Статья / Article
УДК / UDC 159.923.2 : 351.74 - 057.8 DOI 10.35231/18186653_2021_4_107
Ассертивность как условие достижения вершин профессионального мастерства сотрудниками ОВД
А. Г. Маклаков1, Е. В. Саунин2
1Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация
2УМВД России по Приморскому району, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Введение. В ситуации предъявления повышенных требований к сотрудникам органов внутренних дел МВД необходимо перманентно совершенствовать их профессиональную подготовку. Одним из перспективных направлений видится развитие ассертивности как качества личности, обусловливающего успешность профессиональной деятельности сотрудников.
Материалы и методы. В период 2019-2021 гг. было проведено исследование, целью которого являлось выявление личностных качеств сотрудников МВД России, обусловливающих возможность ассертивного поведения при выполнении ими профессиональных обязанностей. Объектом исследования стали аттестованные сотрудники МВД России, руководители разных уровней, слушатели и курсанты Санкт-Петербургского университета МВД России, а также студенты гражданского вуза. Всего было обследовано 242 чел. (преимущественно сотрудники ОВД). В качестве основных методов исследования были использованы анкетирование, тестирование, экспертная оценка, всего более десяти психологических методик. Также в исследовании использовались современные методы математико-статистической обработки данных.
Результаты исследования. Показано, что условия деятельности сотрудников ОВД выступают в качестве предпосылок формирования ассертивных форм поведения. Установлено, что уровень развития ассертивности обусловливает успешность профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Выявлены психологические качества, определяющие возможность ассертивного поведения при выполнении профессиональных обязанностей у сотрудников ОВД.
Обсуждение и выводы. Ассертивность выступает одним из наиболее значимых личностных качеств, обусловливающих эффективность профессиональной деятельности сотрудников ОВД, но далеко не все сотрудники ОВД обладают необходимым уровнем развития ассертивности, что определяет необходимость организации мероприятий психологического сопровождения деятельности сотрудников ОВД, направленных на развитие данного качества.
© Маклаков А. Г., Саунин Е. В., 2021
107
Ключевые слова: асертивность, ассертивное поведения, адаптивные формы поведения, психологические детерминанты.
Для цитирования: Маклаков А.Г., Саунин Е.В. Ассертивность как условие достижения вершин профессионального мастерства сотрудниками ОВД // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2021. - № 4. -С. 107-116. DOI 10.35231/18186653_2021_4_107
Psychological determinants of internal affairs officer's
assertive behaviour
Anatolii G. Maklakov1, Evgeniy V. Saunin2
1Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation
2 Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Primorsky District,
Saint Petersburg, Russian Federation
Introduction. In a situation where increased requirements are imposed on the employees of the internal affairs bodies of the Ministry of Internal Affairs, it is necessary to permanently improve their professional training. One of the promising areas is the development of assertiveness as a personality trait that determines the success of employees' professional activities.
Materials and methods. In the period 2019-2021. a study was carried out, the purpose of which was to identify the personal qualities of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which determine the possibility of assertive behavior in the performance of their professional duties. The object of the study was certified employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, heads of different levels, students and cadets of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as well as students of a civilian university. In total, 242 people were examined (mainly police officers). As the main research methods, we used questioning, testing, expert assessment, more than ten psychological methods in total. Also, the study used modern methods of mathematical and statistical data processing.
Results. It is shown that the conditions of activity of police officers act as prerequisites for the formation of assertive forms of behavior. It was found that the level of development of assertiveness determines the success of the professional activity of police officers. The psychological qualities that determine the possibility of assertive behavior in the performance of professional duties among police officers were revealed.
Discussion and conclusions. Assertiveness is one of the most significant personal qualities that determine the effectiveness of the professional activities of police officers, but not all police officers have the necessary level of development of assertiveness, which determines the need to organize psychological support for the activities of police officers aimed at developing this quality.
Key words: assertiveness, assertive behaviour, adaptive behaviour, psychological determinates.
For citation: Maklakov, A.G., Saunin, E.V. (2021). Assertivnost' kak uslovie dostizheniya vershin professional'nogo masterstva sotrudnikami OVD [Psychological determinants of internal affairs officer's assertive behaviour]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. pp. 107-116. DOI 10.35231/18186653_2021_4_107 (In Russian).
Современные условия предъявляют повышенные требования к сотрудникам ОВД МВД, что обусловливает необходимость постоянного совершенствования системы их профессиональной подготовки. Одним из путей решения данной задачи является развитие качеств личности, обусловливающих успешность профессиональной деятельности сотрудников ОВД (органов внутренних дел). С этой точки зрения исследование такого феномена, как ассертивность является весьма перспективным.
Следует отметить, что феномен ассертивности стал изучаться достаточно давно. По сути, первые исследования по изучению данного понятия появились уже в середине ХХ в. [1]. Вместе с тем единого представления о феномене «ассертивность» пока не существует. В настоящее время различные авторы исследуют самые разные проявления ассертивности и проявлениям похожим на ассертивность [2-5]. Среди значительного количества научных работ есть и такие, которые рассматривают ассертивность в рамках исследования проблем адаптации и преодоления стресса [6-9]. Подобный взгляд на ассертивность как форму адаптивного поведения в стрессовой ситуации особо актуален при поиске путей повышения качества профессиональной подготовки сотрудников ОВД, поскольку успешность их профессиональной деятельности, по мнению ряда исследователей, связана с их адаптационными способностями и умением переносить значительные психоэмоциональные нагрузки [10].
Следует отметить, что в настоящее время нет единого мнения о том, какие психологические качества обусловливают возможность проявления ассертивного поведения, но бесспорным является то, что человек с достаточно высоким уровнем развития асссертивности в самых сложных и даже экстремальных ситуациях способен не только владеть собой и своим психоэмоциональным состояние, но и контролировать саму ситуацию. С этой точки зрения исследование ассертивности в отношении сотрудников ОВД представляется весьма актуальным.
В период 2019-2021 гг. было проведено исследование, целью которого являлось выявление личностных качеств сотрудников МВД России, обусловливающих возможность ассертивного поведения при выполнении ими профессиональных обязанностей. Объектом исследования являлись аттестованные сотрудники МВД России, руководители разных уровней, слушатели и курсанты Санкт-Петербургского Университета МВД России, а также студенты гражданского вуза. Всего было обследовано 242 человека (преимущественно сотрудники ОВД).
В ходе исследования решался ряд задач. В том числе, помимо выявления психологических особенностей, обусловливающих возможность ассертивного поведения у сотрудников ОВД при выполнении ими профессиональных обязанностей, была осуществлена оценка значимости ассертивного поведения для успешного выполнения профессиональной деятельности.
В качестве основных методов исследования, были использованы анкетирование, тестирование, экспертная оценка, всего более десяти психологических методик. Также в исследовании использовались современные методы математико-статистической обработки данных.
На первом этапе эмпирического исследования было проведено сравнение выраженности признаков ассертивного поведения у курсантов университета МВД и студентов гражданского вуза. Целесообразность данного сравнения обусловлена тем, что специфика деятельности способствуют формированию у человека качеств, необходимых для ее успешного выполнения. Если предположить, что ассертивность является качеством, значимым для успешного выполнения профессиональных обязанностей, то уже на этапе профессионального обучения должны складываться предпосылки для его развития. Результаты сравнения курсантов университета МВД и студентов гражданского вуза по выраженности признаков ассертивного поведения представлены в табл. 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ выраженности показателя «ассертивное поведение» у курсантов и представителей студенческой молодежи
M1+ m M2+ m Т-критерий
Показатель (N=54) (N=70) Стъюдента
Ассертивное поведение 21,09 + 0,563 19,56 + 0,435 2,195
Манипулятивные действия 21,57 + 0,496 18,83 + 0,498 3,842
Асоциальные действия 19,11 + 0,587 16,10 + 0,593 3,545
Примечание: группа 1 - выборка курсантов; группа 2 - выборка студентов.
Как следует из данных, представленных в табл. 1, у курсантов университета МВД показатели ассертивности существенно выше в сравнении со студентами гражданского вуза. Однако более высокими в данной группе оказались и показатели манипулятивных, а также асоциальных действий. Это говорит о том, что на этапе обучения у курсантов ОВД уже происходит формирование определенных навыков ассертивного поведения, а соответственно, и развитие психологических качеств обусловливающих возможность проявления ассертивного поведения. Вместе с тем, как видно из данных, представленных в табл. 1, без организации соответствующего психологического сопровождения формируются как целесообразные для профессиональной деятельности конструктивные -ассертивные - стратегии поведения, так и неконструктивные формы поведения в виде стремления осуществлять манипулятивные действия и даже определенная склонность к асоциальному поведению. Поэтому формирование ассертивного поведения и развитие личностных качеств, обусловливающих возможность его проявления, не должны оставаться без контроля. Соответственно, организация психолого-педагогического сопровождения процесса профессиональной подготовки будущих сотрудников ОВД является важнейшим условием развития у них необходимых для успешной профессиональной деятельности психологических качеств Далее было проведено сравнение выраженности признаков ассертивного поведения и курсантов университета МВД и аттестованных сотрудников ОВД. Результаты данного сравнения представлены в табл. 2.
Таблица 2
Сравнительный анализ курсантов университета МВД и сотрудников ОВД по параметру «ассертивное поведение»
Показатель M1+ m (N=54) M2+ m (N=118) Т-критерий Стъюдента
Ассертивное поведение 21,09 + 0,563 22,58 + 0,273 -2,690
Вступление в социальный контакт 21,96 + 0,506 23,16 + 0,305 -2,116
Поиск социальной поддержки 22,07 + 0,514 23,33 + 0,339 -2,062
Осторожные действия 21,17 + 0,431 22,34 + 0,292 -2,247
Импульсивные действия 18,39 + 0,492 15,87 + 0,286 4,680
Избегание 17,20 + 0,434 14,28 + 0,334 5,095
Манипулятивные действия 21,57 + 0,496 17,66 + 0,364 6,169
Асоциальные действия 19,11 + 0,587 15,14 + 0,379 5,796
Агрессивные действия 18,87 + 0,618 11,79+ 0,312 11,357
Примечание: группа 1 - курсанты университета МВД; группа 2 - аттестованные сотрудники ОВД.
Как следует из табл. 2, у действующих сотрудников ОВД не только в большей степени выражена ассертивность, но они, по сравнению с курсантами, более предрасположены к вступлению в социальные контакты, более осторожны в своих действиях и нуждаются в социальной поддержке. При этом они в меньшей степени склонны к импульсивным, ма-нипулятивным и ассоциальным действиям, по сравнению с будущими сотрудниками ОВД. Таким образом, можно говорить о том, что специфика профессиональной деятельности сотрудников ОВД предопределяет развитие ассертивных форм поведения. При этом можно полагать, что ассертивность является не только профессионально важным качеством сотрудников ОВД, но и социально одобряемым, поскольку такие неконструктивные и социально нежелательные формы поведения, как манипу-лятивные и асоциальные действия у аттестованных сотрудников ОВД имеют существенно меньшую выраженность, в сравнении с их будущими молодыми коллегами - курсантами университета МВД.
Если предположить, что в процессе выполнения профессиональных обязанностей происходит формирование наиболее предпочтительных и социально одобряемых форм поведения, то с этой точки зрения, ассертивность действительно является одним из наиболее значимых качеств сотрудника ОВД. Чтобы оценить значимость ассертивности для успешного выполнения профессиональных обязанностей принимавшие участие в исследовании сотрудники ОВД на основании оценок экспертов были разделены на группы по критерию успешности выполнения профессиональных обязанностей (критерий «профессионализм»). Результаты сравнения выделенных групп сотрудников ОВД представлены в табл. 3.
Таблица 3
Результаты сравнения выраженности ассертивности у сотрудников ОВД по критерию «(профессионализм»
Показатель M1+ m (N=55) M2+ m (N=63) Т-критерий Стъюдента
Ассертивное поведение 20,22+ 0,247 24,65 + 0,264 -12,145
Шкала Б (методика Каппони) 5,31+ 0,162 5,60 + 0,142 -1,669
Осторожные действия 21,67 + 0,374 22,92 + 0,429 -2,162
С (регрессия) 2,00 + 0,220 1,22 + 0,123 3,187
Расхождение по параметру «оценка характера» 12,70 + 1,140 9,00 + 1,352 2,064
Расхождение по параметру «умение делать что-либо своими руками» 5,02 + 2,643 11,51 + 1,139 -2,357
Расхождение по параметру «уверенность в себе» 11,13 + 0,926 8,46 + 0,728 2,291
Самоконтроль (общий показатель) 1,49 + 0,025 1,55 + 0,021 -2,047
Примечание: 1 - группа с низкими показателями профессионализма; 2 - группа с высокими показателями профессионализма.
Как следует из данных, представленных в табл. 3, сотрудники с более высокими показателями профессионализма обладали и более высокими показателями ассертивности. Также у них были более выражены социально одобряемые формы поведения. Следовательно, можно сделать вывод о том, что ассертивность является качеством, обусловливающим возможность успешной профессиональной деятельности.
После получения подтверждения значимости ассертивного поведения для профессиональной деятельности сотрудников ОВД были изучены основные различия в психологических характеристиках сотрудников, проявляющих ассертивные и неассертивные формы поведения. Основные результаты представлены в табл. 4.
Как следует из данных, представленных в табл. 4, максимальные различия между группами сотрудников ОВД, имеющих признаки неассертив-ного и ассертивного поведения, наблюдаются по показателям активности, которая в большей мере выражена у ассертивных сотрудников. Также сотрудники с отчетливой выраженностью признаков ассертивного поведения склонны к более адекватным защитным реакциям, они субъективно ощущают себя более защищенными и обладают адекватной оценкой своих возможностей в области здоровья. Ассертивные сотрудники также имеют более высокие показатели самоконтроля.
Таблица 4
Результаты сравнительного анализа ассертивных и неассертивных сотрудников
Показатель Mi+ m N1=30 M2+ m N2=20 Т-критерий Стъюдента
Активность (САН) 5,34 + 0,184 5,85 + 0,139 -2,247
Регрессия (ИЖС) 2,65 + 0,431 1,43 + 0,170 2,982
Интеллектуализация (ИЖС) 5,15 + 0,509 6,30 + 0,272 -2,163
Защищенность (зонт ЧД) 1,95 + 0,198 2,53 + 0,142 -2,459
Самоконтроль эмоц. 1,39 + 0,051 1,56 + 0,035 -2,701
Самоконтроль деят. 1,50 + 0,078 1,76 + 0,047 -2,979
Самоконтроль общий 1,44 + 0,051 1,59 + 0,033 -2,60
Контактность 64,15 + 1,536 73,57 + 1,536 -4,162
Сверхконтроль 1,1 + 0,261 0,4 + 0,113 2,762
Примечание: М1 - сотрудники с низкими показателями, а М2 - с высокими показателями ассертивности.
Далее в ходе исследования эмпирических данных был осуществлен корреляционный анализ показателей ассертивности и ряда личностных характеристик сотрудников ОВД.
Проведенный корреляционный анализ позволил установить, что наиболее значимую роль в осуществлении ассертивного поведения играют такие психологические качества, как способность к саморегуляции в эмоциональных отношениях и деятельности, а также общий уровень самооценки (0,01), отсутствие склонности к формированию неконструктивных защитных реакций, таких как регрессия (0,01), удовлетворенность уровнем здоровья (0,05) и др.
Выводы
1. Проведенное исследование позволяет говорить о том, что ассер-тивность является одной из основных личностных характеристик, обусловливающих возможность сохранять человеку самообладание в сложных стрессовых ситуациях.
2. В отношении сотрудников ОВД результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что ассертивность является одним из наиболее значимых личностных качеств, обусловливающих эффективность профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Более того, сама служебная деятельность и условия ее реализации создают определенные предпосылки для формирования навыков ассертивного поведения и развития ассертивности. Однако далеко не все сотрудники ОВД обладают необходимым уровнем развития ассертивности, что определяет необходимость организации мероприятий психологического сопровождения деятельности сотрудников ОВД, направленных на развитие данного качества.
3. Проведенное исследование свидетельствует о том, что к психологическим детерминантам, обусловливающим проявление ассертивности у сотрудников ОВД можно отнести несколько групп качеств, которые можно условно обозначить как психосоматические (уровень активности, отношение к здоровью, эмоциональное самочувствие) и личностные (самооценка, адекватные защитные реакции, уверенность, независимость, высокий уровень саморегуляции).
Также следует отметить, что в дальнейшем на основании полученных данных была предложена и апробирована программа развития ассертивности и формирования навыков ассертивного поведения, которая показала свою эффективность.
Список литературы
1. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
2. Гримак Л.П. Общение с собой. Начала психологии активности. 3-е изд. - М.: Либроком, 2009. - 233 с.
3. Каппони В., Новак Т. Как делать все по своему: или ассертивность в жизнь. -СПб.: Питер, 1995. - 456 с.
4. Левитов Н.Д. Психология труда. - М.: Учпедгиз, 1963. - 340 с.
5. Полетти Р., Доббс Б. Как развивать уверенность в себе и повысить самооценку: экспресс-тренинг: пер. с фр. И.Ю. Наумовой. - М.: Эксмо, 2014 - 63 с.
6. Рыбников В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности и пептидная регуляция состояния специалистов экстремального профиля: монография. - СПб.: СПбГУ МВД России, 2000. - 205 с.
7. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. - М.: Ин-т психологии РАН, 2013. - 464 с.
8. Kraft W.A., Litwin W.J., Barber S.E. Religious orientation and assertiveness: Relationship to death anxiety // The Journal of Social Psychology, 1986. - No 127. - Р. 93-95.
9. Salter A. Conditioned reflex therapy N.Y.: Capricorn, 1949. - 245 p.
10. Sullivan J. J., Albrecht T. L., Taylor S. Process, Organizational, Relational, and Personal Determinants of Managerial Compliancegaining Communication Strategies. Journal of Business Communication, 1990. - Vol. 27, Issue 4. - Р. 331-355.
References
1. Beznosov, S.P. (2004) Professional'naya deformatsiya lichnosti [Professional personality deformation]. Sankt-Petersburg: Rech' (in Russian).
2. Grimak L.P. (2009) Obshcheniye s soboy. Nachala psikhologii aktivnosti [Communicating with yourself. The beginnings of activity psychology]. Moskva: Librokom (in Russian).
3. Kapponi, V., Novak, T. (1995) Kak delat' vse po svoyemu: ili assertivnost' v zhizn' [How to do everything in your own way: or assertiveness in life]. Sankt-Petersburg: Piter (in Russian).
4. Levitov, N.D. (1963) Psikhologiya truda [Psychology of labor]. Moskva: Uchpedgiz (in Russian).
5. Poletti, R., Dobbs B. (2014) Kak uvelichit' uverennost' v sebe i povysit' samoots-enku: e^kspress-trening/per. s fr. Naumovoy, I.YU. [Psychology of labor]. Moskva: Eksmo (in Russian).
6. Rybnikov, V.YU. (2000) Psikhologicheskoye prognozirovaniye nadezhnosti i pep-tidnaya regulyatsiya sostoyaniya spetsialistov ekstremal'nogo profilya: monografiya [Psychological prediction of activity reliability and peptide regulation of the state of extreme specialists: monograph]. Sankt-Petersburg: SPbGU MVD Rossii (in Russian).
7. Shadrikov, V.D. (2013) Psikhologiya deyatel'nosti cheloveka [Psychology of human activity]. Moskva: Institut psixologii RAN (in Russian).
8. Kraft, W.A., Litwin, W.J., Barber S.E. (1986) Religious orientation and assertiveness: Relationship to death anxiety // The Journal of Social Psychology No 127. pp. 93-95.
9. Salter, A. (1949) Conditioned reflex therapy N.Y.: Capricorn.
10. Sullivan, J. J., Albrecht, T. L., Taylor, S. (1990) Process, Organizational, Relational, and Personal Determinants of Managerial Compliancegaining Communication Strategies. Journal of Business Communication Vol. 27. Issue 4. pp. 331-355.
Вклад соавторов
Соавторство неделимое.
Co-authors' contribution
Co-authorship is indivisible.
Об авторах
Маклаков Анатолий Геннадьевич, доктор психологических наук, профессор, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Саунин Евгений Валерьевич, кандидат психологических наук, УМВД России по Приморскому району, Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
About the authors
Anatolii G. Maklakov, Dr. Sci. (Psychol.), Professor, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Evgeniy V. Saunin, Cand. Sci. (Psychol.), Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Primorsky District, Saint Petersburg, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию: 3Q.11.2Q21 Принята к публикации: 15.12.2Q21 Опубликована: 27.12.2Q21
Received: 3Q November 2Q21 Accepted: 15 December 2Q21 Published: 27 December 2G21