БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Казакова, Е. Б. Возможности и перспективы российского ипотечного кредитования / Е. Б. Казакова // Российская юстиция. - 2011. - № 2. -С. 57-59.
2. http://www.realtypress.rU/anaIvtic/anaKl:ic 1 578.html.
3. Грушина, О. В. Жилищные вопрос РФ: решение в рамках новой экономической парадигмы /О. В. Грушина // Мир России. - 2011. -№2.-С. 125-141.
4. Ыф://\у\у\у.i-p-o-t-e-k-a.ru/ipoteka-v-2011 -godu.html (дата обращения: 06.12.2011).
5. http://damonev.ru/bank/ipotechnyi-kredit-то^ауа-зепчуа.рЬр (дата обращения: 06.12.2011).
6. http://ipotekada.com/ipoteka-dlva-voennych.html (дата обращения: 06.12.2011)
7. Новикова, В. Рынок ипотечного страхования в России, перспективы и тенденции / В. Новикова // Аналитический банковский журнал. -2011.-№3.-С. 38-43.
8. http://www.newsland.ru/news/detail/id/65673 21 (дата обращения: 06.12.2011).
Кочетков Иван Вячеславович, аспирант кафедры «Экономическая теория» УлГТУ. Подоляко Ирина Владимировна, студентка группы ФКд-41 УлГТУ.
УДК 331.556 (470) М. В. РЫБКИНА
АСПЕКТЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Рассмотрено привлечение и использование иностранных работников в Чувашской Республике.
Ключевые слова: безвизовый порядок въезда, привлечение и использование.
Количество разрешений (или квота) на привлечение и использование иностранных работников в стране ежегодно устанавливается на официальном уровне. Но мало кто знает, какие разрешительные документы должны подготовить и предоставить работодатели и иностранные граждане для осуществления трудовой деятельности.
Правовой режим трудовой деятельности временно пребывающих в РФ иностранцев зависит от того, прибыли ли они на территорию РФ в порядке, требующем получения визы, или в безвизовом порядке. В безвизовом режиме въезжать на территорию РФ имеют право граждане тех стран, с которыми у России заключены соответствующие соглашения.
По общему правилу, установленному п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ, работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, которое выдаётся в соответствии с Правилами выдачи разрешительных документов
квота, миграция, рабочая сила, разрешение на
Рыбкина М. В., 2012
для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации.
Кстати, разрешение на привлечение и использование иностранных работников является документом, подтверждающим право работодателя на привлечение и использование иностранных работников в Российской Федерации.
Для осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, въезжающим на территорию РФ в визовом режиме, работодателю необходимо оформить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. В разрешении на привлечение указываются такие сведения, как количество сотрудников, их должности, гражданство, а также территория или территории действия документа.
В условиях необходимости обеспечения приоритетности трудоустройства российских граждан квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в 2010 году была сокращена для Чувашской Республики в три раза и составляла 858 (за аналогичный период 2009 года (далее А1И11) - 2825 разрешений на работу. Процент использования квот по выдаче
разрешений на работу иностранным гражданам составил 71,8% (АППГ - 30,2%).
По состоянию на 1 января 2011 года в Чувашии 314 хозяйствующими субъектами используется труд 849 (АППГ - 621, +36,7%) иностранных работников, получивших разрешение на работу, что составляет 0,1% от общей численности занятого населения республики.
Из 849 иностранных работников 715 въехали в Россию в безвизовом порядке, также работодателями привлекались 134 временных трудовых мигрантов из стран с визовым порядком въезда в Российскую Федерацию. Хозяйствующим субъектам выдано 23 (АППГ -19, +21,1%) разрешения на привлечение и использование иностранных работников, для приглашения специалистов из стран с визовым порядком въезда в Российскую Федерацию.
Большая часть иностранных работников (41,7%) занята в промышленном производстве, 21% - в оптовой и розничной торговле, 15,8% -в строительстве, 5,5% - в сельском и лесном хозяйстве, 2,2% - на транспорте, 2,7% - в экономической и финансовой деятельности, 1,5% -в сфере услуг, 1,2% - в науке и образовании, 8,4% - в иных сферах.
Следует отметить, что абсолютное большинство иностранных работников, привлекаемых работодателями, - это граждане государств-участников СНГ. Из общей численности иностранных работников 45% составляют граждане Узбекистана. В республике использовался также труд иностранных работников из Таджикистана (15%), Армении (6%), Азербайджана (7,5%), Украины (8%), Молдовы (1,4%), Кыргызстана, Казахстана и Туркмении (по 0,2%), КНДР (12%) и других государств (4,5%).
Сотрудниками УФМС России по Чувашской Республике проводится информационно-разъяснительная работа среди работодателей и руководителей национально-культурных объединений по реализации положений Федерального закона от 19.05.2010 №86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу 1 июля 2010 года. За отчётный период выдано 260 патентов. Большая часть граждан, получивших патенты, это граждане Таджикистана (34,4%), Узбекистана (33,3%), Армении (12,0%) и Азербайджана (10,9%).
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года незначительные изменения претерпели показатели занятости иностранных
работников по видам экономической деятельности. Как и в истекшем году, наибольший процент иностранной рабочей силы трудоустроен на системообразующих предприятиях Холдинговой компании «Тракторные заводы», таких как ООО «Промтрактор-Промлит» и ОАО «Чебоксарский агрегатный завод». По состоянию на 1 января 2011 г. на этих предприятиях работают 177 (АППГ - 94, +88%) иностранных работников.
По состоянию на 1 сентября 2011 г. в республике 303 хозяйствующими субъектами используется труд 777 (АППГ - 791 - 1,8%) иностранных работников, получивших разрешение на работу. С целью привлечения квалифицированных специалистов из стран с визовым порядком въезда в РФ работодателям выдано 4 (АППГ -11) разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Количество выданных разрешений на работу иностранным гражданам снизилось на 23,5% (с 750 до 574), аннулированных разрешений на работу возросло на 10,3% (с 145 до 160).
Большая часть иностранных работников, 43,5%, занята в промышленном производстве, 18,1% - в оптовой и розничной торговле, 13,4% -в строительстве, 6,3% - в сельском и лесном хозяйстве, 3% - в сфере услуг, 3,2% - на транспорте, 12,5% - в иных сферах.
Действующим законодательством РФ предусматривается упрощённый порядок оформления разрешительных документов в отношении высококвалифицированных иностранных специалистов и порядок получения патента иностранными гражданами для осуществления трудовой деятельности у физических лиц.
К высококвалифицированным специалистам-иностранцам относятся лица, имеющие опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, размер выплачиваемой им в России зарплаты должен составлять не менее 2 млн руб. в год.
Выдача разрешений на работу и приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности будет осуществляться высококвалифицированным специалистам вне установленных квот. Срок рассмотрения ходатайства работодателя о привлечении таких иностранных специалистов предусматривается не более четырнадцати рабочих дней с момента поступления ходатайства в миграционную службу.
Для привлечения и использование иностранных работников, являющихся высококвалифицированными специалистами, не требуется получение работодателем разрешения на
привлечение. Предусматривается возможность осуществления трудовой деятельности в нескольких регионах по одному разрешению на работу. Причём, данной категории иностранцев разрешение на работу может быть выдано на срок до трёх лет. Высококвалифицированные специалисты и члены их семей могут получить вид на жительство, минуя стадию получения разрешения на временное проживание.
Рыбкина Мария Васильевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» УлГТУ.
УДК 658.336 В. В. ЕФИМОВ
ТРЕНИНГ - ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Одним из инструментов, позволяющим внести изменения в устоявшееся состояние в организации, является тренинг. Он поможет внедрить другую технологию, организовать работу с клиентами на принципиально новой основе, улучшить системы внутренней информации.
Ключевые слова: тренинг-интервенция, обучение персонала, развитие организации.
Многие компании долгие годы не меняют каждодневный порядок жизни, не задумываются, как они отстают от прогресса Очевидно, что им следует использовать новые организационные инструменты, в том числе тренинг.
В отличие от академического образования, тренинг предназначен не столько для передачи информации посредством лекций, сколько для практического освоения участниками новых идей, навыков, установок и отношений.
Тренинг полезен не только в организациях или малых отделах, но полезен и в высшей школе, и в отделах культуры предприятий.
Предполагается, что в результате менеджеры должны стать более эффективными в конкретных условиях их каждодневной деятельности. Тренинг может помочь им лучше осознать имеющийся опыт, дополнить старое знание новым видением и главное - сделать это понимание операционным, действующим в контексте реальности и приносящим результаты.
Задачи тренинга могут выходить на обучение отдельных сотрудников и касаться обучения компании в целом, освоения новых способов работы. В обучающих тренингах изменяются все участники, все узнают что-то новое и чему-то учатся.
©Ефимов В. В., 2012
Существуют два вида тренинга. Чем отличается первый тренинг от второго тренинга-интервенции? В организации первым тренингом является обучение персонала для повышения квалификации. У второго тренинг-интервенции инструментом является обучение для повышения эффективности организации.
Например, ключевые знания и информация первого тренинга принадлежат тренеру-преподавателю, а та же информация второго тренинг-интервенции принадлежит участникам. Разница в том, что эти же знания и информация не у одного тренера, а у целой группы работников, эффективно обученных.
Тренинг считается успешным, если все участники довольны. Во время тренинг-интервенции участники тоже учатся, но при этом изменяется сама организация, что и является основной целью [1]. Короче говоря, первый тренинг работает как повышение квалификации, а второй тренинг-интервенция работает на повышение эффективного тренинга. Второй тренинг более свободный, у него шире возможности принимать решения.
В результате кто-то может лишиться возможности хорошо жить за счёт других, кому-то придётся взять на себя дополнительную ответственность. И всё это будет успехом тренинг-интервенции, если пойдёт на пользу организации.