозу национальной безопасности.
В чем же причина столь сильного стремления руководства Украины получить автокефалию и нежелания России предоставлять ее? З. Бжезинский уделял особое внимание геополитической роли Украины в возможном имперском возрождении России, отмечая, что при включении Россией Украины в свой состав (или орбиту влияния) возможно восстановление России как евразийской империи. Если же Украина выберет европейский путь развития, то экспансия России на западном направлении окажется невозможной [4, с. 107]. Церковь в современном мире является одним из институтов «мягкой силы» [5, с. 15] и рычагов влияния. Потеря канала продвижения российской soft power еще больше отдалит два славянских государства друг от друга и существенно уменьшит шансы на мирное решение затянувшегося межгосударственного кризиса.
С. Хантингтон отмечает возрастающий фактор религии в межгосударственных отношениях и делит мир на восемь цивилизаций в зависимости от конфессии. Американский политолог указывал, что наиболее стабильны цивилизации, имеющие государство-лидера (западная - США, конфуцианская - Китай) [6]. В славяно-православной цивилизации роль духовного, военного и геополитического лидера выполняла Россия. В результате выхода Украинской православной церкви из-под юрисдикции Русской православной церкви уменьшается территория, подконтрольная Московскому патриархату, которая примерно соответствует границам «русского мира». Украина, являющаяся вторым по территории и численности населения православным государством, после создания автокефальной церкви может рассматриваться как новый региональный геополитический центр силы православной цивилизации и основной соперник Москвы в Восточной Европе.
В отличие от католической церкви, в которой имеется единый центр - Ватикан, православные поместные церкви автономны, а Патриарх Константинопольский хотя и носит титул Вселенского, является первым среди равных. В советский период доминирующее положение Московского патриархата в православном мире хотя и не было закреплено официально, но не оспаривалось. Связано это было с тем, что одна часть поместных церквей находилась в зоне советского влияния (Сербская, Болгарская, Румынская, Польская, Чехословацкая), а другая - в государствах в основном с нехристианским населением (Константинопольская, Александрийская, Антио-хийская, Иерусалимская). Главным соперником Москвы является Константинополь, при этом возможности государств не равны: количество прихожан Русской православной церкви - 180 млн человек, а Константинопольского патриархата - чуть больше 5 млн человек [7]. Цель Константинополя - лишить Русскую православную церковь трети ее прихожан, а в идеале переподчинить Украинскую православную церковь напрямую себе. Важным аспектом является то, что больше половины прихожан Константинопольского патриархата проживают в Северной Америке [8]. В связи с большим количеством приходов, расположенных в США, важную роль в проводимой Константинополем политике играет североамериканское лобби: США используют ситуацию для нагнетания кризиса вокруг Украины и поддержания нестабильности.
Другие поместные церкви в разгоревшемся споре поддерживают позицию Москвы, отмечая фактор политической предвзятости в решении Патриарха Константинопольского Варфоломея I.
- Предстоятель Иерусалимской православной церкви патриарх Феофил III отмечает: «Щупальца глобализации пытаются проникнуть и в Церковное тело, чтобы его разрушить. Это происходит по всему миру, в том числе и на Украине. Вмешательство политиков в дела Церкви, представителей одной Церкви в дела другой под влиянием политиков - это признаки такого процесса» [9].
- Архиепископ Севастийский Феодосий (Ханна) заявил: «Проблема Украины и проблема Русской православной церкви на Украине - пример вмешательства политиков в церковные дела. К сожалению, здесь имеет место реализация американских целей и интересов. Политика США сделала мишенью Украину и Православную церковь на Украине. Украинская церковь всегда исторически была вместе с Русской церковью, была с ней одной Церковью, и нужно защитить и сохранить это» [10].
- Синод Сербской православной церкви признал: «Собравшиеся здесь выражают полную солидарность и сострадательную братскую любовь со своей сестрой-мученицей Украинской церковью, которая подвергается жесточайшим гонениям со стороны киевского режима» [11].
Президент Украины П.А. Порошенко вопрос независимости украинской церкви от Русской православной церкви сделал основным в своей предвыборной программе и связал с национальной безопасностью страны, заявив в июне 2018 г.: «Автокефалия - это не проблема только украинских православных. Это - вопрос нашей независимости. Это - вопрос нашей национальной безопасности. Поэтому и оказывают такое яростное сопротивление Москва и ее пятая колонна на Украине» [12].
Статистика храмовых построек (рисунок 1) и отношения жителей страны к идее создания украинской автокефальной церкви (рисунок 2) указывает на значительный ресурс поддержки курса президента Украины П.А. Порошенко. Следует обратить внимание и на то, что количество верующих Украинской православной церкви Киевского патриархата превышает количество верующих Украинской православной церкви Московского патриархата почти в два раза, хотя и велика доля тех, кто определяет себя «просто православным», т. е. стоит выше раздора по поводу автокефалии (рисунок 3).
14000
12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
12 069
3 784 5 114
868 1 195
УПЦ КП
УАПЦ
УПЦ МП
■ Культовые сооружения ■ Общины
Рисунок 1 - Количество культовых сооружений и общин Украины по церквям [13]
Поддерживают Не поддерживают Не интересуются вопросом Затруднились ответить
Рисунок 2 - Отношение населения страны к идее создания на Украине поместной автокефальной церкви, % [14]
УПЦ КП УПЦ МП УАПЦ
Просто православные Затруднились ответить
Рисунок 3 - Причисление себя к православной церкви гражданами Украины, % [15]
Следует также учитывать и фактор Униатской церкви Украины (Украинская грекокатоличе-ская церковь), объединяющей более 4 млн верующих [16] и благосклонно воспринявшей идею объединения оппозиционных Московскому патриархату украинских церквей в рамках автокефалии в расчете усилить влияние Ватикана на новое церковное образование [17, с. 54].
Если вспомнить исторический фон, то ключевым событием является произошедшее в 988 г. Крещение Руси князем Владимиром. Апеллируя к этому факту, и Россия, и Украина позиционируют себя как преемницы Киевской Руси: Россия в силу истории, Украина в силу территориальных истоков государства.
В 2014 г. Россия и Крым воссоединились, президент России В.В. Путин обосновывал исконную принадлежность Крыма к России доминированием в структуре населения полуострова русского этноса. В.В. Путин отмечал, что Украина и Россия (а также Белоруссия, еще одна сторона в славянском геополитическом треугольнике, не обозначавшая претензии на доминирование в восточнославянском мире) всегда были объединены как «один народ» через церковь. «Киев (столица Украины, расположенная в центре страны, далеко от Крыма и России. - Примеч. авт.) - мать городов русских». «Его [князя Владимира] духовный подвиг... предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии» [18]. С этого момента начал выстраиваться новый образ В.В. Путина как защитника православных христиан. Религиозной тематике стало уделяться все больше места, поэтому возможная автокефалия одновременно приведет к повышению рейтинга П.А. Поро-шенко и снижению рейтинга В.В. Путина.
По итогам проведенного исследования в качестве трех главных причин стремления украинского политического руководства к церковной автокефалии следует обозначить:
- противостояние Константинопольского и Московского патриархата по поводу реального доминирования в православном мире;
- стремление США ухудшить взаимоотношения между Россией и Украиной, сократить возможности российской «мягкой силы» по влиянию на население Украины и окончательно удалить Украину из сферы влияния РФ для недопущения возрождения «русской империи»;
- поддержка населением Украины Украинской православной церкви Киевского патриархата;
- активное использование проблемы автокефалии в качестве ключевой в предвыборной программе П.А. Порошенко.
Признание автокефалии потенциально может привести к некоторому ухудшению геополитического положения России за счет сокращения территории «русского мира». На современном этапе все поместные православные церкви, за исключением Константинопольской, обозначили свое несогласие с признанием Украинской церкви автокефальной.
По мнению авторов статьи, существует два варианта дальнейшего развития событий:
- «польский» - Польская православная церковь была последней церковью, получившей автокефалию от Патриарха Константинопольского, несмотря на признание всеми поместными церквями, кроме Русской православной церкви. В дальнейшем вернулась в состав Русской православной церкви;
- «литовский» - повторение ситуации XIV в., когда Киев и Москва подчинялись враждующим государствам: Великому княжеству Московскому и Великому княжеству Литовскому (Россия - Украина). Итогом стало создание независимой от Москвы Киевской митрополии Константинопольским патриархатом.
В данный момент, по мнению авторов статьи, у Русской православной церкви Московского патриархата нет эффективных практических инструментов кардинального влияния на религиозную ситуацию в украинских землях, это необходимо признать в рамках реализации внешнеполитического курса России по защите своих национальных интересов. Любое поспешное и резкое действие со стороны Московского патриархата даст инициативу украинским радикалам и сформирует повод для силовых действий: ускорение захвата храмов, запугивание прихожан, расправа с противниками автокефалии и т. д. Сложившаяся проблемная ситуация не порождена собственно религиозными разногласиями между Москвой, Киевом, Константинополем и является локальным проявлением более широких процессов глобального геополитического конфликта между Россией и США, в который оказалась замешана Украина. Поэтому России следует проявить выдержку и тактичность в религиозном вопросе: не прекращая духовного осуждения раскольнических действий Патриарха Константинопольского, с помощью внешнеэкономических рычагов постепенно восстанавливать добрососедские отношения с Украиной. Стабилизация политической ситуации приведет и к церковному примирению.
Ссылки:
1. Президент подякував уам, хто вiрить i молиться за едину помюну УкраТнську Православну Церкву [Электронный ресурс] // Президент УкраТни Петро Порошенко : офщйне Ытернет-представництво. 2018. 11 жовтня. URL: https://www.presi-dent.gov.ua/news/prezident-podyakuvav-usim-hto-virit-i-molitsya-za-yedinu-pom-50358 (дата обращения: 26.12.2018).
2. Белякова Н.А. О современной межконфессиональной обстановке на Украине // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2014. № 1. С. 108-123.
3. Лапицкий К.В. Характеристика форм взаимодействия Русской православной церкви и Российского государства: институциональный анализ // Общество: политика, экономика, право. 2017. № 11. С. 24-27. https://doi.org/10.24158/pep.2017.11.5.
4. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 1999. 254 с.
5. Макаревич Э.Ф., Карпухин О.И. Церковь: коммуникации и ценности // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 1. С. 15-27.
6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2006. 573 с.
7. Сегеда А. Немного о поместных православных церквях [Электронный ресурс] // Православие.фм. 2017. 29 нояб. URL: https://pravoslavie.fm/interested/nemnogo-o-pomestnyih-pravoslavnyih-tserkvyah/ (дата обращения: 26.12.2018).
8. Haqqin (Азербайджан): Бакинская епархия разорвет отношения с Константинополем? [Электронный ресурс] // ИноСМИ. 2018. 18 окт. URL: https://inosmi.ru/social/20181018/243489379.html (дата обращения: 26.12.2018).
9. Позиции и мнения глав и представителей поместных православных церквей в отношении украинской автокефалии [Электронный ресурс] // Православная беседа. 2018. 15 сент. URL: https://www.president.gov.ua/news/prezident-podyakuvav-usim-hto-virit-i-molitsya-za-yedinu-pom-50358 (дата обращения: 26.12.2018).
10. Там же.
11. Там же.
12. Порошенко призвал украинцев молиться и бороться за автокефалию [Электронный ресурс] // Интерфакс: новости. 2018. 22 июля. URL: https://www.interfax.ru/world/622049 (дата обращения: 26.12.2018).
13. Что нужно знать о расколе православной церкви на Украине. История конфликта [Электронный ресурс] / А. Косенок, Е. Чернышева, О. Шкуренко, Е. Козичев // Коммерсантъ. 2017. 1 дек. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3485919 (дата обращения: 26.12.2018).
14. Створення помюноТ автокефальноТ православно! церкви в УкраТнк що думають украТн^? [Электронный ресурс] // Фонд «Демократичн У^ативи» iменi 1лька Кучерiва. URL: https://dif.org.ua/article/stvorennya-pomisnoi-avtokefalnoi-pra-voslavnoi-tserkvi-v-ukraini-shcho-dumayut-ukraintsi (дата обращения: 26.12.2018).
15. Что нужно знать о расколе ...
16. The Eastern Catholic Churches 2016 (Source: Annuario Pontificio) [Электронный ресурс]. URL: http://www.cnewa.org/source-images/Roberson-eastcath-statistics/eastcatholic-stat16.pdf (дата обращения: 26.12.2018).
17. Краснова В. Безумие и соблазн Вселенского патриарха // Эксперт. 2018. № 37. С. 54-55.
18. Обращение Президента Российской Федерации [Электронный ресурс] // Президент России. 2014. 18 марта. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/20603 (дата обращения: 26.12.2018).
References:
'Address of the President of the Russian Federation' 2014, Prezident Rossii, March 18, viewed 26 December 2018, <http://www.kremlin.ru/events/president/news/20603>, (in Russian).
Belyakova, NA 2014, 'On the Modern Interfaith Situation in Ukraine', VestnikDiplomaticheskoy akademiiMID Rossii. Rossiya i mir, no. 1, pp. 108-123, (in Russian).
Brzezinski, Z 1999, The Great Chess Board, Moscow, 254 p., (in Russian).
'Creation of a Local Autocephalous Orthodox Church in Ukraine: What Do Ukrainians Think?' 2018, Fond "Demokratychni initsiatyvy" imeni Ilka Kucheriva, viewed 26 December 2018, <https://dif.org.ua/article/stvorennya-pomisnoi-avtokefalnoi-pra-voslavnoi-tserkvi-v-ukraini-shcho-dumayut-ukraintsi>, (in Ukrainian).
'Haqqin (Azerbaijan): Will the Baku Diocese Sever Relations with Constantinople?' 2018, InoSMI, Oct. 18, viewed 26 December 2018, <https://inosmi.ru/social/20181018/243489379.html>, (in Russian). Huntington, S 2006, The Clash of Civilizations, Moscow, 573 p., (in Russian).
Kosenok, A, Chernysheva, E, Shkurenko, O & Kozichev, E 2017, 'What You Need to Know about the Split of the Orthodox Church in Ukraine. The History of the Conflict', Kommersant, Dec. 1, viewed 26 December 2018, <https://www.kommer-sant.ru/doc/3485919>, (in Russian).
Krasnova, V 2018, 'Madness and the Temptation of the Ecumenical Patriarch', Ekspert, no. 37, pp. 54-55, (in Russian). Lapitsky, KV 2017, 'Characteristic Forms of Interaction between the Russian Orthodox Church and the Russian State: an Institutional Analysis', Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo, no. 11, pp. 24-27, https://doi.org/10.24158/pep.2017.11.5, (in Russian).
Makarevich, EF & Karpukhin, OI 2018, 'Church: Communications and Values', Sotsial'no-gumanitarnyye znaniya, no. 1, pp. 15-27, (in Russian).
'Poroshenko Urged Ukrainians to Pray and Fight for Autocephaly' 2018, Interfaks: novosti, July 22, viewed 26 December 2018, <https://www.interfax.ru/world/622049>, (in Russian).
'Positions and Opinions of the Heads and Representatives of the Local Orthodox Churches in Relation to the Ukrainian Autocephaly' 2018, Pravoslavnaya beseda, Sept. 15, viewed 26 December 2018, <https://www.president.gov.ua/news/prezident-podyakuvav-usim-hto-virit-i-molitsya-za-yedinu-pom-50358>, (in Russian).
Segeda, A 2017, 'A Bit about the Local Orthodox Churches', Pravoslaviye.fm, Nov. 29, viewed 26 December 2018, <https://pravoslavie.fm/interested/nemnogo-o-pomestnyih-pravoslavnyih-tserkvyah/>, (in Russian).
The Eastern Catholic Churches 2016 (Source: Annuario Pontificio) 2016, viewed 26 December 2018, <http://www.cnewa.org/source-images/Roberson-eastcath-statistics/eastcatholic-stat16.pdf>, (in Russian).
'The President Thanked All Who Believe and Pray for a Single Local Ukrainian Orthodox Church' 2018, Prezydent Ukrayiny Petro Poroshenko: ofitsiyne internet-predstavnytstvo, Oct. 11, viewed 26 December 2018, <https://www.presi-dent.gov.ua/news/prezident-podyakuvav-usim-hto-virit-i-molitsya-za-yedinu-pom-50358>, (in Ukrainian).