ЛИНГВИСТИКА
УДК 81
Волкова Елена Борисовна
Московский авиационный институт (государственный технический университет)
lenka@mail. mipt. ш
ЯДЕРНЫЕ И ПЕРИФЕРИЙНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ПРИСУБСТАНТИВНО-АТРИБУТИВНОГО ТИПА В МАТЕМАТИЗИРОВАННЫХ ТЕКСТАХ
В статье рассматриваются ядерные и периферийные сложноподчинённые предложения присубстантивно-атрибутивного типа, характерные для математических текстов. В силу особенностей данной области научного стиля такие конструкции широко распространены и имеют свою специфику.
Ключевые слова: сложноподчиненное предложение, придаточное предложение присубстантивно-атрибутив-ного типа, атрибутивно-выделительные придаточные предложения, атрибутивно-распространительные придаточные предложения, ядерные, периферийные конструкции.
Синтаксическая семантика как грамматическое явление существует как семантика синтаксических структур, организованная по принципу грамматического поля [1, с. 5]. Поле имеет центр (ядро) и периферию. В основе теории поля лежит идея основного значения и его дополнительных оттенков.
Атрибутивность в сфере сложноподчинённых предложений (далее СПП) присубстантивного типа обладает отчётливо выраженной полевой структурой. Ядро поля атрибутивности составляют собственно придаточные присубстантивно-атрибутив-ного типа, атрибутивное значение которых выражено наиболее ярко. С приобретением дополнительного значения предложения отдаляются от центра к периферии, туда, где эти единицы пересекаются с компонентами других функционально-семантических полей: времени, пространства, изъяс-нительности, присоединительности [3, с. 22] и т.д. В этих случаях создаётся «двухслойная семантика: атрибутивно-временная, атрибутивно-пространственная, атрибутивно-присоединительная, атрибутивно-изъяснительная» [6, с. 35] и т.д.
Нами было выбрано порядка 1500 присубстан-тивно-атрибутивных конструкций из работ выдающихся математиков Л.С. Понтрягина, Б.В. Федосова, стиль изложения которых в мире науки считается образцовым. Рассмотрим основные присуб-стантивно-атрибутивные конструкции, характерные для математических текстов. Присубстантивно-ат-рибутивные предложения относятся к СПП нерас-членённой структуры. В присубстантивно-атрибу-тивных СПП придаточная часть распространяет существительное (с указательным местоимением или без него), присоединяется относительными местоимениями и выражает атрибутивные (в широком смысле) отношения [4, с. 189]. Среди них можно выделить две группы СПП: 1) с придаточными, выражающими атрибутивно-выделительные отношения, и 2) с придаточными, выражающими атрибутивно-распространительные отношения.
1. В атрибутивно-выделительных СПП придаточная часть может распространять а) сочетание существительного с препозитивным указательным местоимением тот, выступающим в роли, близкой к роли выделительных частиц, и присоединяться с помощью относительных местоимений который, что, где, куда, откуда, когда. Во всех придаточных предложениях содержится информация, которая помогает выделить один предмет из ряда других. В математических текстах атрибутивновыделительное значение часто усиливается повтором в главной части, что придает всему предложению экспрессивный характер. В нашем материале таких предложений было около 10%. Предложения с относительным местоимением который можно отнести к ядерным конструкциям. В них атрибутивно-выделительные отношения выражены особенно ярко. Из определения 15 явствует, что топологическими свойствами являются те и только те, которые выражаются в терминах замыканий [5, с. 70]. Конструкции с другими относительными местоимениями находятся ближе к периферии, поскольку в них помимо атрибутивного наблюдаются ещё и другие значения. Так, слово где придает предложению пространственное значение, а когда - условно-временное. В тех случаях, когда не будет опасности недоразумения, мы не будем делать различия между пространствами левых и правых смежных классов [5, с. 112]. В тех частях пространства, где локальные системы перекрываются, они связываются между собой преобразованиями [5, с. 317]. Действительно, в первом предложении придаточное отвечает не только на вопрос «каких?», но и «когда?», «при каком условии?», во втором же можно поставить дополнительный вопрос «где?».
Устойчиво употребляется в данной разновидности научного стиля такие конструкции, где в качестве подчиняющих слов используется определённая группа отглагольных существительных - предположение, вывод, факт. Они требуют после себя
© Волкова Е.Б., 2013
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2013
101
придаточное с объектным значением. Тот факт, что ffN есть тождественное отображение группы N на себя, доказывается так же, как в В) [5, с. 373]. Мы пришли к выводу, что G есть прямая сумма двух свободных циклических групп [5, с. 49]. В первом случае было разобрано предположение, что все элементы матрицы а* равны нулю [5, с. 102]. Существительное всё же сообщает придаточному атрибутивный оттенок, но подстановка союза что, не синонимичного с союзными средствами атрибутивного придаточного, свидетельствует скорее об изъяснительно-объектном характере придаточного. Отмечая семантическую двойственность отглагольных существительных, М.И. Черемисина и Т.А. Колосова указывают на то, что «их распространители, будучи присубстантивными, сближаются с определениями, можно задать вопрос “какой?”. Но содержательное единство существительных с глаголами, требующими изъяснения, сообщают такому присубстантивному распространителю изъяснительную семантику, которая оправдывает постановку к нему вопроса делиберативного объекта - “о чём?”» [8, с. 64].
Такие конструкции находятся в области крайней периферии, на пересечении атрибутивного и изъяснительного полей.
б) Придаточная часть распространяет сочетания существительного с препозитивным указательным местоимением такой, имеющим добавочное качественно-степенное значение, и присоединяется относительными местоимениями какой, который, а также где, куда, откуда, когда. В художественной литературе качественное прилагательное перед определяемым существительным усиливает степенной оттенок. Но в нашем материале не встретилось случаев употребления качественного прилагательного перед определяемым словом. Это можно объяснить тем, что изложение материала в стиле точных наук практически лишено образности, а подчинено одной задаче: максимально ясно и недвусмысленно донести мысль.
Предложений данного типа в нашем материале было около 17%. К ядерным конструкциям можно отнести предложения с относительным местоимением который. Обозначим через К’ множество всех таких элементов группы Н’, которым соответствуют тождественные автоморфизмы группы N [5, с. 430]. Здесь наблюдается качественное выделение одного предмета из ряда других.
К периферийным атрибутивно-выделительным конструкциям, имеющим, кроме дополнительного качественно-степенного, ещё и изъяснительное значение, можно отнести следующие. Для всякого элемента а из G существует левый обратный элемент, т.е. такой элемент а-1, что а-1а=е. [7, с. 13]. С помощью элементарных операций ненулевую матрицу х можно перевести в такую матрицу z, что каждый ее элемент делится на ') [5, с. 41].
Действительно, помимо качественного выделения одного элемента из ряда других, объясняется еще и присущее ему свойство, вводится новая информация об объекте.
2. В математических текстах широко распространены СПП с придаточными, выражающими атрибутивно-распространительные отношения и прикрепляющимися к одному из существительных в главной части при помощи относительного местоимения который, а также где, откуда. Такие предложения вводят новую информацию о предмете, а не выделяют его из ряда других. Перед определяемыми существительными невозможно поставить указательные слова. Подавляющее большинство предложений в нашей выборке (67%) составили конструкции данного типа. Таким образом, отображение ф порождает гомоморфизм группы г1(Ъ, ф в пЩ р), который мы обозначим через ф [5, с. 355].
Наиболее употребительны в математических научных текстах атрибутивно-распространительные СПП, в которых придаточная часть прикрепляется к главной союзами где и, реже, откуда, поскольку часто возникает необходимость пояснения отдельных членов математической формулы или хода логических рассуждений. Этот класс, как известно, представляется также формой l/2niQ, где Q - кривизна расслоения ТсМ [7, с. 33]. Действительно, элементы е, е и ее=е принадлежат и и, следовательно, Де)=Де)Де), откуда следует, что Де)=е' [5, с. 143]. Эту функцию выполняют придаточные предложения с однородным соподчинением. В математических текстах их число может достигать семи, тогда как другие придаточные, как однородно соподчинённые, редко встречаются в количестве более двух. Однородные придаточные тесно связаны, для них характерен асиндетон, причём, кроме позиции после первого придаточного, союз зачастую опускается, а последнее придаточное присоединяется сочинительными союзом а или и, реже но. Непосредственно проверяется, что система всех окрестностей и (а), где п - произвольное целое число, а аеКр, счетна и действительно определяет топологию в множестве КР [5, с. 171]. Если в художественной и публицистической литературе однородное соподчинение придаёт предложению яркую эмоционально-экспрессивную окраску, то в математических текстах такой окраски нет. Предложения с однородными придаточными «бесстрастны», хотя и придают динамизм и напряженность всему предложению [2, с. 154]. Здесь можно наблюдать количественную экспрессию, а не качественную.
В таких предложениях придаточная часть формально зависит от существительного в главной, но это существительное не нуждается по смыслу в таком определении. Таким образом, в предложениях данного типа наблюдается односторонняя зависи-
102
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2013
мость: главная часть оформляется как независимая, а придаточная - зависимая, причем в придаточной части наблюдается добавочное присоединительное значение, усиливающееся частицей и. Такие конструкции представляют собой переходный случай между СПП нерасчленённой и расчленённой структуры.
В нашей выборке около 8% составили атрибутивно-распространительные предложения с добавочным присоединительным значением. Учитывая, что числа - т.^ задают класс Черна с1(ТсМ), приходим окончательно к равенству и^ик1Р1аа=ехр{с1(ТМ)} по модулю Ь'1, что и доказывает теорему. [7, с. 36] Значит, Ъ(1) = и.Ор^+1)(Ам)и.к для любого аеШв, что и требовалось доказать [7, с. 32]. Подобные предложения, как правило, завершают все доказательства математических утверждений. Придаточная часть зависима и имеет яркий присоединительный характер, но всё же она относится не ко всему предложению, а только к последнему члену предыдущего предложения. Это и позволяет относить такие стандартные для математических текстов предложения к периферийным случаям атрибутивно-распространительных конструкций.
Таким образом, в математических текстах широко представлены как ядерные, так и периферийные конструкции присубстантивно-атрибутивных СПП. Такие предложения помогают точно и ясно выразить мысль, передать ход логических рассуждений. Они формируют конструкции более сложные по структуре, но более очевидные по семанти-
ке, упрощая как задачи читателя, так и задачу автора.
Библиографический список
1. Адмони В.Г. Синтаксическая семантика - это семантика синтаксических структур // Проблемы синтаксической семантики: материалы научной конференции. - М., 197б. - С. 4-б.
2. Ганцовская Н. С. Некоторые типичные конструкции многокомпонентных сложноподчинённых предложений в научном стиле // Ученые записки ЯГПИ. - Ярославль: ЯГПИ, 19б9. - Т. 14. - С. 153157.
3. Колыханова Е.Г. О синкретизме сложноподчинённых предложений присубстантивного типа с определительно-изъяснительной придаточной частью // Семантика и структура простого предложения. - Орёл: ОГПУ, 1995. - С. 14-22.
4. Максимов Л.Ю., Бабайцева В.В. Современный русский язык. - М.: Просвещение, 1987. -Т. 3. - С. 187-198.
5. Понтрягин Л. С. Непрерывные группы. - М.: Едиториал УРСС, 2009. - 520 с.
6. Устинов А.М. Синтаксическая семантика сложноподчинённого предложения. - Иваново: Ивановский гос. ун-т, 19б7. - С. 33-38.
7. Федосов Б.В. Теоремы об индексе // Современные проблемы математики. Фундаментальные направления. - 1991. - № 3. - С. 24-3б.
8. Черемисина М.И., Колосова Т.А. Очерки по теории сложного предложения. - Новосибирск: Наука, 1987. - С. 7-12.
УДК 811.161.1
Горева Елена Владимировна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
lengore va@yandex. ш
ОККАЗИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ С КОМПОНЕНТОМ-ЗООНИМОМ ЛОШАДЬ
Фразеологические единицы с компонентами-зоонимами составляют обширную группу фразеологизмов современного русского языка, что можно объяснить огромной ролью животных в жизни человека. Изучение данной группы фразеологизмов позволяет описать их преобразовательные возможности при выражении авторских интенций в условиях речевой коммуникации, выявить потенциал использования фразеологизмов в различных дискурсах.
Ключевые слова: фразеологическая единица, окказиональный фразеологизм, прием окказионального преобразования, компонент-зооним, значение, образ.
В современной фразеологии большое внимание уделяется окказиональным трансформациям фразеологических единиц (далее ФЕ) в различных дискурсах. Для того чтобы иметь представление о развитии фразеологической системы в целом, необходимо описать преобразовательные возможности всех видов и типов фразеологизмов [3].
До сих пор не существует системного исследования особенностей функционирования отдельных групп фразеологизмов, а потому изучение ФЕ
с компонентами-зоонимами на предмет выявления их преобразовательного потенциала входит в ряд актуальных исследований. Описание таких фразеологизмов в тексте позволит иметь представление о преобразовательных возможностях фразеологических единиц данной группы при выражении авторских интенций в условиях речевой коммуникации.
ФЕ с компонентами-зоонимами составляют достаточно большую группу фразеологизмов. Животные всегда играли огромную роль в жизни челове-
© Горева Е.В., 2013
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № б, 2013
103