Научная статья на тему 'Аутсорсинг в логистике, современные тенденции'

Аутсорсинг в логистике, современные тенденции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1292
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / ЛОГИСТИКА / ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ / МОДЕЛИ АУТСОРСИНГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бандурин С. А.

В статье рассматриваются особенности использования аутсорсинга в Росии и за рубежом в условиях глобализации. Особое внимание уделяется причинам развития аутсорсинга и логистического рынка. Рассмотрены модели аутсорсинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аутсорсинг в логистике, современные тенденции»

АУТСОРСИНГ В ЛОГИСТИКЕ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

© Бандурин С.А.1

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»,

г. Ростов-на-Дону

В статье рассматриваются особенности использования аутсорсинга в Росии и за рубежом в условиях глобализации. Особое внимание уделяется причинам развития аутсорсинга и логистического рынка. Рассмотрены модели аутсорсинга.

Ключевые слова аутсорсинг, логистика, тенденции рынка логистических услуг, модели аутсорсинга.

Текущая рыночная конъюнктура и глобализация ставят новые проблемы для участников транспортного рынка. Быстро развивающиеся технологии и жесткая конкуренция между видами транспорта требует от транспортных компаний значительных затрат. В таких условиях повышение работы транспорта с одновременным улучшением качества обслуживания грузовладельцем, уменьшением издержек и ростом производительности труда является непременным условием существования транспортной компании. Одной из форм эффективного взаимодействия со сторонними организациями и способом ведения транспортного бизнеса является аутсорсинг.

Термин «аутсорсинг» происходит от английских слов «outside resource», то есть использование внешних ресурсов. В международной практике он определяется, как последовательность организационных решений, суть которых состоит в передаче некоторых функций или видов деятельности внешней организации [1]; как перевод внутреннего подразделения предприятия и его активов в организацию поставщика услуг [2].

Аутсорсинг логистических функций заключается в частичной или полной передаче отдельных логистических функций или процессов аутсорсеру, то есть внешней организации.

В 2016 году компания Deloitte Consulting LLP провела глобальные исследования аутсорсинга и рыночных тенденций в Северной Америке, Европе, странах тихоокеанского бассейна, Южной Америке, Среднем Востоке и Африке [3]. В результате опроса были выявлены причины обращения компаний к аутсорсингу, которые отражены в таблице 1.

Можно выделить следующие преимущества и недостатки использования аутсорсинга и инсорсинга, которые приведены в таблице 2.

1 Магистрант кафедры «Логистика и управление транспортными системами».

Таблица 1

Причины обращения компаний к аутсорсингу

Причина Процентное соотношение, %

Снижение затрат 59 %

Сосредоточение на ключевой компетенции 57 %

Решение проблем, связанных со способностью осуществления какого-либо вида деятельности 47 %

Увеличение качества обслуживания 31 %

Удовлетворение критических потребностей бизнеса 28 %

Доступ к интеллектуальному капиталу 28 %

Управление бизнес средой 17 %

Внедрение трансформационных изменений 17 %

Таблица 2

Преимущества и недостатки использования аутсорсинга и инсорсинга

Аутсорсинг Инсорсинг

Преимущества Недостатки Преимущества Недостатки

- Применение современного оборудования и технологий; - снижение трудозатрат и стоимости функций; - направление сэкономленных средств на развитие ключевых компетенций; - приобретение преимущества за счет известности партнера на рынке; - увеличение гибкости в условиях меняющейся окружающей среды; - сокращение направлений уровней управления. - Риск выполнения работы не в срок и снижения качества; - потеря контроля и координации над процессом; - негативная реакция работников, связанная с сокращением штата; - возможная утечка информации; - риск банкротства партнера; - недооценка затрат на аутсорсинг. - Гарантированный уровень качества выполнения работ; - сохранение в секрете запатентованных технологий; - полный контроль за качеством, сроками и организацией выполнения работ; - использование свободных производственных мощностей. - Износ собственного оборудования и мощностей; - затраты на ресурсы и активы специального назначения; - расходы на обучение квалифицированного персонала; - расходы на социальные выплаты.

Особое место в развитии аутсорсинга в сфере логистики занимают логистические провайдеры, операторы логистических услуг (Logistic Service Providers, LSPs, TPL, 3PLs). Это коммерческие организации, которые оказывают услуги в сфере логистики и выполняющие комплекс логистических услуг или отдельные операции (транспортировка, управление заказами, складирование и др.), а также выполняющие интегрированное управление логистическими цепочками предприятия-клиента. Зарубежными авторами иногда используется термин «логистический провайдер третьего уровня» (third party logistics provider or 3PL), что показывает взаимосвязь между поставщиком (производителем) продукции и ее потребителем.

Агентство Data Insight провело исследование рынка логистических услуг за 2016 год, в которым выделяются 10 самых важных трендов:

1. Рост за счет лидеров интернет-торговли. Даже в условиях кризиса электронная торговля растет на 25 % в год. Соответственно объем посылок, проходящих через логистические компании увеличивается.

2. Современные технологии крупных компаний повышают рост требований ко всем логистическим компаниям. Качество системы информационных технологий находится в прямой зависимости от количества выкупленных заказов, стоимость доставки и лояльность покупателей.

3. Увеличивающаяся востребованность фулфилмента. Российские и западные поставщики и производители стремятся основывать монобрендовые интернет-магазины. При этом большинство предпочитает фулфиллмент собственной логистике ввиду отсутствия опыта работы с розницей. Начиная бизнес в России монобренд-ритейлеры сталкиваются с дефицитом кадров и отсутствием экспертизы. Проще это купить, что и дает толчок к развитию фулфилмент-центров.

4. Консолидация. В 2016 году рынок хактеризовался волной поглощений, что прогнозируется и в 2017 году. К главным сделкам на этом рынке относятся следующие:

- логистическая служба TopDelivery купила компанию Maxima-Express, которая владеет сетью пунктов выдачи (доставка + ПВЗ);

- Avito купил агрегатора доставок CheckOut (доска объявлений + доставка);

- финская логистическая компания Itella купила российскую курьерскую службу MaxiPost (складское хранение и фулфилмент + доставка);

- Mail.ru купил платформу для доставки еды Delivery Club.

5. Возрастание популярности среди интеграторов и агрегаторов. Основными потребителями их услуг являются небольшие и средние клиенты. Процесс интеграции с логистическими подрядчиками в «одном окне» приобретает особую важность.

6. Развитие региональной логистики. Увеличение спроса на перевозки внутри одного региона, уменьшение сроков доставки в регионах вокруг столицы ведут к децентрализации логистики. Крупные компании открывают распределительные центры в регионах, развивая доставку между такими центрами без обязательной сортировки в московских хабах. Это ведет к образованию двух новых услуг - прямой доставки из региона в регион без использования московских перевалочных пунктов и более быстрой доставкой (по сравнению с доставкой из Москвы) для жителей восточных регионов. Однако, интернет-заказов из периферии еще недостаточно много. Размещение распределительных центров в регионах может изменить ситуацию, с введением услуги доставка «на следующий день» из Москвы значительно возросло количество заказов.

7. Спрос на доставку в ПВЗ и постаматы у конечных покупателей повышался постепенно, а у магазинов в этом году произошел стремительный рост. Сети пунктов выдачи стали обязательными как для логистических компаний, так и для интернет-магазинов. Магазины чаще предпочитают отдавать эту часть бизнес-процессов на аутсорсинг, поэтому для логистических компаний это вопрос первостепенной важности. В результате доставщики строят свои сети или подключают партнерские.

8. Развитие специализированной доставки. Крупные интернет--магазины включают в свой ассортимент крупногабаритную мебель и другие предметы, которые сложно доставить. Соответственно, логистические компании учатся доставлять такие предметы. Многие логистические операторы до 2016 года не работали с крупным габаритом, но в этом году все начало меняться. Более того, растет спрос на доставку продуктов питания и готовой еды. Прогнозируется развитие специализированной доставки.

9. Увеличение спроса на обратную логистику (прием возвратов). В 20152016 году ряд доставщиков предложил своим клиентам услугу возврата.

10. В связи с тем, что топ-интернет-магазинов стабилен, происходит развитие двух трендов: усиливается борьба за существующих крупных клиентов и происходит расширение пакета услуг для маленьких интернет-магазинов. Сегодня «ЯндексМаркет» и «АНЕхргеББ» очень популярны на рынке. В борьбе за крупных клиентов логистические компании вынуждены делать свои цены более привлекательными [4].

В настоящее время выделяется несколько моделей аутсорсинга:

1. Управление мощностями, при котором ответственность за управление собственностью, персоналом и оборудованием возлагается на другую организацию.

2. Максимальный (полный) аутсорсинг при котором штат сотрудников, иногда и активы, относящиеся к основной деятельности предприятия, такие как информационные технологии или финансы, на время действия контракта передаются поставщику.

3. Совместный аутсорсинг, когда стороны соглашения являются партнерами [5, с. 263].

4. Промежуточный аутсорсинг, когда передается управление своими платформами и системами третьей стороне, полагая, что ее собственные специалисты способны разработать новые системы.

5. Трансформационный аутсорсинг, когда приглашенный поставщик услуг полностью реорганизует работу подразделения, создавая надежную базу знаний и навыков и применяя новые системы. Отличие трансформационного аутсорсинга от полного состоит в том, что переход сотрудников и активов не окончательный - по завершении проекта клиент вновь обретает полный контроль и вступает в свои обязанности [5, с. 266].

6. Аутсорсинг совместных предприятий, когда создается новая компания для использования будущих деловых возможностей. Персонал и активы клиента затем передаются этому совместному предприятию, а не поставщику услуг. Совместное предприятие получает преимущества, пользуясь специализированными знаниями клиента о своем рынке [2].

7. Мультисорсинг или выборочный аутсорсинг, когда бизнес-функция разделяется на составляющие, часть из которых выполняется собственными сотрудниками, а другая часть передается на аутсосрсинг [6].

В современных рыночных отношениях развитие различных видов аутсорсинга привело к глобальному изменению бизнес-моделей компаний и возникновению новых моделей аутсорсинга и сетевого подхода как методологии формирования новых механизмов взаимодействия между компаниями. Сетевой подход был предложен шведским ученым Хокано Хоканссоном в 70-е гг. ХХвека [7] и далее изучался рядом европейских ученых, объединенных в рамках проекта IMP (Industrial Marketing and Purchasing) [8], а также исследователями Санкт-Петербургской школы маркетинга [9]. В сетевом подходе отношения между субъектами становятся основным объектом анализа, делая важными такие понятия как власть (доминирование во взаимоотношениях), доверие, взаимозависимость субъектов, уровень инвестиций во взаимоотношения, согласованность стратегических целей. Важная роль также принадлежит и бизнес-среде, которая в условиях глобализации может меняться, способствуя или тормозя развитие взаимоотношений.

Таким образом, в условиях глобализации существует много форм бизнес взаимодействия и при выборе поставщика логистических услуг важным является понимание внутренних бизнес-процессов предприятия и внешней окружающей среды.

Список литературы:

1. Аникин Б.А. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: учеб. пособие / Б.А. Аникин, И.Л. Рудая. - М.: Инфра-М, 2007. -288 с.

2. Хейвуд Дж. Брайан. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ: пер. с англ. - М.: Изд. Дом. «Вильямс», 2002. - 176 с.

3. Deloit's 2016 Global outsourcing survey, May 2016, Electronic resource: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/nl/Documents/operations/deloitt e-nl-s&o-global-outsourcing-survey.pdf.

4. Топ-10 трендов на рынке логистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oborot.ru/article/961/14.

5. Сорокина А.Е. Аутсорсинг в рамках структурной реформы железнодорожной отрасли России [Текст] / А.Е. Сорокина // Молодые ученые - транспорту: Труды VI межвузовской научно-технической конференции. - Екатеринбург: УрГУПС, 2005. - С. 263-267.

6. Суворов Г.Г. Аутсорсинг в логистике // Логистика и управление цепями поставок. - 2009. - № 4 (33). - С. 53-63.

7. Hakansson H., Ostberg C. Industrial Marketing: An Organizational Problem? Industrial Marketing Management, 4, № 2/3, 1975, pp. 113-123.

8. Understanding Business Markets: Interaction, Relationships and Networks. Edited by David Ford, Academic Press Limited, 1990. - 556 c.

9. Багиев Г.Л. Маркетинг взаимодействия: учебник для вузов / Г.Л. Ба-гиев. - СПб.: Астерион, 2011. - 768 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.