консультации
Консультант Лорине Мовсесовна Оганезова,
методист ГБОУ ДПО РО РИПКиППРО,
специалист по подготовке экспертов по аттестации
педагогических работников, г. Ростов-на-Дону
Аттестация педагогических работников
С 2014/15 учебного года процедура аттестации проходит в условиях реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», нового приказа Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» и профессионального стандарта педагога, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. На что хотелось бы обратить внимание?
^ Скажите, пожалуйста, возможно • ли получить первую категорию с дипломом бакалавра?
Да, можно, важно показать уровень сформированности профессиональных компетенций в соответствии с заявленной категорией в ходе оценочной деятельности эксперта. В соответствии с пунктом 24 приказа № 276 аттестация педагогических работников проводится в целях установления квалификационной категории по их желанию. По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория. Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет.
Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.
Ограничения по поводу квалификации по диплому не предусмотрены. В соответствии с приказом образовательной организации педагогический работник принят на работу и осуществляет педагогическую деятельность.
^ Может ли отсутствие курсо-• вой подготовки по повышению квалификации в межаттестационный период являться причиной отказа в аттестации на заявленную категорию?
Нет, причиной отказа не может быть, однако в требованиях и федерального и региональных Порядков проведе-
ния аттестации заявлено, что аттестуемый демонстрирует показатели по таким критериям, как:
• достижения учащимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
• достижения учащимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г.
№ 662;
• выявление и развитие способностей учащихся к научной (интеллектуальной), творческой,
физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
• личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения
и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
• активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
Детализируя эти критерии, хочется отметить, что показатели и индикаторы соответствия в ходе экспертных процедур должны стать подтверждением, что аттестуемый:
• способен выбирать технологии и методики в соответствии
с возрастными и проявляющимися физиологическими особенностями учащихся;
• владеет современными образовательными технологиями, технологиями диагностики и корректировки;
• может построить оптимальную модель обучения, совершенствуя методы обучения
и воспитания;
• понимает перспективы ФГОС, реализует деятельностный подход на уроке;
• комплексно ставит задачи... и т.д.;
• формирует у учащихся новые образовательные результаты
и практики;
• совокупность используемых технологий и методик обеспечивает эффективную и продуктивную деятельность педагога;
• в осуществлении профессиональной деятельности педагога наблюдается стремление включиться в инновационную и исследовательскую деятельность.
В качестве подтверждения готовности учителя в условиях таких требований продуктивно реализовать свою деятельность важны курсы повышения квалификации либо серьёзная программа индивидуальной образовательной траектории самообразования, саморазвития (конференции, вебинары, семинары, участие в сетевых сообществах и т.д.). Кроме того, не забывайте, что по Закону «Об образовании в РФ» педра-ботник имеет право повышать квалификацию каждые три года. Кроме того, он несёт ответственность за своё непрерывное профессиональное образование, и региональный орган, проводящий аттестацию, вправе удостовериться в этом. Однако, если аттестуемый по объективным причинам не прошёл курсы повышения квалификации, он может подтвердить справкой из учреждения дополнительного профессионального образования своё предстоящее повышение квалификации в соответствии с планом данного учреждения, если это не противоречит установленным порядкам учреждения дополнительного профессионального образования.
^ Здравствуйте! Скажите, пожа-
• луйста, обязательно ли для получения высшей категории участие в международных конкурсах и олимпиадах, которые указаны
в шаблоне портфолио?
Требование, указанное в федеральном Порядке, предъявляемое к высшей квалификационной категории: «...выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
уровень этих мероприятий определяет каждый субъект РФ самостоятельно. Однако воспринимать это нужно не категорично, что если нет, то нет и высшей. Если это требование в вашем региональном портфолио указано и баллиро-вано, а у вас по реализуемой программе нет возможных условий участия в конкурсах и олимпиадах международного уровня, то вам следует эти баллы компенсировать иными достижениями.
Я предлагаю в предаттестаци-онный период проводить работу по достижению показателей по этому критерию в следующих направлениях:
Выявление способностей
к научной (интеллектуальной) деятельности:
1. Наличие у педагогического работника специальной программы выявления и развития способностей учащихся в виде:
• таблицы с фиксацией списка учащихся (всего класса или требующих специального
Консультации
подхода для развития) и показателей, по которым производится систематическое отслеживание;
• плана-графика проведения диагностических процедур и мероприятий развивающего характера в рамках учебной или воспитательной программы;
• учебно-методического комплекта с банком диагностических методик.
2. Систематическое отслеживание и фиксация динамики развития способностей:
• отбирает и при самоанализе называет научно обоснованные показатели проявления способностей к научной деятельности (выбор учебных заданий исследовательского характера, участие в исследовательских проектах, склонность к самостоятельным исследованиям);
• целенаправленно отбирает
и при самоанализе называет методы и методики выявления способностей:
• наблюдает в естественных условиях образовательного процесса за эмоциональным проявлением отношения при выполнении
и выборе заданий;
• создаёт специальные ситуаций выбора видов деятельности разного содержания, сложности, проблемности, уровня самостоятельности и познавательной деятельности;
• анализирует качество выполнения творческих заданий;
• проводит опросы (учащихся, учителей, родителей), анкетирование; тестирование посредством заданий на предметном материале и психологических методик; рейтинги достижений, удовлетворённости результатами, своей деятельностью, развитием; гото-
вит сравнительные диаграммы, характеристики.
Развитие творческих способностей:
• создание среды для проявления и развития способностей: элективные модули по предмету, поисковые и исследовательские проекты, опыты и эксперименты, творческие мастерские, развивающие тренинги, конкурсы, олимпиады, конференции и т.п.
Организация дополнительных образовательных услуг:
Вовлечение в работу детских творческих объединений при учреждениях дополнительного образования и школ при кафедрах вузов.
Конкретный личный вклад: стимулирование и поощрение, руководство, консультации, рекомендации, поддержка (наставничество, тьюторство, коучинг).
Продуктивность деятельности учащихся:
Наличие ученических научных работ, изобретений, рефератов, публикаций. Наличие высоких достижений учащихся (первые и призовые места) в интеллектуальных и тематических познавательных конкурсах и фестивалях регионального, всероссийского, международного уровня. Свидетельства продуктивности: наличие сертификатов в ученическом портфолио; названия и тема, место создания, презентации, издания. Вид поощрения (награды) и оценки.
Выявление: способность к догадке при решении не-
стандартных, проблемных учебных задач, гибкость и критичность мышления, добровольный выбор творческих заданий, участие в творческих проектах, в создании творческих продуктов (изобразительных, технических, литературных и т.п.). Наличие творческих продуктов в портфолио, виды презентации их в социуме (выставки, конкурсы, публикации).
Развитие: создание среды для проявления творческих способностей (личный вклад учителя в её создание), в том числе в интернет-сети. Наличие участия и достижений учащихся в предметных олимпиадах, в том числе дистанционных: регионального, федерального уровня. Перечень победителей, виды и тематика мероприятий, место и уровень проведения. Наличие свидетельств в портфо-лио ученика. Личное участие педагога в стимулировании, подготовке, поддержке участников конкурсов, фестивалей, в их организации или экспертизе.
^ В этом году подошёл срок мо-• ей аттестации. У меня такой вопрос: должна ли я отвечать на вопросы по знанию нормативно-правовой базы, теоретических и практических основ профессиональной деятельности, если награждена грамотой Министерства образования РФ?
По положению отраслевые награды и звания не влияют на порядок аттестации. Вы их заслуженно получили за определённые профессиональные или личностные достижения,
но никак не за соответствие требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям.
^ Меня интересует такой вопрос:
преподавать вуза, кандидат наук, доцент кафедры лингвистики, работающий в гимназии первый год, когда имеет право аттестоваться на категорию? Сейчас этот преподаватель, работающий на полную ставку, преподающий в старших классах, не имеет ничего, и оплата его труда соответствует минимуму. Имеет ли он право подать заявление на 1-ю категорию?
Да, имеет право, подача заявления на первую квалификационную категорию не имеет ограничений по стажу работы, однако необходимо представить все индикаторы, подтверждающие соответствие результатов своей педагогической деятельности за год требованиям, предъявленным к первой квалификационной категории.
^ Я преподаю второй год после • окончания университета. Когда мне можно подавать заявку на категорию? И можно ли сразу подавать заявление на высшую категорию?
Основное ограничение для получения высшей квалификационной категории — наличие установленной первой квалификационной категории и стаж работы не менее двух лет после её установления. Впервые можно получить только первую квалификационную категорию без ограничений по стажу работы, однако
целесообразно иметь стаж работы для систематизации и подготовки показателей деятельности, подтверждающие соответствие требованиям, предъявляемым к первой категории.
^ Вышла на работу после декрета, у меня в этом году заканчивается категория. Когда мне можно будет защищать категорию?
Ограничений по прохождению аттестации беременными женщинами, женщинами, находящимися в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребёнком для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, не предусмотрено. Прохождение такой аттестации в указанные периоды зависит от желания самих педагогических работников.
^ Мне 55 лет, заканчивается срок аттестации, могу ли я не подтверждать категорию? Сохраниться ли категория и оплата после истечения срока? У меня высшая квалификационная категория.
Право аттестоваться или нет на квалификационную категорию исключительно принадлежит вам, коллега. Но если вы не подадите заявление на категорию в положенный вашим региональным регламентом
срок и потеряете категорию, вам оплата будет производиться без учёта категории. Но новый порядок аттестации расширил ваше правовое поле — согласно пункту 31 Порядка истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности. Я бы советовала вам аттестоваться.
Здравствуйте, я педагог из • Карелии. У нас введена новая балльная система аттестации, любое мероприятие — балл, накопление их(+справки)ведёт к 1-й или высшей категории. Правомерно ли это?
Субъект РФ принимает положение об аттестации, регламентирующее порядок проведения и предоставления этой услуги на основе приказа Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», и правомерно в качестве приложения предложить свои разработанные критерии для оценки уровня квалификации педработников. НО