Научная статья на тему 'Механизм аудита эффективности систем планирования промышленных предприятий'

Механизм аудита эффективности систем планирования промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
450
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ / МЕХАНИЗМ АУДИТА / ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ АУДИТА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ПРОЦЕСС АУДИТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Е.В.

Совершенствование систем планирования в рыночных условиях хозяйствования является необходимым условием развития промышленных предприятий, что определяет потребность в реализации аудита эффективности действующих систем планирования. В настоящей работе представлены рекомендации по формированию механизма аудита эффективности систем планирования и содержанию составляющих его элементов; определена последовательность процесса аудита эффективности; сделан вывод о том, что применение механизма аудита позволит не только оценивать эффективность систем планирования, но и определять направления их модификации, устраняя «узкие места».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм аудита эффективности систем планирования промышленных предприятий»

АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 657. 6

МЕХАНИЗМ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Е. В. СМИРНОВА,

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой учетно-аналитических дисциплин E-mail: uadsev@mail. ru Оренбургский государственный университет

Совершенствование систем планирования в рыночных условиях хозяйствования является необходимым условием развития промышленных предприятий, что определяет потребность в реализации аудита эффективности действующих систем планирования. В настоящей работе представлены рекомендации по формированию механизма аудита эффективности систем планирования и содержанию составляющих его элементов; определена последовательность процесса аудита эффективности; сделан вывод о том, что применение механизма аудита позволит не только оценивать эффективность систем планирования, но и определять направления их модификации, устраняя «узкие места».

Ключевые слова: система планирования, механизм аудита, принципы и методы аудита, организационная структура и процесс аудита.

Для определения целесообразности модификации систем планирования необходимо разработать механизм аудита их ивности, с помощью которого появится возможность контролировать качество реализации плановой деятельности на предприятиях.

Организационное построение механизма аудита эффективности систем планирования

предприятий связано в первую очередь с формированием адекватной организационной структуры аудита данной сферы деятельности и разработкой соответствующего регламента реализации этого процесса. Укрупненно механизм аудита эффективности систем планирования представлен на рис. 1. Рассмотрим составляющие его элементы.

В аудиторской деятельности с помощью принципов устанавливаются базовые правила и логика ее реализации. Принципы аудита эффективности систем планирования — это правила поведения аудиторов, учитывающие цели и характер выполняемых ими аудиторских процедур и подготовки отчета (аудиторского заключения) по результатам проведения проверки и оценки систем планирования предприятий.

Специалисты в области теории и практики аудита выделяют, прежде всего, этические принципы реализации аудиторской деятельности, среди которых независимость, порядочность, объективность, компетентность и должная тщательность, конфиденциальность, профессиональное поведение, следование техническим стандартам. Этих же принципов следует придерживаться аудиторам

Рис. 1. Механизм аудита эффективности системы планирования предприятия

и при проведении аудита эффективности систем планирования промышленных предприятий.

На основе исследования содержания принципов аудита, представленных в различных научных источниках и нормативных документах [1, 2, 3, 8], целесообразно сделать вывод о возможности распространения их действия на реализацию аудита эффективности систем планирования:

1. Принцип существенности является концептуальным и применяется для характеристики информации, представленной в плановых документах (состав, необходимая степень обоснованности и точности в зависимости от уровня планирования и раскрытия показателей в планах), полученной в ходе аудита (допустимая ошибка, фактическая ошибка, влияние выявленных искажений на достоверность показателей), и в формулировке мнения аудитора о достоверности представленных данных. Значимость этого принципа определяется тем, что он декларирован в предисловии к международным стандартам аудита как определяющий принцип для положений каждого стандарта.

2. Принцип разумной уверенности характеризует общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод о полноте и обоснованности информации, представленной в системе планов предприятия. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.

3. Принцип разграничения ответственности декларируется в аудиторском заключении и предполагает, что аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения об обоснованности показателей плана, а ответственность за подготовку и представление плана несет руководство предприятия.

4. Принцип документирования необходим в аудите для документального оформления всех сведений, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих ауди-

торское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка и оценка проводились в соответствии со стандартами аудита.

5. Принцип доказательности связан с необходимостью получения надлежащих, уместных и достаточных доказательств с целью формулирования обоснованных выводов для выражения мнения аудитора. Аудиторское заключение (отчет) должно содержать заявление аудитора относительно того, что аудит предоставляет достаточные основания для выражения мнения об обоснованности содержания планов предприятия, а также о соответствии системы планирования предприятия установленным в нормативных документах (стандартах) требованиям.

6. Принцип выборочной проверки включает изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих раскрытие в планах информации о деятельности предприятия; оценку принципов и методов, используемых при планировании на предприятии, а также правил и регламентов подготовки планов; оценку общего представления об уровне планирования.

7. Принцип понимания плановой деятельности используется для того, чтобы идентифицировать и правильно оценивать события, операции, используемые методы планирования, которые могут оказывать существенное влияние на обоснованность плановых документов, на ход проведения проверки, оценки или на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении.

8. Принцип профессионального скептицизма применим в ходе планирования и проведения аудита, когда необходимо проявлять профессиональный скептицизм при обстоятельствах, влекущих существенное искажение логики процесса планирования. Профессиональный скептицизм проявляется в критической оценке весомости полученных аудиторских доказательств, чтобы не допустить неоправданных обобщений при подготовке выводов и не использовать ошибочных допущений при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.

9. Принцип унифицированности имеет широкую трактовку. В первую очередь он относится к унификации (установлению единых требований) форм и содержания (отчета) аудиторского заключения, которое составляется по итогам аудита. Унификация формы отчета (аудиторского заключения) выражена в его сути как официального документа, предназначенного для лиц, инициирующих аудиторскую проверку. Аудиторское заключение содержит выраженное в определенной трактовке мнение аудитора о соответствии (или несоответствии) системы планирования установленным требованиям.

10. Принцип научности означает применение научных методов анализа действующей системы планирования и синтеза рекомендаций по ее модификации.

11. Принцип системности связан с анализом всех модифицирующих факторов и их воздействием на результативность реализации плановой деятельности.

12. Принцип объективности — устранение влияния фактора субъективности в оценках аудиторов посредством использования соответствующего инструментария.

13. Принцип гласности означает, что результаты аудита эффективности должны быть доведены до руководителей и персонала предприятия.

Все перечисленные принципы аудита важны с позиции их применения в отношении систем планирования предприятий и имеют практическую направленность.

Следующим важным элементом механизма аудита эффективности систем планирования является информационное обеспечение.

Аудит базируется на системе экономической информации, которая лежит в основе разработки оптимальных плановых решений. Создание рационального потока информации должно опираться на определенные принципы. Таковыми являются: выявление информационных потребностей и способов наиболее эффективного их удовлетворения; объективность отражения процессов производства, обращения, распределения и потребления, использования производственных ресурсов; единство информации, поступающей из различных источников; устранение дублирования в информации; оперативность информации, обес-

печивающая применение новейших средств связи; всесторонняя разработка входной информации на персональных компьютерах с выведением на их основе необходимых производных показателей; возможное ограничение объема входной информации и повышение коэффициента ее использования; кодирование первичных данных с целью эффективного использования каналов связи и преобразующих устройств; разработка прикладных функциональных программ для планирования. Основной информационной базы аудита эффективности систем планирования являются внешние и внутренние стандарты предприятия, регламентирующие формирование и модификацию системы планирования, система планов, а также управленческая, финансовая, налоговая, статистическая и оперативная отчетность, данные о состоянии среды и первичная документация.

Аудит использует систему методов, которые характеризуют методику аудита эффективности систем планирования. Методы аудита используются в процессе сбора и накопления аудиторских доказательств и анализа информации, полученной в ходе аудита. Все методы организации аудиторской деятельности подразделяются в зависимости: от степени охвата проверяемых данных (сплошная, выборочная, комбинированная проверки); от метода проведения проверки (документальная или камеральная, фактическая).

Основываясь на общенаучных методах познания, существующих методах контроля и методах других специальных областей научных знаний, а также разработках специалистов в сфере аудита [4, 5, 6, 7] и адаптировав их, представим классификацию методов аудита эффективности системы планирования предприятия (рис. 2).

Общенаучные методы и подходы характеризуют теоретико-философские аспекты необходимости проведения аудита эффективности.

Законы формальной логики: противоречия (из двух противоположных суждений верным может быть только одно); исключенного третьего; достаточного основания (доказательности); тождества (ни одно явление не возникает беспричинно, а только на каком-нибудь основании и в силу необходимости).

Законы диалектической логики — это:

— закон перехода количественных изменений в качественные: в процессе развития и совершенс-

Общенаучные методы и подходы:

- законы формальной и диалектической логики;

- категории диалектической логики;

- общенаучные подходы

Собственные методы аудита:

- специальные подходы к интерпретации результатов аудиторской проверки

Нормативно-правовые методы:

- административно-правовые;

- гражданско-общественные

Л

тт

л

Методы аудита эффективности

¥

т

Логические методы обработки информации:

- группировки и сводки;

- относительных и средних величин;

- элементарные методы обработки рядов динамики;

- элиминирование;

- сравнение;

- детализация;

эвристические

Методы аудита, заимствованные из других специальных наук:

- экономической статистики;

- теории вероятности;

- бухгалтерского учета;

- эконометрики;

- экономического анализа;

- менеджмента;

- информатики;

- теории денег и др.

Рис. 2. Классификация методов аудита эффективности

твования количественные изменения, происходящие с объектом, постепенно переходят на новый уровень — в новое качество;

— закон единства и борьбы противоположностей: противоречия способствуют развитию объекта, а разрешение противоречий и их взаимодействие являются движущей силой развития;

— закон отрицания отрицанием: любое опровержение какого-либо явления становится элементом его утверждения. Закон характеризует связи ступеней развития, соотношений в них моментов преемственности и отречения, традиции и форм ее проявления.

Теоретической основой методов познания являются категории диалектической логики, выступающие в качестве необходимых элементов исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование, эксперимент.

Третьим элементом методов познания являются общенаучные подходы, такие как объективность, системность, комплексность, историчность.

Собственные методы аудита определяются специальными подходами к интерпретации результатов проверки. Специальные подходы к интерпретации результатов проверки реализуются в форме аудиторских выводов по результатам

аудиторской проверки. Интерпретация результатов проверки состоит в формировании мнения аудитора, с использованием профессиональных суждений, подходов и оценок относительно влияния отдельных фактов и событий на деятельность объекта аудиторской проверки.

Нормативно-правовые методы подразделяются на административно-правовые (экспертиза, сертификация, лицензирование) и гражданс-ко-общественные, используются в гражданском, трудовом, международном, частном праве и др.

Логические методы широко используются для обработки и исследования информации, полученной в результате аудиторской проверки. К ним относятся методы: группировки и сводки; относительных и средних величин; элементарные методы обработки рядов динамики; элиминирования; сравнения; детализации; графического и табличного представления данных; балансовые; эвристические и др.

Из методов аудита, которые заимствованы или могут быть привлечены из других специальных наук, чаще всего в аудите применяются методы, которые используют такие науки, как: экономическая статистика, теория вероятности (метод комбинаторики, дисперсия дискретной случайной величины), бухгалтерский учет (оценка, инвентаризация, калькуляция, нормативный метод), эконометрика (методы ковариации, дисперсии, корреляции, регрессионного анализа), экономический анализ (горизонтальный, вертикальный, трендовый анализ, метод финансовых коэффициентов), менеджмент, информатика, теория денег.

Важнейшим элементом механизма аудита эффективности систем планирования является

организационная структура, которая во многом зависит от особенностей бизнеса предприятия, его размера, конкретных целей его руководства и ряда других факторов. С учетом состояния этих факторов на предприятии может быть либо создана собственная служба внутреннего аудита, либо привлекаться на условиях аутсорсинга независимые внешние аудиторы.

В случае создания собственной службы за ней закрепляется широкий круг вопросов, а поэтому в ее составе должны быть не только аудиторы, но и специалисты других областей деятельности: по планированию, правовым вопросам, финансовому анализу, электронной обработке данных, статистике и т. д. Специалисты могут быть штатными работниками или привлекаться на договорных условиях для консультирования, выработки методологических и финансовых решений по наиболее сложным вопросам изучения и распространения передового опыта.

Ключевое место в службе внутреннего аудита принадлежит руководителю службы, который должен быть квалифицированным специалистом, обладающим разносторонними знаниями и навыками, способным дать высшему руководству самый компетентный совет в области управления, планирования, экономики и финансов.

Следует отметить, что не существует единой схемы организации службы внутреннего аудита, когда речь идет о ее структуре и численности. В конкретном случае структура и численность службы внутреннего аудита определяются индивидуально каждым предприятием на основе различных факторов:

— роли внутреннего аудита на предприятии и задач, которые ставит перед внутренним аудитом его руководство;

— степени подверженности предприятия различного рода рискам;

— зрелости контрольной среды на предприятии;

— количества структурных подразделений и географического разветвления предприятия.

Для организации внутреннего аудита большое значение имеет подход к формированию состава аудиторов. В западных компаниях применяются различные варианты подбора персонала: одни, например, набирают внутренних аудиторов только

из собственных работников (косорсинг), другие привлекают со стороны, третьи сочетают первые два способа подбора, четвертые отдают внутренний аудит в аутсорсинг [8].

Организационная структура внутреннего аудита эффективности систем планирования должна встраиваться в организационную структуру внутреннего аудита предприятия и включать несколько структурных единиц (в зависимости от размера предприятия это могут быть отдельные специалисты или группы специалистов), в задачи которых входит: бухгалтерский и финансовый аудит исходной плановой информации, аудит подсистем подготовки, обоснования, принятия и реализации плановых решений, разработка методического обеспечения, координация и оценка аудиторских работ.

На рис. 3 представлена схема организационной структуры аудита эффективности системы планирования предприятия. При формировании состава внутренних аудиторов целесообразным является привлечение функциональных специалистов предприятия в качестве экспертов при аудиторской проверке, так как это обеспечит более детальную проверку как предметной, так и объектной области планирования.

Процесс аудита эффективности действующей системы планирования включает следующие этапы:

1-й этап. Инициирование аудиторской проверки. В случае если на предприятии отсутствуют стандарты аудита, в которых заложена периодичность его проведения, инициировать проведение аудита эффективности системы планирования на предприятии могут руководители как высшего, так и среднего уровня управления.

2-й этап. Проведение совещания по вопросу аудита эффективности системы планирования предприятия, в ходе которого необходимо определить цели, задачи, возможные результаты аудита эффективности системы планирования и лицо, ответственное за его проведение (как правило, заместитель директора по вопросам управления предприятием).

Так как аудит направлен на выявление возможностей повышения эффективности системы планирования предприятия, то основными целями могут быть:

Рис. 3. Организационная структура внутреннего аудита эффективности системы планирования

все сотрудники подразделения, а собеседование проводится только с частью сотрудников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процедура выбора специалистов для собеседования следу-

— анализ и оценка реализуемых и разрабатываемых на предприятии планов;

— выявление новых плановых технологий, дающих возможность специалистам разрабатывать оптимальные плановые решения;

— определение наиболее вероятных путей реализации каждой из выявленных возможностей совершенствования системы планирования;

— другие специфические цели.

Поставленные цели и задачи определяют

дальнейший ход аудита, целевую группу (подразделения, в которых будет проводиться аудит), на которую направлено данное мероприятие, квалификацию внешних привлекаемых экспертов (при внешнем аудите).

3-й этап. Подбор команды для проведения аудита. При подборе членов экспертной группы для проведения аудита следует стремиться к определенному балансу между требованиями широкой эрудиции и глубоких познаний в области планирования, а также хорошим знанием рынка. Для того чтобы обсуждать вопрос на должном уровне, эксперт должен иметь глубокие знания в соответствующей области, понимать суть ее результатов и обладать достаточными знаниями в смежных областях.

4-й этап. Отбор целевой группы. Проведение аудита с привлечением внешних экспертов рекомендуется проводить в каком-либо одном подразделении предприятия, например планово-экономическом отделе, координирующем плановую работу на предприятии. Затем по мере необходимости привлекать и другие подразделения. При ограниченности финансовых средств аудит в оставшихся подразделениях можно провести с привлечением специалистов, работающих на самом предприятии, в разных подразделениях.

Выбираются специалисты, с которыми будет проведено анкетирование и с которыми будет проводиться собеседование. Анкеты заполняют

ющая: аккумулируются пожелания и предложения руководителей подразделений и предприятия; по результатам анкетирования консультант и эксперты составляют собственный список тех, с кем хотели бы провести собеседование.

Этап завершается утверждением списка целевой группы.

5-й этап. Заключение договора о проведении аудита эффективности системы планирования (если аудит внешний). На данном этапе разрабатывается договор об оказании услуг по проведению аудита, который включает в себя: предмет договора, права и обязанности сторон, положение о конфиденциальности, техническое задание, календарный план, смету затрат.

6-й этап. Разработка критериев оценки эффективности системы планирования предприятия, форма отчета. Аудиторы совместно с экспертами разрабатывают перечень критериев, памятку для сотрудников и форму отчета.

Форма отчета согласовывается с руководителем предприятия. После утверждения формы отчета аудиторы и эксперты корректируют анкету с целью получения наиболее полной информации.

7-й этап. Информирование сотрудников о процедуре проведения аудита. Оно осуществляется посредством размещения объявлений в производственных помещениях, служебных записок, помещения информации на сайте предприятия в сети Интернет.

8-й этап. Сбор необходимой информации о проверке. В процессе аудита необходимо строго соблюдать сроки сдачи информации. Ее анализ проводят эксперты и аудиторы. Они выдвигают свои предположения о приоритетных направлениях совершенствования системы планирования, о возможности применения новых плановых технологий, эффективного использования внутренних и внешних возможностей.

9-й этап. Собеседование. В собеседовании, с одной стороны, принимают участие эксперты, аудиторы, а с другой — сотрудники подразделения, в котором был проведен анализ плановой деятельности. В ходе собеседования эксперты уточняют неясные моменты, получают дополнительную информацию, обсуждают потенциальные возможности.

По результатам собеседования разрабатываются положения, в которых отражаются выявленный потенциал, возможные пути его реализации и предлагаемые действия. Положения передаются аудитору для комментария и правки до составления предварительного отчета.

На данном этапе эксперты и аудиторы изучают планы, которые разрабатываются на предприятии.

10-й этап. Подготовка предварительного отчета. По результатам анализа, собеседования и корректировки положений эксперты составляют предварительный отчет. Кроме согласованных пунктов, в отчет могут быть добавлены и другие.

11-й этап. «Обратная связь». Предварительный отчет необходимо отдать на корректировку руководителям подразделения и предприятия. «Острые моменты», принципиальные расхождения во мнениях необходимо скорректировать путем переговоров, в крайнем случае можно привлечь дополнительных экспертов.

12-й этап. Подготовка окончательного отчета. После ознакомления руководителей с предварительным вариантом отчета и внесением замечаний составляется окончательный вариант, в котором отражаются выявленные новые специфические возможности по совершенствованию системы планирования предприятия. Заключение экспертов носит рекомендательный характер.

13-й этап. Мероприятия по результатам проведения аудиторской проверки. По результатам аудита эффективности действующей системы

планирования разрабатываются рекомендации по ее совершенствованию либо посредством модификации, либо модернизации, что зависит от требуемой глубины изменений, выявленной в процессе аудита.

Как представляется, предлагаемый подход к формированию механизма аудита эффективности системы планирования предприятия обладает гибкостью, и на его основе руководители и специалисты приобретают возможность совершенствования действующей системы планирования с учетом особенностей предприятия и специфики окружающей среды.

Список литературы

1. Белуха Н. Т. Аудит: учебник. К.: Знания, КОО, 2000.

2. Бурцев В. В. Система внутреннего финансового контроля коммерческой организации // Аудит и финансовый анализ. 2004. № 1. С. 83—69.

3. Гварлиани Т. Е., Черемшанов С. В. Исследование методологии финансового контроля // Аудит и финансовый анализ. 2003. № 4. С. 5—17.

4. Иванова Е. И. Аудит эффективности в рыночной экономике: учеб. пособие для вузов / Е. И. Иванова, М. В. Мельник, В. И. Шлейников; ред. С. И. Гайдаржа. М.: КноРус, 2007.

5. МельникМ. В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях / М. В. Мельник. М.: Финансы и статистика, 1990.

6. Мельник М. В. Экономический анализ в аудите: учеб. пособие для вузов / М. В. Мельник, В. Г. Когденко. М: Юнити, 2007.

7. Миронова О. А. Развитие концепции аудита / О. А. Миронова, М. А. Азарская // Аудиторские ведомости. 2005. № 11. С. 3-13.

8. Сонин А. М. Внутренний аудит: современный подход /А. М. Сонин. М. : Финансы и статистика, 2007.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !

Предлагаемпубликацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость однойпубликации — 8 000рублей (НДСнеоблагается) задве журнальные страницы формата А4.

Тел./факс:(495) 721-85-75 www.fin-izdat.rupost@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.