УДК 151.8 ББК 88.54
О.В. Грива
аттракция в дружеских отношениях:
ОБРАЗ РЕАЛьНОГО И ИДЕАЛьНОГО ДРУГА
В статье рассматривается феномен аттракции в дружеских отношениях с позиции установки на Другого. Приведены эмпирические результаты, раскрывающие особенности в представлениях о реальном и идеальном образе друга (подруги). С опорой на данные краткого психологического эссе на тему «Мой лучший друг (подруга)», анкету, измеряющую свойства аттракции, и на методику «Личностный дифференциал» выявляются наиболее важные, ценные и привлекательные качества в отношении друзей.
Ключевые слова: дружеские отношения, аттракция, установка, качества личности, реальный образ друга (подруги), идеальное представление друга (подруги).
O.V. Griva
ATTRACTION IN FRIENDLY RELATIONSHIPS: IMAGE OF A REAL AND IDEAL FRIEND
The attraction phenomenon in friendly relationships in terms of the attitude to the Other One is discussed. The empirical results are given showing specific features of the notion of a real and ideal male or female friend's image. Based on the data of a short psychological essay on the topic «My best friend», the questionnaire measuring the properties of attraction, and the method «Personality differential», the most important, valuable, and attractive qualities in regard to friends are determined.
Key words: friendly relationships, attraction, attitude, personal qualities, real image of a male or female friend, ideal image of a male or female friend.
«Век интернета» существенно изменил социум, когда в эпоху радикальных перемен, огромных потоков информации и быстро меняющегося мира человек прячет реального себя за экраном ноутбука, смартфона (или любой другой техники). Результатом этого становится отчуждение, эмоциональное одиночество в отношениях, растерянность при непосредственном общении и желание найти чуткого, понимающего и поддерживающего Другого [4; 2]. Такие изменения приводят к трансформации многих фундаментальные понятий, в том числе дружбы, поэтому актуальной проблемой является изучение семантического контекста близких отношений. Наиболее важными вопросами нам представляются следующие: «Как соотносятся реальный и идеальный образ друга (подруги)?», «Какие личностные качества вызывают симпатию?», «Какие черты рассматрива-
ются как наиболее важные, а что вызывает отторжение?»
Одним из социально-психологических факторов, оказывающих влияние на моделирование образа партнера, является феномен аттракции. Под данным термином понимается положительная установка на Другого, проявляющаяся в интересе, симпатии, доброжелательности, дружественном расположении и побуждении к общению [5].
Зарубежная социальная психология и социология в основном рассматривают аттракцию с позиции эмоционального отношения в суждениях о другом человеке как объекте внимания (Д. Бирн, Т. Ньюком, Дж. Морено, Т. Сильверман, Д. Бар-Тал, Э. Аронсон, С. Арон, М. Лер-нер, М. Мартин, Б. Лотт и др.) [6]. В отечественной практике феномен аттракции анализируется в пространстве закономерностей межличностного взаимодействия
Е £
о
X .0
га ф
о х .0
га ф
^
со
го ^
ю о
X к
S
X
ф
3
о
X
н о
a
о ф
и
СО
го
I
как его неотъемлемая часть (А.А. Бода-лев, Л.Я. Гозман, И.С. Кон, Н.Н. Обозов, В.С. Агеев, Ю.Е. Алешина и др.) [1].
Обратимся к данным исследования социально-психологических характеристик аттракции в дружеских отношениях, в котором приняли участие студенты русскоязычных групп и факультета иностранных учащихся (ФИУ) СЗГМУ им. И.И. Мечникова (N = 262).
При анализе данных мы будем опираться на результаты методики «Личностный дифференциал» (Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд), анкету, краткое психологическое эссе (на тему «Мой лучший друг/моя лучшая подруга») и общие данные респондентов.
Методика «Личностный дифференциал» (ЛД) позволяет измерить определенные характеристики (личностные особенности) в отношении к другу (подруге), уровень симпатии, аттрактив-ности.
Рассмотрим полученные данные по шкале «Оценка» исходя из принципа «привлекательности - непривлекательности» личностных качеств у реальных и идеальных друзей. В качестве дополнительной переменной будем учитывать гендерный фактор.
Первыми в семантическом дифференциале располагаются качества «обаятельный - непривлекательный» (табл. 1).
Табл. 1. Дихотомия «обаятельный - непривлекательный»
ОБАЯТЕЛЬНЫЙ ОБАЯТЕЛЬНЫЙ = НЕПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ НЕПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ
реальный идеальный реальный идеальный реальный идеальный
% % %
9 94,85 95,59 4,41 3,68 0,74 0,73
в 86,51 92,06 7,93 7,14 5,56% 0,79
Из таблицы следует, что большинство респондентов считают друзей привлекательными, что также отражается в идеальном представлении (статистическая достоверность по критерию х2 (хи-квадрат Пирсона) p =.000 для черты «обаятельный_реальный» и р = 011 для «обаятельный_идеальный»). По результатам отечественных и зарубежных исследований (E. Berscheid; T.F. Cash; A. Feingold; B. Murstein; M. Cook; E. Hatfield; E. Walster; K.K. Dion; N. Rumsey; A. Furn-ham; А.А. Бодалев, В.А. Лабунская и др.), фактор привлекательности занимает одну из ведущих позиций при механизме формирования первого впечатления, при непосредственном взаимодействии с партнером по общению, наделяя его такими положительными качествами, как умный, отзывчивый, коммуникативно компетентный (в оценке просоциального
поведения), открытый, «хороший». И обратный эффект наблюдается при восприятии человека как непривлекательного («плохой», безразличный, неинтеллектуальный и т.д.) По теории Б. Мурстейна, существует «гипотеза соответствия», по которой люди выбирают в качестве близких друзей и партнеров по длительным отношениям (или имеют перцептивную установку) похожих на себя по уровню физической привлекательности, что было позднее подтверждено в работах A. Feingold («Matching for attractiveness in romantic partners and same-sex friends: a metaanalysis and theoretical critique»), Т. Cash and V. Derlega («The matching hyp othesis: Physical attractiveness among same-sexed friends»).
Следующими личностными качествами являются «добросовестный» и противоположное - «безответственный» (табл. 2).
Табл. 2. Дихотомия «добросовестный - безответственный»
m
О
ДОБРОСОВЕСТНЫЙ ДОБРОСОВЕСТНЫЙ = БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ
реальный идеальный реальный идеальный реальный идеальный
% % %
9 79,41 94,85 7,35 2,21 13,24 2,94
в 70,63 94,44 10,32 4,76 19,05 0,79
Можно отметить, что идеальное представление о друзьях по характеристике «добросовестный» значительно превышает реальную субъективную оценку, что более свойственно для респондентов мужчин (р =.027 для черты «добросовестный_идеальный»). Сопоставляя полученные данные с результатами контент-анализа по вопросам анкеты и эссе, можно отметить, что одними
из наиболее ценных качеств друзей являются ответственность, возможность положиться на другого, готовность прийти на помощь (последнее качество особенно важно для студентов 4-го курсов -5,9 % от суммы всех названных свойств, Е = 797).
«Добрый - эгоистичный» как отражение коммуникативной группы личностных параметров (табл. 3).
Табл. 3. Дихотомия «добрый - эгоистичный»
ДОБРЫЙ ДОБРЫЙ = ЭГОИСТИЧНЫЙ ЭГОИСТИЧНЫЙ
реальный идеальный реальный идеальный реальный идеальный
% % %
? 85,29 90,44 3,68 4,41 11,03 5,15
в 74,6 92,06 7,14 5,56 18,25 2,38
Полученные результаты имеют несколько статистически достоверных различий: между реальным и идеальным представлением о друзьях в сторону формирования более положительного образа, особенно среди юношей (р = .037 для «добрый _ реальный»; р = .002 для «добрый _ идеальный) и соответствующего снижения баллов по черте «эгоистичный» (р = .016 «эгоистичный _ реальный»).
Опираясь на данные качественного анализа, можно сказать, что на первом
месте по важности располагается такая личностная характеристика, как «добрый» (37,18 % к общему количеству параметров, Е = 1346), а среди самых отталкивающих черт в портрете друга (подруги) чаще других упоминаются «упрямство», «непостоянство», «зависимость» (рассматриваемая как «угодничество и безропотность») и «эгоистичность».
Далее следует антагонистичная пара индивидуальных особенностей «отзывчивый - черствый» (табл. 4).
Табл. 4. Дихотомия «отзывчивый - черствый
ОТЗЫВЧИВЫЙ ОТЗЫВЧИВЫЙ = ЧЕРСТВЫЙ ЧЕРСТВЫЙ
реальный идеальный реальный идеальный реальный идеальный
% % %
? 87,5 86,03 8,09 8,82 4,41 5,14
в 83,33 88,09 7,14 5,56 9,52 6,35
Е
£ о
X .0
га ф
о х .0
га ф
^
со
го ^
ю о
X к
X
ф
3
о
X
н о
а
о ф
и
СО
го
I
Полученные значения указывают на высокое соответствие представлений о реальных и желаемых чертах в образе друзей. Отзывчивость, открытость и понимание чащедругихупоминаютсякакнеобходимые
условия доверительных отношений [3].
Категории «справедливый - несправедливый» занимают одно из ведущих мест в оценке понимания дружеских отношений (табл. 5).
Табл. 5. Дихотомия «справедливый - несправедливый»
СПРАВЕДЛИВЫЙ СПРАВЕДЛИВЫЙ = НЕСПРАВЕДЛИВЫЙ НЕСПРАВЕДЛИВЫЙ
реальный идеальный реальный идеальный реальный идеальный
% % %
? 94,12 97,06 2,94 2,2 2,94 0,74
в 88,09 93,65 5,56 3,97 6,35 2,38
Из таблицы следует, что мнение респондентов в отношении справедливости как базового параметра дружеского взаимодействия существенно не меняется, как с позиции существующего, так и
идеального представления, независимо от гендерного фактора.
«Дружелюбный - враждебный» как атрибут дружбы (табл. 6).
Табл. 6. Дихотомия «дружелюбный - враждебный»
ДРУЖЕЛЮБНЫЙ ДРУЖЕЛЮБНЫЙ = ВРАЖДЕБНЫЙ ВРАЖДЕБНЫЙ
реальный идеальный реальный идеальный реальный идеальный
% % %
? 94,12 94,12 2,2 5,15 3,68 0,73
в 89,68 92,06 6,35 4,76 3,97 3,17
Дружелюбие интерпретируется как одно из важных условий формирования эмоционально близких связей. Табличные данные отражают высокую значимость данного качества у друзей. Можно отметить практически полное исчезновение (менее 1 %) противоположной характеристики - «враждебность» у студенток, что соотносится с большей
ориентированностью на эмоционально-чувственный, экспрессивный тип дружбы, более сопряженный с пониманием партнера, мягкостью и сопереживанием.
Последними параметрами в шкале «Оценка» по семантическому дифференциалу являются «честный - неискренний» (табл. 7).
Табл. 7. Дихотомия «честный - неискренний»
ЧЕСТНЫЙ ЧЕСТНЫЙ = НЕИСКРЕННИЙ НЕИСКРЕННИЙ
реальный идеальный реальный идеальный реальный идеальный
% % %
? 94,12 95,59 3,68 2,2 2,2 2,21
в 89,68 95,23 4,76 3,97 5,56 0,79
Высокие показатели как у юношей, так и у девушек отмечаются в градации «честный» по отношению и к реальному и к воображаемому идеальному другу (подруге) - более 90 %. Единственным статистически достоверным отличием по гендерному фактору является характеристика «неискренний _ реальный» (р = .038) - в сторону снижения значения по данному свойству у юношей. По анкетным материалам имеются такие ответы, как «нежелание услышать о себе «горькую правду», «страх испытать стыд», «меня постигнет разочарование в себе», «лесть для поднятия самооценки», что может помочь объяснить отрицательное или амбивалентное отношение к искренности друзей. Несмотря на это, честность занимает второе место по важности в дружбе: «честный» (27,51 %) и искренний (17,67 %) от Е = 1346 (опи-
раясь на результаты краткого психологического эссе и анкеты).
В заключение можно отметить, что по статистическим критериям двусторонняя асимптотическая значимость между ЛДи-О (идеальным) и ЛДр-О (реальным) составляет р < 0.001, указывая на достоверность различий между описанием личностных черт реального друга (подруги) и представлением идеального, в сторону формирования более положительного образа (более обаятельного, добросовестного, доброго и отзывчивого). Полученные данные отражают особенности восприятия и понимания образа Другого с предрасположенностью к большей чуткости, открытости, что указывает на ориентацию в большей мере на эмоциональный тип дружбы, чем на функциональный вариант близких отношений.
Библиографический список
1. Бодалев, А.А. Познание человека человеком (возрастной, тендерный, этнический и профессиональные аспекты) [Текст] / А.А. Бодалев, Н.В. Васина. - СПб.: Речь, 2005. - 324 с.
2. Лифинцев, Д.В. Социальная поддержка как психологический феномен [Текст] / Д.В. Лифин-цев, А.Б. Серых, А.А. Лифинцева // Вопросы психологии. - 2014. - Т. 5. - С. 105-117.
3. Сваре, X. Философия дружбы [Текст] / Х. Сваре; пер. с норв. И. Вороновой. - М.: Прогресс-Традиция, 2010. - 256 с.
4. Юревич, А.В. Психологическое состояние современного российского общества: новые оценки [Текст] / А.В. Юревич // Вопросы психологии. - 2015. - Т. 2. - С. 32-45.
5. Lott B.E., Lott A.J. The role of reward in the formulation of positive interpersonal attitudes. In T.L. Huston (Ed.), Foundations of interpersonal attraction. New York: Academic Press, 1974. P. 171-192.
6. Rumsey N., Harcourt D. Oxford Handbook of the Psychology of Appearance. UK: Oxford University Press, 2014. P. 736.
References
1. Bodalev A.A., Vasina N.V. Learning an individual by an individual (age, gender, ethnic, and professional aspects). SPb.: Rech, 2005. P. 324. [in Russian].
2. Lifintsev D.V., Serykh A.B., Lifintseva A.A. Social support as a psychological phenomenon. Voprosy psikhologii, 2014. Vol. 5. P. 105-117. [in Russian].
3. Yurevich A.V. Psychological state of modern Russian society: new assessment. Voprosy psikhologii, 2015. Vol. 2. P. 32-45. [in Russian].
4. Svare Kh. Philosophy of friendship. M.: Progress-Traditsiya, 2010. P. 256. [in Russian].
5. Lott B.E., Lott A.J. The role of reward in the formulation of positive interpersonal attitudes. In T.L. Huston (Ed.), Foundations of interpersonal attraction. New York: Academic Press, 1974. P. 171-192.
6. Rumsey N., Harcourt D. Oxford Handbook of the Psychology of Appearance. UK: Oxford University Press, 2014. P. 736.
Сведения об авторе: Грива Ольга Викторовна,
ассистент, кафедра психологии и педагогики,
Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова,
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the author: Griva Olga Viktorovna,
Assistant lecturer,
Department of Psychology
and Pedagogy,
North-West State Medical
University named after I.I. Mechnikov,
Saint-Petersburg, Russia.
E-mail: [email protected]
2 о