АУТСОРСИНГ — КАК НОВЫЙ ВИД УСЛУГ
г. н. ГАФУРОВА,
преподаватель кафедры финансов и кредита Российский государственный гуманитарный университет
Если на российском рынке аутсорсинг — относительно новый вид услуг, то на западе аутсорсинговые услуги давно находят своего потребителя. При этом до сих пор в России услугами аутсорсинга пользуются в большей степени иностранные компании, но постепенно и обычные российские фирмы все чаще прибегают к этой услуге. Объясняется это тем, что возрастающая на потребительском рынке товаров, работ или услуг конкуренция требует от субъектов предпринимательства роста эффективности производства и сокращения издержек. Во многом решить эту проблему помогает именно аутсорсинг, позволяющий отдать часть производственных процессов в «чужие руки». И хотя многие российские организации сегодня пока только присматриваются к этому виду услуг, малый и средний бизнес уже активно пользуется услугами аутсорсеров в плане информационных технологий, финансового и кадрового аутсорсинга.
Термин «аутсорсинг» заимствован из английского языка (от английского слова outsourcing) и дословно переводится как использование чужих ресурсов. Аутсорсинг — передача организацией на основании договора определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области1.
Основной критерий перехода на аутсорсинг — это возможность выделить работу для аутсорсинга без ущерба для оперативного управления. Основной принцип аутсорсинга — оставлять себе только то, что вы можете делать лучше других, передавать другому то, что он делает лучше вас.
В первую очередь аутсорсинг актуален для start-up, когда оборотов еще недостаточно, чтобы содержать полный штат сотрудников, а объем работ обеспечивает лишь частичную занятость. Другим стимулом для аутсорсинга может быть рост бизнеса,
1 Википедия. ру [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ru. wikipedia. org/wiki/Outsourcing
в результате которого нагрузка и затраты от непрофильных процессов существенно возрастают, так же, как и трудности с наймом профессиональных сотрудников.
Договор аутсорсинга между организацией-заказчиком и аутсорсинговой организацией заключается как гражданско-правовой договор, предметом которого является предоставление услуги или выполнение работы. По сути дела, прибегая к услугам аутсорсера, организация-заказчик в его лице получает как бы дополнительное структурное подразделение организации, которое в то же время остается от него юридически независимым. По договору аутсорсинга, как правило, передаются такие функции, как:
— постановка и ведение бухгалтерского, налогового учета, а также составление отчетности;
— поддержка информационных систем (локальных сетей, web-сайта; защита информации; администрирование компьютерных сетей; разработка, внедрение и последующее обслуживание корпоративных программных продуктов и т. д.);
— поиск и подбор кадров;
— аренда сотрудников;
— PR и рекламные услуги;
— уборка офисных помещений;
— охрана и служба безопасности;
— организация питания;
—организация транспортных перевозок,
необходимых для осуществления хозяйственной деятельности организации;
— административная поддержка и прочие услуги.
Большой популярностью у бизнеса сегодня пользуется аутсорсинг бухгалтерских услуг, который предлагает услуги по восстановлению, ведению бухгалтерского и налогового учета, оптимизации налоговых платежей, составления промежуточной и годовой отчетности, а также ведение дел с налоговыми органами.
Аутсорсинг бухгалтерских услуг — это передача некоторых процессов, происходящих на предприятии, сторонней организации, которая в этой области специализируется. Между аутсорсингом и услугами сервиса и поддержки существует существенная разница. Аутсорсинг бухгалтерского учета предполагает долговременное сотрудничество, в то время как поддержка осуществляется разово2.
Использование вместо собственного штата финансовой службы услуг сторонней специализированной организации не противоречит нормам бухгалтерского законодательства. Напомним, что подп. «в» п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ) предоставил право руководителям организаций передавать на договорных началах ведение бухгалтерского учета:
• централизованной бухгалтерии;
• специализированной организации;
• бухгалтеру-специалисту.
Также, согласно п. 5 Закона № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. Так, сведения, указанные в отчетности, могут заверять не только руководитель организации, главный бухгалтер, но и представитель организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета. В этом случае следует выписать доверенность на представителя организации, оказывающей услуги. Согласно разъяснениям налоговых органов копия доверенности должна быть приложена к сдаваемой отчетности (письмо Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 26.08.2005 № 2012/60484). А в соответствии с п. 38 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, ответственность лиц, подписавших бухгалтерскую отчетность, определяется в соответствии с российским законодательством.
В приказе по учетной политике организация, принявшая решение о передаче ведения бухгалтерского учета аутсорсеру, должна обязательно зафиксировать этот момент.
В бухгалтерском учете управленческие расходы учитываются в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от
2 Михайлов Д. В. Аутсорсинг. Новая система организации бизнеса // Учебное пособие. М.: КноРус, 2006.
31. 10.2000 № 94н, на счете 26 «Общехозяйственные расходы».
При этом в бухгалтерском учете составляются следующие записи:
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т сч. 51 «Расчетные счета» — отражено перечисление денежных средств аутсорсеру на основании выписки банка;
Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — приняты к учету оказанные услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета на основании ежемесячного двустороннего акта об оказании услуг;
Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — учтена сумма НДС, предъявленного к оплате аутсорсером;
Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» К-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость» — принят к вычету НДС.
Для отражения затрат на аутсорсинг в налоговом учете необходимо, чтобы они соответствовали критериям расходов, указанных в п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ (экономическая обоснованность, документальная подтвержденность, использование в деятельности, направленной на получение дохода).
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав затрат включаются расходы на услуги по предоставлению работников сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией.
Предъявленная аутсорсером сумма НДС подлежит вычету на основании подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ при наличии счета-фактуры и после принятия к учету оказанных услуг.
Стоит отметить, что широкое применение аутсорсинга связано с рядом преимуществ, которые он обеспечивает бизнесу, а именно:
• оптимизация процессов и концентрация руководства на основном бизнесе;
• рост надежности и качества бухгалтерской и налоговой отчетности (сотрудничество с профессиональной бухгалтерской организацией открывает доступ к консультациям и опыту коллектива профессионалов, за счет чего надежность и качество учета и отчетности организации возрастают);
• снижение и оптимизация издержек на зарплату бухгалтеров и налогов с зарплаты, экономия на
рабочем месте бухгалтера, на справочных, правовых, бухгалтерских программах (стоимость аутсорсинга бухгалтерского учета в специализированной бухгалтерской организации, как правило, ниже зарплаты бухгалтера; бухгалтеры специализированной организации — квалифицированные профессионалы, они используют самые современные информационные средства обработки учетных данных, справочно-право-вые системы; достигается «эффект масштаба», что позволяет снизить стоимость обслуживания каждого отдельного клиента);
• аутсорсер берет на себя всю полноту ответственности за отчетность компании (ответственность компании-аутсорсера застрахована). Но применение аутсорсинга имеет также ряд
недостатков, которые необходимо принимать во
внимание, а именно:
• передача бухгалтерской документации сторонней организации может привести к потере конфиденциальности внутрифирменной информации (во избежание данного риска необходимо заключать с аутсорсером соглашение о конфиденциальности или предусмотреть данные пункты в договоре на аутсорсинг);
• передача бухгалтерского учета на аутсорсинг зачастую ведет к снижению оперативности в учете, особенно для крупных организаций, т. е. компания утрачивает возможность быстро принимать и исполнять те или иные управленческие решения;
• аутсорсинг не исключает возможных претензий к первичным документам в ходе налоговых проверок, так как за их оформление всегда отвечает заказчик;
• индивидуальные особенности отраслевой специфики иногда не позволяют эффективно использовать аутсорсинг бухгалтерского учета на предприятии (существует необходимость ознакомления специалиста-аутсорсера с особенностями бизнес-процессов организации, которая возникает каждый раз при смене данного специалиста);
• финансовый аутсорсер, формально исполняя свои функции, не вникает в суть взаимоотношений клиента с инвесторами, не принимает во внимание его стратегий, амбиций, особого менталитета, характера компании, видения ситуации, не может проникнуться корпоративным духом, узнать и понять всех особенностей деятельности клиента, особенно, если бизнес слишком специфический.
Итак, если компания до сих пор задается вопросом: «В каких случаях стоит передать бухгалтерские функции сторонним организациям?», то еще раз обратите внимание на следующие аспекты:
— бухгалтерские функции можно передать на аутсорсинг как полностью, так и частично;
— полная передача подходит небольшим компаниям, когда нецелесообразно держать на постоянной основе бухгалтера;
— частичный аутсорсинг возможен при необходимости проведения трудоемкой работы и, если штатные бухгалтеры загружены текущими делами либо им недостает соответствующей квалификации;
— аутсорсинг подходит новым предприятиям с типовым набором хозяйственных операций либо действующим компаниям без специфичных операций (торговля, оказание услуг);
— если в организации небольшой штат бухгалтеров, им недостает оперативности в работе, можно передать на аутсорсинг начисление заработной платы;
— если главный бухгалтер является высококлассным специалистом, которого необходимо удержать и не загружать рутинной работой, чтобы он не терял квалификации.
А при выборе компании-аутосорсера следует учесть:
• опыт работы на рынке предоставляемых услуг (нестандартные ситуации, с которыми сталкивались специалисты фирмы);
• в какие сроки компания обязуется корректировать допущенные ошибки;
• наличие нареканий со стороны обслуживаемых клиентов;
• как компания страхует риски при некачественном оказании услуг;
• за какие услуги по договору компания несет финансовую ответственность;
• и, наконец, отсутствие (наличие) судебных исков.
Таким образом, даже небольшой анализ по аутсорсингу позволяет сделать вывод о том, что данный вид услуг выгоден для организации в силу ранее указанных объективных причин. И даже, несмотря на наличие ограничений и недостатков, аутсорсинг услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета позволяет компании избавиться от множества рутинных операций. А значит, компания может одновременно сэкономить денежные средства, повысить качество своей отчетности, высвободить внутренние ресурсы для основного вида деятельности, позволить
себе заниматься теми процессами, которые приносят прибыль, уделять больше внимания своему будущему, изучать новые технологии, направить свои усилия на развитие, тем самым повышая свою конкурентоспособность на рынке.
Список литературы
1. Википедия. ру [Электронный ресурс] / Режим доступа: Ыйр://т. wikipedia. org/wiki/Outsourcing.
2. Михайлов Д. В. Аутсорсинг. Новая система организации бизнеса // учеб. пособие. М.: КноРус, 2006.
3. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 2.11.1996 № 129-ФЗ.
5. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
6. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н.
7. Письмо Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 26.08.2005 № 2012/60484.
* * *
НАУЧНАЯ
ПЕРИ JüHKA fKA
Г.гаИЕМЫ К "ШИШ _С —_
ISSN 2218-7766
Объем: 48-56 с. Периодичность: 6 раз в год (1 раз в 2 месяца). Свидетельство Роском-надзора о регистрации СМИ № ФС77-39843 от 14.05.2010 г. Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)
ЖУРНАЛ
НАУЧНАЯ ПЕРИОДИКА: проблемы и решения
• Новости издательского и библиотечного мира
• Анонсы всех конференций издательского и библиотечного мира
• Дискуссии по актуальным вопросам работы с научной периодикой
А также вопросы
• Издания и продвижения научных журналов, заключения авторских и лицензионных договоров, рецензирования и научного редактирования...
• Создания электронных библиотек, расчета библиометрических показателей, сравнения баз данных, оформления подписки...
ПОДПИСКА
Вниманию издателей и сотрудников научных библиотек
Не забудьте добавить журнал в список подписки на 2011 год!
Альтернативные подписные агентства
Интерпочта, Артос-Гал, Урал-Пресс и др.
Роспечать 37311
Пресса России 82309
(объединенный каталог)
Через редакцию
(495)648 6241 • podpiska@nppir.ru
Подписка на электронную версию журнала и приобретение отдельных статей:
Научная электронная библиотека eLibrary.ru Электронная библиотека dilib.ru
Оформите подписку на 2011 год для своей организации! Это журнал, который помогает в работе!