Научная статья на тему 'Аттестация педагогических работников'

Аттестация педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оганезова Лорине Мовсесовна

Правовые аспекты аттестации педагогических работников. Ответы на вопросы педагогов, сталкивающихся с различными проблемами при прохождении аттестации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оганезова Лорине Мовсесовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аттестация педагогических работников»

консультации

Консультант Лорине Мовсесовна Оганезова,

методист ГБОУ ДПО РО РИПКиППРО,

специалист по подготовке экспертов по аттестации

педагогических работников, г. Ростов-на-Дону

Аттестация педагогических работников

С 2014/15 учебного года процедура аттестации проходит в условиях реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», нового приказа Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» и профессионального стандарта педагога, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. На что хотелось бы обратить внимание?

^ Скажите, пожалуйста, возможно • ли получить первую категорию с дипломом бакалавра?

Да, можно, важно показать уровень сформированности профессиональных компетенций в соответствии с заявленной категорией в ходе оценочной деятельности эксперта. В соответствии с пунктом 24 приказа № 276 аттестация педагогических работников проводится в целях установления квалификационной категории по их желанию. По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория. Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет.

Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

Ограничения по поводу квалификации по диплому не предусмотрены. В соответствии с приказом образовательной организации педагогический работник принят на работу и осуществляет педагогическую деятельность.

^ Может ли отсутствие курсо-• вой подготовки по повышению квалификации в межаттестационный период являться причиной отказа в аттестации на заявленную категорию?

Нет, причиной отказа не может быть, однако в требованиях и федерального и региональных Порядков проведе-

ния аттестации заявлено, что аттестуемый демонстрирует показатели по таким критериям, как:

• достижения учащимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

• достижения учащимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г.

№ 662;

• выявление и развитие способностей учащихся к научной (интеллектуальной), творческой,

физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

• личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения

и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;

• активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Детализируя эти критерии, хочется отметить, что показатели и индикаторы соответствия в ходе экспертных процедур должны стать подтверждением, что аттестуемый:

• способен выбирать технологии и методики в соответствии

с возрастными и проявляющимися физиологическими особенностями учащихся;

• владеет современными образовательными технологиями, технологиями диагностики и корректировки;

• может построить оптимальную модель обучения, совершенствуя методы обучения

и воспитания;

• понимает перспективы ФГОС, реализует деятельностный подход на уроке;

• комплексно ставит задачи... и т.д.;

• формирует у учащихся новые образовательные результаты

и практики;

• совокупность используемых технологий и методик обеспечивает эффективную и продуктивную деятельность педагога;

• в осуществлении профессиональной деятельности педагога наблюдается стремление включиться в инновационную и исследовательскую деятельность.

В качестве подтверждения готовности учителя в условиях таких требований продуктивно реализовать свою деятельность важны курсы повышения квалификации либо серьёзная программа индивидуальной образовательной траектории самообразования, саморазвития (конференции, вебинары, семинары, участие в сетевых сообществах и т.д.). Кроме того, не забывайте, что по Закону «Об образовании в РФ» педра-ботник имеет право повышать квалификацию каждые три года. Кроме того, он несёт ответственность за своё непрерывное профессиональное образование, и региональный орган, проводящий аттестацию, вправе удостовериться в этом. Однако, если аттестуемый по объективным причинам не прошёл курсы повышения квалификации, он может подтвердить справкой из учреждения дополнительного профессионального образования своё предстоящее повышение квалификации в соответствии с планом данного учреждения, если это не противоречит установленным порядкам учреждения дополнительного профессионального образования.

^ Здравствуйте! Скажите, пожа-

• луйста, обязательно ли для получения высшей категории участие в международных конкурсах и олимпиадах, которые указаны

в шаблоне портфолио?

Требование, указанное в федеральном Порядке, предъявляемое к высшей квалификационной категории: «...выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

уровень этих мероприятий определяет каждый субъект РФ самостоятельно. Однако воспринимать это нужно не категорично, что если нет, то нет и высшей. Если это требование в вашем региональном портфолио указано и баллиро-вано, а у вас по реализуемой программе нет возможных условий участия в конкурсах и олимпиадах международного уровня, то вам следует эти баллы компенсировать иными достижениями.

Я предлагаю в предаттестаци-онный период проводить работу по достижению показателей по этому критерию в следующих направлениях:

Выявление способностей

к научной (интеллектуальной) деятельности:

1. Наличие у педагогического работника специальной программы выявления и развития способностей учащихся в виде:

• таблицы с фиксацией списка учащихся (всего класса или требующих специального

Консультации

подхода для развития) и показателей, по которым производится систематическое отслеживание;

• плана-графика проведения диагностических процедур и мероприятий развивающего характера в рамках учебной или воспитательной программы;

• учебно-методического комплекта с банком диагностических методик.

2. Систематическое отслеживание и фиксация динамики развития способностей:

• отбирает и при самоанализе называет научно обоснованные показатели проявления способностей к научной деятельности (выбор учебных заданий исследовательского характера, участие в исследовательских проектах, склонность к самостоятельным исследованиям);

• целенаправленно отбирает

и при самоанализе называет методы и методики выявления способностей:

• наблюдает в естественных условиях образовательного процесса за эмоциональным проявлением отношения при выполнении

и выборе заданий;

• создаёт специальные ситуаций выбора видов деятельности разного содержания, сложности, проблемности, уровня самостоятельности и познавательной деятельности;

• анализирует качество выполнения творческих заданий;

• проводит опросы (учащихся, учителей, родителей), анкетирование; тестирование посредством заданий на предметном материале и психологических методик; рейтинги достижений, удовлетворённости результатами, своей деятельностью, развитием; гото-

вит сравнительные диаграммы, характеристики.

Развитие творческих способностей:

• создание среды для проявления и развития способностей: элективные модули по предмету, поисковые и исследовательские проекты, опыты и эксперименты, творческие мастерские, развивающие тренинги, конкурсы, олимпиады, конференции и т.п.

Организация дополнительных образовательных услуг:

Вовлечение в работу детских творческих объединений при учреждениях дополнительного образования и школ при кафедрах вузов.

Конкретный личный вклад: стимулирование и поощрение, руководство, консультации, рекомендации, поддержка (наставничество, тьюторство, коучинг).

Продуктивность деятельности учащихся:

Наличие ученических научных работ, изобретений, рефератов, публикаций. Наличие высоких достижений учащихся (первые и призовые места) в интеллектуальных и тематических познавательных конкурсах и фестивалях регионального, всероссийского, международного уровня. Свидетельства продуктивности: наличие сертификатов в ученическом портфолио; названия и тема, место создания, презентации, издания. Вид поощрения (награды) и оценки.

Выявление: способность к догадке при решении не-

стандартных, проблемных учебных задач, гибкость и критичность мышления, добровольный выбор творческих заданий, участие в творческих проектах, в создании творческих продуктов (изобразительных, технических, литературных и т.п.). Наличие творческих продуктов в портфолио, виды презентации их в социуме (выставки, конкурсы, публикации).

Развитие: создание среды для проявления творческих способностей (личный вклад учителя в её создание), в том числе в интернет-сети. Наличие участия и достижений учащихся в предметных олимпиадах, в том числе дистанционных: регионального, федерального уровня. Перечень победителей, виды и тематика мероприятий, место и уровень проведения. Наличие свидетельств в портфо-лио ученика. Личное участие педагога в стимулировании, подготовке, поддержке участников конкурсов, фестивалей, в их организации или экспертизе.

^ В этом году подошёл срок мо-• ей аттестации. У меня такой вопрос: должна ли я отвечать на вопросы по знанию нормативно-правовой базы, теоретических и практических основ профессиональной деятельности, если награждена грамотой Министерства образования РФ?

По положению отраслевые награды и звания не влияют на порядок аттестации. Вы их заслуженно получили за определённые профессиональные или личностные достижения,

но никак не за соответствие требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям.

^ Меня интересует такой вопрос:

преподавать вуза, кандидат наук, доцент кафедры лингвистики, работающий в гимназии первый год, когда имеет право аттестоваться на категорию? Сейчас этот преподаватель, работающий на полную ставку, преподающий в старших классах, не имеет ничего, и оплата его труда соответствует минимуму. Имеет ли он право подать заявление на 1-ю категорию?

Да, имеет право, подача заявления на первую квалификационную категорию не имеет ограничений по стажу работы, однако необходимо представить все индикаторы, подтверждающие соответствие результатов своей педагогической деятельности за год требованиям, предъявленным к первой квалификационной категории.

^ Я преподаю второй год после • окончания университета. Когда мне можно подавать заявку на категорию? И можно ли сразу подавать заявление на высшую категорию?

Основное ограничение для получения высшей квалификационной категории — наличие установленной первой квалификационной категории и стаж работы не менее двух лет после её установления. Впервые можно получить только первую квалификационную категорию без ограничений по стажу работы, однако

целесообразно иметь стаж работы для систематизации и подготовки показателей деятельности, подтверждающие соответствие требованиям, предъявляемым к первой категории.

^ Вышла на работу после декрета, у меня в этом году заканчивается категория. Когда мне можно будет защищать категорию?

Ограничений по прохождению аттестации беременными женщинами, женщинами, находящимися в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребёнком для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, не предусмотрено. Прохождение такой аттестации в указанные периоды зависит от желания самих педагогических работников.

^ Мне 55 лет, заканчивается срок аттестации, могу ли я не подтверждать категорию? Сохраниться ли категория и оплата после истечения срока? У меня высшая квалификационная категория.

Право аттестоваться или нет на квалификационную категорию исключительно принадлежит вам, коллега. Но если вы не подадите заявление на категорию в положенный вашим региональным регламентом

срок и потеряете категорию, вам оплата будет производиться без учёта категории. Но новый порядок аттестации расширил ваше правовое поле — согласно пункту 31 Порядка истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности. Я бы советовала вам аттестоваться.

Здравствуйте, я педагог из • Карелии. У нас введена новая балльная система аттестации, любое мероприятие — балл, накопление их(+справки)ведёт к 1-й или высшей категории. Правомерно ли это?

Субъект РФ принимает положение об аттестации, регламентирующее порядок проведения и предоставления этой услуги на основе приказа Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», и правомерно в качестве приложения предложить свои разработанные критерии для оценки уровня квалификации педработников. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.