Научная статья УДК 159.923.2
DOI: 10.20323/1813-145X_2024_1_136_197 EDN: GWFLGM
Аутопсихологическая компетентность подростков: анализ подходов Оксана Ивановна Грибоедова1^, Инесса Леонидовна Фельдман2
1 Педагог-психолог, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие». 301470, Тульская область, г. Плавск, ул. Ленина, д. 4; доцент кафедры психологии, воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, Институт повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Тульской области. 300041, г. Тула ул. Ленина, 22
2Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Института гуманитарных и социальных наук, Тульский государственный университет, 300000, г. Тула, проспект Ленина, д. 92 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7419-1423 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6171-4216
Аннотация. Быть компетентным в современном обществе - уже не рекомендация, а необходимость. И сегодня ученые расширяют зоны исследования психологического конструкта «компетентность». Особое внимание уделяется аутопсихологической компетентности, являющейся базой для развития любого типа компетентности личности. Ее изучением в основном занимаются акмеологи, объектом исследования являются взрослые люди в профессиональной среде. Однако, особая значимость кризисных периодов в развитии человека и понимание связи аутопсихологической компетентности с самопознанием делает актуальным ее изучение у подростков, выдвигая на первый план вопросы о сущности аутопсихологической компетентности подростков и ее влиянии на формирование гармоничной личности и психологическое благополучие. На данный момент теория аутопсихологической компетнентности подростков еще не создана ни в отечественной, ни в зарубежной психологии. Это вызывает необходимость осмысления накопленного исследовательского опыта по данной теме и активизирует ученых к его систематизации и поиску новых подходов. В данной статье предпринята попытка систематизировать разработки отечественных ученых в области исследования аутопсихологической компетентности подростков, подходы и концепции исследователей, раскрывающие суть и особенности этого психологического феномена. Авторами обнаружено отсутствие зарубежных источников, демонстрирующих результаты исследования аутопсихологической компетентности подростков. Результатами проведенной аналитической работы стала систематизация научных идей и подходов к аутопсихологической компетентности подростков как комплексному результату их самопознания и фактору, влияющему на личностную зрелость, психическое здоровье и психологическое благополучие.
Ключевые слова: компетентность; аутопсихологическая компетентность; подростки; самопознание; личностная зрелость; психологическое благополучие; развитие
Для цитирования: Грибоедова О. И., Фельдман И. Л. Аутопсихологическая компетентность подростков: анализ подходов // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 1 (136). С. 197-206. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2024_1_136_197. https://elibrary.ru/GWFLGM
Original article
Autopsychological competence of adolescents: analysis of approaches Oksana I. Griboedova1H, Inessa L. Feldman2
:Teacher-psychologist, Center for psychological, pedagogical, medical and social assistance «Doverie», 301470, Tula region, Plavsk, Lenin st., 4; associate professor of the department of psychology, education and additional education of children and youth, Institute for advanced studies and professional training of education workers of the Tula region, 300041, Tula, Lenina avenue, 22
2Candidate of psychological sciences, associate professor at department of psychology, Institute of humanities and social sciences, Tula state university, 300000, Tula, Lenin avenue, 92 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7419-1423 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6171-4216
© Грибоедова О. И., Фельдман И. Л., 2024
Abstract. To be competent, living in a modern society, is no longer a recommendation, but a necessity. And today, scientists are expanding the zones of study of the psychological construct «competence». Particular attention is paid to autopsychological competence, which is the basis for the development of any type of personality competence. It is mainly studied by acmeologists, the subject of research is adults in a professional environment. However, the particular importance of crisis periods in human development and the understanding of the connection of autopsychological competence with self-knowledge makes its study in adolescents relevant, highlighting questions about the essence of autopsychological competence of adolescents and its impact on the formation of a harmonious personality and psychological well-being. At the moment, the theory of autopsychological competence of adolescents has not yet been made neither in domestic nor foreign psychology. This causes the need to comprehend the accumulated research experience on this topic and activates scientists to systematize it and find out new approaches. This article made an attempt to systematize the developments of domestic scientists in the field of research of autopsychological competence of adolescents, approaches and concepts of researchers that reveal the essence and features of this psychological phenomenon. The authors found out the absence of foreign sources demonstrating the results of the study of autopsychological competence of adolescents. The results of the analytical work were the systematization of scientific ideas and approaches to autopsychological competence of adolescents as a complex result of their self-knowledge and a factor affecting personal maturity, mental health and psychological well-being.
Key words: competence; autopsychological competence; adolescents; self-knowledge; personal maturity; psychological well-being; development
For citation: Griboedova O. I., Feldman I. L. Autopsychological competence of adolescents: analysis of approaches. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2024; (1): 197-206. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2024_1_136_197. https://elibrary.ru/GWFLGM
Введение
Интерес к аутопсихологической компетентности личности актуален для нашего времени. Сегодня уже недостаточно обладать теми знаниями, умениями и навыками, которыми владели представители предыдущих поколений человечества. Изменились скорости, увеличился багаж знаний о мире, о человеке, об обществе, усилились проявления индустриализации, урбанизации и глобализации, мировых конфликтов, расширились способы самовыражения личности, появились новые проблемы нового поколения людей.
Все больше внимания ученые уделяют внут-риличностным опорам человека, изучению условий и факторов личностной сферы, влияющих на психологическое благополучие человека в непростых условиях современного мира.
В условиях современного общества человеку требуется еще большая опора на свои ресурсы, возникает необходимость в системном знании себя и действиях самопознания, оказывающих влияние на самоанализ, саморегулирование, понимание себя, адекватную оценку своих действий и проявлений, и успешность самореализации, то есть - в необходимости аутопсихологи-ческой компетентности как метакомпетентности для развития личности.
Научное поле исследований по проблеме аутопсихологической компетентности имеет свою особенность - изучение данного феномена чаще всего идет в рамках психологии труда и
акмеологии, объектом которых являются взрослые люди.
Однако, особые умения, связанные с самопознанием, активно формируются на подростковом этапе развития личности, во время которого, согласно доказанным научным фактам, укрепляется гармония или дисгармония внутреннего мира человека, оказывающая значимое влияние на всю его дальнейшую жизнь. При этом своевременный фокус внимания науки и практики на развитие аутопсихологической компетентности подростков мог бы повлиять на более гармоничное развитие личности в целом и улучшил бы самонавыки каждого подростка. Опорой для данного предположения служат результаты теоретического анализа исследований о влиянии самопознания на психологическое благополучие человека, проведенное ранее авторами данной статьи [Грибоедова, 2019].
Проблема изучения аутопсихологической компетентности подростков на современном этапе развития науки является малоизученной. Сегодня исследователям важно продолжать изучать ауто-психологическую компетентность подростков и разрабатывать новые подходы к ее развитию.
Целью нашего исследования является систематизация и осмысление накопленного исследовательского опыта по проблеме аутопсихологи-ческой компетентности подростков, а также по вопросу взаимосвязи аутопсихологической компетентности и психологического благополучия подростков.
Методы исследования
В рамках этой работы мы попытаемся дать теоретический обзор основных научных идей и представлений по данной проблематике. В исследовании указанного научного вопроса необходимо уточнить понятие аутопсихологической компетентности, описать ее структурно-содержательные характеристики, требуется систематизация результатов исследований данного феномена в подростковой среде.
Основными методами нашего исследования являются аналитический метод и метод систематизации и обобщения знаний.
Обзор литературы
Понятие «аутопсихологическая компетентность» впервые было введено отечественным ученым Н. В. Кузьминой, которая описала ее как систему знаний, умений и навыков, помогающую будущим профессионалам осваивать особые психологические знания и иметь высокоразвитые самосознание и саморегуляцию [Кузьмина, 1990]. Фундаментальный вклад в разработку данного феномена сделали А. А. Деркач, Л. А. Степнова, Т. Е. Егорова и их коллеги, проводя исследования и формируя основы научного подхода к данному психологическому явлению в рамках акмеологии.
Отечественные ученые, определяя аутопси-хологическую компетентность (АК), пока не достигли в этом единого понимания. Так, в настоящее время нами выявлено и изучено около десяти взглядов на данное психологическое явление.
Большинство ученых, разрабатывавших феномен аутопсихологической компетентности в связке с профессиональным развитием педагога (Н. В. Кузьмина, С. Б. Елканов, Г. И. Метель-ский, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова, Л. М. Митина и др.), определяют ее как структурный элемент психологической и профессиональной компетентности и характеризуют как осведомленность учителя о методах совершенствования себя в профессиональном плане, о своих достоинствах и недостатках, ошибках и достижениях в деятельности для повышения качества своей работы [Маркова, 1990].
А. А. Деркач и его коллеги предложили рассматривать АК как метакомпетентность - основу для формирования других компетентностей личности [Деркач, 2006].
Н. А. Леушкина вводит в науку представление об АК как системе знаний о себе, специальных
умений и навыков человека, которые повышают уровень его самопознания и саморегуляции [Лукьянова, 2012]. Схожее определение АК дают В. В. Лешин и А. С. Гусева, вводя понятие ауто-психологических способностей как системы специальных психологических знаний и умений, которые оказывают влияние на самоанализ, самопонимание, саморегулирование, самооценивание и самореализацию человека [Гусева, 2000].
Л. А. Степнова, А. П. Ситников, И. В. Елшина определяют аутопсихологическую компетентность как способность и готовность к саморазвитию и ориентированию в своем внутреннем мире, отмечая, что АК связана с целенаправленной психической деятельностью по приобретению ранее неизвестных знаний о себе, саморегуляцией и самоизменением себя и своего поведения [Степнова, 2017].
Понимание АК как личностного образования внесли в науку Н. С. Глуханюк, И. Г. Самохвало-ва и Н. С. Аболина, они считают аутопсихологи-ческую компетентность свойством и характеристикой личности, связанной с самопознанием, саморегуляцией, с самоизменением и самопреобразованием [Самохвалова, 2013а].
Т. Л. Шиманчская определяла аутопсихологи-ческую компетентность как основное условие для развития личностного потенциала и актуализацию внутренних ресурсов [Шиманская, 2007].
Т. Е. Егорова определила АК как функциональный компонент психологической культуры, назвав эту компетентность базовым личностным новообразованием, лежащим в основе устойчивости и эффективности личности и ее саморегуляции. Содержанием данного феномена ученый считает знания о себе, рефлексивность, адекватное оценивание себя, способность к саморазвитию, восприятие человеком себя как ценности и его готовность к построению гармоничных отношений с миром [Егорова, 2020].
Схожее с нашим пониманием определение аутопсихологической компетентности дали И. Ю. Соколова и В. А. Рощин, определив ей место результата целенаправленной внутренней работы по познанию, изменению и регулированию себя с целью самопреобразования и самосовершенствования и наделяя АК ролью детерминанты личностного развития [Соколова, 2009; Степнова, 2017].
Обобщая приведенные определения и опираясь на анализ подходов к исследованию АК, проведенный И. Г. Самохваловой [Самохвалова, 2013а], можно утверждать, что сегодня в отечественной науке существуют следующие направ-
ления исследования аутопсихологической компетентности - в области исследования профессионального развития личности и в контексте развития личности в целом.
Несмотря на разные научные грани приведенных нами определений, общим и объединяющим является - необходимость этой системы знаний, способности, готовности, личностного образования, свойства, характеристики для активности личности по самоизменению и саморазвитию, то есть для улучшения жизни человека.
Таким образом, под аутопсихологической компетентностью подростков мы понимаем систему специфических знаний подростка о себе и умений, являющихся результатом внутренней работы самопознания с целью саморазвития и самосовершенствования [Грибоедова, 2020].
Проведя анализ подходов современных отечественных ученых к содержанию и структуре аутопсихологической компетентности, мы выявили следующее.
Акмеологи под руководством А. А. Деркача определили содержание аутопсихологической компетентности и выделили ее условия (компоненты), аутопсихологические умения и способности личности. С точки зрениях этих ученых, аутопсихологическая компетентность включает в себя осознанное восприятие человеком своей Я-концепции и понимание себя, процессов своей психики, своеобразия своего характера и знание типичных способов психологической защиты. К компонентам аутопсихологической деятельности исследователи отнесли рефлексивный, проективный, интрокоммуникативный, конструктивный, организаторский и прогностический компоненты. В структуре аутопсихологической компетентности ими были выделены аутопсихо-логические умения, имеющие направленность на самодиагностику, самомотивирование, самокоррекцию, саморазвитие, эффективную информационную работу [Деркач, 2003].
А. А. Деркачем и его коллегами дано понятие аутопсихологических способностей как технологической стороны процесса самоизменений, это набор психологических приемов, навыков, технологий, обеспечивающих этот процесс. Учеными выделены способность к установлению нейросвязей и закреплению нового личного опыта (к рефлексии, интериоризации, интраадапта-ции) и способность к обеспечению этих процессов энергией как структурные компоненты ауто-психологических способностей. Описаны внешние и внутренние признаки выраженности ауто-психологических способностей. К первым отне-
сены переживание неудовлетворенности, интерес к себе, социальная перцепция и созидательная активность. Внутренние признаки АК представлены рефлексией, запасом сил и общей осведомленностью и способностью усваивать новый опыт на уровне нейросвязей.
Данные авторы выделили три параметра выражения аутопсихологической компетентности -мотивацию к саморазвитию, знания о себе и навыки для самоизменений поведения. Уровнями формирования изучаемого явления ученые определили: бессознательную аутонекомпетентность, осознанную аутонекомпетентность, осознанную аутокомпетентность, бессознательную аутоком-петентность [Деркач, 2003].
Содержание аутопсихологической компетентности как представленный в сознании личности опыт ее «проживания» психологических ситуаций, помогающий ориентации индивида на саморазвитие, описано отечественным ученым Т. Е. Егоровой [Егорова, 2018а]. Ею выделены уровни проявления аутопсихологической компетентности личности: психофизиологический, психологический (личностный), социальный и духовный [Егорова, 2018б].
Т. Е. Егоровой, К. А. Куликовой, В. А. Беля-шовым выделены ценностно-смысловой, когнитивный (уровень знаний о себе), рефлексивный (эмоционально-оценочный) и процессуально-деятельный (технологический) компоненты АК. В эмоционально-ценностный компонент авторы включают уровень самоотношения и самопринятие, а в содержание технологического компонента включают саморегуляцию и формирование способов эффективного воздействия на самого себя [Егорова, 2018а].
Способность использовать свои ресурсы, творческая направленность, компетентность в межличностном взаимодействии, осмысленность своей жизни и ответственное отношение к ней и гибкость поведения в социуме - как критерии выраженности аутопсихологической компетентности были предложены Т. Л. Шиманской [Ши-манская, 2007].
Обобщая приведенные подходы к содержанию и структуре АК, необходимо отметить, что указанные аспекты аутопсихологической компетентности определены в рамках работы со взрослыми, с особым вниманием к их профессиональному развитию.
Результаты исследования
Проведенный нами анализ научных источников показал, что аутопсихологическая компе-
тентность в подростковой среде изучается крайне мало и с приоритетом прикладного характера исследований, касающихся ее развития.
Разработанные теории и концепции о содержании и структурных особенностях аутопсихологической компетентности подростков, критериях ее выраженности и методах измерения в психологической науке отсутствуют.
Мы выделили две группы ученых: исследователи, ведущие концептуальные и прикладные разработки, касающиеся аутопсихологической компетентности подростков.
Первые попытки концептуально рассмотреть этот конструкт применительно к подростковому возрасту сделаны Л. А. Степновой и ее коллегами. Исследуя проблематику освоения подростками психологических знаний как фактора развития их самосознания в результате экспериментальной работы с обучающимися, Л. А. Степновой, Ю. А. Костюк и Н. В. Микитюк была разработана концепция развития произвольной формы самосознания школьников как результата изучения психологии. Аутопсихологическую компетентность авторы рассматривают как результат произвольности самосознания и конечный результат процесса освоения психологии подростками [Степнова, 2020а; Степнова, 2021б].
Рассматривая управляемую внутреннюю коммуникацию как средство развития аутопси-хологической компетентности личности, Л. А. Степнова теоретически обосновала применение самокоучинга для психологической работы с подростками [Степнова, 2019]. Ею были выделены внутренние действия самокоучинга, формирование которых помогает развитию произвольной формы самосознания у подростков и их аутопсихологической компетентности. К ним ученый относит самонаблюдение, самоанализ, самокоррекцию и самоуправление, считая их значимыми факторами для формирования зрелой личности [Степнова, 2021а]. Кроме этого, Л. А. Степновой выделены и описаны основные рефлексивные психологические действия само-коучинга (ПДС), помогающие развитию АК, и их структура. [Степнова, 2023]. Ученый считает, что аутопсихологическая компетентность, в логике терминологии self skills, могла бы стать индикатором личностных результатов, которые поддаются оценке и развитию в процессе обучения подростков [Степнова, 2020б].
Еще одной группой ученых предпринята попытка теоретического осмысления аутопсихоло-гической компетентности подростков. К. С. Те-нитилова, В. Г. Беляева, С. М. Абаева рассматри-
вают АК как детерминанту развития личности в рамках своей работы по созданию теории и методологии проблемы развития аутопсихологиче-ской компетентности старшеклассника. Этими исследователями выделены универсальные критерии развития АК. Они представлены уровнем знаний о себе, способностью к рефлексии, изменением устоявшегося поведения, побуждением к самонаблюдению и самосовершенствованию, атрибуцией ответственности, снижением восприимчивости к особенностям своего характера, ценностей, эмоций, наличием перспективы личностного роста и психическим здоровьем личности [Тенитилова, 2021].
К группе ученых, исследующих прикладные аспекты аутопсихологической компетентности подростков, можно отнести Н. А. Лёушкину и М. И. Лукьянову, которые теоретически обосновали возрастные особенности и возможности развития АК подростков, разработали модель ее формирования и предложили средства развития аутопсихологической компетентности подростков в воспитательной системе работы учителя. Ими разработана программа тренинговых занятий, помогающая развивать мотивационно-ценностный, когнитивный, рефлексивно-регулятивный и эмоционально-волевой компоненты аутопсихологической компетентности, выделенные авторами [Лукьянова, 2012].
Отечественным ученым Т. Н. Щербаковой определена направленность мероприятий, способствующих эффективности в развитии у подростков АК. К ним она относит мероприятия: по расширению информированности подростка в вопросах самопознания, саморегуляции и самоконтроля, самооценки, самоопределения, самореализации и самосовершенствования; по развитию аутопсихологических умений и навыков, самообладания и общей психологической культуры; оптимизирование системы саморегуляции, снижение конфликтности и агрессивности и повышение эмоциональной толерантности подростка; освоение способов наблюдения и фиксации самоэффективности для регуляции и контроля активности [Самохввалова, 2013а].
Понимание аутопсихотерапевтической компетентности как обладание знаниями, умениями и навыками, позволяющими подростку проводить самодиагностику, саморегуляцию и самокоррекцию своего психологического состояния было сформулировано исследователем И. Ф. Токаревой. Результатом развития этой компетентности подростков, с точки зрения ученого, являются положительные изменения их психического
и физиологического состояния. Автором предложен алгоритм формирования аутопсихотера-певтической компетентности подростков, состоящий из мероприятий по их обучению саноген-ному мышлению, навыкам саморегуляции, самодиагностики и самокоррекции, развитие рефлексии, позитивное подкрепление [Токарева, 2009].
Аутопсихологическая компетентность подростка как акмеологический фактор конструктивного разрешения конфликта стала предметом исследования А. А. Филипповой. Ученый выделяет особую значимость АК для конструктивного разрешения конфликтов как возможность раскрытия подростком собственных особенностей и возможностей (осознание типичного для подростка способа разрешения конфликта), а также увеличение количества знаний подростком о своей самооценке, возможностей для ее коррекции и развития. Дополнительным результатом данного исследования стало подтверждение связи аутопсихологической компетентности подростка с его самооценкой и выделение АК как фактора формирования адекватной самооценки детей подросткового возраста [Филиппова, 2015].
Модель продуктивного развития аутопсихо-логической компетентности подростков-суворовцев предложил отечественный ученый В. А. Рощин. Он описывает эту модель с точки зрения таких этапов развития АК: проблемно-ориентированный анализ, проектирование эталонного состояния, планирование изменений, реализация изменений. Ученый выделил показатели аутопсихологической компетентности подростков - это выраженность в Я-концепции подростков-суворовцев отношения к себе, понимания, уважения и принятия себя, выраженность самооценки, рефлексивного диалога с самим собой, самокоррекции, самоопределения и самореализации [Степнова, 2017].
Нами также внесен вклад в данную тематику в части осмысления связи АК и самопознания личности с целью использования аутопсихоло-гической компетентности как ориентира развития самопознания подростков. С опорой на разработки отечественных ученых нами определено, что самопознание выступает основой для формирования аутопсихологической компетентности, которая, в свою очередь, является результатом самопознания и отражает степень его развития [Грибоедова, 2020].
Осуществляя научный поиск описания теорий, концепций, подходов к исследованию связи аутопсихологической компетентности личности
и ее психологического благополучия, нами не было найдено ни одной работы данной проблематики, касающейся исследования подростков.
Однако, для понимания общих закономерностей данной связи интересными представляются работы И. Г. Самохваловой, Т. В. Семеновских и Е. А. Никитиной, которые исследовали студентов и взрослых людей.
Изучая АК студентов как фактор их психологического благополучия, И. Г. Самохвалова приводит результаты научных работ, демонстрирующих связь психологического благополучия с субъективным отношением личности к себе, с возможностью удовлетворения своих потребностей и с жизненными событиями. Полагая, что успешный самоанализ невозможен без осознания своих особенностей, психических ресурсов и возможностей, исследователь считает аутопси-хологическую компетентность одним из основных факторов, влияющих на сохранение и повышение психологического благополучия. При этом АК ученый определяет как активность личности, проявляющуюся в самопознании, и способность, позволяющую использовать стратегии внутреннего познания и развития [Самохвалова, 2013б].
Результатами исследования взаимосвязи между компонентами аутопсихологической компетентности и субъективным благополучием студентов, проведенного отечественным ученым Т. В. Семеновских, стало подтверждение статистически значимых связей между компонентами аутопсихологической компетентности и рефлексивным, мотивационным и смысловым компонентами субъективного благополучия. Автор отвел аутопсихологической компетентности роль предиктора субъективного благополучия [Shlyapina, Volkodav, Semenovskikh, 2021]. В работе Т. В. Семеновских и А. Д. Пестряковой отражены результаты, подтверждающие выводы о том, что субъективное благополучие в юности обусловлено сформированностью аутопсихоло-гической компетентности. Авторами исследования студентов демонстрируются данные об обнаруженной связи между осмысленностью жизни и рефлексии с психологическим благополучием и его компонентами - самопринятие, управление средой, цели в жизни. Ученые убеждены в необходимости развивать аутопсихологическую компетентность студентов для опосредованного воздействия на их субъективное благополучие [Семеновских, 2018].
Результаты исследования психологического благополучия студентов с разным уровнем осо-
знанности, проведенного отечественным ученым Е. А. Никитиной, подтверждают наличие влияния осознанности на психологическое благополучие в роли модератора вклада самооценки и социального взаимодействия в общий уровень благополучия в психологическом понимании. Автором выявлены положительные связи психологического благополучия с внешней привлекательностью, интернальностью в области достижений, характером, самооценкой своего интеллектуального развития в группе студентов с высоким уровнем осознанности. У студентов с низкой осознанностью положительные связи выявлены между психологическим благополучием и всеми компонентами социальной поддержки, а также с самооценкой и интернальностью [Никитина, 2021].
Определенным вкладом в разработку проблемы аутопсихологической компетнентности подростков стало и наше экспериментальное исследование, направленное на изучение особенностей самопознания подростков с разным уровнем психологического благополучия [Griboyedova, Feldman. 2021]. Нами получено подтверждение связи этих психологических конструктов и научно обоснована, разработана и реализована программа по развитию аутопсихологической компетентности подростков «Дом моего Я», которая по результатам экспертизы включена в реестр программ, рекомендованных министерством просвещения Российской Федерации для профилактической работы с подростками.
Заключение
Таким образом, на основании проведенного теоретического исследования, можно сделать следующие выводы:
— конструкт «аутопсихологическая компетентность» является результатом отечественных разработок и не имеет аналогов и созданных теорий, концепций и результатов исследований в зарубежной психологии;
— в отечественной психологии накоплен достаточно фундаментальный исследовательский опыт в разработке теоретических подходов и концепций аутопсихологической компетентности и ее развития у взрослых в связке с их профессиональным развитием;
— проблема теоретического осмысления ауто-психологической компетентности подростков в психологической науке остается малоизученной и фрагментарно представлена результатами прикладных исследований о ее развитии у детей подросткового возраста;
— в ходе исследования мы пришли к выводу о том, что в разработке теоретических подходов к содержанию, структуре, критериям, показателям, моделям и уровням развития аутопсихологиче-ской компетентности подростков необходимо подходить с позиции использования имеющихся отечественных теоретических разработок проблемы во взрослой среде («смысловых опор») и их адаптации к подростковому возрасту через проведение специальных теоретических и прикладных исследований подростков;
— анализ научных работ, направленных на исследование связи аутопсихологической компетентности и психологического благополучия позволил увидеть крайне мало разработок ученых в этом направлении (и только со взрослыми); однако результативность этих исследований позволяет сделать предположение о перспективности данной научной задачи и необходимости активного изучения этой взаимосвязи у представителей подросткового возраста;
— перспективой исследования аутопсихологической компетентности подростков и ее взаимосвязи с психологическим благополучием может стать разработка новых концепций аутопсихоло-гической компетентности и психологического благополучия и конструирование программ по развитию аутопсихологической компетентности подростков, инструментально помогающих повышению их психологического благополучия.
Библиографический список
1. Грибоедова О. И. Аутопсихологическая компетентность подростков как целевой ориентир развития самопознания в групповой психологической работе // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2020. Т. 9. № 3. С. 15 - 27.
2. Грибоедова О. И. Влияние самопознания на психологическое благополучие личности // Педагогика и психология образования. 2019. № 2. С. 131-140.
3. Гусева A. C. Развитие аутопсихологических способностей личности: методы и технологии / A. C. Гусева, В. В. Лешин. Москва : РАГС, 2000. 286 с.
4. Деркач А. А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития : монография / А. А. Деркач, Е. В. Селезнева. Москва : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 496 с.
5. Деркач А. А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих / А. А. Деркач, Л. А. Степнова. Москва : Изд-во РАГС, 2003. 550 с.
6. Егорова Т. Е. Концептуальные основы развития аутопсихологической компетентности личности / Т. Е. Егорова, В. А. Беляшов, К. А. Куликова // Вест-
ник Нижегородского института управления. 2018а. № 2(48). С. 26-33.
7. Егорова Т. Е. Психологическая культура как условие сохранности эмоционального благополучия личности в период кризисных ситуаций / Т. Е. Егорова, Г. В. Сорокоумова // Ярославская психологическая школа: актуальные проблемы практической психологии : материалы Всероссийского научно-практического форума [10 октября 2020 года] / под редакцией А. В. Карпова. Ярославль : Филигрань, 2020. С. 136-140.
8. Егорова Т. Е. Аутопсихологическая компетентность как условие развития экологического сознания человека / Т. Е. Егорова, Н. Е. Серебровская // Экопси-хологические исследования - 5 : сборник научных статей участников 8-й Российской конференции по экологической психологии [28-29 сентября 2018 года]. Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2018б. С. 126-134.
9. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. Москва : Высшая школа, 1990. 117 с.
10. Лукьянова М. И. Формирование аутопсихоло-гической компетентности подростков в системе воспитывающей деятельности классного руководителя / М. И. Лукьянова, Н. А. Леушкина. Ульяновск : Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2012. 196 с.
11. Маркова А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990. № 8. C. 42 - 52.
12. Никитина Е. А. Психологическое благополучие студентов с разным уровнем осознанности // Ана-ньевские чтения - 2021 : материалы международной научной конференции / под общ. ред. А. В. Шаболтас; отв. ред. В. И. Прусаков. Санкт-Петербург, 2021. С. 692-693.
13. Самохвалова И. Г. Подходы к исследованию аутопсихологической компетентности // Актуальные проблемы психологии личности : сборник науч. трудов кафедры психологии образования Института психологии / сост. Н. Н. Васягина. Екатеринбург, 2013а. С. 76-83.
14. Самохвалова И. Г. Аутопсихологическая компетентность как фактор психологического благополучия личности студента // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве : сб. статей / сост. Ю. В. Братчикова. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2013б. 146 с.
15. Семеновских Т. В. Субъективное благополучие и аутопсихологическая компетентность личности в юности / Т. В. Семеновских, А. Д. Пестрякова // Мир науки. 2018. Т. 6. № 2. С. 81 -92.
16. Соколова И. Ю. Психолого-педагогические технологии формирования аутопсихологической компетентности педагога // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 1-11.
17. Степнова Л. А. Аутопсихологическая компетентность в контексте изучения механизмов саморазвития личности // Акмеология. 2017. № 2(62). С. 27-33.
18. Степнова Л. А. Аутопсихологическая компетентность: теоретико-эмпирические исследования : монография. Москва : Народное образование, 2019. 278 с.
19. Степнова Л. А. Развитие аутопсихологической компетенции студентов в процессе преподавания психологии / Преступление, наказание, исправление : материалы VI международного пенитенциарного форума, приуроченного к 30-летию со дня принятия Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации». Рязань, 2023. С. 276-281.
20. Степнова Л. А. Развитие произвольной формы самосознания субъектов образования посредством освоения психологических знаний / Л. А. Степнова, Ю. А. Костюк, Н. В. Микитюк // Психология развития и образования: (российский журнал прикладных исследований). 2020а. № 2. С. 16-18.
21. Степнова Л. А. Развитие психологической компетентности подростков как основы рефлексивной культуры будущих субъектов профессиональной деятельности / Л. А. Степнова, Ю. А. Костюк // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития : сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов с международным участием [09-10 апреля 2020 года]. Рязань : Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2020б. С. 958-961.
22. Степнова Л. А. Подходы к разработке примерной программы учебной дисциплины психология в школе // Психологические проблемы смысла жизни и акме : электронный сборник материалов XXVI Международного симпозиума [13-14 апреля 2021 года]. Москва : Психологический институт Российской академии образования, 2021а. С. 117-121.
23. Степнова Л. А. Преподавание психологии в школе как фактор развития самосознания учащегося : учеб.-метод. пособие / Л. А. Степнова, Ю. А. Костюк. Москва : Народное образование, 2021б. 122 с.
24. Тенитилова К. С. Теория и методология проблемы становления аутопсихологической компетентности старшеклассника как детерминанты саморазвития личности / К. С. Тенитилова, С. М. Абаева, В. Г. Беляева // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 2-3 (104). С. 123-125.
25. Токарева И. Ф. Акмеологический алгоритм формирования аутопсихотерапевтической компетентности : учебно-методическое пособие. Москва : ООО «ПКЦ Альтекс», 2009.
26. Филиппова А. А. Аутопсихологическая компетентность подростка как акмеологический фактор конструктивного разрешения конфликта // Акмеоло-гия. 2015. № 3 (55). С. 229-243.
27. Шиманская Т. Л. Аутопсихологическая компетентность личности: критерии развития // Омский научный вестник. Психолого-педагогические науки. 2007. №3 (55). С. 101-103.
28. Autopsychological competence as a predictor of subjective well-being in youth / S. F. Shlyapina, Т. Volkodav, T. Semenovskikh [et al.] // 15th International Technology, Education and Development Conference, Valencia, 08-09 марта 2021 года. Valencia: IATED, 2021. P. 4487-4493.
29. Griboyedova O. I., Feldman I. L. Studying the self-knowledge of adolescents with the low level of psychological well-being // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2021. Tom 119. № 27. Pp. 211-219.
https://www.europeanproceedings.com/article/10.15405/e psbs.2021.12.02.27 (дата обращения: 07.01.2024).
Reference list
1. Griboedova O. I. Autopsihologicheskaja kompe-tentnost' podrostkov kak celevoj orientir razvitija samo-poznanija v gruppovoj psihologicheskoj rabote = Au-topsychological competence of adolescents as a target for the development of self-knowledge in group psychological work // Nauchnye issledovanija i razrabotki. So-cial'no-gumanitarnye issledovanija i tehnologii. 2020. T. 9. № 3. S. 15 - 27.
2. Griboedova O. I. Vlijanie samopoznanija na psi-hologicheskoe blagopoluchie lichnosti = The impact of self-discovery on the psychological well-being of the individual // Pedagogika i psihologija obrazovanija. 2019. № 2. S. 131 - 140.
3. Guseva A. C. Razvitie autopsihologicheskih sposobnostej lichnosti: metody i tehnologii = Development of autopsychological abilities of the individual: methods and technologies / A. C. Guseva, V. V. Leshin. Moskva : RAGS, 2000. 286 s.
4. Derkach A. A. Akmeologicheskaja kul'tura lichnosti: soderzhanie, zakonomernosti, mehanizmy razvitija = Acmeological culture of personality: content, patterns, mechanisms of development: monografija / A. A. Derkach, E. V Selezneva. Moskva : Izd-vo Mos-kovskogo psihologo-social'nogo instituta; Voronezh : Iz-datel'stvo NPO «MODJeK», 2006. 496 s.
5. Derkach A. A. Razvitie autopsihologicheskoj kom-petentnosti gosudarstvennyh sluzhashhih = Development of autopsychological competence of civil servants / A. A. Derkach, L. A. Stepnova. Moskva : Izd-vo RAGS, 2003. 550 s.
6. Egorova T. E. Konceptual'nye osnovy razvitija autopsihologicheskoj kompetentnosti lichnosti = Conceptual foundations for the development of autopsychological competence of the individual / T. E. Egorova, V. A. Bel-jashov, K. A. Kulikova // Vestnik Nizhegorodskogo instituta upravlenija. 2018a. № 2(48). S. 26-33.
7. Egorova T. E. Psihologicheskaja kul'tura kak uslovie sohrannosti jemocional'nogo blagopoluchija lich-nosti v period krizisnyh situacij = Psychological culture as a condition for the safety of emotional well-being of the individual during crisis situations / T. E. Egorova, G. V. Sorokoumova // Jaroslavskaja psihologicheskaja shkola: aktual'nye problemy prakticheskoj psihologii : materialy Vserossijskogo nauchno-prakticheskogo foruma
[10 oktjabrja 2020 goda] / pod redakciej A. V Karpova. Jaroslavl' : Filigran', 2020. S. 136-140.
8. Egorova T. E. Autopsihologicheskaja kompetent-nost' kak uslovie razvitija jekologicheskogo soznanija cheloveka = Autopsychological competence as a condition for the development of human ecological consciousness / T. E. Egorova, N. E. Serebrovskaja // Jekopsiholog-icheskie issledovanija - 5 : sbornik nauchnyh statej uchastnikov 8-j Rossijskoj konferencii po jekologicheskoj psihologii [28-29 sentjabrja 2018 goda]. Perm' : Permskij gosudarstvennyj nacional'nyj issledovatel'skij universitet, 2018b. S. 126-134.
9. Kuz'mina N. V. Professionalizm lichnosti prepo-davatelja i mastera proizvodstvennogo obuchenija = Professionalism of a teacher and master of industrial training. Moskva : Vysshaja shkola, 1990. 117 s.
10. Luk'janova M. I. Formirovanie autopsiholog-icheskoj kompetentnosti podrostkov v sisteme vospityva-jushhej dejatel'nosti klassnogo rukovoditelja = Formation of autopsychological competence of adolescents in the system of educational activities of the class teacher / M. I. Luk'janova, N. A. Leushkina. Ul'janovsk : Ul'janovskij institut povyshenija kvalifikacii i perepodgo-tovki rabotnikov obrazovanija, 2012. 196 s.
11. Markova A. K. Psihologicheskij analiz profes-sional'noj kompetentnosti uchitelja = Psychological analysis of the professional competence of the teacher // So-vetskaja pedagogika. 1990. № 8. C. 42 - 52.
12. Nikitina E. A. Psihologicheskoe blagopoluchie studentov s raznym urovnem osoznannosti = Psychological well-being of students with different levels of awareness // Anan'evskie chtenija - 2021 : materialy mezhdu-narodnoj nauchnoj konferencii / pod obshh. red. A. V. Shaboltas; otv. red. V. I. Prusakov. Sankt-Peterburg, 2021. S. 692-693.
13. Samohvalova I. G. Podhody k issledovaniju au-topsihologicheskoj kompetentnosti = Approaches to au-topsychological competence study // Aktual'nye problemy psihologii lichnosti : sbornik nauch. trudov kafedry psihologii obrazovanija Instituta psihologii / sost. N. N. Vas-jagina. Ekaterinburg, 2013a. S. 76-83.
14. Samohvalova I. G. Autopsihologicheskaja kom-petentnost' kak faktor psihologicheskogo blagopoluchija lichnosti studenta = Autopsychological competence as a factor in the psychological well-being of a student's personality // Psihologicheskoe blagopoluchie lichnosti v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve : sb. statej / sost. Ju. V Bratchikova. Ekaterinburg : Ural. gos. ped. un-t, 2013b. 146 s.
15. Semenovskih T. V Subektivnoe blagopoluchie i autopsihologicheskaja kompetentnost' lichnosti v junos-ti = Subjective well-being and autopsychological competence of the individual in youth / T. V. Semenovskih, A. D. Pestrjakova // Mir nauki. 2018. T. 6. № 2. S. 81-92.
16. Sokolova I. Ju. Psihologo-pedagogicheskie tehnologii formirovanija autopsihologicheskoj kompetent-nosti pedagoga = Psychological and pedagogical technologies for the formation of autopsychological competence of a teacher // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2009. № 1. S. 1-11.
17. Stepnova L. A. Autopsihologicheskaja kompe-tentnost' v kontekste izuchenija mehanizmov samorazviti-ja lichnosti = Autopsychological competence in the context of studying the mechanisms of personal self-development // Akmeologija. 2017. № 2(62). S. 27-33.
18. Stepnova L. A. Autopsihologicheskaja kompe-tentnost': teoretiko-jempiricheskie issledovanija = Autopsychological competence: empirical theoretical studies : monografija. Moskva : Narodnoe obrazovanie, 2019. 278 s.
19. Stepnova L. A. Razvitie autopsihologicheskoj kompetencii studentov v processe prepodavanija psi-hologii = Development of autopsychological competence of students in the process of teaching psychology / Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie : materialy VI mezhdunarodnogo penitenciarnogo foruma, priuroch-ennogo k 30-letiju so dnja prinjatija Konstitucii Ros-sijskoj Federacii i Zakona Rossijskoj Federacii ot 21 ijulja 1993 g. № 5473-I «Ob uchrezhdenijah i organah ugolov-no-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii». Rjazan', 2023. S. 276-281.
20. Stepnova L. A. Razvitie proizvol'noj formy sa-mosoznanija subektov obrazovanija posredstvom osvoeni-ja psihologicheskih znanij = Development of an arbitrary form of self-awareness of educational subjects through the development of psychological knowledge / L. A. Stepnova, Ju. A. Kostjuk, N. V. Mikitjuk // Psi-hologija razvitija i obrazovanija: (rossijskij zhurnal pri-kladnyh issledovanij). 2020a. № 2. S. 16-18.
21. Stepnova L. A. Razvitie psihologicheskoj kompe-tentnosti podrostkov kak osnovy refleksivnoj kul'tury budushhih sub#ektov professional'noj dejatel'nosti = Development of psychological competence of adolescents as the basis of a reflective culture of future subjects of professional activity / L. A. Stepnova, Ju. A. Kostjuk // Psi-hologija XXI veka: vyzovy, poiski, vektory razvitija : cbornik materialov Vserossijskogo simpoziuma psiholo-gov s mezhdunarodnym uchastiem [09-10 aprelja 2020 goda]. Rjazan' : Akademija prava i upravlenija Fed-eral'noj sluzhby ispolnenija nakazanij, 2020b. S. 958-961.
22. Stepnova L. A. Podhody k razrabotke primernoj programmy uchebnoj discipliny psihologija v shkole = Approaches to the development of an approximate curriculum for the discipline of psychology in school // Psi-hologicheskie problemy smysla zhizni i akme : jel-ektronnyj sbornik materialov XXVI Mezhdunarodnogo
Статья поступила в редакцию 21.12.2023; одобрена п 18.01.2024.
The article was submitted 21.12.2023; approved after revie
simpoziuma [13-14 aprelja 2021 goda]. Moskva : Psi-hologicheskij institut Rossijskoj akademii obrazovanija, 2021a. S. 117-121.
23. Stepnova L. A. Prepodavanie psihologii v shkole kak faktor razvitija samosoznanija uchashhegosja = Teaching psychology at school as a factor in the development of a student's self-awareness : ucheb.-metod. posobie / L. A. Stepnova, Ju. A. Kostjuk. Moskva : Narodnoe obrazovanie, 2021b. 122 s.
24. Tenitilova K. S. Teorija i metodologija problemy stanovlenija autopsihologicheskoj kompetentnosti starsheklassnika kak determinanty samorazvitija lichnos-ti = Theory and methodology of the problem of becoming autopsychological competence of a high school student as a determinant of personality self-development / K. S. Tenitilova, S. M. Abaeva, V G. Beljaeva // Mezhdu-narodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2021. № 2-3 (104). S. 123-125.
25. Tokareva I. F. Akmeologicheskij algoritm formi-rovanija autopsihoterapevticheskoj kompetentnosti = Ac-meological algorithm for the formation of autopsycho-therapeutic competence: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva : OOO «PKC Al'teks», 2009.
26. Filippova A. A. Autopsihologicheskaja kompe-tentnost' podrostka kak akmeologicheskij faktor kon-struktivnogo razreshenija konflikta = Autopsychological competence of a teenager as an acmeological factor of constructive conflict resolution // Akmeologija. 2015. № 3 (55). S. 229-243.
27. Shimanskaja T. L. Autopsihologicheskaja kompe-tentnost' lichnosti: kriterii razvitija = Autopsychological competence of the individual: development criteria // Omskij nauchnyj vestnik. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2007. №3 (55). S. 101-103.
28. Autopsychological competence as a predictor of subjective well-being in youth / S. F. Shlyapina, T. Volkodav, T. Semenovskikh [et al.] // 15th International Technology, Education and Development Conference, Valencia, 08-09 marta 2021 goda. Valencia: IATED, 2021. P. 4487-4493.
29. Griboyedova O. I., Feldman I. L. Studying the self-knowledge of adolescents with the low level of psychological well-being // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2021. T. 119. № 27. Pp. 211-219. https://www.europeanproceedings.com/article/10.15405/epsb s.2021.12.02.27 (data obrashhenija: 07.01.2024).
ле рецензирования 11.01.2024; принята к публикации
ng 11.01.2024; accepted for publication 18.01.2024.