Научная статья на тему 'Эмоционально-чувственные характеристики аттракции в дружеских отношениях'

Эмоционально-чувственные характеристики аттракции в дружеских отношениях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
945
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭМОЦИИ / ИНТЕРАКЦИОННЫЕ ЧУВСТВА / АТТРАКЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грива Ольга Викторовна

Статья посвящена вопросам психологии межличностного восприятия друга (подруги) в эмоционально близких отношениях. Особое внимание уделено феномену аттракции (чувственному компоненту), вызывающему симпатию, интерес и дружественное расположение. Приведены результаты эмпирического исследования по методикам «Профиль чувств в отношениях» (ПЧО, автор Куликов Л.В.) и «Субъективная оценка межличностных отношений» (СОМО, автор С.В. Духновский). Данные методики позволяют рассмотреть интеракционные чувства эмоциональную составляющую в дружеском взаимодействии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional characteristics of attraction in friendly relationships

The article is devoted to the issues of psychology of interpersonal perception of the male or female friend in emotionally close relationships. Particular attention is paid to the attraction phenomenon (affective component) causing sympathy, interest, and liking. The results of empirical study are given according to the methods «Profile of feelings in relationships» (hereafter referred to as PFR, by L.V. Kulikov) and «Subjective estimation of interpersonal relationships» (hereafter referred to as SEIR, by S.V. Dukhnovskiy). These methods make it possible to examine interactional feelings the emotional constituent in friendly interaction.

Текст научной работы на тему «Эмоционально-чувственные характеристики аттракции в дружеских отношениях»

11. Schwartz, I.E. (1971), Suggestion in pedagogical process, Perm.

12. 1Shepherd, G. M. (1987), Neurobiology, Mir, Moscow.

13. Carpenter, W.B. (2009). Principles of mental physiology reissued by Cambridge University Press, 2009, ISBN 978-1-108-00528-9.

Контактная информация: woronoff1960@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.12.2015

УДК 159.9

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АТТРАКЦИИ В ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Ольга Викторовна Грива, ассистент, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова (СЗГМУ им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург)

Аннотация

Статья посвящена вопросам психологии межличностного восприятия друга (подруги) в эмоционально близких отношениях. Особое внимание уделено феномену аттракции (чувственному компоненту), вызывающему симпатию, интерес и дружественное расположение. Приведены результаты эмпирического исследования по методикам «Профиль чувств в отношениях» (ПЧО, автор Куликов Л.В.) и «Субъективная оценка межличностных отношений» (СОМО, автор С.В. Духнов-ский). Данные методики позволяют рассмотреть интеракционные чувства - эмоциональную составляющую в дружеском взаимодействии.

Ключевые слова: дружеские отношения, эмоции, интеракционные чувства, аттракция.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p232-236

EMOTIONAL CHARACTERISTICS OF ATTRACTION IN FRIENDLY

RELATIONSHIPS

Olga Viktorovna Griva, the assistant, The Mechnikov North-West State Medical University, St. Petersburg

Annotation

The article is devoted to the issues of psychology of interpersonal perception of the male or female friend in emotionally close relationships. Particular attention is paid to the attraction phenomenon (affective component) causing sympathy, interest, and liking. The results of empirical study are given according to the methods «Profile of feelings in relationships» (hereafter referred to as PFR, by L.V. Kulikov) and «Subjective estimation of interpersonal relationships» (hereafter referred to as SEIR, by S.V. Du-khnovskiy). These methods make it possible to examine interactional feelings - the emotional constituent in friendly interaction.

Keywords: friendly relationships, emotions, interactional feelings, attraction.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение дружбы как вида эмоционально близких отношений, отражает те перемены, которые происходят во внешнем социокультурном пространстве, обуславливая представления о друге (подруге), переживания и особенности взаимодействия с партнером.

В основе нашей работы лежит анализ эмоционально - чувственных характеристик дружеской аттракции. Под термином аттракция понимается положительная установка на Другого (Д. Бирн, Т. Ньюком, Б. Лотт, Д. Тедеши, А.А. Бодалев, Г.М. Андреева, Л. Я. Го-зман и др.), в виде интереса, притяжения, симпатии, дружественного расположение [5]. Понимание собственных переживаний к партнеру рассматривается как важная потребность личности, позволяющая расширять горизонты психологической интерпретации

межличностных отношений, прогнозировать варианты их развития и ориентировать на определенный «контекст» дружеского общения.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И МЕТОДИКИ

В исследовании принимали участие русскоязычные и иностранные студенты (факультет иностранных учащихся (ФИУ)) 1 и 4 курсов в количестве 262 человек.

В качестве выявления эмоционально-чувственных переживаний аттракции в дружеских отношениях были использованы методики «Профиль чувств в отношениях» (Л.В. Куликов) и «Субъективная оценка межличностных отношений» (С.В. Духновский).

1. Методика «Профиль чувств в отношениях» (ПЧО) позволяет рассмотреть ин-теракционные чувства (сближающие, связанные с гедонистическими переживаниями и удаляющие, согласующиеся с меланхолическими и астеническими эмоциями), которые влияют на межличностную дистанцию и на отношение людей друг к другу [2].

2. Назначение методики «Субъективная оценка межличностных отношений» (СОМО) - определение индекса дисгармонии (гармонии) в дружеском взаимодействии. Шкалами методики являются: степень напряженности, отчужденности, конфликтности и агрессивности в межличностных отношениях [1].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Диапазон чувственных проявлений в сфере дружеской аттракции можно проанализировать, основываясь на результатах методики «Профиль чувств в отношениях» (Л. В. Куликов), представленных в Таблице 1.

Таблица 1

Результаты по методике «Профиль чувств в отношениях» (ПЧО)_

ПЧО-С ПЧО-В ПЧО-М ПЧО-8 ПЧО-и

М ЗБ М ЗБ М ЗБ М ЗБ М ЗБ

1 к. р. яз. 57,47 9,08 11,19 7,39 6,92 5,62 51,01 6,78 8,93 7,22

ФИУ 53,76 12,57 16,10 12,04 10,74 9,24 48,60 9,28 12,11 9,20

4 к. р. яз. 54,56 9,73 14,00 9,41 9,29 6,74 48,37 10,02 11,84 7,76

ФИУ 53,21 10,68 14,77 12,03 10,18 8,46 48,48 10,52 13,20 11,36

1. ПЧО-в (гедонические чувства в отношениях): респондентами отмечаются как «сильное чувство» или «выше средней степени силы», следующие: раскрепощение (свобода), интерес, радость, спокойствие, уверенность, счастье, восторг, бодрость, удовлетворенность и удовольствие. Эти чувства составляют основу близких эмоциональных отношений и являются универсальными [4].

2. ПЧО-В (астенические чувства в отношениях): общими для всех групп являются такие чувства в отношении друзей, как усталость, неудовлетворенность собой и напряжение. Данные переживания оцениваются как слабое чувство к Другому. Для студентов ФИУ одним из часто упоминаемых выборов был - тщетность. Имеются значимые различия (р=0,026; р<0,05) в контексте этнокультурного параметра, так этот показатель выше для студентов ФИУ.

3. ПЧО-М (меланхолические чувства в отношениях): разочарование, грусть, печаль, досада и скука, связаны с переживанием неудовольствия и по силе возникающих чувств - расцениваются как «слабые». Студентами ФИУ чаще отмечаются подобные эмоции в отношении друзей (р=0,012).

4. ПЧО-8 (сближающие чувства): среди чувств, предполагающих принятие человека и желание занять более меньшую дистанцию, студентами универсально выделяются: дружелюбие, добросердечие и уважение к партнеру. По силе выраженности такие переживания отмечаются как «сильные чувства» (с тенденцией к «очень сильным», особенно «дружелюбие»).

5. ПЧО-и (удаляющие чувства): среди наиболее редко отмечаемых отрицательных эмоциональных переживаний выделяются ненависть, презрение и отвращение, как

более часто называемые - вина, обида и чувство собственного одиночества (особенно для студентов ФИУ). Для параметра ПЧО-и - р=0,04, что указывает на достоверность различий между русскоязычными и иностранными учащимися (более высокие отметки у ФИУ).

Можно отметить, что более высокие показатели у иностранных учащихся по шкалам ПЧО-В, ПЧО-М и ПЧО-и, могут быть связаны (особенно на 1 курсе) с ситуацией изменения привычного круга общения в связи с переездом и новыми социокультурными условиями, с проблемами адаптации (чувство одиночества, тоска).

Далее рассмотрим полученные данные по методике СОМО (С.В. Духновский), приведенные в Таблице 2.

Таблица 2

Результаты по методике «Субъективная оценка межличностных отношений»

(СОМО)

СОМО-Н СОМО - О СОМО-К СОМО-А Инд. дис.

M SD M SD M SD M SD M SD

1 к. р. яз. 16,70 5,84 17,24 6,66 24,04 8,42 24,57 7,37 82,55 23,01

ФИУ 19,92 11,67 23,45 11,61 23,66 10,11 26,37 9,58 93,47 38,26

4 к. р. яз. 20,37 9,42 20,46 9,34 24,76 9,04 27,14 9,24 92,73 30,18

ФИУ 21,39 11,27 22,88 12,25 23,39 9,78 26,61 9,93 94,27 37,81

1. СОМО - Н (напряженность межличностных отношений): отражение эмоционального беспокойства, дискомфорта, выражение сложности (трудности) отношений. При переводе «сырых» баллов в стандартные, получившийся результат - 1-2 стена, что соответствует низким значениям. Это интерпретируется как поверхностный характер межличностных контактов, возможно, без достаточной осознанности действительного отношения друга (подруги). Также нужно отметить, что по критерию межгрупповых эффектов, восприятие напряженности отношений в зависимости от курса увеличивается -более высокие значения у четверокурсников (p=0,33, отражение достоверности различий (p<0,05)).

2. СОМО - О (отчужденность между субъектами отношений): психологическая дистанция, холодность, отсутствие близости. Стандартные баллы: 1 и 2 (низкие значения). Такой результат может представляться как зависимость от друга (подруги) в целях избегания чувства одиночества (особенно характерно для русскоязычных студентов; p=0,001, что указывает на значимые различия в отношении этнокультурной принадлежности (р<0,001). По сведениям анкеты, на вопрос «Для человека важно обрести друга/подругу», выбор варианта «потому, что помогает не чувствовать себя одиноким» среди русскоязычных студентов достигает 90-92%.

3. СОМО - К (конфликтность в отношениях): противостояние, противоборство, сопровождающиеся негативными эмоциями. При переводе в стены показатель равняется 3 и 4 (низкие значения, с тенденцией к средним). Результат описывается как компромиссное поведение, ориентация на сотрудничество, чрезмерное дружелюбие, избегание конфронтации (возможно отсутствие серьезных противоречий).

4. СОМО - А (агрессия в отношениях): доминирование, стремление к контролю, эксплуатации, проявляющихся в различных формах агрессии и враждебности. Для 1 курса русскоязычных студентов стандартный балл равен 3 (низкие значения) - это мягкость, альтруистичное отношение к друзьям (возможно негативные тенденции контролируются). Для 1 курса ФИУ и четверокурсников результат 4 стена (средние значения) - дружелюбие, искренность и открытость, позиция в отношении друга (подруги) - «на равных».

5. Индекс дисгармоничности отношений: отсутствие согласия (гармонии, благополучия, единства), удаляющие чувства (неприязнь, одиночество, вина, обида, зависть и т.д.), неудовлетворенность отношениями. По нормативной таблице для итогового балла опросника СОМО получившийся результат - 1 и 2 стена (низкие значения; особенно для 1 курса русскоязычных учащихся). В интерпретации указывается на гиперболизирован-

ную выраженность сближающих чувств (дружелюбие, признательность, уважение, добросердечие, единение и др.), как один из вариантов - это нежелание замечать трудности в отношениях с друзьями, созависимость (симбиоз), что также может отражать неудовлетворенность, отсутствие психологической суверенности.

ВЫВОДЫ

Результаты по методике ПЧО представляют дружеские отношения в контексте сближающих, гедонистических чувств. Отмечаются достоверные различия в плане удаляющих (меланхолических, астенических) переживаний между русскоязычными и иностранными учащимися (может быть связано с широким социокультурным контекстом, трудностями адаптации, личностными особенностями - ФИУ).

По методике СОМО были получены следующие результаты: раскованность, близость (как стремление к причастности интересам Другого), бесконфликтность (избегание конфронтации), дружелюбие в отношениях; чрезмерное доминирование сближающих чувств (что также может служить индикатором дисгармоничности в дружеском общении).

Полученные данные раскрывают сущность эмоционально - чувственного компонента аттракции в дружбе; представление и отношение к друзьям в настоящем времени, где Другой выступает как «очень близкий, мягкий, дружелюбный, похожий на меня (внутреннее единство), спасающий от одиночества». Такое стремление к «слитным» отношениям может указывать на тревогу перед подлинной близостью (дружба как глубокие, интимные отношения), страх одиночества и, одновременно, «закрытие» собственных чувств (поверхностность) (исследования D.J. Mashek, M.D. Sherman [4]).

Исследование феномена межличностной аттракции, характеристик эмоциональной близости, интеракционных чувств вносит вклад в изучение современных дружеских отношений, которые в данном контексте переменных остаются недостаточно изученными [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Духновский, С.В. Одиночество в межличностных отношениях: диагностика и преодоление : монография / С.В. Духновский. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007. - 180 с.

2. Куликов, Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. Учебное пособие / Л.В. Куликов. -СПб. : Питер, 2004. - 464 с.

3. Куликов, Л.В., Пастушик, М.М. Обзор зарубежных исследований по проблеме эмоциональной близости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 161-167.

4. Сваре, X. Философия дружбы. Пер. с норв. И. Вороновой / Х. Сваре. - М. : Прогресс-Традиция, 2010. - 256 с.

5. Montoya, R.M. The importance of overall evaluation as a determinant of interpersonal attraction in the similarity effect / R.M. Montoya, R. Horton // Journal of Personality and Social Psychology. -2004. - No. 86. -P. 696-712.

REFERENCES

1. Dukhnovskii, S.V. (2007), Loneliness in interpersonal relationships: diagnostics and overcoming, publishing house Kurgan State University, Kurgan.

2. Kulikov, L.V. (2004), Personal psychohygiene. Issues of psychological stability and psycho-prophylaxis, Piter, Saint-Petersburg.

3. Kulikov, L.V. and Pastushik, M.M. (2009), "The Review of international studies on emotional intimacy", Messenger St. Petersburg University, 12, Psychology. Sociology. Pedagogy, No. 4, pp. 32-45.

4. Svare, Kh. (2010), Philosophy of friendship, Progress-Traditsiya, Moscow.

5. Montoya, R. M. and Horton, R. (2004), "The importance of overall evaluation as a determinant of interpersonal attraction in the similarity effect", Journal of Personality and Social Psychology, No.

86, pp. 696-712.

Контактная информация: griva.olgav@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.02.2016

УДК 378.14:796+159

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОГО ВУЗА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Ирина Александровна Кириллова, кандидат педагогических наук, доцент,

Татьяна Михайловна Макаренко, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры» (ФГБОУВО «ВГАФК»), Волгоград

Аннотация

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме применения в образовательном процессе вуза интегрированных психолого-педагогических методов обучения. Авторы раскрывают суть использования данного метода на дисциплинах, изучающих психологические качества спортсмена.

Ключевые слова: интегрированные психолого-педагогические методы, интерактивная игра, компетентностный подход, психические качества борца, этапы подготовки борца.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p236-240

NEW POSSIBILITIES OF APPLICATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE SPORTS UNIVERSITY OF THE INTEGRATED PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TEACHING METHODS Irina Alexandrovna Kirillova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Tatiana Mikhailovna Makarenko, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Volgograd State Physical Education Academy

Annotation

The article is devoted to the topical problem of the use in the educational process of the integrated psychological and pedagogical teaching methods. The authors reveal the essence of using this method in the disciplines studying the psychological qualities of the athlete.

Keywords: integrated psychological and pedagogical methods, interactive game, competency approach, mental qualities of fighter, training phases of fighter.

Система высшего образования является одной из приоритетных сфер научного познания и развития в силу высокой социальной потребности в конечном её продукте - высококвалифицированных специалистах, аккумулирующих не только качества и свойства готовности к профессиональной деятельности, но и жизненные установки, модели поведения, которые либо способствуют распространений инноваций в экономике и общественной жизни, либо препятствуют ему.

Именно о таком специалисте идет речь в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период 2020 года, разработанной на основе положений Концепции долгосрочного развитии Российской Федерации на период до 2020 года и в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». В ней говориться следующее: «для инновационной экономики нужен «инновационный человек» - не только способный в полной мере использовать достижения науки и техники, но и ориентированный на создание инноваций, внедрение их во все сферы общественной жизни» [2]. Именно на формирование такого профессионала для инноваци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.