Научная статья на тему 'Аудит учебного процесса как метод повышения эффективности обучения в высшем учебном заведении'

Аудит учебного процесса как метод повышения эффективности обучения в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эффективность обучения / преподавательские навыки / педагогический эксперимент / хронометрирование / методы обучения / оценка качества материала / опросные методы / training effectiveness / teaching skills / pedagogical experiment / timekeeping / teaching methods / material quality assessment / interviewing methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кетеван Китаевна Сирбиладзе

В статье исследуется роль аудита в повышении качества учебного процесса с учетом зарубежного опыта. Автор предлагает собственные рекомендации для улучшения учебной деятельности, а также описывает методы сбора и анализа информации об учебном процессе. Статья может быть полезной как для преподавателей, так и для администрации высших учебных заведений, которые стремятся к оптимизации обучения, а также непосредственному повышению его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Audit of the educational process as a method for increasing the efficiency of training at a higher educational institution

The article examines the role of auditing in improving the quality of the educational process, taking into account foreign experience. The author offers his own recommendations for improving educational activities, and also describes methods for collecting and analyzing information about the educational process. The article can be useful both for teachers and for the administration of higher educational institutions who seek to optimize learning, as well as directly improve its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Аудит учебного процесса как метод повышения эффективности обучения в высшем учебном заведении»

Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 205 — 209. Audit journal. 2024;(1):205 — 209.

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Научная статья УДК 378.147

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-1 -205-209 NIION: 201 7-0074-1 /24-029

EDN: https://elibrary.ru/DSQKTA MOSURED: 77/27-021-2024-01-229

Аудит учебного процесса как метод повышения эффективности обучения в высшем учебном заведении

Кетеван Китаевна Сирбиладзе

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Москва, Россия, ketisirbiladze@mail.ru

Аннотация. В статье исследуется роль аудита в повышении качества учебного процесса с учетом зарубежного опыта. Автор предлагает собственные рекомендации для улучшения учебной деятельности, а также описывает методы сбора и анализа информации об учебном процессе. Статья может быть полезной как для преподавателей, так и для администрации высших учебных заведений, которые стремятся к оптимизации обучения, а также непосредственному повышению его эффективности.

Ключевые слова: эффективность обучения, преподавательские навыки, педагогический эксперимент, хронометрирование, методы обучения, оценка качества материала, опросные методы

Для цитирования: Сирбиладзе К.К. Аудит учебного процесса как метод повышения эффективности обучения в высшем учебном заведении // Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 205—209. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-205-209. EDN: https://elibrary.ru/DSQKTA.

METHODS AND TECHNOLOGIES

Original article

Audit of the educational process as a method for increasing the efficiency of training at a higher educational institution

Ketevan K. Sirbiladze

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow,

Russia, ketisirbiladze@mail.ru

Abstract. The article examines the role of auditing in improving the quality of the educational process, taking into account foreign experience. The author offers his own recommendations for improving educational activities, and also describes methods for collecting and analyzing information about the educational process. The article can be useful both for teachers and for the administration of higher educational institutions who seek to optimize learning, as well as directly improve its effectiveness.

Keywords: training effectiveness, teaching skills, pedagogical experiment, timekeeping, teaching methods, material quality assessment, interviewing methods

For citation: Sirbiladze K.K. Audit of the educational process as a method for increasing the efficiency of training at a higher educational institution // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(1):205—209. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-205-209. EDN: https://elibrary.ru/DSQKTA.

© Сирбиладзе К.К., 2024

Учебный процесс — это систематический и педагогически обоснованный процесс, который, в свою очередь, направлен на развитие личности учащихся. В ходе этого процесса ставятся задачи по формированию знаний, умений и ценностных ори-ентаций, а также подготовке к самореализации и творческому применению полученных знаний.

Эффективность обучения определяется как единство процесса и его результатов, а не только конечными достижениями. Успешная реализация целей обучения зависит от эффективности данного процесса. Эффективность обучения основана на достижении нужных результатов через единство процесса обучения и его итогов. Согласно Толковому словарю русского языка, эффективность — это действия, которые приводят к желаемым результатам. Таким образом, эффективный

учебный процесс предполагает достижение поставленных целей и задач обучения путем правильной организации учебного процесса и соответствующего достижения требуемых результатов.

Испанские научные исследователи осуществили выборку, состоящую из 300 студентов второго курса разных специальностей Национального университета дистанционного образования (иМЕБ), также были опрошены 142 студента Университета Мигеля Эрнанде-са. В процессе исследования были выявлены наиболее важные критерии оценки качества преподавания по методу мозгового штурма, который был объединен с методом Терстоуна, а также использовалась шкала Лайкерта. На рис. 1 представлены критерии, ранжированные от наиболее приоритетных к наименее приоритетным [2].

по методу мозгового штурма и Терстоуна

приближенность к студентам увлеченность предметной областью уровень владения предметом ясность изложения материала коммуникативные навыки ответственность преподавателя уровень уважения к студентам организация учебного процесса уровень оценки успеваемости дидактические материалы открытость

способность мотивировать дружелюбие

уровень управления группой имидж преподавателя

по шкале Лайкерта

уровень оценки успеваемости ясность изложения материала ответственность преподавателя уровень владения предметом увлеченность предметной областью способность мотивировать коммуникативные навыки организация учебного процесса открытость

уровень уважения к студентам приближенность к студентам дидактические материалы уровень управления группой имидж преподавателя дружелюбие

Рис. 1. Последовательность критериев оценки эффективности преподавания материалов от студентов Национального университета дистанционного образования (ИКЕБ) и Университета Мигеля Эрнандеса

Источник: составлено автором на основе [2].

Для проверки хода учебного процесса и оценки обратной связи студентов от проведенных занятий можно использовать как качественные, так и количественные критерии. Данные критерии оценки эффективности учебного процесса, предложенные автором, представлены в табл. 1.

Если классифицировать методы сбора информации для оценки эффективности учеб-

ного процесса в высшем учебном заведении в более расширенном варианте, то среди них можно выделить следующие.

Метод изучения документации. В официальных документах высшего учебного заведения отражаются как качественные, так и количественные характеристики учебно-воспитательного процесса. К данным документам относятся: личные дела студентов, журналы

посещаемости, ведомости промежуточной аттестации, книги учета выдачи аттестатов, книги приказов, книги протоколов заседаний ученых советов, департаментов и кафедр, а также другие документы. Данные документы содержат информацию за несколько лет, бо-

Социологические методы. К данным методам в университетской практике относятся: анкетирование, тестирование, интервьюирование, опрос, наблюдение, метод педагогического эксперимента, беседа, хронометрирование. Они, в свою очередь, позволяют оперативно получить интересующую информацию об учебном процессе.

Метод педагогического эксперимента предполагает, что с его помощью выявляется эффективность применения отдельных методов, средств обучения и воспитания. Педагогический эксперимент является экспериментальным методом исследования педагогических явлений, который требует наблюдения, а также позволяет изменять цели условий педагогического воздействия на объект исследования, а также определить эффективность но-

лее того, в большинстве высших учебных заведений большое количество информации представлено на университетских порталах. Все полученные данные позволяют провести дальнейший сравнительный анализ и соответствующие прогнозы.

вых методических внедрений. Каждый педагогический эксперимент должен предполагать соблюдение следующих условий: четкая установка целей и задач эксперимента, точное описание его условий, определение контингента студентов для научно-исследовательских целей, а также подробное описание гипотезы для исследования. Педагогический эксперимент — метод комплексного характера, который может включать в себя вышеуказанные методы (интервью, опрос и др.), используемые с целью анализа текущего состояния на начальном этапе, а на последующих этапах производятся измерения и создаются выводы о рациональности гипотезы. Таким образом, педагогический эксперимент может осуществить проверку следующих аспектов в учебном процессе высшего учебного заведе-

Таблица 1. Критерии оценки эффективности учебного процесса

Качественные критерии Количественные критерии

1. Наблюдение за активностью студентов на занятиях. В случае если студенты задают вопросы, участвуют в дискуссиях и активно выполняют задания, по данному аспекту можно сделать вывод, что они заинтересованы как в дисциплине и материале, так и в преподавателе. 2. Отзывы. Студенты оставляют положительные отзывы о преподавателе на различных платформах (к примеру, на сайте учебного заведения, на сторонних сайтах, в социальных сетях), это, в свою очередь, может служить индикатором того, что они довольны как преподавателем, так и качеством предоставляемого материала. 3. Посещаемость занятий. В случае если студенты регулярно посещают занятия определенного преподавателя и проявляют интерес к материалу, это может говорить о том, что преподаватель пользуется их уважением и симпатией. 4. Мнения и обратная связь от коллег. Получение обратной связи от коллег, в том числе после взаимопосещений для того, чтобы получить их мнение и рекомендации по улучшению учебного процесса. 5. Оценка успеваемости студентов. Преподаватель может анализировать результаты тестов, контрольных работ и других форм оценки знаний студентов до и после проведения занятий. Если результаты улучшились, то это может свидетельствовать о том, что занятия проходят эффективно 1. Количество вопросов, которые задают студенты: чем больше вопросов задают студенты, тем больше они интересуются материалом и, соответственно, самим преподавателем. 2. Уровень активности студентов на занятиях: чем активнее студенты участвуют в обсуждениях, задают вопросы и выполняют задания, тем выше их интерес к преподавателю и предоставляемому материалу. 3. Средние баллы по результатам тестов и контрольных работ. В случае если результаты студентов улучшаются после проведения занятий, это может свидетельствовать об их эффективности. 4. Количество посещений занятий: чем выше посещаемость занятий, тем, вероятнее, что студенты больше заинтересованы в преподавателе и самом материале. 5. Число студентов, продолжающих обучение по специальности после окончания курса преподавателя

ния посредством сравнения эффективности известных методов обучения, сформировать систему мер по удовлетворению потребностей и интересов учащихся, сгенерировать систему мероприятий по формированию навыков учебной работы у студентов, способствовать формированию и развитию самосознания у учащихся [1].

Метод хронометрирования является способом измерения времени, затраченного на выполнение определенных задач или действий. В контексте учебного процесса в университете данный метод может использоваться для изучения эффективности обучения, оптимизации учебных программ, а также оценки эффективности различных методик обучения. Вот как данный метод может помочь в изучении учебного процесса:

• измерение времени выполнения заданий. Данное направление хронометрирования предоставляет возможность изменения времени, которое уделяют студенты выполнению конкретных заданий, тестов или учебных проектов. Таким образом, можно оценить и сравнить эффективность различных методик обучения;

• определение слабых сторон в учебном процессе. В данном случае производится анализ времени, которое затрачено на выполнение определенных задач, что, в свою очередь, может помочь выявить слабые стороны в учебном процессе (к примеру, неэффективные методики обучения или недостаточное понимание материала студентами);

• оценка эффективности обучения. Здесь происходит сравнение времени, которое уделяется выполнению заданий до и после внедрения новых методик обучения или технологий, в данном случае появляется возможность оценки их эффективности и влияния на результаты обучения студентов;

• оптимизация учебных программ. Проводится анализ времени, которое уделяется выполнению учебных задач. Это помогает оптимизировать учебные программы, выявить необходимость в корректировке материалов или методике обучения;

• повышение продуктивности. Понимание факта, как студенты распределяют свое

время во время учебы, позволяет оптимизировать учебный процесс, повысить его продуктивность и эффективность.

Мониторинг в высшем образовании — один из наиболее эффективных методов получения оперативной, сопоставимой и развернутой информации о качестве и текущем состоянии учебного процесса. Данный метод включает в себя сбор, обработку, хранение и дальнейшее распространение информации в учебном процессе, что позволяет главным образом оценивать его состояние в любой момент времени и осуществить прогноз его дальнейшего развития. В высшем учебном заведении управление на основе мониторинговой информации помогает в осуществлении стратегического планирования, а также принятии управленческих решений.

Во время сбора и обработки количественных данных после тестирования, интервью, анкетирования и иных методов оценки эффективности учебного процесса применяются математические методы исследования с использованием статистических пакетов прикладных программных продуктов, а также табличный процессор Excel. Данные программные продукты позволяют проверяющим осуществить экономию времени, избежать ошибок в расчетах, а также сделать достоверные и объективные выводы из экспериментальной части работы. Итоги произведенного аудита могут быть оформлены в виде графиков, диаграмм, таблиц, а также текстовой информации. Самым оптимальным способом визуализации данных в таком случае являются дашборды.

На основе вышеуказанной информации автором предлагаются следующие рекомендации для обеспечения более эффективного учебного процесса в высшем образовании.

1. Разделение учащихся на группы по их уровню знаний, интересов и способностей. Данный аспект позволит преподавателю спланировать время, отведенное студентам, которые достаточно плохо и неоперативно усваивают материал или предварительно плохо подготовлены.

2. Мотивация студентов. Создание положительной атмосферы во время занятий, поощрение достижений и успешного выполнения заданий. Таким образом, усиливается мотивация студентов для достижения качественных результатов.

3. Использование цифровых технологий и UX-методов во время обучения. Для того чтобы

более эффективно усваивать материал, можно использовать интерактивные доски, онлайн-тесты, создавать качественные мультимедийные презентации и другие методы для расширения возможностей усваивания материала.

4. Разнообразие методов обучения. Использование дискуссий, деловых игр, дебатов, мозговых штурмов, кейс-стади и других методов для наиболее качественного усвоения материала, развития коммуникативных навыков у студентов, а также умения работать в команде.

5. Обеспечение регулярной обратной связи. Если идет обратная связь от преподавателя к учащимся и наоборот, то таким образом контролируется текущий процесс и могут быть выявлены всевозможные проблемы.

6. Организация внеаудиторных работ. Конференции, круглые столы и экскурсии позволят студентам расширить свой кругозор, получить опыт выступлений, развить ораторское искусство и применить полученные знания в реальных ситуациях.

7. Тренинги и мастер-классы от профессионалов. Приглашение успешных профессионалов из различных сфер деятельности для проведения мастер-классов, лекций или тренингов существенно может повысить интерес студентов к учебе.

8. Развитие важньх качеств личности. Необходимо проявлять интерес и понимание к студентам, быть открытым к обратной связи, уважать мнение студентов, проявлять терпение.

Список источников

1. Кочеткова К.Е, Тазарачева А.В. Педагогический эксперимент как метод психолого-педагогического исследования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2020. № 1. С. 160-163.

2. Concepciyn S.L., Cacadas I. Qualitative and quantitative methods to assess the qualities of a lecturer: What qualities are demanded by on-line and on-site students? // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. № 143. P. 106—111.

References

1. Kochetkova K.E, Tazaracheva A.V. Pedagogical experiment as a method of psychological and pedagogical research // Actual problems of the humanities and natural sciences. 2020. No. 1. pp. 160—163.

2. Concepciyn S.L, Cacadas I. Qualitative and quantitative methods to assess the qualities of a lecturer: What qualities are demanded by on-line and on-site students? // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. № 143. P. 106—111.

Информация об авторе

К.К. Сирбиладзе — старший преподаватель кафедры «Финансовые технологии» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Information about the author K.K. Sirbiladze — Senior Lecturer of the Department of Financial Technologies of the Financial University under the Government of the Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 20.01.2024; одобрена после рецензирования 20.02.2024; принята к публикации 20.03.2024.

The article was submitted 20.01.2024; approved after reviewing 20.02.2024; accepted for publication 20.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.