Научная статья на тему 'Ученый совет: 2013-2017 годы'

Ученый совет: 2013-2017 годы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ученый совет: 2013-2017 годы»

ций, апробация которой (в системе общего образования с участием учителей русского языка и математики) началась в 2017 году.

Таким образом, перспектива внедрения и реализации новой модели аттестации потребует объемной, целенаправленной работы по созданию новых подходов, форм и методов образовательной, научно-методической, организационной деятельности лаборатории.

Приоритетной задачей будет также переход для участия в процедуре добровольной сертификации к предоставлению документов в электронном виде, к разработке онлайн-моду-лей для программы повышения квалификации специалистов, привлекаемых к аттестации в качестве экспертов для оценки профессиональной деятельности.

Цель деятельности лаборатории заключается в том, чтобы способствовать решению ключевых задач развития среднего профессионального образования Кемеровской области, в частности развитию кадрового потенциала как важного фактора, влияющего на качество образования. Английский ученый М. Садлер с юмором как-то заметил: «Когда речь заходит об образовании, немец спрашивает, что будет знать, француз — какие будут экзамены, американец — что будет

уметь, англичанин — какой будет карьера». Как показывает практика, наших соотечественников волнуют следующие вопросы: кто будет учить? Каков сам педагог? Каковы личностно-деловые качества, матрица профессионального мировоззрения, или говоря современным научным языком, исходные концептуальные позиции одного из главных субъектов образовательных отношений — педагога?

Для достижения этой цели у коллектива лаборатории есть достаточный опыт, четкое осознание своих задач и стремление к позитивным переменам.

ученый совет: 2013-2017 годы

В. И. Сахарова, доктор педагогических наук, доцент, ученый секретарь ученого совета Кузбасского регионального института развития профессионального образования

Ученый совет КРИРПО — это постоянно действующий выборный представительный орган, осуществляющий общее руководство институтом. План работы ученого совета ежегодно включает обсуждение вопросов по приоритетным направлениям всех видов деятельности института: образовательной, научно-исследовательской, научно-методической, организационной, международной, издательской, библиотеч-но-информационной и выставочной. За эти годы проведено 43 заседания.

Ученый совет регулярно заслушивает отчеты ректора, проректоров, руководителей структурных подразделений по итогам деятельности, решает вопросы организации учебного процесса по дополнительным профессиональным про-

граммам повышения квалификации и переподготовки работников профессиональных образовательных организаций. Рассматривает ход и результаты научных исследований, утверждает методики и планы фундаментальных и прикладных н ауч н о-и ссл ед о вател ь-ских и опытно-экспериментальных работ, проекты программы развития института, а также материалы, выносимые на рассмотрение Коллегии департамента образования и науки Кемеровской

области. Принимает решения по использованию и внедрению результатов научных исследований в деятельность профессиональных образовательных организаций Кемеровской области.

Ученый совет постоянно проводит конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу кафедр института. Заслушивает отчеты заведующих кафедрами по итогам деятельности. Решения ученого совета исполняются в намеченные сроки.

Огромное значение члены ученого совета уделяют подготовке научно-педагогических кадров в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами, регламентирующими подготовку кадров высшей квалификации по специальности 13.00.08. — теория и методика профессионального образования. Тщательно обсуждают и утверждают темы диссертационных исследований аспирантов, активно участвуют в работе межкафедральных методологических семинаров, осуществляют экспертизу диссертационных работ, ежегодно участвуют в подготовке и проведении научно-практических конференций различного уровня. За данный период два человека из состава ученого совета защитили кандидатские диссертации, заместителю председателя ученого совета присвоено ученое звание профессора.

В течение 2013 года деятельность ученого совета была направлена на координацию деятельности структурных подразделений института, сети базовых учреждений, экспериментальных и ста-жировочных площадок системы профессионального образования в соответствии с региональной комплексной программой «Модернизация системы профессионального образования Кемеровской области» на 2011-2013 годы, реализацию положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.

В сентябре 2013 года ученому совету были представлены результаты деятельности экспериментальной площадки Ленинск-Кузнецкого технологического техникума по теме «Формирование готовности обучающихся к профилактике профессионально обусловленных заболеваний по профессии «повар». Комплексная программа и методическое обеспечение формирования готовности обучающихся к профилактике профессионально обусловленных заболеваний реализуются в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области, осуществляющих подготовку специалистов в сфере индустрии питания.

В центре профессиональной ориентации и постинтернатного сопровождения институ-

та стала осуществляться работа региональной инновационной (экспериментальной) площадки ФГАУ «ФИРО» по теме «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования».

В соответствии с принятыми решениями ученого совета в 2014 году:

— институт получил сертификат Международного центра стандартизации и сертификации ISCO, подтверждающий, что СМК института соответствует требованиям ГОСТа ISO 9001 — 2011 (ISO 9001-2008) и имеется разрешение на применение знака соответствия Системы добровольной сертификации на срок до 26 декабря 2016 г. Приняты основополагающие документы системы менеджмента качества КРИРПО.

— Проведено инструктивно-методическое совещание для руководителей ресурсных центров по теме «О роли ресурсных центров в развитии системы профессионального образования региона». Подготовлена организационно-правовая и научно-методическая база для многофункциональных центров прикладных квалификаций.

— Завершена работа по включению журнала «Профессиональное образование в России и за рубежом» в Перечень рецензируемых научных изданий.

— Организована деятельность Регионального методического совета региональной сетевой методической службы системы профессионального образования Кемеровской области.

— Создана инновационная площадка института на базе Анжеро-Судженского политехнического колледжа по теме «Комплексное здо-ровьесберегающее и психолого-педагогическое сопровождение профессионального обучения студентов колледжа как условие подготовки конкурентоспособного специалиста».

— Продолжена работа по подготовке и проведению областных конкурсов и регионального чемпионата WSR согласно плану работы департамента образования и науки Кемеровской области.

В течение 2015 года члены ученого совета, кроме основных вопросов, обсуждали и рекомендовали к утверждению изменения в структуре института и положения о структурных подразделениях в соответствии с новой редакцией устава КРИРПО (приказ департамента образования и науки Кемеровской области от 29.06.2015 № 1323).

На основании принятых решений ученого совета в 2015 году:

— осуществлялось организационно-методическое сопровождение многофункциональных центров профессиональных квалификаций в профессиональных образовательных организациях, подготовлены к изданию методические рекомендации.

— Присвоен статус базового учреждения МКОУ «Детский дом «Радуга» Юргинского городского округа по теме «Разработка и апробация муниципальной модели сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на период с сентября 2015 по декабрь 2017 г.

— Присвоен статус базового учреждения Новокузнецкому педагогическому колледжу на срок сентябрь 2015 г. — сентябрь 2018 г.

В 2016 году ученый совет рассмотрел и рекомендовал к утверждению Программу развития КРИРПО на 2016-2020 годы; отметил удовлетворительную работу института:

— по реализации мероприятий актуализированного плана-графика Региональной программы развития профессионального образования;

— в проведении совместных мероприятий КРИРПО и НО «Союз директоров ППО Кемеровской области»;

— как регионального координационного центра по развитию движения Ворлдскиллс Россия в 2012-2015 годах;

— деятельность редакции журнала «Профессиональное образование в России и за рубежом»;

— работу аспирантуры, редакционно-изда-тельского отдела.

Ученому совету представлен итоговый научный отчет федеральной экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» по теме «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования».

Кроме того, ученый совет:

— присвоил статус базового учреждения Новокузнецкому строительному техникуму по теме «Освоение профессиональных компетенций студентами профессиональных образовательных организаций на основе проектного обучения» на срок сентябрь 2016 г. — июнь 2019 г.

— Присвоил статус базового учреждения Бе-ловскому педагогическому колледжу по теме «Формирование медийно-информационной грамотности обучающихся профессиональных образовательных организаций» на период с января 2017 по январь 2020 г.

— Рекомендовал продолжить работу КРИРПО и ПОО Кемеровской области по развитию и трансляции механизмов, апробированных и внедренных в ходе реализации региональной программы развития профессионального образования в 2014-2015 гг.

Наряду с основными вопросами повестки заседаний в 2017 году ученый совет:

— присвоил статус базового учреждения КРИРПО шести образовательным организациям разных типов Ленинск-Кузнецкого городского округа, четырем образовательным организациям разных типов Осинниковского городского округа, восьми образовательным организациям разных типов Юргинского городского округа по теме «Разработка и апробация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся» на период с января 2017 по январь 2019 г.

— Подвел итоги деятельности ресурсных центров и многофункциональных центров прикладных квалификаций Кемеровской области в 2015/16 уч. году и первом полугодии 2016/17 уч. года.

— Отметил, что в институте созданы условия для непрерывного дополнительного профессионального образования всем педагогическим и руководящим работникам профессиональных образовательных организаций по повышению квалификации и переподготовке; разрабатываются новые дополнительные профессиональные программы, спецкурсы, формы проведения занятий. Проводится своевременная работа по внедрению профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Социологический опрос слушателей показал, что индекс удовлетворенности качеством образовательных услуг в 2016/17 уч. году составил 94,2 %.

Ежегодно на заседаниях ученого совета обсуждались результаты социологического опроса «Удовлетворенность обучающихся и их родителей (законных представителей) качеством образовательных услуг». Институт подготовил методические рекомендации профессиональным образовательным организациям Кемеровской области и их социальным партнерам.

Сегодня в составе ученого совета института 21 человек, из них 7 докторов наук, 10 кандидатов наук. Это известные ученые, социальные партнеры, руководители структурных подразделений института. Члены ученого совета — творческие личности, талантливые педагоги, осуществляющие

научное руководство аспирантами и соискателями. В составе ученого совета института председатель и три члена диссертационного совета Д 212.088.02 при Кемеровском государственном университете; авторы программ, учебников, учебных пособий, методических разработок для педагогических работников учреждений среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования, создающие авторские курсы и образовательные программы для различных категорий слушателей института; разработчики и эксперты федеральных проектов и региональных программ, победители различных конкурсов:

Руднева Елена Леонидовна — доктор педагогических наук, профессор, почетный работник общего образования РФ, действительный член Академии педагогических и социальных наук, председатель ученого совета;

Овчинников Владислав Алексеевич — доктор исторических наук, профессор, почетный работник сферы образования РФ, заместитель председателя ученого совета;

Сахарова Валентина Ивановна — доктор педагогических наук, доцент, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, ученый секретарь ученого совета;

Апухтина Анна Геннадьевна — кандидат филологических наук;

Богданова Людмила Александровна — кандидат педагогических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования РФ, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук;

Вавилова Лидия Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель РФ, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук;

Дадашов Дадаш Каипович — председатель НО «Союз директоров профессиональных образовательных организаций Кемеровской области»;

Иванова Наталья Ивановна — первый заместитель начальника департамента труда и занятости населения Кемеровской области;

Касаткина Наталья Эмильевна — доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, лауреат премии Правительства России в области образования, действительный член Академии педагогических и социальных наук и Международной академии наук высшей школы;

Килина Ирина Александровна — кандидат психологических наук;

Корнеев Юрий Владимирович — кандидат педагогических наук;

Кочергин Дмитрий Геннадьевич — кандидат экономических наук;

Красношлыкова Ольга Геннадьевна — доктор педагогических наук, профессор, почетный работник общего образования РФ;

Матвиенко Валентина Андреевна — член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук;

Малороссиянова Ольга Ильинична — почетный работник начального профессионального образования РФ;

Морозова Елена Алексеевна — доктор экономических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, член-корреспондент Сибирской академии наук высшей школы;

Попов Иван Павлович — кандидат педагогических наук, доцент, почетный работник среднего профессионального образования РФ, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук;

Пфетцер Сергей Александрович — кандидат политических наук;

Трофимов Владимир Анатольевич — кандидат исторических наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ;

Федоров Александр Иванович — доктор биологических наук, профессор;

Чекалина Татьяна Александровна — кандидат педагогических наук.

На заседания ученого совета постоянно приглашаются потребители образовательных услуг, социальные партнеры, научные руководители и научные консультанты базовых учреждений, аспиранты. Выступления приглашенных участников убедительно доказывают целесообразность и результативность проводимых институтом мероприятий.

Подводя итоги работы ученого совета КРИРПО с 2013 по 2017 год, мы отмечаем, что предстоит принять еще много решений по реализации:

— Распоряжения Правительства РФ от 3 марта 2015 г. № 349-р «О комплексе мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 20152020 годы»;

— профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»;

— проведения аккредитации образовательной деятельности КРИРПО по основной профессиональной образовательной программе — программе подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре;

— приоритетного проекта «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий», включая внедрение демон-

страционного экзамена по стандартам Ворлд-скиллс Россия в качестве государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования;

— методического сопровождения реализации ФГОС по профессиям и специальностям в профессиональных образовательных организациях региона, обеспечение деятельности профессионально-общественного экспертного совета;

— дальнейшего развития конкурсного и олим-пиадного движения в системе профессионального образования региона, сети базовых учреждений института для разработки, апробации и внедрения инновационных проектов, профориентации в образовательных организациях разных типов;

— методического и организационного сопровождения развития сети ведущих профессиональных образовательных организаций, ресурсных центров и многофункциональных центров профессиональных квалификаций; обеспечение процедур аттестации и сертификации педагогических работников;

— ФГОС среднего общего образования в ПОО Кемеровской области по результатам работы пилотных профессиональных образовательных организаций;

— содействия развитию некоммерческих организаций в социальной сфере и поддержке проектов и программ социальной направленности; расширения спектра социологических исследований и совершенствования методик оценки качества образования региона.

региональный центр содействия некоммерческим организациям социальной сферы

Т. А. Чекалина, кандидат педагогических наук, начальник центра содействия некоммерческим организациям социальной сферы Кузбасского регионального института развития профессионального образования

Всего год назад, в ноябре 2016 года, в институте был создан региональный центр содействия некоммерческим организациям социальной сферы (РЦС НКО СС) с целью оказания консультационной, информационной и методической поддержки деятельности некоммерческих организаций (НКО) Кемеровской области.

Основная деятельность центра направлена на реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки; про-

ведение семинаров, консультаций, вебина-ров для руководителей и сотрудников НКО социальной сферы Кемеровской области; организацию и проведение прикладных и поисковых научных исследований, мониторинговых обследований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.