торого автором предвосхищается как негативная.
Удачные педагогические нарративы нередко служат предметом гордости автора и предлагаются им самим к обсуждению в кругу единомышленников, будучи дополнены, как правило, рассказом о реакции студентов. Гуманистически ориентированный преподаватель всегда имеет запас педагогических нарративов и может придать педагогическое звучание любой ситуации.
Литература
1. Розанов В.В. Сумерки просвещения. - М.,
1990.
2. Комлев Н.Г. Словарь новых иностранных
слов (с переводом, этимологией и толкованием). - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 144 с.
3. Брокмейер Й, Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы. // Вопросы философии. - 2000. - № 3.
4. Рашковский Е.Б. История и эсхатология
в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго»: философский комментарий // Вопросы философии. - 2000. - № 8.
5. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности (Опыт адогматического мышления) // Страницы истории философской мысли: Антология. Ч. III / Сост. А.А.Биневский, А.Г.Третьякова. - Владивосток, 2000.
6. Леонгард К. Акцентуированные личности // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Л. Романова. - М., 2000.
7. Бахтин М.М. Формальный метод в литературоведении. - М., 1982.
8. Мамардашвили М.К. О философии // Вопросы философии. - 1991. - № 5.
9. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. - М., 2000.
10. Лабыкина Е.Т., Трушина Л.Ф. Он зажигал сердца студентов (о профессоре Григории Николоевиче Ходалевиче) // Томский политехник. Журнал ассоциации выпускников ТПУ. - Томск: Изд-во ТПУ. - 1999. - Вып. 5. - С. 92-96.
В. СЕНАШЕНКО, Н. СЕНАТОРОВА
Аспирантура - не только время, отпущенное на написание кандидатской диссертации, но и важнейший этап в образовании выпускника высшей школы. Аспирантами становятся лишь те, кто проявил навыки творческого труда, обнаружил способность к самообразованию и склонность к научноисследовательской работе. Ученая степень кандидата наук, являясь показателем научной квалификации, должна оставаться степенью и образовательно-
Аспирантура как образовательная программа
го плана, поскольку присуждается не только по результатам защиты диссертационного исследования, но и освоения вполне определенного обязательного образовательного цикла и сдачи экзаменов [1].
Между тем в настоящее время аспирантура (адъюнктура) как форма послевузовского образования, к сожалению, превратилась в конвейер по изготовлению кандидатских диссертаций. Вопросы качества и уровня подготов-
ки научных и научно-педагогических кадров отошли на второй план. Поэтому необходимо именно сейчас определить цели аспирантуры как образовательного института в структуре послевузовского образования, главной задачей которого является углубление профессиональной подготовки аспирантов на базе регулярного, систематического обучения, формирование их как носителей новых научных подходов и концепций. Особую актуальность приобретают вопросы обновления методики и содержания послевузовского профессионального образования, связанные с переходом к наукоемким, информационным и другим современным образовательным технологиям. С введением многоуровневой структуры высшего профессионального образования возникает необходимость заново пересмотреть структуру и содержание аспирантской подготовки. Функционирование в нашей стране различных по срокам и назначению основных образовательных программ высшего профессионального образования предполагает развитие аспирантуры на основе соблюдения принципов непрерывности и преемственности с действующими образовательными институтами, реализующими основные и дополнительные образовательные программы различного уровня. Аспирантура вместе с магистратурой призвана решить задачу воспроизводства не только научных кадров, но также и преподавателей высшей школы на основе научнопредметной, психолого-педагогичес-кой и культурно-просветительской подготовки.
В результате проводимых в последнее десятилетие образовательных реформ в России сформировалась новая структура высшего профессионального образования, включающая как бы две образовательные подсистемы. Структурной основой первой по-пре-
жнему является перечень специальностей и специализаций, многие из которых ориентированы на практическую деятельность выпускника высшей школы; вторая опирается на перечень направлений высшего профессионального образования и магистерские программы, решая проблемы подготовки специалистов для научной и научнопедагогической деятельности. Отличия в целевом и содержательном наполнении направлений и специальностей высшего профессионального образования в значительной степени определяют характер взаимодействия данных образовательных подсистем, формируя его механизмы и устанавливая образовательный статус каждой из них.
Интенсивная университизация высшего профессионального образования в России стала одной из причин введения многоуровневой структуры высшего образования. Сегодня можно говорить о том, что основные образовательные программы по направлениям высшего профессионального образования (соответствующие степеням «бакалавр» и «магистр») все больше становятся базисом университетского образования, тогда как совокупность образовательных программ с квалификацией «дипломированный специалист» составляет структуру неуниверситетского образования. В дальнейшем идея многоуровневого послевузовского профессионального образования должна быть рассмотрена и применительно к аспирантуре. Очевидно, что выпускники высшей школы, освоившие различные основные образовательные программы, получают образование, отличающееся уровнем фундаментальности и степенью практической направленности. Однако закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливает порядок, в соответствии с которым в аспирантуру вузов, научных учреждений и дру-
гих организаций на конкурсной основе принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование разного уровня, то есть магистры, дипломированные специалисты и бакалавры.
Интересно оценить объемы научно-
исследовательской и образовательной составляющей в основных образовательных программах высшего профессионального образования. Сравнительный анализ показывает, что подготовка по специальностям высшего профессионального образования и программа
аспирантуры существенно различаются по научно-исследовательской составляющей - 7% и 86% соответственно. Это означает, что дипломированных специалистов высшая школа целенаправленно не готовит к обучению в аспирантуре. (Рис. 1).
По-другому складывается ситуация при подготовке по направлениям высшего профессионального образования. Последовательность образовательных программ бакалавра и магистра очевидным образом ориентирована на подготовку научных и научно-педагогических работников и составляет единое целое с аспирантурой. Эта последовательность характеризуется постепенным увеличением объема научно-исследовательской составляющей: 3%, 45% и 86% соответственно. (Рис. 2). Очевидно, что программа магистерской подготовки является основным звеном, обеспечивающим преемственность образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования.
Таким образом, практика работы высшей школы, сложившаяся в последние годы, требует уточнения порядка
Специалист 0,07 Аспирант 0,86
Специалист 0,93 Аспирант 0,14
Научно-исследовательская
составляющая
Специалист Аспирант
Категория обучающихся
Образовательная составляющая
1
0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0
Специалист
Аспирант
Категория обучающихся
Рис.1. Объемы научно-исследовательской и образовательной составляющих подготовки по специальностям ВПО по сравнению с аспирантурой
0
Бакалавр 0,03
Магистр 0,45
Аспирант 0,86
Бакалавр 0,97
Магистр 0,55
Аспирант 0,14
Рис.2. Объемы научно-исследовательской и образовательной составляющих подготовки по направлениям ВПО по сравнению с
аспирантурой
Научно-исследовательская составляющая
1 0.9-| 0,8 ° з 0,7 5 і 0,6- 6 2 « Я 0,5 (С ^ т ° 0,4 - 2 £ ю 0,3 - о К 0,2 -§ 01 0
Бакалавр Магистр Аспирант Категория обучающихся
1,2 - 0 £ 12 Ф Іі 0,8 -& 2 03 & 0,6- 1 £ ■= °,4- о £ 0,2- О СІ 0 Образовательная составляющая
Бакалавр Магистр Аспирант Категория обучающихся
приема выпускников вузов в аспирантуру и сроков освоения программы аспирантской подготовки. Обучение в аспирантуре может осуществляться как в очной, так и в заочной формах, причем обучение в аспирантуре государственных и муниципальных вузов не может превышать в очной форме трех лет, в заочной - четырех лет. Другими словами, для любого выпускника высшей школы, независимо от того, какую из основных образовательных программ он освоил, предлагается аспирантура с одинаковыми сроками обучения. Решение этой проблемы может
быть различным. Один из вариантов заключается в том, что про-должитель-ность аспирантуры может быть дифференцирована для различных категорий обучающихся. То есть выпускники высшей школы, освоившие одну из таких образовательных программ (длительностью четыре, пять или шесть лет), в аспирантуре могли бы иметь различную длительность обучения.
Следует учитывать также существенные отличия программ подготовки аспирантов по различным отраслям наук. И подобно тому, как высшее образование по разным направлениям и специальностям требует различных сроков обучения, так и аспирантура по разым специальностям научных работников могла бы иметь различную продолжительность. Поэтому, решая проблему продолжительности обучения в аспирантуре, следует учитывать как особенности специальности, так и характер основной образовательной программы высшего профессионального образования, освоенной поступающим в аспирантуру. При этом в
любом случае необходимо вносить соответствующие поправки в Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании и в Положение об аспирантуре и докторантуре.
В настоящее время с учетом отмеченных выше особенностей функционирования аспирантуры ведется разработка государственных образовательных стандартов послевузовского профессионального образования (ГОС ППО). Необходимость их разработки определена Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст.2, п.4 и др.).
Был подготовлен проект макета государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образовния, подробно обсужденный на совещании проректоров по научной работе вузов Минобразования России (29 марта 2000 г., Саранск) и утвержденный приказом Минобразования России от 11.04.2000 № 1062 «Об утверждении макета государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образовния по отраслям наук». В соответствии с утвержденным макетом были разработаны пилотные проекты
Таблица 1
Распределение научных специальностей в соответствии с наименованием ученой степени, присуждаемой при условии успешной защиты диссертации
Код и наименование отрасли наук Количество специальностей, по которым присуждается указанная ученая степень
В опорных группах В других группах Полное количество
01.00.00 Физико-мат. науки 35 47 82
02.00.00 Химические науки 15 29 44
03.00.00 Биологические науки 25 47 72
05.00.00 Технические науки 141 77 218
06.00.00 Сельскохозяйств. науки 19 23 42
07.00.00 Исторические науки 7 7 14
08.00.00 Экономические науки 6 4 10
09.00.00 Философские науки 8 2 10
10.00.00 Филологические науки 14 4 18
12.00.00 Юридические науки 11 8 19
13.00.00 Педагогические науки 7 4 11
14.00.00 Медицинские науки 44 26 70
15.00.00 Фармацевтические науки 2 1 3
16.00.00 Ветеринарные науки 7 13 20
17.00.00 Искусствоведение 6 3 9
18.00.00 Архитектура 3 1 4
19.00.00 Психологические науки 9 4 13
22.00.00 Социологические науки 5 4 9
23.00.00 Политические науки 3 2 5
24.00.00 Культурология 2 - 2
25.00.00 Геолого-минералог. науки 29 2 31
25.00.00 Географические науки 13 8 21
ГОС ППО по отраслям 05.00.00 Технические науки; 08.00.00 Экономические науки; 25.00.00 Науки о Земле (Геоло-го-минералогические науки), которые были подробно рассмотрены на зональных и региональных научно-методических совещаниях Северо-Западного, Центрального, Сибирского и Дальневосточного регионов, проходивших на протяжении 2-го и 3-го кварталов
2000 года.
Как основа для разработки государственных образовательных стандартов послевузовского профессионального образования берутся отрасли науки, по которым присуждается определенная ученая степень. Общее число различных наименований ученых степеней - 25 (физико-математические, химические, биологические, технические науки и т.д.). В структуре Номенклатуры специальностей научных работников для каждой отрасли наук имеется опорная группа специальностей. Но определенная ученая степень может присуждаться и по отдельным специальностям, относящимся к другим группам. Поэтому полное количество специальностей, относящихся к определенной отрасли наук, как правило, превышает количество специальностей опорной группы (см. табл. 1).
Это означает, что государственный образовательный стандарт послевузовского профессионального образования должен иметь рамочный характер, фиксируя высокий уровень академических свобод. Высшие учебные заведения и другие организации, имеющие лицензию на подготовку аспирантов (адъюнктов), самостоятельно разрабатывают и утверждают рабочую образовательную программу на базе основной образовательной программы подготовки аспирантов (адъюнктов) по соответствующей отрасли наук и примерного учебного плана.
На протяжении первого квартала
2001 года проведена серия межведомственных совещаний с Минздравом России, Минкультуры России, Мин-сельхозом России и МПР России с привлечением представителей Миннауки России, РАМН, РАН и РАСХН по согласованию проектов государственных образовательных стандартов послевузовского профессионального образования по соответствующим отраслям наук. Главным принципом, положенным в основу государственных образовательных стандартов послевузовского профессионального образования, является индивидуализация подготовки аспирантов прежде всего по содержанию программ обучения. Развитие образовательной составляющей в подготовке аспирантов должно стать основой для более тесного взаимодействия высшего и послевузовского профессионального образования.
Аналогично государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования государственные образовательные стандарты послевузовского профессионального образования определяют требования:
• к уровню подготовки, необходимой для освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта;
• к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования, к их содержанию;
• к условиям реализации основной образовательной программы подготовки аспирантов;
• к уровню подготовки выпускников, успешно завершивших обучение в аспирантуре, к итоговой аттестации выпускников.
Образовательная программа аспирантуры определяется государственным образовательным стандартом послевузовского профессионального образования. Срок ее реализации регламентируется государством и устанав-
Таблица 2
Структура образовательной и научно-исследовательской составляющих ГОС ППО
Индекс Вид деятельности и наименование дисциплины Трудоемкость в часах Форма отчетности
Структура образовательной составляющей ГОС ППО
Образовательнопрофессиональные дисциплины подготовки аспиранта (адъюнкта) 480
ОД.АФ.01 История и философия науки и образования (по отраслям 100 Кандидатский экзамен
ОД.АФ.02 Иностранный язык 100 Кандидатский экзамен
ОД.АФ.03 Специальные дисциплины отрасли и научной специальности, в том числе дисциплины по выбору аспиранта (адъюнкта) 280 Кандидатский экзамен
Учебно-методическая и педагогическая работа 600
ФД.А.00 Теоретическая подготовка в соответствии с Г осударственными требованиями для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" 500 В соответствии с Государственными требованиями для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы"
ПП.А.00 Педагогическая практика: Чтение пробных лекций Ведение семинаров Руководство лабораторными и практическими занятиями 100
Итого времени на освоение образовательной компоненты программы 1080 часов (20 недель)
Структура научно-исследовательской составляющей ГОС ППО
НИР.А.00 Научно-исследовательская работа - работа над диссертацией: Теоретическая работа Экспериментальная работа Публикация результатов научных исследований В соответствии с индивидуальным планом работы аспиранта (адъюнкта)
Итого времени на освоение научноисследовательской части программы 6048 часов (112 недель)
ливается одинаковым для всех аспирантов. Вторая составляющая обучения в аспирантуре - выполнение научных исследований. Ее продолжительность
должна зависеть от характера высшего профессионального образования аспиранта, а также от специфики научной специальности.
Как и прежде [1], в индивидуальный учебный план работы аспиранта входит сдача кандидатских экзаменов по истории и философии соответствующей отрасли наук, иностранному языку и специальности, а также выделяется время на начальную (в объеме ассистентского минимума) подготовку к педагогической деятельности в высшей школе. При этом программы первых двух экзаменов должны быть ориентированы на группу родственных специальностей, а возможно, и на более широкую образовательную область науки и техники. Что касается программы по специальности, то ее освоение должно было бы сопровождаться несколькими экзаменами, включая дисциплины не только научной специальности, но и научной отрасли.
В табл. 2 представлены структуры образовательной и научно-исследовательской составляющих ГОС ППО по отраслям наук.
Следует, однако, иметь в виду, что в настоящее время экспертные советы ВАК России ведут работу по созданию паспортов научных специальностей. Полный свод паспортов, дающих четкое описание каждой из 495 научных специальностей, по мнению главного ученого секретаря [2], повлечет за собой изменение программ кандидатского минимума.
Образовательный институт аспирантуры безусловно должен быть лицензируемым, с тем, чтобы качество подготовки специалистов было не ниже заданного государственным стандартом, обеспечивая тем самым успешное функционирование системы послевузовского образования.
Лицензирование образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования ведется федеральным органом управления профессиональным образованием. Предметом
лицензионной экспертизы является установление соответствия государственному образовательному стандарту послевузовского профессионального образования условий осуществления образовательного процесса: обеспеченности учебными площадями, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников, выполнения санитарных и технических норм.
Специального внимания требует вопрос о соотношении магистратуры и аспирантуры. Имеются в виду первые попытки определить требования к магистерской диссертации по аналогии с требованиями к кандидатской диссертации, а степень магистра воспринимать как ученую степень. При таком подходе сразу же возникает вопрос об избыточности числа ученых степеней в структуре высшего и послевузовского профессионального образования России и вытеснении аспирантуры магистратурой. В действительности степень магистра, как следует из государственных образовательных стандартов по направлениям высшего профессионального образования, - это академическая степень, фиксирующая прежде всего образовательный уровень выпускника высшей школы, направленность полученного им образования на исследовательскую и научно-педагогическую деятельность, а также наличие умений и навыков, свойственных начинающему научному работнику. Дальнейшее становление молодого специалиста предполагает обучение его в аспирантуре и подготовку кандидатской диссертации. Поэтому с введением магистратуры аспирантура приобретает дополнительный запас устойчивости, гарантирующий качество подготовки специалистов высшей квалификации.
При нынешней структуре высшего профессионального образования можно
было бы говорить о сопряжении магистратуры и аспирантуры. Так, результаты магистерских экзаменов по истории и философии соответствующей отрасли наук и иностранному языку засчитываются в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру, если в индивидуальном учебном плане магистранта были предусмотрены экзамены по этим предметам. Важное значение имеет решение вопросов преемственности магистерских программ и номенклатуры специальностей научных работников как для сокращения временных затрат при подготовке кандидатской диссертации, так и для более обоснованного принятия решений об открытии магистратуры и аспирантуры.
В аспирантуре предусмотрена возможность освоения образовательнопрофессиональной программы, обеспечивающей получение дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», если эта программа не была освоена в период обучения в магистратуре. В этом случае высшие учебные заведения, ведущие подготовку аспирантов, могут предоставить им возможность выполнения Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» путем реализации соответствующей образовательно-профессиональной программы, целью которой является комплексная психолого-педагоги-
ческая, методическая, социально-экономическая и информационно-технологическая подготовка к педагогической деятельности в высшем учебном заведении в соответствии с полученным высшим профессиональным образованием. Свидетельством усиления внимания со стороны Минобразования России к рассматриваемым вопросам является создание Научно-методического совета по вопросам совершенствования содержания, разработки учебно-методического сопровождения и нормативно-правового обеспечения подготовки преподавательских кадров для высших учебных заведений.
В заключение подчеркнем, что основным направлением дальнейшего совершенствования аспирантуры как ключевого звена в структуре послевузовского профессионального образования является прежде всего повышение качества подготовки научных и научно-педагогических кадров. При этом очень важно, чтобы была реализована возможность обновления содержания образования, развивались и укреплялись научные школы, совершенствовались организационные основы аспирантуры.
Литература
1. Справочник для поступающих в аспиран-
туру и соискателей ученой степени кандидата наук. - М., 1971.
2. Вузовские вести. №3, февраль 2001 г., с. 3.