АУДИТ И АНАЛИЗ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА
Н.Н. ПАРАСОЦКАЯ, кандидат экономических наук, доцент
Аудит операций по движению товаров
Основу деятельности торгового предприятия составляет товарооборот, который представляет собой законченный цикл обращения товара от момента его поступления на товарные склады предприятия до момента его выбытия. При проведении аудита операций по движению товаров проверке подвергается каждый этап этого движения. Аудитор планирует порядок аудиторских процедур, полноту проверки каждого этапа, а также приемы и способы, которыми будет проводить проверку.
При проведении аудиторской проверки товародвижения используются следующие методы и процедуры:
1. Инвентаризация.
2. Проверка полноты отражения операций по оприходованию (взаимная и встречная сверка).
3. Проверка документального подтверждения совершенных операций. (Например, на счет товаров приходуются ценности, не принадлежащие организации, т.е. принятые по договорам комиссии или консигнации).
4. Проверяется правильность составления бухгалтерских проводок.
При проверке реальности сальдо по сч. 41 «Товары» следует иметь в виду, что независимо от способа оценки товаров, принятого в учетной поли-* тике (по покупной и продажной стоимости), в балансе товары указываются по покупной стоимости.
В соответствии с нормативными документами учет движения товаров осуществляется в суммарном выражении. Поэтому в процессе проверки движения товаров привлекаются первичные документы, на основании которых составляется ведомость контрольного сличения за межинвентаризационный период.
При изучении сличительной ведомости проверяют достоверность приведенных в ней остатков товарно-материальных ценностей поданным бухгалтерского учета и инвентаризационной описи. Для проверки остатков по данным бухгалтерского учета используют количественно-суммовой учет, оборотные ведомости, сальдовые ведомости и др., в зависимости от принятого порядка ведения аналитического учета в бухгалтерии.
Приступая к документальной проверке операций, связанных с движением товаров, аудитор устанавливает соответствие отчетных и учетных данных.
К дополнительным методам, используемым при аудиторских проверках товародвижения на предприятиях торговли, кроме названных выше — документальной проверки и инвентаризации — относятся также:
сверка различных документов по одной операции;
встречная проверка товарных, денежных, банковских документов;
хронологический анализ движения товаров (в частности, на предмет выявления наличия товаров без оформления документов); контрольное сличение остатков за межинвентаризационный период; привлечение специалистов с узкой специализацией;
другие методы.
По данным учета движения товаров на сч. 41 «Товары», а также по товарным отчетам следует проанализировать поступление товаров, товарные запасы и реализацию товаров. Там, где возникают растраты, обычно растут товарные запасы при снижении выручки.
Целесообразно изучить материалы инвентаризации, особенно последние, и приложенные к то-
варным отчетам документы, предоставленные до инвентаризации и после ее проведения. Здесь могут быть обнаружены приходные и расходные документы, приложенные к товарным отчетам после инвентаризации, но относящиеся к доинвентари-зационному периоду, либо выявлены бестоварные документы в целях сокрытия недостач или излишков товаров.
Аудитор должен проверить правильность проставления в сличительной ведомости остатков товаров по данным бухгалтерского учета и остатков, внесенных согласно инвентаризационной описи, определения предварительных и окончательных результатов. При этом особое внимание обращается на правомерность произведенных зачетов в результате пересортицы и списания потерь товаров в пределах установленных норм естественной убыли.
Во всех случаях, когда внезапные инвентаризации проведены и определены их результаты, приступают к проверке движения товаров по данным первичных документов и записей в регистрах бухгалтерского учета.
Приступая непосредственно к проверке документов, берут за основу первоначальные остатки товаров. Такими остатками могут быть данные согласно актам приемки товаров от прежних материально ответственных лиц или данные предыдущей инвентаризации, зафиксированные в инвентаризационных описях, если приведенное в них фактическое наличие товаров никем не оспаривается.
Фактические остатки на начало проверки, приведенные в инвентаризационной описи, сопоставляют с остатками товарного отчета на эту дату, журнала-ордера и главной книги по сч. 41 «Товары».
Затем приступают к проверке первичных документов, приложенных к товарным отчетам, используя методические приемы документального контроля. Обращается внимание на правильность составления товарных отчетов, соответствие сопроводительных документов поставщиков внутренним документам, на основании которых оприходованы товары, обоснованность документами списания товаров в расход, правильность указания корреспондирующих счетов, а также записей в журнале-ордере и ведомости по сч. 41 «Товары». Таким образом последовательно проверяют все товарные отчеты и произведенные записи в бухгалтерском учете за месяц и весь проверяемый период.
Обороты по поступлению и выбытию товаров и их остатки на конец месяца, приведенные в журнал е-ордере по сч. 41 «Товары» и в дебетовой ведо-
мости к нему, сверяют с оборотами и остатками в главной книге. Дополнительно к этому проверяют взаимосогласованность сумм в журналах-ордерах, корреспондирующих по дебету и кредиту сч. 41 «Товары».
При проверке правильности оприходования товаров проверяют расчетные документы поставщиков, записи в журнале поступления товаров и суммы по синтетическому сч. 41 «Товары». Важно выявить достоверность приведенной информации.
Источниками проверки полноты оприходования товаров являются регистры синтетического и аналитического учета по сч. 41 «Товары», отчеты материально ответственных лиц с приложенными к ним первичными документами, регистры учета расчетов с поставщиками.
Приступая к проверке полноты оприходования и правильности оценки товаров, устанавливают, соответствуют ли итоговые суммы, отраженные в ведомостях учета, данным других учетных регистров (журналов-ордеров, машинограмм). В случае расхождений выявляются их причины, которые могут быть результатом небрежного отношения бухгалтеров к исполнению своих обязанностей.
Особое внимание уделяется проверке операций по сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Проверяют наличие и правильность оформления договоров поставки. Проверяют первичные документы, на основании которых отражены товары и транспортные расходы по их приобретению.
При большом документообороте используется прием выборки документов по интервалу заданной совокупности. При исследовании документов применяют различные методические приемы их оценки (логическую, нормативно-правовую, встречную и т.п.).
Аудит документации на поступление товара включает проверку товаросопроводительных документов: накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетов или сче-том-фактур. Накладная в торговой организации может выступать как приходным, так и расходным товарным документом. В накладной указывается: номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска товара. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут
прилагаться и другие документы, следующие с грузом.
Для оплаты поступающих товаров может быть использован счет, содержание которого аналогично счету-фактуре. Счет выписывается поставщиком на поставляемую партию товара и является основанием для оплаты товара. Если товар оприходован, то на сопроводительном документе должен стоять штамп.
Также аудитору следует проверить наличие сертификата на товары, реализуемые и закупленные торговой организацией.
Таким образом, основными документами для оприходования товаров являются сопроводительные документы поставщиков (товарно-транспор-тные накладные, счета-фактуры, спецификации и другие документы). Аудитор проверяет правильность оформления этих документов и наличие всех необходимых реквизитов (дата, подписи и печати организаций, сдавших и принявших товар и т.д.). Изучается правильность составления актов на расхождение по количеству и качеству поступивших товаров и своевременность предъявления претензий к поставщикам или транспортной организации.
Основными источниками проверки отпуска товаров являются сальдовые или оборотные ведомости о движении товаров, карточки (книги) складского учета, регистры бухгалтерского учета.
При проверке правильности списания основное внимание уделяется правильности списания реализованных товаров.
Аудит объема реализации и его составляющих — один из ключевых вопросов, в значительной мере определяющий качество всей проверки.
Выборочно проверяются счета-фактуры с документами, подтверждающими реализацию, проверяются цены в соответствии с прайс-листами, прослеживаются проводки в главной книге, отражающие реализацию товаров.
В зависимости от формы бухгалтерского учета, принятой в организации, поверяются документы, учитывающие объем реализации.
Анализируются записи по сч. 90 «Продажи».
Наиболее сложно установить обоснованность данных об отнесенных в дебет сч. 90 «Продажи» издержек обращения, относящихся к реализованным товарам.
Особое внимание уделяется проверке операций, связанных со списанием товаров вследствие естественной убыли, порчи, боя, лома.
При проверке правильности списания потерь
от естественной убыли проверяется правильность применения норм, правильность определения реализации за межинвентаризационный период и проверки арифметических расчетов.
При проверке списания вследствие боя, порчи, лома главное внимание обращается на правильность оформления актов (в составе комиссии должен быть обязательно представитель из бюро независимых экспертиз, заполнение всех реквизитов, наличие решения о возможности использования, о способе уничтожения, на акте должна быть резолюция руководителя).
Оформление и учет реализации товаров в торговой организации зависят от способа расчета за приобретаемый товар между покупателем и продавцом. Товары в организациях торговли реализуются как за наличный расчет, так и по безналичному. Безналичные расчеты регулируются Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации. При оптовых поставках возможны как поступления наличных денег в кассах (до предельной суммы по одному платежу, ограниченной в установленном порядке), так и перечислением средств безналичным путем на расчетный счет.
В ходе аудита следует проверить Журнал учета поступления товара, Журнал учета отпуска товара, в которых должны быть указаны номер по порядку, дата поступления (или отпуска), наименование товара, количество единиц и сумма поступления (или отпуска), фамилия, инициалы и подпись лица, принявшего (выдавшего) товар. Проверяется отчетность о наличии и движении товаров, а также товарного отчета.
Основанием для составления товарного отчета являются первичные приходные и расходные документы. В адресной части товарного отчета указывается наименование организации, торговой единицы и структурного подразделения, фамилия и инициалы материально ответственного лица, лимит остатка товаров, номер отчета, период, за который составляется товарный отчет.
В приходной части товарного отчета отражаются в стоимостном выражении остаток товаров на дату составления предыдущего товарного отчета и поступление товаров и тары по сопроводительным документам.
Каждый приходный документ (источник поступления товаров, номер и дата документа, сумма поступивших товаров) должен быть записан отдельно, в конце рассчитывают общую сумму оприходованных товаров за отчетный период и итог прихода с остатком на начало периода.
В расходной части товарного отчета подсчитывают общую сумму расхода товаров за отчетный период.
Каждый расходный документ отражается отдельной строкой (продажа товаров мелким оптом, возврат недоброкачественных товаров, переброска товаров).
Основой товарного отчета является подтверждение товарного остатка.
Все приходные и расходные документы, на основании которых составляются товарные отчеты, следует располагать в хронологическом порядке.
Нумерация товарных отчетов должна быть последовательной с начала и до конца года с первого номера.
Товарные отчеты материально ответственных лиц, приступивших к работе не с начала года, нумеруются с начала их работы.
При аудиторской проверке особое внимание следует обратить на наличие в документах исправлений. В тексте и цифровых данных товарных отчетов неоговоренные исправления и их подчистка не допускаются. Допущенные ошибки в товарных отчетах исправляются таким образом: одной чертой зачеркивается неправильная запись и надписывается правильный текст или цифровые данные.
Исправление ошибки в товарном отчете должно быть оговорено надписью «исправлено» и подтверждено подписью ответственного лица и бухгалтера с указанием даты исправления.
Товарные отчеты в оптовых организациях могут содержать сведения об остатках, приходе и расходе товаров не только в стоимостном, но и в количественном выражении, а также остатки, приход и расход могут указываться не только в целом, но и по каждому наименованию товаров.
Аудитор, проверяющий раздел движения товара в организации оптовой торговли, обязан проверять своевременность и полноту оприходования поступивших товаров, правильность их списания, а также правильность составления отчетов материально ответственными лицами.
Во время проверки отчетов материально ответственных лиц аудитор обязан установить:
подлинность документов и правильность записей в отчете, сделанных на основании приложенных документов, а также соответствия даты документов периоду, за который представляется отчет;
соответствие в данном отчете остатков товаров и тары на начало отчетного периода остаткам, показанным в предыдущем отчете на конец отчетного периода;
соответствие в отчете остатков товаров и тары на начало отчетного периода фактическим остаткам в инвентаризационных описях на дату проведения инвентаризации; даты всех ли первичных документов, приложенных к отчету, свидетельствуют, что товары получены до инвентаризации, а не после нее; законность и обоснованность хозяйственных операций (прием, отпуск, списание товара и т.д.); наличие в документах всех необходимых реквизитов, подписей материально ответственных лиц, распорядительных подписей руководителя организации на внутреннее перемещение товаров;
полноту оприходования в отчетном периоде товаров по выданным доверенностям, оплаченным или принятым к оплате документам; правильность цен на товары, таксировки и подсчетов в отчете и приложенных к нему документах;
соответствие записей, сделанных материально ответственными лицами в карточках (книгах) складского учета, с первичными приходно-расходными документами; соответствие суммы по внутреннему перемещению отпущенных товаров и тары сумме, показанной в приходной части товарных отчетов других материально ответственных лиц. При необходимости или по инициативе уполномоченных представителей проверяемой организации аудитор может провести дополнительное исследование движения товаров, а именно полный или тематический анализ товарооборота.
В ходе аудиторской проверки уже проводилось сопоставление ряда показателей, но их интерпретация и влияние на результаты деятельности должны быть изучены дополнительно.
Анализ товарооборота может являться частью аудиторской проверки, а может осуществляться как самостоятельное исследование. При проведении аналитических процедур используются данные бухгалтерского учета и отчетности самого предприятия, а также внешняя информация о состоянии рынка товаров, которыми торгует предприятие. При необходимости может привлекаться и дополнительная информация.
Методологические основы организации анализа оптового товарооборота
В условиях рыночной экономики в ходе изучения хозяйственной деятельности решаются многие конкретные задачи:
оценка выполнения планов хозяйственно-финансовой деятельности, темпов роста и прироста, проявления закономерности развития; установление фактов, оказывающих влияние на отклонение фактических показателей от плановых значений и на динамику, измерение степени их влияния;
выявление внутренних резервов улучшения показателей, повышения эффективности использования всех видов ресурсов, устранение имеющихся недостатков в работе; повседневный контроль хода выполнения планов, заданий, содействие успешному их выполнению;
разработка конкретных мероприятий по устранению недостатков в работе, мобилизации имеющихся резервов;
накопление аналитического материала, необходимого для разработки планов повышения их обоснованности.
Успешное решение каждой задачи анализа имеет большое значение. От того, насколько полно выявляются факторы, влияющие на выполнение плана, и правильно измеряется степень их влияния, во многом зависит действенность, результативность анализа. Так, изучение степени влияния на выполнение плана товарооборота таких факторов, как поступление товаров, изменение объемов и структуры товарных запасов, частота завоза товаров, позволяет вскрывать резервы увеличения товарооборота, устанавливать конкретные причины невыполнения плана товарооборота и на этой основе разрабатывать мероприятия, обеспечивающие улучшение торгового обслуживания населения.
Анализ производится путем расчета различных показателей, которые можно сгруппировать по следующим признакам: стоимостные и натуральные, количественные и качественные, объемные и удельные.
Особенно широко при экономическом анализе применяются стоимостные показатели. Важнейшим таким показателем является объем товарооборота предприятий.
Задачами анализа товарооборота являются: контроль выполнения плана оптового товарооборота по общему объему и по товарным группам;
изучение динамики товарооборота; анализ и оценка ассортиментной структуры; выявление изменений, произошедших в объеме и структуре товарооборота, товарных запасов и поступлении товаров;
определение и оценка факторов, влияющих на объем и структуру товарооборота; анализ товарооборачиваемости; вскрытие и изучение причин, способствующих выполнению или, наоборот, тормозящих выполнение плана оптового товарооборота; выявление внутренних резервов и разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков, дальнейшему увеличению товарооборота.
Для анализа оптового товарооборота используются: данные о социально-экономических показателях района деятельности организаций и предприятий (численность и структура населения, их денежные и покупательные фонды и др.); планы, составляемые самими организациями и предприятиями; данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности; первичные документы, товарно-денежные отчеты и учетные регистры, отражающие движение товаров; инвентаризационные описи товаров; акты документальных ревизий, обследований и др.
В процессе анализа оптового товарооборота применяют систему показателей, на основе которых дается характеристика выполнения плана оптового товарооборота, выявляются резервы увеличения товарооборота и улучшения качества торгового обслуживания.
С переходом к рыночным отношениям возрастает значение оптимизации объемов и структуры товарных запасов в оптовой торговле в зависимости от специфики регионов, звеньев товародвижения. Управление товарными запасами включает также анализ товарооборачиваемости и обеспеченности товарами, их формирование и размещение.
В ходе анализа оптового товарооборота определяется соответствие фактических запасов товаров их потребности в сопоставимом выражении и в днях товарооборота, выявляются причины, оказавшие влияние на отклонения; выясняется, в какой мере товарные запасы удовлетворяют спрос потребителей; уточняются причины затоваривания или перебои в поставках и отпуске различных видов товаров, наличия товаров низкого качества.
При анализе товарооборота используются следующие методы:
построение динамических рядов; использование относительных и средних величин;
сравнение; индексный метод;
построение трендовых и регрессионных моделей динамики; цепная подстановка; балансовая увязка показателей; построение графиков и др. К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относятся:
объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах;
объем товарооборота в сопоставимых ценах; ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров (рубли, проценты); однодневный объем товарооборота (рублей); объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы; объем товарооборота на 1 м2; время обращения товаров, дни оборота; скорость товарооборота, число оборотов. Анализ товарооборота начинают с определения его объема (в стоимостном выражении или натуральных показателях) за исследуемый период. Подобные сопоставления позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности оптового предприятия намеченной стратегии развития.
В процессе анализа динамики товарооборота используют систему индексов:
индекс физического объема товарооборота
индекс товарооборота в фактически действовавших (текущих) ценах (/.); индекс цен (/).
Индекс физического объема товарооборота характеризует влияние изменений количества и структуры реализованных товаров и динамику показателя.
Индекс товарооборота в фактически действовавших (текущих) ценах отражает изменение совокупной стоимости проданных товаров за анализируемый период. На состояние показателя оказывают влияние два фактора — количество реализованной продукции и динамика цен.
Использование индекса цен в анализе товарооборота в условиях заметного влияния инфляционных процессов на экономическую жизнь страны, обусловивших высокие темпы обесценивания денег и роста цен, приобретает исключительное значение. Индекс цен показывает изменение совокупной стоимости определенного количества товаров в течение рассматриваемого периода.
Между рассматриваемыми индексами существует математическая зависимость:
4 = I / / ■
ф Т ' Ц
Анализ товарной структуры оборота торгового предприятия предполагает количественную и стоимостную оценки продаж отдельных товаров, а также определение динамики структурных сдвигов. Структура реализованных товаров измеряется в процентах к объему товарооборота в целом или отдельных товарных групп.
Результаты анализа используются для изучения соответствия структуры товарного предложения спросу и оказывают определяющее влияние на формирование заказов поставщикам и выбор самих поставщиков.
Изучение существующих тенденций и возможностей предприятия, касающихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно и негативно влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия.
Проведение экономического анализа разрешает:
1) изучить состояние выполнения планов товарооборота, ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективном периоде;
2) изучить состав товарооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре;
3) выявить основные тенденции и закономерности в реализации товаров;
4) проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота.
Проведение анализа основывается на информационной базе, состав которой был рассмотрен выше.
Анализ объема и структуры товарооборота предприятия предусматривает проведение следующей аналитической работы (рис. 1).
Рис. 1. Последовательность и этапы анализа товарооборота предприятия
Этап 1 - определение общего объема товарооборота предприятия за отчетный период и оценка степени выполнения плана товарооборота.
На этом этапе анализа определяют общий объем реализации товара и платных услуг в стоимостном размере, а по некоторым товарным группам и видам товаров — также в натуральном размере.
Оценка степени выполнения плана товарооборота осуществляется путем оценки относительного и абсолютного размеров отклонения в связи с негативным влиянием факторов, которые не были учтены в процессе планирования. Изучение степени выполнения планов проводится не только для оценки качества планирования и степени профессионализма работников планово-экономических служб предприятия, а прежде всего в целях оценки изменчивости внешней среды предприятия и чувствительности к изменению объемов реализации товаров на данном предприятии.
Этап 2 — анализ динамики общего товарооборота на протяжении определенного аналитического периода (поквартально, на протяжении года или за 2 - 3 года).
Для исследования динамических изменений в объеме товарооборота предприятия строится сопоставимый динамический ряд товарооборота. Приведение фактического товарооборота в сопоставимый вид осуществляют по площади торговой сети предприятия, длительности его работы, а также по ценам реализации товаров.
Корректировка фактического товарооборота в связи с вводом (выбытием) торговой сети и изменениями в графике реализации товаров осуществляется методом прямого расчета.
Определение объема товарооборота, сопоставленного с ценами реализации Гц, проводится по следующим формулам:
Т
Т = ^
С.Ц. т ,
щ
где — фактический товарооборот за /-й период;
/ц. - средний индекс изменения цен реализа-. ции товаров за /-й период по сравнению с базовым.
Средний индекс изменения цен рассчитывается непосредственно предприятием с учетом структуры товарооборота и информации об изменении цен реализации на определенные товары. Использование для корректировки индекса инфляции за соответствующий период является некорректным в связи с отличиями в структуре товарооборота определенного торгового предприятия.
На базе построенного динамического ряда сопоставимого товарооборота вычисляются абсолютные изменения в объеме реализации товаров, а также темпы роста и прироста, что касается предыдущего и базового периода.
Важное значение для планирования и управления имеет определение средних темпов изменения объема товарооборота (среднеквартальных или среднегодовых) по формуле среднегеометрической:
где Т - среднегеометрический темп роста;
У— конечный показатель динамического ряда;
У0 — начальный показатель динамического
ряда
п — количество показателей в динамическом ряду.
Этап 3 - анализ товарно-групповой структуры товарооборота торгового предприятия за отчетный период и в динамике, определение закономерностей развития объема продажи по отдельным товарным группам (видам и разновидностям товаров).
На этом этапе аналитической работы изучаются темпы роста и прироста, абсолютный объем изменения объема товарооборота по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров), определяется вес отдельных товарных групп (видов товаров) в общем объеме товарооборота предприятия. Использование в процессе проведения этой работы информации, приведенной в конъюнктурных рейтингах (изучение рынка соответствующих товаров), дает возможность определить объективные (изменение объема и структуры спроса, специализации предприятия, объемов и структуры товарного предложения, налогового регулирования) и субъективные (недочеты в организации закупки и продажи товаров, просчеты в планировании, недобросовестность персонала и др.) причины изменения ассортиментной структуры товарооборота предприятия и объема реализации товаров.
Изучение ассортиментной структуры товарооборота позволяет производить ранжирование товарных групп по степени их значимости (вклада) в общий товарооборот предприятия, а также количественно оценивать положительное или негативное влияние динамики реализации отдельных видов товаров на общий объем товарооборота пред-
приятия и дальнейшие возможности его увеличения.
Этап 4 - анализ состава товарооборота предприятия в зависимости от положения конечных потребителей, форм и сроков расчетов, характера реализуемых товаров, организационных форм и методов торговли.
Исследование состава товарооборота предприятием проводится за отчетный период и в динамике.
Для проведения исследования рассчитывают и сопоставляют между собой объемы реализации товаров по отдельным видам товарооборота, темпам их роста и прироста, исследуют изменение их веса в общем объеме товарооборота.
Этап 5 — анализ объемов реализации товаров поквартально и помесячно, исследование ритмичности работы и сезонности реализации товаров и определение факторов, которые их обусловливают.
Для проведения анализа за отчетный период и в динамике рассчитывают показатели, которые характеризуют ритмичность реализации товаров -среднеквадратическое отклонение от среднего объема товарооборота (ст) и коэффициент вариации (у):
<т100 у =-
X 9
где х. — товарооборота за /-й период;
х — средний объем товарооборотов за п периодов;
п - число периодов исследования (месяцев, кварталов).
Среднеквадратическое отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, т.е. минимальный и максимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования.
Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, т.е. относительный (в процентах) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера.
Исследования названных показателей дают возможность установить степень равномерности продажи товара по месяцам и кварталам, выявить
особенности торговли и спроса на товары, которые реализует предприятие. Чем выше значение имеют показатели, тем неритмичнее является процесс реализации товаров на данном предприятии.
Этап 6 - анализ разнооптового товарооборота, изучение факторов, которые имели влияние в отчетном периоде на его объем и структуру. С этой целью дается количественная оценка влияния факторов внутреннего порядка (факторов, связанных с товарными ресурсами; с численностью работников, организацией и продуктивностью работы; с использованием основных способов) исследуется характер влияния факторов внешней среды (спрос потребителей на товары, предложение товаров на рынке, цены на товары, деятельность конкурентов и др.).
Количественная оценка влияния отдельных факторов проводится методом цепных подстановок и индексным методом на базе моделей связи факторов и объема товарооборота предприятия.
Завершается анализ товарооборота предприятия — этап 7 г- исследованием запаса финансовой прочности предприятия, в ходе которого определяется возможное падение товарооборота (в абсолютном и относительном измерениях) к достижению критической таблицы точки безубыточности деятельности.
Допустимая граница снижения объема товарооборота характеризует порог безопасности предприятия (ПБто) и запас финансовой прочности (ЗФПто). Их значения рассчитываются так:
где Тф — фактический объем товарооборота предприятия;
Гб/з- объем товарооборота, при котором обеспечивается безубыточная деятельность.
Чем большие значения имеют порог безопасности и запас финансовой прочности предприятия, тем лучше осуществляется процесс управления объемом, составом, динамикой, скоростью и структурой товарооборота с точки зрения обеспечения условий для его самоокупаемости и самофинансирования.
(Окончание следует)