AT ТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ работников с применением информационных технологий: управленческий аспект
Сергей Андреевич Краплин,
заведующий центром сопровождения процедур аттестации педагогических работников Белгородского института развития образования e-mail: [email protected]
В соответствии со статьёй 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-Ф3) «Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации». В соответствии с постановлением правительства Белгородской области от 27.11.2012 г. № 482-пп «Об утверждении Положения о Департаменте образования Белгородской области» органом исполнительной власти области, непосредственно предоставляющим государственную услугу по аттестации педагогических работников, является департамент образования области.
• организационно-технологическое сопровождение • автоматизированные технологии • электронные портфолио • эксперты • методологическая культура
На основании Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.03.2010 г. № 209) с 01.01.2011 года прекратили деятельность муниципальные аттестационные комиссии, аттестационные комиссии образовательных учреждений. Функции по аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, были возложены
на аттестационные комиссии, созданные в регионах.
В связи с этим значительно увеличился объём работы Главной областной комиссии по аттестации педагогических работников (с 1200 до 5000 аттестуемых в год). В сложившейся ситуации особую актуальность приобрела задача внедрения в проведение процедуры аттестации автоматизированных технологий.
По заказу департамента в целях реализации Комплексного проекта модернизации
образования была разработана автоматизированная система Электронного мониторинга образовательных учреждений Белгородской области (ЭМОУ). Одним из модулей данной системы является программа «Аттестация кадров». Работа по реализации программы в Белгородской области начата в 2008/09 учебном году.
Программа позволяет проводить дистанционную экспертизу профессиональной деятельности аттестуемых на основе предоставленных педагогическими работниками электронных портфолио с конкретными результатами.
Основой программы являются показатели и критерии, разработанные творческими группами с участием членов и экспертов Главной аттестационной комиссии и утверждённые приказами Департамента образования Белгородской области.
К разработке критериев привлекались педагогические работники всех образовательных учреждений области. Поступившие предложения обсуждались, редактировались и дорабатывались творческими группами с участием представителей Департамента, института развития образования, руководителей образовательных учреждений. Для муниципальных организаций разрабатывались критерии только для педагогических работников, так как аттестация директоров — прерогатива учредителя. Критериальная база для конкретных должностей имеет особенности, в связи с отличиями квалификационных характеристик. Так, например, один из критериев оценки учителя «Качество знаний учащихся по итогам школьного мониторинга», а для учителя-логопеда этот критерий звучит как «Результаты коррек-ционно-развивающей деятельности учителя-логопеда». Общее количество критериев от 10 до 15.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми к первой и высшей квалификационным категориям (п.п. 36, 37 приказа
Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 г. № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации пе дагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»), разработаны и утверждены критерии и показатели с учётом специфики деятельности по 52 должностям для аттестации педагогов общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей, образовательных учрежде ний среднего профессионального образования, муниципальных образовательных учреждений управления культуры, педагогов коррекционных образовательных учреждений.
у—1 « «
Сегодня автоматизированной системой электронного мониторинга охвачены все образовательные учреждения Белгородской области, в том числе 565 общеобразовательных школ, 483 дошкольных образовательных учреждения, 143 учреждения дополнительного образования детей, 37 учреждений среднего профессионального образования, вечерние школы, кор-рекционные школы-интернаты, детские дома. В указанных учреждениях работают более 20 тысяч педагогических работников. С Департаментом образования заключили соглашения о проведении аттестации педагогических работников 15 част ных и негосударственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Белгородской области. Ежегодно процедуру аттестации с целью установления первой и высшей квалификационной категории проходят около пяти тысяч человек. Педагогические работники, проанализировав результа ты деятельности и приняв решение об аттестации с целью определения соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям, получив логин и пароль для входа в систему, заполняют аттестационные данные и прикрепляют подтверждающие документы, т.е. создают электронный портфолио.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Материалы электронного портфолио, подтверждающие достижения педагогов по каждому показателю, позволяют экспертам Главной аттестационной комиссии проанализировать результативность педагогической деятельности аттестуемого педагога, определить уровень квалификации.
С целью уменьшения нагрузки на учителя, проходящего процедуру аттестации, в Белгородской области от аттестуемого учителя не требуется предоставления объёмных материалов, разработок уроков и мероприятий. Формируется лишь электронный портфолио педагога, содержащий скан-копии документов, подтверждающих его достижения за межаттестационный период по конкретным показателям и критериям. Большая часть этих подтверждающих документов готовится администрацией школы (справки, результаты мониторинга) или имеется у учителя (сведения об участии в конференциях, удостоверения, грамоты, подтверждающие достижения педагога и его воспитанников, поощрения в межаттестационный период).
По каждому критерию определён перечень документов, прикрепляемых в электронную систему в отсканированном виде. Такими документами, в частности, могут быть выписки из приказов, справки руководителя, сканы удостоверений, сертификатов, дипломов.
Электронный портфолио аттестуемого педагогического работника содержит информацию, подтверждающую участие педагога в проект-но-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности, качество знаний учащихся, результаты участия учащихся в мероприятиях различных уровней, наличие целостного обобщённого педагогического опыта и его распространение через выступления, публикации, мастер-классы, общественную активность педагога, участие педагога в профессиональных конкурсах, поощрения в межаттестационный период.
Экспертиза профессиональной деятельности аттестуемого проводится дистанционно. Члены экспертной группы анализируют материалы электронного портфолио, при необходимости имеют право запрашивать у аттестуемого через электронную систему дополнительные докумен-
ты и информацию в пределах компетенции. Эксперты, привлекаемые к процедуре, прошли курсовую подготовку.
В состав экспертов входят наиболее опытные педагогические работники, которые рекомендованы муниципальными управлениями образования. Список экспертов ежегодно утверждается приказом Департамента образования. Приказ действует в течение учебного года. Каждому эксперту даются логин и пароль для доступа в автоматизированную систему. При обучении экспертов проводится инструктаж о конфиденциальности изучаемых материалов, разъясняются требования, предъявляемые к документам, подтверждающим достижения педагогов. Эксперты знакомятся с нормативными документами, регламентирующими процедуру аттестации, с законами РФ. Обучение длится 8 часов.
По поручению Департамента инструктивно-методическое и организационно-технологическое сопровождение предо -ставления государственной услуги «Аттестация педагогических работников государственных областных и муниципальных образовательных учреждений Белгородской области» осуществляет ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования», в структуре которого образован центр сопровождения процедур аттестации педагогических работников.
На сайте Института развития образования представлен раздел «Аттестация педагогических работников», в котором размещаются информационные материалы по вопросу. Иформация на сайте периодически обновляется.
Специалистами центра сопровождения процедур аттестации педагогических работников регулярно проводятся семинары с муниципальными координаторами, с представителями образовательных учреждений по вопросам организация аттестации педагогических
работников в соответствии с требованиями, осуществляется разъяснительная работа в рамках курсов повышения квалификации, проводимых Белгородским институтом развития образования.
Применяемая в области модель аттестации имеет значительные преимущества по сравне нию с процедурой аттестации, применявшейся раньше:
• Педагогические работники, проходящие ат тестацию, избавлены от необходимости предоставления печатных материалов, подтверждающих их претензии на квалификационные категории, значительно уменьшена нагрузка.
• Модель позволяет проводить дистанционную экспертизу профессиональных достижений аттестуемых на основе предоставленных педагогическими работниками электронных портфолио результатов профессиональной де ятельности, не отвлекая педагогов от основной работы.
• Процедура аттестации стала полностью прозрачной. Её прохождение, находясь
у компьютера, могут проанализировать получившие доступ в электронный мониторинг работники Департамента, руководители районных органов управления образованием, эксперты.
Проведённое анкетирование позволяет сделать вывод о положительной оценке применяемой модели муниципальными органами управления образованием, руководителями образовательных учреждений и педагогическими работниками Белгородской области.
Независимые эксперты, привлекаемые к про ведению комплексной экспертизы результа-
тов профессиональной деятельности педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений, в ходе аттестации отмечают, что за последние годы значительно повысилась активность аттестуемых педагогов, совершенствуется их компьютерная грамотность, используются современные педагогические технологии. Создаются сайты творческих учителей по предметам. Педагоги активнее, чем раньше, принимают участие в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, в работе методических объединений, секций, педсоветов; проведении открытых уроков, мастер-классов, в муниципальных и региональных этапах конкурсов профессионального мастерства. Учреждениями и муниципальными методическими службами более целенаправленно стала проводиться работа по обобщению педагогического опыта и его распространению.
Одним из результатов проводимой работы стало также активное и успешное участие учащихся в очных и заочных конкурсах, олимпиадах, турнирах, что способствует привитию учащимся интереса к изучаемому предмету, формирует творческую личность.
По мнению экспертов, система аттестации педагогических работников образовательных учреждений, сложившаяся в Белгородской области, позволяет проводить в установленные сроки аттестацию большого количества педагогов, способствует повышению эффективности и качества педагогического труда, стимулированию целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры. НО