Научная статья на тему 'КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АГРОБИЗНЕСА В РЕГИОНЕ'

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АГРОБИЗНЕСА В РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
корпоративная социальная ответственность / агробизнес / хартия АПК / социальные программы / благотворительность / Орловская область / corporate social responsibility / agribusiness / agro-industrial complex charter / social programs / charity / Oryol region

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.С. Волчёнкова, Г.П. Зверева

Данная статья посвящена актуальной проблеме ведения социально ответственного бизнеса, рассмотренной в аспекте функционирования субъектов агробизнеса в Орловской области, а также выявлению причин недостаточной социальной активности хозяйствующих субъектов в аграрном секторе и низкой эффективности от внедрения принципов корпоративной социальной ответственности в свою деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY OF AGRIBUSINESS IN THE REGION

This article is devoted to the actual problem of conducting a socially responsible business, considered in the aspect of the functioning of agribusiness entities in the Oryol region, identifying the causes of insufficient social activity of economic entities in the agricultural sector and low efficiency from the implementation of the principles of corporate social responsibility in their activities.

Текст научной работы на тему «КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АГРОБИЗНЕСА В РЕГИОНЕ»

3. Ветеринарная санитария: учеб. пособие для СПО / Н. В. Сахно, В. С. Буяров, О. В. Тимохин [и др.]. -2-е изд., стер. - СПб.: Лань, 2021. -172 с.

4. Докальская В.К., Солодовник А.И. Социально-экономические особенности и региональные различия формирования трудовых ресурсов сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. 2022. №7. С. 28-31

5. Инструменты и оборудование в ветеринарной хирургии. История и современность: учебное пособие для вузов / Н.В. Сахно, Ю.А. Ватников, С.А. Ягников [и др.]; под общей редакцией Н.В. Сахно. 2-е изд., стер. Санкт-Петербург: Лань, 2021. 152 с.

6. Исследование российского рынка онлайн-образования. [Электронный документ] URL: https://netology.ru/edtech_research_2022

7. Основы ветеринарной санитарии: учебное пособие для вузов / Н. В. Сахно, В. С. Буяров, О. В. Тимохин [и др.]; Под общей редакцией Н. В. Сахно. - 3-е, стер. - Санкт-Петербург: Лань, 2021. - 172 с.

8. Савкин В.И., Паршутина И.Г., Гуляева Т.И., Богачев А.И., Солодовник А.И., Амелина А.В. Социально-экономическое развитие сельских территорий: федеральный и региональный аспекты: монография - Орел: изд-во ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, 2021. - 176 с.

9. Савкин В.И., Солодовник А.И. Роль дополнительного образования в стабилизации экономики и поддержке занятости населения / Приоритетные направления развития Орловской области, формирование предложений по стабилизации экономики и реализации мер проактивной поддержки занятости населения.: Сборник докладов научной конференции, г. Орел, 08 апреля 2022 год. - Орел: Изд-во Орловский ГАУ, 2022. - С. 35-38.

10. Шадская, А. В. Ветеринарная фармакология: учебник для спо / А. В. Шадская, Н. В. Сахно. - Санкт-Петербург: Лань, 2021. - 224 с.

11. Solodovnik A.I., Savkin V.I., Amelina A.V. The role of additional educational programs in the specialty "veterinary" for the staffing of the agro- industrial complex economy./ International Conference "Scientific research of the SCO countries: synergy and integration". April 20, 2022. Beijing, PRC. P. 57-63.

УДК 334.024

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АГРОБИЗНЕСА В РЕГИОНЕ

А.С. Волчёнкова, кандидат экономических наук, доцент Г.П. Зверева, кандидат экономических наук, доцент E-mail: a-erinskaya@yandex.ru Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина

Аннотация: данная статья посвящена актуальной проблеме ведения социально ответственного бизнеса, рассмотренной в аспекте функционирования субъектов агробизнеса в Орловской области, а также выявлению причин недостаточной социальной активности хозяйствующих субъектов в аграрном секторе и низкой эффективности от внедрения принципов корпоративной социальной ответственности в свою деятельность.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, агробизнес, хартия АПК, социальные программы, благотворительность, Орловская область.

CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY OF AGRIBUSINESS IN THE REGION

A.S. Volchenkova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor G.P. Zvereva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Orel State Agrarian University named after N.V. Parahina

Annotation: This article is devoted to the actual problem of conducting a socially responsible business, considered in the aspect of the functioning of agribusiness entities in the Oryol region, identifying the causes of insufficient social activity of economic entities in the agricultural sector and low efficiency from the implementation of the principles of corporate social responsibility in their activities.

Key words: corporate social responsibility, agribusiness, agro-industrial complex charter, social programs, charity, Oryol region.

На сегодняшний день неотъемлемой частью менеджмента организаций является достижение устойчивых размеров прибыли. Однако в современных условиях развития общества и экономики для большинства бизнес-единиц значительным резервом в этом направлении является ориентация системы управления в направлении устойчивого развития, которое предполагает охрану окружающей среды и заботу о благополучии будущих поколений потребителей. В рамках деятельности организации направление устойчивого развития реализуется за

28

счет внедрения концепции корпоративной социальной ответственности, предполагающее их участие в решении вопросов развития своих сотрудников и условий их трудовой деятельности, общества в целом и охраны окружающей среды. Сторонники данной концепции управления утверждают, что в современных условиях она позволяет получить отложенный экономический эффект для самой организации.

В широком смысле, корпоративная социальная ответственность представляет собой добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, зачастую не связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определённого законодательного минимума и принятых в обществе этических норм. Это также ответственность перед деловыми партнёрами и сотрудниками, местными сообществами и населением в целом [1].

На сегодняшний день ни одна международная корпорация не реализует свою стратегию развития без использования принципов корпоративной социальной ответственности. Внутренняя система менеджмента в них выстраивается на целом комплексе программ социального развития своих сотрудников путем организации корпоративного образования (обучения), создания и реализации мотивационного социального пакета; грамотно выстроенной внутренней системе управления человеческими ресурсами, а также полным и добросовестным соблюдением обязательных социальных гарантий, предусмотренных государством. Кроме того, они стремятся задействовать весь спектр внешних инструментов данной концепции: благотворительность; спонсорство, государственно-частное партнерство, охрана окружающей среды; социальные инвестиции; волонтерство; социальный маркетинг; социальное предпринимательство. Для этих компаний корпоративная социальная ответственность - это эффективный инструмент конкурентной борьбы, а значит и «выживания» на мировом рынке. Это обосновывается тем, что любая организация в процессе своей деятельности взаимодействует не только со своими сотрудниками, покупателями и поставщиками, но и с государством, местными органами власти, местным сообществом и окружающей средой.

Таким образом, реализация принципов социально ответственного бизнеса позволяет:

- улучшать имидж организации и ее деловую репутацию;

- повышать инвестиционную привлекательность;

- удержать существующих и привлечь новых потенциальных клиентов;

- заключать наиболее выгодные контракты с бизнес партнёрами;

- уменьшать размер транзакционных издержек за счёт снижения административного сопротивления при заключении договоров;

- повышать производительность труда внутри организации;

- закреплять квалифицированных кадров на производстве и привлекать новых;

- повышать компетентность и профессионализм сотрудников и др.

Вместе с тем, в современной России руководство организаций, внедряющих в свою деятельность концепцию корпоративной социальной ответственности, особое внимание уделяет отношениям с работниками (обучение и профессиональное развитие, применение мотивационных схем оплаты труда, предоставление социального пакета, участие работников в принятии решений, поддержание внутренних коммуникаций) [2, с. 12] и не использует весь спектр внешних инструментов реализации социальной ответственности. Зачастую информация о ведении бизнесом таких направлений деятельности остается недоступной для заинтересованных пользователей.

По мнению некоторых исследователей «... в российских реалиях ведения бизнеса понимание КСО несколько деформировалось и фактически стало не добровольным, а обязательным условием заключение договоров. Внесение элементов социальной ответственности в соглашения о сотрудничестве, заключаемые между Правительствами областей и потенциальными инвесторами в аграрной сфере, зачастую носит принудительный характер и является обязательным условием их подписания» [3].

В 2004 году в России появилась добровольческая инициатива субъектов бизнеса (платформа для формирования корпоративной политики и практики) «Социальная хартия российского бизнеса». Основной ее целью является организация эффективного взаимодействия со всеми стейкхолдерами (акционерами, инвесторами, властными структурами, организациями работников и сообществом). Ее членами могли стать любые члены российского делового сообщества. Хартия в своем содержании предполагает определенный свод правил (принципов) ведения социально ответственного бизнеса, который внесет свой вклад в устойчивое развитие страны, экономическое процветание и социальное ее благополучие.

В сфере сельского хозяйства сложившаяся ситуация на рынке зерна привела к необходимости создания аналогичной инициативной группы сельскохозяйственных товаропроизводителей. По данным ФНС России до 2017 г., потери бюджета от «серых» экспортных операций с зерном и подсолнечным маслом ежегодно составляли и 65 млрд. руб., а по внутренним контрактам - более 100 млрд руб. [4]. Таким образом, в мае 2017 года была создана и подписана Хартия в сфере оборота сельскохозяйственной продукции (Хартия АПК). Ее миссия -«восстановление добросовестной конкуренции на всём сельскохозяйственном рынке и формирование нетерпимого отношения к компаниям, нарушающим налоговое законодательство РФ» [5].

Хартия предусматривает принятие ее участниками таких правил ведения бизнеса, как [5]:

- отказ от конкурентного преимущества за счет неуплаты налоговых платежей или участия в схемах организации незаконного возмещения НДС;

- стремление приобретать сельскохозяйственную продукцию непосредственно у сельхозпроизводителей, переработчиков, либо фирм-комиссионеров, а также у других добросовестных участников рынка;

- обязанность проявлять должную осмотрительность и добросовестность при выборе контрагента в случае приобретения сельскохозяйственной продукции у поставщиков, не являющихся производителями сельхозпродукции;

- заключение договоров непосредственно с компаниями перевозчиками или фирмами-посредниками, которые действуют по договору комиссии непосредственно по поручению или от лица перевозчика;

- прилагать все усилия, направленные на расширение списка участников, подписавших данную Хартию.

На сегодняшний день в Орловской области членами данной Хартии являются 104 производителя пищевой

и сельскохозяйственной продукции. Из них 31 представитель сельскохозяйственных организаций, производящих продукцию растениеводства, и 9 индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сельском хозяйстве (главы крестьянских фермерских хозяйств). При этом численность субъектов агробизнеса в области составляет: 547 сельскохозяйственных организаций и 1534 крестьянских (фермерских) хозяйства.

Другой не менее важным направлением корпоративной социальной ответственности является реализация социально значимых программ и ведение благотворительной деятельности. Это требует от хозяйствующих субъектов отвлечения получаемой чистой прибыли. Однако не все они имеют достаточный уровень обеспеченности финансовыми ресурсами. Так, по данным Росстата, количество убыточных организаций в отрасли сельское хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство составляла в 2019 году 21,4 % от общего числа организаций в данной сфере. Однако в 2020 году данный показатель снизился до 8,7%.

Кроме этого ситуация осложняется тем фактом, что отслеживание информации о социальной ответственности по субъектам агробизнеса является довольно затруднительным в силу отсутствия у большинства из них официальных сайтов и страниц в социальных сетях. Отдельная фрагментарная информация публикуется, как правило, в новостной ленте местными средствами массовой информации. Поэтому главное экономическое преимущество от внедрения в систему менеджмента концепции корпоративной социальной ответственности, которое вытекает из принципов открытости, доступности данной информации и наличия отчетности, теряет свою действенность. Такие сельскохозяйственные товаропроизводители не могут рассчитывать на повышение имиджа и доверия, формирование положительного мнения среди целевой аудитории потребителей, структур власти и широкой общественности и т.д. Большинство крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей имеют на своем производстве переработку и поставляют на потребительский рынок уже готовую продукцию. В современных условиях на продовольственном рынке данным видам продукции необходимо конкурировать за предпочтения потребителей. Не используя в своем арсенале имидж социально ответственного бизнеса, такие производители лишаются возможности за счет данной информации привлечь новых потенциальных потребителей, завоевать лояльность и приверженность уже существующих покупателей.

В качестве примера ведения социально ответственного агробизнеса и открытости информации по данному направлению можно рассмотреть следующие сельскохозяйственные организации.

В Орловской области активно ведет социально ответственный бизнес АО «Агрофирма Мценская» Мценского района, которая уделяет большое внимание развитию социальной сферы за счет оказания благотворительной помощи школам, больницам, домам ребенка, детским садам и другим организациям денежными средствами и собственной продукцией. Так, по данным опубликованным на официальном сайте организации расходы на благотворительность в 2020г. составили 2,89 млн.руб., в т.ч. Мценскому району, г.Мценску и сельским поселениям Мценского района - 1 729 тыс. руб [6].

При этом не меньшее внимание руководство АО «Агрофирма Мценская» уделяет внутренней корпоративной социальной ответственности. Помимо выполнения всех социальных обязательств, установленных коллективным договором организации, оказывается дополнительная материальная поддержка работников, реализуется программа предоставления им жилья, в том числе с возможностью его передачи в собственность. Так же руководство организации уделяет большое внимание непрерывному обучению своих сотрудников, направляя их на учебу за счет средств предприятия в высшие и средние учебные заведения. АО «Агрофирма Мценская» предоставляет детям своих сотрудников льготные путевки в летние лагеря. Так же реализуется пенсионная программа для бывших работников организации (постоянно оказывается материальная поддержка продукцией собственного производства, кормами для содержания животных и птицы в личных подсобных хозяйствах, услугами по вспашке и обработке огородов, ритуальными услугами).

В Колпнянском, Новодеревеньковском, Ливенском, Верховском, Краснозоренском, Свердловском, Троснянском, Глазуновском, Залегощенском районах Орловской области ведут свою деятельность сельскохозяйственные организации АО «Орёлагроюг» и ООО «Орёлагропром». Одним из приоритетных направлений для них является благотворительная деятельность путем создания Благотворительного фонда «Добро», основной целью которого является реализация программ социальной поддержки граждан и различных сельских учреждений. Благотворительная программа данной группы сельскохозяйственных организаций по выполнению социальных обязательств включает в себя:

И СЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ 2 ( h

- помощь детям дошкольных организаций, школам, гимназиям и социальным учреждениям (домам-ветеранов).

- адресная помощь малообеспеченным и многодетным семьям, а также участникам ВОВ (к празднику День победы).

- помощь сельским поселениям и бюджетным организациям по поддержке в реализации социальных программ.

- помощь приходам РПЦ в тех районах, где расположены отделения АО «Орёлагроюг» и ООО «Орёлагропром» [7].

ООО «Знаменский СГЦ» - организация в Орловской области, которая известна своей благотворительной и меценатской деятельностью. За время своего существования ею была оказана благотворительная помощь детским домам и социальным учреждениям области на сумму более чем 40 млн. рублей [8].

С целью активизации деятельности субъектов агробизнеса в Орловской области и распространению информации администрацией г. Орла с 2019 года проводится конкурс «Социальная ответственность агробизнеса Орловской области» по направлениям «Эффективное социальное партнерство» и «Социальный агросектор» в номинациях: «Крупный агробизнес» (с выручкой от 1 млрд руб. и более), «Средний агробизнес» (с выручкой от 120 млн. руб. до 1 млрд. руб.) и «Малый агробизнес» (с выручкой до 120 млн. руб.) [9]. В каждой номинации определяются три победителя. Конкурс основан на комплексной оценки индекса социальной ответственности агробизнеса. Данное мероприятие в значительной мере способствуют распространению положительной практики ведения социально ответственного бизнеса и его популяризации в сельском хозяйстве.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что на сегодняшний день, не все сельскохозяйственные организации и фермерские хозяйства в регионе могут внедрить в управление принципы корпоративной социальной ответственности из-за недостаточной доходности своей хозяйственной деятельности. Однако даже устойчивые в финансовом плане сельскохозяйственные организации, которые довольно активно осуществляют свою деятельность как в направлении внутренней, так и внешней социальной ответственности, в полной мере не доводят данную информацию до соответствующих стейкхолдеров. Это снижает эффективность ведения корпоративной социальной ответственности и лишает сельскохозяйственные организации всех экономических преимуществ при ее реализации.

Литература

1. Киварина М.В. Корпоративная социальная ответственность // Экономический журнал. 2011. №23. [Электронный ресурс] URL: http://cYberleninka.ru/article/n/korporativnaYa-sotsialnaYaotvetstvennost

2. Корпоративная социальная ответственность как фактор социально-экономического развития региона: монография / [О. Н. Бородина и др.] ; под общ. ред. Т. А. Лапиной. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2016. 130 с.

3. Огнивцева Е.С. Использование механизмов корпоративной социальной ответственности в агробизнесе зарубежных стран и их применение в России // Материалы Международной научно-практической конференции «Глобализация и аграрная экономика России: тенденции, возможные стратегии и риски» (Никоновские чтения-2011). [Электронный ресурс] URL: http://www.viapi.ru/download/2015/31294.pdf

4. Акопян О.А., Боженок С.Я., Веремеева О.В. и др. Риски финансовой безопасности: правовой формат: монография. отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. «ИЗиСП", "НОРМА", "ИНФРА-М", 2018. 150 с.

5. Хартия АПК URL: https://xn----7sbb4am3adqy8h.xn--80ai4af.xn--p1acf/

6. Официальный сайт АО «Агрофирма Мценская» URL: http://www.agrofm.ru/About Firma.html#bookmark2

7. Официальный сайт группы компаний ЗАО «Орёлинвестпром», АО «Орёлагроюг», ООО «Орёлагропром» URL: https://web.orelinvest.ru/blagotvoritelnaa-deatelnost

8. Официальный сайт ООО «Знаменский СГЦ» URL: http://www.nsgc.ru/novosti/228-znamenskii-sgts-organizoval-traditsionnye-novogodnie-blagotvoritelnye-aktsii

9. Официальный сайт Администрации города Орла URL: https://www.orel-adm.ru/ru/about/news/novosti/zavershaetsya-priyem-zaYavok-na-konkurs-sotsialnaYa-otvetstvennost-agrobiznesa-orlovskoy-oblasti/

10. Shestakov R.B., Yakovlev N.A., Zvereva G.P., Volchenkova A.S. Foresight of macro environment in agribusiness: dynamic relationships of food consumption and agricultural production (analysis of the relations between agricultural production and domestic consumption) В сборнике: Modern Trends in Agricultural Production in the World Economy. XVIII International Scientific and Practical Conference "Modern Trends in Agricultural Production in the World Economy". Кемерово, 2020. С. 102-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.