SCIENCE TIME
■
АУТСОРСИНГ: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
Махмудов Эмиль Эльмам оглы, Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк
E-mail: sibgiukeup@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена аутсорсингу как современной технологии менеджмента. Анализируются виды аутсорсинга, рассматриваются его достоинства и недостатки.
Ключевые слова: аутсорсинг, технология менеджмента, бизнес-процесс
В современном мире компании сталкиваются с беспрецедентным давлением со стороны рынка. Выживают и добиваются успеха лишь те организации, которые ведут бизнес наиболее эффективным способом, добиваясь снижения операционных издержек при сохранении высокого качества товаров и услуг [1]. Одной из наиболее современных и успешных бизнес - моделей, позволяющих добиться реальных конкурентных преимуществ, является аутсорсинг.
Сущность аутсорсинга как принципа управления заключается в том, что он представляет собой отказ от собственного бизнес-процесса и приобретение услуг по его реализации другой организацией. С другой стороны, аутсорсинг -это технология менеджмента, которая заключается в передаче сторонней компании некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса предприятия, что позволяет оптимизировать структуру управления предприятий за счет сосредоточения на основной задаче и передачи непрофильных функций и корпоративных ролей внешним специализированным подрядчикам [2].
Аутсорсинг помогает компаниям функционировать и развиваться на рынке, при этом сокращая свои издержки, быстрее адаптироваться к условиям внешней среды, повысить качество продукции и услуг, уменьшить риски [3]. Применяя аутсорсинг, компания-заказчик получает возможность сконцентрироваться на тех бизнес-процессах, которые свойственны именно ей, на своей специфике.
Термин «аутсорсинг» заимствован из английского языка (от англ.
| SCIENCE TIME Щ
«outsourcing») и дословно переводится как использование чужих ресурсов.
Распространенными (основными) считаются следующие виды аутсорсинга: производственный, аутсорсинг бизнес-процессов, IT аутсорсинг и др.
Также необходимо различать понятия разовой поддержки и аутсорсинга. Разовая поддержка имеет эпизодический характер, а с компанией-аутсорсером заключается договор на оказание аутсорсинговых услуг на определенный интервал времени. Что же толкает компании прибегнуть к аутсорсингу? Прежде всего, нежелание тратить драгоценное время на сопровождающие основную деятельность направления программное обеспечение, бухгалтерию, техническое обслуживание [4].
Принцип аутсорсинга звучит следующим образом: «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других».
Производственный аутсорсинг -затрагивает, в первую очередь, вспомогательное производство, которое обеспечивает основное производство технологическим оснащением, транспортом, электроэнергией, ремонт оборудования, изготовление вспомогательных продуктов и т.п. Передав функции вспомогательного производства на аутсорсинги сократив соответствующие подразделения, организация высвобождает свои ресурсы и может глубже специализироваться на основной своей деятельности. Что в свою очередь приводит к развитию таких стратегически важных направлений, как научно-исследовательская деятельность, развитие интеллектуального капитала организации, и существенно сокращает расходы [5].
Аутсорсинг бизнес-процессов - компания передает бизнес-процессы, не являющиеся основным видом ее деятельности, в ведение сторонней компании. Классический пример - аутсорсинг бухгалтерских услуг.
IT-аутсорсинг - информационные системы компании передаются на обслуживание организациям, занимающимся технической поддержкой и программным обеспечением. В списке передаваемых функций могут быть: создание сайтов, поддержка ПО или его разработка, обслуживание компьютерной и сопутствующей техники [6].
Выделение отдельного направления ИТ-аутсорсинга связано с возрастающей ролью информационных технологий в осуществлении деятельности организаций и с многообразием ИТ-услуг. ИТ-аутсорсинг позволяет сконцентрировать ресурсы компании на профильном виде деятельности и за счет этого добиваться конкурентных преимуществ.
Условно можно выделить две основные причины, которые заставляют руководство задуматься об использовании аутсорсинга [7]:
- компания находится на стадии спада, существуют проблемы, которые
| SCIENCE TIME Щ
затруднительно или невозможно решить только внутренними ресурсами;
- компания находится на стадии подъема и ищет дополнительные возможности для развития.
В российских компаниях, как правило, осознание необходимости аутсорсинга приходит уже по факту появления проблемы (корректирующее воздействие), например, когда вопрос снижения затрат встает слишком остро или компетенции сотрудников оказывается недостаточно для удовлетворения растущих потребностей конечного потребителя. Ключом к успеху является понимание того, какие именно функции необходимо сохранить, а для каких заключить контракты с другими компаниями. Аутсорсинг используется в трех основных случаях: если компании необходимы разовые услуги, если компания строго фокусируется на определенном виде операций и привлекает для совершения вспомогательных функций сторонние организации, а также в условиях сильной сезонности спроса.
Принимая решение о передаче некоторых функций на аутсорсинг, следует брать в расчет общее состояние экономики и положение целевого рыночного сегмента. Однако нельзя быть уверенным на все сто процентов в успехе данного предприятия. Виной тому некоторые особенности, присущие аутсорсингу как развивающемуся направлению бизнеса.
Эффективность аутсорсинга заключается в более качественном и менее затратном выполнении переданной функции. Более высокое качество объясняется наличием высокооплачиваемых профессионалов, которые имеют большой опыт по данной проблематике. За счет большего объема работ в данной сфере у аутсорсера появляется возможность получить солидный опыт и на его основе создать различные разработки для выполнения переданной функции. Это происходит из-за того, что аутсорсер занимается этой сферой, причем не для одной компании, т. е. начинается профессиональная специализация, снижение издержек, в результате наступает эффект накопления: чем больше специализация - тем проще управление, чем лучше управление - тем дешевле весь процесс. Таким образом, издержки при аутсорсинге становятся ниже, чем при самостоятельном выполнении соответствующей функции [8].
К преимуществам, которые дает передача сопутствующих основной деятельности процессов на аутсорсинг относятся.
1. С экономической точки зрения привлечение аутсорсера позволяет фирме значительно снизить затраты. Ведь компании не придется содержать дополнительную структуру и раздувать штат. Транзакционные издержки также могут снизиться. Некоторые постоянные издержки могут трансформироваться в переменные в зависимости от потребностей фирмы в конкретный период времени [9].
I
SCIENCE TIME
I
2. С точки зрения реализации стратегических задач аутсорсинг дает возможность сконцентрировать ресурсы на основном производстве, а также улучшить операционный контроль. Кроме того, облегчается процесс внедрения новых технологических или управленческих операций.
3. С технологической стороны аутсорсинг открывает доступ к более высоким технологиям. Если в штате нет необходимых специалистов, их можно привлечь по программе аутсорсинга. Качество обслуживания в случае привлечения аутсорсера значительно возрастает, так как сторонняя компания обязуется контролировать качество предоставляемых по контракту работ.
К основным недостаткам, которые могут помешать компании достигнуть желаемой цели посредством аутсорсинга относятся:
1. Рост расходов. Это возможно, если компания передает слишком много процессов на аутсорсинг. Кроме того, внедрение системы аутсорсинга требует тщательного расчета расходов и сопоставления их с ожидаемым экономическим эффектом. Транзакционные издержки могут возрасти. Возможно банкротство компании-аутсорсера.
2. Может потеряться контроль над выполнением переданных на аутсорсинг процессов. Руководство может потерять связующую нить между управлением и бизнес-практикой. Снижается управленческая гибкость.
3. Опасность концентрации технологических процессов в одном месте. Это опять же лишает компанию гибкости в определенных бизнес-процессах.
4. Отсутствие четкой законодательной базы аутсорсинга. Кроме того, многие компании опасаются делегировать бизнес-процессы другим лицам из-за боязни утечки информации или возможного нарушения договорных отношений.
На сегодняшний день уровень развития аутсорсинга в России в полной мере отражает уровень развития экономики. Аутсорсинг становится объективно востребованным тогда, когда у бизнеса возникают такие приоритеты, как повышение управляемости процессов, уменьшение балласта в виде непрофильных активов, обеспечение прозрачной структуры затрат, сокращение непроизводительных расходов и повышение эффективности, т.е. в условиях динамичного и конкурентного рынка, где вмешательство государства минимально. Поэтому всякие попытки директивно вырастить аутсорсинг будут противоречить его сути, и вряд ли достигнут результата. Сегодня аутсорсинг приживается в конкурентных и «прозрачных» секторах экономики -финансовом, розничной торговле, производстве FMCG. Появление новых конкурентных будет неизбежно приводить к развитию аутсорсинг.
Подводя итог, можно сказать следующее. Безусловно, компаниям приходится использовать аутсорсинг для улучшения технических, производственных процессов, повышения качества функционирования организации. Однако им следует избегать потери знаний и отдавать предпочтение краткосрочным контрактам, чтобы не попасть в зависимость от
I
SCIENCE TIME
I
поставщиков услуг. Относительно практических аспектов: основываясь на опыте компаний, прибегнувших к аутсорсингу, можно порекомендовать организации не подвергать аутсорсингу процессы, которые она полностью не понимает. Иначе не будет ясным, чего требовать от аутсорсера и какова стоимость этих услуг. Возможное правило: рутинные процессы, основанные на выработанных правилах, могут быть подвергнуты аутсорсингу, но если процесс требует принятия отдельного решения менеджера, то он на выполнение аутсорсеру не передается. Нельзя терять контроль над критическими процессами. В любом случае эффективность будет определяться экономией затрат времени, и повышением качества бизнес процесса.
Литература:
1. Нифонтов А.И., Черникова О.П. Стратегическое позиционирование угольной компании // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов. Сборник научных статей. Под общей редакцией В.Н. Фрянова. 2008.
2. Черникова О.П. Управление персоналом в условиях аутсорсинга структурных подразделений горнодобывающих компаний // Теория и методы развития интегрированных организационно-производственных структур в условиях экономического кризиса. Всероссийская научная сессия: сборник научных трудов. 2010. С.92-93.
3. Черникова О.П. Управление производственным риском угольной шахты // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты. Сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 7 частях. 2012. С. 147-149.
4. Аникин Б.А. Аутсорсинг и аутстаффинг высокие технологии менеджмента: учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2009. - 319 с.
5. Валитова А. В. Аутсорсинг в России сегодня: страхи и сомнения // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 112-114.
6. РендиБаррет - Успешный аутсорсинг - это шаг в правильном направлении / КОНСАЛТИНГ.РУ - 2012 г. - №23.
7. Новосельцева А.С., Тюфякова О.П. Актуальность аутсорсинга для предприятий горной промышленности // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения. Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Сибирский государственный индустриальный университет. Под общей редакцией С.М. Кулакова. 2004. С.93-94.
8. Новосельцева А.С., Тюфякова О.П. Эффективность применения аутсорсинга на предприятиях горной промышленности // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов. Материалы Международной научно-практической конференции. 2005. С.214-215.
С.107-108.
| SCIENCE TIME Щ
9. Нифонтов А.И., Черникова О.П. Алгоритм многоуровневой оценки эффективности управления угледобывающими предприятиями с использованием модели «затраты - выручка - прибыль» // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов. 2014. .№1. С. 154-160.