Научная статья на тему 'Правовые основы аутсорсинга в образовании'

Правовые основы аутсорсинга в образовании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1620
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / АУТСОРСЕР / АУТСОРСИНГОВЫЕ УСЛУГИ / ДОГОВОР АУТСОРСИНГА / ДОГОВОР ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ / РИСКИ АУТСОРСИНГА / OUTSOURCING / OUTSOURCER / OUTSOURCING SERVICES / OUTSOURCING AGREEMENT / CONTRACT OF COMPENSATED RENDERING OF SERVICES / OUTSOURCING RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пузаткин О.В.

В статье рассматривается нормативно-правовые основы использования аутсорсинговых отношений в сфере образования, приводятся примеры видов деятельности, которые могут быть переданы на внешнее исполнение. Экономическая сущность аутсорсинга состоит в построении системы партнерских отношений между организациями, передающими и принимающими на себя выполнение определенных видов деятельности на основе заключаемых долгосрочных соглашений. Являясь экономическим понятием, в Трудовом кодексе термин «аутсорсинг•» не представлен, что вызывает определенные трудности в использовании его образовательными организациями. В статье обосновывается, что аутсорсинговые отношения между образовательной организацией и аутсорсером могут регулироваться гражданско-правовыми договорами по возмездному оказанию услуг, а между организацией-аутсорсером и персоналом, который они предоставляют для выполнения работ, трудовым договором. Кроме этого раскрываются основные моменты, которые необходимо учитывать при заключении договора аутсорсинга в целях минимизации возможных рисков при передаче вспомогательных видов деятельности на внешнее исполнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal framework of outsourcing in education

The article discusses the legal framework of use of outsourcing in the field of education and presents the examples of activities that can be delegated to external execution. The economic essence of outsourcing is to construct a system of partnerships between organizations which comply with committing certain activities on the basis of concluded long-term agreements. As an economic concept, the term "outsourcing" is not represented in the Labor Code, which causes some difficulties in using it in educational institutions. The article explains that the outsourcing relationship between the educational organization and the outsourcer may be governed by civil law contracts for the provision of paid services, and between the organization and the outsourcer staff that they provide for the performance of work by the employment contract. The article also reveals the main points that need to be taken into account when concluding the contract of outsourcing in order to minimize possible risks in the transmission of ancillary activities to external execution.

Текст научной работы на тему «Правовые основы аутсорсинга в образовании»

экономикаi

и школа|

1УДК 334.752

ББК 74.204.96: 60.82: 67.405.1-3 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АУТСОРСИНГА В ОБРАЗОВАНИИ

О. В. Пузаткин

Аннотация. В статье рассматривается нормативно-правовые основы использования аутсор-синговых отношений в сфере образования, приводятся примеры видов деятельности, которые могут быть переданы на внешнее исполнение. Экономическая сущность аутсорсинга состоит в построении системы партнерских отношений между организациями, передающими и принимающими на себя выполнение определенных видов деятельности на основе заключаемых долгосрочных соглашений. Являясь экономическим понятием, в Трудовом кодексе термин «аутсорсинг» не представлен, что вызывает определенные трудности в использовании его образовательными организациями. В статье обосновывается, что аутсорсинговые отношения между образовательной организацией и аутсорсером могут регулироваться гражданско-правовыми договорами по возмездному оказанию услуг, а между организацией-аутсорсером и персоналом, который они предоставляют для выполнения работ, - трудовым договором. Кроме этого раскрываются основные моменты, которые необходимо учитывать при заключении договора аутсорсинга в целях минимизации возможных рисков при передаче вспомогательных видов деятельности на внешнее исполнение.

Ключевые слова: аутсорсинг, аутсорсер, аутсорсинговые услуги, договор аутсорсинга, договор возмездного оказания услуг, риски аутсорсинга.

LEGAL FRAMEWORK OF OUTSOURCING IN EDUCATION O. V. Puzatkin

Abstract. The article discusses the legal framework of use of outsourcing in the field of education and presents the examples of activities that can be delegated to external execution. The economic essence of outsourcing is to construct a system of partnerships between organizations which comply with committing certain activities on the basis of concluded long-term agreements. As an economic concept, the term "outsourcing" is not represented in the Labor Code, which causes some difficulties in using it in educational institutions. The article explains that the outsourcing relationship between the educational organization and the outsourcer may be governed by civil law contracts for the provision of paid services, and between the organization and the outsourcer staff that they provide for the performance of work by the employment contract. The article also reveals the main points that need to be taken into account when concluding the contract of outsourcing in order to minimize possible risks in the transmission of ancillary activities to external execution.

Keywords: outsourcing, outsourcer, outsourcing services, outsourcing agreement, contract of compensated rendering of services, outsourcing risks.

В последнее время экономические субъекты России все чаще стали применять аутсорсинг для того, чтобы повысить эффективность своей деятельности. В условиях модернизации системы образования, как показывает анализ имеющейся практики, данная технология практикуется в деятельности как государственных, так и муниципальных учреждений.

Аутсорсинг (от англ. outsourcing 'внешний источник') передача организацией определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области [1]. Практическое использование аутсорсинга способствует тому, что организации могут решить проблему функционирования и развития в новых рыночных условиях путем сокращения собственных издержек. Образовательная организация может, используя аутсорсинг непрофильных функций, сосредоточиться на том виде деятельности, которая является для нее основной - образовательной деятельности.

Аутсорсинг является преимущественно экономическим понятием. В Российском трудовом законодательстве такое понятие, как «аутсорсинг», не содержится, поэтому следует проанализировать правомерность его применения образовательными организациями.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» не содержит определенных требований о том, что вспомогательные функции, такие как организация питания, хозяйственная деятельность, охранные услуги, бухгалтерский учет, образовательная организация должна выполнять собственными внутренними ресурсами. Следовательно, для выполнения этих видов деятельности возможно привлечение внешних организаций, которые компетентны в данных направлениях, на возмездной основе. В Письме Министерства образования и науки РФ от 4 февраля 2011 г. № 03-66 «О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования» в разделе VIII «Аутсорсинг в образовании как механизм частно-государственного партнерства» приводится перечень хозяйственных функций, которые образовательные организации могут передавать на аутсорсинг. К ним относятся [2]:

• обслуживание, содержание и ремонт зданий, сооружений;

• эксплуатация, обслуживание и ремонт инженерных и технических систем зданий;

• управление системами связи, интернет-, радио-, телекоммуникаций, сервисными системами, аварийными системами, системами доступа;

• организация горячего питания и медицинского обслуживания учащихся и воспитанников;

• уборка помещений, зданий и территории образовательных учреждений;

• содержание и оборудование находящихся на территории образовательных учреждений спортивных и детских площадок;

• организация доставки школьников в образовательные учреждения и др.

Тот вид деятельности, который передается на аутсорсинг, как правило, является для образовательной организации вспомогательным для выполнения ее основной миссии, а аутсорсер специализируется на выполнении данных видов деятельности. Поэтому использование аутсорсинга обеспечивает эффект экономии финансовых средств (аутсорсер, как правило, грамотно оптимизирует расходы на выполнение профильной для него деятельности) или повышения качества выполнения услуг (работ) при сохранении того объема затрат, когда они выполнялись собственными ресурсами. Аутсорсинг предполагает не разовое, а длительное сотрудничество. Между образовательной организацией и аутсорсером предполагаются продолжительные отношения на основе заключенного договора по оказанию услуг.

В настоящее время использование аутсорсинга еще не имеет широкого распространения, и одна из причин этого - отсутствие понятия «договор аутсорсинга» в Российском законодательстве. Ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что «граждане и юридические лица свободны в заключении договора», а также что «стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами». Стороны при этом могут заключить смешанный договор, в котором содержатся элементы различных договоров,

предусмотренных законом или иными правовыми актами [3].

Если данные нормы права рассмотреть с точки зрения взаимоотношений образовательной организации и аутсорсера, то, согласно ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору возмездного указания услуг исполнитель (аутсорсер) обязуется по заданию образовательной организации оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а образовательная организация - соответственно, оплатить эти услуги [3].

При определении порядка привлечения аутсорсеров и требований к ним следует руководствоваться Федеральным законом № 44-ФЗ. Согласно п. 2 ст. 24 «Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» данного закона, непрофильные функции казенных и бюджетных образовательных учреждений могут быть переданы на внешнее исполнение путем проведения конкурентных способов определения исполнителей, к которым относятся: конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений. Также согласно п. 1 ст. 24 это может быть закупка у единственного поставщика (исполнителя).

Участники закупки, а также претенденты на заключение аутсорсингового договора с образовательной организацией должны отвечать определенным требованиям, которые прописаны в п. 1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ. В числе обязательных требований указываются [4]:

• непроведение ликвидации потенциального аутсорсера - юридического лица и отсутствие решения суда о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства;

• неприостановление деятельности претендента на заключение аутсорсингового договора в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях, на дату рассмотрения заявки;

• отсутствие у претендента недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ.

Договор аутсорсинга представляет собой смешанный гражданско-правовой договор, как правило включающий в себя элементы догово-

ров подряда и возмездного оказания услуг [5]. Сторонами договора аутсорсинга могут быть лишь хозяйствующие субъекты (индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность некоммерческие организации, а также участвующие в гражданском обороте публично-правовые образования). Состав сторон договора не совпадает с составом участников договора аутсорсинга. Участниками договора на внешнее исполнительство наряду с образовательной организацией и организацией-аут-сорсером являются еще и третьи лица - это тот персонал, который имеет соответствующую квалификацию и предоставляется аутсорсером для выполнения определенного вида деятельности. Данный персонал не является участником договора аутсорсинга. Поэтому между образовательной организацией и аутсосером возникают гражданско-правовые отношения, а между аутсосером и персоналом, который они предоставляют, - трудовые отношения.

Тот факт, что между образовательной организацией и аутсорсером не возникает трудовых отношений, может привести к возникновению споров по вопросам материальной и дисциплинарной ответственности. Образовательная организация не имеет возможности применять подобные процедуры к персоналу, который предоставляется для выполнения функций, поскольку их правовые отношения не соответствуют ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что «трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора» [6].

Договор между образовательной организацией и аутсорсером о возмездном оказании услуг обязательно должен оговаривать следующие условия: перечень, стоимость и качественные показатели выполняемых работ, временные рамки исполнения текущих этапов работ и срок итоговой их сдачи, а также все условия расторжения договора в случае непредвиденных обстоятельствах. Условие о результате выполняемых работ - одно из важнейших в аутсорсинговом договоре, и если этот пункт не упоминается, то стороны по-разному могут понимать тот объем услуг (работ), который должен осуществить аутсорсер, что, в конечном

итоге, может закончиться судебным разбирательством.

Чтобы исключить все возможные риски аутсорсинга, договор, заключаемый в процессе его, должен обязательно предусматривать следующие основные моменты:

1. Составляя договор на внешнее исполнительство, следует применять дословную терминологию из следующих Федеральных нормативных документов: Налогового кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации.

2. Договор аутсорсинга должен учитывать условия, регулирующие возмездное оказание услуг.

3. Перед заключением договора аутсорсинга образовательной организации необходимо проверить правовой статус организации-аутсорсера и наличие лицензии (если это предусмотрено на законодательном уровне).

4. При составлении текста необходимо подробно конкретизировать предмет аутсор-сингового договора.

5. Договор аутсорсинга подписывается должностными лицами в двустороннем порядке (Заказчик и Аутсорсер).

6. Договор аутсорсинга должен обеспечить стоимость выполненных работ согласно качеству их выполнения и затраченным трудовым ресурсам.

7. Исполнители работ, переданных по договору аутсорсинга, должны быть ознакомлены со всеми прописанными там условиями.

8. Договор аутсорсинга должен предусматривать требования к квалификации и уровню профессионализма персонала организации-аутсорсера.

9. Все операции, которые будут осуществляться в рамках оказания аутсорсинговых услуг, обязательно необходимо документально закрепить.

Все перечисленные выше особенности аут-сорсингового договора способствуют в дальнейшем минимизации возможных рисков.

Следовательно, аутсорсинговые услуги в сфере образования выполняются и регулируются согласно договору возмездного оказания услуг, который составляется с учетом перечисленных выше основных требований, исключающих возможные риски.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аутсорсинг бизнес-процессов [Электронный ресурс] // Свободный словарь терминов, понятий и определений по экономике, финансам и бизнесу. - Режим доступа: http:// termin.bposd.ru/publ/1-1-0-3262 (дата обращения 8.04.2016).

2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 февраля 2011 г. № 03-66 «О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.zakonprost.ru/content/base/272097 (дата обращения: 8.04.2016)

3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 08. 04.2016).

4. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_144624/ (дата обращения: 8.04.2016).

5. Минева, О. К. Правовые основы аутсорсинга персонала [Текст] / О. К. Минева // Гуманитарные исследования. - 2013. - № 2 (46). -С.138-139.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/docume nt/901807664 (дата обращения: 8.04.2016)/

7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс». - Режим доступа: http://www.consul tant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 08.04.2016).

REFERENCES

1. Autsorsing biznes-protsessov. Available at: http://termin.bposd.ru/publ/1-1-0-3262 (accessed: 8.04.2016).

2. Pismo Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 4 Feb 2011.No. 03-66 "O primenenii mekhaniz-mov chastno-gosudarstvennogo partnerstva v

sfere obrazovaniya". Available at: http://www. zakonprost.ru/content/base/272097 (accessed: 8.04.2016)

3. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 30.11.1994 № 51-FZ. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (accessed: 08.04.2016).

4. Federalnyy zakon ot 05.04.2013 N 44-FZ (red. ot 05.04.2016) "O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespech-eniya gosudarstvennykh i munitsipalnykh nu-zhd". Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_144624/ (accessed: 8.04.2016).

5. Mineva O. K. Pravovye osnovy autsorsinga personala. Gumanitarnye issledovaniya. 2013. No. 2 (46), pp. 138-139.

6. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 30.12.2001 No. 197-FZ. Available at: http:// docs.cntd.ru/document/901807664 (accessed: 8.04.2016)

7. Federalnyy zakon ot 29.12.2012 No. 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsi". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (accessed: 08.04.2016).

Пузаткин Олег Викторович, методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы

e-mail: puzatkinoleg@mail.ru

Puzatkin Oleg Viktorovich, teaching methods specialist, Urban Resource Center Moscow Department of educa-e-mail: puzatkinoleg@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.