Научная статья на тему 'Повышение квалификационной категории без нервотрёпки. Два года система образования Кемеровской области работает по новому Порядку аттестации'

Повышение квалификационной категории без нервотрёпки. Два года система образования Кемеровской области работает по новому Порядку аттестации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красношлыкова Ольга Геннадьевна, Вертохвостова Галина Александровна, Сушкевич Зинаида Ивановна

Получение более высокой квалификационной категории для многих учителей сопряжено со стрессовой ситуацией. В Кемеровской области это происходит без нервотрёпки, поэтому учителя охотно проходят аттестацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красношлыкова Ольга Геннадьевна, Вертохвостова Галина Александровна, Сушкевич Зинаида Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификационной категории без нервотрёпки. Два года система образования Кемеровской области работает по новому Порядку аттестации»

по

ВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ категории без нервотрёпки

Два года система образования Кемеровской области работает по новому Порядку аттестации

Ольга Геннадьевна Красношлыкова,

ректор Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования, профессор, доктор педагогических наук, почётный работник общего образования РФ

Галина Александровна Вертохвостова,

заведующая Центром аттестации педагогических и руководящих кадров Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования

Зинаида Ивановна Сушкевич,

методист Центра аттестации педагогических и руководящих кадров, отличник просвещения СССР

Два года назад введён новый Порядок аттестации педагогических работников. Статья, которую вы прочтёте — об опыте этих двух лет работы по-новому, о региональном прочтении и реализации нового Порядка аттестации в системе образования Кемеровской области. А главное, о том, как отразился новый подход к аттестации на профессиональной жизни учителей области, на их профессиональном самочувствии.

Пользуясь случаем, поздравляем коллектив Кузбасского института повышения квалификации и переподготовки работников образования с 70-летним юбилеем. Институт создан в апреле 1943 года, когда под Сталинградом уже одержана победа, переломившая ход Великой Отечественной войны. Но до её окончания было ещё долгих два года... Желаем коллективу творческих успехов!

С

истема аттестации, действовавшая в течение десяти лет, отличалась единообразием процедуры на всей территории Российской Федерации. Но и в этих условиях мы стремились к тому, чтобы дать учителям возможность выбирать различные формы аттестации — проходить тестирование, защищать методические разработки, представлять

полноценный «портфолио», отражающий работу учителя.

С 1 января 2011 года, как известно, введён в действие новый Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, цель которо-

го — устанавливать соответствие уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, а также подтверждать соответствие педагогического работника занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности. Новый Порядок сформулировал новые задачи аттестации: сделан акцент на повышении уровня методологической культуры, личностного профессионального роста педагогов, повышении эффективности и качества педагогического труда с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Переход на новый Порядок аттестации коллектив Института обсуждал совместно с работниками областного Департамента образования и науки, с учителями-практиками.

В итоге аттестационная комиссия Департамента образования и науки Кемеровской области разработала пакет нормативных правовых документов, регулирующих организацию и проведение аттестации в нашем регионе. Разработаны положения, административные регламенты, определены сроки и последовательность административных процедур при осуществлении полномочий в процессе аттестации педагогических работников.

Организационно-методическое и техническое сопровождение аттестации работников образовательных учреждений осуществляют Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования и областной центр мониторинга качества образования.

На начальном этапе деятельности по новому Порядку нужно было знать мнение педагогических работников о созданной модели аттестации в Кемеровской области и о доступе к необходимой информации, представленной на сайтах областного Департамента образования и науки и института. Для этого Центр аттестации института совместно с методическими службами области изучил

и проанализировал по результатам анкетного опроса затруднения работников образования, возникающие в процессе подготовки и прохождения аттестации. Наиболее активными в этой работе были методические службы городов Прокопьевска (руководитель Тамара Яковлева Будюко-ва), Ленинска-Кузнецкого (руководитель Галина Николаевна Попова), Анжеро-Судженска (руководитель Ольга Витальевна Дайнеко), Берёзовского (руководитель Елена Владимировна Гапонова), Яшкинского района (руководитель Марина Владимировна Воронкова). Результаты анкетного опроса показали, что 90% педагогических работников имеют доступ к названным сайтам; и что на них в достаточном объёме представлена нормативная правовая база, регламентирующая процедуру аттестации в области.

Муниципальные методические службы области продолжают находить новые формы взаимодействия с учителями, оказывать им постоянную консультативную помощь в подготовке аттестационных материалов. Так, например, коллектив научно-методического отдела Института повышения квалификации г. Новокузнецка (начальник отдела Светлана Петровна Бронштейн) создал и использует сайт «Виртуальный методический кабинет» (http://vmkab.ru) как новую среду профессионального общения. В разделе «Аттестация педагогических работников» представлены все нормативные документы федерального и регионального уровней, регламентирующие процедуры аттестации на соответствие занимаемой должности и присвоение квалификационной категории, примерные тестовые задания и другие материалы. Ежемесячно сайт посещают более 600 человек.

Разработан интерактивный блок, построенный по принципу социальной сети. Пользователи могут получать он-лайн-консультации методистов научно-методического отдела, курирующих вопросы аттестации, обмениваться опытом со своими коллегами, организовывать обсуждения и другие виды виртуального диалога.

На сайте «Виртуальный методический кабинет» в свободном режиме доступа представлен опыт более 50 педагогов города Новокузнецка, имеющих, преимущественно высшую квалификационную категорию. Так, в группе «Проект "Школа педагогического опыта"» представлен опыт работы по темам: «Выявление и развитие математической одарённости и способностей гимназистов» (автор опыта Наталья Михайловна Александрова, учитель математики гимназия № 44); «Организация работы с одарёнными детьми в условиях профильной школы» (автор Ирина Васильевна Еремина, учитель физики лицея № 84); «Социализация личности младших школьников посредством театральной педагогики» (автор Елена Александровна Качалкова, воспитатель образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа № 95») и другие работы педагогов города Новокузнецка.

К бесспорным плюсам взаимодействия учителей посредством сетевого общения можно отнести рациональность затрат времени и усилий на поиск необходимой информации, быстроту получения адресной консультативной помощи и других видов методической помощи при под готовке к аттестации.

По мнению Ирины Сергеевны Гутник, директора Информационно-методического центра города Полысаево, успешное прохождение аттестации — это результат планомерного профессионального развития в межаттестационный период. Специалисты информационно-методического центра разработали и реализуют методический проект «Сотрудничество». Суть его — во взаимодействии методиста и учителя, помощь в устранении профессиональных затруднений педагога. Так, методист Информационно-методического центра по начальному образованию Наталья Александровна Чикина начала работу с учителем начальных классов школы № 44 Натальей Крестьяновной Шумиловой с диагностики её профессиональных затруднений. По анализу результатов диагностики составлен индивидуальный план профессионального развития учительницы с учётом выявленных проблемных зон: реализации требований новых стандартов, использования современных образовательных технологий. Весь предаттестационный период методист вела работу по повышению

квалификации педагога. Устранение затруднений шло вдумчиво, поэтапно. Изучили план методической работы школы, возможности муниципального информационно-методического центра и областного Института повышения квалификации, спланировали посещение методических мероприятий школы; участие в работе семинара-практикума «Проектирование и реализация программ внеурочной деятельности», практикума «Самоанализ урока с учётом требований ФГОС», мастер-классов по проектной деятельности младших школьников в Информационно-методическом центре, участие в региональных проблемно-ориентированных семинарах «УМК «Начальная школа XXI века» как реализация требований нового стандарта». Методист и учитель использовали любую возможность узнать что-то новое, пополнить свой багаж в предаттестационный период. Практически квалификацию повышали обе — и методист, и учитель: посещали консультации в областном институте.

I

Наталья Александровна Чикина подготовила своей подопечной коллеге рекомендательный список литературы, включающий нормативно-правовые документы, источники о базовых образовательных технологиях, предложила адреса сайтов, на которых Наталья Крестьянов-на могла изучить опыт коллег не только из школ Кемеровской области, но и других регионов Российской Федерации, получить ответы об эффективности той или иной технологии. Ей была оказана практическая помощь и посредством дистанционного консалтинга: учительница задавала вопросы методисту и получала ответы на свой электронный адрес.

Результативность реализации проекта «Сотрудничество» подтверждают некоторые итоги деятельности Натальи Кре-стьяновны: её ученики — активные участники интеллектуальных конкурсов, конкурсов детского творчества, социальных акций — «Подари учебник школе» и «Весёлые каникулы — детям».

Теперь Наталья Крестьяновна возглавляет школьное методическое объединение учителей начальных классов. Её статья об опыте работы методобъединения опубликована в научно-методическом журнале «Учитель Кузбасса» (2013, № 1). А в прошлом году она стала лауреатом областного конкурса профессионального мастерства «Первый учитель». При очередной аттестации учитель Н.К. Шумилова получила высшую квалификационную категорию.

Постоянное внимание мы уделяем представлению и своевременному обновлению информации на сайте института по вопросам аттестации: Ы*://1рк.кет-е^.ш. Начиная с 2010 года, сайт Кемеровской области по вопросам аттестации (по оценке, представленной на сайте Министерства образования РФ) стал наиболее посещаемым. За полгода страницу сайта «Аттестация педагогических и руководящих кадров» посетили более 20 000 человек.

Педагогические работники Кемеровской области, планирующие прохождение аттестации, получают необходимую информацию не только на сайте института — они могут приехать на индивидуальные и групповые консультации к специалистам Центра аттестации, принять участие в проблемно-ориентированных и веб-семинарах, научно-практических конференциях. Так, например, за время действия нового Порядка аттестации методисты Центра Валентина Михайловна Петушенко, Лариса Муталиповна Карева и один из авторов этой статьи провели более 8000 консультаций.

Сегодня в Кемеровской области создаётся своя региональная модель аттестации педагогических работников. Она характерна тем, что мы решили проводить аттестацию, сведя к минимуму нервное напряжение, которое испытывают при этом учителя, но не снижая требований.

В процессе подготовки пакета аттестационных документов учителя ориентируются на

критерии и показатели оценки уровня квалификации. Они разработаны сотрудниками Центра аттестации совместно с методистами кафедр института с учётом «Квалификационных характеристик должностей работников образования» и размещены на сайтах института, то есть доступны каждой школе и учителю.

Адресованы критерии и показатели оценки, прежде всего, педагогам, решившим пройти аттестацию.

Первое, с чего учитель начинает, даёт самооценку своей работе, соотнося её с предложенными критериями. У некоторых наших коллег были сомнения: нужно ли это делать? Ведь у педагога может быть завышенная самооценка...

Да, может. Но её скорректируют специалисты, знающие досконально деятельность учителя. И потом, ведь никого не удивляет то, что врач при первой встрече с больным спрашивает: «Как вы себя чувствуете?» Больной может ошибиться в диагнозе, но его информация очень сущностна для профессионала при сборе анамнеза. Так и здесь: мы даём учителю возможность проанализировать свою деятельность — выявить её сильные и слабые стороны.

Даже при неадекватной оценке учителю придётся в такой своеобразной форме обобщать свой опыт: оценивать степень владения современными образовательными технологиями и методиками, эффективного их использования в практической деятельности; стабильность результатов освоения учениками образовательных программ на основе динамики их достижений.

Если в течение учебного года педагог проводит открытые уроки, мастер-классы, разрабатывает методические рекомендации, публикует статьи в профессиональных изданиях, в газетах, участвует в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, его аттестационное досье пополняется отзывами, копиями

дипломов о достижениях в профессиональных конкурсах на лучший кабинет, урок, внеклассное мероприятие, пришкольный участок, классное руководство.

Учителю приходится также анализировать активность участия школьников в региональных, всероссийских и международных олимпиадах, в конкурсах, соревнованиях и так далее. Таким образом, критерии и показатели побуждают учителя в предаттестационный период взглянуть системно на свой труд, сделать обобщения, педагогически корректно определить свои недостатки.

В этом — некая сверхзадача самооценки: научить системно анализировать свой опыт.

Если по самоанализу учитель набирает 70 и более баллов, то вполне заслуженно может претендовать на высшую квалификационную категорию. Если же при самооценке учитель набирает 50—69 баллов — может претендовать на первую квалификационную категорию. А 49 баллов и ниже свидетельствуют о том, что оснований для аттестации на квалификационную категорию у желающего пройти её нет.

Вполне достоверные самоанализ и самооценка профессиональной деятельности удаются большинству педагогических работников, аттестуемых на квалификационные категории. Это подтверждается информационно-аналитическими справками руководителей учреждений. В качестве примера назовём Елизавету Викторовну Быкову, методиста Дворца творчества детей и молодёжи города Белово. По результатам экспертизы она набрала 47 баллов вместо предполагаемых 42, показав высокий уровень владения ИКТ, активную коммуникацию в работе с педагогами: включает их в исследования, успешно курирует инновационную деятельность; разработала образовательную программу «Учимся вместе» и методическое пособие о психолого-педагогическом сопровождении развития способностей детей и подростков, стала победителем всероссийских профессиональных конкурсов в 2011 и 2012 годах. Всё это подтверждено информационно-аналитической справкой директора Дворца творчества Татьяны Фёдоровны Шишкиной. Эксперты — Ирина Владимировна Афанасьева, заместитель директора областного Центра дополнительного

образования детей, кандидат педагогических наук, доцент, Зоя Викторовна Кре-цан, первый проректор нашего Института, кандидат педагогических наук, доцент, методист Центра аттестации сделали вывод: уровень квалификации Елизаветы Викторовны Быковой по должности «методист» соответствует требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории.

Да, учитель может и заблуждаться в своей самооценке, она может быть и завышенной, и заниженной (что случается довольно часто). Но для этого предусмотрено наряду с итогом самооценки представление в пакете аттестационных документов аналитической справки директора школы.

Основная ответственность за подготовку педагогических работников к аттестации ложится на руководителей муниципального образовательного учреждения. Именно они в системе изучают деятельность учителя, помогая ему на рабочем месте преодолевать недостатки, составляют перспективный график аттестации учителей на соответствие занимаемой должности, пишут представление на своего коллегу для аттестации, подтверждающей соответствие занимаемой должности, и готовят информационно-аналитичесскую справку о результатах его профессиональной деятельности, заявившего об аттестации на установление первой или высшей квалификационной категории; знакомят учителей с этими документами, своевременно отчитываются перед аттестационной комиссией Департамента образования и науки о выполнении рекомендаций, которые заносятся в аттестационный лист педагогического работника.

Многие руководители образовательных учреждений нашей области понимают, что аттестация проводится не ради неё самой, а является способом повышения уровня и качества образования. Поэтому директора школы вместе со своими заместителями стремятся создавать

условия для непрерывного повышения квалификации учителей, поддерживают благоприятный морально-психологический климат в коллективе, мотивируя и стимулируя работников к качественному труду. Так ответственно относятся к работе с кадрами руководители средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов № 32 г. Прокопьевска: директор Райся Нурулловна Колодчикова и её заместители — Ирина Геннадьевна Чекме-нева, Елена Викторовна Келлер и Наталья Анатольевна Турач. У всех — высшая квалификационная категория по результатам предыдущей аттестации и сертификации Департамента образования, свидетельствующие о профессиональной компетенции и высоком качестве управленческой деятельности.

Под руководством Р.Н. Колодчиковой в школе разработаны программа инновационной и экспериментальной деятельности учреждения на долгосрочную перспективу, информатизации школы, концепция развития школы, программа духовно-нравственного иг-ражданско-патриотического воспитания учащихся. Райся Нурулловна инициировала создание школьной системы оценки качества образования на основе диагностических процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления. Профессионализм и принципиальность таких руководителей исключают необъективную самооценку учителя, подтверждённую аналитической справкой. И в этом тоже есть своя сверхзадача: повысить качество работы руководителей школы с учителями и прежде всего завуча как главного школьного технолога. Если руководители не посещают уроки, не оценивают качество внеклассных мероприятий, это сразу скажется на аналитической справке — поверхностной, состоящей из одних общих слов и формальных оценок.

Это призваны обнаружить эксперты, оценивающие работу аттестуемых. Они имеют право запрашивать дополнительные сведения, материалы (скажем, анализ уроков), протокол педсовета, на котором обсуждалась про-

блема качества образования в школе, и так далее.

У экспертов, таким образом, нет необходимости посещать уроки учителя, вносить дополнительную нервную нагрузку в процесс прохождения аттестации.

Отказались мы и от квалификационных испытаний учителей, проходящих аттестацию. Проходила эта процедура по-разному: собеседование, творческий отчёт, защита своих методических разработок. Теперь всё это в плановом порядке проводится в школе. Учитель освобождён от достаточно унизительной процедуры стоять, как школяр, перед комиссией. Аттестация сегодня проводится, что называется, без нервотрёпки, учитель не подвергается стрессам. Такой подход к аттестации создаёт не только ситуацию психологической комфортности, но и повышает желание учителей проходить аттестацию. А значит, и их стремление к профессиональному росту, совершенствованию.

При областной аттестационной комиссии созданы экспертные группы. Они формируются по профилям и должностям аттестуемых. В состав экспертной группы для исключения конфликта интересов входит не менее трёх человек на каждого аттестуемого. Сроки экспертов регламентируются графиком проведения аттестации с учётом её продолжительности для каждого педагогического работника, но не более двух месяцев с начала её проведения.

Согласно Положению, утверждённому областной аттестационной комиссией, эксперты должны иметь высшее профессиональное образование по профилю работы аттестуемого, стаж педагогической деятельности не менее пяти лет, высшую квалификационную категорию или учёную степень, знать порядок аттестации педагогических работников, квалификационные характеристики должностей работников образования, современные образовательные технологии и методики, методы обучения и воспитания. Всему этому мы учим экспертов,

проводим с ними собеседования, семинары. После каждой аттестации обсуждаем её итоги. Сегодня у нас — более 250 экспертов, в их числе — победители и лауреаты областных конкурсов, передовые учителя, имеющие научную степень, лучшие методисты.

В подготовке учителей области к аттестации огромную помощь оказывают муниципальные методические службы. Именно они ежедневно встречаются с учителями, помогают им в преодолении профессиональных затруднений, консультируют их. Наш Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования и Центр аттестации поддерживают самые тесные контакты с муниципальными методическими службами. На местах созданы территориальные ответственные, которые по существу проводят первичную экспертизу профессиональной деятельности претендентов на высшую и первую квалификационную категорию.

Для качественного проведения экспертизы аттестационных материалов и оценки уровня квалификации аттестуемых разработаны формы экспертных заключений по всем должностям. Оценки уровня квалификации учителей выносятся по балльной системе (для каждой педагогической должности — своя балльная шкала). Формы экспертных заключений рассмотрены и утверждены на заседаниях соответствующих кафедр института и аттестационной комиссии областного Департамента образования и науки. Экспертное заключение на аттестуемого педагогического работника лежит в основе оформления аттестационного листа. Аттестационная комиссия может внести в аттестационный лист педагогического работника рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности, повышению его квалификации, по оформлению аттестационных документов и т.д. За выполнение этих рекомендаций ответственность несёт руководитель учреждения.

В связи с внедрением нового Порядка аттестации работники Института разработали и реализуют образовательную программу модуля «Подготовка педагогических работников к аттестации» (8—24 часа). Программа прошла конкурсный отбор в 2011/12 учебном году, слушатели многократно избирали её для изучения в качестве курсов по выбору. Специа-

листы кафедр института принимают активное участие в подготовке педагогических работников к аттестации: для всех слушателей курсов проводятся групповые и индивидуальные консультации, проблемные семинары, где специалисты кафедр выявляют опыт педагогических работников по использованию современных образовательных технологий, обобщают и представляют его на сайте института.

За период действия нового Порядка Центр аттестации провёл семинары «Переход на новый Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», «Роль территориального ответственного за аттестацию педагогических работников», «Итоги аттестации в учебном году» и другие.

Проблемы аттестации обсуждены за «круглым столом» по теме «Новые подходы к аттестации кадров в условиях изменения требований к профессионализму педагогических работников».

Проведены многочисленные консультации — 43 групповые и более 4000 индивидуальных. Семинары проводились в диалоговом режиме, на них живо обсуждались разработанные критерии и показатели оценки уровня квалификации педагогических работников, аттестуемых на квалификационные категории; изучались нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру аттестации. Участники семинаров получали ответы на все интересующие их вопросы.

Проблемы аттестации актуальны и ежегодно рассматриваются и обсуждаются на мероприятиях областного и российского уровней. Например, на Кузбасском образовательном форуме (15 февраля 2012 г.) проведён семинар «Аттестация педагогических работников как условия повышения качества образования», который получил высокую оценку участников. На XIV специализированной

выставке-ярмарке «Образование. Карьера. Занятость» работала секция по теме «Новые подходы к аттестации кадров в условиях изменения требований к профессионализму педагогических работников». Тема «Аттестация педагогических работников как условие непрерывного профессионального развития педагогов» обсуждалась на Всероссийской научно-практической конференции «Возрождение России начинается с учителя».

В 2012 году обобщён и представлен (для ассоциации развития технологий оценки образовательных учреждений г. Перми) опыт работы центра по теме «Аттестация педагогических работников в Кемеровской области как условие повышения качества образования».

Для осуществления обратной связи с педагогическими работниками области ещё в декабре 2011 года Центр аттестации провёл анкетный опрос (7 тысяч чел.) по изучению затруднений, возникающих в процессе подготовки к аттестации. Результаты опроса показали, что доступ к сайтам института, Департамента образования и науки Кемеровской области имеют 90% педагогических работников области; 93% опрошенных отметили, что на сайтах в достаточном объёме представлена нормативная правовая база, регламентирующая процедуру аттестации в области; 76% отметили, что показатели оценки составлены в соответствии с характеристиками «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», утверждённого Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г., и требованиями, предъявляемыми работодателями и общественностью к работникам образования. Почти половина опрошенных выразила пожелание — выпускать печатное издание по вопросам аттестации.

Два года работы по новому Порядку аттестации позволили создать необходимое правовое и научно-методическое сопровождение процедуры аттестации.

Сегодня Центр аттестации работает над созданием учебно-методического пособия «Готовимся к аттестации», методических рекомендаций по подготовке к аттестации на подтверждение соответствия занимаемой должности, к проведению семинаров в дистанционной форме.

За период проведения аттестации по новому Порядку в 2011—2012 гг. аттестовано 6398 педагогических работников: 2586 — на высшую, 3812 — на первую квалификационную категорию.

Введена обязательная аттестация на подтверждение соответствия занимаемой должности для педагогических работников, не имеющих квалификационной категории. Она проходит по представлению работодателя в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением педагогической деятельности аттестуемого. При такой аттестации педагогическому работнику предстоит выполнить тестовые задания, для разработки которых в институте организована временная творческая группа. В её состав вошли методисты и преподаватели кафедр КРИПКиПРО. Группа разработала и реализует тестирующую систему «Тест»: 700 тестовых заданий по 27 должностям. Примерные тестовые задания представлены на сайтах института, Департамента образования и науки Кемеровской области. В настоящее время компьютерное тестирование педагогических работников на подтверждение соответствия занимаемой должности проходит в Кемеровском областном центре мониторинга качества образования. Учитывая пожелания учителей о проведении тестирования в территориях, мы изучили техническое оснащение, необходимое для этого: в перспективе возможно компьютерное тестирование в дистанционном режиме.

Новый Порядок аттестации, надеемся, станет следующим шагом к созданию в регионе эффективной системы аттестации, мотивирующей учителей регулярно повышать свою квалификацию, работать над собой в режиме поп-вШр. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.