Научная статья на тему 'Аудит территориальных образований: понятие и понимание'

Аудит территориальных образований: понятие и понимание Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУДИТ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ / АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОВЕРКА ФИНАНСОВОЙ И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ / АUDIT / TERRITORIAL FORMATIONS / AUDITOR SERVICES / AUDITOR ACTIVITY / CHECK OF THE FINANCIAL AND ACCOUNTING REPORTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасов В. А.

В статье рассмотрены определения аудита в широком понимании и в отношении к территориальным образованиям. Сделан вывод об ошибочности отнесения аудита муниципальных образований к формам муниципального финансового контроля. На основании проведенных исследований предложены развернутые определения аудита муниципальных/территориальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Audit definitions in wide understanding and in the relation to territorial formations are considered. The conclusion is drawn on an inaccuracy of reference of audit of municipal unions to forms of the municipal financial control. On the basis of the spent researches the developed definitions of audit of municipal unions/the territorial are offered.

Текст научной работы на тему «Аудит территориальных образований: понятие и понимание»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Тарасов В.А., к. х. н, доцент, ГОУ ВПО Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

АУДИТ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ: ПОНЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ

С 1 января 2009 г. в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» под аудиторской деятельностью (аудиторскими услугами) понимается деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг. Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

По мнению А. Аренса и Дж. Лоббе-ка [1], аудит представляет собой вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического субъекта, осуществляемый компетентным независимым лицом и направленный на снижение информационного риска до приемлемого уровня, то есть вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные и неточные сведения для пользователей.

Согласно Современному экономическому словарю [2], под аудитом понимается финансовый анализ, бухгалтерский контроль, ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, фирм, акционерных обществ, проводимые квалифицированными специалистами, как

правило, независимых служб (аудиторскими службами, аудиторами).

Оксфордский толковый словарь современного английского языка предлагает следующую трактовку термина аудит: «Аудит — это официальная проверка отчетов, чтобы увидеть, что все в порядке» [3].

По мнению Т.М. Рогуленко [4], организация аудита представляет собой предпринимательскую деятельность по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также по оказанию услуг.

Интересен тот факт, что термин аудит происходит от слова «audio» (лат.) и в переводе означает «слушать, слышать, выслушивать» [5]. Окраску проверки исключительно финансовой стороны деятельности проверяемого объекта аудит приобрел довольно у многих авторов, хотя, на наш взгляд, сущность аудита далеко не всегда сводится к проверке данных исключительно финансового характера.

Е.М. Мерзликина и Ю.П. Никольская [6] полагают, что аудит представляет собой деятельность по сбору доказательств в отношении соответствия свойств (характеристик) выбранного объекта наблюдения общепризнанным

№ 2, 3 (11) ФЕВРАЛЬ - МАРТ 2011

критериям, в результате которой формируется профессиональное суждение относительно степени этого соответствия, подлежащее оглашению в соответствующей среде, в том числе, публичному оглашению через средства массовой информации или специальные издания.

А.В. Бликанов [7] отдельно выделяет понятие «государственный аудит бюджетных средств», представляющий собой систему мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, региональных и местных органов власти.

Так, деятельность по реализации государственного аудита бюджетных средств включает осуществление следующих задач:

— организация и проведение оперативного контроля надлежащего исполнения бюджета в текущем финансовом году;

— проведение комплексных и тематических проверок и ревизий по отдельным разделам, подразделам и статьям бюджета и государственных внебюджетных фондов, по средствам государственных (целевых) программ;

— экспертиза проектов бюджета, законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти, государственных (целевых) программ, договоров и соглашений, иных документов, затрагивающих вопросы бюджета и других финансовых ресурсов;

— анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовка и внесение в вышестоящие органы власти предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом;

— подготовка и представление заключений в адрес вышестоящих органов власти по исполнению бюджета, формированию и использованию целевых бюд-

жетных фондов и государственных внебюджетных фондов в отчетном году;

— подготовка и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти.

Л.П. Пулькина [8] рассматривает понятие аудита государственной социально-экономической политики, понимая под ним комплексное понятие, задачей которого является оценка эффективности деятельности всех ветвей власти, направленной на повышение «уровня жизни населения на основе самореализации каждого гражданина, снижения социального неравенства» [9].

Переходя к определению аудита, связанного с проверкой муниципальных образований, необходимо отметить, что с точки зрения указанной специфики, согласно проведенному исследованию [10], в зарубежной практике используется термин «муниципальный аудит» (municipal audit), но в российских реалиях, по нашему мнению, более точным и детализирующим является термин «аудит территориальных образований» (в том числе, муниципальных образований), тогда как понятие «муниципальный аудит» является обобщенной категорией, которой свойственна привязка лишь по территориальному признаку. Однако в работах российских ученых встречается именно термин «муниципальный аудит».

В.В. Серватинский [11] дает дефиницию термину «муниципальный аудит», понимая его как независимое рассмотрение специально назначенным аудитором организационных, технологических, социально-экономических и финансовых показателей «жизни» органов местного самоуправления и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом.

Интересной для анализа является точка зрения О.В. Шинкаревой [12], которая вводит дефиницию «муниципальный аудит», понимаемого ею как:

— одна из форм муниципального финансового контроля;

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

— одна из форм контроля, собравшая в себе черты всех предыдущих форм — проверки как определения нарушений в законодательстве; ревизии — комплексной оценки всех сторон деятельности; надзора — оценки финансового состояния; экспертизы — привлечения экспертов в финансовой сфере;

— процесс осуществления независимой оценки стандартизированной информации, предоставляемой лицами, связанными с формированием и использованием муниципальных фондов денежных средств, на предмет ее законности, достоверности, а также соответствия установленным критериям эффективности.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что, по нашему убеждению, отнесение муниципального аудита к формам муниципального финансового контроля является ошибочным, т.к., во-первых, содержание аудита существенно шире и не ограничивается финансовым аудитом, и, во-вторых, контроль подразумевает ревизию, а аудит — выдачу рекомендаций и подтверждение достоверности данных.

Проанализировав различные толкования термина «аудита» с привязкой к территориальным образованиям [13], можно утверждать, что аудит территориальных/муниципальных образований — это: 1) нормативно-оценочная деятельность, осуществляемая на профессиональной основе, базирующаяся на действующем законодательстве, направленная на повышение эффективности использования бюджетных средств муниципального образования, с целью достижения более высокого уровня благосостояния населения местного образования (местного сообщества) и снижения степени социальной напряженности; 2) осуществляемая в логике устойчивого развития независимая оценочная деятельность, выполняемая на регулярной основе профессиональными лицами и базирующаяся на законодательстве РФ,

направленная на достижение высокого уровня благосостояния населения муниципального образования за счет обеспечения прозрачности и эффективности деятельности муниципальных органов власти, эффективного, рационального и экономичного использования муниципальных ресурсов. х.

1. Аренс А.и Лоббек Дж. Аудит.М.: Финансы и статистика, 1995.

2. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. М..: ИНФРА-М, 2007.

3. Толковый словарь современного английского языка для продвинутого этапа. М.: Русский язык, 1982

4. Рогуленко Т.М. Аудит: учебник. М.: Экономист, 2005.

5. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. Издание 5-е, стереотипное. М.: Русский Язык, 1998.

6. Мерзликина Е.М. и Никольская Ю.П. Аудит: учебник. М. ИНФРА-М. 2007.

7. Бликанов А.В. Государственный аудит региональных бюджетов// Финансовый контроль. 2008. №4 (292).

8. Пулькина Л.П. Аудит государственной социально-экономической политики// Эко. Всероссийский экономический журнал. 2008. №4 .

9. Основные направления социально- экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу. Одобрено правительством РФ 28.06.2000// Справочно-информационная система «КонсультантПлюс» (Дата обращения 14.05.2006).

10. Анализ зарубежного опыта аудита территориальных образований. Тарасов В.А., Сеструхина А.О. // Наука и эпоха. Книга 2. Воронеж. 2010.

11. Серватинский В. В. Муниципальный аудит: предпосылки развития и сущность//Экономика и управление. 2009. № 8 (46).

12. Шинкарева О.В. Муниципальный аудит — современная и прогрессивная форма муниципального финансового контроля // Аудит и финансовый анализ. № 5.2009.

13. Антикризисное управление, мониторинг и аудит территориальных образований.: коллективная монография // под ред. В.А.Тарасова — Краснодар, 2010. — 297 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.