Международный научно-исследовательский журнал ■ № 3 (45) • Часть 5 Март
DOI: 10.18454/IRJ.2016.45.112 Абдулаева Э.С.
ORCID: 0000-0001-7877-3853, Кандидат философских наук, Чеченский государственный университет АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЛИГИЗНОГО ФАНАТИЗМА СРЕДИ ЧЕЧЕНСКОЙ
МОЛОДЕЖИ
Аннотация
Автор отмечает, что в Чеченской Республике наблюдается увлечение религией среди молодежи. В работе анализируются причины возникновения религиозного фанатизма среди чеченской молодежи, наблюдаемые в последнее время.
Ключевые слова: религия, фанатизм, традиция, чеченцы, молодежь, сознание.
Abdulaev E.S.
ORCID: 0000-0001-7877-3853, PhD in Philosophy., Chechen State University АNALYSIS OF THE CAUSES RELIGIOUS FANATICISM AMONG CHECHEN YOUTH
Abstract
The author notes that in Chechnya there is enthusiasm for religion among young people. This paper analyzes the causes of religious fanaticism among the Chechen youth , observed recently.
Keywords : religion , fanaticism , tradition, Chechens , young mind .
Сегодня мы часто замечаем, что люди все чаще стали обращаться к религии. И их интерес не вызывает удивления. Однако, если проанализировать религиозную ситуацию в нашей республике за последнее десятилетие, то сегодня наблюдается яркий религиозный всплеск среди молодежи. Данный факт можно рассматривать с двух сторон по степени их влияния.
Положительная сторона общеизвестна. Религия выступает в роли воспитателя и учителя, и данный факт подтверждает наличие в обществе сил, которые уделяют достаточно внимания делу воспитания молодежи.
Отрицательная сторона заключается в появлении фанатизма среди молодых людей. Этническая культура часто противопоставляется религии. Синкретическая система мировоззрения вайнахов воспринимается как отклонение от «чистого» ислама. Арабская культура же выступает эталоном во всех сферах жизнедеятельности. Традиционное восприятие семейных ценностей, образа жизни претерпевает изменения.
Если рассматривать причины религиозного фанатизма, то анализируя социокультурную ситуацию в современной Чечне, мы отмечаем следующие:
- отсутствие знаний о религии как феномене. Молодые люди, выросшие в гомогенной среде, отличаются от своих родителей тем, что не мыслят критически. Для них религиозное сознание - это данность, а любые отклонения - ересь. Выявление универсальных особенностей, свойственных религиозному сознанию человека любой другой конфессии, воспринимается как ложное, или подвергающее их «испытанию» верой.
- Отсутствие религиозного воспитания в семье (чаще всего, молодые люди выступают в роли транслятора религиозных идей ислама. Их родители, восхищаясь их стремлением к религии, не являются субьектами социализации в этом направлении, тем самым подрывая свой авторитет как основного субъекта социализации в семье.)
- Социально-психологическая напряженность. Чаще всего к Богу человек приходит, когда ему плохо. Социальная неустроенность многих молодых людей и отсутствие перспективы, на их взгляд, толкает их в виртуальную связь с Богом. Религия является средством защиты от невроза, поскольку предлагает замещение желаемого и, соответственно, иллюзию исполнения желаний [2, с.214].
Швейцарский психолог и культуролог К. Юнг считал, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное бессознательное, которое выражается в архетипах и воплощается в образах мифологии и религии. Коллективное бессознательное одинаково для всех людей на земле, так как обусловлено телесной организацией человека, оно является причиной появления религии. Различия, имеющиеся в религиозных представлениях разных народов, объясняются особенностями исторически сложившихся обычаев, традиций, ритуалов этих народов. Религия, как считал Юнг, выполняет важную функцию защиты сознания от разрушающих факторов — тайных бессознательных сил человеческой души.
Человек объясняет темные стремления души промыслами дьявола, а светлые стороны — стремлением к Богу. С такими объективированными образами человеку справиться легче, чем с собственными влечениями. В любой религии существует система действий, ритуальных предписаний, направленных на защиту человека от бессознательных сил. Юнг считал, что религия в таком понимании не будет преодолена никогда, потому что ее основа — свойства человеческой психики — неизменна[1, с.136].
Конечно, нельзя к фанатизму отнести все поступки, необъяснимые с точки зрения разума. Фанатизм проявляется в чеченском обществе там, когда представителей другой религии просят надеть головной убор при входе в Чеченский госуниверситет. Фанатизм проявляется в критике жесткой любого инакомыслия и навязывании своих религиозных представлений другим людям. Любимая фраза современных чеченцев-фанатиков: Вы чеченец (ка)? Вы мусульманин (ка)?
На наш взгляд, роль религии чаще всего в современном мире положительна, если мы рассматриваем степень ее влияния на индивидуальное сознание. А вот с точки зрения социума сегодня она играет скорее сепарирующий и притормаживающий фактор.
В обозримой истории человечества религия, так или иначе, влияла на жизнь общества. В разные периоды её роль то усиливалась, то она уходила на второй план. Современному религиозному сознанию человека присущи те же черты, что и в прежние времена: стремление получить утешение и ответы у сверхразумного, сверхъестественного
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 3 (45) • Часть 5 •Март
существа, Абсолюта, Бога в обычном понимании. Религия необходима человеку для удовлетворения его личностных потребностей, прежде всего.
В современном мире наука уже не считает борьбу с религией одной из своих задач, каждая из этих форм деятельности выполняет свои задачи, решает свои проблемы. Дело науки — создавать четкую систему знаний о природе и обществе, дело религии — помогать человеку в сложных жизненных ситуациях, решать мировоззренческие проблемы.
Религия - это культурный слой любого этноса, нации. У неё есть прошлое и настоящее и, конечно, определённое будущее. Но отношение к ней необходимо связывать с тем, что в ней есть прогрессивного.
В прошлом, принципы строгого морального закона были основополагающими в социокультурной реальности этноса. Мы должны понять, что экзистенциальные потребности человека не изменились со временем. Часто молодые люди «теряются» в этом информационном потоке «всеобщей свободы», их поиск «места под солнцем» отличается от поиска родителей и предыдущих поколений. время наблюдается социальное недовольство некоторых молодых людей, вызванное феноменами наследственной бедности, бесперспективности, отсутствием равных возможностей для реализации своих способностей и др.. Таких молодых людей легко увлекают альтернативные «ценности», предлагаемые экстремистами (их нельзя назвать исламистскими, так как это название порочит религию, ведь их «дела» не согласуются с божьими заповедями) Агрессия - суть проявления антропологического кризиса в чеченском обществе. Экстремизм, фанатизм религиозных взглядов молодых людей - формы реализации альтернативной реальности, которая дает четкое «понимание» жизни и своего места в ней, а часто и за ее пределами[1, с. 15].
Изменяющаяся социокультурная реальность привносит новые паттерны поведения людей, с которыми не согласуется традиционная культура. Но, жить, согласно, нравственному закону, остается главной истиной и экзистенциальной потребностью человека во все времена.
Литература
1. Абдулаева Э.С. Антропологический кризис и трансформация жизненных ценностей чеченской молодежи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 1. С.13-15.
2. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: «Канон +», 2003. 400 с.
3. Яблоков И.Н. Религиоведение. М.: Гардарики, 2005. 317 с.
References
1. Abdullaev E.S. Anthropological crisis and transformation of values in life of the Chechen youth // Historical, philosophical, political and juridical sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. Tambov: Diploma, 2016. № 1. S.13-15 .
2. C.G. Jung Psychology of the Unconscious. M .: "Canon +", 2003. 400 p.
3. Yablokov I.N. Religious Studies . M .: Gardariki , 2005. 317 p.
DOI: 10.18454/IRJ.2016.45.130 Грива О.В.
ORCID: 0000-0001-5881-8460, ассистент кафедры психологии и педагогики, Северо-Западный государственный медицинский университет АТТРАКТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДРУГОГО В СТРУКТУРАЛИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Р.БАРТА
Аннотация
В статье рассматривается феномен аттракции с позиции установки на Другого. Анализируется структура феномена аттракции как часть межличностного восприятия в целом, включающая когнитивный, аффективный и диспозиционный компоненты. Исследование проведено по работе Р. Барта «Фрагменты речи влюбленного» (1999).
Ключевые слова: эмоции, аттракция, установка, Другой, структуралистическая концепция Р. Барта.
Griva O.V.
ORCID: 0000-0001-5881-8460, assistant lecturer, the Department of Psychology and Pedagogy, North-West State
Medical University named after I.I. Mechnikov ATTRACTIVE CHARACTERISTICS OF THE OTHER ONE IN THE STRUCTURALISTIC CONCEPT
OF R. BARTHES
Abstract
The article deals with the attraction phenomenon in terms of the attitude to the Other One. The structure of attraction phenomenon is analyzed as part of interpersonal perception on the whole, which includes cognitive, affective, and dispositional components. The study is based on R. Barthes's work «A Lover's Discourse: Fragments» (1999).
Keywords: emotions, attraction, attitude, the Other One, structuralistic concept of R. Barthes.
Антропологический поворот в философии, связанный с именами таких ученых, как В.Соловьев, М.Шелер, Х.Плесснер, М.Бубер, Н.Бердяев, Ж.П. Сартр, Р.Барт и др., выдвигает на первый план проблему «Человека», субъект - субъектных отношений. Философско - психологические взгляды современности раскрываются в свете представления, понимания и коммуникации с Другим в контексте систем «Я - Ты», «Мы».
Если рассматривать в этом ключе аттракцию - как установку на Другого, состоящую из трех элементов: когнитивного (представления о Другом), аффективного (чувства к Другому) и поведенческого (определенный тип взаимоотношений с Другим), можно говорить о следующих модификациях, применительно к работе Р. Барта -французского теоретика культуры, семиотики, литературного критика и эссеиста «Фрагменты речи влюбленного» (1999):
13