Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ ПУТЕМ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТАМИ ВЕТЕРИНАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ ПУТЕМ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТАМИ ВЕТЕРИНАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛИСТЫ ВЕТЕРИНАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / АНТИБИОТИКОРЕЗИСТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солодовник А.И., Скребнев С.А., Сахно Н.В., Шадская А.В.

Формирование экономики знаний в информационно цифровом обществе основывается на инновационных знаниях, технологиях, которые способствуют экономическому росту, обусловило актуальность исследования. Производство наукоемкой продукции и оказание конкурентоспособных знаниеёмких услуг в различных отраслях агропромышленного комплекса способны содействовать удовлетворению не только экономических, но кадровых, социальных и экологических целей, эпизоотического надзора и микробиологического мониторинга. Быстрое устаревание профессиональных знаний и высокая динамика создания и распространения инновационных знаний в сфере ветеринарии представляет собой противоречие и препятствие для развития кадрового потенциала специалистов ветеринарного направления. Информирование и получение дополнительных знаний и навыков в рамках дополнительного образования специалистов ветеринарного направления относительно проблемы распространения антибиотикорезистентности микроорганизмов и мерам по ее сдерживанию рассматривается как вопрос национальной безопасности. Востребованность дополнительного образования для увеличения человеческого капитала также связана с дефицитом высококвалифицированных кадров на рынке труда. Дополнительные компетенции и знания по этой проблеме способствуют снижению нецелесообразному и бесконтрольному использованию антибиотиков в практике ветеринарных специалистов. Распространение знаний и развитие международного сотрудничества в области предупреждения и ограничения антибиотикорезистентности микроорганизмов включают разработку не только программ и модулей в программах среднего профессионального и высшего образования, программ непрерывного образования, а также комплексных и целевых программ во взаимодействии с научным и образовательным сообществом. Для дальнейшего совершенствования системы непрерывного образования на протяжении карьерной траектории необходимо использовать новые методологические подходы с использованием принципов экономики знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солодовник А.И., Скребнев С.А., Сахно Н.В., Шадская А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING HUMAN POTENTIAL IN THE KNOWLEDGE ECONOMY BY OBTAINING ADDITIONAL EDUCATION BY VETERINARY SPECIALISTS

The formation of the knowledge economy in the information-digital society is based on innovative knowledge, technologies that contribute to economic growth, determined the relevance of the study. The production of science-intensive products and the provision of competitive knowledge-intensive services in various sectors of the agro-industrial complex can help meet not only economic, but also personnel, social and environmental goals, epidemiological surveillance and microbiological monitoring. The rapid obsolescence of professional knowledge and the high dynamics of the creation and dissemination of innovative knowledge in the field of veterinary medicine is a contradiction and an obstacle to the development of the human resources potential of veterinary specialists. Informing and obtaining additional knowledge and skills within the framework of additional education of veterinary specialists regarding the problem of the spread of antibiotic resistance of microorganisms and measures to contain it is considered as a matter of national security. The demand for additional education to increase human capital is also associated with a shortage of highly qualified personnel in the labor market. Additional competencies and knowledge on this issue help to reduce the inappropriate and uncontrolled use of antibiotics in the practice of veterinary specialists. The dissemination of knowledge and the development of international cooperation in the field of preventing and limiting antimicrobial resistance include the development of not only programs and modules in the programs of secondary vocational and higher education, continuing education programs, but also comprehensive and targeted programs in cooperation with the scientific and educational community. To improve further the system of lifelong education throughout the career trajectory, it is necessary to use new methodological approaches based the principles of the knowledge economy.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ ПУТЕМ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТАМИ ВЕТЕРИНАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ»

УДК / UDC 331.101.5:378.046.4

СОВЕ РШЕНСТВОВАНИЕ КАД Р ОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ ПУТЕМ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБ РАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТАМИ ВЕТЕ РИНА РНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

IMPROVING HUMAN POTENTIAL IN THE KNOWLEDGE ECONOMY BY OBTAINING ADDITIONAL EDUCATION BY VETERINARY SPECIALISTS

Солодовник А.И.*, кандидат экономических наук Solodovnik A.I.*, Candidate of Economy Science Скребнев С.А., кандидат ветеринарных наук, доцент Skrebnev S.A., Candidate of Veterinary Sciences, Associate Professor Сахно Н.В., доктор ветеринарных наук, профессор Sakhno N.V., Doctor of Veterinary Sciences, Associate Professor Шадская А.В., кандидат ветеринарных наук, доцент Shadskaya A.V., Candidate of Veterinary Sciences, Associate Professor ФГБОУ Во «Орловский государственный аграрный университет

имени Н.В. Парахина», Орел, Россия Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia *E-mail: solodovnik.alexandra@yandex.ru

Исследование проведено 6 рамках тематического плана задания на быполнение ФГБОУ ВО Орловским ГАУ НИР по заказу Минсельхоза России за счет средств федерального бюджета в 2022 году, номер заявки 122070800030-1

Формирование экономики знаний в информационно цифровом обществе основывается на инновационных знаниях, технологиях, которые способствуют экономическому росту, обусловило актуальность исследования. Производство наукоемкой продукции и оказание конкурентоспособных знаниеёмких услуг в различных отраслях агропромышленного комплекса способны содействовать удовлетворению не только экономических, но кадровых, социальных и экологических целей, эпизоотического надзора и микробиологического мониторинга. Быстрое устаревание профессиональных знаний и высокая динамика создания и распространения инновационных знаний в сфере ветеринарии представляет собой противоречие и препятствие для развития кадрового потенциала специалистов ветеринарного направления. Информирование и получение дополнительных знаний и навыков в рамках дополнительного образования специалистов ветеринарного направления относительно проблемы распространения антибиотикорезистентности микроорганизмов и мерам по ее сдерживанию рассматривается как вопрос национальной безопасности. Востребованность дополнительного образования для увеличения человеческого капитала также связана с дефицитом высококвалифицированных кадров на рынке труда. Дополнительные компетенции и знания по этой проблеме способствуют снижению нецелесообразному и бесконтрольному использованию антибиотиков в практике ветеринарных специалистов. Распространение знаний и развитие международного сотрудничества в области предупреждения и ограничения антибиотикорезистентности микроорганизмов включают разработку не только программ и модулей в программах среднего профессионального и высшего образования, программ непрерывного образования, а также комплексных и целевых программ во взаимодействии с научным и образовательным сообществом. Для дальнейшего совершенствования системы непрерывного образования на протяжении карьерной траектории необходимо использовать новые методологические подходы с использованием принципов экономики знаний.

Ключевые слова: дополнительное образование, специалисты ветеринарного направления, экономика знаний, кадровый потенциал, антибиотикорезистентность.

The formation of the knowledge economy in the information-digital society is based on innovative knowledge, technologies that contribute to economic growth, determined the relevance of the study. The production of science-intensive products and the provision of competitive knowledgeintensive services in various sectors of the agro-industrial complex can help meet not only economic, but also personnel, social and environmental goals, epidemiological surveillance and

microbiological monitoring. The rapid obsolescence of professional knowledge and the high dynamics of the creation and dissemination of innovative knowledge in the field of veterinary medicine is a contradiction and an obstacle to the development of the human resources potential of veterinary specialists. Informing and obtaining additional knowledge and skills within the framework of additional education of veterinary specialists regarding the problem of the spread of antibiotic resistance of microorganisms and measures to contain it is considered as a matter of national security. The demand for additional education to increase human capital is also associated with a shortage of highly qualified personnel in the labor market. Additional competencies and knowledge on this issue help to reduce the inappropriate and uncontrolled use of antibiotics in the practice of veterinary specialists. The dissemination of knowledge and the development of international cooperation in the field of preventing and limiting antimicrobial resistance include the development of not only programs and modules in the programs of secondary vocational and higher education, continuing education programs, but also comprehensive and targeted programs in cooperation with the scientific and educational community. To improve further the system of lifelong education throughout the career trajectory, it is necessary to use new methodological approaches based the principles of the knowledge economy.

Key words: additional education, veterinary specialists, knowledge economy, human potential, antibiotic resistance.

Введение. Потребность в новых компетенциях и знаниях возникает по мере того, как агроиндустрия 4.0 развивается во все более информационно-цифровом производстве. Становление экономики знаний как стратегический приоритет развития кадрового потенциала с целью инновационного развития экономики, в частности аграрного производства. Трансформация производственного пространства оказывает решающее влияние на дополнительное образование и образование на протяжении всей жизни. Принятие Стратегии предупреждения распространения антибиотикорезистентности микроорганизмов определяет государственную политику по предупреждению и ограничению распространения устойчивости микроорганизмов к противомикробным препаратам, химическим и биологическим средствам [1] и возникает необходимость информирования всех заинтересованных сторон. Увеличивается спрос на получение прогрессивных навыков и компетенций со стороны работодателей и специалистов, которые должны соответствовать возникающим и меняющимся профессиям, высокотехнологическому производству, требованиям к качеству продукции, экологическим и ветеринарным требованиям.

Условия, материалы и методы. М етодологической основой исследования выступили концепции человеческого капитала, системный и институциональный подходы. Теоретико-информационной базой послужили труды отечественных и иностранных ученых, которые рассматривали человеческий капитал как сложный механизм, имеющий различные уровни развития. При изучении публикаций применялись общенаучные методы: абстрактно-логические, экономико-статистический, сравнительный анализ и другие. Совершенствование человеческого капитала с помощью дополнительного образования позволяет применять навыки с соответствующими новыми технологиями [3]. Повышение качества образовательного процесса дополнительного обучения происходит за счет педагогического дизайна, оценки обучения, моделей, методов, стандартов, критериев, опосредованных технологиях. Аналитика цифровых стратегий в экономике знаний опирается на технологические, организационные факторы, также является важным элементом для прогнозирования обучения на протяжении всей жизни и получения инновационных знаний и навыков, в т.ч. специалистами ветеринарного направления.

Результаты и обсуждение. На этапе формирования экономики знаний в информационно-цифровом обществе технологии, инновации и наука имеют определяющее знание для развития отраслей экономики [2, 8]. Совокупность знаний и процессы их воспроизводства являются производительной силой общества и точками роста.

Придерживаемся определения, которое дает Ярушкина Е.А. «экономика знаний - это, прежде всего, система производства знаний, пользующихся

спросом, и управления знаниями» [9]. Действительно, доля сферы услуг в структуре экономики и ВВП России составляет более 50%, высокая доля занятых в этой сфере, рост внедрения и применения информационно-коммуникационных технологий и систем в экономике и обществе; становление сетевых отношений в разных сферах; развитие национальной инновационной системы и научных исследований; совершенствование инфраструктуры науки и знаний; рост затрат на образование и науку; увеличение доли специалистов со средним и высшим образованием в численности занятых.

Увеличивающаяся информатизация и цифровизация отраслей экономики сопровождается увеличением научной и знаниевой доли высокотехнологичного производства [11], что вызывает необходимость к непрерывному образованию во многих профессиях [10], повышает спрос на коммерческое применение знаний. Система управления знаниями в производственных отношениях претерпевает изменения не только под влиянием технологических трендов, а также введением профессиональных стандартов для видов экономической деятельности [6]. Отметим требования к профессионально-квалификационному составу специалистов в секторах экономики из исследований [5, 12], которые оказывают влияние на сферу дополнительного образования в следующих направлениях: возрастает стоимостной объем рынка формального и неформального онлайн образования, рост затрат на образование со стороны работодателей, увеличивается объем и виды образовательных услуг, в том числе сетевых форм, внедрение профессионалитета и дуального образования; что повышает конкуренцию между образовательными организациями. Отдельно отметим особую актуальность разработки специализированных программ на базе учебных и научных организаций по наблюдению за распространением резистентности к антибиотикам.

Предпринимательский сектор в экономике знаний предъявляет спрос на эффективные институты, реализующие высокое качество образования; коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности; высококачественный человеческий капитал в его широком определении [7], в том числе специалистов с креативным мышлением способных к производству инноваций и отраслевых знаний.

Рассмотрим статистические данные сферы образования, занятости:

- валовые коэффициенты выпуска специалистов (квалифицированных рабочих, служащих) с профессиональным образованием по выпуску бакалавров, специалистов и магистров с 28,8 в 2000 году увеличились до 62,3 в 2020 году, по выпуску специалистов среднего звена с 23,6 в 2000 году - до 36,8 в 2020 году;

- участие в непрерывном образовании населения в возрасте 25-64 лет в 2020 году составляет 43,2%, распределяется в сфере дополнительного образования 26,1%, самообразование 27,8%;

- участие в непрерывном образовании по статусу в составе рабочей силы в 2020 году из совокупности участников занятые составили 49,1%, безработные -31,5%, лица, не входящие в состав рабочей силы - 21,8%;

- участие в непрерывном образовании занятого населения в возрасте 25-64 лет по видам экономической деятельности: сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство 33,8%, из них в дополнительном - 20,1%, самообразовании - 20,0%;

- цели получения дополнительного образования населением в возрасте 2564 лет по месту проживания в 2020 году: среди сельского населения высокая доля приходится на получение новых знаний (44,0%) и достижение более высоких результатов работы (26,2%); среди городского населения - получение новых знаний (45,1%) и достижение более высоких результатов работы (27,9%);

- по источникам финансирования дополнительного образования населения в возрасте 25-64 лет в 2020 году: на долю работодателей относится 63,4%, в том числе на профессиональное обучение 48,8%, на программы дополнительного профессионального образования 76,3%, на дополнительные общеразвивающие программы 65,0%, на другое 14,3%;

- намерение участвовать в непрерывном образовании населения в возрасте 25-64 лет по статусу в составе рабочей силы в 2020 году: среди занятых не намерены участвовать в дальнейшем 79,0%, намерены участвовать в дальнейшем 21,0%; среди безработных не намерены участвовать в дальнейшем 76,1%, намерены участвовать в дальнейшем 23,9% [4].

Из этого следует, что при наличии институциональной среды, необходимой для развития и самореализации специалистов, не достаточно сформирована традиция обучения на протяжении всей жизни и мотивация, несмотря на высокий процент в цели дополнительного образования в получении новых знаний. Вместе с тем, стоит отметить острую необходимость в особом подходе к получению специалистами АПК специфических знаний определяющих государственную политику по предупреждению и ограничению распространения антимикробной резистентности.

В качестве ключевых направлений по совершенствованию программ дополнительного образования обеспечивающих подготовку специалистов ветеринарного направления можно выделить:

- формирование актуальных навыков и компетенций посредством включения разделов по экологическому и нормативно-правовому обучению, тематики по эпизоотической ситуации в регионах, по новым антимикробным средствам, современным научным методам обследования животных и их лечения;

- развитие интеграции с научно-исследовательскими учреждениями через осуществление учебно-научной исследовательской и проектной деятельности;

- интеграция образовательного процесса с практической направленностью, привлечение экспертов практиков;

- расширение перечня узконаправленных программ по конкретным направлениям в соответствии с обновленными профессиональными стандартами.

Выводы. В условиях экономики знаний происходят разнонаправленные процессы: непрерывно производятся и распространяются информация, технологии, изменения, готовность воспринимать и переосмысливать новые знания, соответствие изменяющихся компетенций и навыков квалификации, получение новых навыков и опыта, умение встраивать инновации в трудовые ценности. Таким образом, формируется новая концепция дополнительного образования с новыми методологическими подходами и формами, которая позволяет самоактуализироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда. Вовлекаются все заинтересованные стороны (государство, органы ветеринарных служб, экологического контроля, научное сообщество, фармацевтическая промышленность, специалисты ветеринарного направления) в процесс распространения знаний и получения навыков. Способность быстро адаптировать к переменам, результативность в реализации трудовых функций, способность генерировать инновации формирует новые требования к сфере дополнительного образования. Разработка и освоение новых образовательных программ с практической ориентированностью через современные технологии обучения и сетевые формы по ветеринарному направлению способно в современной России усилить кадровый потенциал страны и решить важную задачу по предупреждению распространения антимикробной резистентности.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Стратегия предупреждения распространения антимикробной резистентности в Российской Федерации на период до 2030 года / Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2045-р // URL: http://government.ru/docs/29477/.

2. Варавва М.Ю. Интеллектуальная основа экономики знаний. Актуальные проблемы экономической деятельности и образования в современных условиях // сборник научных трудов Тринадцатой М еждународной научно-практической конференции. Красноярск, 2018. С. 51-54.

3. Дежина И. Г. Дополнительное профессиональное образование для развития перспективных технологий: вклад вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2018; № 22(5). С. 22-31. DOI 10.15826/umpa.2018.05.046.

4. Индикаторы образования: 2022: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, О.А. Зорина [и др.]. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 532 с.

5. Кудина М.В., Сухарева М.А. Современное состояние сохранности образования в экономике // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 71. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-nepreryvnogo-obrazovaniya-v-ekonomike-znaniy.

6. Основы ветеринарной санитарии / Н.В. Сахно, В.С. Буяров, О.В. Тимохин [и др.]; Под общей редакцией Н.В. Сахно. 3-е, стер. Санкт-Петербург: Лань, 2021. 172 с.

7. Савкин В.И., Солодовник А.И. Роль дополнительного образования в стабилизации экономики и поддержке занятости населения // Приоритетные направления развития Орловской области, формирование предложений по стабилизации экономики и реализации мер проактивной поддержки занятости населения: сборник докладов научной конференции. Орел, 2022. С. 35-38.

8. Социально-экономическое развитие сельских территорий: федеральный и региональный аспекты / В.И. Савкин [и др.]. Орел: изд-во ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, 2021. 176 с.

9. Ярушкина Е.А. Сфера образования как первое подразделение экономики знаний // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2012. № 4 (111). С. 267-271.

10. Antonova N.V., Shmeleva Zh.N., Kozulina N.S. Lifelong learning as the way of modern personality development in Russia on the example of higher educational institution of technical and natural-scientific profile // Journal of Physics: Conference Series. 2020. № 1691. P. 012146. D0l:10.1088/1742-6596/1691/1/012146.

11. Savkin V.I., Parshutina I.G., Solodovnik A.I. Institutional-economic conditions and social-labor relations in the strategy for the development of the agro-industrial complex of Russia // Bulletin of agrarian science. 2022. № 3. Pp. 140-146.

12. Chaudhari V., Murphy V., Littlejohn A. The Educational Intelligent Economy - Lifelong Learning -A Vision for the Future, Jules, T.D. and Salajan, F.D. (Ed.) The Educational Intelligent Economy: Big Data, Artificial Intelligence, Machine Learning and the Internet of Things in Education (International Perspectives on Education and Society, Vol. 38), Emerald Publishing Limited, Bingley. 2019. Pp. 109-126. https://doi.org/10.1108/S1479-367920190000038007.

REFERENCES

1. Strategiya preduprezhdeniya rasprostraneniya antimikrobnoj rezistentnosti v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda / Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 25 sentyabrya 2017 g. № 2045-r // URL: http://government.ru/docs/29477/.

2. Varavva M.Yu. Intellektual'naya osnova ekonomiki znanij. Aktual'nye problemy ekonomicheskoj deyatel'nosti i obrazovaniya v sovremennyh usloviyah // sbornik nauchnyh trudov Trinadcatoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnoyarsk, 2018. S. 51-54.

3. Dezhina I. G. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie dlya razvitiya perspektivnyh tekhnologij: vklad vuzov// Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2018; № 22(5). S. 22-31. DOI 10.15826/umpa.2018.05.046.

4. Indikatory obrazovaniya: 2022: statisticheskij sbornik / N.V. Bondarenko, L.M. Gohberg, O.A. Zorina [i dr.]. M.: NIU VShE, 2022. 532 s.

5. Kudina M.V., Suhareva M.A. Sovremennoe sostoyanie sohrannosti obrazovaniya v ekonomike // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik. 2018. № 71. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-nepreryvnogo-obrazovaniya-v-ekonomike-znaniy.

6. Osnovy veterinarnoj sanitarii / N.V. Sahno, V.S. Buyarov, O.V. Timohin [i dr.]; Pod obshchej redakciej N.V. Sahno. 3-e, ster. Sankt-Peterburg: Lan', 2021. 172 s.

7. Savkin V.I., Solodovnik A.I. Rol' dopolnitel'nogo obrazovaniya v stabilizacii ekonomiki i podderzhke zanyatosti naseleniya // Prioritetnye napravleniya razvitiya Orlovskoj oblasti, formirovanie predlozhenij po stabilizacii ekonomiki i realizacii mer proaktivnoj podderzhki zanyatosti naseleniya: sbornik dokladov nauchnoj konferencii. Orel, 2022. S. 35-38.

8. Social'no-ekonomicheskoe razvitie sel'skih territorij: federal'nyj i regional'nyj aspekty / V.I. Savkin [i dr.]. Orel: izd-vo FGBOU VO Orlovskij GAU, 2021. 176 s.

9. Yarushkina E.A. Sfera obrazovaniya kak pervoe podrazdelenie ekonomiki znanij // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5: Ekonomika. 2012. № 4 (111). S. 267-271.

10. Antonova N.V., Shmeleva Zh.N., Kozulina N.S. Lifelong learning as the way of modern personality development in Russia on the example of higher educational institution of technical and natural-scientific profile // Journal of Physics: Conference Series. 2020. № 1691. P. 012146. DOI:10.1088/1742-6596/1691/1/012146.

11. Savkin V.I., Parshutina I.G., Solodovnik A.I. Institutional-economic conditions and social-labor relations in the strategy for the development of the agro-industrial complex of Russia // Bulletin of agrarian science. 2022. № 3. Pp. 140-146.

12. Chaudhari V., Murphy V., Littlejohn A. The Educational Intelligent Economy - Lifelong Learning -A Vision for the Future, Jules, T.D. and Salajan, F.D. (Ed.) The Educational Intelligent Economy: Big Data, Artificial Intelligence, Machine Learning and the Internet of Things in Education (International Perspectives on Education and Society, Vol. 38), Emerald Publishing Limited, Bingley. 2019. Pp. 109-126. https://doi.org/10.1108/S1479-367920190000038007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.