АУТСОРСИНГ
АУТСОРСИНГ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И ФИНАНСОВЫХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
В. В. ИВАНОВ, доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и управления проектами МГИЭТ-ТУ
O.K. ХАН,
экономист управления методологии ЗАО "ГРУППА НИКОС"
В настоящее время в мировой экономике наблюдается тенденция к широкому использованию аутсорсинга — привлечения сторонних компаний к выполнению определенных бизнес-процессов. На современном этапе развития под аутсорсингом понимается передача традиционных и органически присущих организации бизнес-функций внешним исполнителям1.
Аутсорсинг начал применяться в 80-х годах XX века как эффективный способ снижения затрат и увеличения доходности. Первыми компаниями, начавшими использовать новый в то время метод, были автомобильные производители, которые размещали заказы на поставку комплектующих сторонним компаниям, специалистам в том или ином деле. Ford Motor и Chrysler прибегли к практике аутсорсинга, что позволило им существенно сократить складские запасы и сэкономить средства их обслуживания. General Motors следовала традиционной тогда практике хранения полного набора комплектующих на собственных складах. Результирующие прибыли этих двух групп автомобилестроителей сделали очевидным вывод о состоятельности применения аутсорсинга в качестве инструмента повышения доходности деятельности компаний. В 90-х годах прошлого века аутсорсинг начал рассматриваться не только как способ увеличения прибыли, но и как мера, способствующая глубокой оптимизации структуры и деятельности предприятий — за счет концентрации ресурсов на основном направлении и передаче побочных, служебных функций внешним специалистам2.
1 Griffiths D. The Theory and Practice of Outsourcing.
2 Гордиенко И. Аутсорсинг. Бумажный Инфо-Бизнес № 25
(169). 3 июля 2001 года.
Всю совокупность методов аутсорсинга можно условно разделить на три вида — функциональный, операционный и ресурсный аутсорсинг3.
К функциональному аутсорсингу можно отнести передачу внешним исполнителям отдельных функций, необходимых для ведения бизнеса: бухгалтерский учет, финансово-хозяйственное планирование, маркетинг и сбыт, информационное обеспечение, организация безопасности, функции по совершенствованию системы управления в целом.
Данный вид аутсорсинга предусматривает выбор между созданием собственных подразделений и привлечением на договорной основе организаций или отдельных профессионалов, специализирующихся на выполнении соответствующей функции. В российской практике большинство этих методов применяется достаточно широко. Однако, в отличие от западного бизнеса, в России функциональный аутсорсинг применяют, как правило, малые и средние компании, тогда как на Западе он используется и достаточно крупными компаниями, например бухгалтерское обслуживание в специализированных компаниях с устоявшейся репутацией.
Операционный аутсорсинг предусматривает передачу отдельных операций, связанных с разработкой, производством, хранением, транспортировкой и реализацией товара. Данный вид аутсорсинга является наиболее стремительно развивающимся в настоящее время: например, многие западные производители одежды и обуви практически не имеют собственного производства. В одной из самых высокоинтегрированных отраслей — нефтедобывающей - ряд операций по обслуживанию произ-
3 Айвазян З.С. Бизнес на "пустом месте". Как разместить производство в одной комнате. Финансист. 2000. № 4.
водственного процесса тоже выполняется небольшими специализированными фирмами. Развивая собственное производство в России, западные производители товаров бытовой химии и продуктов питания принесли с собой, помимо производственных технологий, и практику аутсорсинга операций по логистике.
Ресурсный аутсорсинг является специфическим направлением, предусматривающим отказ от собственных ресурсов, необходимых для ведения бизнеса, в пользу их получения со стороны: аренда зданий и сооружений, производственных мощностей и целых производственных комплексов.
Так, в последнее время на Западе становится популярной идея отделения собственного бизнеса от используемого имущества: ценность бизнеса заключается не в стоимости материальных активов на балансе, а в тех продуктах и услугах, которые производятся с использованием этих активов. В соответствии с этой идеей становится более целесообразно привлекать активы сторонних предприятий по мере возникновения в них необходимости. Примером такого ресурсного аутсорсинга является предоставление в пользование трудовых ресурсов, которое позволяет разрешить противоречие между текущей необходимостью дополнительных трудовых ресурсов и долгосрочной нецелесообразностью раздувания штатов.
Согласно проведенному Международным институтом аутсорсинга (The outsourcing Institute) и компанией Dun&Bradstreet исследованию Outsourcing Index 20004 рынок услуг аутсорсинга в США с 1996 по 2000 год увеличился со $130 млрд до $400 млрд (рис. 1). Так наиболее широкий сегмент на этом рынке занимает аутсорсинг информационных технологий — 20%, административное управление — 15%, дистри-бьюция и логистика-10% (рис. 2).
Рис. 1. Объем рынка услуг аутсорсинга США в 1996-2000 годах
А дминистрат ив-
Транспортировка PlOTr 5%
услу ги 10%
Финансы
7%
Информацион--ные технологии 20%
Дистрибьюция / _ Маркетинг
/ Наим персонала 1 .. ^ и ТОрГОВЛЯ
6%
Рис. 2. Структура аутсорсинговых услуг в 2000 году
Необходимо отметить, что значительную долю в общем объеме услуг аутсорсинга занимают внедрение и использование информационных технологий. Именно бурное развитие и широкое использование современных информационных технологий, в том числе средств электронной коммерции (СЭК), создало предпосылки для построения таких моделей предприятия, при которых производство одного конечного продукта осуществляется множеством предприятий, входящих в единую производственную цепочку.
В традиционной экономике доля неосязаемых затрат, в том числе расходов на поиск информации, постоянный обмен ею с партнерами, регулярный мониторинг действий конкурентов и так далее, составляет существенную часть издержек компании. В МсЮшеу&Сотрапу5 называют эти затраты расходами на взаимодействие. Исследования, проведенные этой консалтинговой компанией, показывают, что доля расходов на взаимодействие в общих издержках компаний традиционной экономики достигает в развитых странах, например в США, пятидесяти и более процентов. Вследствие снижения затрат на взаимодействие производственным компаниям стало более выгодно выстраивать производственные цепочки из независимых друг от друга предприятий, нежели создавать вертикально-интегрированную структуру или включать в себя недостающие производства.
В качестве других причин использования аутсорсинга, вытекающих из отмеченного выше развития и внедрения СЭК, можно выделить следующие:
1. Необходимость гибкого производства, способного удовлетворять изменяющиеся потребности в кратчайшие сроки. Использование аутсорсинга позволяет при изменении конъюнктуры на рынке конечного продукта быстро отреагировать на эти изменения путем замены конкретного поставщика, производителя отдельных комплектующих. Перестроение производственной цепочки с использо-
4 Outsourcing Index 2000. Strategic insight into U.S. outsourcing. The Outsourcing Institute, Dun&Bradstreet.
5 В. Аузан, М. Шпагина. Новая экономика Эксперт-Интернет, № 1 от 29 мая 2000 года.
ванием соответствующих СЭК происходит быстрее, чем переоснащение имеющихся производственных мощностей в аналогичной ситуации собственного производства.
2. Усиление тенденции глобализации — более тесная интеграция национальных экономик в единую мировую систему. При использовании аутсорсинга выбор возможных поставщиков товаров (услуг) не ограничивается их географическим расположением. Использование СЭК и соответствующее снижение затрат на взаимодействие с контрагентами позволяют выбрать иностранную компанию партнера. Наиболее ярким примером является офшорное программирование, где отдельные элементы программного продукта создаются в тех странах, которые специализируются на производстве данного компонента.
3. Способность сторонних предприятий выполнять бизнес-процессы более качественно и с наи-
меньшими затратами. В данном случае наиболее ярким примером являются тенденции в компьютерной и телекоммуникационной индустрии, где ведущие компании продают собственные мощности по производству и сборке продукции, отдавая данные функции сторонним компаниям, специализирующимся на производстве и сборке электротехнического оборудования.
4. Высвобождение трудовых и финансовых ресурсов для распределения на ключевые для предприятия бизнес процессы. Целью использования аутсорсинга в данных условиях является разработка дальнейшего стратегического развития компании. Предприятие определяет для себя наиболее приоритетные направления бизнеса, которые не могут быть отданы на реализацию сторонним компаниям из-за возможной угрозы монополии со стороны поставщиков, невозможности обеспечить необходимое качество, выполнить бизнес-процессы в
Таблица
Применяемые формы аутсорсинга и средства электронной коммерции для управления основными бизнес-процессами предприятий
№ Наименование бизнес-процесса Применяемые формы аутсорсинга Используемые средства электронной коммерции
1. Бухгалтерский учет и аудит Использование услуг сторонних бухгалтерских и консалтинговых компаний, ведущих первичный учет, подготовку и сдачу бухгалтерской отчетности •Программные продукты по автоматизации бухгалтерии •ЕЯР-системы6
2. Финансы, расчеты и платежи с поставщиками и клиентами Внедрение современных платежных систем, позволяющих производить расчеты в режиме реального времени, использование банковских продуктов •Интернет-банкинг •Платежные Интернет-системы •Системы «банк-клиент» •Интернет-аукционы •Интернет-биржи •Электронные торговые системы
3. Маркетинг и продвижение продукции Услуги рекламных агентств, дистрибьюторов, привлечение крупных торговых сетей •Интернет-реклама •Интернет-представительство •Веб-витрина • Интернет-магази н •СЯМ-системы7
4. Логистика Использование услуг экспедиторов и транспортных компаний, предоставляющий полный комплекс услуг, работа с логистическими фирмами •БСМ-системы8
5. Производство и поставка комплектующих Использование контрактного производства, отбор поставщиков на конкурсной основе •Интернет-аукционы •Интернет-биржи •Электронные торговые системы •МЯР-системы9
6 ERP-система (Enterprise Resources Planning) - набор интегрированных приложений, позволяющих создать единую среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнесс-процессов предприятия.
7 CRM-система (Customer Relationship Management) -это набор приложений,позволяющих собирать,хранить, обрабатывать и анализировать информацию о клиенте.
8 SCM-система (Supply Chain Management) -набор интегрированных приложений управления производственной цепочкой, позволяющих организовать бесперебойную и своевременную доставку товара на основе анализа альтернатив в цепочках доставки с целью максимального снижения издержек.
9 MRP-система (Material Requirements Planning) - программное обеспечение, позволяющее оптимально регулировать поставки комплектующих в производственный процесс, контролируя запасы на складе и саму технологию производства.
ЖУРНАЛ ВЫХОДИТ 2 РА 3 А В MЕС ЯЦ
51
I. Управление бизнес-процессами предприятия без аутсорсинга и применения
СЭК
Внутренние бизнес-процессы предприятия
и . 1 \г 1 V
Производство Финансы Маркетинг Информация Персонал
J к i к i к Л i 1 ь
Поставщики
Налоговые органы
Банки
Потребители
Консалтинговые компании
Покупатели
Ректрутинговые агеннства
ль
Реинжиниринг бизнес-процессов и внедрение СЭК
1. Анализ и разделение бизнес-процессов на внутренние и внешние
2. Выбор средств электронной коммерции для каждого внешнего бизнес-процесса
3. Интеграция всех средств электронной коммерции в единую систему управления
II. Схема управления внутренними и внешними бизнес-процессами предприятия с применением интегрированных СЭК
Внутренние бизнес-процессы предприятия
»ШИяЯШж»
Производство
Финансы
Маркетинг ] Информация Персонал ф и *
Интегрированные средства электронной коммерции
*
Производство Финансы Маркетинг Информация Персонал
Сторонние поставщики товаров (услуг) - контракторы
Рис. 3. Схема управления бизнес-процессами до и после аутсорсинга и средств электронной коммерции
нужные сроки и т.д. После проведения такой оценки на балансе предприятия остаются только те ресурсы, которые необходимы для реализации этих ключевых бизнес-процессов, все остальные ресурсы либо перераспределяются на выполнение этих бизнес-процессов, либо продаются.
5. Перераспределение рисков между сторонними компаниями. Так, в условиях, когда конечный продукт производится совместно несколькими независимыми предприятиями, каждое из этих предприятий несет ответственность за надлежащее исполнение возложенной на него бизнес-функции.
На основе изложенного выше можно сделать вывод о том, что в настоящее время компании отходят от концепции реализации всех бизнес-процессов внутри себя, в том числе и в форме верти-кально-интегрированных объединений. После проведения необходимого анализа, оценки и последующего реинжиниринга бизнес-процессов компании приобретают предлагаемую авторами сетевую структуру: компания, ее контрагенты и сторонние предприятия, выполняющие бизнес-процессы по аутсорсингу, взаимодействуют друг с другом посредством использования средств электронной коммерции (рис. 3).
В таблице предложено структурирование форм аутсорсинга основных бизнес-процессов предприятия и используемых для этих целей соответствующих средств электронной коммерции. При этом необходимо отметить важность интеграции всех
используемых СЭК в единую систему взаимодействия, так как именно при этом условии достигается максимальный уровень эффективности всей системы управления бизнес-процессами предприятия.
В результате внедрения упомянутой выше системы управления возникают виртуальные предприятия. Виртуальные предприятия представляют собой группы людей, совместно занимающихся общим делом, независимо от их физического местонахождения, пересекая границы предприятий и стран, в реальном времени (синхронно) или в отсроченном режиме (асинхронно). Предприятия и люди могут быстро реагировать на изменения рынка при критически низких затратах с точки зрения традиционного бизнеса10.
Таким образом, построение предложенной эффективной системы управления предприятием с применением аутсорсинга и использования средств электронной коммерции должно основываться на постоянном тщательном анализе соответствующих бизнес-процессов для их последующей оптимизации. Только так, управляя бизнес-процессами, предприятие достигает наиболее эффективного взаимодействия как во внутренней среде, так и с внешним окружением, что позволяет снизить транз-акционные издержки — внутренние (сотрудники и подразделения между собой) и внешние (фирмы с покупателями, поставщиками, инвесторами и т.д.)11.
10 Каменнова М., Громов А. Технологии для виртуального предприятия. Опфьггые системы. Москва. 28.04.2000.004. С. 47-56.
11 Карабанов Б. Бизнес-инжиниринг. Не роскошь, а сред-, ство управления, http://www.aup.nl/articles/management/12.htm.