7. Тоффлер Э. Шок будущего / пер. с англ. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. 557 с.
8. Шишова И.Е. Формирование социальной компетенции в процессе обучения иностранным языкам // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Buletin). 2006. № 9. С. 110-113.
References
1. Azimov E.G., Shchukin A.N. Novyy slovar' metodicheskikh terminov i ponyatiy (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [New dictionary of methodological terms and concepts (the theory and practice of language teaching]. Moscow, Ikar Publ., 2009. 448 p.
2. Bobykina I.A. Samoobrazovatel'naya deyatel'nost' kak osnova razvitiya vtorichnoj yazykovoj lichnosti [Self-educational activity as a basis for the development of the secondary linguistic personality]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — TSPU Buletin, 2011, no. 10 (112), pp. 72-75.
3. Zimnyaya I.A. Lichnostno-deyatel'nostnyy podkhod v obuchenii russkomu kak inostrannomu [Personal-active approach in teaching Russian as a foreign language]. Russkiy yazyk za rubezhom — Russian language abroad, 1985, no. 5, pp. 17-21.
4. Kasparova M.G. Usilenie psikhologicheskoy sostavlyayushchey v obespechenii individual'nogo podkhoda pri obuchenii inostrannomu yazyku [Enhancement of psychological component in providing an individual approach in foreign language teaching]. Metod aktivizatsii: aktual'nye problemy razvitiya. Sbornik statey — Method of activation: actual problems of development. Digest of articles. Moscow, Nauchno-obrazovatel'nyy tsentr «Shkola Kitaygorodskoy» Publ., 2008, pp. 45-59.
5. Kitaygorodskaya G.A. Innovatsii v obrazovanii — dan' mode ili trebovanie vremeni? [Innovation in education—just a trend or the answer for the future?]. Metod aktivizatsii: aktual'nye problemy razvitiya. Sbornik statey — Method of activation: actual problems of development. Digest of articles. Moscow, Nauchno-obrazovatel'nyy tsentr «Shkola Kitaygorodskoy» Publ., 2008, pp. 5-18.
6. Panfilova A.P. Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii: Aktivnoe obuchenie [Innovative educational technology: active learning]. Moscow, «Akademiya» Publ., 2013. 192 p.
7. Toffler E. Shok budushchego (per. s angl) [Future shock (translation from English]. Moscow, «Izdatel'stvo AST» Publ., 2002. 557 p.
8. Shishova I.E. Formirovanie social'noj kompetencii v processe obucheniya inostrannym yazykam [Development of social competence in learning foreign languages]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — TSPU Buletin, 2006, no. 9 (60), pp. 110-113.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PSYCOLOGY
DOI: 10.18454/IRJ.2016.45.132 Грива О. В.
ORCID: 0000-0001-5881-8460, ассистент кафедры психологии и педагогики, Северо-Западный государственный медицинский университет ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДРУЗЬЯХ В КОНТЕКСТЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ АТТРАКЦИИ
Аннотация
В статье рассматриваются социально - психологические характеристики аттракции в дружеских отношениях. Анализируется структура феномена аттракции как часть межличностного восприятия в целом, включающая когнитивный, аффективный и диспозиционный компоненты. Приводятся результаты практического исследования по опроснику «Шкала любви и симпатии» (З. Рубин, модификация Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина).
Ключевые слова: дружеские отношения, аттракция, установка, симпатия.
Griva O.V.
ORCID: 0000-0001-5881-8460, assistant lecturer, the Department of Psychology and Pedagogy,
North-West State Medical University named after I.I. Mechnikov THE IMAGE OF FRIENDS IN THE CONTEXT OF INTERPERSONAL ATTRACTION
Abstract
The article deals with socio-psychological characteristics of attraction in friendly relationships. The structure of attraction phenomenon is analyzed as part of interpersonal perception on the whole, which includes cognitive, affective, and dispositional components. The results of the practical study by means of the questionnaire «Love and sympathy scale» (Z. Rubin, modified by L. Ya. Gozman, Yu. E. Alyoshina) are presented.
Keywords: friendly relationships, attraction, attitude, sympathy.
Специфика социальной перцепции и вопросы построения взаимоотношений занимают одно из центральных мест в психологии. Важным фактором, влияющим на развитие эмоциональных отношений (особенно на первом этапе) является уровень симпатии - антипатии одного человека к другому, в социальной психологии обозначаемый как аттракция.
Феномен аттракции представляется в качестве аттитюда, состоящего из трех компонентов: когнитивного (мнение, представление о другом человеке), аффективного (чувственно - эмоциональная сторона) и диспозиционного (стиль межличностных отношений, тенденция к определенному поведению) [4]. Эмоциональный компонент рассматривается как базовый аспект в восприятии партнера, поэтому Другой оценивается в аффективных характеристиках (аттракция с лат. «аttahere» - притягивать, привлекать) [1]. Смысл аттракции заключается в «притяжении» одного человека к другому, в возникновение привлекательного (интересного, нового, симпатичного) образа. Также нужно отметить, что зарубежная социальная психология определяет аттракцию как установку в отношении субъекта (S. Duck, D. Byrne, T.
59
Newcomb, W. Griffitt, M.Cook, K. Dion, T. Huston, E. Brunswik, I. Hämmerling, A. Kerckoff, Z. Rubin, E. Berscheid, A. Bower, A. Laengle, M. Scheler, D. S. Berry и др.), в отечественной науке аттракция рассматривается как составляющая часть межличностного взаимодействия (А.А. Бодалев, Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов, Л. Я. Гозман, В.А. Лабунская, И.С. Кон, В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.А. Погольша, В.А. Янчук, Л.А. Петровская, В.Е. Каган, В.А. Ядов и др.).
В качестве уровней аттракции, по мнению Г.М. Андреевой, выделяются симпатия, дружба и любовь.
В основе нашей работы лежит анализ специфики дружеской аттракции, и одним из инструментов практического изучения данного феномена является методика «Шкалы любви и симпатии» (З. Рубин, в модификации Л.Я. Гозмана, Ю.Е. Алешиной) [2], которая позволяет отразить специфику эмоциональных переживаний и отношение к другу (подруге). Симпатия и любовь в авторской интерпретации З. Рубина рассматриваются в качестве установки, нежели как чувственно - эмоциональный параметр [5].
В контексте нашего исследования («Социально - психологические характеристики аттракции в дружеских отношениях») приведем эмпирические данные по шкале «Симпатия» (7 утверждений опросника с 7 вариациями выбора ответа от «полностью согласен» до «полностью не согласен»). Данная шкала характеризует уровень уважения, сходства и притягательности (восторга, восхищения, радости) в восприятии респондентами друзей.
Выборку составили русскоязычные студенты 1 и 4 курсов (обозначение: «1 р. яз.», «4 р. яз.») и иностранные учащиеся по преимуществу кавказской, алтайской и семито - хамитской языковых семей (ФИУ - факультет иностранных учащихся) - 1 и 4 курс (обозначение: «1 ФИУ», «4 ФИУ») в количестве 262 человек.
1. Первым утверждением в шкале «Симпатия» расположен пункт о субъективном восприятии «принадлежности» друга (подруги) респонденту («Я могу сказать, он/она принадлежит только мне») (рис. 1.1.). Можно отметить, что по данному пункту общий процент согласия по всей выборке составляет 21,37%, самым часто встречающимся ответом является «затрудняюсь ответить» - 26,34% (на графике отмечен 2 линейный фильтр для данного обозначения), негативные оценки даны в 52,29% (наиболее выбираемыми оказались варианты «не согласен» -20,99% (вторая линия тренда на рис. 1) и следующий за ним, - «полностью не согласен» - 17,56%) (см. рис. 1.2.). Такие результаты сообщают о значимости для опрашиваемых психологического пространства друзей - личностной суверенности. В межличностных отношениях это является залогом равноправного и уважительного взаимодействия,
1 - полностью согласен
2 - согласен
3 - скорее согласен, чем не согласен
4 - затрудняюсь ответить
5 - скорее не согласен, чем согласен
6 - не согласен
7 - полностью не согласен
2 линейный фильтр (4 -затрудняюсь ответить) 2 линейный фильтр (6 - не согласен)
Рис.1.1 -Я могу сказать, что друг (подруга) принадлежит только мне
30 25 20 15 10 5 0
♦ % выраженность ответов -экспоненциальное приближение
Рис. 1.2 -Я могу сказать, что друг (подруга) принадлежит только мне
стратегией, нацеленной на понимание автономности и независимости партнера.
16 14 12 10 8 6 4 2 0
14
10 10
9 99 9
9 99 9
J jNri
13
8 8
tO 8
3 5 33 3 3 4334 3
ини ЯВиЦШ I
11 111 1 11 1 00
ж м
1 рус. яз.
ж м
1 ФИУ
ж м
4 рус. яз.
ж м
4 ФИУ
6
6
с с
26,34
1 - 2 - согласен 3 - скорее 4 - 5 - скорее 6 - не 7 -
полностью согласен, затрудняюсь не согласен, согласен полностью
согласен чем не ответить чем согласен не согласен
согласен R2 = 0,6364
2. Вторым следует пункт - «Для него/нее я готов на многое» (рис. 2.1.), по которому получено более 90% утвердительных ответов и менее 5% отрицательных (рис. 2.2.). Высокий процент положительных ответов на данное утверждение взаимосвязан с данными, полученными по анкете, измеряющей социально-психологические характеристики аттракции, где дружба понимается как «помощь и поддержка» (1 и 2 место в ответах респондентов). Указывается, что наиболее ценным качеством друзей (вызывающим симпатию) является «доброта» (располагается на первом месте - 37,5% от общей суммы названных качеств, Е = 1101), а среди не менее важных характеристик отмечаются «отзывчивость», «открытость», «готовность прийти на помощь» и «дружелюбие». Выделенные качества составляют ядро в контексте восприятии дружбы, как со стороны функциональных, так и эмоционально близких отношений [3].
16 14 12 10 8 6 4 2 0
14
14
0 00 0
ж м
1 рус. яз.
60
ж м
1 ФИУ
ж м
4 рус. яз.
ж м
4 ФИУ
11 - полностью согласен 2 - согласен
13 скорее согласен, чем не согласен
14 затрудняюсь ответить
15 скорее не согласен, чем согласен
6 - не согласен
7 - полностью не согласен
-2 линейный фильтр (1 -полностью согласен) 2 линейный фильтр (2 -согласен)
Рис. 2.1 - Для друга (подруги) я готов (-а) на многое
50 40 30 20 10
1 - 2 - согласен 3 - скорее 4 - 5 - скорее не 6 - не 7 -
полностью согласен, затрудняюсь согласен, согласен полностью
согласен чем не ответить чем согласен не согласен
согласен
% выраженность ответов
экспоненциальное приближение „ 0 _
к =
0,9019
Рис. 2.2 -Для друга (подруги) я готов (-а) на многое
3. Ответы на утверждение «Когда мне плохо, то хочется поделиться только с ней/ним» подразделяются следующим образом: положительная динамика отмечается у более, чем 70% респондентов (рис. 3.1. и 3.2.), девушками отдается большее предпочтение вариантам «полностью согласен» и «согласен» - 69,11% (юноши - 39,68; р < 0,05). Градации «скорее согласен, чем не согласен» и «затрудняюсь ответить» по тендерному распределению больше выбираются юношами - 51,59% (девушки - 19,85%; р < 0,05), отрицательные ответы по женской выборке -11,03%, по мужской - 8,73%. Сравнивая с результатами анкеты полученные данные, можно отметить, что значительный уровень доверия и возможность открыться друзьям, соответствует определению друга (подруги), как того человека «кто меня понимает, поддерживает и разделяет мои интересы (у нас общее мировоззрение)»; а также того, что взаимопонимание зависит от «искренности, принятия и способности пойти на уступки, находить компромисс».
0
11 - полностью согласен
18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
16
16
ж м
1 рус. яз.
1 0 1 0 0 1 0 1
ж м
1 ФИУ
ж м
4 рус. яз.
1 1 1
ж м
4 ФИУ
■ 2 - согласен
13 - скорее согласен, чем не согласен
14 - затрудняюсь ответить
15 - скорее не согласен, чем согласен
6 - не согласен 17 - полностью не согласен
2 линейный фильтр (2 -согласен)
-2 линейный фильтр (3 -
скорее согласен, чем не согласен)
Рис. 3.1 - Когда мне плохо, то хочется поделиться только с другом (подругой)
60 50 40 30 20 10 0
\
25,19 29,77 22,52
12 6
5,73 3.43
- ■---------——^ ( ' и,/о
1 - 2 - согласен 3 - скорее 4 - 5 - скорее не 6 - не 7 -
полностью согласен, затрудняюсь согласен, согласен полностью
согласен чем не ответить чем согласен не согласен
согласен
■ % выраженность ответов
экспоненциальное приближение = 0,8781
Рис. 3.2 -Когда мне плохо, то хочется поделиться только с другом (подругой)
4. Следующим пунктом опросника является «Я думаю, что мы с ней/ним внутренне похожи», отражающим оценку сходства с другом (подругой) (рис. 4.1.). Более 80% студентов считают, что в их отношениях с друзьями присутствует эмоциональная, духовная близость. Вариант «полностью не согласен» - абсолютно отсутствует в ответах респондентов, «не согласен» - составляет 2, 29% (рис. 4.2.). По дополнительному пункту анкеты, отражающему важность сходства в дружеских отношениях, девушками дается положительный ответ в 78% случаев, юношами в 68%. Подчеркивается, что особую роль играет сходство в мировоззрении, ценностях, предпочтениях. Это подтверждает теорию восприятия Другого как «родного, близкого человека («одно целое», «как брат/ сестра», «похожий на меня»)», обуславливающую межличностную аттракцию (исследования сходства аттитюдов и аттракции Д. Бирна - закон аттракции Бирна — Нельсона; Э. Аронсона; У. Гриффита; Р.Вейч; Д. Клора; М. Розенбаума; Г.Х. Шингарева; Е. Бершейд и др.).
18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
11 - полностью согласен
12 - согласен
13 - скорее согласен, чем не согласен
14 - затрудняюсь ответить
15 - скорее не согласен, чем согласен
6 - не согласен
17 - полностью не согласен
2 линейный фильтр (1 -полностью согласен)
- 2 линейный фильтр (2 -согласен)
50 40 30 20 10
Рис. 4.1 -Я думаю, что мы с другом (подругой) внутренне похожи
1 - 2 - согласен 3 - скорее 4 - 5 - скорее не 6 - не 7 -
полностью согласен, затрудняюсь согласен, согласен полностью
согласен чем не ответить чем согласен не согласен
согласен
% выраженность ответов
экспоненциальное приближение Я2 = 0 9096
Рис. 4.2 -Я думаю, что мы с другом (подругой) внутренне похожи
5. Аналогичные результаты (с высоким процентом согласия) были получены на утверждение «Мне приятно чувствовать, что он/она доверяет мне больше, чем другим» (рис. 5.1.). Количество ответов «полностью согласен» составляет в среднем более 40% (девушки выбирают данную характеристику в 51,47% случаев, юноши - в 35,71%), общая сумма положительных ответов - 90,07% с тенденцией нивелирования отрицательных вариантов (рис. 5.2.). Это отражает общее понимание дружбы, как отношений, построенных на доверии, взаимном уважении, понимании и принятии.
0
30 25 20 15 10 5 0
ж м
4 рус. яз.
ж м
4 ФИУ
11 - полностью согласен
12 - согласен
13 - скорее согласен, чем не согласен
14 - затрудняюсь ответить
15 - скорее не согласен, чем согласен
6 - не согласен
17 - полностью не согласен
2 линейный фильтр (1 -полностью согласен) - 2 линейный фильтр (2 -согласен)
Рис. 5.1 -Мне приятно чувствовать, что друг (подруга) доверяет мне больше, чем другим
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5
43,89
1 - 2 - согласен 3 - скорее 4 - 5 - скорее не 6 - не 7 -
полностью согласен, затрудняюсь согласен, согласен полностью
согласен
чем не согласен
ответить чем согласен
не согласен
% выраженность ответов
экспоненциальное приближение
R2 = 0,8684
Рис. 5.2 -Мне приятно чувствовать, что друг (подруга) доверяет мне больше, чем другим
6. Предпоследний пункт «Мне было бы тяжело, если бы пришлось жить без него/нее» (рис. 6.1.) выявляет гендерную специфику, - так девушками дается утвердительный ответ в 79,41%, юношами - в 66,66%; амбивалентное значение составляет соответственно 12,5 и 21,43%; отрицательные значения по женской выборке получены в 8,08%, по мужской - в 11,9%. Такие результаты могут объясняться общей направленностью на восприятие дружбы как эмоционально близких отношений у девушек и больше инструментальных, функциональных у юношей.
20 19 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
ж м
1 рус. яз.
ж м
1 ФИУ
11 - полностью согласен
12 - согласен
13 - скорее согласен, чем не согласен
14 - затрудняюсь ответить
15 - скорее не согласен, чем согласен
6 - не согласен
17 - полностью не согласен
2 линейный фильтр (1 -полностью согласен) -2 линейный фильтр (2 -согласен)
Рис. 6.1 - Мне было бы тяжело, если бы пришлось жить без друга (подруги)
64
0
На рис. 6.2. отражена общая тенденция при выборе вариантов ответа респондентами (73,29% - положительные, 9,92% - отрицательные и 16,79% - «не знаю»).
50
40
30
20
10
0
\
24 05 25.19 24 05
;. 16,79
____5,34 Ч 8?
0,76
1 - 2 - согласен 3 - скорее 4 - 5 - скорее не 6 - не 7 -
полностью согласен, затрудняюсь согласен, согласен полностью
согласен
чем не согласен
ответить чем согласен
не согласен
% выраженность ответов
экспоненциальное приближение Я2 = 0 833
Рис. 6.2 - Мне было бы тяжело, если бы пришлось жить без друга (подруги)
7. Последним утверждением по шкале «Симпатия» является «Я уверен, она/он хорошо ко мне относится» (результаты отражены на рис. 7.1.). Общее количество ответов «да» составляет 94,28% (девушки - 96,32% с большей тенденцией к варианту «полностью согласен» - 55,88% (по мужской выборке - 38,88%), юноши - 92,06%), «не знаю» -4,2%, отрицательное отношение - 1,52%. На графике 7.2. отображена линия тренда в распределении вариантов. Благоприятное отношение взаимосвязано с общей положительной эмоциональной оценкой друга (подруги). Так при указании наиболее важных личностных черт 1061 параметр (96,37% при Е=1101) был получен в контексте аттрактивных и менее 3,63% составили отрицательные индивидуальные характеристики друзей. По теории двусторонней детерминации аттракции (отношение Другого и самооценка), восприятие себя в выгодном свете в глазах партнера, способствует усилению чувства симпатии, располагает к дружелюбию и позитивному настрою. В социальной психологии это находит объяснение с позиций механизма проективной идентификации, эффекта Розенталя (Пигмалиона), феномена самореализующегося пророчества, «отзеркаливания» и др., смысл которых заключается в том, что установка играет значительную роль в формировании представления о партнере и задает определенное отношение к нему.
30 25 20 15 10 5 0
ж м
1 рус. яз.
1 ФИУ
ж м
4 рус. яз.
ж м
4 ФИУ
1 - полностью согласен 12 - согласен
3 - скорее согласен, чем не согласен
4 - затрудняюсь ответить
5 - скорее не согласен, чем согласен
6 - не согласен
17 - полностью не согласен
- 2 линейный фильтр (1 -полностью согласен)
Рис. 7.1 - Я уверен, что друг (подруга) хорошо ко мне относится
70 60 50 40 30 20 10 0
1 - 2 - согласен 3 - скорее 4 - 5 - скорее не 6 - не 7 -
полностью согласен, чем затрудняюсь согласен, чем согласен полностью не
согласен
не согласен ответить
согласен
согласен
R2 = 0,9553
% выраженность ответов
экспоненциальное приближение
Рис. 7.2 -Я уверен, что друг (подруга) хорошо ко мне относится
В заключении можно сказать, что утверждения, входящие в шкалу «Симпатия» отражают общую структуру аттрактивного процесса в контексте дружеских отношений, включающую следующие компоненты:
■ восприятие «принадлежности» друга (подруги) субъекту,
■ «готовность пойти на многое ради друга (подруги)»,
■ открытость, возможность поделиться переживаниями,
■ уровень внутреннего сходства с партнером,
■ представление о степени доверия,
■ важность и ценность друга (подруги),
■ субъективное мнение о «хорошем отношении» со стороны Другого.
Важно отметить, что по всем вышеперечисленным пунктам (кроме утверждения, что «Я могу сказать, что друг (подруга) принадлежит только мне») процент положительных ответов располагается в диапазоне от 70% до 94%, что свидетельствует о высоком уровне уважения, симпатии, значимости друзей. В оригинальном исследовании З. Рубина суммарный показатель отношения к другу (подруге) своего пола для девушек равняется 80,47 (с = 16,47), для юношей - 79,10 (с = 18,07).
Проведенная работа рассматривается как попытка выявить характеристики, способствующие и затрудняющие интерперсональную аттракцию (факторы, влияющие на величину симпатии (антипатии) в межличностных отношениях).
Литература
1. Бодалев А.А., Васина Н.В. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональные аспекты). - СПб.: Речь, 2005. - С. 23 - 39.
2. Ильин Е. П. Психология любви. - СПб.: Питер, 2014. - 336 с.
3. Сваре X. Философия дружбы / Пер. с норв. И. Вороновой. - М.: Прогресс-Традиция, 2010. - 256 с.
4. Merriam - Webster's Collegiate Dictionary [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.merriam-webster.com/dictionary/attraction. - [Дата обращения: 27.01.2016].
5. Rubin Z. From liking to loving: patterns of attraction in dating relationships. In: Foundations of Interpersonal Attraction / Ed. by T.L. Huston. - New York: Academic Press, 1974, pp. 383 - 401.
References
1. Bodalev A.A., Vasina N.V. Poznanie cheloveka chelovekom (vozrastnoi, gendernyi, etnicheskii i professional'nye aspekty). - Saint-Petersburg: Rech', 2005. - pp. 23 - 39.
2. Il'in E. P. Psikhologiya lyubvi. - Saint-Petersburg: Piter, 2014. - 336 p.
3. Svare Kh. Filosofiya druzhby. - Moscow: Progress-Traditsiya, 2010. - 256 p.
4. Merriam - Webster's Collegiate Dictionary. Available at: http://www.merriam-webster.com/dictionary/attraction. [27.01.2016].
5. Rubin Z. From liking to loving: patterns of attraction in dating relationships. In: Foundations of Interpersonal Attraction / Ed. by T.L. Huston. - New York: Academic Press, 1974, pp. 383 - 401.