Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА EDTECH ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ВЕТЕРИНАРИЯ»'

АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА EDTECH ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ВЕТЕРИНАРИЯ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное образование / рынок EdTech / ветеринария / онлайн образование / корпоративное образование / квалификационные требования / additional education / EdTech market / veterinary sciences / online education / corporate education / qualification requirements

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.И. Савкин, А.И. Солодовник, И.Г. Паршутина, А.В. Амелина

Статья посвящена состоянию и перспективам развития отрасли образовательных технологий (EdTech) для дополнительного образования по специальности «Ветеринария». Повышение роли получения новых навыков в повышении квалификации в профессиональной деятельности работников в области ветеринарии связан с развитием современных технологий, в том числе цифровизация для животноводства, и обеспечением продовольственной безопасности. Определение особенностей дополнительного образования для отраслей агропромышленного комплекса позволяет сформулировать направления развития, ориентированные на современные требования экономики и сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE EDTECH MARKET FOR ADDITIONAL EDUCATION IN THE SPECIALTY "VETERINARY"

The article is devoted to the situation and prospects for the development of the educational technology industry (EdTech) for additional education in the specialty «Veterinary sciences». The increasing role of acquiring new skills in professional development of staff in the veterinary industry is associated with the development of modern technologies, including digitalization for animal husbandry, and ensuring food security. Determining the features of additional education for the branches of the agro-industrial complex allows us to formulate development directions focused on the modern requirements of the economy and agriculture.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА EDTECH ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ВЕТЕРИНАРИЯ»»

ЭКОНОМИКА АПК И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

УДК 378.046.4

АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА EDTECH ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО

СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ВЕТЕРИНАРИЯ»

В.И. Савкин, доктор экономических наук, доцент, директор института развития сельских территорий и дополнительного образования,

E-mail: educate1@orelsau.ru А.И. Солодовник, кандидат экономических наук,

главный специалист института развития сельских территорий и дополнительного образования,

E-mail: solodovnik. alexandra@yandex. ru И.Г. Паршутина, доктор экономических наук, профессор,

главный специалист института развития сельских территорий и дополнительного образования,

E-mail: parshutina@inbox.ru А.В. Амелина, кандидат экономических наук, зам. директора института развития сельских территорий и дополнительного образования,

E-mail: educate3@orelsau.ru Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина

Аннотация: Статья посвящена состоянию и перспективам развития отрасли образовательных технологий (EdTech) для дополнительного образования по специальности «Ветеринария». Повышение роли получения новых навыков в повышении квалификации в профессиональной деятельности работников в области ветеринарии связан с развитием современных технологий, в том числе цифровизация для животноводства, и обеспечением продовольственной безопасности. Определение особенностей дополнительного образования для отраслей агропромышленного комплекса позволяет сформулировать направления развития, ориентированные на современные требования экономики и сельского хозяйства.

Ключевые слова: дополнительное образование, рынок EdTech, ветеринария, онлайн образование, корпоративное образование, квалификационные требования

ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE EDTECH MARKET FOR ADDITIONAL EDUCATION IN

THE SPECIALTY "VETERINARY"

V.I. Savkin, Doctor of Economics, Associate Professor, Director of the Institute of Rural Development and Additional Education, A.I. Solodovnik, Candidate of Economy Science, Chief Specialist of the Institute of Rural Development and Additional Education

I.G. Parshutina, Doctor of Economics, Professor, Chief Specialist of the Institute of Rural Development and Additional Education

A.V. Amelina, Candidate of Economy Science, Vice director of the Institute of Rural Development and Additional Education,

Abstract: The article is devoted to the situation and prospects for the development of the educational technology industry (EdTech) for additional education in the specialty «Veterinary sciences». The increasing role of acquiring new skills in professional development of staff in the veterinary industry is associated with the development of modern technologies, including digitalization for animal husbandry, and ensuring food security. Determining the features of additional education for the branches of the agro-industrial complex allows us to formulate development directions focused on the modern requirements of the economy and agriculture.

Keywords: additional education, EdTech market, veterinary sciences, online education, corporate education, qualification requirements

Цифровизация сельского хозяйства создает условия для конкурентоспособности сельхоз товаропроизводителей, что вызвано техническими и технологическим инновациями для конкретной отрасли. Внедрение цифровых и инновационных технологий в деятельность сельхоз организаций сопровождается совершенствованием способов производства и управления, а их эффективность и производительность зависит от

уровня квалификации работника в области ветеринарии. Не только введение в практическую деятельность информационно -цифровых технологий, а также вопросы обновления навыков и распространение инновационного опыта [3, 7] вызывает потребность в расширении знаний и компетенций в профессиональной деятельности работников в области ветеринарии. По разным исследованиям цифровизация производства повлияет на рынок труда таким образом, что около 14% трудовых ресурсов экономики и общества придется поменять профессию (сферу деятельности) или приобретать новые навыки (повысить квалификацию / переобучиться). Поскольку цифровизация заключается не только в автоматизации производства или внедрение интернета вещей, а в большей степени трансформирует содержание профессиональной деятельности и бизнес-процессы. Все это требует новых подходов [4] к процессам получения новых компетенций. Компетенции характеризуют современную профессию и требования к способности выполнять определенные трудовые функции и профессиональные задачи. Технологии цифровой экономики позволяют использовать дистанционный онлайн формат без отрыва от производства. Существуют различные системы, которые направлены на решение проблемы в области повышения уровня знаний, навыков, а также формирования определенного спектра компетенций специалиста, в своем основном алгоритме использующие технологии виртуального симулятора [2]. По оценке Data Insight, траты на дополнительное онлайн-образование за последние 12 месяцев составили 226 млрд руб., а траты на дополнительное офлайн-образование за последние 12 месяцев составили 213,7 млрд руб. [6] Однако специфика аграрного производства с области ветеринарии требует очного формата и непосредственного проведения опытов и взаимодействия с животным миром. Например, на долю аудитории онлайн образования на производственные отрасли приходится порядка 5% (рисунок 1).

Источник: [6]

Рисунок 1. Доли аудиторий онлайн образования по категориям образовательных программ.

Пандемия COVID-19 и как ее следствие, улучшение цифровой образовательной инфраструктуры повлияла на рынок образовательных технологий (EdTech), сделав его наиболее инвестиционно привлекательным. Рынок EdTech является наиболее привлекательной индустрией для образовательных инвестиций, потому как в среднем рост его показателей достигает 17-25% в год [2]. Ускоренное развитие цифровых платформ, интернета вещей, инновационных технологий и методов в ветеринарии, и потребность в соответствующих навыках работников в области ветеринарии и ветеринарной медицины [5, 10]. На увеличение необходимости в получении новых навыков, знаний и компетенций в животноводстве и ветеринарии оказывает проблема антимикробной резистентности и меры по ее сдерживанию [11]. Наряду с повсеместным развитием онлайн образования, в том числе дополнительного, развиваются технологии, связанные с геймификацией, а также виртуальной СУЯ) и

ВЕСТНИК ТЕХНОСФЕРНОИ БЕЗОПАСНОСТИ И СЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ

№2(31), 2022

дополненной (А£.) реальностью. Такие технологии позволят расширить возможности для производственных отраслей получения дополнительного профессионального образования. Погружение в атмосферу определенной ситуации улучшает качество получения знаний. На рисунке 2 представлены преимущества онлайн образования, которые выделяют обучающиеся онлайн.

Источник: [6]

Рисунок 2. Преимущества, которые потребители выделяют в онлайн образовании (по данным опросов)

Однако необходимо учитывать инфраструктурное обеспечение сельских территорий [8] интернет связью и характеристики трудовых ресурсов по полу, возрасту, уровню образования (рисунок 3) для формирования практических компетенций при помощи информационно-цифровых технологий онлайн образования.

Ж.АНСКНИ

Образование

Возраст

19*14 гам .25-54 геди ГЩ5»

лег

И *Ь4Ш*«

СТСПСНЬ

| 0,7% ■ 1,4%

И

20,7%

Источник: [6]

Рисунок 3. Портрет потребителя онлайн-образования (по данным опросов)

Более широкое использование онлайн образования в высших учебных заведениях (рисунок 4) расширяет возможности для перспективного тренда - корпоративное обучение и распространение инновационного опыта научных учреждений и исследователей. На российском рынке за последние годы основными организациями в сфере EdTech являются: Mail Group, Яндекс, Сбер, Skyeng и Нетология. Практика дистанционного онлайн корпоративного образования позволит увеличить долю сотрудников, которые получили новые навыки, с сегодняшних 57% в среднем по организациям, приблизить долю среднего (59%) и малого бизнеса (46%) к показателям крупных организаций (83%). Образовательные организации, отвечая на запросы реального сектора, преследуют своей целью создавать бесшовную матрицу продуктов на всех уровнях образования: школьное, высшее, профессиональное, дополнительное [1].

Источник: [6]

Рисунок 4. (по данным опросов)

На основе анализа исследований [1, 6, 9] в области дополнительного образования, концепции образования на протяжении всей жизни нам представляется перспективным тренд на дистанционное онлайн корпоративное обучение в области ветеринарии. Также выделим следующие направления, которые будут востребованы в новой общественно-экономической ситуации после введения санкций. Разработка и распространение программ повышения квалификации небольшой продолжительностью и с небольшой стоимостью для обновления знаний и компетенций и дальнейшего понимания развития трудового потенциала кадров организации. Анализ состояния агропромышленного комплекса для создания образовательных программ с интерактивными элементами по востребованным направлениям. Управление индивидуальной образовательной траекторией кадрового пути работника в новой стратегии обучения приведет к производству гибких и адаптивных образовательных программ с инструментами создания учебных элементов и элементов оценки. Использование цифровых платформ и мобильных приложений для расширения бизнес модели клубов по подписке и распространение инновационных знаний и результатов научных исследований. Однако следует учитывать не только узкоспециализированную направленность дополнительного образования, еще и обучение для развития гибких навыков, которые также можно получать онлайн.

Исследование проведено в рамках тематического плана задания на выполнение ФГБОУ ВО Орловским ГАУ НИР по заказу Минсельхоза России за счет средств федерального бюджета в 2022 году, номер заявки 122070800030-1

Литература

1. Бойко Т.А., Иванов П.Д. Определение перспективных направлений развития Edtech. / Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции «Основные тенденции развития инновационного предпринимательства в реальном секторе экономики в эпоху цифровизации: вызовы и возможности», Москва: ИП Сафронов Р.А., 2021. С. 113-118

2. Бомбин А.Ю. Аспекты развития рынка Edtech: инновационные методики и инструменты преподавания в online-среде. / сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции «Национальные тенденции в современном образовании». Омск: изд-во Омская гуманитарная академия, 2021. С. 180-185

3. Ветеринарная санитария: учеб. пособие для СПО / Н. В. Сахно, В. С. Буяров, О. В. Тимохин [и др.]. -2-е изд., стер. - СПб.: Лань, 2021. -172 с.

4. Докальская В.К., Солодовник А.И. Социально-экономические особенности и региональные различия формирования трудовых ресурсов сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. 2022. №7. С. 28-31

5. Инструменты и оборудование в ветеринарной хирургии. История и современность: учебное пособие для вузов / Н.В. Сахно, Ю.А. Ватников, С.А. Ягников [и др.]; под общей редакцией Н.В. Сахно. 2-е изд., стер. Санкт-Петербург: Лань, 2021. 152 с.

6. Исследование российского рынка онлайн-образования. [Электронный документ] URL: https://netology.ru/edtech_research_2022

7. Основы ветеринарной санитарии: учебное пособие для вузов / Н. В. Сахно, В. С. Буяров, О. В. Тимохин [и др.]; Под общей редакцией Н. В. Сахно. - 3-е, стер. - Санкт-Петербург: Лань, 2021. - 172 с.

8. Савкин В.И., Паршутина И.Г., Гуляева Т.И., Богачев А.И., Солодовник А.И., Амелина А.В. Социально-экономическое развитие сельских территорий: федеральный и региональный аспекты: монография - Орел: изд-во ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, 2021. - 176 с.

9. Савкин В.И., Солодовник А.И. Роль дополнительного образования в стабилизации экономики и поддержке занятости населения / Приоритетные направления развития Орловской области, формирование предложений по стабилизации экономики и реализации мер проактивной поддержки занятости населения.: Сборник докладов научной конференции, г. Орел, 08 апреля 2022 год. - Орел: Изд-во Орловский ГАУ, 2022. - С. 35-38.

10. Шадская, А. В. Ветеринарная фармакология: учебник для спо / А. В. Шадская, Н. В. Сахно. - Санкт-Петербург: Лань, 2021. - 224 с.

11. Solodovnik A.I., Savkin V.I., Amelina A.V. The role of additional educational programs in the specialty "veterinary" for the staffing of the agro- industrial complex economy./ International Conference "Scientific research of the SCO countries: synergy and integration". April 20, 2022. Beijing, PRC. P. 57-63.

УДК 334.024

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АГРОБИЗНЕСА В РЕГИОНЕ

А.С. Волчёнкова, кандидат экономических наук, доцент Г.П. Зверева, кандидат экономических наук, доцент E-mail: a-erinskaya@yandex.ru Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина

Аннотация: данная статья посвящена актуальной проблеме ведения социально ответственного бизнеса, рассмотренной в аспекте функционирования субъектов агробизнеса в Орловской области, а также выявлению причин недостаточной социальной активности хозяйствующих субъектов в аграрном секторе и низкой эффективности от внедрения принципов корпоративной социальной ответственности в свою деятельность.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, агробизнес, хартия АПК, социальные программы, благотворительность, Орловская область.

CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY OF AGRIBUSINESS IN THE REGION

A.S. Volchenkova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor G.P. Zvereva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Orel State Agrarian University named after N.V. Parahina

Annotation: This article is devoted to the actual problem of conducting a socially responsible business, considered in the aspect of the functioning of agribusiness entities in the Oryol region, identifying the causes of insufficient social activity of economic entities in the agricultural sector and low efficiency from the implementation of the principles of corporate social responsibility in their activities.

Key words: corporate social responsibility, agribusiness, agro-industrial complex charter, social programs, charity, Oryol region.

На сегодняшний день неотъемлемой частью менеджмента организаций является достижение устойчивых размеров прибыли. Однако в современных условиях развития общества и экономики для большинства бизнес-единиц значительным резервом в этом направлении является ориентация системы управления в направлении устойчивого развития, которое предполагает охрану окружающей среды и заботу о благополучии будущих поколений потребителей. В рамках деятельности организации направление устойчивого развития реализуется за

28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.