Научная статья на тему 'Личностные характеристики курсантов Военно-воздушной академии'

Личностные характеристики курсантов Военно-воздушной академии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
211
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОГРАММА / MILITARY PERSONNEL / PERSONALITY TRAITS / PROFESSIOGRAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полуян Илья Владимирович, Вареников Николай Анатольевич, Попова Ирина Евгеньевна, Жердев Виктор Иванович

В настоящее время актуальным является профессиональный отбор, в основе которого лежат психологические особенности личности. Целью исследования явилось изучение личностных характеристик курсантов Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина г. Воронежа. В исследовании применяли опросники Ганса Айзенка, Кейрси, тесты на определение стиля мышления и различных видов тревожности. Показано, что будущие военнослужащие являются экстравертами с высоким уровнем нейротизма, сенсорики; средним уровнем предметного, символического мышления, креативности мышления, рациональности; низким общим уровнем агрессивности. Уровень образного мышления испытуемых ниже среднего, уровень символического мышления средний или выше среднего. Исследование психологических особенностей личности курсантов позволяет соответствие типологических характеристик личности психологическому содержанию профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Полуян Илья Владимирович, Вареников Николай Анатольевич, Попова Ирина Евгеньевна, Жердев Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal characteristics of Air Force military academy cadets

Currently, the professional selection is relevant, based on the psychological characteristics of the individual. The aim of the study was to study the personal characteristics of cadets of the Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin of Voronezh. The study used questionnaires by Hans Eysenck, Keirsey, tests to determine the style of thinking and various types of anxiety. The analysis of personal characteristics of cadets shows that future soldiers are extroverts with a high level of neurotism, sensory; the average level of objective, symbolic thinking, creativity of thinking, rationality; low overall level of aggressiveness. The level of figurative thinking of the subjects is below average, the level of symbolic thinking is average or above average. Research of psychological characteristics of the personality of cadets allows corresponding the typological characteristics of the personality to psychological content of professional activity.

Текст научной работы на тему «Личностные характеристики курсантов Военно-воздушной академии»

5. Современные методы диагностики межпредметных связей / О.М. Матвеева, И.С. Матвеева, Л.А. Матвеева, Д.А. Романов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 200-203.

6. Современные модели межпредметных связей / О.М. Матвеева, И.С. Матвеева, Л.А. Матвеева, Д.А. Романов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 203-207.

7. Распопова, А.С. Возрастные особенности проявления перфекционизма в спорте : авто-реф. ... дис. канд. психол. наук / Распопова, А.С. - Краснодар, 2012. - 24 с.

8. Фомина, Н.А. Особенности и психологическая структура настойчивости спортсменов подросткового возраста / Н.А. Фомина, В.А. Голубева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Психология и педагогика. - 2012. - № 2. - С. 71-76.

REFERENSES

1. Bosenko, Yu. and Raspopova, A. (2017), "The relationship of perfectionism and mental stability of athletes", The Rudikovs readings: materials of the XIII international scientific and practical conference of psychologists of physical culture and sports, Moscow, pp. 116-120.

2. Gorskaya, G. and Mantachka, E. (2013), "Personal factors of constructive manifestations of perfectionism in high school students", Theory and practice of social development, No. 8, pp. 123-126.

3. Dubovova, A. (2015), Psychological supportfor the training of young acrobats, jumpers at the stage of initial training, dissertation, Krasnodar.

4. Kuchugurova, A., Dubovova, A. and Parkhomenko, E. (2018), "Features of the relationship of procrastination and perfectionism in athletes of adolescence". Actual problems of physical culture, sports and tourism materials of the XII International Scientific and Practical Conference, Moscow, pp. 349-350.

5. Matveeva, O., Matveeva I., Matveeva L. and Romanov, D. (2018), "Modern assessment methods for inter-subject communications", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (163), pp. 200-203.

6. Matveeva, O., Matveeva, I., Matveeva, L. and Romanov, D. (2018), "Modern models of inter-subject communications", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (163), pp. 203-207.

7. Raspopova, A.S. (2012), Age features of the manifestation of perfectionism in sports, dissertation, Krasnodar.

8. Fomina, N. and Golubeva, V. (2012), "Features and psychological structure of the persistence of adolescent athletes", Bulletin of the peoples 'friendship university of Russia. series: Psychology and Pedagogy, No. 2. pp. 71-76.

Контактная информация: nastyg@bk.ru

Статья поступила в редакцию 18.12.2019

УДК 159.9.072

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КУРСАНТОВ ВОЕННО-ВОЗДУШНОЙ

АКАДЕМИИ

Илья Владимирович Полуян, начальник курса, Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, Воронеж; Николай Анатольевич Вареников, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Евгеньевна Попова,

кандидат биологических наук, доцент, Виктор Иванович Жердев, старший преподаватель, Воронежский государственный институт физической культуры

Аннотация

В настоящее время актуальным является профессиональный отбор, в основе которого лежат психологические особенности личности. Целью исследования явилось изучение личностных характеристик курсантов Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина г. Воронежа. В исследовании применяли опросники Ганса Айзенка, Кейрси, тесты на определение стиля мышления и различных видов тревожности. Показано, что будущие военнослужащие являются экстравертами с высоким уровнем нейротизма, сенсорики; средним уровнем предметного, символического мышления, креативности мышления, рациональности; низким общим уровнем агрессивности. Уровень образного мышления испытуемых ниже среднего, уровень символического

мышления средний или выше среднего. Исследование психологических особенностей личности курсантов позволяет соответствие типологических характеристик личности психологическому содержанию профессиональной деятельности.

Ключевые слова: военнослужащие, особенности личности, профессиограмма.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.424-428

PERSONAL CHARACTERISTICS OF AIR FORCE MILITARY ACADEMY CADETS

Ilya Vladimirovich Poluyan, the Head of the course, Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin, Voronezh; Nikolay Anatolievich Varenikov, the candidate ofpedagogical science, senior lecturer, Irina Evgenievna Popova, the candidate of biological science, senior lecturer, Viktor Ivanovich Zherdev, the senior teacher, Voronezh State Institute

of Physical Culture

Abstract

Currently, the professional selection is relevant, based on the psychological characteristics of the individual. The aim of the study was to study the personal characteristics of cadets of the Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin of Voronezh. The study used questionnaires by Hans Eysenck, Keirsey, tests to determine the style of thinking and various types of anxiety. The analysis of personal characteristics of cadets shows that future soldiers are extroverts with a high level of neurotism, sensory; the average level of objective, symbolic thinking, creativity of thinking, rationality; low overall level of aggressiveness. The level of figurative thinking of the subjects is below average, the level of symbolic thinking is average or above average. Research of psychological characteristics of the personality of cadets allows corresponding the typological characteristics of the personality to psychological content of professional activity.

Keywords: military personnel, personality traits, professiogram.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальной проблемой в деятельности военнослужащих является обеспечение высокой профессиональной работоспособности как одного из необходимых условий в решении специальных и боевых задач с высоким качеством. К людям данной профессии предъявляется повышенные требования как к состоянию здоровья, так и к психологическим качествам личности, лежащими в основе профессиональной надежности и поддержания адекватного нервно-эмоционального состояния [1, 2].

Известно, что одними из необходимых качеств личности военнослужащих являются порядочность, нравственность, патриотизм, организованность, наблюдательность, решительность, умение прогнозировать ситуацию, требовательность к себе и к людям, хорошая интуиция, умение разбираться в людях, справедливость, инициативность, умение быстро ориентироваться в обстановке, хорошая физическая и психическая выносливость, эмоциональная устойчивость, выдержанность и другие [3].

В настоящее время имеется не большое количество работ, которые раскрывают психологические особенности личности современного военнослужащего [1-3]. По этой причине целью исследования явилось изучение личностных характеристик курсантов Военно-воздушной академии имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина г. Воронежа.

ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом исследования явились 25 курсантов 3 курса Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина г. Воронежа.

Для оценки личностных характеристик испытуемых применяли опросники Ганса Айзенка, Кейрси, тесты на определение стиля мышления и различных видов тревожности.

Полученные данные обрабатывали общепринятыми методами вариационной статистики с оценкой достоверности различных эмпирических выборок по критерию Стьюдента (t-критерий).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При оценке интроверсии и экстраверсии, а также эмоциональной устойчивости личности при помощи опросника Ганса Айзенка показано, что 100% испытуемых имеют высокий уровень нейротизма (рисунок 1). Это указывает на то, что курсанты непредсказуемы в поведении, имеют сложности в эмоциональной саморегуляции, владении собой в трудных ситуациях. Данные качества могут снизить профессиональную эффективность.

Показано также, что испытуемые являются экстравертами (рисунок 1). Такие люди стремятся самореализоваться в профессии, получить общественное признание, они коммуникабельны, умеют извлекать уроки из сделанных ошибок, находить выход из трудной ситуации. Эти характеристики личности являются необходимыми для успешной профессиональной деятельности военнослужащих.

^ 100 80

Б Ё. 60

о л 40

* 8 40 я 20

0

Нейротизм

Экстраверт

Сенсорика

Рациональность

□ Высокий ■ Выше среднего □ Средний ■ Ниже среднего ■ Низкий Рисунок 1 - Некоторые психологические характеристики курсантов Военно-воздушной академии

С целью определения типичных способов поведения и личностных характеристик применяли опросник Кейрси. Установлено, что курсанты Военно-воздушной академии характеризуются высоким уровнем сенсорики, средним уровнем рациональности (рисунок 1). Полученные данные указывают на то, что будущие военнослужащие являются ответственными, открытыми, практичными людьми, исполняющими долг и соблюдающими порядок. У людей с подобными личностными характеристиками все четко распланировано и хорошо организовано. Такие люди очень прочно связаны с окружающей обстановкой, имеют исключительную способность организовывать обязательные мероприятия, детально руководствуясь правилами, соблюдают традиции. Указанные качества являются одними из основополагающих в профессии военнослужащего [2, 3].

^ 100 -

I 80 —

е

& 60 -

ы сп

ис 40

о в

ст 20

0

Вебральная Физическая Предметная Эмоциональная Аутоагрессия Общая

Высокий ■ Выше среднего □ Средний □ Ниже среднего □ Низкий Рисунок 2 - Выраженность различных видов агрессии у курсантов Военно-воздушной академии

При оценке уровня различных видов агрессии показано, что все испытуемые имеют средний уровень вербальной и физической агрессии, низкий уровень аутоагрессии (рисунок 2). 95% курсантов имеют уровень предметной агрессии и общей агрессивности ниже среднего. У 5% испытуемых выявлено средние значение указанных параметров. Полученные данные свидетельствуют о том, что курсанты Военно-воздушной академии характеризуются низким общим уровнем агрессивности, выраженным адаптивным поведением,

способны согласовывать интересы и требования с другими людьми.

Известно, что для профессии военнослужащего важным является мышление. С целью детального изучения различных видов мышления применяли оценки стилей мышления. Установлено, что для 90% испытуемых характерен средний уровень предметного, символического мышления и креативности (рисунок 3). Уровень образного мышления ниже среднего, уровень символического мышления средний или выше среднего. То есть у курсантов доминирующим способом переработки информации является знаковое мышление, при котором преобразование информации осуществляется при помощи умозаключений.

хО 100 -

и с

80 60

40 20

Предметное

Образное

Знаковое

Символическое

Креативность

□ Высокий □ Выше среднего □ Средний □ Ниже среднего ■ Низкий Рисунок 3 - Типы мышления курсантов Военно-воздушной академии

ВЫВОДЫ

1. Установлено, что курсанты Военно-воздушной академии являются экстравертами с высоким уровнем нейротизма и сенсорики.

2. Показано, что испытуемые характеризуются средним уровнем предметного, символического мышления, креативности мышления и рациональности. Уровень образного мышления испытуемых ниже среднего, уровень символического мышления средний или выше среднего.

3. Выявлен низкий общий уровень агрессивности что курсантов Военно-воздушной академии.

4. Исследование психологических особенностей личности курсантов позволяет соответствие типологических характеристик личности психологическому содержанию профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Методы оценки нервно-психической устойчивости военнослужащих / В.В. Белов, А.В. Корзунин, В.В. Юсупов, Д.В. Костин // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2014. - № 7. - С. 75-88.

2. Мачульская, И.А. Психологические особенности военно-профессиональной ориентации военнослужащих по призыву / И.А. Мачульская, Р.В. Беляев, В.Н. Машин // Территория науки. -2015. - № 2. - С. 40-46.

3. Новикова, Н.В. Психологические особенности личности военнослужащих Национальной Гвардии Российской Федерации / Н.В. Новикова, Е.А. Винарчик // Правовестник. - 2018. - № 3 (5). - С. 29-32.

REFERENCES

1. Belov, V.V., Korzunin, A.V., Yusupov, V.V. and Kostin, D.V. (2014), "Methods for assessing the neuropsychic stability of military personnel", Bulletin of the Leningrad State University of A.S. Pushkin, No. 7, pp. 75-88.

2. Machulskaya, I.A., Belyaev, R.V. and Mashin, V.N. (2015), "Psychological features of military-vocational guidance of military personnel on draft", Territory of Science, No. 2, рр. 40-46.

3. Novikova, N.V. and Vinarchik, E.A. (2018), "Psychological characteristics of the personality of servicemen of the National Guard of the Russian Federation", Legal bulletin, No. 3, рр. 29-32.

0

Контактная информация: nikolaj.varenikov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.12.2019

УДК 159.9

ОПЫТ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КОНСТРУКТОВ В ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ

ОВД

Евгений Валерьевич Саунин, Управление МВД России по Приморскому району, г. Санкт-

Петербург

Аннотация

В статье представлены отражены основные этапы проведения факторного анализа теоретических конструктов в области изучения ассертивности, предложенных различными авторами. В структуру разработки первичного опросника вошли описания ассертивности Дж. Вольпе, Дж. Смита, В. Каппони и др. Факторный анализ позволил выделить целый ряд факторов, имеющих отношение к понятию ассертивности, в том числе ранее не описанный фактор альтруизма.

Ключевые слова: деятельность, поведение, ассертивность, факторный анализ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.428-432

EXPERIENCE OF FACTOR ANALYSIS OF THEORETICAL CONSTRUCTS IN THE FIELD OF RESEARCH OF ASSERTIVE BEHAVIOR OF POLICE OFFICERS

Evgeny Valeryevich Saunin, the Department of the Ministry of internal Affairs of Russia in the

Primorsky district, St. Petersburg

Abstract

The article presents the main stages of the factor analysis of theoretical constructs in the field of assertiveness study proposed by various authors. The structure of the development of the primary questionnaire included descriptions of assertiveness of J. Volpe, J. Smith, V. Capponi and others. Factor analysis allowed identifying a number of the factors related to the concept of assertiveness, including the previously undescribed factor of altruism.

Keywords: activity, behavior, assertiveness, factor analysis.

Теоретический анализ в области исследования ассертивного поведения показал, что структурные особенности данного феномена в представлениях различных авторов отличаются значительной неоднородностью. Поэтому на этапе анализа проблемы ассертивности нами были подобраны блоки вопросов, которые в той или иной мере отражали различные стороны ассертивности [1, 2, 3, 4, 5, 6]. В первичный вариант опросника нами были включены 90 показателей, которые были описаны в различных теоретических работах как отечественных, так и зарубежных авторов. Первичные результаты факторного анализа по результатам составленного опросника, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Полная объясненная дисперсия факторных значений при первичном факторном анализе ^ (авторский опросник)__

Компонента Начальные собственные значения Суммы квадратов нагрузок извлечения

Итого % Дисперсии Кумулятивный % Итого % Дисперсии Кумулятивный %

1 10,331 10,331 10,331 10,331 10,331 10,331

2 5,167 5,167 15,498 5,167 5,167 15,498

3 4,686 4,686 20,184 4,686 4,686 20,184

4 3,894 3,894 24,078 3,894 3,894 24,078

5 3,585 3,585 27,662 3,585 3,585 27,662

6 3,494 3,494 31,156 3,494 3,494 31,156

7 3,174 3,174 34,330 3,174 3,174 34,330

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.