Научная статья на тему 'Аудит эффективности в планировании'

Аудит эффективности в планировании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
522
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ / АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ / АУДИТ ЭКОНОМИЧНОСТИ / ПРОДУКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Е.В.

В статье уточнены теоретические положения аудита эффективности как инструмента, с помощью которого определяются целесообразность и глубина изменений системы планирования с целью еe совершенствования. Сделан вывод, что использование этого вида аудита позволяет получать объективную информацию по различным вопросам жизнедеятельности предприятия и экономить время на проведение ситуационного анализа, способствуя тем самым эффективности и своевременности принимаемых плановых решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аудит эффективности в планировании»

АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 657. 6

аудит эффективности в планировании

е. в. смирнова,

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой учeтно-аналитических дисциплин E-mail: uadsev@mail. ru Оренбургский государственный университет

В статье уточнены теоретические положения аудита эффективности как инструмента, с помощью которого определяются целесообразность и глубина изменений системы планирования с целью еe совершенствования. Сделан вывод, что использование этого вида аудита позволяет получать объективную информацию по различным вопросам жизнедеятельности предприятия и экономить время на проведение ситуационного анализа, способствуя тем самым эффективности и своевременности принимаемых плановых решений.

Ключевые слова: система планирования; аудит эффективности; аудит экономичности, продуктивности и результативности.

Функцию обратной связи в регулировании плановой деятельности обеспечивают инфраструктурные подсистемы (учeта, контроля, аудита, мониторинга) системы планирования предприятия. В связи с этим важным представляется формирование механизма, обеспечивающего возможность не только контроля и мониторинга уже принятых плановых решений, но и инфраструктурной поддержки всего процесса планирования от поступления в систему планирования информации до утверждения руководством и реализации системы планов предприятия.

Процесс планирования осуществляется с привлечением всех подсистем планирования (целевых; функциональных; обеспечивающих подготовку, принятие и реализацию плановых решений) и поэтому такая поддержка должна использоваться и в их отношении.

Взаимосвязь планирования и контроля, а также их реализация в деятельности предприятия находят отражение в исследованиях как зарубежных, так и отечественных авторов. Наиболее значительными в этой области являются разработки Д. Хана [7].

Контроль, который является одной из основных функций управления, не рассматривается в отрыве от других его функций, поэтому он должен быть включен в инфраструктурную подсистему системы планирования предприятия. Любая контрольная процедура связана с выработкой стандартов и критериев, сопоставлением с ними реальных результатов и принятием необходимых корректирующих действий. Таким образом, посредством контроля проверяется выполнение принятых плановых решений и оцениваются их последствия. Реализация функции контроля на предприятии определяется наличием надлежащей системы бухгал-

терского учета, контрольной среды, средств контроля и контрольных мероприятий.

Планирование и контроль не только взаимно дополняют друг друга как управленческие функции, но они близки по своей сути: у них один объект, основная цель (обеспечение достижения предприятием поставленных целей), во многом схожие задачи. И если в процессе планирования устанавливаются цели предприятия, то для контроля они становятся стандартами и критериями для сопоставления.

Контроль предполагает определение и документирование фактических показателей (результатов реализации планов) и сравнение их с плановыми показателями для определения результатов деятельности. Основная задача контроля заключается в создании гарантий выполнения планов и в общем повышении эффективности управленческого процесса.

Определить возможность и необходимость совершенствования системы планирования предприятия можно, используя соответствующие технологии контроля. К методам контроля В. И. Подольский относит аудит (наряду с ревизиями, тематическими проверками, следствием, служебным расследованием), который, как представляется, в наибольшей степени подходит для этой цели [1].

Для формирования информационной базы планирования в качестве одного из инструментов используется финансовый аудит, который предусматривает оценку достоверности финансовой информации. В качестве критериев оценки выступают общепринятые принципы организации бухгалтерского учета.

Финансовый аудит проводится преимущественно независимыми аудиторами, результатом работы которых является заключение относительно финансовых отчетов. Дальнейшее использование финансовых отчетов для сопоставления с данными плановых бюджетов делает финансовый аудит необходимым и обязательным элементом в сфере бюджетного планирования.

Вместе с тем аудит планирования — это, прежде всего, аудит эффективности используемых систем планирования, который следует относить к специальным видам аудита. Необходимость аудита в планировании обусловлена, прежде всего, следующими обстоятельствами:

• несоответствием уровня организации плановой деятельности на предприятии требованиям управления;

• возможностью некачественной разработки менеджерами и специалистами предприятий системы планов на основе недостоверной информации;

• зависимостью последствий принимаемых плановых решений от качества исходной информации;

• необходимостью обладания специальными знаниями для проверки информационных плановых потоков во всем плановом цикле;

• отсутствием у пользователей плановой информации доступа к ней для оценки ее качества.

Кроме отражения в соответствующих нормативных актах Российской Федерации, существует множество трактовок содержания понятия «аудит». В этом плане заслуживает внимания «Положение об основных концепциях аудита», опубликованное Комитетом по основным концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров, в котором определяются как процесс, так и цели аудита [3]. Аудитом в соответствии с данным Положением называется систематический процесс объективного сбора и оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью определения степени соответствия этих утверждений установленным критериям и представление результатов проверки заинтересованным пользователям. В этой трактовке определение «аудита»:

• представлено с позиции охвата более широкого круга услуг, оказываемых пользователям, чем в узкоспециализированных нормативных актах и исследованиях;

• не замыкается только на финансовых аспектах деятельности.

Стандарты Лимской декларации руководящих принципов контроля INTOSAI рекомендуют аудит эффективности использовать параллельно с традиционным контролем, оценивая конечные результаты деятельности объекта [4].

Основной целью аудита эффективности системы планирования является качественное улучшение реализации плановой деятельности за счет предоставления полной, достоверной и

объективной информации об эффективности функционирования и развития предприятия, а также о состоянии способствующих этому подсистем системы планирования и последующей ее оценке. Основными функциями аудита эффективности системы планирования предприятия являются:

• контрольная (проверка деятельности объекта планирования);

• аналитическая (поиск и определение причинно-следственных связей между состоянием системы планирования и результатами плановой деятельности);

• синтетическая (разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности объекта планирования на основе совершенствования системы планирования). Классификация видов аудита достаточно

емко представлена в работах А. Д. Шеремета, В. П. Суйца [5]. В соответствии с классификационными признаками аудит эффективности систем планирования предприятия является:

• по отношению к пользователям информации — внутренним;

• по отношению к требованиям законодательства — инициативным;

• по объекту аудита — функциональным;

• по времени осуществления — в зависимости от потребностей менеджмента аудит системы планирования может быть согласованным (повторяющимся) и оперативным;

• по характеру проверки — подтверждающим, системноориентированным;

• по назначению — управленческим аудитом системы планирования на соответствие требованиям.

Следует рассмотреть содержание отдельных видов аудита в отношении такого объекта, как система планирования предприятия.

Внутренний аудит — часть управленческого контроля предприятия. В федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности Российской Федерации N° 29 дается следующее определение: «Внутренний аудит — контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением — службой внутреннего аудита. Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля». Как представляется,

эта трактовка в отношении к планированию в определенной степени подтверждает положение о двойственном назначении аудита как инфраструктурной подсистемы системы планирования предприятия, в соответствии с которым он может использоваться в качестве:

• источника достоверной информации для формирования данных, используемых в планировании;

• инструмента проверки эффективности применяемой системы планирования и разработки рекомендаций по ее совершенствованию. Организация, роль и функции внутреннего

аудита определяются руководством и (или) собственниками предприятия в зависимости от содержания и специфики деятельности предприятия; значений показателей финансово-экономической деятельности; сложившейся системы управления и планирования; состояния системы внутреннего контроля.

Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью независимости в структуре управления предприятия. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что проводящие его аудиторы подчиняются и обязаны представлять отчеты о результатах только инициирующему аудиторскую проверку руководству и (или) собственникам и независимы от руководителей проверяемых структурных подразделений, органов внутреннего контроля. Таким образом, функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате предприятия, ревизионные комиссии, привлекаемые для целей аудита сторонние организации и внешние аудиторы.

Внутренний аудит проводится в установленных интервалах: для определения соответствия аудируемой системы (управления и/или планирования) запланированным критериям; предоставления информации о результатах аудита руководству для дальнейшего совершенствования систем; предотвращения появления проблем; подтверждения эффективности проведенных корректирующих и предупреждающих действий; оценки экономической эффективности; принятия декларации о соответствии. Основными объектами внутреннего аудита являются решение отдельных функциональных задач, проверка информационных систем предприятия.

Согласованным (повторяющимся) аудит будет в том случае, если это отражено в нормативных документах, регламентирующих реализацию контрольных проверок на предприятии. С целью повышения эффективности таким должен стать управленческий аудит системы планирования на соответствие требованиям.

Оперативный аудит — это кратковременная аудиторская проверка для вынесения общей оценки плановой деятельности. Может проводиться при необходимости в оперативном порядке по распоряжению или приказу руководителя предприятия.

Системноориентированный аудит — аудиторская экспертиза на основе анализа системы планирования и ее подсистем. Системноориенти-рованный аудит формирует обобщенное суждение аудитора о соответствии реального состояния системы планирования предприятия тому, которое требуется. При наличии неэффективной системы планирования на предприятии руководству даются рекомендации по ее совершенствованию.

Развивающиеся рыночные отношения все в большей степени нацеливают внимание менеджеров предприятий на повышение эффективности системы управления, и прежде всего системы внутреннего контроля. В связи с этим среди всех видов аудита особое место в теории и практике отводится управленческому аудиту как неотъемлемой части управления предприятием.

Наиболее близким по содержанию к аудиту эффективности, по мнению автора, можно считать определение управленческого аудита. В частности, Ю. Г. Одегов и Т. В. Никонова представляют его диагностическим исследованием управленческих технологий с целью определения их фактической эффективности и внесения необходимых корректировок в управленческий процесс на основании методологии аудиторской деятельности и разработанных рабочих заданий [7]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что аудит эффективности—это один из видов управленческого аудита.

Сущностью управленческого аудита является системное исследование и оценка всего комплекса экономических показателей деятельности предприятия, основанных на разложении информации с учетом особенностей объекта и составляющих его элементов и изучении при-

чинно-следственных связей и зависимостей, существующих между ними.

Аудит на соответствие предназначен для выявления соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказывают воздействие на результаты операции или отчеты. В процессе такой проверки можно установить, соответствует ли плановая деятельность предприятия принятому «Положению по планированию» (содержащему стандарты и регламенты, принятые в плановой деятельности), своевременно ли обновляется нормативная база планирования и правильно ли она используется и др.

Проверки на соответствие позволяют определить качество плановой деятельности. Это требует установления соответствующих критериев для оценки отчетности предприятия. Критерии аудита могут включать в себя политику, процедуры, стандарты (включая законы и нормы), требования системы менеджмента и отвечать на вопрос: на соответствие чему (какому требованию) должна осуществляться плановая деятельность.

Таким образом, управленческий аудит системы планирования на соответствие требованиям — это системно-ориентированный аудит плановой деятельности предприятия в целях определения ее соответствия основополагающим и системным принципам планирования, частным правилам, а также регламентирующим ее реализацию внешним и внутренним нормативно-правовым актам. Его осуществляют сотрудники предприятия, выполняющие функцию внутренних аудиторов. Проводить его целесообразно не чаще одного раза в два года (желательно в начале текущего года, после того как составлен и утвержден годовой отчет по результатам работы предприятия в истекшем году).

Аудит эффективности систем планирования, являющийся одним из видов управленческого аудита, преследует следующие цели: оценка эффективности как системы планирования в целом, так и ее отдельных подсистем; выявление возможностей улучшения плановой деятельности; внесение рекомендаций относительно улучшения плановой деятельности или дальнейших действий.

Согласно стандартам аудита, принятым Ш-TOSAI, аудит эффективности включает: аудит эко-

номичности, продуктивности и результативности, что по отношению к такому объекту, как система планирования промышленного предприятия, приобретает следующее содержание (см. таблицу).

Элементы систем планирования имеют различную сложность и степень разработанности. А такие элементы, как схемы процесса планирования (бизнес-процесс), разработка и реализация плановых решений, профессионализм специалистов-плановиков, нуждаются в специальном, особом подходе.

Основу аудита эффективности систем планирования должны составлять три группы стандартов. Это стандарты на элементы подсистем системы планирования, документированные формы представления этих элементов, технологию проведения аудита. Разработка стандартов на ключевые элементы системы планирования предприятия должна идти вместе с разработкой приемов и методов их проверки (форм учета).

Результативность плановой деятельности — это эффект ее реализации, являющийся непосредственным следствием принятого и реализованного в реально проистекающем процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия варианта плана. Позитивная результативность требует количественной оценки эффективности плановых решений и организации плановой деятельности в целом.

Главная задача эффективного планирования состоит в активном воздействии при помощи разработки плановых мероприятий на объект планирования с целью улучшения его показателей. При этом возникает проблема сравнения этих показателей, которая заключается в том, что различные

свойства и параметры деятельности объекта и субъекта планирования зачастую не согласуются между собой, находятся в диалектическом противоречии. Поэтому следует различать эффективность объекта и субъекта планирования.

В процессе разработки, обоснования и принятия плановых решений специалисты-плановики сталкиваются с несколькими вариантами необходимости определения эффективности плановых решений:

• определение качества принимаемого планового решения;

• ранее принятого планового решения;

• на основе несопоставимой базы;

• на основе сопоставимой базы;

• затрудненных для выражения результата в стоимостной форме;

• при использовании концепции «планирование по целям».

Все варианты определения эффективности исходят из базового принципа необходимого интегрирования специалистов-плановиков в структуру предприятия — принципа максимизации их полезности.

Различные составляющие объекта планирования требуют специфических подходов к аудиту эффективности систем планирования. Так, плановое целеполагание на промышленном предприятии согласно требованиям и действующему законодательству ориентирует менеджеров на извлечение экономической выгоды для собственников и защиту их интересов. Обеспечение контроля за реализацией этих целей — одно из основных направлений в деятельности аудита эффективности систем планирования предприятий.

Характеристика содержания видов аудита эффективности системы планирования промышленного предприятия

№ п/п Вид аудита эффективности Содержание

1 Аудит экономичности плановой деятельности направлен на обеспечение разработки и реализации планов развития предприятия в соответствии с основополагающими и системными принципами, а также действующей нормативно-правовой базой

2 Аудит продуктивности связан с проверкой обоснованности использования привлекаемых для реализации плановой деятельности ресурсов во всех подсистемах системы планирования, а также с реализацией процедур по устранению обнаруженных несоответствий и недостатков

3 Аудит результативности сконцентрирован на проверке результативности плановой деятельности в части достижения запланированных целей, а также на аудите влияния (сравнение фактических данных с запланированными)

Аудит плановой де-ятельности реализуется посредством использования расчетно-аналитичес-ких методов в обосновании стратегических, тактических и оперативных планов, бизнес-планов, проектов и целевых программ. В ходе определения стратегических целей внутренний аудит представляет собственникам рекомендации и консультации по выбору основных приоритетов и ориентиров деятельности промышленного предприятия. В процессе осуществления аудита системы планов проводится оценка их напряженности, соответствия целям и ориентирам, обозначенным в стратегии.

В современной практике планирования одним из основополагающих его принципов является принцип эффективности. Использование аудита эффективности систем планирования предприятия позволяет реализовать этот принцип в полной мере.

Объектом аудита продуктивности является качество разработанных планов предприятия как результата (продукта) системы планирования предприятия.

Аудит результативности системы планирования осуществляется по двум направлениям: мониторинг реализации планов предприятия; проверка результативности деятельности предприятия, осуществляемая на основе составленных планов.

Мониторинг ведется на уровне мероприятий и целевых индикаторов, утвержденных в системе планов предприятия. Проверки результативности являются действиями, направленными на выявление и устранение причин, снижающих результативность реализуемых планов предприятия.

Для обобщения результатов проверки (аудита) результативности аудиторами составляется отчет (аудиторское заключение).

Структура отчета должна предусматривать следующие разделы:

• анализ показателей результативности деятельности предприятия;

• анализ хода реализации планов, программ, проектов;

• результаты проверок результативности расходов на их реализацию;

• заключение о результативности расходов предприятия.

Результаты аудита эффективности систем планирования предприятий позволяют сделать вывод о целесообразности и глубине их изменений. Схема формирования показателей при проведении аудита эффективности систем планирования промышленных предприятий представлена на рисунке.

Результаты аудита эффективности систем планирования могут быть востребованы для решения и других управленческих задач. Так, использование этого вида аудита позволяет собственникам и руководителям получать объ-

ективную информацию по различным вопросам жизнедеятельности предприятия и в значительной степени экономить время на проведение ситуационного анализа, способствуя тем самым эффективности и своевременности принимаемых плановых решений.

Список литературы

1. Аудит / В. И. Подольский, А. А. Савин, Л. В. Сотникова и др. / под ред. проф. В. И. Подольского. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА. Аудит, 2004.

2. Белоусова С. В. Основные проблемы и направления развития аудита эффективности // Управленческий учет. 2010. № 8. С. 88—97.

3. Иванова Е. И. Аудит эффективности в рыночной экономике / Е. И. Иванова, М. В. Мельник, В. И. Шлейников; ред. С. И. Гайдаржа. М.: КноРус, 2007.

4. Мельник М. В. Экономический анализ в аудите / М. В. Мельник, В. Г. Когденко. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2007.

5. Мешалкина Р. Е. Аудит эффективности — объективная необходимость // Финансы. 2005. № 2. С. 65—68.

6. Шеремет А. Д., Суйц В. П. Аудит / 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2004.

7. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: пер. с нем. / под ред. и с предисл. А. А. Турчака, Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича // М.: Финансы и статистика, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Шот, отбывается от рекламы, чтобы сэкономить деньги, действует подобно тем, %то останавливает часы, чтобы сэкономить время»

(Тенри форд)

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 3 894 РУБ.

При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства)

предусмотрены скидки

(495) 721-85-75 8-926-995-65-03 popova@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.