_КОНЦЕПТОЛОГИЯ_
УДК 82.08
О.М. Безатосная КОНЦЕПТ «СВЕТ» В РАССКАЗАХ Б. ЗАЙЦЕВА
В данной статье рассматриваются произведения Б.К. Зайцева - одного из писателей русского зарубежья, анализируются различные значения концепта «свет»
В лингвистике можно обозначить три основных подхода к пониманию концепта, базирующихся на общем положении: концепт - синоним смысла, то, что называет содержание понятия.
Первый подход (представителем которого является Ю.С. Степанов) рассматривает культуру как совокупность взаимосвязанных концептов. Из этого следует, что концепт - основной элемент культуры в ментальном мире человека. Согласно второй теории понимания концепта (Н.Д. Арутюнова и ее школа, Т.В. Булыгина, А. Д. Шмелев), единственным способом формирования концепта является семантика. Сторонники третьего подхода (Д.С. Лихачев, Е.С. Кубрякова) считают, что концепт не возникает непосредственно из значения слова, а является результатом столкновения значения с национальным и личным опытом носителя языка. Таким образом, концепт предстает как посредник между словом и реальностью.
Соединяя различные версии назначения и сути этого понятия, получаем, что концепт - это весь потенциал значения слова, включающий в себя, помимо основного смысла, комплекс ассоциативных приращений, реализующихся в речи при определенном наборе слов в контексте. При
таком понимании концепт является структурным элементом языковой картины мира, формирующимся в результате когнитивной деятельности.
Следует четко различать термины «концепт» и «значение». «Значение» - понятие более узкое, входящее в состав концепта. Именно ученые, занимающиеся когнитивной лингвистикой, доказали тот кажущийся, на первый взгляд, парадоксальным факт, что статьи, приводимой в толковом словаре, недостаточно для получения полного представления о том или ином понятии.
Обратимся к текстам Б.Зайцева и рассмотрим основное значение концепта «свет». Начнем описание концепта «свет» с его этимологии.
«Свет - общеславянское, имеющее соответствия в других индоевропейских языках. Древнерусское «свътъ» изменилось в «свет» после падения редуцированных и изменения ъ в е».
На основе этой информации, можно сделать следующие выводы: 1. Слово «свет» появилось в языке очень давно, т.е.
© Безатосная О.М., 2006
на первоначальное значение постепенное накладывались новые ассоциации. Таким образом, каждая историческая эпоха должна оставить свой след в семантике слова.
2. Предположительно, омонимы «свет» имеют сходное происхождение, из чего следует, что, начиная со времени своего появления в языке, они испытывают сильное взаимовлияние, накладывающее отпечаток на формирование концепта.
3. Из факта существования аналогов этого слова в других языках
индоевропейской семьи логическим образом вытекает, что концепт «свет» является универсальным, т.е. значимым в культуре различных народов.
Ядро концепта составляют зафиксированные в словарях дефиниции. В «Толковом словаре русского языка» (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова) зафиксированы следующие семы (единицы значения):
1) лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым; электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых глазом (лунный свет, свет лампы и т.п.);
2) тот или иной источник освещения (зажечь свет, стать против света и т.п.);
3) освещенность, состояние, когда светло (на свету, в кабинете свет);
4) в некоторых устойчивых выражениях: рассвет, восход солнца (ни свет ни заря);
5) ласкательное обращение (свет мой ясный).
Обратимся к «Современному толковому словарю русского языка» (С.А. Кузнецов):
1) лучистая энергия (электромагнит-
ные колебания в определенном диапазоне длин волн), воспринимаемая глазом и делающая видимым окружающий мир;
2) место, откуда исходит освещение, пространство, где светло;
3) источник освещения и приспособление для освещения в домах и на улицах;
4) рассвет, восход солнца (разговорное);
5) светлое место, пятно на картине, передающее наибольшую освещенность какого-либо участка изображаемого;
6) блеск глаз под влиянием какого-либо чувства;
7) символ разума, просвещения или добра, счастья;
8) ласковое, приветливое обращение к кому-либо (народно-поэтическое)
Обратимся к творчеству Б.Зайцева.
"В очень черной ночи церковь видна далеко; слишком светлы окна" -такой образ-символ нарисовал Зайцев в одном из ранних рассказов ("Отец Кронид"). Художник был устремлен к этому свету уже в начале творческого пути. До последнего дня в его творчестве, по собственным словам писателя, "хаосу, крови и безобразию" будет противостоять "гармония и свет Евангелия, Церкви".
В исследуемых текстах концепт «свет» приобретает новые значения. 1.Свет - детство. «Женя не мог сказать, с какого времени начал себя помнить. Были ничтожные или непонятно-прелестные воспоминания, -игра, ласка, запах летнего сада; но это тонуло в тумане детства, легендарного суще-
ствования, бросающего на целую жизнь свой свет». «Заря», с.111
2.Свет- красота природы.
«Он снимает фуражку, потоки света заливают его. Голова делается теплей, все вокруг начинает течь в медленном движении. Миша улыбается. Оперев голову на руки, он неподвижно смотрит на тонкие паутинки, что одели сеткой скат и бегут к нему своими переливами. Это похоже на золотистый призрачный ковер, тянущийся откуда-то издалека, чуть не с неба». «Миф», с.54
«Солнце, правда, не выглянуло, но легкий, сизо-сиреневый свет все же лег по полям, еще снежным, в проталинах, по бледным, чуть тронутым весною рощам, засиневшим лесам». «Странное путешествие», с.387
3.Свет- фон, на котором разворачивается действие.
«Мы спим. Но что это такое? Вот открываю глаза, и во все щели струями свет, свет! Скорей на воздух, не упустить ни минуты, за сарай, к саду. Оттуда тянет огненный бриз, точно шелковые одежды веют в ушах, и, кажется, сейчас побежишь навстречу, и пронижут всего, беспредельно, эти ласкающие лучи; волосы заструятся по ветру назад, как от светлого плывучего тока. О, солнце, утро!». «Полковник Розов», с.74
«Для них широко был открыт «Яр», играл оркестр, и знаменитый румын выбивал трели; горело шампанское в вечернем свете; продавали розы». «Голубая звезда», с.308
«На тахте, у стены, завешенной ковром, по которому висели на рогах ружья, патронташ, старинная пороховница, лежал Аркадий Иваныч. Небольшая лампа с картонным абажу-
ром давала блеклый свет». «Анна», с. 446
«Белый свет лег в немолодые комнаты машистовского дома с топившейся голландской печью, старыми фотографиями на стенах, запахом медвежьей шкуры, ружей и лекарств». «Анна», с. 448
4. Свет как отражение внутреннего мира героя
«Боже мой, - думает Миша, -хорошо лежать в чистом поле, при паутинках, в волнах ветра. Как он там тает, как чудесно растопить душу в свете и плакать, молиться. Быть может, после полудня над жатвой пролетают наши ангелы, особые, таинственные, русские ангелы». «Миф», с.52.
«За городом развернулись поля, тонувшие в свете, и в окно пахнуло ветром... чувство простора и радости наполнило меня». «Изгнание», с.188
«В ярком, блистательном свете зеркал, в безукоризненном умывальнике, светлой мебели, во всем была чистота и тот холод, когда не хочется ни сесть за этот стол, ни умыться из умывальника о двух водах». «Петербургская дама» , с.261
«Теплом, светом пахнуло на нее в вестибюле, где раздевались какие-то барышни». «Голубая звезда», с.ЗЗЗ
«Свет, люди, шум изменялись ее присутствием. Хотелось плакать. Сердце ныло нежностью». «Голубая звезда», с.351
«Просто хотелось отдохнуть, тишины, света. он и сам точно не знал бы чего, только не этой избы, и не храпа, не розвальней.». «Странное путешествие», с.393
«Аркадий Ива-
ныч. присутствовал, как некий живой великан в этом хлеве. Он зажигал
удивительным светом косые полосы из оконца, благодаря ему пылинки, вплывавшие из разных закоулков, переливались поражающею радугой» «Анна» , с.431
«Тусклое поле сияло, мрело в бледно-опаловом свете». «Анна», с.461
5 Свет дня, утра. «...в мягком, опаловом свете дня». «Голубая звезда», с.375
«Петух, тайным зовом пробужденный , прокричит в свой ранний час, горький сигнал к свету- а еще звериная темнота над землей». «Анна», с.422
6. Свет- счастье, любовь, радость, жизнь.
«Пусть, пусть свету глотнет, -думала,- не то, что мы, темные, будет». «Аграфена», с.99
«.и многолетние глаза вбирают со слезой - прощальный свет полей, солнца, которых скоро не будет». «Аграфена», с.101
«Много свету было в этом виде. Как будто окна выходили вообще на Божий мир, лежавший в таком просторе и ясности». «Заря», с. 112
«С ней (с мамой) врывался свет.». «Заря», с.116
из Тютчева: «. сияй, сияй, прощальный свет любви последней.». «Актриса», с.162
«. и сколько ни тоскуй, я не внесу света и радости в свой далекий край». «Изгнание», с.177
«Весенний свет наполнял церковь». «Голубая звезда», с.361
«Все казалось ему в благополучном свете». «Анна», с.429
«Слова ее грозны, но карие глаза полны веселья, света». «Анна», с.481
7. Свет заката.
«Закатным светом, легкой, голубеющей дымкой был одет пейзаж». «Голубая звезда», с.283
8. Свет- признак женственности.
«- В Елизавете Андреевне, - говорил Ретизанов, - необыкновенно чисто проявилась стихия женственного. Голубоватое эфирное вещество, полное легкости и света». «Голубая звезда», с.371
9. Свет солнца.
« . ласточки шмыгают в золотом свете». «Заря», с. 114
10.Свет звезды.
«Вглядитесь в ее голубоватый, очаровательный и таинственный свет. Быть может, вы узнаете в нем и частицу своей души». «Голубая звезда», с.292
«Голубоватый свет ее успокаивал». «Голубая звезда», с.353
11 .Свет луны.
«Облачна и задумчива луна. Свет ее, мреющий и ползучий, наливал собою все». «Петербургская дама», с.257
«Вот и Кремль в лунном свете, в нем есть что-то сладостное, почти пьянящее». «Голубая звезда», с.313
12.Свет лампады, свечи.
«Монастырские ворота были
заперты, и у иконы, над нами, таинственно светилась лампадка - красноватым, очаровательным в тишине своей светом». «Голубая звезда», с.294
«Иногда набегала слеза, и тогда золотой свет свечей дробился, роился сияющим ореолом». «Странное путешествие», с.388
13. Свет романа.
«. внутренний и нематериальный свет этого романа- бледно-зеленоватый». «Голубая звезда», с.317
14. Свет- Бог.
«Я забывал о прошлом и не думал о будущем. Быть может, такое состояние, со всегдашним ощущением Света, то есть Бога, и есть райская жизнь, о которой говорит Библия». «Голубая звезда» с.378
«. потопляющее единым светом Лицо, принимающее в сверхчеловеческое лоно». «Аграфена», с.103
«. в церкви скромно становилась сбоку, слушая «Свете Тихий.». «Аграфена», с.81
Таким образом, свет - один из важнейших художественных концептов в творчестве Б.К. Зайцева, причем он соответствует народным представлениям о том, что свет - «воплощение миропорядка, красоты, истинности, праведности».
Библиографический список
1. Барлас Л.Г. Русский язык. Введение в науку о языке. Лексикология. Этимология. Фразеология. Лексикография: Учебник. М.: Флина: Наука, 2003. 2003
2. Кузнецов С.А. Современный толковый словарь русского языка. -М.: Ридерз Дайджест, 2004
3. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: Учебное пособие. Мн.: Тетрасистемс, 2004
4. Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / Российская Академия наук. Институт русского языка; Российский фонд культуры; - М.: АЗЪ, 1993
6. Федосов И.В., Лапицкий А.Н. Фразеологический словарь русского языка. М.: - «ЮНВЕРС». - 2003
7. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. М. , «Просвещение», 1975
Concept "light" in short stories by B. Zaitsev
O.M. Bezatosnaya
This article deals with the works by B. Zaitsev who was one of the latest writer of Russkoye Zarubezhye. The author analyses different meanings of concept "light".
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет