Научная статья на тему 'Ассоциативные значения концепта «Свет» в рассказах Б. К. Зайцева'

Ассоциативные значения концепта «Свет» в рассказах Б. К. Зайцева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
124
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Безатосная О. М.

В данной статье анализируется своеобразие ассоциативных значений концепта «свет» в рассказах Б.К. Зайцева. Тема «света» в произведениях Б.К.Зайцева является одной из главных тем и связана с такими понятиями, как добро, любовь, Бог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ассоциативные значения концепта «Свет» в рассказах Б. К. Зайцева»

5. Кубрякова Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики / Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - №1. -С. 6 - 17.

6. Лакофф Дж. Когнитивное моделирование: (Из книги «Женщины, огонь и опасные предметы») / Дж. Лакофф // Язык и интеллект. - М., 1995. - С. 143 -184.

7. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачев // Известия АН СССР. - Серия литературы и языка. - 1993. - Т. 52. - Вып. 1. - №1. - С. 3 - 9.

8. Попова З.Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж: «Истоки», 2001. - 191 с.

9. Рудакова А.В. Экспериментальное изучение концепта «быт» в русском языковом сознании / А.В. Рудакова // Культура общения и ее формирование. -Вып. 8. - Воронеж, 2000. - С. 88 - 94.

Podvigina N.B.

The article concerns different points of view on the nature and the essence of the concept and the sphere of concepts. The classification of concepts is given. The structure of the concept is analyzed from different scientific positions.

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет УДК 82.08

О.М. Безатосная

АССОЦИАТИВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ КОНЦЕПТА «СВЕТ» В РАССКАЗАХ Б.К. ЗАЙЦЕВА

В данной статье анализируется своеобразие ассоциативных значений концепта «свет» в рассказах Б.К. Зайцева. Тема «света» в произведениях Б.К.Зайцева является одной из главных тем и связана с такими понятиями, как добро, любовь, Бог.

Немало великих уроков добра таят в себе страницы рассказов Б.К.Зайцева, от которых веет тихим светом милосердия. Свет выступает у него как объединяющая стихия мироздания, созданного, по мысли писателя, гармонично и целесообразно.

Один из самых светлых, лирически-взволнованных рассказов Б.К.Зайцева называется «Миф». Он весь пронизан светом солнца (1 зна-

чение). Этот образ приобретает дополнительное значение молодости, любви. Свет обычно несет положительную энергию, но значение его зависит от внутреннего мира героя:

«Он снимает фуражку, потоки света заливают его. Голова делается теплей, все вокруг начинает течь в медленном движении. Миша улыбается. Оперев голову на руки, он неподвижно смотрит на тонкие паутинки, что одели сеткой скат и бегут

к нему своими переливами. Это похоже на золотистый призрачный ковер, тянущийся откуда-то издалека, чуть не с неба». «Миф» с.54

Герой рассказа смотрит на мир влюбленными глазами, его душа подобна тающей свече. Свет (1 значение) любви позволяет ему постичь откровения природы:

«Боже мой, - думает Миша, -хорошо лежать в чистом поле, при паутинках, в волнах ветра. Как он там тает, как чудесно растопить душу в свете и плакать, молиться. Быть может, после полудня над жатвой пролетают наши ангелы, особые, таинственные, русские ангелы». «Миф» с.52.

Свет (в1 значении)- это одно из средств передачи красоты русской природы:

«Мы спим. Но что это такое? Вот открываю глаза, и во все щели струями свет, свет! Скорей на воздух, не упустить ни минуты, за сарай, к саду. Оттуда тянет огненный бриз, точно шелковые одежды веют в ушах, и, кажется, сейчас побежишь навстречу, и пронижут всего, беспредельно, эти ласкающие лучи; волосы заструятся по ветру назад, как от светлого плывучего тока. О, солнце, утро!». «Полковник Розов» с.74

Лексема «свет» употребляется во 2 значении (пространство, где светло) в следующем предложении: «Просто хотелось отдохнуть, тишины, света... он и сам точно не сказал бы чего, только не этой избы, и не храпа, и не розвальней, не круп, не меринов...». «Странное путешествие» с.393. В данном предложении свету противопоставлена грязная изба, храп усталых путников,

хрюканье меринов. Образ света ассоциируется с прошлой жизнью, полной чистоты и нежности.

В рассказе «Заря», посвященном светлому периоду в жизни героя- детству, Б. К. Зайцев рисует пейзаж, который виден из окон детской: «Много свету было в этом виде. Как будто окна выходили вообще на Божий мир, лежавший в таком просторе и ясности». «Заря» с.112

«Женя не мог сказать, с какого времени начал себя помнить. Были ничтожные или непонятно-прелестные воспоминания, - игра, ласка, запах летнего сада; но это тонуло в тумане детства, легендарного существования, бросающего на целую жизнь свой свет». «Заря» с.111

На страницах произведений Б.К.Зайцева возникает метафора свет- Бог: «Я забывал о прошлом и не думал о будущем. Быть может, такое состояние, со всегдашним ощущением Света, то есть Бога, и есть та райская жизнь, о которой говорит Библия». «Голубая звезда» с.378

В рассказе «Аграфена» героиня по субботам ходит в церковь, слушает, как хор гимназистов поет «Свете Тихий».. Сердце ее тогда обнималось благоговейной ясностью». «Аграфена» с.81. «Свете Тихий» - это умилительное песнопение, прославляющее Сына Божия, гимн первых веков христианства .Свет принимает значение озарения-«благоговейной ясности».

На страницах произведений Б.К.Зайцева образ Богородицы «мягко сияет в золотых ризах»; от этого света на душе становится спокойно: «Оттого ли, что поплакала,

или, правда, в золотом сиянии Богородицы был мир, но она поднялась облегченная...» «Голубая звезда» с.324.

В ослепительном свете является Сергию Радонежскому Пречистая, чтобы утешить его и приободрить, сказать, что всегда будет заступницей обители. В православной традиции метафора озарения- « внутреннего света» передает изначальную предрасположенность души к восприятию спасительной веры, идея Христа как божественного света определяет собой традицию православия. В последнее утро своей земной жизни Аграфена обрела душевное успокоение, обратившись к Богу: «Из-за знакомых, дорогих когда-то лиц. выплыло новое, потопляющее всех единым светом Лицо, принимающее всех в сверхчеловеческое лоно». «Аграфена» с.103

Лексема «свет» становится символом несчастливой, трудной жизни Анны, которая с утра до ночи работает в хлеву. Свет утра для нее-это начало тяжелого дня: «Петух, тайным зовом пробужденный, прокричит в свой ранний час, горький сигнал к свету- а еще звериная темнота над землей. Люди его не услышат». «Анна» с.422. Не услышит и Анна, уставшая после трудного дня. «Горький сигнал к свету» как тайный знак ее судьбы, горький сигнал к ее несчастной жизни.

В этом же рассказе лексема «свет» приобретает дополнительное значение «таинственный, непознанный». Анне, тяжело переносящей смерть любимого, невозможно поверить в его небытие: «. Может быть, он был и тут, в этом лунном дыму, может быть, чтобы достать,

досягнуть до него, разлившегося неведомым светом, надо еще куда-то дальше пройти...» с.461

В рассказе «Авдотья- смерть» возникает то же значение. Лиза молится за убитого мужа, за мать, за себя и вдруг видит «необычный свет».

Свет может проявляться в виде огоньков (они не зафиксированы ни в одной группе ТСРЯ). В рассказе «Тихие зори» герой, тяжело переносящий смерть жены, вспоминает: «. тихий красный огонек виднелся в церкви тогда. он мигал, мигал, маленький, пустынный и жуткий. сразу и у меня, и у ней прошло под сердцем что-то ледяное, точно мы предчувствовали нечто». С.36. Свет этого огонька как предвестник беды. В рассказе «Заря» мальчик Женя смотрел на огонек в избушке караульщика погоста и «непонятная тоска сжимала его сердце» с.116. Впервые Женя понял, что нет ничего вечного, что мамы когда-нибудь не будет. Этот «мрачный вечер с огоньком на кладбище нельзя было вычеркнуть ни-чем».Образ огонька стал символом будущей разлуки.

В рассказе «Голубая звезда» описано паломничество в монастырь. Уставшие от дневной суеты и несерьезных споров герои, оказались у монастырских ворот:

«Монастырские ворота были заперты, и у иконы, над нами, таинственно светилась лампадка- красноватым, очаровательным в тишине своей светом».

Лампада перед иконой зажжена людьми, а над иконой - божественный свет звезд:

«Выше, в фиолетовом небе, зажглись звезды». На этом фоне, при божественном свете, все разногласия героев кажутся мелкими и несерьезными..

Таким образом, тема «света» в произведениях Б.К.Зайцева является одной из главных тем и связана с такими понятиями, как добро, любовь, Бог.

Литература

1. Зайцев Б.К. Белый свет. - М.,1990.

2. Зайцев Б.К. Земная печаль / Предисл. Л.Иезуитовой. - Лениздат, 1990.

3.Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. - М.,1999.

4. Любомудров А.М. Святая Русь Бориса Зайцева. - М.,2002.

О.М. Вега^пауа

УДК

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

Е.А. Журавлева

КОНЦЕПТ «ДУША» В РУССКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ САМОСОЗНАНИИ

В статье рассматриваются особенности восприятия концепта «ДУША» носителями русского национального сознания и то, как на него повлияли основные мировые философские течения.

Характерной чертой современной гуманитарной науки является поиск смысловых и языковых доминант русской национальной личности. В качестве её важнейших атрибутов ученые выдвигают духовность (религиозность), соборность, всемирную отзывчивость, стремление к высшим формам опыта, поляризо-ванность души. В иерархии философских, этических и психологических концептов первое место принадлежит аксиологическим концептам "Душа", "Любовь" и "Счастье". Природа и аспекты дифференциации феноменов образ и понятие/концепт до настоящего времени

не имеют однозначных трактовок ни в лингвистике, ни в философии, ни в логике. Общее понятие рассматривается как акт нашего сознания; слово экстрагирует переживание, которое испускает импульсы эмоционального спектра. Определение эмоции также характеризуется многообразием признаков и точек зрения, что адекватным образом отражается на решении проблемы статуса и сущности понятий образ, концепт, эмоция, являющихся фундаментальными при исследовании и описании художественного текста/дискурса как эксклюзивной коммуникативной единицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.