Научная статья на тему 'Восточные оздоровительные системы как составная часть гармонического развития личности'

Восточные оздоровительные системы как составная часть гармонического развития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1552
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНЫЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / БОЕВЫЕ ИСКУССТВА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ГАРМОНИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шихшабеков Шихшабек Юсупович, Гаджиагаев Сираджудин Магомедович;, Чаптиев Багаутдин Салаутдинович

В статье рассматривается проблема эффективности использования восточных систем физического воспитания как средства физического, психического, нравственного формирования и гармонического совершенствования личности, которые в ходе своей эволюции накопили богатый арсенал физических упражнений, психофизических методов тренировок и морально-волевых кодексов, вызывающих высокий интерес у специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шихшабеков Шихшабек Юсупович, Гаджиагаев Сираджудин Магомедович;, Чаптиев Багаутдин Салаутдинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восточные оздоровительные системы как составная часть гармонического развития личности»

ВОСТОЧНЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ

СИСТЕМЫ

КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГАРМОНИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

©2012 щихшабеков Ш.Ю., Гаджиагаев С.М., Чаптиев Б.С.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматривается проблема эффективности использования восточных систем физического воспитания как средства физического, психического, нравственного формирования и гармонического совершенствования личности, которые в ходе своей эволюции накопили богатый арсенал физических упражнений, психофизических методов тренировок и морально-волевых кодексов, вызывающих высокий интерес у специалистов.

The article deals with the problem of the effective using of the oriental physical training systems, as a means of physical, psychic and the personality moral formation and harmonic perfection. During its evolution they accumulated a rich arsenal of physical exercises, phycho-physical methods of training and moral strong-willed codes which are of great interest for the specialists.

Ключевые слова: восточные системы физического воспитания, боевые искусства, физические качества, гармоническое

совершенствование.

Keywords: oriental physical training systems, martial arts, physical qualities, moral principles, harmonic perfection.

Восточные системы физического воспитания благотворно воздействуют на физическое здоровье человека, его психику и выработку нравственных принципов. Оздоровительный эффект указанных систем не вызывает сомнений у специалистов, поэтому они используются в настоящее время не только для профилактики ряда заболеваний, но и с целью коррекции уже наступивших отклонений в состоянии здоровья [6, 7].

В современной научной и научно-популярной литературе говорится об использовании ряда восточных систем физического воспитания в физическом развитии детей и подростков. Так, дзюдо входит составной частью в систему физического воспитания учащихся Японии, где уроки физического воспитания включают занятия гимнастикой, легкой атлетикой, танцами, плаванием и борьбой дзюдо. При этом специалисты отмечают, что занятия дзюдо вырабатывают дисциплинированность учащихся, учат взаимоуважению, воспитывают чувство справедливости, а также способствуют становлению духа и взаимного доверия. Особые требования к соблюдению этики борьбы дзюдо воспитывают выдержку, волю и все основные двигательные качества учащихся. Следует отметить

использование дыхательных упражнений и упражнений на расслабление мышц, которые являются неотъемлемыми составными частями воздействия на сознание человека. Выполняемые в простейшем виде, упражнения дзюдо подводят занимающихся к более высокому уровню нравственного совершенствования [4].

В литературе обоснована эффективность применения различных национальных систем физического воспитания молодежи. Однако вопросы применения восточных систем физического воспитания и оздоровления (куда входят и различные виды единоборств) представлены недостаточно в отечественной и зарубежной литературе. Вместе с тем известные специалистам данные указывают на то, что средства и методы этих систем, чрезвычайно эффективны для всестороннего воспитания человека, в том числе и учащихся общеобразовательной школы. Подходы, разработанные в разных системах оздоровления Востока, демонстрируют, что практически не существует болезней, которые не могли бы быть излечены выполнением тех или иных специальных упражнений [3], к которым можно отнести и дыхательные упражнения для лечения различных заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, и статические позы систем цигун и ушу для укрепления костно-мышечного аппарата [5]. Чрезвычайно важно, что воздействие восточных систем единоборств не ограничивается формированием физических качеств занимающихся, а распространяется на психику, нравственность и систему мировоззренческих взглядов, что достигается комплексным воздействием различных приемов в течение длительного периода обучения учеников.

Различные виды невооруженного и вооруженного поединка существовали практически у всех народов. Но собрать разрозненные приемы в стройную систему с четкой классификацией, принципами и методами, подвести под нее философскую и морально-этическую базу, сделать ее способом не только физического, но и нравственного, психологического совершенствования человека смогли только на Востоке [10]. Боевые искусства на Востоке, являясь частью воспитательного кодекса и образа жизни, служат развитию и становлению гармонически развитой личности. Именно там рукопашный бой превращен в искусство, требующее не слепого повторения давно установленных канонов, а осмысления, проникновения в каждое движение, что развивает у человека самые разные, порой абсолютно неожиданные способности и дает ему возможность полнее раскрыться, глубже познавать себя и окружающих, самореализоваться в любой области.

Другая очень сильная сторона восточных систем - это стремление к осознанию связи «внешнего» с «внутренним», иными словами, к осмыслению упражнения, пониманию того, что телодвижения являются видимым отражением процессов, происходящих во всем организме. Подчеркивается роль мышления, воли человека в процессе познания самого себя через физические упражнения.

Отсюда возникновение различных приемов саморегуляции психических состояний, дошедших до нас в форме психорегулирующей тренировки, аутогенной тренировки, медитации. В древних школах возникли также методики концентрации внимания при физических упражнениях на жизнедеятельности различных функциональных систем организма, приемы дыхания разного типа, способы регуляции степени мышечного напряжения, вплоть до максимального расслабления [11].

Китайская система ушу в общем виде представляет собой широкий комплекс психофизических методов воспитания личности на основе традиционных философских доктрин, методик ведения боя, врачевания, диетологии, ритмологии и морально-этических принципов. Продуманная система китайских школ ушу обеспечивала поддержание традиции

гармонического сочетания духовного и физического. Основное отличие ушу от обычного рукопашного боя или спортивного единоборства заключается в том, что передаются не только конкретные технические приемы, но и, самое главное, духовные основы и моральные принципы. Так, закон боевой морали знаменитого Шаолиньского монастыря - колыбели боевых искусств в Китае -формулировал основную цель занятий ушу как свободу от агрессии, укрепление тела и духа [12].

К числу ярких методических особенностей восточных боевых искусств можно отнести строгую регламентацию движений, вплоть до канонизации. В ушу добиваются особенно точных движений и поз многолетней тренировкой, в связи с чем воспитывается дисциплина движений, переносимая и в сферу общения учеников и учителей. Следует отметить как особенность сочетание чисто гимнастического метода дозированных воздействий с индивидуализацией нагрузки. Речь идет об индивидуальном темпе выполнения комплексов различной направленности, свободе выбора стиля и создании композиции упражнений [9].

В ходе своей эволюции восточные системы единоборств накопили богатый арсенал физических упражнений, психофизических методов тренировки и морально-нравственных кодексов, вызывающих высокий интерес у специалистов. Вместе с тем многие аспекты единоборств Востока остаются далеко не ясными в методическом плане, в плане трактовки педагогических подходов к воспитанию, развитию и обучению.

Из вышесказанного можно заключить, что восточные системы физического воспитания являются мощным средством гармонического совершенствования человека. Под этим термином объединены многочисленные направления и стили единоборств. В рамках данного феномена мировой культуры разработаны уникальные приемы воспитания практически всех навыков, позволяющих формировать гармонически развитую личность. Связь с законами природы, уважение к личности окружающих сопутствуют в этих системах умению физически защитить себя и окружающих от негативных воздействий внешней среды.

Краткое перечисление восточных систем физического воспитания человека показывает, что этот громадный пласт человеческой культуры необходимо внедрять в повседневную жизнь современного человека, подверженного различным негативным влияниям экологического, психического, нравственного характера. Особенно важно использовать полученные наработки для детей и подростков с их неокрепшим организмом, несформировавшейся психикой и нравственностью. Однако попытки найти сколько-нибудь адекватно адаптированную к условиям учебно-педагогического процесса общеобразовательной школы восточную систему физического воспитания не привели к положительному результату.

Вместе с тем изучение программ физического воспитания учащихся общеобразовательной школы, публикаций по различным проблемам физического воспитания учащихся [1, 2] показало следующее: структура систем физического воспитания школьников в разных странах мира отличается незначительно, основой всех систем физического воспитания является урочная форма занятий, при этом акцент делается на развитие двигательных качеств и освоение двигательных навыков. Цели физического воспитания в основном направлены на увеличение двигательного потенциала и частично затрагивают воспитание коллективизма, взаимопомощи, смелости. Формированию нравственных качеств внимание практически не уделяется, при этом практически отсутствуют элементы

восточных систем физического воспитания, имеющие оздоровительную направленность.

Нами были разработаны упражнения, включающие элементы восточных единоборств, с учетом возрастных особенностей школьников. В процессе исследования в некоторых школах Дербентского района проводились занятия по физической культуре с элементами восточных единоборств.

В ходе опытно-экспериментальной работы учителя средних школ Дербентского района применяли различные методы обучения: словесные (беседа, лекция, семинар, самостоятельная работа с книгой), наглядные (наблюдение, демонстрация, иллюстрация), практические (упражнение, лабораторная работа), проблемно-поисковые (сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция). Использовались методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности школьников: убеждение, дидактические игры (ролевые, деловые, драматизация), поощрение, порицание, создание ситуации успеха и др. Учителя обращались к методам контроля, самоконтроля (опросу, разнообразным письменным работам, тестам, зачету). Особенностью применения названных методов является то, что они планируются, реализуются и оцениваются учителем не только с точки зрения усвоения учащимися учебного материала, определенного образовательной программой, но и использования их в формировании гармонично развитой личности.

Проведенные исследования показали, что применение элементов восточных единоборств на уроках физической культуры оказывает благотворное влияние на формирование гармонически развитой личности, способствуют воспитанию в равной мере как физических, так и нравственных качества школьников.

Примечания

1. Анализ программ школьного физического воспитания в развитых капиталистических странах. Обзорная информация (Сост. Бондаревский Е. Я., Жарова Л. Б., Станиславская Е. Г., Якубова М. Е.). М., 1986. 20 с. 2. Бондаревский Е. Я., Кадетова А. В. О школьных программах по физической культуре // Физическая культура в школе. 1987. № 4. 32 с. 3. Бян Чжичжун. Оздоровительная система Хуашаньской школы дао // Жиньмень жибао. Арх. МО СССР, 1985. 4. Дзюдо (пер. с яп.) Иван Т., Кавамура Т., Канэко С. и др. М. : ФиС, 1980. 117 с. 5. Денейка К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. М. : ФиС, 1986. 64 с. 6. Дракон опускается на землю (Оздоровительные системы восточных боевых искусств) // сост. Т. Н. Киреева. М. : Сов. Спорт, 1992. 256 с. 7. Каштанов Н. А. Восточные единоборства как средство формирования нравственно-волевых качеств у подростков. Чебоксары : Изд-во «Калем», 2002. 8. Маслов А. А. УШУ: Традиции духовного и физического воспитания Китая. М. : Мол. гвардия, 1990. 80 с. 9. Музруков Г. Ушу принадлежит миру // Информ. бюллетень. Вып. № 1. М., 1989. С. 4-6. 10. Оранский И. В. Восточные единоборства. М. : Сов. Спорт, 1990. 80 с. 11. Попов Г. В., Сагоян О. А., Диденко В. В. УШУ. Путь к здоровью и гармонии. М. : Интерпринт, 1990. 128 с. 12. Ушу: Начало пути / автор-сост. С. А. Смоляков. Барнаул : Алтайское книжн. изд-во, 1990. 79 с.

Статья поступила в редакцию 06.10.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.