ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА
аутсорсинг в издательском бизнесе
м. в. белоусова,
начальник методического отдела ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
Общие положения
Аутсорсинг — относительно новый вид услуг на российском рынке. Успешно осуществляющиеся на западе аутсорсинговые услуги сегодня находят своего потребителя и в России. Если совсем недавно потребителями таких услуг в нашей стране были в основном представительства иностранных компаний и совместные предприятия, то теперь к услугам аутсорсеров все чаще прибегают обычные российские фирмы. Объясняется все довольно просто: возрастающая на потребительском рынке товаров, работ или услуг конкуренция требует от субъектов предпринимательства роста эффективности производства и сокращения издержек. Во многом решить эту проблему помогает именно аутсорсинг, позволяющий отдать часть производственных процессов в «чужие руки». Хотя многие российские организации сегодня пока только присматриваются к этому сравнительно молодому виду услуг, малый и средний бизнес уже активно пользуется услугами аутсорсеров в плане информационных технологий, финансового и кадрового аутсорсинга. Возрастает роль аутсорсинга и в издательском бизнесе, который, как известно, представляет собой подготовку и выпуск печатных изданий любого вида.
Напомним, что печатным изданием признается газета, книга, журнал, брошюра, альбом, плакат, буклет, открытка, иное изделие полиграфического производства независимо от тиража и способа изготовления, предназначенное для передачи содержащейся в нем информации.
Основным компонентом издательской продукции является информация, представляющая собой первоначальные сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом, в том числе с помощью технических средств. Сама
по себе информация нематериальна, поскольку воспринимается и интерпретируется сознанием каждого отдельного человека на основе общекультурных ценностей. Однако информация не может существовать без материального носителя.
Выпуск печатных изданий производится на основании договора с автором (правопреемником) в соответствии с действующим законодательством, а произведений литературы и искусства, являющихся интеллектуальной собственностью юридического лица или гражданина, — на основании договора с собственником издания с учетом требований авторского права.
Нужно отметить, что перспективы создания собственных изданий сегодня привлекают многих, однако эффективность ведения этого бизнеса во многом определяется степенью профессионализма издательского процесса. Для успешного ведения издательской деятельности совершенно не обязательно делать все самому, можно воспользоваться и аутсорсингом, т. е. передать часть функций специализированной организации — аутсорсеру. В издательской деятельности, как правило, используются следующие виды аутсорсинга: бухгалтерский, кадровый, производственный (если издательство не имеет собственной полиграфической базы), рекламный. Кроме того, издательства прибегают и к услугам специализированных организаций в части распространения тиража.
Разберем несколько подробнее, что же такое аутсорсинг. Понятие аутсорсинга в российском законодательстве отсутствует. Термин «аутсорсинг» заимствован из английского языка (от английского — «outsourcing») и дословно переводится как использование чужих ресурсов.
Смысл аутсорсинга сводится к следующему: сосредоточьте все ресурсы на том виде деятельности,
который является основным для вашей организации, и передайте остальные поддерживающие или сопутствующие функции профессиональному партнеру.
Иными словами для успешного ведения бизнеса вовсе не обязательно выполнять все непрофильные функции, связанные с основным видом деятельности организации или с управлением компанией, своим персоналом, можно возложить ведение этих процессов и на специализированную организацию.
Таким образом, под аутсорсингом понимается передача на договорной основе непрофильных функций субъекта внешним исполнителям, специализирующимся в конкретной области и обладающим знаниями, опытом, техническим оснащением.
Отметим, что фирма, берущая на себя «чужие» функции, называется аутсорсинговой, или аутсорсером.
Становясь потребителем аутсорсинговых услуг, издательство получает возможность сосредоточиться на основном бизнесе, поскольку договор аутсорсинга, как мы отметили, заключается именно по непрофильным направлениям деятельности организации. Передача части работ на аутсорсинг позволяет сократить издержки, так как зачастую услуги аутсорсера стоят намного дешевле, чем содержание собственного персонала.
Между издательством и аутсорсинговой организацией заключается гражданско-правовой договор, предметом которого является предоставление услуги или выполнение работы.
Обратите внимание, не стоит относить к аутсорсингу использование любых услуг, оказываемых внешними исполнителями. Под аутсорсингом следует понимать именно передачу на длительное время ведение какой-либо непрофильной деятельности организации, которая в принципе может осуществляться и самостоятельными силами.
По сути дела, прибегая к услугам аутсорсера, издательство в его лице получает как бы дополнительное структурное подразделение организации, которое в то же время остается от него юридически независимым.
Рассмотрим некоторые виды аутсорсинга, которые могут быть использованы субъектами, осуществляющими издательскую деятельность.
Бухгалтерский аутсорсинг в издательской деятельности
Сейчас многие фирмы, в том числе и издательства, пользуются бухгалтерским аутсорсингом, который предлагает услуги по восстановлению, ведению бухгалтерского и налогового учета, оптимизации
налоговых платежей, по составлению промежуточной и годовой отчетности, а также ведению дел с налоговыми органами. Использование вместо собственного штата финансовой службы услуг сторонней специализированной организации не противоречит нормам бухгалтерского законодательства. Напомним, что подп. «в» п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон №129-ФЗ) предоставил право руководителям организаций передавать на договорных началах ведение бухгалтерского учета:
• централизованной бухгалтерии;
• специализированной организации;
• бухгалтеру-специалисту.
То есть аутсорсинг бухгалтерии — это возможность перепоручить учет всех финансовых вопросов сторонней организации или частному специалисту.
Обычно в штате издательства имеется бухгалтер, он ведет первичную учетную документацию, которая затем передается в аутсорсинговую организацию (бухгалтеру-специалисту) для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете и составления и сдачи отчетности. Отметим, что передавать документы ежедневно, особенно если организация-заказчик находится в другом городе, нецелесообразно. В большинстве случаев каждый день передаются только копии документов (по факсу или электронной почте), а в конце месяца доставляются оригиналы первичных бухгалтерских документов. Кроме того, например, раз в неделю издательство формирует пакет первичной документации и передает его с курьером аутсорсеру. Напротив, если количество первичных документов в фирме достаточно велико, а передавать их каким-либо образом организации-аутсорсеру не представляется возможным, в этом случае специалисты аутсорсинговой компании несколько раз в неделю могут приезжать в издательскую организацию и работать там, в текущем режиме.
Обратите внимание, что в приказе по учетной политике издательство, принявшее решение о передаче ведения бухгалтерского учета аутсорсеру, должно обязательно зафиксировать этот момент.
Для оказания услуг по ведению бухгалтерского учета, составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности заключается договор возмездного оказания услуг в соответствии с п. 2 ст. 779 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). При этом в договоре необходимо четко прописать обязанности сторон, установить сроки выполнения обязательств и особенно четко разграничить ответственность издательства и аутсорсера за выполнение тех или иных операций по ведению бухгалтерского учета. Объясним почему.
Нередко одной из основных причин передачи ведения бухгалтерского учета аутсорсеру является стремление организации снизить риски штрафных санкций за неправильное ведение отчетности. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) именно налогоплательщику — организации, доверившей вести бухгалтерский учет аутсорсеру, в случае обнаружения нарушений придется платить штрафы и пени. Поэтому, включив в договор пункт о том, что все пени и штрафы, начисленные налоговой инспекцией за несвоевременную подачу налоговых деклараций, неправильное исчисление сумм налогов и т. д., компенсируются аутсорсером, издательство получает возможность возместить суммы уплаченных штрафных санкций за счет аутсорсера. Разумеется, это возможно лишь в том случае, если причиной этому не является несвоевременное представление заказчиком аутсорсеру первичной бухгалтерской документации. Предусмотрев в договоре раздел о степени ответственности организации-аутсорсера, издательство сможет избежать ряда проблем. Как правило, аутсорсер компенсирует клиенту ущерб в пределах, предусмотренных договором.
Согласно п. 5 ст. 13 Закона № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. Отметим, что сведения, указанные в отчетности, могут заверять не только руководитель организации, главный бухгалтер, но и представитель организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета. В этом случае следует выписать доверенность на представителя организации, оказывающей услуги. Согласно разъяснениям налоговых органов копия доверенности должна быть приложена к сдаваемой отчетности (письмо УФНС России по городу Москве от 26.08.2005 № 20-12/60484). В соответствии же с п. 38 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н ответственность лиц, подписавших бухгалтерскую отчетность, определяется в соответствии с российским законодательством.
Стоимость услуг организации-аутсорсера зависит, как правило, от количества совершаемых ор-ганизацией-заказчиком хозяйственных операций (либо количества первичных учетных документов), от используемой организацией автоматизированной системы обработки документов и т. д.
Причем следует отметить, что аутсорсинговые компании при определении стоимости своих услуг, как правило, устанавливают дифференцированный подход к фирмам-заказчикам. В основном при бухгалтерском аутсорсинге используются несколько видов тарифов:
• так называемый «нулевой» тариф, предлагаемый вновь образованным организациям, имеющим нулевой баланс;
• базовый тариф, используемый в отношении заказчиков, имеющих небольшие объемы учетной работы;
• тариф, разработанный для организаций, нуждающихся в полном спектре бухгалтерских услуг. Кроме того, организация-заказчик может
заказать и любые другие дополнительные услуги, например, оптимизацию налоговых платежей.
Нужно сказать, что бухгалтерский аутсорсинг в издательстве имеет ряд преимуществ. Прежде всего, как уже было отмечено, это концентрация управленческих усилий на основной (издательской) деятельности.
Оплата труда высококвалифицированного штатного бухгалтера достаточно высока, поэтому, пользуясь услугами сторонней организации, издательство снижает затраты по оплате труда бухгалтерии. При этом не следует забывать и о том, что в аутсорсинговой компании услуги оказывают высококвалифицированные специалисты по бухгалтерскому учету и налогообложению, поэтому у издательства снижается риск неправильности отражений операций в бухгалтерском учете и искажения отчетности, соответственно снижается и вероятность неверного исчисления налоговых платежей. При аутсорсинге не нужно оборудовать рабочие места, приобретать специальное программное обеспечение, литературу и повышать квалификацию работников финансовой службы. Опять-таки сокращение затрат.
Кроме того, как уже отмечено, грамотное составление договора на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета гарантирует издательству полную ответственность организации-аутсорсера в размере возможных штрафных санкций со стороны контролирующих органов.
Но наряду с достоинствами бухгалтерский аутсорсинг имеет и свои недостатки. Прежде всего, может оказаться и так, что выбранный издательством аутсорсер не отвечает всем требованиям высокопрофессионального поставщика услуг. Ведь, чтобы привлечь заказчиков невысокой ценой на свои услуги, аутсорсеры могут привлекать специалистов низкой квалификации, поэтому советуем предусмотреть в договоре требуемые критерии.
Кроме того, передача бухгалтерской документации сторонней организации может привести к потере конфиденциальности внутрифирменной информации. Советуем не забывать об ответственности за нарушение конфиденциальности.
Для крупных издательств передача бухгалтерского учета на аутсорсинг зачастую ведет к снижению оперативности в учете.
При плохой организации документооборота существует возможность потери первичных учетных документов. То есть при заключении договора следует разработать и утвердить график документооборота.
И еще одно «против» использования аутсорсинга бухгалтерии — это отсутствие контроля над деятельностью организации или специалистов, которые предоставляют бухгалтерские услуги. Хотя этого можно и избежать. Заключая договор с аутсорсером, разумно предусмотреть порядок отчетности перед организацией-заказчиком.
Наконец, аутсорсеры не всегда досконально разбираются в специфике работы организации-заказчика, в данном случае издательства, что может привести к некорректному отражению информации в учете.
Затраты издательства на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонней организацией, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 36 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом следует помнить, что любые расходы, принимаемые организацией для целей налогообложения, должны соответствовать критериям ст. 252 НК РФ, т. е. расходы должны быть документально подтвержденными, экономически обоснованными и связанными с получением дохода.
Арбитражная практика также свидетельствует об этом. Так, судьи Западно-Сибирского округа постановили, что при исчислении подлежащего уплате налога на прибыль организаций расходы на привлечение организации-аутсорсера уменьшают полученные доходы только в том случае, если такие расходы экономически оправданы, т. е. если привлечение аутсорсера приведет к реальному сокращению издержек производства или увеличению прибыли налогоплательщика. Такой вывод содержится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 11.07.2006 № Ф04-3725/2005(23668-А46-26) по делу № 25-918/04. В нем, в частности, указано, что экономическая целесообразность расходов должна более детально исследоваться судами. По мнению суда, организация должна доказать, что затраты на услуги аутсорсера были ей необходимы или что они связаны с получением дохода.
В постановлении же ФАС Западно-Сибирского округа от 20.03.2006 № Ф04-1521/2006(20764-А46-15) по делу № 25-1760/04 сделан вывод, что доначислить налог на прибыль налоговый орган не вправе, если произведенные налогоплательщиком расходы на оплату услуг, оказанных по договору аутсорсинга, документально подтверждены и экономически целесообразны.
В бухгалтерском учете издательства расходы на оплату услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета специализированной организацией
признаются в качестве управленческих расходов, формирующих расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (далее — ПБУ 10/99).
Такие расходы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, установленной договором с фирмой-аутсорсером (без учета предъявленной организации фирмой суммы НДС), в том отчетном периоде, в котором услуги были оказаны, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (пп. 6, 18 ПБУ 10/99.
Предъявленная аутсорсером сумма НДС подлежит вычету на основании подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ при наличии счета-фактуры, после принятия к учету оказанных услуг.
Управленческие расходы учитываются в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, на счете 26 «Общехозяйственные расходы».
При этом в бухгалтерском учете издательства составляются следующие записи:
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т сч. 51 «Расчетные счета» — отражено перечисление денежных средств аутсорсеру на основании выписки банка;
Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — приняты к учету оказанные услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета на основании ежемесячного двустороннего акта об оказании услуг;
Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — учтена сумма НДС, предъявленного к оплате аутсорсером;
Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» К-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость» — принят к вычету НДС.
Кадровый аутсорсинг, используемый издательством
Услуги по подбору персонала представляют собой один из видов аутсорсинговых услуг, так называемый кадровый аутсорсинг.
Подбором персонала обычно занимаются специализированные рекрутинговые организации. Они имеют в своем штате специалистов, предоставляющих высококачественные услуги по подбору персонала, соответствующего определенным требованиям и критериям. Следует отметить,
что, несмотря на то, что это довольно дорогой способ поиска кандидатов, работодатели часто обращаются в специализированную организацию по подбору кадров. Как правило, это обращение к аутсорсеру вынужденное, так как самостоятельные попытки подбора персонала зачастую не приводят к положительному результату или в издательстве нет специалиста по кадрам.
Высококвалифицированный персонал — залог успеха любой коммерческой фирмы. Именно от того, насколько квалифицированными являются работники организации, зависит прибыльность и эффективность деятельности хозяйствующего субъекта.
При кадровом аутсорсинге издательство должно заключить договор с кадровым агентством на оказание услуг по подбору кадров. Как правило, заключается договор возмездного оказания услуг. На основании заключенного договора аутсорсер в соответствии с требованиями заказчика, установленными в договоре, находит претендента, удовлетворяющего условиям договора, и предлагает его кандидатуру на рассмотрение организации-заказчику. Результатом выполнения договора является принятие претендента на работу в качестве сотрудника в издательство.
В договор на оказание услуг кадровое агентство должно обязательно включить такие пункты: профессиональная направленность необходимых специалистов; уровень профессиональной подготовки соискателя на должность — образование, стаж работы по направлению (в приложении к договору, как правило, указываются дополнительные требования фирмы к претенденту, например, пол, возраст, стаж, знание иностранных языков и т. д.); в каких случаях данная услуга считается оказанной, а договор исполненным.
Для издательства данный пункт договора (с точки зрения налогообложения) будет иметь особое значение, потому что именно от него зависит, в какой момент оно имеет право включить в состав расходов, учитываемых при налогообложении, расходы по подбору персонала. Из практики следует, что договор считается исполненным, а обязательства кадрового агентства выполненными, если работодатель принял на работу претендента и назначил срок его выхода на работу.
Однако издательство в договоре с кадровым агентством может указать и такой вариант исполнения договора: подтверждение профессионализма кандидата после прохождения испытательного срока. Напомним, что в соответствии с Трудовым кодексом РФ (далее — ТК РФ) за организациями закреплено право устанавливать испытательный срок для вновь принятых специалистов (ст. 57 ТК РФ).
Кроме того, один из пунктов договора может предусматривать обязанность кадрового агентства произвести бесплатную замену работника, не выдержавшего испытательный срок. Однако в данном условии содержится определенный риск для издательской организации. Ведь согласно п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученных услуг. Поэтому в тексте договора, а также в первичных документах, подтверждающих исполнение данного договора, мы рекомендуем избегать формулировок, касающихся безвозмездных услуг, а применять иные термины, например: «Расходы на замену работника, не прошедшего трехмесячный испытательный срок, заведомо включены в стоимость вознаграждения кадрового агентства за услуги по подбору персонала».
Во избежание конфликтов с налоговыми органами рекомендуем при составлении договора об оказании услуг по подбору персонала максимально использовать терминологию НК РФ.
Кроме того, советуем предусмотреть отдельный пункт договора, обязывающий специализированную организацию по подбору персонала представлять издательству еженедельный отчет об исполнении договора.
Обычно услуги специализированных организаций по подбору кадров оплачиваются заказчиком по конечному результату. Как правило, стоимость услуги рекрутинговой организации определяется в виде процента от годового дохода (до выплаты налогов) нанятого работника. Кроме того, стоимость заказа может определяться в зависимости от количества и сложности оказываемых услуг в процессе подбора персонала (подача объявления в специализированных изданиях, помощь в составлении и прием резюме, создание информационной базы (сведений о соискателях), проверка рекомендаций с прежнего места работы, проведение специальных тренингов, тестирования и пр.), от сложности выполнения заказа, от сроков исполнения заказа, от условий найма, от имиджа организации-заказчика и других условий.
В налоговом учете издательства расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, на основании подп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Обратите внимание, текст гл. 25 НК РФ не ставит признание расходов фирмы на подбор персонала в зависимость от того, положительным ли результатом оказалось сотрудничество с кадровым агентством или нет. Поэтому, исходя из буквального прочтения текста законодательства,
следует, что при налогообложении могут быть учтены расходы на оплату услуг кадрового агентства даже в том случае, если подбор кандидата не увенчался успехом.
Стоит иметь в виду, что проверяющие органы наверняка не согласятся с ситуацией включения таких расходов в состав расходов, учитываемых при налогообложении, упирая на то, что их нельзя считать экономически оправданными. В частности в письме Минфина России от 01.06.2006 № 03-0304/1/497 сказано:
«Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала.
Вместе с тем следует иметь в виду, что если организация фактически не произвела набор работников, в том числе и в результате рассмотрения кандидатур, предоставленных специализированными компаниями по подбору персонала, то указанные расходы нельзя рассматривать как экономически оправданные расходы и учитывать для целей налогообложения».
Тем не менее, такую точку зрения можно и оспорить. Во-первых, в НК РФ нет запрета на признание указанных расходов в составе расходов, учитываемых при налогообложении. Во-вторых, поскольку в соответствии со ст. 2 ГК РФ одним из признаков предпринимательской деятельности считается риск, поэтому если в результате предпринимательской деятельности субъект, произведя затраты, не получил никакой выгоды, некорректно указанные затраты считать неоправданными, ведь обращение в кадровое агентство могло повлечь за собой и положительный результат (подбор сотрудника).
Учитывая вышеизложенное, отметим, что по данному вопросу у издательства могут возникать налоговые риски. В случае спора отстаивать свою
позицию налогоплательщику придется через суд.
Стоит заметить, что трудности при подтверждении экономической оправданности произведенных расходов могут возникать у издательства и в том случае, если для поиска специалиста на одну и ту же вакансию оно заключает договоры с несколькими кадровыми агентствами или параллельно самостоятельно ищет необходимого сотрудника путем размещения в СМИ объявлений.
В бухгалтерском учете издательства расходы по подбору персонала с помощью специализированных организаций признаются в полном объеме на основании пп. 5, 7, 9, 17, 18 ПБУ 10/99 и относятся к управленческим расходам. У организаций, занятых в издательской деятельности, такие расходы учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы».
Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете издательства аутсорсинговых услуг по подбору кадров.
Пример 1.
Издательство заключило договор кадрового аутсорсинга с кадровым агентством. 25 июля издательство подало заявку в соответствии с которой, агентство должно подобрать специалиста на должность главного редактора журнала. Согласно условиям договора услуга по подбору специалиста считается оказанной после выхода претендента на работу.
Стоимость услуг кадрового агентства составила 11 800 руб., в том числе НДС — 1 800 руб.
Кадровое агентство выполнило свои обязательства, подобрав издательству соответствующую требованиям кандидатуру. Специалист приступил к исполнению своих обязанностей 1 августа, в этот же день был подписан акт об оказании услуг. Издательство оплатило услуги кадрового агентства 2 августа.
В целях налогообложения прибыли издательство работает по методу начисления, авансовые платежи по налогу на прибыль перечисляет ежеквартально.
В бухгалтерском учете издательства эти операции отражаются следующим образом (табл. 1):
Таблица 1
Корреспонденция счетов сумма, руб. содержание операции
Дебет Кредит
1 августа
26 60 10 000 Отражены затраты издательства на оплату услуг кадрового агентства (11 800 — 1 800)
19 60 1 800 Учтен НДС по услугам кадрового агентства
68 19 1 800 Принят к вычету НДС
2 августа
60 51 11 800 Оплачены услуги кадрового агентства согласно условиям договора
В целях налогообложения прибыли расходы на оплату услуг кадрового агентства по подбору кандидата на должность главного редактора издательство отразит в день подписания акта о выполненных работах. Следовательно, эти затраты будут учтены в составе расходов III квартала.
Обращаем Ваше внимание, что договор, заключенный с аутсорсинговой компанией, может предусматривать положение о том, что кадровое агентство возвращает часть вознаграждения, если никто из предложенных кандидатур не устроил издательство или специалист был принят на работу, но не прошел испытательный срок. В этом случае издательство, отразившее в своем бухгалтерском и налоговом учете расходы на подбор кандидата должно внести в учет необходимые изменения. В бухгалтерском учете издательство должно скорректировать затраты на сумму возвращенных средств. Не забудьте: если НДС по услугам аутсорсера был принят к вычету в полном объеме, то необходимо восстановить часть суммы налога. Если нало-
В целях налогообложения прибыли сумма расходов в размере 10 000 руб. была признана в III квартале, поэтому в IV квартале издательство признает сумму 5 000 руб. внереализационным доходом.
иные виды аутсорсинга, используемые в издательской деятельности
Как мы уже отметили, к таким видам относится рекламный аутсорсинг, аутсорсинг в части распространения тиража, производственный аутсорсинг и т. д..
Несмотря на то, что организации, занятые издательской деятельностью, могут размещать рекламу и в собственных печатных изданиях, иногда этого бывает недостаточно, и тогда решением рекламных вопросов занимаются специализированные фирмы — рекламные агентства.
Напомним, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе»:
«Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».
гоплательщик учел указанные расходы в целях налогообложения, то суммы денежных средств, возвращенных аутсорсером, налогоплательщик отразит в составе внереализационных доходов на основании п. 3 ст. 250 НК РФ.
Рассмотрим ситуацию на примере.
Пример 2.
Используем условия предыдущего примера и допустим, что сотрудник, принятый на должность главного редактора не выдержал испытательный срок и был уволен 3 октября. На основании дополнительного соглашения к договору кадровое агентство 10 октября возвращает издательству 50 % полученного вознаграждения.
В бухгалтерском учете издательства будут сделаны следующие записи (табл. 2):
Расходы на рекламу у издательства относятся к расходам, связанным с продажей продукции. В соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 они являются расходами по обычным видам деятельности. В целях бухгалтерского учета суммы, уплаченные за рекламные услуги, учитываются в полном размере в составе расходов на продажу и отражаются на балансовом счете 44 «Расходы на продажу».
Напоминаем, что в налоговом учете рекламные расходы признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ) и относятся к нормируемым. Поэтому при признании таких расходов в налоговом учете издательство должно руководствоваться п. 4 ст. 264 НК РФ.
Для распространения периодических изданий издательство может воспользоваться услугами такого аутсорсера, как подписное агентство.
Расходы издательства по оплате услуг подписного агентства связаны с продажей продукции, поэтому на основании пп. 5, 9 ПБУ 10/99 представляют собой расходы по обычным видам деятельности.
Бухгалтерский учет операций по распространению рекламы и услуг подписного агентства осуществляется издательствами в порядке, аналогичном рассмотренному выше.
Таблица 2
Корреспонденция счетов сумма, руб. содержание операции
Дебет Кредит
3 октября
26 60 5 000 сТОРНО! Восстановлены расходы по подбору кандидата на должность финансового директора
19 60 900 сТОРНО! Учтена сумма НДС
68-1 19 900 сТОРНО! Принят к вычету НДС
76-2 60 5 900 Отражена сумма задолженности кадрового агентства
10 октября
51 76-2 5 900 Возвращена кадровым агентством часть вознаграждения