Научная статья на тему 'Аутсорсинг как один из способов исполнения договора возмездного оказания образовательных услуг: миф или реальность?'

Аутсорсинг как один из способов исполнения договора возмездного оказания образовательных услуг: миф или реальность? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / АУТСОРСИНГ / ВОЗМЕЗДНОЕ ОКАЗАНИЕ ОБРАЗО-ВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меликсетян С. Т.

В настоящей статье рассматривается принципиально новое явление в системе возмездного оказания образовательных услуг аут-сорсинг. Также в рамках данной статьи подлежит рассмотрению проблема нормативного правового регулирования аутсорсинга в системе возмездного оказания образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аутсорсинг как один из способов исполнения договора возмездного оказания образовательных услуг: миф или реальность?»

УДК 347.441

АУТСОРСИНГ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

С.Т. Меликсетян

Аннотация. В настоящей статье рассматривается принципиально новое явление в системе возмездного оказания образовательных услуг - аутсорсинг Также в рамках данной статьи подлежит рассмотрению проблема нормативного правового регулирования аутсорсинга в системе возмездного оказания образовательных услуг

Ключевые слова: образование, аутсорсинг, возмездное оказание образовательных услуг, образовательные услуги, образовательные учреждения, обучение.

OUTSOURCING AS ONE OF THE WAYS OF EXECUTION OF THE AGREEMENT OF PAID RENDERING OF EDUCATIONAL SERVICES: MYTH OR REALITY?

S.T. Meliksetyan

Abstract. This article discusses a fundamentally new phenomenon in the system of paid educational services outsourcing. Also in this article shall be considering the problem of legal regulation of outsourcing in the system of paid educational services.

Key words: education, outsourcing, paid educational services, educational services, educational establishment, training.

Одним из принципиально новых явлений в системе возмездного оказания образовательных услуг является аутсорсинг. В современном мире выработалось и широко распространено мнение, согласно которому под аутсорсингом следует понимать основанное на договоре делегирование одной организацией определенных видов или функций ее деятельности другой организации, осуществляющей свою деятельности в определенной области.

Как показывают исследования, основополагающей причиной появления аутсорсинга в РФ является деятельность иностранных организаций, активный этап развития которых пришелся на начало 90-х гг. XX в.

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Изначально аутсорсинг распространялся в качестве удаленного способа администрирования и был направлен исключительно на рынок бухгалтерских и кадровых услуг. Однако со временем аутсорсинг получил широкое распространение в иных сферах деятельности организаций (например, юридическое сопровождение, охрана и т.д.).

Не стала исключением для применения аутсорсинга система возмездного оказания образовательных услуг. Применительно к образовательным учреждениям и организациям аутсорсинг имеет проявление как в отношении образовательного процесса, так и в отношении персонала.

Применением аутсорсинга в отношении образовательного процесса следует считать применение интерактивных форм обучения, например, проведение вебинаров, онлайн-конференций, применение дистанционного обучения посредством сети Шегпе!

Применение аутсорсинга в отношении персонала вуза характеризуется наличием двух категорий предпосылок:

1. Организационной. В качестве организационных предпосылок выступает наличие совокупности тех видов полномочий образовательного учреждения, которые могут быть переданы на исполнение сторонней организации, например, проведение мастер-классов с привлечением специалистов реального сектора.

2. Экономической. В качестве основополагающей экономической предпосылки применения аутсорсинга следует считать повышение экономической эффективности трудового процесса.

Однако не стоит забывать о том, что основополагающей предпосылкой применения аутсорсинга является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения. Иными словами, чем больше вуз или иное образовательное учреждение, оказывающее образовательные услуги на возмездной основе, применяет интерактивные технологии образовательного процесса, тем больше возможностей возникает у данного образовательного учреждения сохранить свою самостоятельность и независимость, что является немаловажным аспектом в современных экономических условиях. При этом следует подчеркнуть, что аутсорсинг имеет место как в государственных, так и в частных образовательных учреждениях.

Ввиду того, что аутсорсинг в учреждениях, оказывающих образовательные услуги на возмездной основе, - явление сравнительно

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

новое, на практике возникает немало проблем относительно его нормативного правового регулирования.

Так, в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N° 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [1] отсутствует перечень видов деятельности, которые образовательное учреждение может передать на внешнее исполнение. Из этого следует, что хозяйствующий субъект вправе самостоятельно определять данный перечень. Однако данный перечень содержится в письме Министерства образования и науки РФ от 4 февраля 2011 г. № 03-66 «О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования» [2], IV раздел которого предусматривает, что на внешнее исполнение могут быть переданы те виды деятельности, которые не связаны с образовательным процессом, например содержание и обслуживание зданий и учреждений, организация питания и медицинского обслуживания и др.

Кроме того, действующее гражданское законодательство не содержит такого понятия, как договор аутсорсинга. В настоящее время аутсорсинг регламентируется договором, представляющим собой сочетание элементов договора подряда и договора возмездного оказания услуг, что существенно затрудняет его практическое применение.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что аутсорсинг в системе возмездного оказания образовательных услуг - это реально существующее явление, динамично развивающееся в условиях современной экономики. Что касается применения аутсорсинга непосредственно к образовательному процессу, наше мнение двояко. С одной стороны, применение интерактивных (в том числе дистанционных) форм обучения позволяет получить образование лицам с ограниченными возможностями (инвалидам). С другой стороны, применение интерактивных образовательных технологий, на наш взгляд, неукоснительно ведет к снижению качества образования.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 3 июля 2016 г) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

2. Письмо Минобрнауки РФ от 4 февраля 2011 г. № 03-66 «О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образова-

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

ния» // СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/55070529/ (дата обращения: 23.05.2017).

С.Т. Меликсетян

аспирант Московского финансово-юридического университета МФЮА Е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.