Научная статья на тему 'Особенности бухгалтерского аутсорсинга в России'

Особенности бухгалтерского аутсорсинга в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2432
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / АУТСОРСЕР / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧУЖИХ РЕСУРСОВ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / ТАРИФ / НЕПРОФИЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демяхина Елена Владимировна

Рассмотрены основные понятия аутсорсинга, история его возникновения, исследованы преимущества и недостатки бухгалтерского аутсорсинга, а также особенности его отражения в бухгалтерском и налоговом учете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности бухгалтерского аутсорсинга в России»

Е.В. ДЕМЯХИНА

ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО АУТСОРСИНГА В РОССИИ

Рассмотрены основные понятия аутсорсинга, а также особенности его отражения в бухгалтерс-история его возникновения, исследованы преиму- ком и налоговом учете. щества и недостатки бухгалтерского аутсорсинга,

Аутсорсинг, аутсорсер, использование чужих ресурсов, бухгалтерский учет, налоговый учет, тариф, непрофильные функции, конкуренция.

Аутсорсинг - относительно новый вид услуг на российском рынке. Успешно осуществляющиеся на западе аутсорсинговые услуги сегодня находят своего потребителя и в России, причем не только среди представительств иностранных компаний и совместных предприятий, но и в обычных российских организациях. Объясняется все довольно просто: возрастающая на потребительском рынке товаров, работ или услуг конкуренция требует от субъ -ектов предпринимательства все большей эффективности производства и сокращения издержек. Во многом решить эту проблему помогает именно аутсорсинг, позволяющий отдать часть производственных процессов в «чужие руки». Хотя многие российские организации сегодня пока только присматриваются к этому сравнительно новому виду услуг, растет число тех, кто активно пользуется услугами аутсорсеров в области информационных технологий, финансовой и кадровой деятельности [1].

Понятие «аутсорсинг» вошло в практику в конце 80-х гг. XX в. в результате углубления разделения труда и производственной кооперации в условиях глобализации. Первым опытом аутсорсинга стали услуги американских и английских юридических фирм, в рамках которых решение юридических вопросов передавалось высококвалифицированным и опытным специалистам (например, разрешение деловых споров в судебном порядке). Но в дальнейшем спектр услуг расширился за счет внедрения практики бизнес-консультирования.

Толчком к формированию рынка аутсорсинговых услуг послужила продолжительная конкуренция между такими автомобильными гигантами, как Ford и General Motors. В свою очередь, автомобильные компании Японии с 70-х гг. XX в. начали отвоевывать рынок тройки автомобильных гигантов США (General Motors, Ford и Chrysler) за счет передачи производства комплектующих на аутсорсинг. Состояние последних стабилизировалось после создания альянсов с японскими автомобильными компаниями и опять-таки за счет совместного использования аутсорсинга. В дальнейшем аутсорсинг распространяется в связи с развитием информационных технологий. По оценке крупного аутсорсерса Oracle, использование услуг IT-аутсорсинга позволяет экономить более 75% расходов на оплату труда компании-клиента. Развитие аутсорсинга обусловлено стремлением компаний использовать новейшие достижения НТП для улучшения качества и повышения конкурентоспособности и привлекательности производимой продукции. Современные технологии и знания, как правило, сосредоточены в

руках специализированных компаний. В результате каждая сторона выполняет то, что у нее лучше всего получается. Это приводит к снижению себестоимости продукции за счет сокращения издержек [7].

История бизнеса в России намного моложе западной в силу чисто исторических причин. Поэтому рынок аутсорсинга только начинает складываться как со стороны компаний-провайдеров, готовых предлагать аутсорсинговые услуги достойного уровня, так и со стороны компаний-клиентов, видящих целесообразность их использования.

Тем не менее, российский бизнес развивается с ураганной скоростью, и аутсорсинг, несмотря на то, что темпы его роста выше, чем мировые, не всегда успевает за ним. Рынок российского аутсорсинга уже сейчас представлен услугами в области информационных технологий, рекламы и дизайна, транспортных услуг, маркетинговых исследований, подбора кадров, бухгалтерских функций, аудита, юридического обслуживания, финансовых услуг, управления недвижимостью, охраны. Легко заметить, что все функции предприятий, передаваемые на аутсорсинг в России, относятся к обслуживающим, вспомогательным процессам.

Примером передачи основных процессов на аутсорсинг с целью сосредоточения на своих ключевых компетенциях может служить опыт издательства деловой литературы «Манн, Иванов и Фербер». Переходя на аутсорсинг, издательство оставило за собой три ключевых издательских процесса: отбор рукописей для издания, научную редактуру и маркетинг. Другие процессы (дизайн, переводы на русский язык, верстка, корректура), печать тиражей, хранение и дистрибуция (в том числе интернет-магазин), функции бухгалтерии отданы сторонним компаниям.

Пример использования частичного аутсорсинга -крупнейший в мире производитель алюминия и глинозема, компания «РУСАЛ», которая уже три года успешно использует аутсорсинг при расчете заработ-ной платы на своих четырех заводах и для менеджмента компании (в совокупности более 10 тыс. чел.). Эта расчетная функция централизована на базе независимого провайдера «InterComp»5[9].

Понятие «аутсорсинг» в российском законодательстве отсутствует. Термин «аутсорсинг» заимствован из английского языка (outsourcing) и дословно переводится, как использование чужих ресурсов.

5 Компания специализируется на предоставлении аутсорсинговых услуг расчета заработной платы, ведения бухгалтерии и кадрового администрирования; обслуживает более 400 международных и российских компаний.

Смысл аутсорсинга сводится к следующему: сосредоточить все ресурсы на том виде деятельности, который является основным для организации, и передать остальные поддерживающие или сопутствующие функции профессиональному партнеру. Для успешного ведения бизнеса вовсе не обязательно выполнять все непрофильные функции, связанные с основным видом деятельности организации или с ее управлением, можно возложить ведение этих процессов на специализированную организацию.

Таким образом, под аутсорсингом понимается передача на договорной основе непрофильных функций субъекта внешним исполнителям, специализирующимся в конкретной области и обладающим знаниями, опытом, техническим оснащением. Фирма, берущая на себя «чужие» функции, называется аутсорсинговой или аутсорсером.

Становясь потребителем аутсорсинговых услуг, организация-заказчик получает возможность сосредоточиться на основном бизнесе, поскольку договор аутсорсинга заключается именно по непрофильным направлениям деятельности организации. Передача части работ на аутсорсинг позволяет сократить издержки, т.к. зачастую услуги аутсорсера стоят намного дешевле, чем содержание собственного персонала.

По договору аутсорсинга, как правило, передаются следующие функции: поддержка информационных систем (локальных сетей, ^^еЬ-сайта, защита информации, администрирование компьютерных сетей; разработка, внедрение и последующее обслуживание корпоративных программных продуктов и т.д.); постановка и ведение бухгалтерского и налогового учета, составление отчетности; поиск и подбор кадров; аренда сотрудников; РЯ и рекламные услуги; уборка офисных помещений; охрана и служба безопасности; организация питания и транспортных перевозок, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности фирмы; административная поддержка; проч. функции.

Между организацией-заказчиком и аутсорсинговой организацией заключается гражданско-правовой договор, предметом которого является предоставление услуги или выполнение работы. Однако не стоит относить к аутсорсингу использование любых услуг, оказываемых внешними исполнителями. Под аутсорсингом следует понимать именно передачу на длительное время и ведение какой-либо непрофильной деятельности организации, которая в принципе может осуществляться и самостоятельными силами. Прибегая к услугам аутсорсера, организация-заказчик в его лице получает как бы дополнительное структурное подразделение, которое в то же время остается от нее юридически независимым [10].

Сейчас многие фирмы пользуются бухгалтерским аутсорсингом, который предлагает услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского и налогового учета, оптимизации налоговых платежей, по составлению промежуточной и годовой отчетности, а также по ведению дел с налоговыми органами. Использование вместо собственного штата финансовой службы услуг сторонней специализированной организации не противоречит нормам бухгалтерского законодательства. Согласно подп. «в» п.2 ст.6 Федерального закона от

21.11.1996г. № 129 - ФЗ «О бухгалтерском учете» руководителям организаций предоставлено право передавать на договорных началах ведение бухгалтерского учета: централизованной бухгалтерии; специализированной организации; бухгалтеру-специалисту. То есть аутсорсинг бухгалтерии - это возможность перепоручить учет всех финансовых вопросов сторонней организации или частному специалисту. Обычно в штате организации-заказчика имеется бухгалтер, он ведет первичную учетную документацию, которая затем передается в аутсорсинговую организацию (бухгалтеру-специалисту) для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете, составления и сдачи отчетности. В приказе по учетной политике организация, принявшая решение о передаче ведения бухгалтерского учета аутсорсеру, должна обязательно зафиксировать этот момент [3].

Для оказания услуг по ведению бухгалтерского учета, составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности заключается договор возмездного оказания услуг в соответствии сп. 2 ст. 779 ГК РФ. В договоре необходимо прописать обязанности сторон, установить сроки выполнения обязательств и четко разграничить ответственность организации-заказчика и аутсорсера за выполнение тех или иных операций по ведению бухгалтерского учета.

В зависимости от видов деятельности организации, от количества совершаемых ею хозяйственных операций (либо количества первичных учетных документов), используемой автоматизированной системы обработки документов и т.д. складывается стоимость услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета. Аутсорсинговые компании при определении стоимости своих услуг, как правило, устанавливают дифференцированный подход к фирмам-заказчикам. При бухгалтерском аутсорсинге используют несколько видов тарифов:

• так называемый «нулевой» тариф, предлагаемый вновь образованным организациям, имеющим нулевой баланс;

• базовый тариф, используемый в отношении заказчиков, имеющих небольшие объемы учетной работы;

• тариф, разработанный для организаций, нуждающихся в полном спектре бухгалтерских услуг. Кроме того, организация-заказчик может заказать

и любые другие дополнительные услуги, например оптимизацию налоговых платежей [4].

Бухгалтерский аутсорсинг имеет ряд преимуществ. Прежде всего, это концентрация управленческих усилий на основной деятельности. Оплата труда высококвалифицированного штатного бухгалтера достаточно высока, поэтому, пользуясь услугами сторонней организации, организация-заказчик снижает затраты по оплате труда бухгалтерии. При этом не следует забывать и о том, что в аутсорсинговой компании услуги оказывают высококвалифицированные специалисты по бухгалтерскому учету и налогообложению, поэтому у заказчика снижается риск неправильности отражений операций в бухгалтерском учете и искажения отчетности, соответственно снижается и вероятность неверного исчисления налоговых платежей. При аутсорсинге не нужно оборудовать рабочие мес-

та, приобретать специальное программное обеспечение, литературу и повышать квалификацию работников финансовой службы, т.е. опять-таки - сокращение затрат. А грамотное составление договора на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета гарантирует заказчику полную ответственность организации-аут -сорсера в размере возможных штрафных санкций со стороны контролирующих органов.

Однако бухгалтерский аутсорсинг имеет и свои недостатки. Прежде всего может оказаться, что выбранный организацией аутсорсер не отвечает всем требованиям высокопрофессионального поставщика услуг. Ведь, чтобы привлечь заказчиков невысокой ценой на свои услуги, аутсорсеры могут брать специалистов низкой квалификации, поэтому необходимо предусмотреть в договоре требуемые критерии. Кроме того, передача бухгалтерской документации сторонней организации может привести к потере конфиденциальности внутрифирменной информации. Для крупных организаций-заказчиков передача бухгалтерского учета на аутсорсинг зачастую ведет к снижению оперативности в учете. При плохой организации документооборота существует возможность потери пер -вичных учетных документов, т.е. при заключении договора следует разработать и утвердить график документооборота. И еще одно «против» использования аутсорсинга бухгалтерии - это отсутствие контроля над деятельностью организации или специалистов, которые предоставляют бухгалтерские услуги, хотя этого можно избежать. Заключая договор с аутсорсером, необходимо предусмотреть порядок отчетности перед организацией-заказчиком. И наконец, аутсорсеры не всегда досконально разбираются в специфике работы организации-заказчика, что зачастую не позволяет корректно отразить информацию в учете [8].

В бухгалтерском учете расходы на оплату услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета специализированной организацией признаются в качестве управленческих расходов, формирующих расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6.05.1999 г. № 33н). Такие расходы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, установленной договором с фирмой-аутсорсером (без учета предъявленной организации фирмой суммы НДС), в том отчетном периоде, в котором услуги были оказаны, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (подп.6, 18 ПБУ 10/99). Предъявленная аутсорсером сумма НДС подлежит вычету на основании подп. 1 п.2 ст. 171 НК РФ при наличии счета-фактуры и после принятия к учету оказанных услуг.

Управленческие расходы учитываются в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н, на счете 26 «Общехозяйственные расходы». При этом в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

- Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кт 51 «Расчетные счета» - отражено перечисление

денежных средств аутсорсеру на основании выписки банка;

- Дт 26 «Общехозяйственные расходы» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - приняты к учету оказанные услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета на основании ежемесячного двустороннего акта об оказании услуг;

- Дт 19 «Налог на добавленную стоимость» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - учтена сумма НДС, предъявленного к оплате аутсорсером;

- Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кт 19 «Налог на добавленную стоимость» - принят к вычету НДС.

В налоговом учете затраты организации-заказчика на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонней организацией, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп.36 п.1 ст.264 НК РФ). Однако такие расходы должны соответствовать критериям ст. 252 НК РФ, т.е. должны быть документально подтвержденными, экономически обоснованными и связанными с получением дохода [1].

Несмотря на очевидный значительный сдвиг в развитии аутсорсинговых услуг, у российских компаний остается ряд препятствий их использования: неудовлетворительное качество продукции и услуг; неразвитая культура договорных отношений, нежелание руководителей изменять сложившуюся практику деловых отношений; отсутствие свободных средств для инвестирования в проекты технического перевооружения; несовершенство законодательства (отсутствие механизмов регулирования партнерских взаимоотношений).

Аутсорсинг в России ещё не достиг уровня ведущих западных компаний. Сотрудничество с ними позволит улучшить опыт российских провайдеров в будущем, но будет зависеть от стремления российских компаний выйти на западный уровень качества. Ведь именно высокий уровень развития аутсорсинга позволит российским компаниям достичь того уровня производительности и конкурентоспособности, который даст России шанс укрепить свои позиции в мировом экономическом пространстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Э. Бухгалтерский аутсорсинг// Аудит и налогообложение.2007.№3.

2. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаф-финг: высокие технологии менеджмента:Учеб.пос. М.:ИНФРА-М,2007.

3. Белоусова М.В. Аутсорсинг в издательском бизнесе// Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2007. №9.

4. Беляева Н. Финансовый аутсорсинг// Финансовая газета. Региональный выпуск. 2007. № 43.

5. Войтенко А. Аренда персонала: специфика деятельности, учет и налогообложение//Практический бухгалтерский учет. 2007. №7.

6. Клементс С., Доннеллан М. Аутсорсинг бизнес-процессов: Советы финансового директора. М.: Вершина,2006.

7. Лабаджян М.Г. Аутсорсинг персонала как составляющая бизнес-стратегии компании//Управление персоналом. 2008. №4.

8. Михайлов Д.М. Аутсорсинг. Новая система организации бизнеса. М.:КН0РУС,2006.

9. Сафарова Е.Ю. Аутсорсинг учетных процессов. М.:Книжный мир,2009.

10. Филина Ф.Н. Аутсорсинг бизнес-процессов: проблемы и решения.М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.