Научная статья на тему 'Производственно-технологический аутсоринг в системе управления'

Производственно-технологический аутсоринг в системе управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА / ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АУТСОРСИНГ / ELECTRONICS MANUFACTURER / EFFICIENCY / OPTIMIZATION OF THE PRODUCTION PROCESS / PRODUCTION AND TECHNOLOGY OUTSOURCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Привезенцева Анна Владимировна

В статье приведены подходы к определению понятия «аутсорсинг», представлена и расширена классификация его видов. Также описаны организационно-экономические основы использования производственно- технологического аутсорсинга как инструмента управления эффективностью приборостроительных предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Производственно-технологический аутсоринг в системе управления»

Производственно-технологический аутсоринг в системе управления современным приборостроительным предприятием

Привезенцева Анна Владимировна

Аспирант

Московский государственный университет приборостроения и информатики

pr [email protected]

Аннотация: В статье приведены подходы к определению понятия

«аутсорсинг», представлена и расширена классификация его видов. Также описаны организационно-экономические основы использования производственнотехнологического аутсорсинга как инструмента управления эффективностью приборостроительных предприятий

Ключевые слова: приборостроительное предприятие, эффективность,

оптимизация производственного процесса, производственно-технологический аутсорсинг

Abstract: In this article presents approaches to the definition of "outsourcing" is presented and extended classification of its species. It also describes the organization and economic bases of production and technological outsoursing as a tool for management efficiency electronics manufacturer

Keywords: electronics manufacturer, efficiency, optimization of the production process, production and technology outsourcing

Современные условия развития рыночных отношений и усиления конкуренции предъявляют жесткие требования к системе управления российских предприятий. При этом преимущество в этом случае остается за предприятиями, открытыми к изменениям и способным умело пользоваться возможностями, предоставляемыми вследствие таких изменений. Применение новых моделей хозяйствования во многом позволяет поддерживать конкурентоспособность предприятия, обеспечивает эффективность его деятельности и способность в наибольшей степени удовлетворять потребности рынка.

Необходимость организационных изменений в ведении предпринимательской деятельности в первую очередь относится к отечественным предприятиям, которым отведена функция проведения технологической модернизации российской экономики - предприятиям приборостроительной отрасли.

Принимая во внимание значимость приборостроения как одной из базовых отраслей национальной экономики, становится очевидным, что первоочередной научно-практической задачей становится поиск эффективных средств и методов управления производственными предприятия. Одной из современных быстро развивающихся управленческих технологий менеджмента является аутсорсинг, который в условиях интеграции и глобализации экономики и выступает как инновационный и эффективный бизнес-инструмент, нашедший широкое распространение в практике управления западными промышленными предприятиями.

Истоки аутсорсинга относятся к периоду противостояния двух великих менеджеров Генри Форда и Альфреда Слоуна в период 30-х годов ХХ века. Генри Форд, создав уникальную по своим масштабам многоуровневую вертикально интегрированную схему компании Ford Motors, стремился установить полный контроль за движением своей продукции на протяжении всего ее жизненного цикла. Но под влиянием проблем, связанных с общеэкономическими условиями, правилами государственного регулирования, и профсоюзными ограничениями потребовалось привлечение многочисленной армии независимых поставщиков продуктов и услуг. Это привело к тому, что вскоре сторонние организации стали полноправными участниками снабженческо-сбытовой сети Форда, а контроль собственности перешел к контролю на основе партнерских отношений. Сам же Генри Форд анализируя эту ситуацию, сказал следующее: «Ни одна фирма не может быть самодостаточной». Однако, Альфред Слоун, руководитель General Motors, понял потенциал партнерских отношений гораздо раньше Форда, что в конечном итоге привело к тому, что 1927 году компания сместила Ford Motors с позиций лидера и заняла 43,5% доли рынка легковых автомобилей.

Существует множество определений термина аутсорсинг (outsoursing), который в дословном переводе с английского «на стороне», то есть «за пределами». А деятельность, переданная на сторону может быть многогранна - начиная с вывоза бытовых отходов и заканчивая всем процессом производства продукции. По определению, данному специалистами профессиональной базы знаний в области аутсорсинга - Outsourcing Professional Body of Knowledge (OPBOK), «аутсорсинг является долгосрочным, ориентированным на результат бизнес-сотрудничеством с определенным поставщиком услуг». При этом приобретаемые услуги могут представлять отдельный вид деятельности, несколько видов деятельности или целостный, сквозной бизнес-процесс [1]. Аутсорсинг представляет «современную методологию созданию высокоэффективных и конкурентоспособных организаций в условиях жесткой конкуренции». Исходя из данных определений, можно утверждать, что теоретически, перечень функций, передаваемых предприятием на аутсорсинг неограничен.

В современной литературе в виду отсутствия единого подхода к определению термина «аутсорсинг» и многофункциональности его применения как управленческой модели, также существует множество признаков классификации видов аутсорсинга.

Первый признак классификации является наиболее распространенным и характеризует виды аутсорсинга в зависимости от предметной области на: аутсорсинг информационных технологий (IT-аутсорсинг); аутсорсинг бизнес-процессов (ВРО — business process outsoursing); производственный аутсорсинг.

В соответствии со вторым признаком аутсорсинг классифицируется с точки зрения способа организации совместной деятельности: внутренний аутсорсинг, представляющий собой перераспределение функций внутри единой системы для обеспечения более высокого контроля над качеством выполняемых операций и внешний, означающий передачу функций сторонней организации [3].

Перечисленные классификационные признаки являются наиболее распространенными. Однако поскольку классификация видов аутсорсинга постоянно изменяется и дополняется, встречаются также и такие признаки:

- с точки зрения географического расположения аутсорсера [4];

- с точки зрения количества (глубины) выделяемых на сторону функций;

- по видам передаваемой ценности;

- в зависимости от выгод, получаемых от разделения труда[5];

- с точки зрения эффективного использования ресурсов, а также разделения ответственности и рисков;

- по виду задействованных активов;

- по виду и качеству труда [6];

- по роли процесса в цепочке создания ценности;

- в зависимости от отношения к производственному процессу;

- в зависимости от специфики договорных отношений [7] и многие другие.

На наш взгляд перечень классификационных признаков аутсорсинга представленных выше, является неполным. Поскольку аутсорсинг рассматривается, в первую очередь, как инструмент управления, необходимо рассмотреть его с позиции функционального и процессного подходов к менеджменту.

Сущность функционального подхода заключается в определении совокупности функций, которые нужны для производства продукции. С этой точки зрения можно выделить следующие виды аутсорсинга:

- аутсорсинг маркетинга;

- аутсорсинг закупок;

- аутсорсинг логистики;

- аутсорсинг сбыта;

- ИТ-аутсорсинг;

- аутсорсинг бухгалтерского учета;

- аутсорсинг НЯ;

- аутсорсинг сервиса и т.д.

Представленный перечень является не полным, т.к. в виду многофункциональности аутсорсинга и отраслевой специфики предприятий может быть изменен или дополнен другими функциями.

Сущность процессного подхода заключается в рассмотрении организации как системы процессов, направленных на производство необходимого клиенту продукта. Первым выделять процессы в деятельности предприятия предложил в 1980 году Майкл Портер, создав модель цепочки создания ценности (рисунок 1).

Рисунок 1 - Цепочка создания ценности по М.Портеру [9]

В данной модели все виды деятельности делятся на основные и вспомогательные бизнес-процессы, но с течением времени классификация была дополнена и в настоящее время представлена следующими типами:

- стратегические бизнес-процессы (маркетинг, разработка стратегии, разработка продукции, научные разработки, совершенствование деятельности предприятия);

- основные бизнес-процессы (материально-техническое обеспечение, производство, контроль качества, упаковка, передача продукции на склад);

- бизнес-процессы управления (планирование, управление: финансами, персоналом, знаниями, ИТ, взаимоотношениями с клиентами и поставщиками);

- обеспечивающие бизнес-процессы (логистика, ремонт, уборка, безопасность);

- вспомогательные бизнес-процессы (экологическая безопасность, охрана труда, управление имуществом, бухгалтерский учет, юридические услуги) [10].

Используя приведенную выше типизацию бизнес-процессов можно классифицировать виды аутсорсинга как показано на рисунке 2.

Рисунок 2 - Классификация видов аутсорсинга в соответствии с современной

типизацией бизнес-процессов

Ист.: авторская разработка

Согласно приведенной выше типизации бизнес-процессов производство один

из элементов основных бизнес-процессов. Однако в данной классификации вместо понятия «производственный аутсорсинг», встречающегося довольно часто в литературных источниках, использовано понятие «производственнотехнологический аутсорсинг». Это связано с тем, что в современных условиях усложнения производственного процесса, усложняются и технологии производства, становясь более совершенными. Исходя из того, что технологией считается форма организации производственного процесса, включающая систему научных знаний и умений, направленных на создание и обслуживание изделия с оптимальными затратами и требуемым уровнем качества, можно утверждать, что технология не отделима от производства. Поэтому производственно-технологический аутсорсинг -передача сторонней организации осуществляемого по определенной технологии процесса производства или отдельной производственной операции.

Классификация видов аутсорсинга с позиции процессного подхода к менеджменту позволит оценить степень влияния на деятельность организации

каждого переданного бизнес-процесса и его эффективность, оптимально распределить ресурсы предприятия.

В России развитие аутсорсинга находится на начальной стадии и аналогично процессу развития аутсорсинга в мировой практике затрагивает лишь вспомогательные функции производства - информационные технологии и разработку проектов реструктуризации деятельности.

Переведение производственных и иных функций на аутсорсинг считается важным вопросом, от решения которого зависит эффективность деятельности, конкурентоспособность и возможность дальнейшего развития предприятия. Цели перехода на аутсорсинг могут быть различными и зависят от мотивов передачи подрядчику функций от желания сосредоточиться на осуществлении деятельности, которая у компании получается лучше всего до расширения ресурсной базы предприятия с целью повышения эффективности деятельности.

Для выполнения роли локомотива роста национальной экономики предприятиям приборостроения необходимо решить ряд проблем, возникших вследствие перехода к рыночной экономике: разрушились связи между

предприятиями, составляющими технологическую цепочку производства, морально и физически устарели основные фонды производственного назначения, снизилась конкурентоспособность производимой продукции в связи с невозможностью конкурировать с аналогичной продукцией западного производства, снизилась производительность труда, увеличился средний возраст производственного персонала и так далее. При решении перечисленных проблем может быть использован производственно-технологический аутсорсинг, позволяющий активизировать использование имеющегося у предприятия потенциала. К числу основных эффектов производственно-технологического аутсорсинга можно отнести:

1. Сокращение сроков производства инновационной продукции.

Для того чтобы производимая предприятиями приборостроения продукция была инновационной, необходимо постоянно быть в курсе тенденций развития мировых технологии. Передача ряда производственных функций на аутсорсинг в данном случае позволит предприятию ускорить разработку инновационной

продукции за счет сокращения жизненного цикла изделия в условиях стремительно изменяющихся технологий и спроса и обеспечит конкурентное преимущество.

2. Снижение издержек и повышение маневренности предприятия.

Усложнение технических требований к производимой продукции неизменно

усложняет процесс производства продукции и увеличивает количество бизнес-процессов предприятия, что, в свою очередь увеличивает транзакционные издержки, усложняет процесс управления предприятием. Поэтому с точки зрения сокращения затрат и увеличения гибкости и маневренности предприятия решение о передаче части функций на аутсорсинг представляется наиболее целесообразным.

3. Улучшением качества производственной, технологической и кадровой баз предприятия.

Разрушенная в годы перехода к рыночной экономике производственная и технологическая база предприятия, «старение» производственных кадров требует больших финансовых вложений, отдача от которых в связи с отраслевыми особенностями возможна через длительный промежуток времени. В связи с тем, что предприятия-аутсорсеры в основном специализированные предприятия, они обладают необходимым оборудованием и кадровыми ресурсами для выполнения определенных операций, причем выполнение данных операций предприятиями аутсорсерами может стоить меньше, чем выполнение данных операций самим предприятием.

4. Развитие связей с партнерами и контрагентами.

В настоящее время приборостроительными предприятиями активно используется субконтрактная система отношений, представляющая собой вид производственной кооперации, в ходе которой одно предприятие (контрактор) поручает другому (субконтрактору) осуществить изготовление некоторой продукции (деталей, комплектующих) в соответствии с предоставленными чертежами и требованиями. В некоторых случаях контрактор предоставляет субконтрактору необходимое для выполнения задания сырье и/или оборудование (но не обязательно) [11]. Субконтрактинг и аутсорсинг - это выполнение переданных предприятием-заказчиком бизнес-процессов. Однако между этими

двумя формами хозяйствования есть существенные различия, вытекающие из природы данных отношений: во-первых, субконтрактные отношения в отличие от аутсорсинга, как правило, носят характер разовых взаимоотношений, во-вторых, в процессе субконтрактинга риски делятся поровну между контрактором и субконтрактором, тогда как в процессе аутсорсинга все риски по выполнению бизнес-процесса лежат на компании-аутсорсере. Поэтому можно сказать, что аутсорсинг более широкое понятие, чем субконтрактинг и является наиболее совершенной и перспективной его формой.

Развитие производственно-технологического аутсорсинга следует рассматривать как определенную организационную модель деятельности российских промышленных предприятий, которая на деле означает изменение всей схемы взаимосвязи между подразделениями предприятия и внешними контрагентами. Как любое другое организационное преобразование использование производственно-технологического аутсорсинга не следует рассматривать как универсальный инструмент повышения эффективности деятельности предприятия. Тем не менее, в тех случаях, когда это целесообразно и экономически оправданно, предприятия должны использовать все возможности для обеспечения успешного функционирования и развития.

Библиографический список:

1. С. Македонский. Развитие аутсорсинга в России и в мире: теория и практика // http://www.iemag.ru/analitics/detail.php?ID=21402

2.Ярославский центр производственной кооперации и субконтрактации. Аутсорсинг // http://www.yarcs.yartpp.ru/outsourcing.htm

3. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных

организаций: учебное пособие / под ред. БА. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2003

4. А.С.Северов Неявные проблемы аутсорсинга, журнал Аудит и финансовый анализ. - №5, 2007 // http://www.auditfin.eom/fin/2007/5/Severov/Severov%20.pdf

5. А. Григорьев. Аутсорсинг приходит в бизнес // http://os.pkrai.ru/biznes/autsorsing-prixodit-v-biznes/.

6. И.Л. Рудая Методология управления в экономических системах на основе

аутсорсинга/ автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук, с. 21.

7. А.В. Мартыненко, С.И. Удовиченко. Использование инновационного

аутсорсинга в деятельности корпоративных структур//Экономическое возрождение России - № 3(25), 2010// http://www.e-v-

r.ru/index.php?option=com content&view=section&id=47&Itemid=118.

8. Н. Ю.Пахомова, К. К. Рихтер Экономика отраслевых рынков и политика государства / Учебник. - М.: Экономика, 2009.

9. М. Портер Конкуренция. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.

10.Д.Н. Суров Теоретико-методические основы реализации процессного подхода к управлению промышленным предприятием// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, 2010.

11.Н.Н.Думная, Д.В. Черемисин Аутсорсинг как новая форма организации бизнеса // http://www.dofa.ru/Dumnaja/7 AERH/dumnaja 4eremisin 1.doc

Bibliographic list:

1. S.Makedonsky. Outsourcing development in Russia and in the world: the theory and practice//http:// www.iemag.ru/analitics/detail.php? ID=21402

2. The Yaroslavl center of industrial cooperation and subcontracting.

Outsourcing//http:// www.yarcs.yartpp.ru/outsourcing.htm

3. Outsourcing: creation of the highly effective and competitive organizations: the manual / under the editorship of БА. Anikin. - М: INFRA М, 2003

4. A.S.Severov Implicit problems of outsourcing, magazine Audit and the financial analysis. - №5, 2007//http:// www.auditfin.com/fin/2007/5/Severov/Severov%20.pdf

5. A.Grigoriev. Outsourcing comes to business//http://os.pkrai.ru/biznes/autsorsing-prixodit-v-biznes/.

6. I.L.Rudaya Methodolog of management in economic systems on the basis of outsourcing / the author's abstract on competition of a scientific degree of the Doctor of Economics, with. 21.

7. A.V.Martynenko, S.I.Udovichenko. Use of innovative outsourcing in activity of corporate structures//Economic revival of Russia - № 3 (25), 2010//http:// www.e-v-r.ru/index.php? option=com_content&view=section&id=47&Itemid=118.

8. N. Ju. Pahomova, K.K. Richter Ekonomika of the branch markets and the politician of the state / the Textbook. - M: Economy, 2009.

9. M.Porter. Konkurentsija's malt liquor. — M: the Publishing house "Williams",

2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. D.N.Syrov. Of a basis of realization of the process approach to management of the industrial enterprise//the dissertation Author's abstract on competition of a scientific degree of Cand.Econ.Sci., 2010 is severe.

11. Dumnaja N.N. Cheremsin D.V. Outsourcing as the new form of the organization of business//http:// www.dofa.ru/Dumnaj a/7_AERH/dumnaj a_4eremisin_1. doc

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.