Научная статья на тему 'Кадры решают все'

Кадры решают все Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадры решают все»

НАШ ИНСТИТУТ

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

Н. В. Зениткина, заведующая лабораторией аттестации и сертификации работников профессиональных образовательных организаций Кузбасского регионального института развития профессионального образования

Лаборатория аттестации педагогических работников учреждений профессионального образования как структурное подразделение института, целью которого являлась организация проведения аттестации педагогических работников системы среднего и начального профессионального образования, была создана в 2010 году. В 2015 году переименована в лабораторию аттестации и сертификации работников профессиональных образовательных организаций. Руководила лабораторией Наталья Алексеевна Хаймина — высокопрофессиональный специалист, досконально знающий профессиональные образовательные организации, их руководителей и педагогических работников. Под ее руководством (до ухода в 2015 году на другую работу) формировалась региональная практика аттестации работников училищ, колледжей и техникумов, подведомственных ДОиН КО. Процесс был непростым в связи с тем, что нормативные правовые акты, регламентирующие порядок аттестации, достаточно часто изменялись, отсутствовал нормативно установленный диагностический инструментарий, позволяющий осуществлять экспертизу профессиональной деятельности, не были сформулированы требования к лицам, участвующим в оценке профессиональной деятельности педагогического работника в целях установления квалификационной категории.

Введение ФГОС нового поколения обусловило новый взгляд на деятельность педагога как ключевой фигуры образовательных отношений. Аттестация стала рассматриваться как процесс развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, познания и освоения новых ценностей, стимулирующий творческий поиск работника и утверждение перспективных подходов, технологий, систем отношений в педагогическом процессе.

Опыт использования компетентностного подхода в аттестации педагогических работников способствовал тому, что именно аттестация позволила учитывать многоаспектность, многомерность педагогического процесса, его инновационную направленность, дала возможность педагогам раскрыть в процессе прохождения аттестации свой потенциал, выявить наиболее пер-

спективных педагогов, работающих в режиме инноваций, а также способствовала целенаправленному, непрерывному повышению уровня профессиональной компетентности педагогов.

Практически с самого дня основания лаборатории именно по направлению работы, связанному с аттестацией, трудится методист Елена Юрьевна Тараканова, которую отличают профессионализм, четкое исполнение должностных обязанностей, ответственность, добросовестность, коммуникабельность.

В 2014 году в связи с расширением задач и функций лаборатории, обусловленных введением наряду с аттестацией процедуры добровольной сертификации руководящих и педагогических работников, в состав лаборатории был принята методист Галина Петровна Вдови-на, имеющая большой педагогический и методический опыт. При ее активном участии проводились учебно-методические мероприятия по продвижению процедуры сертификации в системе среднего профессионального образования в регионе, разрабатывался ее алгоритм.

В настоящее время лаборатория аттестации осуществляет организационно-техническое и информационно-методическое сопровождение аттестации и добровольной сертификации работников профессиональных образовательных организаций, информационно-аналитическое обеспечение деятельности аттестационной и сертификационной комиссий департамента образования и науки Кемеровской области.

Из числа руководящих, педагогических работников сформирован состав специалистов, привлекаемых в качестве экспертов к проведению всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогов в рамках аттестационных процедур. Для повышения уровня их профессиональной компетентности и информированности, индивидуальной ответственно-

сти 79 человек прошли обучение по разработанной сотрудниками лаборатории дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Оценка результатов профессиональной деятельности педагогических работников в процессе аттестации как составляющая экспертной компетенции» и получили сертификаты КРИРПО, подтверждающие их компетентность как экспертов.

Проведена большая работа с ПОО по формированию информационной базы о специалистах-экспертах из числа представителей профильных предприятий для оценки уровня профессиональной деятельности преподавателей профессиональных дисциплин и мастеров производственного обучения. В настоящее время в ее составе около 100 человек.

На начало 2017/18 уч. года доля аттестованных педагогических работников в профессиональных образовательных организациях, подведомственных департаменту образования и науки Кемеровской области, составила 80,3 %, в том числе установлена квалификационная категория 2391 человеку (75 %%), признаны соответствующими занимаемой должности 170 человек (5,3 %%).

От общей численности аттестованных на квалификационную категорию 1447 человек (60,5 %) имеют высшую категорию, 944 человека (39,5 °%) — первую.

На протяжении всех лет деятельности лаборатория разрабатывает и реализует систему учебно-методических мероприятий, включающую курсы повышения квалификации, семинары, вебинары для специалистов методических служб ПОО, выступления на секциях августовских конференций, постоянно действующие тематические и индивидуальные консультации.

За период действия нового порядка проведения аттестации (с июня 2014 г.) по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности» для работников, которые готовятся выйти на аттестацию, обучено 285 человек.

Особое направление деятельности лаборатории — разработка, размещение на сайте и обеспечение ПОО методическими материалами в помощь аттестуемым, специалистам, привлекаемым для всестороннего анализа профессиональной деятельности, специалистам методических служб ПОО; публикации в журнале «Образование. Карьера. Общество».

Все это позволило организовать конструктивное взаимодействие с ПОО по вопросам методического сопровождения аттестации педагогиче-

- НАШ ИНСТИТУТ -

ских работников и улучшить качество представляемых аттестационных материалов.

В целях выявления проблем, которые тем не менее остаются при проведении аттестации, лаборатория инициировала проведение социологического опроса. Полученные результаты будут учтены при планировании дальнейшей работы.

Задачи региональной политики по развитию профессиональных компетенций педагогических работников, по подготовке их к работе в условиях введения профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» находят свое отражение в процедуре добровольной сертификации работников системы среднего профессионального образования.

В 2017 году была обновлена и пополнена база тестовых заданий для проведения компьютерного тестирования в рамках процедуры добровольной сертификации. Вопросы тестовых заданий были удалены из открытого доступа.

В настоящее время в процедуре добровольной сертификации в системе среднего профессионального образования приняли участие практически все (57 из 58) профессиональные образовательные организации, подведомственные департаменту образования и науки Кемеровской области.

Более 75 °% руководящих и более 60 °% педагогических работников получили сертификаты, свидетельствующие о высоком уровне профессиональной компетентности, обеспечивающем качество управленческой и педагогической деятельности.

Но жизнь не стоит на месте. А образование — одна из самых мобильных сфер жизни. Впереди у лаборатории большие задачи, главной из которых остается совершенствование региональной практики оценки профессионального уровня руководящих и педагогических работников в процессе аттестации и сертификации.

Поле задач и перечень мероприятий в связи с внедрением профессионального стандарта педагога имеет в числе прочих задачу формирования системы аттестации педагогических работников. Перечень необходимых мероприятий предполагает разработку нормативно-правовой базы аттестации педагогических работников на основе профессионального стандарта; разработку и апробацию методики оценки соответствия педагогических работников требованиям профессионального стандарта педагога. В качестве реализации указанных векторов можно рассматривать модель уровневой оценки компетен-

НАш ИНСТИТуТ

ций, апробация которой (в системе общего образования с участием учителей русского языка и математики) началась в 2017 году.

Таким образом, перспектива внедрения и реализации новой модели аттестации потребует объемной, целенаправленной работы по созданию новых подходов, форм и методов образовательной, научно-методической, организационной деятельности лаборатории.

Приоритетной задачей будет также переход для участия в процедуре добровольной сертификации к предоставлению документов в электронном виде, к разработке онлайн-моду-лей для программы повышения квалификации специалистов, привлекаемых к аттестации в качестве экспертов для оценки профессиональной деятельности.

Цель деятельности лаборатории заключается в том, чтобы способствовать решению ключевых задач развития среднего профессионального образования Кемеровской области, в частности развитию кадрового потенциала как важного фактора, влияющего на качество образования. Английский ученый М. Садлер с юмором как-то заметил: «Когда речь заходит об образовании, немец спрашивает, что будет знать, француз — какие будут экзамены, американец — что будет

уметь, англичанин — какой будет карьера». Как показывает практика, наших соотечественников волнуют следующие вопросы: кто будет учить? Каков сам педагог? Каковы личностно-деловые качества, матрица профессионального мировоззрения, или говоря современным научным языком, исходные концептуальные позиции одного из главных субъектов образовательных отношений — педагога?

Для достижения этой цели у коллектива лаборатории есть достаточный опыт, четкое осознание своих задач и стремление к позитивным переменам.

УЧЕНЫЙ СОВЕТ: 2013-2017 ГОДЫ

В. И. Сахарова, доктор педагогических наук, доцент, ученый секретарь ученого совета Кузбасского регионального института развития профессионального образования

Ученый совет КРИРПО — это постоянно действующий выборный представительный орган, осуществляющий общее руководство институтом. План работы ученого совета ежегодно включает обсуждение вопросов по приоритетным направлениям всех видов деятельности института: образовательной, научно-исследовательской, научно-методической, организационной, международной, издательской, библиотеч-но-информационной и выставочной. За эти годы проведено 43 заседания.

Ученый совет регулярно заслушивает отчеты ректора, проректоров, руководителей структурных подразделений по итогам деятельности, решает вопросы организации учебного процесса по дополнительным профессиональным про-

граммам повышения квалификации и переподготовки работников профессиональных образовательных организаций. Рассматривает ход и результаты научных исследований, утверждает методики и планы фундаментальных и прикладных н ауч н о-и ссл ед о вател ь-ских и опытно-экспериментальных работ, проекты программы развития института, а также материалы, выносимые на рассмотрение Коллегии департамента образования и науки Кемеровской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.