Научная статья на тему 'Содержание и форма проведения квалификационных испытаний педагогов в соответствии с новым порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в регионах Российской Федерации'

Содержание и форма проведения квалификационных испытаний педагогов в соответствии с новым порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в регионах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
732
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТЕСТАЦИЯ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ / CERTIFICATION / QUALIFICATION EXAMINATION / HOLDING PROCEDURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуриахметова Надия Рафаильевна

Рассмотрены проблемы разработки процедуры проведения квалификационных испытаний педагогов, вводимой к 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT AND THE FORM OF HOLDING TEACHERS QUALIFICATION EXAMINATION UNDER THE NEW CERTIFICATION ORDER OF TEACHERS OF STATE AND MUNICIPAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN RUSSIAN FEDERATION REGIONS

The article is devoted to problems of the development of teachers qualification examination holding procedure instituted by 2011.

Текст научной работы на тему «Содержание и форма проведения квалификационных испытаний педагогов в соответствии с новым порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в регионах Российской Федерации»

УДК 377

Н. Р. Нуриахметова

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ ПЕДАГОГОВ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМ ПОРЯДКОМ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассмотрены проблемы разработки процедуры проведения квалификационных испытаний педагогов, вводимой к 2011 г.

Ключевые слова: аттестация, квалификационный экзамен, процедура проведения.

С 1 января 2011 г. аттестация педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений проводится в соответствии с новым порядком [1].

Предполагается, что новый порядок должен быть одним из этапов на пути к созданию публичной аттестации педагогических кадров профессиональным сообществом. В то же время у учителей должна появиться возможность и мотивация непрерывно повышать свою квалификацию, что в свою очередь должно привести к улучшению качества образования и повышению статуса.

Целью аттестации является установить соответствие педагога квалификационной категории (первой или высшей), а также занимаемой должности.

Квалификационные категории, присвоенные до 1 января 2011 г., сохраняются в течение срока, на который они были присвоены.

Новый порядок внес много изменений. Например, до 2011 г. существовал порядок только для аттестации на подтверждение квалификационной категории педагога. В новом документе прописана процедура аттестации педагога на соответствие занимаемой должности. Именно она и будет предметом нашего дальнейшего рассмотрения.

Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится 1 раз в 5 лет. Ее проходят педагогические работники, не имеющие квалификационных категорий. Аттестации не подлежат педагоги, отработавшие менее 2 лет, а также женщины, находящиеся в декретном отпуске. Педагогический работник уведомляется об аттестации не позднее чем за месяц до ее начала.

Вместе с тем с учетом установленного пунктом 16.1 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» полномочия по проведению аттестации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы, связанные с организацией и проведением аттестации, т. е. о предоставлении государственных услуг в рамках проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных обра-

зовательных учреждений в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством. Порядок предоставления таких услуг регулируется административным регламентом соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Рассмотрим особенности процедуры проведения аттестации с целью подтверждения занимаемой должности в некоторых регионах Российской Федерации. В порядке, утвержденном Минобрану-ки России, оговорено, что аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей), а также то, что педагогические работники в ходе аттестации проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности. Далее в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» органы управления образованием регламентируют порядок проведения, форму, требования к содержанию квалификационных испытаний для педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Так, в Республике Татарстан приказом министра образования и науки Республики от 01.03.2011 № 586/1 утвержден Регламент проведения квалификационных испытаний в письменной форме для педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Татарстан, аттестуемых с целью подтверждения соответствия занимаемой должности [2; 3]. Согласно документу квалификационные испытания проводятся по вопросам, связанным с осуществлением педагогической деятельности, с учетом должностных обязанностей, предусмотренных в квалификационной характеристике по занимаемой должности. Квалификационные испытания для педагогических работников, в должностных обязанностях которых предусмотрено проведение

учебных занятий, проводится в форме подготовки конспекта (описания) урока, учебного занятия. Для педагогических работников, в должностных обязанностях которых не предусмотрено проведение учебных занятий, предлагается альтернативная форма квалификационных испытаний - решение педагогических ситуаций в письменной форме. Для отдельных категорий работников (методисты, не курирующие образовательные области или учебно-воспитательный процесс, педагоги-библиотекари и др.) квалификационные испытания проводятся по решению аттестационной комиссии в форме письменного или электронного тестирования. Регламентом также устанавливаются требования к структуре, содержанию письменных квалификационных работ, критерии их оценки. Время, отводимое для проведения письменных квалификационных испытаний, составляет 3 часа. Содержание тестовых заданий, форма и порядок проведения тестирования определяются отдельными распорядительными актами Министерства образования и науки Республики.

В Самарской области приказом Министерства образования и науки Самарской области от

30.03.2011 № 50-од утвержден Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений [4]. Согласно Регламенту аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности представляет собой квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением работниками педагогической деятельности. Квалификационные испытания проводятся в форме письменного экзамена (тестирование). Письменный экзамен (тестирование) - форма испытания, при которой аттестуемый работник отвечает письменно на вопросы, предлагаемые территориальной комиссией в рамках программы квалификационных испытаний. Для проведения квалификационных испытаний формируются программы по должностям работников образования и разрабатываются в соответствии с разделом «Должен знать» квалификационных требований, а также с учетом приоритетных направлений и задач развития системы образования Самарской области.

В процессе проведения квалификационных испытаний педагогический работник подтверждает знания: основ действующего законодательства в сфере образования, приоритетных направлений развития региональной образовательной системы, основ общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научнометодических задач, методики преподавания предмета и воспитательной работы, теории педагогики

и педагогической психологии, требований к программам, учебникам, средствам обучения и их дидактическим возможностям, оснащенности к оборудованию учебных помещений, правил и норм охраны труда, техники безопасности, противопожарной безопасности, стратегии, тактики и техники взаимодействия с людьми, различных информационных ресурсов, компьютерных и мультимедийных технологий. Положительное заключение о сдаче квалификационных испытаний дается при условии успешного выполнения не менее 70 % от общего числа предложенных заданий.

В Московской области Министерство образования Московской области письмом 15.03.2011 № 2089-05а/07 для руководителей муниципальных органов управления образованием и руководителей областных образовательных учреждений направлена Инструкция по процедуре проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Московской области, независимо от ведомственного подчинения, и муниципальных образовательных учреждений в Московской области [5]. В Инструкции подробно описывается технология организации аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей): описываются все этапы проведения квалификационного испытания, распределяются задачи организаторов. К сожалению, в документе ничего не сказано о содержании самих квалификационных испытаний. Оговаривается, что координатор организует изучение педагогическими работниками образовательных учреждений нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов по аттестации педагогических работников. Мы считаем, что в данном случае речь идет о нормативно-правовых документах, регламентирующих саму процедуру проведения квалификационных испытаний и не имеющих отношения к содержательной части испытаний. Кроме того, Министерством образования Московской области утвержден ряд документов об аттестационных комиссиях и их составе. В документах Министерства образования Московской области мы не обнаружили каких-либо требований к содержанию квалификационных испытаний.

На сайте комитета по общему и профессиональному образованию Ленинградской области представлен ряд документов по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Ленинградской области. Так, распоряжением от 22.03.2011 № 442-р «Об организации экспертизы профессиональной деятельности педагогических работников государственных и муниципальных образовательных уч-

реждений Ленинградской области» [6] утверждены составы руководителей экспертных групп по направлениям (профилям), используемых для проведения экспертизы профессиональной деятельности педагогических работников, и экспертов, используемых для проведения экспертизы профессиональной деятельности педагогических работников. Кроме того, утверждены формы экспертных документов для аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Ленинградской области [7]. Распоряжением Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области 29.12.2010 № 2448-р «Об аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Ленинградской области» (с изменениями от 29.03.2011 года № 487-р) [8] утверждены формы проведения аттестационной экспертизы в том числе с целью установления уровня квалификации педагогических работников на соответствие занимаемой должности (два варианта по выбору): подготовка конспекта урока (занятия) по предмету, который преподает аттестуемый в текущем году; решение педагогических ситуаций. Аттестуемому педагогу предлагается поработать с тремя ситуациями (мини-кейсами). Можно предположить, что проверка знаний нормативно-правового обеспечения образования в таком случае возможна лишь косвенно и вероятность такой проверки достаточно низка.

Несколько отличается процедура проведения письменного квалификационного испытания в Том -ской области [9]. Для проведения письменного квалификационного испытания формируются контрольно-измерительные материалы (КИМы) в соответствии с квалификационными характеристиками должностей работников образования [10], которые состоят из двух частей.

Письменное квалификационное испытание состоит из двух частей: тестирование на знание основных нормативных правовых актов в сфере общего образования и решение двух педагогических ситуаций.

Вопросы теста и примеры педагогических ситуаций аттестуемый педагогический работник выбирает случайным образом непосредственно во время проведения квалификационного испытания из закрытого списка. Полный банк контрольно-измерительных материалов размещается на сайте Томского областного института повышения квалифи-

кации работников образования для ознакомления с ним в доаттестационный период.

Продолжительность письменного квалификационного испытания составляет 1.5 часа без учета времени, отводимого на организационный момент (0.25 часа).

В Кемеровской области порядок проведения квалификационного испытания регламентирован Положением о порядке проведения квалификационного испытания в письменной форме педагогических работников, аттестуемых с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, которое утверждено решением аттестационной комиссией Департамента образования и науки Кемеровской области по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений 10 марта 2011 г. [11]. В соответствии с этим документом квалификационное испытание педагогического работника может проводиться с помощью компьютера (компьютерное тестирование) или на бумажном носителе (письменное тестирование) по утвержденным аттестационной комиссией вопросам, связанным с осуществлением педагогической деятельности по занимаемой должности. Общее количество вопросов, предлагаемых для квалификационного испытания, - 100. Предполагается, что перечень вопросов должен быть размещен на сайте Департамента образования и науки Кемеровской области. Время проведения квалификационного испытания - 60 минут, количество вопросов в тесте - 20.

В ходе исследования нами был осуществлен мониторинг документов шести субъектов Российской Федерации, регламентирующих формы и содержание квалификационных испытаний педагогических работников с целью соответствия занимаемой должности. Проанализировав данные документы по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, можно отметить, что требование к наличию нормативно-правовой составляющей содержания квалификационного испытания зафиксировано только у двух из перечисленных субъектов Федерации (Самарская и Томская области) [12]. На основании чего можно сделать вывод, что формированию нормативно-правовой компетентности у педагогов уделяется еще недостаточное внимание в нормативных документах государственных органов власти субъектов Российской Федерации.

Список литературы

1. Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Утвержден приказом Минобрнауки РФ от 24 марта 2010 г. № 209.

2. Положение о формах и процедурах аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Татарстан. Утверждено приказом министра образования и науки Республики Татарстан от 27.06.2011 № 3395/11.

3. Регламент проведения квалификационных испытаний в письменной форме для педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Татарстан, аттестуемых с целью подтверждения соответствия занимаемой должности. Утвержден приказом министра образования и науки Республики Татарстан от 01.03.2011 № 586/11.

4. Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений. Утвержден приказом Министерства образования и науки Самарской области от

30.03.2011 № 50-од.

5. Письмо заместителя министра образования Правительства Московской области от 15.03.2011 № 2089-05а/07.

6. Распоряжение Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 22.03.2011 № 442-р «Об организации экспертизы профессиональной деятельности педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Ленинградской области».

7. Распоряжение Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 10.03.2011 № 367-р «О формах экспертных документов для аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Ленинградской области».

8. Распоряжение Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области 29.12.2010 № 2448-р «Об аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Ленинградской области» (с изменениями от

29.03.2011 года № 487-р).

9. Положение об организации и проведении аттестации педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений Томской области. Утверждено распоряжением Департамента общего образования Томской области от

19.01.2011 № 33-р. http://edu.tomsk.gov.ru/attst/index.htm (дата обращения 11.09.2011).

10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 г. № 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

11. Положение о порядке проведения квалификационного испытания в письменной форме педагогических работников, аттестуемых с целью подтверждения соответствия занимаемой должности. Утверждено решением аттестационной комиссии Департамента образования и науки Кемеровской области по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений 10 марта 2011 года. URL: http://www.edu.kem.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1202&Itemid=100047 (дата обращения 10.09.2011).

12. Скачкова Н. В.Содержание профессиональной подготовки студентов педагогических вузов в условиях модернизации системы образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 7. С. 96-100.

Нуриахметова Н. Р., соискатель.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: pravo@tspu.edu.ru

Материал поступил в редакцию 25.11.2011/

N. R. Nuriahmetova

THE CONTENT AND THE FORM OF HOLDING TEACHERS’ QUALIFICATION EXAMINATION UNDER THE NEW CERTIFICATION ORDER OF TEACHERS OF STATE AND MUNICIPAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN RUSSIAN

FEDERATION REGIONS

The article is devoted to problems of the development of teachers’ qualification examination holding procedure instituted by 2011.

Key words: certification, qualification examination, holding procedure.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: pravo@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.