существа, Абсолюта, Бога в обычном понимании. Религия необходима человеку для удовлетворения его личностных потребностей, прежде всего.
В современном мире наука уже не считает борьбу с религией одной из своих задач, каждая из этих форм деятельности выполняет свои задачи, решает свои проблемы. Дело науки — создавать четкую систему знаний о природе и обществе, дело религии — помогать человеку в сложных жизненных ситуациях, решать мировоззренческие проблемы.
Религия - это культурный слой любого этноса, нации. У неё есть прошлое и настоящее и, конечно, определённое будущее. Но отношение к ней необходимо связывать с тем, что в ней есть прогрессивного.
В прошлом, принципы строгого морального закона были основополагающими в социокультурной реальности этноса. Мы должны понять, что экзистенциальные потребности человека не изменились со временем. Часто молодые люди «теряются» в этом информационном потоке «всеобщей свободы», их поиск «места под солнцем» отличается от поиска родителей и предыдущих поколений. время наблюдается социальное недовольство некоторых молодых людей, вызванное феноменами наследственной бедности, бесперспективности, отсутствием равных возможностей для реализации своих способностей и др.. Таких молодых людей легко увлекают альтернативные «ценности», предлагаемые экстремистами (их нельзя назвать исламистскими, так как это название порочит религию, ведь их «дела» не согласуются с божьими заповедями) Агрессия - суть проявления антропологического кризиса в чеченском обществе. Экстремизм, фанатизм религиозных взглядов молодых людей - формы реализации альтернативной реальности, которая дает четкое «понимание» жизни и своего места в ней, а часто и за ее пределами[1, с. 15].
Изменяющаяся социокультурная реальность привносит новые паттерны поведения людей, с которыми не согласуется традиционная культура. Но, жить, согласно, нравственному закону, остается главной истиной и экзистенциальной потребностью человека во все времена.
Литература
1. Абдулаева Э.С. Антропологический кризис и трансформация жизненных ценностей чеченской молодежи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 1. С.13-15.
2. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: «Канон +», 2003. 400 с.
3. Яблоков И.Н. Религиоведение. М.: Гардарики, 2005. 317 с.
References
1. Abdullaev E.S. Anthropological crisis and transformation of values in life of the Chechen youth // Historical, philosophical, political and juridical sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. Tambov: Diploma, 2016. № 1. S.13-15 .
2. C.G. Jung Psychology of the Unconscious. M .: "Canon +", 2003. 400 p.
3. Yablokov I.N. Religious Studies . M .: Gardariki , 2005. 317 p.
DOI: 10.18454/IRJ.2016.45.130 Грива О.В.
ORCID: 0000-0001-5881-8460, ассистент кафедры психологии и педагогики, Северо-Западный государственный медицинский университет АТТРАКТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДРУГОГО В СТРУКТУРАЛИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Р.БАРТА
Аннотация
В статье рассматривается феномен аттракции с позиции установки на Другого. Анализируется структура феномена аттракции как часть межличностного восприятия в целом, включающая когнитивный, аффективный и диспозиционный компоненты. Исследование проведено по работе Р. Барта «Фрагменты речи влюбленного» (1999).
Ключевые слова: эмоции, аттракция, установка, Другой, структуралистическая концепция Р. Барта.
Griva O.V.
ORCID: 0000-0001-5881-8460, assistant lecturer, the Department of Psychology and Pedagogy, North-West State
Medical University named after I.I. Mechnikov ATTRACTIVE CHARACTERISTICS OF THE OTHER ONE IN THE STRUCTURALISTIC CONCEPT
OF R. BARTHES
Abstract
The article deals with the attraction phenomenon in terms of the attitude to the Other One. The structure of attraction phenomenon is analyzed as part of interpersonal perception on the whole, which includes cognitive, affective, and dispositional components. The study is based on R. Barthes's work «A Lover's Discourse: Fragments» (1999).
Keywords: emotions, attraction, attitude, the Other One, structuralistic concept of R. Barthes.
Антропологический поворот в философии, связанный с именами таких ученых, как В.Соловьев, М.Шелер, Х.Плесснер, М.Бубер, Н.Бердяев, Ж.П. Сартр, Р.Барт и др., выдвигает на первый план проблему «Человека», субъект - субъектных отношений. Философско - психологические взгляды современности раскрываются в свете представления, понимания и коммуникации с Другим в контексте систем «Я - Ты», «Мы».
Если рассматривать в этом ключе аттракцию - как установку на Другого, состоящую из трех элементов: когнитивного (представления о Другом), аффективного (чувства к Другому) и поведенческого (определенный тип взаимоотношений с Другим), можно говорить о следующих модификациях, применительно к работе Р. Барта -французского теоретика культуры, семиотики, литературного критика и эссеиста «Фрагменты речи влюбленного» (1999):
13
■ каким мне представляется Другой?
■ как формируется образ влюбленного?
■ какой он (образ)?
■ на что обращает внимание влюбленный?
■ что переживает любящий человек?
■ каковы отношения с Другим?
Важно отметить, что во «Фрагментах речи влюбленного» повествование ведется от лица влюбленного, не имеющего пола, так как по Р. Барту: «любовь - это унисекс» (это можно сравнить с дофаллической стадией: с целостным «женским» и «мужским» началом по З. Фрейду), -важны лишь модальности чувств, «фигуры», совершаемые влюбленным. Автор пользуется нейтральными словами в описании: «влюбленный субъект», «любимое существо», «любимый человек», Другой и т.д. «Фигура» у Р. Барта - это влюбленный, который действует: говорит, переживает, творит...он как «оперная ария» [1; С.84], как пение, вместе с тем это и некое генерализованное чувство, обозначаемое как, например, «Тоска» или «Ожидание», предполагающее внутренний контекст разворачивания события в философско-психологической плоскости экзистенции личности («фрагменты»).
По мнению Р. Барта, каждый формирует индивидуальную систему образов и понятий, «язык» как первоосновы человеческого бытия и отношений с Другими. В этой концепции Другой - это независимый субъект, ценность (а любовь между людьми - это абсолютное начало жизни).
Образ Другого - это некая целостность, полнота, неразлитость, вместе с тем - это «то, из чего я исключен» [1; С.219]. Это наше представление о субъекте (Воображаемое) как некая форма отчуждения (с ним нужно бороться с помощью очищения и воздержания); по Р. Барту - мы влюбляемся (или видим) только в образ человека, который может приносить больше страданий, чем знание о человеке.
Другой восхищает меня (это начальная стадия: «любовь с первого взгляда») собой, я оказываюсь очарованным и плененным (прикованным к образу) им - он воплощает мое желание. Я замечаю Другого (он становится «освященным» или видимым) - это становиться исходным пунктом наших отношений (взгляд). По Р. Барту: «от любимого человека исходит некая сила, которую ничто не в силах остановить и которая пропитывает все им задетое.» [1; С. 291]. Примечательно, что в самое начало автор помещает фрагмент «Аскеза», в котором субъект желает, чтобы Другой обратил на него внимание, заметил (причем самыми различными способами, вплоть до самонаказания, аскетического образа жизни, вызывая вину Другого). При этом объект желаний признается влюбленным «атопичным» (странным) - он сакральное, непознанное бытие, чудо (магичность Другого), единичное. Когда человек влюбляется он становиться как бы «бескожим», то есть обладает сверхчувствительностью к малейшим изменениям, особо ранимым и беззащитным. Далее, развитие отношений («ослепительный тоннель любви», [1; С. 118]) проходит в три этапа («Встреча»):
1. восхищение и пленение образом Другого,
2. встречи («освоение» идеала любимого; пора идиллии),
3. представление о «последствиях» (страдания, обиды, тревоги, мысли о самоубийстве и т.д.).
Р. Барт говорит о существовании двух утверждений любви:
1. непосредственное (в психологическом смысле - ослепление, воодушевление; представление счастья и т.д.),
2. стадия меланхолической страсти (злопамятность, жертвенность), когда любви как ценности грозит постоянное обесценение.
Влюбленный, я становлюсь безумным, - буквально меня «охватывают демоны» - это отчаяние, ревность, желание, страх «потерять» лицо (самое страшное по Р. Барту), оцепенение и др. Я хочу лишь одного - единения с любимым (желание обладать), я становлюсь зависимым от него. Он для меня абсолютная истина (добро и знание), через него я постигаю собственное значение бытия, раскрываюсь. То есть, влюбленность - как инициация, возможность постичь самое себя. И это знание может описываться разной гаммой чувств (от полной захваченности - радости до чувства «катастрофы» - ловушки и отчаяния), где я постигаю множество ролей («собственный» театр). Вместе с тем, влюбленный постоянно мучим «непроницаемостью» (непознаваемостью) Другого. Он - вечная неразрешимая загадка, пытаясь разгадать ее, я более теперь обращаюсь вопросом к себе: «Что я желаю выяснить, пытаясь узнать Другого»? И тогда, это становиться предметом моего страдания или же удовольствия (Другой не в представлении личности, а как сила). Я оказываюсь в «философском» одиночестве - отрешенным от Другого, могущий довольствоваться только собственным солипсизмом. В противовес, я пытаюсь постоянно отождествлять себя с любимым, являющемся мне как «капризное божество...«таковость», «текст без контекста»» [1; С.370 - 371]. Правда существует здесь и другая опасность, определяемая как «любить любовь» - мой взор и желание обращаются теперь не на Другого, а на любовное чувство, наполняющие меня (чем-то сродни с фрейдовской ориентацией по нарциссическому типу).
Интересны также воззрения Р. Барта на тело Другого. Оно разделено у автора на собственно тело, как органическую субстанцию (кожа, глаза.) - некую самобытность, природность (описывается как мягкость, тепло, нежность), и голос, обладающий свойствами сдержанности, светскости - более созвучный с социальным миром, направленный в него. По Р. Барту: «Язык - это кожа: я трусь свой речью о другого. Словно у меня вместо пальцев слова - или слова заканчиваются пальцами» [1; С. 293]. Голос - это нечто поддерживающее, означающее, - это бытие объекта. Более всего страшен «усталый» голос, как бы «обескровленный» - он как ничто, исчезновение или умирание Другого. Это то, что сильнее всего искажает Образ - самый опасный соперник для влюбленного. Так же, как и стереотипы, сплетни (упрощают) - он («усталый» голос) мешает мне соединиться с Другим, узнать его, тем самым делая невозможными наши отношения (любовь, контакты).
Подведем некоторые итоги вышеизложенного: Другой - это единичность, самобытность, совершенность, экзистенция, открытость. В то же время это нерасшифрованность - постоянное незнание, что он думает обо мне (когнитивный компонент аттракции). Влюбленность, как и эмоциональные отношения, сродни гармоничной музыке - это совпадение слов, желаний. Любовь - чувство внезапное, это всегда «вдруг», ожидающее появление
Образа Другого, в котором совпадут мои предвосхищения (начало любви). Во время «захваченности» Другим, влюбленный переживает множество чувств (от эйфории, томления, радости до одиночества, отчаяния и мыслей о самоубийстве), хотя первое, что начинает отношения - это очарованность, воодушевление (аффективный компонент аттракции). Также это сопровождается желанием отождествления с «любимым субъектом», результатом которого выступает анализ собственного существования. Воспринимая любимого через голос, язык - как тождество его бытия, я автоматически разделяю его сущность на собственно Тело - объект желания, обладания и Голос - как некую трансцендентность, сакральность, магичность Другого. Образ Другого формируется через беседы, письма, то есть через «коммуникацию» - систему знаков и языка, некоторую структуру (поведенческий компонент аттракции). В итоге, по мысли Р. Барта, о любви (Другом) я могу знать все и ничего одновременно (непознаваемость субъекта любви).
Таковы воззрения Р. Барта с точки зрения аттрактивных (привлекающих) факторов на Другого: как на объект (и субъект) моих мыслей, чувств и действий, формирующихся исходя из установки по отношению к нему.
Литература
1. Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. Пер. с франц. В. Лапицкого. - М.: Ad Marginem, 1999. - 431 с.
2. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. - 240 с.
3. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. Учеб. пособие. - Минск: ЗАО Издательский центр «Экономпресс», 1999. - 180 с.
4. Гоноцкая Н.В. Связи: Философское исследование взаимопонимания. - М.: Издательство ЛКИ, 2010. - 160 с.
5. Byrne D., Wong T. J. Racial prejudice, interpersonal attraction, and assumed dissimilarity or attitudes // Journal of Abnormal and Social Psychology. - 1962. № 65. - pp. 246-253.
6. Byrne D., Baskett G.D., Hodges L. Behavioral Indicators of Interpersonal Attraction // Journal of Applied Social Psychology. - 1971. Vol. 1 - pp. 137-149.
7. Langle A. Emotion und Existenz. - Wien: Facultas, 2003. - S.185 - 200.
References
1. Bart, R. Fragmenty rechi vljublennogo. Per. s franc. V. Lapickogo. - M.: Ad Marginem, 1999. - 431 p.
2. Demidov, A.B. Fenomeny chelovecheskogo bytija. Ucheb. posobie. - Minsk: ZAO Izdatel'skij centr «Jekonompress», 1999. - 180 p.
3. Gonockaja, N.V. Svjazi: Filosofskoe issledovanie vzaimoponimanija. - M.: Izdatel'stvo LKI, 2010. - 160 p.
4. Byrne, D., Baskett, G.D., Hodges, L. Behavioral Indicators of Interpersonal Attraction // Journal of Applied Social Psychology. - 1971. Vol. 1 - pp. 137-149.
5. Byrne, D., Wong, T. J. Racial prejudice, interpersonal attraction, and assumed dissimilarity or attitudes // Journal of Abnormal and Social Psychology. Washington: American Psychological Association,1962. - № 65.- pp. 246-253.
6. Laengle, A. Emotion und Existenz. Vienna: Facultas University - Press, 2003. - pp. 185 - 200.
DOI: 10.18454/IRJ.2016.45.021 Каприцын И.И.
ORCID: 0000-0001-6748-9523, Доцент, кандидат философских наук, Запорожский национальный университет РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ НАКАНУНЕ КРЕЩЕНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
Аннотация
Статья посвящена социально-философскому осмыслению внешних и внутренних мировоззренческих изменений, приведших к формальному переходу от язычества к христианству в процессе религиозных реформ Киевской Руси XXI веков. Отмечена поверхностность религиозных реформ совпавших с завершением бытования женской модели мира, переход к насилию как универсальному принципу мирового устройства. Одной из причин современного возрождения языческих культов видится искусственная прерванность развития язычества на этапе теизма.
Ключевые слова: религиозная культура, социально-философский анализ, язычество, христианство, религиозная реформа.
Kapritsyn I.I.
ORCID: 0000-0001-6748-9523, Associate Professor, PhD in Philosophy, Zaporizhzhya National University RELIGIOUS CULTURE OF KIEVAN RUS ON THE EVE OF EPIPHANY: SOCIAL-PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF WORLDVIEW TRANSFORMATION
Abstract
The article is devoted to the social and philosophical comprehension of internal and external world outlook changes which lead up to the formal transition from paganism to Christianity by the religious reforming in the X-XII centuries in Kievan Rus. There was a superficial religious reforms coincided with the completion of the existence of women's model of the world, the transition to violence as a universal principle of the world order. One reason for the modern revival of pagan cults is seen in the artificial paganism interruption.
Keywords: religious culture, socio-philosophical analysis, paganism, Christianity, religious reform.
Социальные кризисы, как известно, обуславливают активизацию религиозной составляющей культуры. Рост р елигиозности, в частности в Украине, кроме активизации традиционных конфессий, проявляется в «возрождении» культов язычества. Несмотря на множественные усилия по преодолению язычества, оно продолжает выступать альтернативой христианства, «прорастает» в самом христианстве.
15