15. См..: Очерки истории народного хозяйства Таджикистана, с.419.
16. См.: Ахмедов X, Наджмуддинов Т. Указанная работа. -С.51-52
17. См. :Клецельман УХ Комплексное развитие промышленности Таджикской ССР.- С.121
18. См.: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1917-1967 гг.). Т.4. - М.,1968. - С.343.
19. См.: Иркаев М., Николаев Ю., Шарипов ЯУказанная работа.- С. 465.
20. См.:Бурханова М. А. Проблемы рационального использования энергетических ресурсов Таджикской ССР. -Душанбе.-1986.-С.15-17; См.: Хусайнов А., Наджмиддинов Т. Указанная работа.- С.47; Таджикистан в цифрах 2004 г . Стат. Сборник.- Душанбе: Ирфон, 2004. -С. 4; Энергетика ва саноат. -2009, №> IV.- С. 10.
21. См.: Ж. «Энергетика ва саноат» («Энергетика и промышленность»).-Душанбе, 2009, .№4.- С.10.
22. См.:Бурханова М. А. Проблемы рационального использования энергетических ресурсов Таджикской ССР. -Душанбе.-1986.-С.15.
РАЗВИТИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ТАДЖИКИСТАНА В 1930-1960 гг.
В статье говорится о развитии топливно-энергетической промышленности Таджикистана в 19301960 гг. Автор выделяет пять промышленных районов с указанием полезных ископаемых в республике. Добыча полезных ископаемых в стране велась благодаря стараниям правительства и ученых.
Ключевые слова: развитие, топливно-энергетическая промышленность, полезные ископаемые, добыча, старания, правительства, ученый.
DEVELOPMENT OF FUEL AND ENERGY INDUSTRY OF TAJIKISTAN IN THE 1930-1960™
YEARS
The article tells about development of fuel and energy industry of Tajikistan in 1930-1960h years. The author highlights five industrial regions with indication of mineral resources. Extraction of minerals conducted through the efforts of government and scientists.
Keywords: development, fuel and energy industry, mineral resources, extraction, effort, government, scientist.
Сведение об автора:
Хусайнов Ахмад Курбонович.- доцент кафедры новейшей истории Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни Телефон -(+992) 934722778
About the author:
Husayn Ahmad Kurbonovich - assosiate professor of the modern history of Tajik State Pedagogical University namedafter Sadriddin Airy. Phone - (+992)934722778
«АВЕСТА» В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ КУЛЬТУР ДРЕВНЕЙ
ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Ходжаева Н.Дж.
Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни
*
В древности предки современных народов Центральной Азии имели свои представления о географии земли. В основе своей они были легендарно-мифологическими, но и реальные сведения здесь тоже были далеко не редкими. Так, многие топонимы, оронимы и гидронимы, упоминаемые в древних письменных источниках, сохранились до наших дней. Выявление и локализация древних и средневековых топонимов, гидронимов и оронимов является одной из главных задач исторической географии. Названия водных объектов и гор сохраняются веками и тысячелетиями, поэтому изучение гидронимов и оронимов имеет высокую лингво-историческую ценность. Их анализ позволяет проследить этнические и миграционные процессы на прилегающих к ним территориях, обозначить пути миграции народов, выявить контакты и системные связи между различными этносами, обосновать историческую смену одного этноса другим, воссоздать географические условия местности, исторические события,
Согласно ЮНЕСКО, современное определение территории Центральной Азии базируется на природно-климатических особенностях. Регион включает Афганистан, Западный Китай, Северную Индию, СевероВосточный Иран, Монголию, Пакистан и бывшие советские центральноазиатские республики (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан). См.: [22, 480].
В настоящей работе внимание уделяется в основном территориям, расположенным в пределах Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, а также Афганистана и СевероВосточного Ирана.
этнолингвистическое прошлое и представить этнокультурный фон. То есть, историческая география занимается вопросами, связанными с этнической историей народов, населявших изучаемый регион.
Известно, что в древности и средневековье границы между различными историко-культурными областями в основном определялись по рекам, горам, морям и озерам. Некоторые элементы ландшафта становились ориентирами для обозначения прохождения естественной границы на местности на многие столетия. Наглядным примером этому служит «Авеста» и другие зороастрийские письменные источники, где с названиями основных гор, рек и морей связывались и исторические события древности, и естественные границы между различными племенными союзами. Так, в «Фравардин-яште» (13.143-144) «Авесты» упоминаются племена арьев-airiia-, туров - tura-, tüiiiia-, сайрима-sairima-, саэна-sainu-, saini- и дахов - dahl-, dágha-, а государственные образования и области, перечислены в «Михр-яште» 10.12-14; «Видевдате» 1. 1-20 и упомянуты в других зороастрийских источниках.
Известно, что в эпоху бронзы территория Центральной Азии являлась ареной постоянных межплеменных контактов и миграций, что в принципе и отразила «Авеста». Заметим, что если в начале эпохи бронзы (Бактрийско-маргианский археологический комплекс) эти контакты носили маргинальный характер, то в период развитой бронзы они начинают усиливаться и достигают своего апогея на ее финальном этапе. Контакты эти отмечены в многочисленных фрагментах «Авесты» [1], описывающих борьбу арийцев и туров («Яшт» 5. 21-22, 25-26, 33-34, 41-42,49-50, 53-56, 57-58, 72-73, 81, 108-118; «Яшт» 17. 24-34, 38, 41-43, 49-51, 55-56; «Яшт» 19. 55-64 и т.д.). В своих мольбах богине Ардвисуре («Арвисур-яшт» 5) и Аши-así («Ард-яшт» 17) и те, и другие просят о победе.
Следует отметить, что с проведением интенсивных археологических исследований на территории Центральной Азии с середины прошлого столетия в изучении исторической географии этого региона определяющую роль начинает играть археологическая география. В последние десятилетия с появлением нового археологического материала она приобрела еще большее значение. Всестороннее исследование археологических памятников в различных историко-культурных областях Центральной Азии и их хронологическая привязка во взаимосвязи со сведениями письменных источников дают возможность более точно локализовать топонимы, гидронимы и оронимы, упомянутые в них и гораздо глубже и подробнее раскрыть многие вопросы исторической географии. А именно - вопрос локализации историко-культурных областей Центральной Азии в древности, который является одним самых актуальных в современной исторической науке. Открытым остается самый главный вопрос - проблема локализации «Арианам-Вайджа» (aiiiiamm vajah - или vaejo-) /авест. «Арийский простор»; среднеперс. «Эранвеж» (Eran-vez) - «Иранский простор»/, прародины древних иранских племен, которая неоднократно упоминается в «Авесте» («Видевдат» 1.1-2; 2.20-21. «Ясна» 9.14. «Яшт» 1.21; 5.17, 104; 15.2; 17.45) и пехлевийских источниках: «Бундахишне» (Bd. 12. 43; 14. 49; 20. 11, 13; 22. 7; 29. 4-5, 12) [25]; «Дадестан-и Дениг» (Dd. 21.2-3; 34.2) [15]; «Денкарде» (Dk. IX.16.13; XX.20.3; VH7. 62-63, VI 9.23)[24]; «Меног-и Храд» (MX. 62. 12-15, 3) [16]; Персидском Риваяте (PR. 46.13,15; 65.13) [26].
Отметим один немаловажный факт. Западные ученые мало знакомы с достижениями советской, а в настоящее время центральноазиатской археологии, а в некоторых случаях они просто игнорируют ее открытия и публикации местных ученых. Между тем достижения в этой сфере значительны, они даже позволяют уточнить локализацию географических названий, упоминаемых в письменных источниках. Начиная с середины XX в. и, особенно в последние десятилетия, в различных историко-географических регионах Центральной Азии были открыты и изучены десятки археологических памятников, которые хронологически совпадают со временем составления «Авесты» (вторая половина II тыс. до н. э. - начало I тыс. н. э.).
Чтобы окончательно определиться с территорией, являвшейся ареной борьбы арийцев и туров, упомянутых в «Авесте» и других зороастрийских письменных источниках, следует сопоставить письменные источники с археологическими культурами, что и пытались сделать многие исследователи [5, 122-154; 13; 4, 245-273; 6,101-125; 23; 7; 3, 140-144; 17, 446-447; 18, 221-235; 9, 13-25; 20, 87-94; 21, 29-51; 10, 27-46; 2; 19; 11 и др.].
Археологические исследования на территории Центральной Азии последних десятилетий показали, что в эпоху средней и поздней бронзы ход развития автохтонных культур на территории Центральной Азии нарушался миграционными влияниями, обусловившими пестроту многокультурных памятников региона. Так, Е.Е. Кузьмина отмечает, что время позднего Яз I - это период, когда в земледельческих областях происходит седентеризация пришельцев и синтез двух культур [7, 332]. Отвечая своему оппоненту - известному французскому археологу А.-П. Франкфору, она пишет: «Определяющее значение для решения генезиса культуры Яз I имеют новые исследования культур валиковой керамики ХШ-Х1 вв. до н.э. в степях от Урала до Алтая.. .Находки именно алексеевской керамики составляют абсолютное
большинство на стоянках на границе пустыни и оазисов Южной Туркмении... Именно эта культура явилась основой формирования культуры восточных иранцев скифов-савроматов - саков. Это говорит о том, что в ХШ-1Х вв. до н.э. в эпоху миграций финальной бронзы в степях победили различные восточноиранские диалекты» [7, 325-326]. На юге в этот период складывается культура бактрийцев, арейцев и др., близкородственная по языку сакским племенам, т.е. авестийским турам северных районов Центральной Азии. Е.Е. Кузьмина отмечает также, что генезис культуры саков в Казахстане и Средней Азии не вызывает особых дискуссий. Ученые предполагают, что она сложилась на основе андроновской культуры [7, 236-237], что подтверждается и данными антропологии [7, 240-241]. Таким образом, распространение восточноиранских диалектов на территории Центральной Азии то есть бывших советских среднеазиатских республик и Афганистана и западноиранских в Иране относится к XII-IX вв. до н.э., о чем свидетельствуют «Авеста» и другие письменные источники.
Анализ археологического материала также показал, что вопрос происхождения и географии расселения авестийских иранцев следует рассматривать в контексте проблемы археологических культур Яз I и Яз II. Так, на территории, упомянутой в Михр-яште», Арьйошаяне («Яшт» 10.12-13) -«стране ариев», которая уже существовала в начале I тыс. до н.э., что соответствует периоду археологического комплекса Яз II, происходит развитие поселений, земледелия и ремесла, о чем свидетельствует лексика авестийского языка. В это время лепная керамика полностью вытесняется гончарной, идет становление городской цивилизации, жители северных областей переходят к ирригационному земледелию.
Анализ археологических материалов с юга Центральной Азии также показал, что существует археологически установленная последовательность развития археологических комплексов от БМАК до ахеменидского периода включительно. В конечном счете, носители БМАК стали ираноязычыми, и процесс этот, скорее всего, начался с продвижения на юг андроновских племен. Другого объяснения генетической связи комплексов БМАК и Яз археологи не видят [8, 125-126; 11, 136-137; 12]. Причем комплекс Яз I для Бактрии и Маргианы является чужой культурой, вклинившейся в естественный процесс развития местной культуры во второй половине II тыс. до н.э. Археологи связывают этот процесс с миграцией нового этноса [14, 87], то есть с иранизацией Центральной Азии.
Изучение археологических памятников Центральной Азии доахеменидского периода показало их генетическую связь с комплексами эпохи бронзы и самое главное - их существенное отличие от керамических комплексов Ирана того же времени. Это послужило подтверждением точки зрения В. Гейгера, которую поддержали М.М. Дьяконов, Ж. Ньоли, Р.Фрай, В.А. Лившиц, И.В. Пьянков, Е.Е. Кузьмина и др.[7, 342-343].
Таким образом, сопоставительный анализ письменных источников, эпиграфических памятников и археологического материала дает основание утверждать, что авестийской «Арианам-Вайдже» соответствует территория Центральной Азии в пределах Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Южного Казахстана, Афганистана и Восточного Ирана.
Мы не ставим точку на этом вопросе и ждем результатов новых археологических исследований на территории Центральной Азии, которые позволят по-новому взглянуть на не решенные вопросы исторической географии Центральной Азии и, особенно ее древнего периода, отраженного в «Авесте».
ЛИТЕРАТУРА
1. Авеста в русских переводах (1861-1996). Сост., общ. ред. примеч., справочный раздел И.В. Рака. - СПб.: «Журнал Нева», «Летний Сад», 1998. - 480 с.; The Zend-Avesta. Part I. The Venddâd. Transl. by J. Darmesteter. - Ox£: Oxfoid University Press, 1880. - 240 p. (SBE. Vol. IV); Part II. The Yasna, Visperad, Sîrôzahs, Yasts, Nyâyis. - Oxf Clarendon Press, 1883. - 384 p. (SBE. Vol ХХШ).
2. Вайнберг Б.И. Этногеография Турана в древности. VII в. до н. э. - VIII в. н. э. / БИ. Вайнберг. - М. : Изд фирма «Восточная литература» РАН, 1999. - 359 с.
3. Гиршман Р. Иран и миграции ивдоариев и иранцев / Р. Гиршман // Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности (II тысячелетие до н. э.) Душанбе, 17-22 Октября 1977 г. - М: Наука, 1981. - С. 140-144.
4. Грантовский Э.А «Серая керамика, «расписная керамика» и индоиранцы / Э.А Грантовский // Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности (II тысячелетие до н. э.) Душанбе, 17-22 Октября 1977 г. - М.: Наука, 1981. - С. 245-273.
5. Дьяконов И.М. Восточный Иран до Кира / И.М. Дьяконов // История иранского государства и культуры. - М.: Наука, 1971. - C. 122-154.
6. Кузьмина Е.Е. Происхождение индоиранцев в свете новейших археологических открытий / Е.Е. Кузьмина // Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности (II тысячелетие до н. э.) Душанбе, 17-22 Октября 1977 г. - М.: Наука, 1981. - С. 101-125.
7. Кузьмина ЕЕ. Арии - путь на юг / ЕЕ. Кузьмина. - М.: Летний Сад, 2008. - 558 с.
8. Литвинский Б.А Археологические открытия в Таджикистане за годы Советской власти и некоторые проблемы древней истории Средней Азии / Б.А. Литвинский // ВДИ - 1967. - № 4. - С. 125-126.
9. Пугаченкова Г.А, Ртвеладзе Э.В. Северная Бактрия-Тохаристан Очерки истории и культуры: древность и средневековье / Г.А Пугаченкова, Э.В. Ртвеладзе. - Ташкент: 1990, Фан. - 218 с.
10. Пьянков ИВ. Некоторые вопросы этнической истории древней Средней Азии / И.В. Пьянков // Восток 1995. № 6. С. 2746.
11. Сверчков ЛМ Тохары Древние индоевропейцы в Центральной Азии / ЛМ. Сверчков. - Ташкент: SMI - ASIA, 2012. -240 с.
12. Сверчков ЛМ., Бороффка Н. Период Яз II: этапы и хронология // ЗВОРАО. Новая серия. - 2015. - Том Ш (ХХУШ). - С. 567-582.
13. Смирнов К.Ф., Кузьмина Е.Е. Происхождение индоиранцев в свете новейших археологических открытий / К.Ф. Смирнов, Е.Е. Кузьмина. - М.: Наука, 1977. - 82 с.
14. Шайдуллаев ШБ. Северная Бактрия в эпоху раннего железного в. / ШБ. Шайдуллаев. - Ташкент: АН РУ, 2000. - 126 с.
15. Dádistán-i DMk and the epistles of ManMíhar. - Oxfoid: Oxfoid Univ. Press, 1882. - 480 p. Part II: Dádistán-i Diritk. Transl. by E.W. West. - Р. 1-276. (SBE, vol. 18).
16. Diná-i Mainog-i Khirai, 5ikand-gumári¡k Vigár, and the Sad Dar. - Oxford, Univ. Press, 1885. - 372 p. Part Ш: Diná-i Mainog-I Khirad. Transl. by E.W. West - Р. 1-133 (SBE, vol 24).
17. Francfort H-P. Fouilles de Shortugai, recherches sur l'Asie Centrale protohistorique. Vol. I / H-P. Francfort. - Paris : Duffusion de Boccard, 1989. - P. 446-447 (Memoires de la mission archaeologique. T.2).
18. Francfort H-P. The cultures with painted ceramics of south Central Asia and the problems their relations with the north-eastern steppe zone (late 2nd - early 1st millennium BC) / H-P. Francfort // Migration and Kulturtransfer. Acten des Internationalen Kolloquiums. -Berlin, 1999. Bonn, 2001. - P. 221-235.
19. Fussman G., Kellenz J., Francfort H-P., Tremblay X Aryas, aryens et iraniens en Asie Centrale / G. Fussman, J. Kellenz, H-P. Francfort, X. Tremblay. - Paris: Edition-Diffusion de Boccard, 2005. - 350 р.
20. Grenet F. Bamiyan and the Mihr Yast / F. Grenet // Bulletin ofthe Asia Institute. - 1993. - Vol 7. - P. 87-94.
21. Grenet F. An Archaeologst's Approach to Avesta Geography / F. Grenet // Birth of the Persian Empire. - Vol. I. Ed. by V.S. Curtis and S. Stewart - London, New-York: IB. Tauris, 2005. - P. 29-51.
22. History of Civilization of Central Asia. Vol. I. The dawn of civilization: earliest times to 700 B.C. Ed. by AH, Dani, VM. Masson. -Paris: UNESCO, 1992. - 569 р.
23. Kuzmina E. The Origin of the Indo-Ianians / E. Kuzmina; ed. by JP. Mallory. - Leiden, Boston: Brill, 2007. - 762 p.
24. Pahlavi texts. Pt V: Marvels of Zoroastrianism Dinkard Books V, VII; Selections of Zád-Sparam Transl. by E.W.West - Oxf.: Clarendon Press,1897. - 182 р. Dinkard. - P. 3-130 (SBE, vol XLVII).
25. The Bundahis; Bahman-Yasht [Pahlavi], and Sháyast [and: Appendix to the Bundahk Selections of Zádspram, brother of dastur Párs and Kirmán, AD. 881. - Oxford, University Press, 1880. - 434 p. Part I. Chapters I-IX (Paraphrase of Bundahis, I-XVII)]. Transl. by E. W. West - Р. 1-151. (SBE, vol. 5).
26. Pahlavi Rivoyat аcсomponying the Dadestan I Demg. Part I: Transliteration, Transcription and Glossary by A. V. Williams. -Copenhagen, Munksgaard, 1990. - 357 p.; Part II: Translation. Commentary and Pahlavi Textby A.V. Williams. - 381 p.
«АВЕСТА» В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ КУЛЬТУР ДРЕВНЕЙ
ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
В настоящей статье говорится о проблемах исторической географии Центральной Азии, особенно о локализации историко-культурных областей места обитания племен и народностей, упомянутых в «Авесте». Открытым остается вопрос локализации «Арианам-Вайджи, прародины древних иранских племен. Автор статьи предлагает обратить особое внимание на археологический материал с территории Центральной Азии и сопоставить его с письменными источниками, данными топонимии и эпиграфики, что позволит по-новому взглянуть на решение вопросов исторической географии Центральной Азии в доисламский период.
Ключевые слова: Центральная Азия, историческая география, локализация, «Авеста», археологический материал, археологические культуры, «Арианам-Вайджа», племена, историко-культурные области.
AVESTO IN THE CONTEXT OF STUDYING THE ARCHAEOLOGICAL CULTURES OF
ANCIENT CENTRAL ASIA
This article deals with the problems of the historical geography of Central Asia, especially the localization of historical and cultural areas, the habitat of tribes and peoples mentioned in the "Avesta". The question of localization of "Ahvamm-vaejo", the homeland of ancient Iranian tribes is still open. The author offers to pay special attention to the archaeological material from the territory of Central Asia and compare it with written sources, toponymy and epigraphy data, which will allow to take a fresh look at the solution of the issues of historical geography of Central Asia in the pre-Islamic period.
Ключевыге слова: Central Asia, historical geography localization, «Avesta», archaeological material, archeological cultures, "Ahvamm-vaejo", tribes historical and cultural areas.
Сведения об авторе:
Ходжаева Наргис Джомиевна, доктор исторических наук, доцент кафедры истории таджикского народа Таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни, E-mail: [email protected]
About the author:
Khojaeva Nargis Jomievna, Doctor of Historical Sciences, associate Professor of the Department of History of the Tajik People, S. Aini Tajik State Pedagogical University, E-mail: [email protected]
БАРМАКИЁНИ БАЛХ ВА НАЕЩИ ОЩО ДАР ТАЪРИХИ ДАВЛАТДОРИИ НИЁГОН
Хршматуллои У. Ш.
Донишгощ Балхи Чумуурии исломии Афгонистон
Яке аз силсилаи машхури точикй - хонадони Бармакиёни Балх буд, ки онхо дар ташаккули давлатдорию пешрафти илму фарханг ба арабхо муаллим гаштанд.
Бармакиён хануз дар давраи Сосониён машхуру маълум гашта буданд. Сарсулолаи ин авлод Бармак аз илми фалсафа, нучум бохабар буда, дар замони Сосониён истеъдоди баланди сиёсатмадории хешро ифшо намуд. Вай дар дарбори Ардашери Бобакон вазир буд. Баъди он ки арабхо Хуросонро тасхир намуданд ва давлати овозадори Сосонй аз по афтод, он гох Бармакиёнро дар идоракунии давлати хеш истифода бурданд.[1]
Дар замони салтанати халифа Мансур намояндагони хонадони Бармакихо шухрати дубора пайдо карданд. Зеро арабхо чун пай бурданд, ки системаи маъмурии онхо ба кор намеояд, мачбур шуданд, ки институтхои сиёсию маъмурии замони Сосониёнро дар амал чорй намоянд[2].
Маъхазхо ва ровиёни пешин хабар медиханд, ки Бармакиён дар маъбади Навбахори шахри Балх вазифаи саркохиниро ичро мекарданд ва аз зумраи ашхоси бадавлат ва бонуфуз хисоб мешуданд. Дар давраи Сосониён баъзе аз намояндагони ин хонадон мансаби вазириро бар душ доштанд. Асосгузори сулола Бармак вазифаи саркохини оташкадаи Навбахорро дошта, шахси донишманде буд.
Дар замони хукмронии арабхо низ хонадони Бармакиён барои хизматхояшон дар назди хилофат ва истеъдоди фавкулоддаи ташкилотчигиашон дар хукумати марказй сохиби унвонхои баланди давлатй гашта буданд. Писари Бармак Хэлид, наберааш Яхё дар хилофат солиёни зиёде вазифаи вазириро адо мекарданд. Дигар наздикони Бармак волиёни Эрони Гарбй буданд. Бармакиён дар байни халк обру ва эътибори баланд доштанд.[3]
Олим ва адиби маъруфи АфFOнисroн Моили Хиравй дар маколаи худ " Бармакиёни Балх" оид ба намояндагони ин хонадон маълумот дода, аз чумла дар бораи Фазл навиштааст: " Шухрати Фазл ба мартаба буд, ки чихил хазор тифли навзодро аз Хуросон ба номи "Фазл" номгузорй намуданд". Обру ва эътибори Бармакиён дар байни мардуми тамоми сарзамини Хилофат сол то сол бештар мегашт. Хонадони Бармакиён то андозае сохибистеъдод буданд, ки баъдтар дар ахди Сомониён ва Газнавиён хам боз ба макоми баланд расиданд. Бармакиён дар таърихи халки точик ва умуман Хилофат накши бузурге бозиданд.
Онхо дар даврае руи кор омаданд, ки вазъи сиёсй ва иктисодии мамлакат хеле хароб буд. Аббосиён баъд аз хоинона кушта шудани Абумуслим, ки у сабаби бар тахти Хилофат нишастани онхо шуда буд, мехостанд дар идораи мамлакат боз усули зулму бедодии Уммавиёнро давом диханд. Дар хамин вакт