Научная статья на тему 'Аспекты современной физической культуры в философии Востока'

Аспекты современной физической культуры в философии Востока Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
183
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Гречко А.С., Торговкина Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспекты современной физической культуры в философии Востока»

стран как нечто готовое, как данное самой природой.

Формула всеобщего благополучия предполагает простую вещь: возможность каждому социально активному (участвующему в производстве) человеку полностью прожить хотя бы свою природой (или Богом) отпущенную жизнь. А для этого ему надо быть сытым, обутым, одетым, иметь нормальное жилье, возможность учиться, в меру работать и отдыхать, лечиться и т.п. Разумеется, если он сам стремится прожить жизнь полностью, не укорачивает ее какими-либо отклонениями или пристрастиями - всего лишь. Но это "всего лишь " предполагает одно простое условие - чтобы общество было не то чтобы богатым, а очень богатым. Вот где подлинная проблема возможности благополучия.

Таким образом, содержание и структура производства человеческого ресурса в сфере образования, как его основном источнике, задается технологическим и социально-культурным способом существования общности. Соответственно, управление образованием есть элемент экономического, политического и социального управления общностью в целом. Альтернативы российского образования, в первую очередь, высшего технического, определяются простым выбором - быть или не быть России одним из лидеров мирового материально-технического развития.

А. С. Гречко, Н. С. Торговкина АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ ВОСТОКА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Физическая культура составляет часть общей культуры человечества. Она представляет собой предельно широкую форму знания, связывающую специальные физкультурные знания со всей совокупностью знаний о природе, обществе и человеке.

Под физической культурой понимаются внутренние, присущие обществу организация и управление жизнедеятельностью на основе исторически складывающихся ценностей в соответствии с принципами целесообразности, удобства и красоты.

Именно поэтому на Востоке рукопашный бой был превращен в искусство с четкой классификацией, принципами и методами, с философской и морально - этической базой.

К восточным единоборствам необходимо подходить как к неотъемлемой части культурных традиций, столь же богатой как китайская архитектура и живопись, философия и литература (И.В. Оранский, 1990).

Актуальность исследования, на наш взгляд, заключается в необходимости вооружения ученых, специалистов, наиболее общими взглядами на природу человека, на возможности, пути и средства ее развития и совершенствования. Изучив иную культуру, мы глубже постигнем самих себя и собственные культурные ценности.

Целью настоящего исследования являлось определение влияния философии Востока на формирование и развитие физической культуры стран Востока и современного мира.

Цель исследования может быть достигнута путем решения следующих задач:

1. Проследить динамику отношений в странах Востока к здоровью и физическому развитию человека в историческом и философских аспектах;

2. Определить влияние философии Востока на развитие современных представлений о здоровье и физической культуре.

Проведенный анализ научной литературы позволил составить полное представление о здоровье человека (отношение к нему в разных странах), о влиянии философии Востока на развитие физической культуры.

И на Востоке, и на Западе здоровье всегда относилось к одной из важнейших добродетелей человека. Оно всегда способствовало полнокровной, счастливой, творческой деловой и умственной деятельности. «В здоровом теле - здоровый дух» - не стареющая истина. Она не только вечна, но и справедлива для любого уголка мира (А. А. Маслов, Г.К. Панченко, В.П. Фомин).

Здоровью посвящены труды таких величайших гениев науки и культуры как Абу Али Ибн Сина, Сократ, Г.В.Ф. Гегель, Гален, Джеймс Макричи и др. На Западе здоровье трактуется изначально как «правильная, нормальная деятельность организма».

Специальные дисциплины пытаются установить природу и значение здоровья и отвести ему подобающее место в плане бытия. В любом научном исследовании считается сама собой разумеющаяся мысль о том, что здоровье является если не отправной точкой и фундаментом в жизни любого организма, его «нормой», то, по крайне мере, важнейшей полезной функцией, определяющей полноту или своеобразный максимум его бытия.

В преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Однако любое определение здоровья, включая и это, не может претендовать на абсолютную точность. Кроме того, состояние здоровья не исключает наличия в организме еще не проявившегося болезнетворного начала, колебаний в самочувствии человека или даже некоторых отклонений от того, что рассматривается как

физиологическая норма. В связи с этим возникло понятие «практически здоровый человек»; под этим подразумевается, что наблюдающиеся в организме некоторые отклонения от нормы, не сказывающиеся существенно на самочувствии и работоспособности человека, не могут еще расцениваться как болезнь.

Что есть здоровье в себе и для себя? Что оно значит для здоровых людей? - оказывается для экспериментальных наук явно второстепенным. Эти вопросы могут заинтересовать в существующей культуре лишь философа, традиционно пытающегося постичь суть вещей. Почему, исторически признавая исключительную важность здоровья, мы до сих пор не пришли к рассмотрению его как способа фундамента культуры? Вот традиционные или «вечные» философские вопросы и отвечать на них приходится «вечно», то есть на уровне глобального нашего мировоззрения, где, кроме философии, обязательно есть место мифу и устремленный к полному благополучию воле, вере, религии (В.И. Столяров, В.М. Смолевский).

Отличие между западным и восточными подходами к концепции физического здоровья прекрасно определил Джеймс Макричи в своем труде «Цигун: повышение энергии человека». «Самым примечательным является то, что люди Запада имеют смутное понятие о том, что такое здоровье. Ни одно медицинское руководство не дает ответов на то, что означает термин «здоровье» и каковы его составляющие... Следуя логике западной медицины, здоровье можно определить лишь отсутствием клинического заболевания».

Китайский подход к проблеме является диаметрально противоположным. Сам вопрос ставится иначе. Когда человек болен, китайцы спрашивают: «Почему он не здоров?» Китайцы рассматривают понятие «здоровье» в комплексе «энергетической системы», так как энергетика занимает более важное место по сравнению с чисто физиологическими показателями организма. Энергетическая система принадлежит более высокому, управляющему уровню, содержащему информацию обо всех процессах, протекающих в организме. Именно разба-лансированность связей между энергетической системой и организмом приводит к заболеванию.

Восточные системы физических упражнений, дошедшие до нас из многовековой давности, являются уникальными, ибо несут в себе не только национальные традиции, но и колоссальный опыт поколений, который в наш век прагматизма, погони за сиюминутным успехом позволяет осмыслить более далеко идущие цели и предполагаемые результаты самосовершенствования. К примеру, китайское ушу, индийская хатха - йога возникли в русле религиозных, философских начал, достижений медицины. Неслучайно поэтому на уровне религиозного обряда утверждалась вера в полезность упражнений. На первом плане очень замет-

но стремление к ритуальности - строгому соблюдению правил, относящихся к регламенту занятий, вплоть до поклонов портретам учителей на стенах (Г.В. Попов, И.Б. Линдер, Г.К. Панченко, В. П. Фомин).

Древняя философия Китая в своей основе не концептуальна, не догматична, она гибка и вместо того, чтобы давить на сознание, как это делают многие западные философы, наоборот, высвобождает энергию души, открывает новые горизонты духовных странствий вглубь себя.

Восток склонен одухотворять любое человеческое действие, доводя его до вселенского уровня значимости. Любое мастерство священно: плотника и кузнеца, врача и кулинара, музыканта и художника. Поэтому ни у кого в Китае, Японии или Корее не вызывает удивления тот факт, что занимаясь боевым искусством (и только им одним) можно достичь святости, выйти за границы человеческого «Я». Достичь абсолютной непобедимости в соответствии с восточной традицией не значит истребить всех противников. Такая победа является временной, ограниченной, она не привлекает мудреца. Слиться с Путем мироздания, ощутить противника как часть самого себя - вот истинная победа.

Боевые искусства Китая являются социально - культурным феноменом, созданным китайской цивилизацией и не имеющим аналогов ни в какой другой культуре. Для Китая боевые искусства были всегда многофункциональны, в них философия не отделена от методов самообороны. Они являлись одновременно и духовной дисциплиной, и искусством самозащиты, способом социально - культурного воспитания и ритуальным видом спорта, системой психофизического тренинга и символической саморегуляцией человека в пространстве священных сил космоса.

Китайская культура, основываясь на глубоком почитании древности, где история воспринимается как передача духовных ценностей от первомудрецов к их потомкам, а затем к современникам, относит появление ушу за два тысячелетия до н.э., когда в первобытном обществе люди вели ожесточенную борьбу за выживание и охотились. Путем естественного отбора начали складываться способы оборонительной и наступательной техники с использованием рук, ног и простейших видов оружия. Это и стало прообразом того, что с течением времени, непрерывно развиваясь и совершенствуясь, ушу превратилось в уникальную культуру боевых искусств, со своими законами и правилами, литературой и театром, учебными заведениями и школами, поэзией и ритуалами.

Ушу как духовно - культурный феномен представляет собой широкий многофункциональный комплекс методов психофизического воздействия, сложившихся в Китае на ос-

нове техники ведения поединка, концепций ряда традиционных философских школ, включающих ритуальный, мистико-оккультный, боевой, оздоровительный, психорегулирующий и другие аспекты (А. А. Долин, В. А. Пронников, И.В. Оранский).

В единоборствах множество дорог, множество путей - одни занимаются оздоровительными системами, вторые - спортивными, третьи - прикладными. Но каким бы путем не шел человек, он все равно приходит к одной и той же цели - совершенству. И становится не только более сильным, но и более добрым, честным, вежливым, умным, понимающим. И человечным.

Результаты проведенного исследования позволяют предложить тренерам для работы с единоборцами следующие рекомендации по формированию устойчивого интереса к занятиям. При проведении тренировок следует уделять особое внимание основным положениям в восточных единоборствах:

1. Восточные системы физического воспитания направлены на гармонизацию и оптимизацию работы всех структур организма, что является существенным отличием от обычных спортивных и физкультурных занятий.

2. Занятия восточными единоборствами в значительной степени меняют мироощущение человека, корректируют его систему ценностных установок, что является обязательным условием повышения его мастерства.

3. Восточные системы физических упражнений являются уникальными, ибо несут в себе не только национальные традиции, но и колоссальный опыт поколений, который позволяет осмыслить более далеко идущие цели и предполагаемые результаты самосовершенствования.

4. Восточные единоборства - это не просто техника ведения невооруженного поединка, а уникальный, не имеющий аналогов равных путь физического, нравственного и духовного воспитания и совершенствования. Уникальность их заключается, прежде всего, в том, что каждый может найти в них что - то свое, что - то именно для себя, что полностью соответствует его физическим данным, состоянию здоровья, характеру и наклонностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.