Научная статья на тему 'Атрибутивные сложноподчиненные предложения в текстах прозы Михаила Шишкина'

Атрибутивные сложноподчиненные предложения в текстах прозы Михаила Шишкина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
403
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ПРИДАТОЧНОЕ ПРИСУБСТАНТИВНО-АТРИБУТИВНОГО ТИПА / ПРЕДЛОЖЕНИЯ НЕРАСЧЛЕНЕННОЙ СТРУКТУРЫ / МЕСТОИМЕННО-СООТНОСИТЕЛЬНОЕ СЛОВО / COMPLEX SENTENCE / ADVEBIAL CLAUSE OF PRISUBSTANTIVE-ATTRIBUTIVE TYPE / SENTENCES OF UNDIFFERENTIATED STRUCTURE / PRONOMINAL-CORRELATIVE WORD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пузыренко М.В.

В статье рассматриваются особенности функционирования сложноподчиненных предложений с атрибутивными придаточными в языке произведений М. Шишкина как яркого представителя современной прозы. В ходе изучения текстов была сделана попытка сформировать основные модели сложноподчиненных предложений с атрибутивными придаточными с точки зрения категории интенсивности. Автор приходит к выводу, что писатель активно использует такие конструкции, чтобы привлечь внимание читателя и подчеркнуть значимость доносимой информации, которая формируется лексическим содержанием предложения, несущего различную степень интенсификации, рассчитанной на деавтоматизацию восприятия текста читателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Пузыренко М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Атрибутивные сложноподчиненные предложения в текстах прозы Михаила Шишкина»

Пузыренко М.В. ©

Соискатель кафедры русского языка Института филологии, журналистики и межкультурной

коммуникации ЮФУ, г. Ростов-на-Дону

АТРИБУТИВНЫЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕКСТАХ

ПРОЗЫ МИХАИЛА ШИШКИНА

Аннотация

В статье рассматриваются особенности функционирования сложноподчиненных предложений с атрибутивными придаточными в языке произведений М. Шишкина как яркого представителя современной прозы. В ходе изучения текстов была сделана попытка сформировать основные модели сложноподчиненных предложений с атрибутивными придаточными с точки зрения категории интенсивности. Автор приходит к выводу, что писатель активно использует такие конструкции, чтобы привлечь внимание читателя и подчеркнуть значимость доносимой информации, которая формируется лексическим содержанием предложения, несущего различную степень интенсификации, рассчитанной на деавтоматизацию восприятия текста читателя.

Ключевые слова: сложноподчиненное предложение, придаточное присубстантивно-атрибутивного типа, предложения нерасчлененной структуры, местоименно-

соотносительное слово.

Keywords: complex sentence, advebial clause of prisubstantive-attributive type, sentences of undifferentiated structure, pronominal-correlative word.

Современная наука, рассматривая сложноподчиненное предложение (далее - СПП), выдвигает ряд вопросов, связанных с многоаспектностью сложного предложения как основной единицы синтаксиса. Одни аспекты были освещены в науке в полной мере (имеющие достаточное количество теорий и точек зрения); другие не нашли отклика со стороны лингвистов или, наоборот, требуют более детальной доработки. СПП с атрибутивными придаточными являются продуктивным средством выражения идей и мыслей современного общества, что подтверждается творчеством современного писателя М. Шишкина.

Актуальность статьи определяется активным функционированием данных конструкций в современной художественной прозе, так как специальных работ, посвященных исследованию данного объекта в структурно-семантическом и функциональном аспектах, в лингвистике нет. Изучением таких конструкций занималась Нестерова Н.А. в своей кандидатской диссертации «Градуальность в сложноподчиненных предложениях с атрибутивно-выделительными придаточными» [1, 2005], но ее интересовало общее описание сложноподчиненных предложений, совмещающих атрибутивновыделительные и градуальные значения. Мало изучен механизм употребления таких конструкций в современной прозе, что и создает предпосылки для дальнейшего исследования.

Одним из современных прозаиков XXI века является М. Шишкин, который пользуется популярностью у читателя и является призером литературных конкурсов и премий. В его текстах частотны СПП нерасчлененной структуры, которые выделяются как одна из разновидностей сложного предложения, несущая определенное значение в зависимости от характера структурно-семантических особенностей компонентов предложения.

© Пузыренко М.В., 2015 г.

В истории русского языка было довольно большое количество теорий, школ, отдельных лингвистов, которые занимались изучением сложноподчиненного предложения. Каждый пытался детально обосновать свои выводы и заключения, что привело к формированию различных классификаций СИЛ. Например, лингвисты логического направления в русской грамматике пришли к выводу, что необходимо классифицировать придаточную часть предложения по ее соответствию членам предложения в главной. Начиная с Ф.И. Буслаева, в трудах которого эта классификация впервые была изложена систематически, и до нашего времени, она пережила ряд модернизаций, уточнений, однако суть ее осталась неизменной: придаточные классифицировались на основании их

соответствия членам предложения. Отсюда - выделение придаточных подлежащных, сказуемных, определительных, дополнительных, обстоятельственных. Ф.И.Буслаев отмечал, что «каждый из членов главного предложения, кроме сказуемого, может быть выражен предложением придаточным» [2, с. 279]. Следовательно, так мы сможем рассмотреть только внешние признаки предложения.

Более всестороннюю характеристику предложения дает нам структурносемантическая классификация, которая получила широкое распространение лишь во второй половине XX века «поскольку учитывает и к чему присоединяется придаточная часть, и как присоединяется (при помощи каких формально-грамматических средств), и в каких смысловых отношениях находятся главная и придаточная части» [3, с.306]. Ее идеи были заложены В.А. Богородицким, а усовершенствование она получила в трудах В.А. Белошапковой, Н.С. Валгиной, С.Г. Ильенко, С.Е. Крючкова и Л.Ю. Максимова и других.

В вузовских учебниках, опирающихся на структурно-семантическую классификацию, выделяются присубстантивно-определительные СИП, которые разделяются на атрибутивновыделительные (в их состав входят и определительно-качественные СИИ) и атрибутивнораспространительные. Они различаются на основании того, какие средства связи участвуют в соединении придаточного и главного предложений, как именно связано придаточное предложение с опорным существительным: непосредственно или при помощи указательного (соотносительного) слова.

Рассматривая СИИ с атрибутивными придаточными, можно заметить, что такой тип предложения имеет определенную структуру. Основную часть занимают придаточные, которые выражают атрибутивное значение наиболее ярко. В определенном контексте предложение приобретает дополнительные оттенки значения: времени, пространства,

присоединительности, изъяснительности и т.д. В таких случаях создается «двухслойная семантика»: атрибутивно-временная, атрибутивно-пространственная, атрибутивно-

присоединительная и т.д. [4, с.35].

СИИ с атрибутивными придаточными обладают рядом признаков, которые характерны для сложного предложения: наличие союзных слов (местоименно-

соотносительных), объединяющих части сложного предложения; порядок построения предложения, где придаточная часть будет располагаться в постпозиции по отношению к главному или ее разделять; интонационная завершенность.

Ирисубстантивно-атрибутивное придаточное относится к предложениям

нерасчлененной структуры. В таких конструкциях оно распространяет существительное, которое располагается в главной, благодаря указательному местоимению (местоименносоотносительному слову) или без его участия выражает атрибутивные отношения.

В произведениях М. Шишкина можно выделить следующие модели функционирования сложноподчиненных предложений с атрибутивными придаточными:

СИИ с придаточным, выражающее атрибутивно-выделительные отношения. В таких конструкциях придаточная часть может распространять сочетание существительного (или местоимения) с указательным местоимением тот : Помню тот разговор с врачом, который отнял у меня последнюю надежду. [6]. Вспоминаю тот мороз, от которого у тебя выросли седые усы. [7]. Вернуться в тот миг, который стоит возвращения. [7]. Ведь тот

ребенок, который был тогда, в Останкинском музее, во мне, не родившись, стал рыбкой и уплыл. [7].

Данные примеры свидетельствуют о том, что указательное местоимение тот выступает в роли близкой к выделительной частице, где придаточная часть относится к главной благодаря союзным словам который, какой, чей, от которого. Придаточная часть помогает выделить предмет или лицо, о котором говорится в главной части, из ряда однородных. Такие предложения с соотносительным и союзным словом который часто встречаются в текстах М. Шишкина, и их можно отнести к ядерным конструкциям, выражающим активно атрибутивно-выделительные отношения и увеличивающим степень интенсификации высказываемого.

Если к существительному в главной части примыкает определение, то придаточная часть относится к целому словосочетанию, например: Мне, может, тоже хотелось возиться с обугленными кусочками бумаги, проверять, кто и где был в тот дождливый момент, когда за окном мелькнула почтальонша на велосипеде с полиэтиленовым пакетом на голове, и выяснять, кто поломал ветки у старого земляничного дерева, что цветет под окном библиотеки! [7]. Это произошло в тот самый день, когда она прижимала к себе пахучую кофемолку.. [7]. Во всех вышеназванных примерах придаточная часть содержит в себе сообщение, которое помогает выделить читателю или слушателю предмет, промежуток времени, состояние и т.д., и присоединяется союзным словом когда, выражающее определительно-временные отношения.

Конструкции с другими союзными словами не меняют характер отношений, они всего лишь добавляют оттенки выделительных значений. Например: Маслов читал написанное мною долго, не спеша, переспрашивая меня в тех местах (в которых?), где был неряшлив почерк, делая карандашом на полях какие-то заметки [8]. Я почувствовала себя счастливой — в тот (в который?) момент, когда остальные испытывают горе [6]. В первом примере слово где вносит в предложение дополнительное значение места, так как идет указание на место и можно задать дополнительный вопрос «где?»; во втором - времени.

Тот (тех, те, то) может соответствовать определительно-выделительным придаточным, подчеркивая значимость содержания зависимой части и присоединяться союзным словом «который»: Еще не пережили тех страданий, которые им предстояло пережить [6]. А сейчас подумал — где теперь те два ведра воды, которые она носила в своих забинтованных ногах? [6]. В дождь становятся видимы те нити, которые тянутся от верхних деревьев к деревьям, от верхней травы к траве, от верхних людей к зонтикам [7]. В данных случаях автор фиксирует внимание читателя на определенных деталях, а слово те выступает в функции близкой к усилительной частице.

При этом определительно-выделительные предложения могут характеризоваться синкретизмом значения: определительного и пространственного (со словом «где»): Кричать, топать ногой и размахивать руками он начинал всякий раз, когда доходил до того места, где писал о том, что потомки все-таки будут читать его и оценят по достоинству [8]. С невольным трепетом снова я вошел в ту гостиную, где жил запах ее духов, где повсюду были заботливо расставлены бесчисленные ее безделушки, фигурки, саксы, где в окна лезли ветви черных мокрых яблонь, окутанных паром от таявшего в саду снега [8]. Последний пример указывает на то, что интенсификация достигает крайней точки за счет повтора союзного слова где. Как утверждает Г.Ф. Гаврилова «наиболее высокая степень

интенсивности выражается тогда, когда собственно синтаксические средства сложного предложения комбинируются с другими средствами выражения интенсификации: инверсией (которой в основном подвергается указательное слово, выделенное в качестве компонента с особой прагматической нагрузкой), использованием усилительных фразеологизмов (в основном - в придаточном), повторами, парцелляцией, употреблением синонимов и т.п.» [5, с.92].

Сложноподчиненное предложение с атрибутивным качественным придаточным может включать в структуру предложения местоименно-соотносительное слово такой в

главной части, которое имеет добавочное качественно-интенсифицирующее значение и присоединяется при помощи местоимений который, которая и т.д. Например: Всеобщая гармония — это такой устав, который призван научить новобранцев, что все — рифма

[6] . Не было еще и не будет такой идеи, которая не вела бы в конечном счете к беспорядку и резне, потому что любая идея, пусть и самая замечательная, противна природе. И они говорили мне такие вещи, которые твой отец никогда не говорил [6]. Ты просто не можешь понять, что это такие мгновения, когда чувствуешь себя владычицей мира, когда это уже не я пою, это кто-то поет мною! [7]. При этом прилагательное качественное, интенсифицированное, элиминировано.

Союзное слово который может выступать универсальной скрепой между главной и придаточной частями в собственно определительно-повествовательных предложениях: Вспоминали весь тот ужас в прошлом феврале, что (который) мы тогда пережили, когда Саша прятался несколько дней на Братском кладбище вместе с другими студентами и гимназистами из Студенческого полка генерала Боровского, которые не ушли с Корниловым

[7] . Он тогда сказал: “Почему мы уходим из жизни в тот момент, когда (который) нам кажется, что мы только начинаем что-то понимать, в чем-то разбираться”[7]. Из примеров видно, что союзное слово легко вписывается в структуру предложения благодаря тому, что согласуется с определяемым существительным в главной части в роде и числе, но его всегда можно заменить словом «который».

Таким образом, изучая тексты произведений Михаила Шишкина можно сказать, что автор продуктивно использует в своих произведениях сложноподчиненные предложения с атрибутивно-выделительными отношениями, с одной стороны, чтобы подчеркнуть значимость описываемых событий, с другой - привлечь внимание читателя. Большую часть рассматриваемых предложений включают соотносительное слово тот, которое выполняет в одних случаях выделительную функцию, в других - интенсифицирующую с оттенками времени, пространственности, качества и т. д.

В текстах М. Шишкина встречаются также СПП с придаточными, выражающими атрибутивно-распространительные отношения. Содержание таких конструкций заключается в том, что придаточная часть формально зависящая от существительного в главной части, содержит сведения об определенном предмете или лице. Она прикрепляется к главной части при помощи относительных местоимений который, какой, чей, где, куда, откуда. Такие придаточные служат не для выделения предмета, а для сообщения о нем чего-то нового: Мы разгружались в Таку, который уже был взят союзниками [6]. Я понял, что отец написал письмо, от которого зависела моя судьба [8]. Из приведенных примеров видно, что существительное, находящиеся в главной части, не нуждается в объяснении, а придаточная часть рассматривается как добавочное присоединительное значение. Такие предложения можно представить в виде самостоятельных предложений: Мы разгружались в Таку. Город уже был взят союзниками. Данный вид представлен в большем количестве, исходя из того, что их использование показывает авторское умение правильно и стилистически оправданно выражать свои мысли, воплощая свой иллокутивный художественный замысел.

Следовательно, в сложноподчиненных предложениях с атрибутивно-

распространительными придаточными наблюдается односторонняя зависимость, то есть: главная часть может реализовать себя самостоятельно, а придаточная - зависимая, несет добавочное значение. Такие конструкции представляют переходный случай между СПП расчлененной и нерасчлененной структурой.

Исследование сложноподчиненных предложений с атрибутивными придаточными в современной прозе М. Шишкина позволило выделить основные модели таких конструкций, рассматриваемых в языке его произведений, проанализировать структурные компоненты, которые участвуют в структуре и семантике высказывания, местоименно-соотносительные слова в главной части предложения, а также относительные местоимения определенной семантики, актуализирующие содержание придаточной части.

Таким образом, в текстах М.Шишкина широко представлены конструкции СПП с атрибутивными придаточными, включающие в свой состав соотносительные слова «тот», «такой», которые являются одним из средств экспрессивности. Такие предложения

помогают привлечь внимание читателя, сконцентрировать его на определенные моменты содержания, передать авторские суждения по тому или иному поводу. Регулярность данных конструкций объясняется тенденцией современной прозы к сегментации высказываний. Данные модели имеют определенную интонационную структуру, так как в них разделяются паузой главная и придаточная части, актуализирующие восприятие текста читателями.

Литература

1. Нестерова Н.А. Градуальность в сложноподчиненных предложениях с атрибутивновыделительными придаточными: Дисс.канд.филол.наук. Саранск, 2005.

2. Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка Текст./ Ф.И. Буслаев; АН СССР М.: Учпедгиз, 1959 - 623с.

3. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского литературного языка Текст.: учебник для вузов / Н.С. Валгина.- Изд.3-е, испр. М.: Высшая школа, 1991-432с.

4. Устинов А.М. Синтаксическая семантика сложноподчиненного предложения. - Иваново: Ивановский гос .ун-т, 1967. - с. 33-38.

5. Гаврилова Г.Ф. Способы выражения категории интенсивности в сложном предложении //Современный русский язык: коммуникативно-функциональный аспект: Учебное пособие.-Ростов н/Д, 2000, с. 87-97.

Список художественной литературы

6. Шишкин М.П. Письмовник. М.: Знамя, 2010.

7. Шишкин М.П. Венерин волос. М.: Знамя, 2005.

8. Шишкин. М. П. Всех ожидает одна ночь // Вагриус. М. , 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.