Научная статья на тему 'Австрия и неприсоединившиеся страны'

Австрия и неприсоединившиеся страны Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
457
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВСТРИЯ / НЕПРИСОЕДИНИВШИЕСЯ СТРАНЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Куковицкая Евгения Игоревна

Наибольшая группа развивающихся стран неприсоединившиеся государства. Австрия имела большой опыт сотрудничества со многими из них. В международных отношениях «неприсоединение» появилось в виде внешнеполитической доктрины развивающихся стран и вылилось в межгосударственное политическое объединение Движение неприсоединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Австрия и неприсоединившиеся страны»

Е.И.Куковицкая (МосГУ) АВСТРИЯ И НЕПРИСОЕДИНИВШИЕСЯ СТРАНЫ

В ХХ веке произошло резкое убыстрение раз вития человечества. Технологические и технические прорывы полностью изменили условия жизнедеятельности людей. Не менее радикальные сдвиги наблюдались и на мировой арене. Распались некогда могущественные империи. Перестали существовать, казалось бы, на века сколоченные государства.

Ценой двух самых кровопролитных в истории войн человечество выстрадало надежду на стабильный и справедливый миропорядок. Но путь к нему стал сложнее и длиннее, чем многим казалось в середине столетия, после победы над фашизмом.

Главная веха на этом пути — прекращение «холодной войны» между двумя противостоящими друг другу по идеологическим соображениям системами государств. Многие причины, в том числе и субъективного характера, привели к тому, что перестал существовать Советский Союз. Его преемницей стала деидеологизированная Россия, ослабленная по сравнению с СССР, но сохранившая позиции одного из основных «игроков» на международной арене и не утратившая потенциала могущества и авторитета.

Что касается другого блока, сформировавшегося для ведения «холодной войны», то он продолжает существовать, очень медленно меняя свою суть. А его лидер — Соединенные Штаты Америки — всё еще инерционно движется в русле «сверхдержавиз-ма».

Появляются и новые мировые «центры силы». Среди них огромный и быстро накачивающий экономические мускулы Китай.

Эта картина не позволяет полностью перечеркнуть возможность глобальной конфронтации — теперь уже на геополитической основе. Однако вероятность такой конфронтации резко снижена, тем более что различные проявления в экономике, науке, технике «стягивают; земной шар. Очень важно, что наряду с этим существует политическая перспектива объединения усилий всех активных игроков на мировой арене для укрепления международной безопасности и борьбы как с доставшимися в наследство, так и новыми вызовами: опасными локальными конфликтами, экстремизмом, облекающим себя в религиозные одежды, терроризмом, сращивающимся с сепаратизмом, расширяющимся разрывом между «золотым миллиардом» и остальным миром.

Наибольшая группа развивающихся стран — неприсоединившиеся государства. Австрия имела большой опыт сотрудничества со многими из них.

В международных отношениях «неприсоединение» появилось в виде внешнеполитической доктрины развивающихся стран и вылилось в межгосударственное политическое объединение — Движение неприсоединения.

Значительное влияние на Движение неприсоединения оказали «холодная война» и резкая поляризация мира на два полюса — Запад и Восток. Лидеры государств «третьего мира» стремились оставаться за пределами противоборства двух мировых систем.

Изначально идея неприсоединения не имела ничего общего с пассивностью на мировой арене или изоляцией от внешних глобальных проблем. Неприсоединение предполагало самостоятельность внешнеполитического курса, независимость от центров биполярного мира — СССР и США. Одновременно неприсоединение гарантировало возможность широкого сотрудничества развивающихся государств со всеми странами и народами на равноправной основе. Доктрина неприсоединения давала возможность странам «третьего мира» сохранять за собой свободу выбора внешнеполитической ориентации. Эта доктрина открывала также возможность для политического ма-

неврирования на мировои арене, получения экономическом помощи извне на приемлемых условиях и выгодную внешнюю политику.

Одна из главных целеИ Движения неприсоединения — обеспечение независимости каждого государства-участника, создание для этого необходимых условий, прежде всего, атмосферы международного мира и сотрудничества. Но такие же идеи и задачи свойственны и другим странам, в том числе Австрии. Отсюда исходила заинтересованность Австрийской республики в налаживании контактов с Движением неприсоединения.

Движение неприсоединения, как известно, родилось в середине 50-х годов прошлого века. В апреле 1955 года в городе Бандунге (Индонезия) состоялась конференция стран Азии и Африки, на которой была принята Декларация о содействии всеобщему миру и сотрудничеству на основе следующих принципов:

1) уважение основных прав человека, а также целей и принципов ООН;

2) уважение суверенитета и территориальной целостности стран;

3) призвание равенства всех рас и равенства всех наций;

4) воздержание от интервенции и вмешательства во внутренние дела другой страны;

5) уважение права каждой страны на индивидуальную или коллективную оборону в соответствии с Уставом ООН;

6) воздержание любой страны от оказания нажима на другие страны;

7) воздержание от актов или угроз агрессии или применения силы против территориальной целостности или политической независимости любой страны;

8) урегулирование всех международных споров мирными средствами;

9) содействие взаимным интересам и сотрудничеству;

10)уважение справедливости и международных обязательств.

Десять принципов Бандунгской конференции получили широкое признание в политическом мире и стали важным вкладом молодых государств в международную безопасность. Конференция знаменовала собой выход на международную арену группы стран с самостоятельной платформой и принципами, которые не противоречили Уставу ООН.

Движение неприсоединения было пёстрым по составу и географически разбросанным. Почти все страны-участники Движения входили в региональные и субрегиональные организации и подчинялись требованиям их уставов. Многие государства являлись членами Лиги арабских государств, другие входили в Организацию африканского единства, третьи — в Организацию исламской конференции и так далее. И тем не менее, Движение неприсоединения давало возможность его участникам почувствовать независимость и полное равенство в международных отношениях. Ни одна международная организация не предоставляла таких возможностей странам «третьего мира». Движение не носили надгосударственный характер, не получило строгой иерархии, не было обременено сложными процедурами и правилами. Это движение не имело аналогов в мире.

Несомненно, что лидеры Движения многое заимствовали у других международных организаций и движений. Но в основе выработки и совершенствования механизма Движения лежала собственная практика. Постепенно Движение неприсоединения обросло множеством различных органов. В его структуру входили: Конференция глав государств или правительств; страна-координатор и председатель движения; конференция министров иностранных дел; совещание министров иностранных дел; группа неприсоединившихся стран в ООН; Координационное бюро; экономические, социальные, информационные и другие органы.

Конференция глав государств или правительств неприсоединившихся стран являлась высшим органом Движения. На конференциях анализировалась и оценивалась международная обстановка, определялись главные проблемы текущего момента. Исходя из анализа мировых проблем, Конференция определяла главные направления политики неприсоединения. Такие конференции созывались один раз в три года.

В работе конференций принимали участие представители стран, имевших статус неприсоединившихся, а также представители от стран наблюдателей с 1961 года и гости с 1970 года. Фактическое различие между названными статусами заключалось в том, что полноправные члены участвовали в принятии решений, а наблюдатели и гости только присутствовали на заседаниях. Важно подчеркнуть, что принятые решения не являлись обязательными к выполнению ни для гостей, ни для наблюдателей, ни для равноправных членов Движения неприсоединения.

Впервые Австрия вступила в контакт с Движением неприсоединения в 1962 году, когда австрийская делегация в ООН в качестве наблюдателя приняла участие в консультациях сорока неприсоединившихся государств по вопросу об эскалации кубинского конфликта.

По внешнеполитическим соображениям Австрия не приняла приглашения участвовать в первых двух конференциях неприсоединившихся государств, а присутствовала лишь на третьей конференции на высшем уровне в сентябре 1970 года в Лусаке, отмечали авторы официального издания Федеральной службы печати Австрии — «Австрия постоянно нейтральная страна». Об этом писал и австрийский дипломат П.Янкович. Однако в документах Движения неприсоединения этот факт не отражён; австрийская делегация, опять же, судя по документам, впервые присутствовала в качестве гостя на подготовительной встрече министров иностранных дел в Джорджтауне (Гвиана) в начале августа 1972 года. Кстати, это была единственная правительственная делегация, имевшая статус гостя. Авторы австрийского издания «Материалы об Австрии» пишут: «Ввиду того, что Австрия, учитывая свой статус нейтральной страны, не могла стать членом Движения неприсоединения, но и не хотела приобрести статус наблюдателя, так как это зачастую рассматривалось как первый шаг на пути к полному членству, для неё был создан специальный статус гостя. В этом чётко отражалось отличие в международно-правовой позиции между нейтральной Австрией и неприсоединившимися государствами, а заодно ясно демонстрировалось уважение, с которым неприсоединившиеся страны относятся к Австрии и желают её участия на своих конференциях».

На Конференции глав государств или правительств Движения неприсоединения австрийская правительственная делегация присутствовала впервые в качестве гостя в Алжире (сентябрь 1973 года; IV Конференция). На этой конференции был принят ряд очень важных политических и экономических решений: Политическая декларация, Декларация о национально-освободительной борьбе, Экономическая декларация и другие.

В Экономической декларации констатировалось: «Третий мир», население которого составляет 70% от общего числа людей земного шара, существует лишь на 30% мирового дохода. Более 800 млн. из 2600 млн. жителей развивающихся стран неграмотны, почти 1 млрд. страдает от недоедания и голода, а дневной доход 900 млн. составляет менее 30 американских центов».

Именно борьба за установление нового международного экономического порядка, предполагавшего экономическую деколонизацию развивающихся стран и установление эквивалентного обмена с индустриально развитыми государствами, стала важной сферой приложения сил Движения неприсоединения.

На экономике молодых государств тяжело отражались неблагоприятные торговые условия, вызванные в значительной степени протекционистскими барьерами, воздвигнутыми западными странами. Такая политика вела к сокращению экспортно-импортных операций, рынков сбыта сельхозпродуктов и сырья. Одновременно неприсоединившиеся страны испытывали трудности продовольственного снабжения. Развивающийся мир попадал во всё большую зависимость, беднейшие государства находились на грани массового голода.

Проблемы урегулирования международной торговли, колоссальной внешней задолженности развивающихся стран, перестройки валютно-финансовой системы с учётом интересов освободившихся государств — всегда находились в центре внимания неприсоединившихся стран.

Движение неприсоединения выступило консолидировано за широкое международное признание права самостоятельно выбирать пути своего движения вперёд, осуществлять и укреплять национальный суверенитет над природными ресурсами и экономической деятельностью.

Экономическая стратегия Движения неприсоединения была направлена, прежде всего, на перестроение существовавших внешнеэкономических отношений развивающегося мира с развитыми странами на принципах самостоятельности и равноправия, на усиление позиций развивающихся стран во всех областях международной жизни, установление партнёрских отношений в принятии решений по мировым экономическим проблемам.

Основой экономической программы Движения неприсоединения стали решения четырёх Конференций глав государств или правительств неприсоединившихся стран (1973 год — Алжир, 1976 год — Коломбо, 1979 год — Гавана, 1983 год — Дели). Решения этих конференций были общей платформой экономической политики неприсоединившихся стран. В работе всех упомянутых конференций в качестве гостя принимала участие австрийская делегация.

Австрия в целом поддерживала экономическую политику Движения неприсоединения. Хотя при этом она обращала внимание на то, что развивающиеся страны постоянно настаивали на создании льготного режима только для себя в сфере международной торговли, финансов, кредитов, продовольственного снабжения. Делая акцент на уступки развитых стран, они не предоставляли каких-либо ответных уступок этим развитым странам, не проводили либерализации импорта из развитых стран, всё жёстче использовали меры протекционистского порядка в интересах развития их национальных экономик, одновременно требуя для себя всё новых льгот и преимуществ, которыми пользовались страны-участницы экономических группировок развитых стран.

Бруно Крайский в мае 1975 года с недоумение констатировал, что страны, владевшие лишь источниками сырья, но не имеющие развитой промышленности для переработки, требовали всё больше денег или потребительских товаров. Вместе с тем, индустриальные страны, рассуждал Крайский, ныне переживают экономическую депрессию, которая легко может перерасти в затяжной кризис; в этом случае развивающиеся страны вообще не будут ничего получать за своё сырьё, поскольку промышленность европейских стран уже не будет в нём нуждаться по причине своего кризисного состояния.

Полицентричность Движения неприсоединения, неоднородность его участников предполагали широчайшую сферу сотрудничества во всех областях, а не только экономической. Особую активность неприсоединившиеся страны проявляли в области укрепления мира, международной безопасности и всеобщего разоружения. Движение вносило заметный вклад в стабилизацию международных отношений.

Борьба неприсоединившихся стран за всеобщее и полное разоружение сочеталась с усилиями по урегулированию конфликтов в развивающемся мире. В качестве одной из важных мер уменьшения угрозы ядерной войны, предотвращения распространения гонки вооружений неприсоединившиеся страны видели создание безъядерных зон и зон мира. Лидеры Движения неприсоединения выработали основные принципы создания таких зон безопасности. Обязательства по созданию безъядерных зон могли брать на себя как отдельные страны, так и группы стран, разделявшие основные принципы. Инициатива по созданию таких зон могла исходить от государств региона, в котором создаётся безъядерная зона, а эффективная система международного контроля должна была обеспечить прозрачность действий по очистке территорий от ядерного оружия.

В условиях поиска партнёров в борьбе за свои основные цели Движение неприсоединения пошло на установление политических контактов и совместные акции с нейтральными государствами Западной Европы. Эти государства проявили готовность к сотрудничеству с неприсоединившимися странами, стремясь при этом повысить свой политический вес на международной арене и обрести большую самостоятельность в рамках Западной Европы.

С целью более глубокого изучения характера и деятельности Движения неприсоединения не только Австрия, но и Швеция, Финляндия, Швейцария присутствовали в качестве гостей на Конференциях глав государств и правительств неприсоединившихся стран.

Наибольшего развития сотрудничество нейтральных и неприсоединившихся государств достигло в деле борьбы за разрядку в Европе. В Хельсинки и Белграде эта группа стран выступала с отдельными предложениями в основном редакционного характера. В Мадриде, уже на первом этапе встречи они предоставили, подготовленный делегацией Австрии, Кипра, Лихтенштейна, Сан-Марино, Финляндии, Швеции, Швейцарии и Югославии, проект был с некоторыми оговорками одобрен большинством участников в качестве основы для завершающей стадии ведения переговоров.

Следует ещё раз напомнить, что на Мадридской встрече группа нейтральных и неприсоединившихся стран взяла на себя посредническую миссию для продолжения общеевропейского процесса. В марте 1983 года на рассмотрение участников Мадридской встречи был представлен окончательный проект итогового документа, подготовленный этой группой. Шесть нейтральных и неприсоединившихся стран-участниц СБСЕ — Австрия, Финляндия, Югославия, Сан-Марино, Швеция, Кипр — обратились к остальным участникам совещания с призывом как можно скорее довести до положительного завершения Мадридскую встречу, так как дальнейшее её затягивание может привести к эрозии основополагающих целей и задач СБСЕ.

VII Конференция глав неприсоединившихся стран приветствовала вклад нейтральных и неприсоединившихся стран в процесс обеспечения безопасности и сотрудничества в Европе и сделала вывод о том, что деятельность их является позитивным фактором в европейских отношениях.

К концу 70-х — 80-х годов политическая активность нейтральных государств Европы и неприсоединившихся стран наблюдалась не только при обсуждении и поиске решения европейских проблем, но и на глобальном уровне, в первую очередь в борьбе за всеобщее и полное разоружение. Свидетельством тому являлся план всеобщей программы разоружения, подготовленный ко второй специальной сессии ООН по разоружению группой из 21 неприсоединившейся и нейтральной страны. Этот план, разработанный в рамках Комитета по разоружению, содержал предложения о постепенном, поэтапном сокращении как ядерных, так и обычных вооружений, а также требования о

ликвидации всех иностранных военных баз и военного присутствия на чужих территориях.

В 70-х — 80-х годах Движение неприсоединения укреплялось. Оно набрало такой запас прочности, что международное сообщество больше не могло решать крупные проблемы без учёта мнения неприсоединившихся стран. В эти годы неприсоединившиеся государства составляли большинство в ООН и являли собой важную политическую силу, от которой нередко зависело принятие или отклонение решений на сессиях Генеральной ассамблеи ООН. Группа неприсоединившихся стран играла в ООН активную и влиятельную роль. Она нередко выступала инициатором принятия не только отдельных резолюций, но и инициировала созыв специальных сессий Генеральной ассамблеи ООН и Совета Безопасности ООН.

Нейтральные страны заботливо поддерживали контакты с авторитетным политическим и межгосударственным движением. Австрия присутствовала в качестве гостя на Белградской конференции министров иностранных дел неприсоединившихся стран в июле 1978 года, на VI Конференции глав государств или правительств в Гаване в сентябре 1979 года, на Конференции министров иностранных дел неприсоединившихся стран в феврале 1981 года в Дели, на VII Конференции глав государств или правительств в 1983 году в Дели. Таким образом, хотя Австрия и имела ограниченные отношения со странами «третьего мира», писал П.Янкович, она всё-таки внесла свой вклад в налаживание отношений между нейтральными и неприсоединившимися странами.

При этом надо заметить, что Австрия «не заигрывала» с неприсоединившимися странами. Она смело подвергала резкой критике те из них, которые, по её мнению, отходили от взятых на себя обязательств участника Движения неприсоединения. Австрия напоминала им об их политической ответственности. Так, в частности, Австрия осуждала политику Кубы на юге Африки, сводившуюся к военному участию на стороне одного из воюющих государств; между тем Куба являлась одним из лидеров Движения неприсоединения.

В Австрии и в других нейтральных странах по-разному оценивали последствия дальнейшего развития контактов между Движением неприсоединения и нейтральными странами. С одной стороны, отмечалась важность совместных выступлений; с другой стороны, высказывались опасения, что развитие более тесных отношений с Движением может привести к радикализации традиционного внешнеполитического курса европейских нейтральных государств. Поэтому, считали многие выходцы из нейтральных стран, совместные политические шаги следовало предпринимать с неприсоединившимися странами, занимавшими центристскую позицию. Кроме того, европейские нейтральные государства подчёркивали тот факт, что они не разделяют многих положений программных документов движения неприсоединения, в первую очередь касающихся оценок «действий империализма» в мире.

Говоря о самостоятельности неприсоединившихся стран, всё же надо заметить, что она была условной. Уже с начала 70-х годов лидеры Востока и Запада начинают всячески демонстрировать своё уважение к избранному молодыми государствами внешнеполитическому курсу, давать ему положительные оценки, высоко оценивать доктрину неприсоединения. Одновременно они поддерживали освободившиеся страны финансами, оружием, поставками продовольствия. В свою очередь, молодые государства проявляли известную расторопность, начинали склоняться к тому, кто больше окажет услуг.

До момента развала Советского Союза между ним и США шла ожесточённая заочная борьба по «перетягиванию» на свою сторону Движения неприсоединения. У Востока и Запада были разные способы и методы, но цели были схожи: склонить на свою сторону хоть какую-нибудь часть членов этого движения.

С начала 90-х годов ХХ века с распадом СССР соперничество прекратилось. Страны неприсоединения стали подвергаться одностороннему давлению мировых держав и региональных лидеров.

На рубеже 90-х годов, в переходный период эволюции международных отношений от «холодной войны» к новому миропорядку. Движение неприсоединения оказалось на грани выживания, когда многие предрекали его полное исчезновение как реликта биполярного мира. Но Движение неприсоединения сумело выжить и доказать, что, хотя и зародилось в климате «холодной войны», отнюдь не является чистым продуктом конфронтации.

В настоящее время полноправными членами Движения неприсоединения являются более 110 государств (35 азиатских, 53 африканских, 21 — страны Латинской Америки и Карибского бассейна, 2 государства Океании), что без малого в 5 раз больше, чем сорок лет назад. Ещё 16 государств и ряд международных организаций имеют статус наблюдателя.

В Декларации, принятой на Конференции Движения неприсоединения в сентябре 1998 года в Дурбане (ЮАР), характеризуется роль Движения неприсоединения в современном мире «как передовой силы нового тысячелетия, знаменующего собой эру возрождения наций, эру Юга, эру оправдавшейся надежды».

Библиография

1. Движение неприсоединения в документах и материалах, М.,1973

2. Движение неприсоединения в документах и материалах, М., 1985

3. Österreich im Europarat 1956-1986. Wien. 1988

4. Österreichs Weg in der EG.Wien.1988

5. Österreich und Europa. Wien. 1988

6. Gorbach A. Gedanken für Politik. Wien-Stuttgart-Zürich. 1962

7. Gruber K. Ein politische Leben. Wien.1977

8. Kirchschläger R. Der Frieden beginnt in Eigenen Haus. Gedanken über Österreich. Wien-München-Zürich-Innsbruck.1980

9. Kreisky B. Zwischen den Zeiten. Erinnerungen aus fünf Jahrzehnten. Berlin. 1986

10. Klaus J. Macht und Ohnmacht in Österreich. Wien-München-Zürich.1971

11. Вальдхайм К. Австрийский путь., М., 1976

12. Raab J. Verantwortung für Österreich. Wien. 1961

13. Arbeiter-Zeitung. Wien

14. Europäische Rundschau. Wien

15. Spiegel. Hamburg

16. Zukunft. Wien

17. Международная жизнь, М.

18. Новое время, М.

19. Мировая экономика и международные отношения, М.

20. Aussenpolitik und Demokratie in Österreich. Wien. 1983

21. Die Ära Kreisky. Schwerpunkte der österreichischen Aussenpolitik. Wien-Zürich-München.1983

22. Австрия — постоянно нейтральная страна. Вена. 1986

23. Агубаев Н.Ж. Проблемы нейтралитета в период подготовки Государственного договора. Автореф. дисс. канд. истор. наук, Л. 1985

24. Ворошилов С.И. К истории австрийского нейтралитета//Вестник ЛГУ, 1971, №2

25. Громыко А.А. Избранные речи и статьи. М.1984

26. Юданов Ю.И. Австрия и Евросоюз: противостояние// Мировая экономика и международные отношения. 2001. №2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.