ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Тарасов В.А., к. х. н, доцент, ГОУ ВПО Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия
АУДИТ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ: ПОНЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ
С 1 января 2009 г. в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» под аудиторской деятельностью (аудиторскими услугами) понимается деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг. Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
По мнению А. Аренса и Дж. Лоббе-ка [1], аудит представляет собой вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического субъекта, осуществляемый компетентным независимым лицом и направленный на снижение информационного риска до приемлемого уровня, то есть вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные и неточные сведения для пользователей.
Согласно Современному экономическому словарю [2], под аудитом понимается финансовый анализ, бухгалтерский контроль, ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, фирм, акционерных обществ, проводимые квалифицированными специалистами, как
правило, независимых служб (аудиторскими службами, аудиторами).
Оксфордский толковый словарь современного английского языка предлагает следующую трактовку термина аудит: «Аудит — это официальная проверка отчетов, чтобы увидеть, что все в порядке» [3].
По мнению Т.М. Рогуленко [4], организация аудита представляет собой предпринимательскую деятельность по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также по оказанию услуг.
Интересен тот факт, что термин аудит происходит от слова «audio» (лат.) и в переводе означает «слушать, слышать, выслушивать» [5]. Окраску проверки исключительно финансовой стороны деятельности проверяемого объекта аудит приобрел довольно у многих авторов, хотя, на наш взгляд, сущность аудита далеко не всегда сводится к проверке данных исключительно финансового характера.
Е.М. Мерзликина и Ю.П. Никольская [6] полагают, что аудит представляет собой деятельность по сбору доказательств в отношении соответствия свойств (характеристик) выбранного объекта наблюдения общепризнанным
№ 2, 3 (11) ФЕВРАЛЬ - МАРТ 2011
критериям, в результате которой формируется профессиональное суждение относительно степени этого соответствия, подлежащее оглашению в соответствующей среде, в том числе, публичному оглашению через средства массовой информации или специальные издания.
А.В. Бликанов [7] отдельно выделяет понятие «государственный аудит бюджетных средств», представляющий собой систему мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, региональных и местных органов власти.
Так, деятельность по реализации государственного аудита бюджетных средств включает осуществление следующих задач:
— организация и проведение оперативного контроля надлежащего исполнения бюджета в текущем финансовом году;
— проведение комплексных и тематических проверок и ревизий по отдельным разделам, подразделам и статьям бюджета и государственных внебюджетных фондов, по средствам государственных (целевых) программ;
— экспертиза проектов бюджета, законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти, государственных (целевых) программ, договоров и соглашений, иных документов, затрагивающих вопросы бюджета и других финансовых ресурсов;
— анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовка и внесение в вышестоящие органы власти предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом;
— подготовка и представление заключений в адрес вышестоящих органов власти по исполнению бюджета, формированию и использованию целевых бюд-
жетных фондов и государственных внебюджетных фондов в отчетном году;
— подготовка и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти.
Л.П. Пулькина [8] рассматривает понятие аудита государственной социально-экономической политики, понимая под ним комплексное понятие, задачей которого является оценка эффективности деятельности всех ветвей власти, направленной на повышение «уровня жизни населения на основе самореализации каждого гражданина, снижения социального неравенства» [9].
Переходя к определению аудита, связанного с проверкой муниципальных образований, необходимо отметить, что с точки зрения указанной специфики, согласно проведенному исследованию [10], в зарубежной практике используется термин «муниципальный аудит» (municipal audit), но в российских реалиях, по нашему мнению, более точным и детализирующим является термин «аудит территориальных образований» (в том числе, муниципальных образований), тогда как понятие «муниципальный аудит» является обобщенной категорией, которой свойственна привязка лишь по территориальному признаку. Однако в работах российских ученых встречается именно термин «муниципальный аудит».
В.В. Серватинский [11] дает дефиницию термину «муниципальный аудит», понимая его как независимое рассмотрение специально назначенным аудитором организационных, технологических, социально-экономических и финансовых показателей «жизни» органов местного самоуправления и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом.
Интересной для анализа является точка зрения О.В. Шинкаревой [12], которая вводит дефиницию «муниципальный аудит», понимаемого ею как:
— одна из форм муниципального финансового контроля;
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
— одна из форм контроля, собравшая в себе черты всех предыдущих форм — проверки как определения нарушений в законодательстве; ревизии — комплексной оценки всех сторон деятельности; надзора — оценки финансового состояния; экспертизы — привлечения экспертов в финансовой сфере;
— процесс осуществления независимой оценки стандартизированной информации, предоставляемой лицами, связанными с формированием и использованием муниципальных фондов денежных средств, на предмет ее законности, достоверности, а также соответствия установленным критериям эффективности.
Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что, по нашему убеждению, отнесение муниципального аудита к формам муниципального финансового контроля является ошибочным, т.к., во-первых, содержание аудита существенно шире и не ограничивается финансовым аудитом, и, во-вторых, контроль подразумевает ревизию, а аудит — выдачу рекомендаций и подтверждение достоверности данных.
Проанализировав различные толкования термина «аудита» с привязкой к территориальным образованиям [13], можно утверждать, что аудит территориальных/муниципальных образований — это: 1) нормативно-оценочная деятельность, осуществляемая на профессиональной основе, базирующаяся на действующем законодательстве, направленная на повышение эффективности использования бюджетных средств муниципального образования, с целью достижения более высокого уровня благосостояния населения местного образования (местного сообщества) и снижения степени социальной напряженности; 2) осуществляемая в логике устойчивого развития независимая оценочная деятельность, выполняемая на регулярной основе профессиональными лицами и базирующаяся на законодательстве РФ,
направленная на достижение высокого уровня благосостояния населения муниципального образования за счет обеспечения прозрачности и эффективности деятельности муниципальных органов власти, эффективного, рационального и экономичного использования муниципальных ресурсов. х.
1. Аренс А.и Лоббек Дж. Аудит.М.: Финансы и статистика, 1995.
2. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. М..: ИНФРА-М, 2007.
3. Толковый словарь современного английского языка для продвинутого этапа. М.: Русский язык, 1982
4. Рогуленко Т.М. Аудит: учебник. М.: Экономист, 2005.
5. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. Издание 5-е, стереотипное. М.: Русский Язык, 1998.
6. Мерзликина Е.М. и Никольская Ю.П. Аудит: учебник. М. ИНФРА-М. 2007.
7. Бликанов А.В. Государственный аудит региональных бюджетов// Финансовый контроль. 2008. №4 (292).
8. Пулькина Л.П. Аудит государственной социально-экономической политики// Эко. Всероссийский экономический журнал. 2008. №4 .
9. Основные направления социально- экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу. Одобрено правительством РФ 28.06.2000// Справочно-информационная система «КонсультантПлюс» (Дата обращения 14.05.2006).
10. Анализ зарубежного опыта аудита территориальных образований. Тарасов В.А., Сеструхина А.О. // Наука и эпоха. Книга 2. Воронеж. 2010.
11. Серватинский В. В. Муниципальный аудит: предпосылки развития и сущность//Экономика и управление. 2009. № 8 (46).
12. Шинкарева О.В. Муниципальный аудит — современная и прогрессивная форма муниципального финансового контроля // Аудит и финансовый анализ. № 5.2009.
13. Антикризисное управление, мониторинг и аудит территориальных образований.: коллективная монография // под ред. В.А.Тарасова — Краснодар, 2010. — 297 с.