Научная статья на тему 'Ассоциативная модель качества инженерной деятельности и результаты ее использования'

Ассоциативная модель качества инженерной деятельности и результаты ее использования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
модель / качество / инженерная деятельность / подготовка кадров / model / quality / engineering activities / personnel training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.В. Зажигалкин, А.И. Соляник, И.К. Андрончев, М.Г. Баринова

Рассмотрена проблема связи образования и производства, показана целесообразность применения сетевых систем для развития методических основ подготовки инженерных кадров. Приводится пример положительного опыта использования электронного учебно-методического комплекса «Компетентный метролог» и его методических основ в системе дополнительного профессионального образования инженеров. УДК статьи 006.015.5; 629.4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Associative Model of the Engineering Activities Quality and the Results of its Use

We have considered the problem of connection between education and production through additional professional education of engineers. All factors of the proposed associative model determine the quality of engineering activities and contribute to the achievement of successful results in projects. An example of positive experience in using the electronic educational and methodological complex Competent metrologist and its methodological foundations in the system of additional professional education of engineers is given. We have shown the necessity of applying the provisions of the proposed model of the engineering activities quality in the electronic educational and methodological complex for the training of engineering personnel. It is a set of electronic educational and methodological documentation, electronic educational resources, teaching aids, knowledge control and is intended to develop the competencies of students in accordance with the Federal State Educational Standard for higher education in the areas of training 27.03.01 Standardization and metrology (bachelor’s degree) of full-time and part-time forms of study. The proposed approaches to training can be recommended for practical use.

Текст научной работы на тему «Ассоциативная модель качества инженерной деятельности и результаты ее использования»

Ассоциативная модель качества инженерной деятельности и результаты ее использования

Рассмотрена проблема связи образования и производства, показана целесообразность применения сетевых систем для развития методических основ подготовки инженерных кадров. Приводится пример положительного опыта использования электронного учебно-методического комплекса «Компетентный метролог» и его методических основ в системе дополнительного профессионального образования инженеров. УДК статьи 006.015.5; 629.4

А.В. Зажигалкин

ФГАОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)» (ФГАОУ ДПО АСМС), д-р экон. наук

А.И. Соляник2

Воронежский филиал ФГАОУ ДПО АСМС,

д-р техн. наук, профессор, solynik.ai@asms.ru

И.К. Андрончев3

Самарский филиал ФГАОУ ДПО АСМС, д-р техн. наук, профессор, andronchev.ik@asms.ru

М.Г. Баринова4

Воронежский филиал ФГАОУ ДПО АСМС, metod@asms-vrn.ru

1 ректор, Москва, Россия

2 директор, г. Воронеж, Россия

3 директор, г. Самара, Россия

4 аспирант, г. Воронеж, Россия

Для цитирования: Зажигалкин А.В., Соляник А.И., Андрончев И.К., Баринова М.Г. Ассоциативная модель качества инженерной деятельности и результаты ее использования // Компетентность / Competency (Russia). — 2024. — № 4. DOI: 10.24412/1993-8780-2024-4-04-11

ключевые слова

модель, качество, инженерная деятельность, подготовка кадров

Академии стандартизации, метрологии и сертификации (АСМС) проводятся исследования в области качества инженерной деятельности. Результаты исследований применяются в системе дополнительного образования. Особую важность сегодня приобретают вопросы связи образования и реального производства. Модель качества инженерной деятельности, с учетом современных требований, позволит актуализировать вопросы подготовки и дополнительного профессионального образования для инженеров.

Материалы и методы ассоциативного моделирования

Ассоциативная модель — это модель данных, которая представляет их в виде набора связанных между собой объектов, где каждый из них имеет уникальный идентификатор и атрибуты, описывающие его характеристики. Объекты могут быть связаны друг с другом через ассоциации, которые определяют отношения между ними и могут быть однонаправленными или двунаправленными, а также иметь такие свойства, как кратность и ограничения на значения. Ассоциативная модель часто используется в базах данных для представления их сложных структур.

Сегодня ассоциативная модель по-прежнему востребована в некоторых областях, таких как системы управления контентом, графовые базы данных и семантические сети. Она применяется и в различных программных продуктах, например в системах управления знаниями и бизнес-процессах. В настоящей работе предпринята попытка предложить новую модель качества инженерной деятельности, которую авторы назвали также ассоциативной моделью.

Она основана на идее, что качество инженерной деятельности зависит от взаимосвязи между различными элементами, которые участвуют в процессе. Эта модель как раз и представляет собой систему взаимосвязанных элементов, которые работают вместе, чтобы обеспечить высокое качество инженерной деятельности. Управление качеством процесса инженерной деятельности — одна из ее главных функций. Эта модель позволяет определить ключевые факторы, которые влияют на качество их взаимодействия, и управлять ими для достижения наилучших результатов. Ее аналоги можно найти в таких областях, как управление качеством в производственных процессах или управление бизнес-процессами. Представленная модель была разработана специально для инженерной деятельности и учитывает ее особенности. Модель сформирована на основе изучения многих научных источников, включая работы по управлению качеством, теории систем и теории управления. Она является продуктом многолетнего исследования и разработки, проведенных нашей командой экспертов, представляет собой новый подход к управлению процессом, являясь эффективным инструментом для достижения желаемых результатов [3-14].

Из всего имеющегося многообразия в данном исследовании было выбрано несколько, на наш взгляд, определяющих факторов. По ним была составлена ассоциативная модель. Качество инженерной деятельности в предлагаемой ассоциативной модели определяется следующими факторами: 1. Технические знания, умения и навыки. Инженер должен обладать глубокими знаниями в своей области и быть в состоянии применять их на практике.

Это включает в себя понимание основных принципов и концепций, а также умение использовать различные инструменты и технологии.

2. Точность и внимательность. Инженер должен быть внимательным к деталям и стремиться к высокой точности в своей работе. Ошибки или неточности могут иметь серьезные последствия.

3. Креативность и инновационность. Инженер должен быть способным мыслить творчески и находить новые решения для сложных проблем. Инновационность позволяет инженеру разрабатывать новые технологии и улучшать существующие процессы.

4. Соблюдение стандартов и норм. Инженер должен придерживаться установленных стандартов и норм в своей области. Это включает в себя соблюдение правил безопасности, этических принципов и требований к качеству

5. Коммуникационные навыки. Инженер должен быть хорошим коммуникатором и уметь устанавливать общение, ясно и четко выражать свои идеи и концепции. Он также должен уметь слушать и понимать требования и потребности клиентов или заказчиков.

6. Управление проектами. Инженер должен быть способным управлять проектами, планировать ресурсы и сроки, а также эффективно координировать работу команды.

Считаем, что все эти факторы вместе определяют качество инженерной деятельности и способствуют достижению успешных результатов в проектах.

Моделирование качества инженерной деятельности

Примером ассоциативных подходов к моделированию качества инженерной деятельности является человеческая память. Память ассоциативна, то есть некое воспоминание может порождать большую, связанную с ним область. Один предмет напоминает нам о другом, этот другой — о третьем. Если позволить нашим мыслям, они будут перемещаться от предмета к предмету по цепочке умственных ассоциаций. Например, несколько музыкальных тактов могут вызвать це-

лую гамму чувственных воспоминаний, включая пейзажи, звуки и запахи. Напротив, обычная компьютерная память является локально адресуемой, предъявляется адрес и извлекается... Похожий процесс происходит при моделировании качества инженерной деятельности. Технические знания, умения и навыки ассоциируют точность и внимательность [2]. Далее, рассматривая креативность и инновационность, мы ассоциативно переходим к соблюдению стандартов и норм. Коммуникационные навыки конечно же необходимы при управлении проектами.

Для внедрения результатов исследования планируется применение образовательного комплекса дополнительного профессионального образования (ДПО). Методология и структура построения этого комплекса предполагает рассматривать его как информационно-образовательный компонент единой образовательной среды для технических вузов и организаций ДПО. Такой комплекс позволит учебным учреждениям создать постоянно актуализируемый практико-ориентированный образовательный процесс, обеспечивающий соответствие получаемых компетенций реальным потребностям производства. То есть связь образования и производства, что сегодня особенно необходимо.

Исследования элементов модели и результаты

Исследования элементов ассоциативной модели качества инженерной деятельности проводились последовательно. Наибольшее внимание при этом уделялось соблюдению стандартов и норм.

1. Технические знания, умения и навыки. Инженер должен иметь глубокие знания в своей области, чтобы понимать основные принципы и концепции, которые лежат в основе работы. Он также должен быть способен использовать различные инструменты и технологии, чтобы применять свои знания на практике и решать сложные задачи.

2. Точность и внимательность. В инженерной деятельности даже малейшие

справка

Комиссия Союза немецких инженеров, которая занимается «основами оценки техники», определила восемь центральных ценностных областей технической инженерной деятельности: способность функционирования, экономичность, благосостояние, здоровье, безопасность, качество окружающей среды, качество общества, развитие личности. Эти ценностные области находятся в ассоциативной зависимости и отчасти в иерархических взаимоотношениях, например когда безопасность способствует здоровью или экономичность — благосостоянию [1]

Ассоциативная модель данных

была разработана в 1969 году Джеймсом Кларком и Карлом Харрисоном в лаборатории IBM в Сан-Хосе. Они создали систему IMS (Information Management System), которая стала первой коммерчески успешной базой данных на основе ассоциативной модели. Позже, в 1970-х годах, ассоциативную модель развивали другие исследователи, такие как Питер Чен (Peter Chen), Эдгар Кодд (Edgar Codd) и Дэвид Мартин (David Martin). Они предложили новые концепции и методы для работы с данными в ассоциативной модели, которые стали основой для развития реляционной модели данных

справка

Метрология играет важную роль в обеспечении качества продукции. Она позволяет контролировать и проверять соответствие изготовленных продуктов установленным стандартам и требованиям. Благодаря метрологии можно определить отклонения и границы допустимых значений для различных параметров продукции, что позволяет гарантировать ее качество и соответствие требованиям потребителей.Метрология также важна для обеспечения безопасности и защиты окружающей среды. Точные и надежные измерения позволяют контролировать и оценивать параметры, которые могут иметь влияние на безопасность окружающей среды, например уровень шума, радиационное излучение или загрязнение воздуха. Метрология дает возможность вовремя принять необходимые меры

ошибки или неточности могут иметь серьезные последствия. Поэтому инженер должен быть внимателен к деталям и стремиться к высокой точности в своей работе. Он должен быть аккуратным и не торопиться, чтобы избежать ошибок, которые могут привести к непредвиденным проблемам или авариям. Особенно если дело касается разработок, представляющих опасность для здоровья или угрозу безопасности потребителей.

3. Креативность и инновационность. Инженер уже по своей сути должен уметь мыслить творчески и находить новые решения для сложных проблем. Креативность позволяет ему видеть проблему с разных сторон и предлагать к ней новые подходы и нестандартные решения и способствует развитию инноваций, а инновационность дает возможность разрабатывать новые технологии, использовать самые современные инструменты и методы работы, помогает быть конкурентоспособным и успешным на рынке, что способствует развитию и прогрессу в области. Эти качества также являются важными аспектами управления проектами и требуют от менеджера проекта открытого мышления, готовности к экспериментам и постоянному обучению. В современном бизнесе, где возрастает конкуренция, необходимо постоянно искать новые идеи и подходы, создавать условия для их развития и успешной реализации.

В целом креативность и иннова-ционность являются ключевыми факторами успеха проекта, которые позволяют находить новые возможности, преодолевать трудности и достигать высоких результатов.

4. Соблюдение стандартов и норм. Инженер должен придерживаться установленных стандартов и норм в своей области. Это включает в себя соблюдение правил безопасности, этических принципов и требований к качеству. Соблюдение стандартов и норм помогает гарантировать безопасность и надежность проектов, а также сохраняет высокие стандарты профессионализма и ответственности.

Инженер должен знать все о стандартизации. Стандартизация — это процесс разработки и установления общепринятых стандартов и норм, которые регулируют и упорядочивают определенную область деятельности. В инженерии стандартизация обеспечивает единые требования к качеству, безопасности, надежности и совместимости технических решений и продуктов, позволяет упростить процессы проектирования, производства и эксплуатации, предоставляя инженерам четкие указания и руководства по выполнению задач. Стандарты также способствуют повышению эффективности и экономичности работы за счет улучшения процессов и установления оптимальных параметров и требований.

Стандартизация:

► обеспечивает согласованность и совместимость между различными системами, компонентами и устройствами, что позволяет инженерам создавать сложные технические системы и обеспечивать их взаимодействие без проблем;

► способствует обмену информацией и опытом между инженерами и предприятиями, что содействует развитию и прогрессу в области инженерии;

► играет важную роль в обеспечении безопасности и защите окружающей среды;

► устанавливает требования к безопасности и экологической совместимости технических решений, что помогает предотвратить аварии и минимизировать негативное воздействие на окружающую среду.

В целом стандартизация является неотъемлемой частью инженерной деятельности, поскольку она обеспечивает единые требования и руководства, которые позволяют инженерам создавать высококачественные и надежные технические решения.

Инженер должен знать все о метрологии. Метрология — это наука, которая изучает методы и средства измерений, а также разрабатывает и устанавливает стандарты для обеспечения точности и надежности измерений. Она играет важную роль в инженерии,

поскольку точные и надежные измерения являются основой для разработки и производства технических решений. Метрология включает в себя разработку и создание измерительных приборов, методов и систем, а также проведение калибровок и испытаний для проверки и подтверждения их точности. Она также разрабатывает стандарты и руководства по использованию измерительных приборов, чтобы обеспечить единые требования к точности и надежности измерений.

В целом метрология является важной частью инженерной деятельности, обеспечивая точность, надежность и качество измерений, что является основой для разработки и производства технических решений и продукции.

Инженер должен иметь представление о сертификации. Сертификация — это процесс подтверждения соответствия продукции, услуг или систем определенным стандартам или требованиям. Она проводится независимыми организациями, называемыми сертификационными органами, и включает в себя анализ и проверку соответствия продукции или системы установленным требованиям.

Цель сертификации заключается в обеспечении доверия потребителей к продукции или услугам, а также в защите интересов потребителей и общества. Сертификация помогает установить, что продукция или услуги соответствуют стандартам безопасности, качества и эффективности.

В целом сертификация играет важную роль в обеспечении качества и безопасности продукции и услуг, а также в защите интересов потребителей и общества.

Инженер должен иметь представление об управлении качеством. Это систематический подход к управлению процессами и ресурсами организации для достижения высокого уровня качества продукции или услуг. В него входит планирование, контроль и улучшение всех аспектов деятельности организации, связанных с качеством. Основной целью управления качеством является удовлетворение потребностей

и ожиданий потребителей. Для этого необходимо определить их требования, разработать и внедрить систему управления качеством, а также постоянно совершенствовать ее на основе анализа данных и обратной связи.

Управление качеством включает в себя ключевые процессы создания качественной продукции. Планирование качества — это определение целей качества, разработка планов и программ для их достижения, а также определение методов контроля и измерения качества. Контроль качества — мониторинг и измерение процессов и продукции для выявления отклонений от установленных требований. Улучшение качества — анализ данных, выявление причин несоответствий и принятие мер для предотвращения их повторения. Обеспечение качества достигается за счет установления системы управления качеством, обучения персонала, а также управления поставщиками и внешними контрагентами. Управление качеством основывается на принципах, таких как ориентация на потребителя, лидерство, вовлеченность персонала, процессный подход, системный подход, непрерывное улучшение, фактический подход к принятию решений и взаимовыгодные отношения с поставщиками.

В целом управление качеством играет важную роль в достижении высокого уровня качества продукции или услуг, удовлетворении потребностей потребителей и повышении эффективности инженерной деятельности. 5. Коммуникационные навыки. Инженер должен быть хорошим коммуникатором и уметь налаживать связи, общение, ясно и четко выражать свои идеи и концепции. Он должен быть способен объяснить сложные технические вопросы простым языком, чтобы быть понятым в том числе клиентами или заказчиками. Он также должен уметь слушать и понимать требования и потребности своих собеседников, чтобы разработать наилучшее решение.

Коммуникационные навыки включают умение ясно и доходчиво выражать свои мысли и идеи, адаптироваться к различным аудиториям

справка

Коммуникационные навыки

являются важной составляющей управления качеством. Они включают умение эффективно передавать информацию, слушать и понимать других, устанавливать контакт и участвовать в командной работе. Коммуникация в управлении качеством осуществляется как внутри организации, так и с внешними сторонами, такими как потребители, поставщики и другие заинтересованные лица. Хорошая коммуникация позволяет установить ясные цели и требования качества, обменяться информацией о процессах и результате работы, а также эффективно решать проблемы и предотвращать отклонения от требований

справка

ЭУМК «Компетентный метролог»

разработан в соответствии с рабочим учебным планом по программе бакалавриата (направление 27.03.01 Стандартизация и метрология), рабочей программой дисциплины «Метрология, организация и проведение испытаний» вариативной части блока Б1 модуля «Профессиональный»: раздел «Прикладная метрология» (Лабораторный практикум, 5 семестр) и ГОСТ Р 55751-2013 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики», а также с учетом требований профессиональных стандартов ПС № 33 «Специалист по метрологии» и ПС № 31 «Специалист по техническому контролю качества продукции» в части обобщенных трудовых функций инженера-метролога и инженера по качеству

и контекстам (в том числе культурным и языковым особенностям), а также способность убеждать, разрешать конфликты, предотвращать ошибки и несоответствия. Кроме того, коммуникационные навыки дают возможность эффективно использовать различные коммуникационные средства и технологии, такие как электронная почта, телефон, видеоконференции и социальные сети. Хорошие коммуникационные навыки помогают инженеру установить доверительные отношения со всеми заинтересованными сторонами, повысить эффективность работы команды и достичь высокого уровня качества продукции или услуг.

В целом коммуникационные навыки играют важную роль в управлении качеством, обеспечивая эффективное взаимодействие между всеми участниками процесса и достижение высокого уровня качества продукции или услуг. 6. Управление проектами. Инженер должен быть способен управлять проектами, планировать ресурсы и сроки, а также эффективно координировать работу команды. Управление проектами означает умение определить цели и задачи проекта, распределить роли и обязанности, контролировать выполнение работ и решать возникающие проблемы. Управление проектами — это процесс планирования, организации, руководства и контроля за выполнением проекта для достижения его целей и результатов в заданные сроки, с установленными требованиями качества и в рамках определенного бюджета.

Управление проектами включает в себя такие ключевые аспекты, как определение целей и задач проекта, разработка его плана, распределение ресурсов, организация работы команды, контроль выполнения работ и решение связанных с ним проблем. Управление проектами требует от инженера определенных навыков и компетенций. Он должен хорошо понимать цели и требования проекта, уметь разрабатывать эффективные планы, распределять ресурсы, а также принимать решения. Ключевыми навыками управления проектами является спо-

собность четко планировать и организовывать работу, устанавливать приоритеты и управлять рисками, а также умение общаться и взаимодействовать с членами команды и заинтересованными сторонами.

В целом управление проектами является важной составляющей управления качеством, обеспечивая их эффективное выполнение и достижение высокого уровня качества результатов.

Анализ элементов предлагаемой модели качества инженерной деятельности показал различную степень изученности факторов модели и актуализирует исследования в сфере подготовки и дополнительного профессионального образования инженеров, формализации связей инженерного образования с реальным производством, а также цифровой трансформации процесса непрерывного повышения инженерных компетенций.

Рассмотрим пример практической реализации ассоциативной модели качества инженерной деятельности в аспекте цифровой трансформации процесса непрерывного повышения компетенций инженеров-метрологов, реализованной в АСМС.

Практическая реализация модели качества инженерной деятельности

Практическая реализация модели качества инженерной деятельности инженеров-метрологов строилась в аспекте цифровой трансформации процесса непрерывного повышения их компетенций после обучения в вузе. Сегодня социально-экономические условия ставят перед Академией, центрами стандартизации и метрологии и метрологическими службами промышленных предприятий ряд сложных задач создания эффективных систем формального и неформального образования (внутрифирменного обучения) инженеров-метрологов. Такие задачи предполагают, что инженеры-метрологи как полноценные специалисты должны формироваться в рамках систем внутрифирменного обучения, а также

в процессе их практической инженерной деятельности. В этой связи в метрологической инфраструктуре любого региона возникает еще одно из направлений деятельности — организация внутрифирменной подготовки инженеров-метрологов, которое представляет собой вид обучения, инициируемого менеджментом метрологических лабораторий с целью совершенствования имеющихся у персонала знаний, навыков и умений, расширения и диверсификации образовательного процесса, дополняющего базовое среднее или высшее образование в сфере обеспечения единства измерений.

Практическая реализация модели качества инженерной деятельности осуществлена во внутрифирменном обучении, которое внедрено на базе электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) «Компетентный метролог»1. ЭУМК представляет собой совокупность электронной учебно-методической документации, электронных образовательных ресурсов, средств обучения, контроля знаний и предназначен для формирования компетенций обучающихся в соответствии с ФГОС ВО по направлениям подготовки 27.03.01 Стандартизация и метрология (бакалавриат) очной и заочной форм обучения. В комплексе присутствуют все элементы модели качества инженерной деятельности инженеров-метрологов:

► технические знания, умения и навыки;

► точность и внимательность;

► креативность и инновационность;

► соблюдение стандартов и норм;

► коммуникационные навыки;

► управление проектами.

Кроме того, такой подход позволяет в значительной степени гармонизировать образовательные процессы вузов и профильных организаций дополнительного профессионального образования в сфере обеспечения единства измерений и придать им практико-ори-ентированную направленность.

Основным документом, регламентирующим организацию внутрифирменного обучения, является стандарт

Процесс непрерывного повышения компетентности инженеров-метрологов

Оценка компетентности при аккредитации метрологической лаборатории

Формальное образование (реализуется на базе Академии СМС)

Неформальное образование (реализуется на базе предприятия)

ГОСТ Р ИСО 10015-2007 «Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению», в котором описывается основная цель системы внутрифирменного обучения метрологов — создание условий овладения навыками эффективного выполнения своих трудовых обязанностей для повышения качества деятельности в целом. Важнейшим императивом системы внутрифирменного обучения является неразрывная связь с реальными процессами поверки и калибровки средств измерений, ее приоритет — рост профессионального уровня метрологов, ориентир — инновационное развитие метрологических лабораторий.

Как показали исследования, проводимый Академией процесс непрерывного повышения компетенции инженеров-метрологов следует реализовать в виде двухконтурной образовательной системы, представленной на рисунке. Контур формального образования реализован в стенах Академии, а неформального образования реализуется силами соответствующих метрологических лабораторий.

Методология и структура построения ЭУМК позволяют рассматривать его как информационно-образовательный компонент единой образовательной среды для вузов и организаций дополнительного профессионального образования в сфере обеспечения единства измерений. ЭУМК предоставляет

Двухконтурная образовательная система, реализующая процесс непрерывного повышения компетентности инженеров-метрологов с использованием образовательных ресурсов ФГАОУ ДПО АСМС [A double-circuit educational system that implements the process of continuous improvement of the metrology engineers' competence using FSAEI FVT ASMS educational resources]

1 РОСПАТЕНТ «Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2022612457»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

образовательным учреждениям и метрологическим лабораториям возможность организовать постоянно актуализируемый практико-ориентированный образовательный процесс, обеспечивающий соответствие получаемых компетенций реальным потребностям в части поверки средств измерений.

Заключение

Таким образом, ассоциативная модель отличается от других тем, что она основана на связях между объектами и их атрибутами, а не на иерархических структурах или сетях. Другие смежные модели включают иерархическую, сетевую, реляционную и объектно-ориентированную модели данных. Ассоциативная модель выделяется своей способностью представлять сложные взаимосвязи и зависимости между данными.

ЭУМК «Компетентный метролог» играет важную роль в успешной реализации ассоциативной модели данных, так как он обладает экспертизой в области измерений и метрологии, что Статья поступила позволяет ему правильно оценивать и

в редакцию 1.02.2024 интерпретировать данные. Кроме того,

Список литературы

1. Андреев А.Л., Бутырин П.А., Горохов В.Г. Социология техники. — М.: Альфа, 2009.

2. Некрасова Н.А., Некрасов С.И. Философия техники: учебник. Глава 2. Инженерно-техническая деятельность: сущность и явление. — М.: МИИТ, 2010.

3. Кугель С.А., Никандров О.М. Молодые инженеры. Социологические проблемы инженерной деятельности. — М.: Мысль, 2006.

4. Литвинов Б.В. Основы инженерной деятельности. — М.: Машиностроение, 2005.

5. Методология инженерной деятельности. — СПб: Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф.Э. Дзержинского, 1998.

6. Посупонько Н.В., Посупонько А.А. О философии современной инженерной деятельности. — М.: Lambert Academic Publishing, 2013.

7. Андрончев И.К. Экспертиза диссертации. Наставления и рекомендации соискателю ученой степени. — Самара: СамГУПС, 2009.

8. Андрончев И.К., Липатов А.И., Лукин Н.Ф. Системная среда качества линейного предприятия железной дороги. — Самара: СамГУПС, 2010.

9. Андрончев И.К. Концепция развития науки, образования и технологий Самарской области на базе междисциплинарного научно-образовательного комплекса. — Самара: Самарский научный центр РАН, 2016.

10. Андрончев И.К. Образовательно-реабилитационные технологии в системе дополнительного образования на основе образовательно-реабилитационного комплекса. — Самара: СамИИТ, 1999.

11. Зажигалкин А.В. / А.В. Зажигалкин, И.З. Аронов, Л.В. Папич // Стандарты и качество. — 2016. — № 5.

12. Ильзит В.Е., Баринова М.Г., Олейник В.Ю., Соляник А.И. Электронный учебно-методический комплекс «Компетентный метролог». Свидетельство о регистрации программ для ЭВМ от 19.01.22 № 2022612457, Реестр программ для ЭВМ Федеральная служба по интеллектуальной собственности (РОСПАТЕНТ).

13. Соляник А.И., Новиков В.А. // Компетентность. — 2021. — № 1.

14. Воронин В.Н., Соляник А.И. // Главный метролог. — 2021. — № 6.

ЭУМК может помочь определить необходимые метрики и параметры для построения ассоциативной модели, а также обеспечить точность и надежность данных, используемых в этой модели.

Особую важность сегодня приобретают вопросы связи образования и реального производства. Модель качества инженерной деятельности, с учетом современных требований, позволит актуализировать вопросы подготовки и дополнительного профессионального образования для инженеров.

Все факторы предлагаемой ассоциативной модели вместе определяют качество инженерной деятельности и способствуют достижению успешных результатов в проектах. Инженер, который обладает техническими знаниями и навыками, умеет креативно и инновационно мыслить и управлять проектами, соблюдает установленные стандарты и нормы, способен наладить хорошее общение и будет эффективно выполнять свою работу.

ЭУМК, использующий положения предлагаемой модели качества инженерной деятельности, представляет собой совокупность электронной учебно-методической документации, электронных образовательных ресурсов, средств обучения, контроля знаний и предназначен для формирования компетенций обучающихся в соответствии с ФГОС ВО по направлениям подготовки 27.03.01 Стандартизация и метрология (бакалавриат) очной и заочной форм обучения. На базе ЭУМК «Компетентный метролог» возможно создание систем непрерывного повышения компетентности не только специалистов-метрологов, но и специалистов испытательных лабораторий, специалистов в области управления качеством и подтверждения соответствия продукции и др.

Показана необходимость применения положений предлагаемой модели качества инженерной деятельности в электронном учебно-методическом комплексе для подготовки инженерных кадров. Предложенные подходы к обучению могут быть рекомендованы к практическому использованию. ■

Kompetentnost / Competency (Russia) 4/2024

ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2024-4-04-1 1

Associative Model of the Engineering Activities Quality and the Results of its Use

A.V. Zazhigalkin1, FSAEI FVT Academy for Standardization, Metrology and Certification (Training) (FSAEI FVT ASMS), Dr. (Ec.)

A.I. Solyanik2, Voronezh Branch of FSAEI FVT ASMS, Prof. Dr. (Tech.), solynik.ai@asms.ru I.K. Andronchev3, Samara Branch of FSAEI FVT ASMS, Prof. Dr. (Tech.), andronchev.ik@asms.ru M.G. Barinova4, Voronezh Branch of FSAEI FVT ASMS, metod@asms-vrn.ru

1 Rector, Moscow, Russia

2 Director, Voronezh, Russia

3 Director, Samara, Russia

4 Graduate Student, Voronezh, Russia

Citation: Zazhigalkin A.V., Solyanik A.I., Andronchev I.K., Barinova M.G. Associative Model of the Engineering Activities Quality and the Results of its Use, Kompetentnost' / Competency (Russia), 2024, no. 4, pp. 4-11. DOI: 10.24412/1993-8780-2024-4-04-11

We have considered the problem of connection between education and production through additional professional education of engineers. All factors of the proposed associative model determine the quality of engineering activities and contribute to the achievement of successful results in projects. An example of positive experience in using the electronic educational and methodological complex Competent metrologist and its methodological foundations in the system of additional professional education of engineers is given.

We have shown the necessity of applying the provisions of the proposed model of the engineering activities quality in the electronic educational and methodological complex for the training of engineering personnel. It is a set of electronic educational and methodological documentation, electronic educational resources, teaching aids, knowledge control and is intended to develop the competencies of students in accordance with the Federal State Educational Standard for higher education in the areas of training 27.03.01 Standardization and metrology (bachelor's degree) of full-time and part-time forms of study. The proposed approaches to training can be recommended for practical use.

1. Andreev A.L., Butyrin P.A., Gorokhov V.G. Sociology of technology, Moscow, Al'fa, 2009, 288 P.

2. Nekrasova N.A., Nekrasov S.I. Philosophy of technology: textbook. Part 2. Engineering and technological activities. Essence and phenomenon, Moscow, MIIT, 2010, 164 P.

3. Kugel' S.A., Nikandrov O.M. Young engineers. Sociological problems of engineering activities, Moscow, Mysl', 2006, 208 P.

4. Litvinov B.V. Fundamentals of engineering activities, Moscow, Mashinostroenie, 2005, 288 P.

5. Methodology of engineering activities, St. Petersburg, Vysshee voenno-morskoe inzhenernoe uchilishche im. F.E. Dzerzhinskogo, 1998, 576 P.

6. Posupon'ko N.V., Posupon'ko A.A. On the philosophy of modern engineering activities, Moscow, Lambert Academic Publishing, 2013, 108 P.

7. Andronchev I.K. Examination of dissertation. Instructions and recommendations for an academic degree applicant, Samara, SamGUPS, 2009, 98 P.

8. Andronchev I.K., Lipatov A.I., Lukin N.F. The quality system environment of a linear railway enterprise, Samara, SamGUPS, 2010, 270 P.

9. Andronchev I.K. The concept of the development of science, education and technologies in the Samara Region on the basis of an interdisciplinary scientific and educational complex, Samara, Samarskiy nauchnyy tsentr RAN, 2016, 85 P.

10. Andronchev I.K. Educational and rehabilitation technologies in the system of additional education based on the educational and rehabilitation complex, Samara, SamIIT, 1999, 132 P.

11. Zazhigalkin A.V., Aronov I.Z., Papich L.V., Standarty i kachestvo, 2016, no. 5, pp. 20-24.

12. Il'zit V.E., Barinova M.G., Oleynik V.Yu., Solyanik A.I. Electronic educational and methodical complex Competent metrologist. Certificate of registration of computer programs of 19.01.22 N 2022612457, Register of computer programs Federal Service for Intellectual Property (ROSPATENT).

13. Solyanik A.I., Novikov V.A., Kompetentnost', 2021, no. 1, pp. 6-10.

14. Voronin V.N., Solyanik A.I., Glavnyy metrolog, 2021, no. 6, pp. 4-11.

key words

model, quality, engineering activities, personnel training

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.