Научная статья на тему 'АССОЦИАТИВНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ КОНЦЕПТА «ПАТРИОТИЗМ» В МИРОВОСПРИЯТИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

АССОЦИАТИВНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ КОНЦЕПТА «ПАТРИОТИЗМ» В МИРОВОСПРИЯТИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ассоциативный компонент / семантический компонент / патриотизм / языковое сознание / ассоциативный эксперимент / концепт / associative field / associative component / patriotism / association experiment / concept

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Д Г. Васьбиева

В данной статье рассматривается актуальность исследования ассоциативно-семантических компонентов концепта «патриотизм» в мировосприятии студенческой молодежи. Целью работы является выявление содержательного своеобразия данного концепта в языковом сознании студентов 3 курса Финуниверситета и характеристика его роли в русской картине мира. Научная новизна исследования выражена в определении зависимости восприятия концепта «патриотизм» от гендерных различий, а именно – морально-ценностных представлений языковой объективации, среди которых исследуемый концепт является одним из ярких. Практическая значимость работы заключается в том, что теоретические положения и практические результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания теоретических учебных курсов «Лексикология», «Семантика», «Лингвокультурология» и для разработки методик воспитания патриотизма студенческой молодежи в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSOCIATIVE AND SEMANTIC COMPONENTS OF THE CONCEPT OF PATRIOTISM IN THE WORLD PERCEPTION BY THE RUSSIAN YOUTH

The article examines the relevance of studying associative and semantic components of the concept of PATRIOTISM in the students’ perception of the world. The purpose of the research is to identify the content-based diversity of this concept in the linguistic consciousness of 3-year students of Financial University and to characterize its role in the Russian picture of the world. The scientific novelty of the study is expressed in determining the dependence of the perception of the concept of PATRIOTISM on gender differences, namely the moral and value representations of linguistic objectification, among which the concept under study is one of the brightest. The practical significance of the work lies in the fact that the theoretical provisions and practical results of the study can be used in the practice of teaching theoretical training courses “Lexicology”, “Semantics”, “Cultural Linguistics” and to develop methods of patriotic upbringing the student youth in the learning environment.

Текст научной работы на тему «АССОЦИАТИВНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ КОНЦЕПТА «ПАТРИОТИЗМ» В МИРОВОСПРИЯТИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

lexical composition of the language, thereby balancing its links. The synergetic aspect of the phraseological subsystem of the language is most clearly seen in the grammatical and referential aspects of the locutionary act.

We made an attempt to describe phraseological units that designate a speech act as a mental act, or rather that "border" zone between its conscious and unconscious, called the "intermediate language" (Yu.N. Karaulov's term), with maximum reliance on linguistic means. The selected phraseological material allowed us to single out the speech act of silence and the expression of the presupposition of the speech act (phraseological units with the meaning 'to speak out').

This approach was dictated by the insufficient development of the verbal and cogitative aspect of human activity in modern phraseography (with the exception of some phraseological studies conducted in cognitive linguistics), while in linguistics since the end of the 20th century there has been a clear tendency to promote research from external forms of linguistic communication to internal world of communicants, its psycho-mental manifestations.

As a result of the study, we found that phraseological units can be offered as the material on which we can study the reflection of the mental aspect of the speech act, namely in the speech act of silence and in expressions with the meaning of intentional/unintentional issuance of information. As it turned out, they are characterized by such parameters of a speech act as the presence of locutionary phonetic features, illocution (intentionality) and perlocutionary effect, and also reflect in their meaning such specific processes of a mental-psychic nature, such as short-term memory loss or hesitation pauses. The study revealed that mental processes closely interact with pragmatic factors and are practically inseparable from each other, for example, hesitation pauses in the speech of a speaking person are made in order to find the most optimal and accurate expression of thought, which contributes to better understanding on the part of the listener. A pronounced illocution may also be present in some slips of the tongue, "masquerading" as an involuntary release of information by the speaker.

We have identified five subgroups in the lexical field "Speech act of silence" ("Cognitive function (zero locutionary act)", "Illocutionary function", "Meditative func-

tion: silence-recall", "Meditative function: silence-reflection", "Perlocutionary function" ) and three subgroups in the lexical field "Expression of the presupposition of a speech act" ("Locutionary-cognitive function)", "Cognitive function", "Illocutionary function") according to the pragmatic criterion of the presence of locutionary, illocutionary and perlocutionary features.

Illocution is based on phraseological units and has both explicit and implicit ways of expression, on the basis of which we have built a kind of axiological scale of ways to represent intentionality, in which a direct expression of intention can have both a positive assessment - "to speak frankly and sincerely", and a negative one - "to speak directly, rudely." The same principle of separation is characteristic of the indirect expression of intention, where avoidance of an answer can be interpreted not only as a polite tactic, but also as a lack of sincerity in the speaker's words. Thus, we came to the conclusion that the description of an illocutionary act can be represented by two phraseosemantic groups ("Speak directly and sincerely", "Speak evasively and insincerely"), distinguished by the method of representing intention and the condition of sincerity. Within each subgroup, phraseological units differ according to the criterion of success/failure of the speech act.

The revision of the perlocutionary act not only as a communicative or unidirectional action, but also as an interactional or two-sided action was confirmed in two subgroups - "The absence of a perlocutionary effect on the interlocutor", "The presence of a perlocutionary effect on the interlocutor", which proves the dynamic essence of the nature of a speech act.

We believe that in practice the use of pragmatic criteria in working with linguistic material is the basis for a new approach to the development of study guides for teaching students the ability to express thoughts adequately in a foreign language, coordinating them with such conditions of the situation as the appropriateness of a speech statement in a given place and at a given time, compliance conditions of sincerity, achieving maximum impact on the interlocutor, etc. Teaching students the Cooperative principles using the example of French phraseological units can help them develop the ability to determine their speech strategy in such a way as to achieve the goal of successful communication.

Библиографический список

1. Артына М.К. Проблема развития прагмалингвистического аспекта в идеографическом описании (на примере лексического поля «Речевой акт»). Мир науки, культуры, образования. 2015; № 2 (51): 376-379.

2. Гак В.Г Языковые преобразования. Москва: Языки русской культуры, 1998.

3. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности: учебное пособие для студентов педвузов. Москва: АСТ: Астрель, 2007.

4. Пиотровский РГ. Лингвистическая синергетика: исходные положения, первые результаты, перспективы. Санкт-Петербург, 2006.

5. Кубрякова Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности. Москва: Наука, 1986.

6. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Москва: URSS, 2007.

7. Новый Большой французско-русский фразеологический словарь: более 50 000 выражений. Москва: Русский язык Медиа, 2005. References

1. Artyna M.K. Problems razvitiya pragmalingvisticheskogo aspekta v ideograficheskom opisanii (na primere leksicheskogo polya «Rechevoj akt»). Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2015; № 2 (51): 376-379.

2. Gak V.G. Yazykovyepreobrazovaniya. Moskva: Yazyki russkoj kul'tury, 1998.

3. Kovshikov V.A., Gluhov V.P. Psiholingvisiika. Teoriya rechevojdeyaiel'nosii: uchebnoe posobie dlya studentov pedvuzov. Moskva: AST: Astrel', 2007.

4. Piotrovskij R.G. Lingvisticheskaya sinergetika: ishodnye polozheniya, pervyerezul'taty, perspektivy. Sankt-Peterburg, 2006.

5. Kubryakova E.S. Nominativnyj aspekt rechevoj deyatel'nosti. Moskva: Nauka, 1986.

6. Karaulov Yu.N. Russkijyazyk iyazykovaya lichnosi'. Moskva: URSS, 2007.

7. Novyj Bol'shoj francuzsko-russkj frazeologicheskij slovar': bolee 50 000 vyrazhenij. Moskva: Russkij yazyk Media, 2005.

Статья поступила в редакцию 14.06.23

УДК 10.02.04

Vasbieva D.G., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: dinara-va@lisi.ru

ASSOCIATIVE AND SEMANTIC COMPONENTS OF THE CONCEPT OF PATRIOTISM IN THE WORLD PERCEPTION BY THE RUSSIAN YOUTH. The article examines the relevance of studying associative and semantic components of the concept of PATRIOTISM in the students' perception of the world. The purpose of the research is to identify the content-based diversity of this concept in the linguistic consciousness of 3-year students of Financial University and to characterize its role in the Russian picture of the world. The scientific novelty of the study is expressed in determining the dependence of the perception of the concept of PATRIOTISM on gender differences, namely the moral and value representations of linguistic objectification, among which the concept under study is one of the brightest. The practical significance of the work lies in the fact that the theoretical provisions and practical results of the study can be used in the practice of teaching theoretical training courses "Lexicology", "Semantics", "Cultural Linguistics" and to develop methods of patriotic upbringing the student youth in the learning environment.

Key words: associative field, associative component, patriotism, association experiment, concept

Д.Г. Васьбиееа. канд. экон. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: dinara-va@list.ru

АССОЦИАТИВНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ КОНЦЕПТА «ПАТРИОТИЗМ» В МИРОВОСПРИЯТИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В данной статье рассматривается актуальность исследования ассоциативно-семантических компонентов концепта «патриотизм» в мировосприятии студенческой молодежи. Целью работы является выявление содержательного своеобразия данного концепта в языковом сознании студентов 3 курса Финуниверситета и характеристика его роли в русской картине мира. Научная новизна исследования выражена в определении зависимости восприятия

концепта «патриотизм» от тендерных различий, а именно - морально-ценностных представлений языковой объективации, среди которых исследуемый концепт является одним из ярких. Практическая значимость работы заключается в том, что теоретические положения и практические результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания теоретических учебных курсов «Лексикология», «Семантика», «Лингвокультурология» и для разработки методик воспитания патриотизма студенческой молодежи в процессе обучения.

Ключевые слова: ассоциативный компонент, семантический компонент, патриотизм, языковое сознание, ассоциативный эксперимент, концепт

Актуальность нашего исследования продиктована необходимостью комплексного лингвокультурологического описания концепта «патриотизм» и выявления особенностей его восприятия современной молодежью. В настоящее время тема патриотизма приобретает все большую злободневность в России. Выступления высших должностных лиц государства и общественных деятелей, статьи историков и политологов затрагивают вопросы патриотического воспитания. По словам президента Российской Федерации В.В. Путина, «патриотизм -одна из самых важных ценностей российского общества. Любовь к Родине проявляется в решающие для страны моменты. Подобная сплоченность народа гарантирует, что Россия сможет достойно ответить на самые сложные вызовы» [1]. В системе ценностей российского народа патриотизм занимает чрезвычайно важное положение. Исторически сложилось так, что патриотизм, любовь к Родине, в том числе и к малой, во все времена в Российском государстве всегда были чертой национального характера и российской гражданственности. В этой связи важно понять, какие представления и чувства патриотизма испытывает в своем массовом сознании молодое поколение страны, в частности студенты. Поэтому следует признать повышенный интерес с точки зрения науки и культуры к всестороннему изучению содержания и ценностному потенциалу концепта «патриотизм» в концептологических и лингвокультурологических исследованиях. Однако данный концепт начали исследовать в области лингвокультурологии сравнительно недавно.

Объектом исследования выступает концептосфера «патриотизм» в языковом сознании студенческой молодежи.

Предметом данного исследования стало ассоциативное поле на слово-стимул патриотизм в языковом сознании студентов вуза.

Цель предлагаемой работы - выявление содержательного своеобразия концепта «патриотизм» в языковом сознании студентов 3 курса Финуниверситета и характеристика его роли в русской картине мира.

Научная новизна исследования выражена в определении зависимости восприятия концепта «патриотизм» от гендерных различий, а именно - морально-ценностных представлений языковой объективации, среди которых исследуемый концепт является одним из ярких.

Практическая значимость работы заключается в том, что теоретические положения и практические результаты могут быть использованы в практике преподавания теоретических учебных курсов «Лексикология», «Семантика», «Лингво-культурология».

Сегодня в работах по когнитивной лингвистике концепт «патриотизм» рассматривается в качестве ментального образования, семантическое наполнение которого привлекает внимание философов, историков, политологов, социологов, лингвистов и филологов. В пространстве русской культуры этот концепт как один из наиболее значимых ключевых концептов обладает особой культурной и ценностной маркированностью (духовной и морально-нравственной). Представление о патриотизме является знаковой культурной доминантой и фиксирует эмоционально-когнитивный процесс осознания личностью собственных качеств и осмысление окружающей действительности носителями языка [2, с. 2].

На протяжении истории содержание концепта «патриотизм» и его оценочный фон сильно изменялись из-за социально-политических процессов, принадлежности говорящего к определенным общественно-политическим силам, ценностно-идеологических кластеров и официальной и неофициальной дискурсивной стратегий национальной самоидентификации, существующих в России на современном этапе. В этой связи синхронно-диахронный метод помогает осуществить комплексное лингвокультурологическое описание исследуемого концепта [3].

В лингвокультурологии 90-х годов ХХ века к углубленному изучению формирования языкового сознания, языковой картины мира и национальной концеп-тосферы привели антропоцентрические исследования XX века, которыми занимается этнопсихолингвистика [4, с. 228].

Следует отметить, что для исследования языкового сознания в российской психолингвистике широко используется ассоциативный эксперимент (АЭ), так как ассоциативное поле, состоящее из вербальных реакций респондентов, указывает «на содержание, входящее в национальный ментальный образ конкретного культурного предмета» [5, с. 142]. По утверждению А.Н. Леонтьева, «если нужно найти метод, с наибольшей объективностью позволяющий вскрыть «культурную» специфику словарных единиц, ... без сомнения, таким методом является ассоциативный эксперимент...» [6, с. 14]. АЭ используется с целью изучения содержания обыденного сознания [7], а также выявления через скрытые установки испытуемых структуру их ценностей [8].

Одним из часто используемых видов АЭ является свободный ассоциативный эксперимент (САЭ), суть которого заключается в том, что испытуемому дается слово-стимул и предлагается реагировать на это слово первым «пришедшим в голову» словом или словосочетанием [6]. Слово-реакция представляет собой лексему, связанную со словом-стимулом.

В нашем исследовании особенностей концепта «патриотизм» мы провели САЭ, поскольку в результате установления его ассоциативных связей стало возможным моделирование семантической структуры исследуемого нами ментального образования.

Нами была выбрана методика, основанная на АЭ, вариант которого в психолингвистике был разработан Дж. Дизом и Ч. Осгудом. Как считает А.П. Митяева, «ассоциативные поля ... отличаются у мужчин и женщин... . Поэтому набор ассоциаций у каждого человека свой». Как ожидается, возможно составить подробное представление о том, что лежит в сознании каждого испытуемого за концептом «патриотизм» за счет совокупности полученных ассоциаций [9].

В основе нашей методики лежат исследования С.К. Башиевой и М.Ч. Шоге-новой [10], К.А. Масловой [11], Н.В. Наговицыной [3], которые провели подобные ассоциативные эксперименты на слово-стимул патриотизм среди студенческой молодежи в различных образовательных учреждениях.

В проведенном нами эксперименте приняло участие 58 человек в возрасте от 20 до 21 года. Все респонденты - студенты 3-го курса факультета экономики и бизнеса Финансового университета - были поделены на две гендерные группы: 27 человек - лица мужского пола и, соответственно, 27 человек - женского. Каждому испытуемому предлагалось реагировать первым пришедшим в голову словом (или несколькими словами) в ответ на слово-стимул патриотизм в соответствии с инструкцией, а потом - распределить по мере снижения субъективной важности, причем количество уровней не ограничивалось конкретным числом. На наш взгляд, упорядочение реакций, исходя из снижения их важности, позволяет не только установить частотность, но и определить когнитивные или ментальные составляющие концепта «патриотизм» в сознании каждого студента. Совокупность зафиксированных реакций дает возможность выявить и проанализировать структуру исследуемого нами концепта в языковом сознании студенческой молодежи. На слово-стимул патриотизм было получено всего 245 реакций (табл. 1, 2).

Таблица 1

Результаты цепочечного ассоциативного эксперимента на слово-стимул патриотизм в сознании мужской половины студентов

Уровень Реакции студентов (27 человек)

1. родина (7); Россия (5); любовь (2); героизм (4); Родина-мать зовет (1), гордость (1); (национальное) единство (1); честь (1); идеалы (1); дом (1); Георгиевская лента (1); флаг (1); борьба (1); 27 реакций

2. родина (5); любовь (4); Россия (2); флаг (2); верность (1); где родился, там и пригодился (1); неукротимый дух (1); границы (1); дом (1); суверенность (1); героизм (1); армия (1); защита Родины (1); преданность (1); гордость (1); борьба за будущее (1); осознанное мышление (1); День победы (1); 27 реакций

3. защита (2); страна (2); любовь (2); Россия (1); гордость (1); горы (1); преданность (1); гос. аппарат (1); память коллектива (1); мужество (1); честь (1); помощь государству (1); небо (1); Москва (1); герб (1); Z (1); война (1); видеть проблемы в своей стране (1); выбор каждого (1); Георгиевская лента (1); 23 реакции

4. мужество (2); (великая) страна (1); море (1); идеология (1); значимость истории (1); защита (1); нация (1); семья (1); благодарность (1); отстаивание интересов (1); медведь (1); гимн (1); армия (1); гордость (1); бессмертный полк (1); 16 реакций

5. геройство (2); вера (2); свобода (1); чистый воздух (1); конституционные обязанности гражданина (1); море (1); величие (1); уважение (1); поддержка государства (1); правительство (1); праздник (1); 13 реакций

6. пейзаж (2); сила (1); любовь (1); спасибо (1); 5 реакций

7. Дагестан (1); 1 реакция

Источник: Составлено автором

По итогам проведенного эксперимента и полученных ассоциаций от мужской половины студентов Финансового университета было сформировано ассоциативное поле, в котором ядерной и предсказуемой реакцией является родина (12), ближнюю периферию составляют любовь (9); Россия (8); героизм / геройство (7), дальняя периферия представлена словами-реакциями: гордость (4); защита (Родины) (4); мужество (3); (великая) страна (3); флаг (3); преданность (2); честь (2); армия (2); борьба (за будущее) (2); Георгиевская лента (2); вера (2); дом (2); море (2); пейзаж (2), и традиционно, крайняя периферия включает в себя

различные ассоциации, встретившиеся единожды - верность (1); семья (1); Родина-мать зовет (1), (национальное) единство (1); идеалы (1); где родился, там и пригодился (1); неукротимый дух (1); сила (1); бессмертный полк (1); День победы (1); границы (1); суверенность (1); гос. аппарат (1); правительство (1); гимн (1); память коллектива (1); помощь государству (1); герб (1); Z (1); война (1); нация (1); видеть проблемы в своей стране (1); благодарность (1); спасибо (1); выбор каждого (1); идеология (1); значимость истории (1); отстаивание интересов (1); медведь (1); свобода (1); конституционные обязанности гражданина (1); величие (1); уважение (1); поддержка государства (1); Москва (1); Дагестан (1); праздник (1); осознанное мышление (1); чистый воздух (1); горы (1); небо (1).

Данные табл. 1 демонстрируют, что лексема родина получила большую частотность в первых двух уровнях. По 9-7 раз участники лингвистического эксперимента упомянули слова Россия, любовь, героизм/геройство, что также подтверждает значимость данных понятий в их сознании в связи со словом-стимулом патриотизм. Частотность слов-реакций гордость, защита, мужество, страна, флаг на слово-стимул патриотизм составила 3-4 раза. Следует обратить внимание на их примерно равномерное распределение по уровням. По 2 раза наблюдаются упоминания таких слов, как преданность, честь, борьба (за будущее), Георгиевская лента, вера, дом, море, пейзаж частотность которых не может свидетельствовать об их приоритетной позиции в структуре концепта.

Полученные результаты мужской части студентов по тематическим разделам выглядят следующим образом:

1. Слова и выражения, относящиеся к военной тематике: защита (Родины), борьба (за будущее), армия, Z, Отечество.

2. Слова и словосочетания, отражающие историческую память: война, бессмертный полк; День Победы, память коллектива, значимость истории.

3. Слова, словосочетания и выражения, называющие личностные категории морального сознания, ответственности: верность, вера, честь, преданность, идеология, осознанное мышление, конституционные обязанности гражданина, свобода, выбор каждого, отстаивание интересов, видеть проблемы в своей стране, помощь государству.

4. Слова и словосочетания, выражающие государственную власть, государственную геральдику, государственный суверенитет: государственный аппарат, правительство, флаг гимн, Георгиевская лента, границы, суверенность.

5. Слова и словосочетания, демонстрирующие положительные чувства, которые испытывают опрошенные к слову-стимулу: любовь, героизм, геройство, гордость, неукротимый дух, национальное единство, мужество, благодарность, спасибо, уважение, праздник, поддержка государства, величие.

6. Слова и выражения, связанные в сознании носителя языка с темой «семья, семейные отношения»: дом, Родина-мать зовет.

7. Слова и выражения, относящиеся к месту рождения, происхождения, принадлежности: Россия, родина, (великая) страна, Москва, Дагестан, где родился, там и пригодился, народ, нация.

8. Слова и словосочетания, связанные с природой и животным миром: река, море, пейзаж, чистый воздух, горы, небо, медведь.

9. Слова, передающие общечеловеческие ценности: идеалы, семья, родина, отечество.

Таблица 2

Результаты цепочечного ассоциативного эксперимента на слово-стимул патриотизм в сознании женской половины студентов

Уровень

1. родина (8); любовь (6); Россия (2); гордость (1); ответственность (1); героизм (1); верность своей родине (1); правительство (1); безопасность (1); народ (1); государство (1); преданность (1); политика (1); ветераны (1); 27 реакций

2. родина (4); Россия (2); отечество (2); любовь (2); преданность (2); (малая) родина (1); народ (1); верность (1); страна (1); семья (1); (дружная) семья (1); жить - Родине служить (1); береза (1); активная жизненная позиция (1); отвага (1); вера (1); гордость (1); где родился, там и пригодился (1); политика (1); природа (1); 27 реакций

3. родина (2); любовь (2); Россия (1); отечество (1); самоотверженность (1); люблю отчизну я, но странною любовью (1); преданность (1); дом (1); человек, который гордится своей страной (1); верность (1); гордость (1); народ (1); бережное отношение к людям (1); память (1); отчизна (1); уважение (1); готовность преодолевать все трудности (1); В. В. Путин (1); президент (1); приверженность (1); государство (1); защита (1); защита отечества (1); 26 реакций

4. уважение (2); преданность (2); защита (2); родина (1); любовь (1); герои Отечества (1); достояние (1); гражданская ответственность (1); дом (1); вера (1); верность (1); храбрость (1); чистое небо (1); президент (1); все за одного (1); Москва (1); 19 реакций

5. гордость (2); Родина (1), любовь (1); героизм (1); единство (1); верность (1); верность к своей стране (1); преданность (1); честность (1); приверженность (1); народ (1); березы (1); 13 реакция

6. любовь (2); верность (1); гордость (1); народ (1); верноподданность (1); дом (1); самопожертвование (1); достоинство (1); (светлое) будущее (1); солдат (1); 11 реакций

7. защита (2); Россия (1); вера (1); отечество (1); 5 реакций

8. отчизнолюбие (1); белый-синий-красный (1); культура (1); 3 реакции

9. преданность (1); традиции (1); 2 реакции

10. героизм (1); 1 реакция

Источник: Составлено автором

Учитывая количество полученных ассоциаций от женской части респондентов, мы сформировали ассоциативное поле анализируемого концепта, где выделяется ядро, содержащее 17 реакций со словом родина; ближняя периферия - любовь (14). Дальнюю периферию составляет группа слов, имеющих по 8-2 слова-употребления - преданность (8); верность (7); Россия (6); гордость (6); защита (6); отечество / отчизна (5); народ (5); вера (3); героизм (3); дом (3); уважение (3); приверженность (2); политика (2); (дружная) семья (2); береза (2); президент (2); в крайнюю периферию вошли единичные ассоциации: правительство (1); безопасность (1); государство (1); ветераны (1); страна (1); жить - Родине служить (1); активная жизненная позиция (1); отвага (1); где родился, там и пригодился (1); природа (1); самоотверженность (1); люблю отчизну я, но странною любовью (1); человек, который гордится своей страной (1); бережное отношение к людям (1); память (1); готовность преодолевать все трудности (1); Путин (1); государство (1); герои Отечества (1); достояние (1); гражданская ответственность (1); храбрость (1); чистое небо (1); все за одного (1); Москва (1); единство (1); честность (1); верноподданность (1); самопожертвование (1); достоинство (1); (светлое) будущее (1); солдат (1); отчизнолюбие (1); белый-синий-красный (1); культура (1); традиции (1); ответственность (1).

Как видно из табл. 2, лексема родина получила большую частотность в первых двух уровнях так же, как и у мужской половины студентов. По 14 раз женская часть респондентов упомянула слово любовь, что также подтверждает значимость данного понятия в их сознании в связи со словом-стимулом патриотизм. Частотность следующих слов-реакций: преданность; верность; Россия; гордость; защита; на слово-стимул патриотизм составила 8-6 раз. Следует обратить внимание на их примерно равномерное распределение по уровням. По 5-3 раза наблюдаются упоминания таких слов, как отечество/отчизна; народ; вера; героизм; дом; уважение, появление которых на разных уровнях не может свидетельствовать об их приоритетной позиции в структуре концепта.

Тематические разделы результатов женской половины студентов выглядят следующим образом:

1. Слова и выражения, относящиеся к военной тематике: защита, солдат, жить - Родине служить, Отечество.

2. Слова и словосочетания, отражающие историческую память: солдат, герои Отечества, ветераны, память.

3. Слова, словосочетания и выражения, называющие личностные категории морального сознания, ответственности: верность, преданность, ответственность, гражданская ответственность, все за одного, вера, верноподданность, приверженность, бережное отношение к людям, активная жизненная позиция, готовность преодолевать все трудности, честность.

4. Слова, выражающие государственную власть, государственную геральдику, государственный суверенитет: В.В. Путин, президент, государство, правительство, политика, белый-синий-красный.

5. Слова и выражения, демонстрирующие положительные чувства, которые испытывают опрошенные к слову-стимулу: любовь, героизм, геройство, гордость, люблю отчизну я, но странною любовью, отчизнолюбие, уважение, отвага, храбрость, единство, самопожертвование, человек, который гордится своей страной, самоотверженность, достоинство, (светлое) будущее.

6. Слова, связанные в сознании носителя языка с темой «семья, семейные отношения»: дом, (дружная) семья, безопасность.

7. Слова и выражения, относящиеся к месту рождения, происхождения, принадлежности: Россия, родина, народ, страна, где родился, там и пригодился, Москва.

8. Слова, относящиеся к природе: природа, береза, чистое небо, безопасность.

9. Слова, передающие общечеловеческие, общекультурные и духовные ценности: родина, отечество, отчизна, достояние, культура, традиции.

Следует отметить, что в словах-реакциях достоинство, верноподданность, самоотверженность, честность, храбрость и др., упомянутых студентками, наблюдается использование абстрактных имен существительных, не зафиксированных у предыдущей части респондентов. Анализ результатов показал, что в цепочке ассоциации у женской половины студентов упоминание президента России, В.В. Путина, безусловно, свидетельствует о его высоком авторитете среди респондентов данной группы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом, анализируя ассоциативные поля студентов двух гендерных групп, мы выявили, что в языковом сознании студенческой молодежи слова-реакции родина, Россия, любовь, гордость, преданность, верность, страна, дом, народ,

семья составляют ядро концепта «патриотизм». В этом ряду обращает на себя внимание лишь некоторый приоритет общечеловеческих ценностей (родина, любовь, гордость, преданность, верность) над личным и общественным (семья, дом, народ), что свидетельствует об уровне патриотического воспитания и сознания студентов вуза.

Следует отметить, что наряду с положительными по коннотации словами были выявлены реакции с негативной семантикой: война, идеология, которые упомянуты единожды и расположены в крайней периферии концепта «патриотизм». Однако в нашем исследовании прослеживается превалирование позитивной оценки восприятия данного концепта над негативной, присутствие ценностного ряда, «диктующего» смысловую наполненность концепта «патриотизм», а также знаковость роли военной тематики. Результаты эксперимента позволяют

Библиографический список

продемонстрировать, что независимо от гендерного признака группы респондентов на формирование ассоциативного поля концепта «патриотизм» вкладываются такие понятия, как защита (Родины), борьба (за будущее), армия, 2, отечество, солдат, жить - Родине служить.

В заключение отметим, что результаты эксперимента продемонстрировали наличие информации о положительных явлениях и процессах, связанных с проявлениями качеств языковой личности и с установками государственной власти, что отражает формирование позитивного образа патриотизма у представителей как женской, так и мужской половины студентов. В целом концепт «патриотизм» как носитель культурно-значимых смыслов и концепт высшей ценности прочно зафиксирован в системе ценностных представлений рассматриваемой нами языковой личности.

1. Путин назвал ключевую основу государственности России. Available at: https://lenta.ru/news/2022/04/27/patriotism/

2. Шагбанова Х.С. Семантическая структура концепта «патриотизм» через призму лингвокогнитивистики. Litera. 2023; № 5: 1-9.

3. Наговицына Н.В. Смысловое наполнение и семантический объем концепта «патриотизм» в русском языке (по данным лексикографических источников). Диссертация ... кандидата филологических наук. Нижний Новгород, 2021.

4. Полякова Е.В. Ассоциативно-вербальные сети в языковом образе сознания русских и англичан. Известия ЮФУ. Технические науки. 2006; № 11: 228-233.

5. Уфимцева Н.В. Языковое сознание: формирование и функционирование. Сборник статей. Москва: РАН ИЯ, 2000: 135-170.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политическая литература, 1977.

7. Чулкина Н.Л. Мир повседневности в языковом сознании русских: Лингвокультурлогическое описание: монография. Москва: Издательство РУДН, 2004.

8. Фрумкина РМ. Психолингвистика: учебное пособие Москва: Академия, 2007.

9. Митяева А.П. Ассоциативный эксперимент как способ конструирования концепта «бизнес». Молодой ученый. 2015; № 11: 1651-1653.

10. Башиева С.К., Шогенова М.Ч. Концепт «Патриотизм» как фрагмент вербальной, ассоциативно-семантической сети в организации языковой личности (результаты ассоциативного эксперимента). Вестник СамГУ. 2010; № 3 (77): 107-112.

11. Маслова К.А. Свободный ассоциативный эксперимент как инструмент исследования концепта «патриотизм». LINGÜISTICA JUVENIS. 2017; № 19: 158-168.

References

1. Putin nazval klyuchevuyu osnovu gosudarstvennosti Rossii. Available at: https://lenta.ru/news/2022/04/27/patriotism/>

2. Shagbanova H.S. Semanticheskaya struktura koncepta «patriotizm» cherez prizmu lingvokognitivistiki. Litera. 2023; № 5: 1-9.

3. Nagovicyna N.V. Smyslovoe napolnenie i semanticheskij ob'em koncepta «patriotizm» v russkom yazyke (po dannym leksikograficheskih istochnikov). Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2021.

4. Polyakova E.V. Associativno-verbal'nye seti v yazykovom obraze soznaniya russkih i anglichan. Izvestiya YuFU. Tehnicheskie nauki. 2006; № 11: 228-233.

5. Ufimceva N.V. Yazykovoe soznanie: formirovanie i funkcionirovanie. Cbornik statej. Moskva: RAN lYa, 2000: 135-170.

6. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva: Politicheskaya literatura, 1977.

7. Chulkina N.L. Mirpovsednevnosti v yazykovom soznanii russkih: Lingvokul'turlogicheskoe opisanie: monografiya. Moskva: Izdatel'stvo RUDN, 2004.

8. Frumkina R.M. Psiholingvistika: uchebnoe posobie Moskva: Akademiya, 2007.

9. Mityaeva A.P. Associativnyj 'eksperiment kak sposob konstruirovaniya koncepta «biznes». Molodoi uchenyí. 2015; № 11: 1651-1653.

10. Bashieva S.K., Shogenova M.Ch. Koncept «Patriotizm» kak fragment verbal'noj, associativno-semanticheskoj seti v organizacii yazykovoj lichnosti (rezul'taty associativnogo 'eksperimenta). VestnikSamGU. 2010; № 3 (77): 107-112.

11. Maslova K.A. Svobodnyí associativnyí 'eksperiment kak instrument issledovaniya koncepta «patriotizm». LINGÜISTICA JUVENIS. 2017; № 19: 158-168.

Статья поступила в редакцию 08.07.23

УДК 82-1/-9

Akhaeva M.A., senior teacher, Department of Chechen Philology, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: milana_akhaeva@mail.ru

THE ROLE OF ARCHETYPICAL IMAGES IN THE CHECHEN LYRICS OF THE 60s OF THE 20th CENTURY. The paper examines the originality of the Chechen lyrics of the 60s of the 20th century (based on the lyrics of M. Dikaev, Kh. Satuev, M. Kibiev), in particular, the role of archetypal images for reflecting the mental structures of the ethnic consciousness of the authors is revealed. The main goal is to identify the basic archetypes and their originality, which determines the originality of national poetry. In this problem space, the methodology of relying on the theory of archetype, archetypal, structural and semantic analysis of the text seems to be the most productive. Such a study was carried out for the first time. And it is of great importance for Chechen literary criticism, outlining the prospects for further scientific research in the field of literary theory and analysis of a literary text. The author focuses the main attention on the conditionality of the figurative system of the studied texts by the national picture of the world. The archetypes repeated most frequently by different authors are singled out and described, which allows making a conclusion about their stable character and symbolic content, which has an unambiguous perception within the national mass consciousness.

Key words: Chechen lyrics, sixties, archetype, symbol, lyrical image, author, national picture of the world, mentality

М.А. Ахаева, ст. преп., Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный,

E-mail: milana_akhaeva@mail.ru

РОЛЬ АРХЕТИПИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В ЧЕЧЕНСКОЙ ЛИРИКЕ 60-Х ГОДОВ XX ВЕКА

В статье рассматривается своеобразие чеченской лирики 60-х годов XX века (на материале лирики М. Дикаева, Х. Сатуева, М. Кибиева), в частности, выявляется роль архетипических образов, имеющих особое значение для отражения ментальных структур этнического сознания авторов. Основная цель заключается в выявлении базовых архетипов и определении их самобытности, определяющей своеобразие национальной поэзии. В данном проблемном пространстве наиболее продуктивной представляется методология опоры на теории архетипа, архетипический и структурно-семантический анализ текста. Подобное исследование проведено впервые и имеет большое значение для чеченского литературоведения, намечая перспективы дальнейших научных изысканий в области теории литературы и анализа художественного текста. Основное внимание в работе автор акцентирует на обусловленности образной системы исследуемых текстов национальной картиной мира. Выделяются и описываются наиболее часто повторяющиеся у разных авторов архетипы, что позволяет прийти к заключению об их устойчивом характере и символическом наполнении, имеющем в пределах национального массового сознания однозначное восприятие.

Ключевые слова: чеченская лирика, шестидесятничество, архетип, символ, лирический образ, автор, национальная картина мира, менталь-ность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.