Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ'

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ДОРОЖНАЯ КАРТА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / БАЗА ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каракозова Ирина Викторовна, Прохорова Юлия Сергеевна

Введение. Если высшее профессиональное образование можно отнести к стратегическому развитию специалистов строительной отрасли, поскольку в период обучения закладывается начальная база профессиональных знаний, умений, навыков, то дополнительное профессиональное образование (ДПО) представляет собой тактическое решение вопросов получения специализированных знаний, умений и навыков, которые требуются специалисту в данный момент времени для решения поставленных профессиональных задач. Современный тренд в рамках информационного общества - это концепция непрерывного образования на протяжении всей жизни с учетом возможностей и потребностей специалиста строительной отрасли. Непрерывное образование направлено на обеспечение прав человека: на свое развитие, смены вида деятельности, профессии. Развитие системы непрерывного образования специалистов строительной отрасли выступает в качестве важнейшего направления инновационного развития образовательной деятельности. Для этого необходима гибкая система инструментов, форм, методов, моделей, учитывающих организационные, экономические, цифровые и инновационные изменения, способствующие повышению качества образования. Результаты проведенных исследований показали, что развитие системы ДПО столкнулось с рядом проблем объективного и субъективного характера из-за отсутствия отдельных организационных преобразований, учитывающих современные потребности рынка. Материалы и методы. Применены системный подход, общетеоретические методы познания (анализ, синтез, аналогия, обобщение, сопоставление, сравнение и др.), а также графическое моделирование. Результаты. Приведен подход, дополняющий российскую экономическую теорию методикой определения результативности внедрения управленческих решений по процессу инновационного развития системы ДПО и позволяющий проводить оценку способности данной образовательной системы адаптироваться к условиям динамично меняющегося рынка труда. Выводы. Проведенный анализ доказывает, что эффективное развитие организационных отношений управления имеет особую значимость и может быть реализовано на основе научно обоснованного алгоритма, который позволит в конечном итоге повысить экономическую эффективность и управляемость системы ДПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каракозова Ирина Викторовна, Прохорова Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION FOR SPECIALISTS OF THE CONSTRUCTION INDUSTRY

Introduction. If higher professional education can be attributed to the strategic development of specialists in the construction industry, since during the training period they lay the initial base of professional knowledge, skills, skills, then additional professional education is a tactical solution to the issues of obtaining specialized knowledge, skills and abilities that a specialist needs at a given time to solve professional tasks. The modern trend within the information society is the concept of lifelong learning, taking into account the capabilities and needs of a specialist in the construction industry. Continuing education is aimed at ensuring human rights: on their development, changing the type of activity, profession. The development of the system of continuous education of specialists in the construction industry acts as the most important direction of innovative development of educational activities. This requires a flexible system of tools, forms, methods, models that take into account organizational, economic, digital and innovative changes that contribute to improving the quality of education. The results of the conducted research have shown that the development of the system of additional professional education has faced a number of problems of an objective and subjective nature due to the lack of separate organizational transformations that take into account the modern needs of the market. Materials and methods. A systematic approach, general theoretical methods of cognition (analysis, synthesis, analogy, generalization, comparison, comparison, and others), as well as graphical modeling. Results. An approach is presented that complements the Russian economic theory with a methodology for determining the effectiveness of implementing management decisions on the process of innovative development of the system of additional vocational education, and allows assessing the ability of this educational system to adapt to the conditions of a dynamically changing labor market. Conclusions. The analysis proves that the effective development of organizational management relations is of particular importance and can be implemented on the basis of a scientifically based algorithm that will ultimately improve the economic efficiency and manageability of the system of additional vocational education.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / RESEARCH PAPER УДК 37:69

DOI: 10.22227/1997-0935.2022.8.1085-1095

Инновационное развитие системы дополнительного профессионального образования для специалистов строительной отрасли

Ирина Викторовна Каракозова1'2, Юлия Сергеевна Прохорова2

1 Научно-исследовательский аналитический центр (НИАЦ); г. Москва, Россия;

2 Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

(НИУ МГСУ); г. Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Введение. Если высшее профессиональное образование можно отнести к стратегическому развитию специалистов строительной отрасли, поскольку в период обучения закладывается начальная база профессиональных знаний, умений, навыков, то дополнительное профессиональное образование (ДПО) представляет собой тактическое решение вопросов получения специализированных знаний, умений и навыков, которые требуются специалисту в данный момент времени для решения поставленных профессиональных задач. Современный тренд в рамках информационного общества — это концепция непрерывного образования на протяжении всей жизни с учетом возможностей и потребностей специалиста строительной отрасли. Непрерывное образование направлено на обеспечение прав человека: на свое развитие, смены вида деятельности, профессии. Развитие системы непрерывного образования специалистов строительной отрасли выступает в качестве важнейшего направления инновационного развития образовательной деятельности. Для этого необходима гибкая система инструментов, форм, методов, моделей, учитывающих организационные, экономические, цифровые и инновационные изменения, способствующие повышению качества образования. Результаты проведенных исследований показали, что развитие системы ДПО столкнулось п т с рядом проблем объективного и субъективного характера из-за отсутствия отдельных организационных преобразо- к ^ ваний, учитывающих современные потребности рынка. _ к

Материалы и методы. Применены системный подход, общетеоретические методы познания (анализ, синтез, ана- ф М логия, обобщение, сопоставление, сравнение и др.), а также графическое моделирование. М ^

Результаты. Приведен подход, дополняющий российскую экономическую теорию методикой определения результа- С »< тивности внедрения управленческих решений по процессу инновационного развития системы ДПО и позволяющий ^ I проводить оценку способности данной образовательной системы адаптироваться к условиям динамично меняюще- о М гося рынка труда. ^ 2

Выводы. Проведенный анализ доказывает, что эффективное развитие организационных отношений управления < 9 имеет особую значимость и может быть реализовано на основе научно обоснованного алгоритма, который позволит о 7 в конечном итоге повысить экономическую эффективность и управляемость системы ДПО. 0 0

1 3

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: система образования, дополнительное профессиональное образование, обучение взрослых, 0 5 дорожная карта, инновационное развитие, организационные изменения, база данных 2 р

о 0

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Каракозова И.В., Прохорова Ю.С. Инновационное развитие системы дополнительного ^ 2 профессионального образования для специалистов строительной отрасли // Вестник МГСУ 2022. Т. 17. Вып. 8. о М С. 1085-1095. DOI: 10.22227/1997-0935.2022.8.1085-1095 о СЛ

Автор, ответственный за переписку: Юлия Сергеевна Прохорова, eshly.06@mail.ru.

Innovative development of the system of additional professional education for specialists of the construction industry

Moscow, Russian Federation

< П

n M n g

r 6 t ( an

CD CD

Irina V. Karakozova1,2, Yulia S. Prokhorova2 0 T

1 Scientific Research Think Tank; Moscow, Russian Federation; c |

2 Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU);

¡1

<D

■4

. DO

I T

ABSTRACT s y

Introduction. If higher professional education can be attributed to the strategic development of specialists in (D DD the construction industry, since during the training period they lay the initial base of professional knowledge, skills, skills, 00 00 then additional professional education is a tactical solution to the issues of obtaining specialized knowledge, skills and abilities that a specialist needs at a given time to solve professional tasks. The modern trend within the information society 2 2 is the concept of lifelong learning, taking into account the capabilities and needs of a specialist in the construction industry. 2 Continuing education is aimed at ensuring human rights: on their development, changing the type of activity, profession.

© И.В. Каракозова, Ю.С. Прохорова, 2022

Распространяется на основании Creative Commons Attribution Non-Commercial (CC BY-NC)

The development of the system of continuous education of specialists in the construction industry acts as the most important direction of innovative development of educational activities. This requires a flexible system of tools, forms, methods, models that take into account organizational, economic, digital and innovative changes that contribute to improving the quality of education. The results of the conducted research have shown that the development of the system of additional professional education has faced a number of problems of an objective and subjective nature due to the lack of separate organizational transformations that take into account the modern needs of the market.

Materials and methods. A systematic approach, general theoretical methods of cognition (analysis, synthesis, analogy, generalization, comparison, comparison, and others), as well as graphical modeling.

Results. An approach is presented that complements the Russian economic theory with a methodology for determining the effectiveness of implementing management decisions on the process of innovative development of the system of additional vocational education, and allows assessing the ability of this educational system to adapt to the conditions of a dynamically changing labor market.

Conclusions. The analysis proves that the effective development of organizational management relations is of particular importance and can be implemented on the basis of a scientifically based algorithm that will ultimately improve the economic efficiency and manageability of the system of additional vocational education.

KEYWORDS: education system, additional professional education, adult education, roadmap, innovative development, organizational changes, database

FOR CITATION: Karakozova I.V., Prokhorova Yu.S. Innovative development of the system of additional professional education for specialists of the construction industry. Vestnik MGSU [Monthly Journal on Construction and Architecture]. 2022; 17(8):1085-1095. DOI: 10.22227/1997-0935.2022.8.1085-1095 (rus.).

Corresponding author: Yulia S. Prokhorova, eshly.06@mail.ru.

N N

N N

О О

tV N

CO 00

К (V

U 3

> (Л

с и

to I»

i <D <u

o ё

о

о о СО <

cd

8 « ™ §

(Л "

со E

E о

CL ° ^ с

ю о

s «

о E

feo

СП ^ т- ^

<л ю

г

Es

О (П

ВВЕДЕНИЕ

Построение единой непрерывной многоуровневой системы подготовки и профессиональной переподготовки (ПП) кадров, а также ее эффективное функционирование в современных реалиях является основным направлением кадровой государственной политики1. В качестве актуальных проблем в сфере обеспечения строительной отрасли кадрами в настоящее время следует отметить дефицит профессиональных кадров, причем как рабочих, так и инженерно-технического персонала; обучение учащихся в средних и высших учебных заведениях не соответствует ожиданиям и требованиям работодателей; неактуальность как образовательных программ (ОП), реализуемых в учебных заведениях, так и отсутствие соответствующих знаний у профессорско-преподавательского состава в области внедрения новых технологий и инновационных ресурсов. Кроме того, согласно Стратегии инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года1 в РФ снизилась эффективность работы подразделений, участвующих в реализации программ повышения квалификации (ПК) или программ профессионального дополнительного образования. А это подтверждает необходимость проведения отдельных мероприятий (организационных, экономических, инновационных, цифровых), направленных на изменение подхода к организации и проведению образовательного процесса, ориентированного на повышение профессионального уровня специалистов строительной отрасли.

Одна из главных задач современного общества, что соответствует стратегическим целям развития РФ, — постоянное совершенствование накопленных знаний, умений и навыков, повышение уровня

1 Стратегия инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года. URL: https: //stroi. mos.ru/uploads/user_files/files/str_2030.pdf

профессиональной компетентности, что в целом обеспечивает готовность и оперативность как руководителя, так и рядового специалиста строительной сферы находить пути решения при возникновении производственных проблем.

Сегодня существуют отдельные противоречия, отражающие развитие общества в современных условиях и его восприятие новых подходов к повышению уровня профессионализма. К таким противоречиям [1] следует отнести противоречия между потребностями информационного общества в инновационном развитии, а значит в инновационном типе образования, и консерватизмом отечественной системы профессионального образования; между требованиями работодателей к качеству подготовки специалистов и слабой ориентированностью системы профессионального образования на эти требования.

Сложившаяся ситуация подтверждает целесообразность поиска путей инновационного развития системы дополнительного профессионального образования (ДПО) для специалистов строительной отрасли.

Вопросы ДПО интересуют многих российских ученых. Н.М. Блинов [2], В.В. Валентинов [3], Л.И. Евенко [4, 5], Н.Н. Данилова [6], А.П. Егоршин [7], О. Перминова [8], Е.А. Максимова [9], Э.Ф. Зеер [10], С.Г. Вершловский [11], Е.М. Дорожкин [12-14] и другие [15-18] в своих работах отражают результаты исследования и приходят к выводу, что развитие современного общества обусловлено процессом глобализации, политической и экономической обстановкой, интернационализацией, парадигмой непрерывного развития личностной компетенции на протяжении всей жизни. Все это повлияло на потребность человека быстро адаптироваться в условиях нестабильной социально-экономической среды. Сегодняшний тренд образования направлен на предоставление возможности человеку получить

ДПО в зависимости от требований рынка труда. Поэтому так важно, чтобы система ДПО была актуальной и востребованной, а это возможно в том случае, если происходит процесс организационно-экономических преобразований системы ДПО в зависимости от запросов потребителей. Однако, несмотря на высокую степень разработанности вопроса, отсутствуют исследования по созданию алгоритма инновационного развития системы ДПО на основе ключевых мотивов потребителя, запросов рынка труда, динамики развития строительной отрасли.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Основные методы исследования — системный подход, на основе которого система ДПО представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих элементов; общетеоретические методы познания (анализ, синтез, аналогия, обобщение, сопоставление, сравнение и др.), а также моделирование, позволяющее создать условную модель для исследования процесса, ситуации и т.д.

Проведение нескольких уровней анализа, находящихся в объективной причинно-следственной связи, формирует методический подход, базирующийся на структурно-логической схеме и включающий отдельные этапы (определение цели и задач решаемой предметной области, методы исследования и алгоритм инновационного развития системы ДПО):

• цель — создание алгоритма инновационного развития системы ДПО на основе ключевых мотивов потребителя, запросов рынка труда, динамики развития строительной отрасли;

• задачи — исследовать генезис и направления методических основ инновационного развития системы ДПО в высшем учебном заведении, разработать методический подход по обоснованию алгоритма инновационного развития системы ДПО;

• методы — анкетного опроса, анализа и синтеза, графическое моделирование, методы экспертных и сравнительных оценок;

• алгоритм — этапы создания структурированной схемы инновационного развития системы ДПО в условиях всесторонней цифровой трансформации.

Для решения заявленной проблемы проведен опрос респондентов (90 человек) в возрасте от 20 до 50 лет, доля мужчин составляла 56 %, доля женщин — 44 %. В результате опроса были выявлены одни из ключевых мотивов выбора профессии, где для 59 % респондентов в качестве мотива выступали интерес и желание работать по выбранной профессии, примерно по 12 % респондентов обосновывали выбор возможностью удовлетворить желание родственников в выборе профессии или получить востребованную профессию, позволяющую иметь высокий уровень дохода. Дополнительно определялся главный мотив осуществления деятельности в конкретной организации. Здесь в качестве прио-

ритетных выступали такие, как хороший коллектив, интересная работа и возможность карьерного роста. При этом основным материальным стимулом работать более продуктивно назван мотив «повышение заработной платы». Результаты опроса подтвердили, что для человека важны не только полученные базовые знания, но постоянное их развитие и наполнение новой информацией о методах, технологиях, процессах, ресурсах и др. Таким образом, полученные результаты подтвердили необходимость создания подходов к инновационному развитию систем ДПО.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для системы ДПО с учетом современных условий функционирования и с целью решения конкретных проблем и задач целесообразно разработать дорожную карту, содержащую отдельные мероприятия, направленные на развитие ДПО. При этом в отличие от обычного плана действия дорожная карта, помимо перечня мероприятий, должна содержать информацию об ответственных исполнителях за проведение мероприятий, сроках исполнения, ресурсном обеспечении мероприятий и контрольных показателях, необходимых для оценки полученных результатов.

Применительно к системе ДПО концептуальная схема процесса инновационного развития системы ДПО приведена на рис. 1.

Развитие системы ДПО с учетом специфики реализации в вузах, требований к профессиональному уровню руководителей и специалистов, динамического развития строительной отрасли должно быть направлено на преобразование ДПО в отдельное направление деятельности образовательного учреждения. Для правильного выбора вектора развития системы ДПО необходимо провести анализ внешней и внутренней среды, текущего состояния системы ДПО. Комплексная диагностика системы ДПО с целью оптимального и стратегически правильного выбора направления ее инновационного развития включает: анализ форм реализации программ ДПО с учетом специфики обучения взрослых; анализ программ ДПО на соответствие требованиям профессиональных стандартов, направления развития строительной отрасли; оценку результатов обучения по программам ДПО; оценку деятельности профессорско-преподавательского состава, участвующего в реализации программ ДПО; уровень обеспечения ДПО (технический, технологический, методический и др.).

Для целей данной научной работы под инновационным развитием системы ДПО авторы понимают процесс или комплекс мер, направленный на улучшение деятельности системы в зависимости от требований внешней среды (запрос рынка труда, мотивы осуществления трудовой деятельности потенциальными клиентами системы ДПО), потребностей строительной отрасли, степени желания ру-

< п

8 8 i Н

G Г

S 2

0 со § СО

1 2 У 1

J со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

u-

^ I

n ° o

з (

oi

о §

E w § 2

n 0 2 6 r 6 t (

2 )

ii

® 7 i

. DO

■ г s □

s У с о ii

oo со

2 2

О О

2 2

2 2

сч сч

сч сч

о о

сч сч

со со

К Ф

О 3

>| (П

С Ю

2 —

СО N

I

Л?

ф ф

О ё

о

о о СО

cd S;

s « ™ §

со " со E

E о

CL° —- с LO О

Si

о E

fe О

en ^

T- >s

сn сn

>> -1 H

ïl

0 (0

Изменения по внешней среде функционирования системы ДПО Changes in the external environment of the functioning of the DPO system

Текущее состояние системы ДПО

Current state of the DPO system

Комплексная диагностика инновационного развития системы ДПО Comprehensive diagnostics of the innovative development of the DPO system

r

Разработка и реализация дорожной карты инновационного развития системы ДПО Development and implementation of the Roadmap for the innovative development of the DPO system

Изменения Changes

Структуры ДПО / S tructures of DPO

Функций ДПО / Functions of DPO

Психологического климата ДПО Psychological climate of DPO

<

Методического обеспечения ДПО Methodological support of DPO

Технологического обеспечения процесса организации обучения ДПО Technological support for the process of organizing training of DPO

V

Технического оснащения процесса обучения ДПО

Technical equipment of the learning process of DPO

Модернизация системы ДПО. Оценка результатов инновационного развития системы ДПО

Modernization of the DPO system. Evaluation of the results of innovative development

of the DPO system

Рис. 1. Концептуальная схема процесса инновационного развития системы ДПО Fig. 1. Conceptual scheme of the process of innovative development of the DPO system

ководителеи и специалистов строительной отрасли к профессиональному росту посредством получения новых компетенций.

Исходя из требований внешней и внутренней среды формируются основные цели, направления развития и группы показателей, используемые для оценки полученных результатов. В таблице приведен перечень мероприятий и последовательность их реализации для использования при разработке проекта дорожной карты.

Система ДПО в строительной сфере в первую очередь ориентирована на непрерывное обучение в течение всей жизни человека и призвана обеспечить поддержку компетентностного развития личности, поскольку специалист строительной отрасли в современных условиях должен уметь находить нужную информацию и принимать решения посредством использования той базы знаний и прак-

тического опыта, которыми обладает. А поскольку создание устойчивого экономического развития и повышения конкурентоспособности предприятия в современных условиях является необходимым для функционирования предприятия, то система ДПО должна способствовать профессиональному развитию специалистов строительной отрасли посредством создания гибких форм ДПО.

Немаловажную роль в инновационном развитии системы ДПО играют организационно-педагогическое направление, содержащее информацию о структурировании ОП ДПО (деление программ на автономные модули, блоки и др.); области применения программ (разработка программ с ориентацией под конкретного заказчика, с учетом отраслевых особенностей и др.); использование интерактивных образовательных технологий (кейс-методы, интерактивные модели-симуляторы и др.). Следует от-

План мероприятий по инновационному развитию системы ДПО Action plan for the innovative development of the DPO system

Направления развития Development directions

Перечень мероприятий List of events

Ресурсное обеспечение системы ДПО

Resource support of the DPO system

Совершенствование профессиональной подготовки педагогических кадров с учетом требований нормативно-правовых актов и технологий обучения взрослых — специалистов строительной отрасли

Improving the professional training of teaching staff, taking into account the requirements of regulatory legal acts and technologies for teaching adults — specialists in the construction industry

Выбор образовательных технологий и способов их реализации для системы ДПО The choice of educational technologies and ways of their implementation for the DPO system

Создание/совершенствование телекоммуникационных ресурсов для эффективного обучения взрослых — специалистов строительной отрасли

Creation/improvement of telecommunication resources for effective training of adults — specialists in the construction industry

Создание/совершенствование учебных и методических ресурсов, направленных на обучение взрослых — специалистов строительной отрасли в соответствии с потребностями рынка

Creation/improvement of educational and methodological resources aimed at training adults — specialists in the construction industry in accordance with market needs

Создание/совершенствование команды специалистов (администраторов, методистов и др.) для организации и управления процессом обучения взрослых Creation/improvement of a team of specialists (administrators, methodologists, etc.) to organize and manage the process of adult education

< П

8 8 i H

G Г

M 2

o о

y 1

J CD

U-I

о

z S o

о

E СЯ § 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о g

Г œ il ( со

z )

il

л ' . DO

■ т

s S

s у с о (D *

S°S°

M M

о о 10 10 10 10

Оценка качества обучения специалистов строительной отрасли в системе ДПО Evaluation of the quality of training for construction industry specialists in the DPO system

Создание/совершенствование системы оценки качества и реализации используемых программ в системе ДПО

Creation/improvement of the system for assessing the quality and implementation of the programs used in the DPO system

Создание/развитие системы маркетинга образовательных услуг, предоставляемых системой ДПО

Creation/development of a marketing system for educational services provided by the DPO system

Мониторинг образовательных потребностей территориальных единиц (город, район, регион и др.), анализ результатов, разработка и реализация комплекса мер, направленных на повышение привлекательности процесса обучения специалистов Monitoring the educational needs of territorial units (city, district, region, etc.), analysis of the results, development and implementation of a set of measures aimed at increasing the attractiveness of the process of training specialists

Информационное сопровождение деятельности системы ДПО

Information support of the activities of the DPO system

Организация мероприятий, проводимых с определенной периодичностью, с целью информированности потенциальных слушателей системы ДПО — специалистов строительной отрасли о плановой реализации программ, используемых образовательных технологиях, учебно-методического обеспечения и др. Organization of events held at regular intervals in order to inform potential students of the DPO system — specialists in the construction industry about the planned implementation of programs, educational technologies used, educational and methodological support, etc.

Создание модели взаимодействия органов исполнительной власти, образовательных организаций и организаций строительного комплекса

Creation of a model of interaction between executive authorities, educational organizations and organizations of the construction complex

Создание контента для освещения деятельности образовательной организации по обучению специалистов строительной отрасли

Creation of content to cover the activities of an educational organization for the training of specialists in the construction industry

Окончание табл. / End of table

Направления развития Development directions Перечень мероприятий List of events

Развитие клиентской базы системы ДПО Development of the client base of the DPO system Создание и ведение электронной базы данных, содержащей информацию о контенте программ, стоимости обучения, сроках реализации программ, формах обучения и др. Creation and maintenance of an electronic database containing information on the content of programs, the cost of education, the timing of the implementation of programs, forms of education, etc.

Создание системы профессионального консультационного обслуживания специалистов строительной отрасли, прошедших обучение Creation of a system of professional consulting services for trained construction industry specialists

сч N

N N

О О

tV N

CO CO

К (V

U 3 > 1Л

С И 2

U I»

i - $

<D ф

О S

о

о о

CO <

CD ^

8 «

™ §

CO [J со iE

E о

CL °

^ с

ю о

S «

о E

со ^

T- ^

CO CO

ü w

r

iE 3s

О tn

метить, что формирование ОП с использованием модулей в системе ДПО создает возможность более глубокой проработки отдельных вопросов, что позволяет приблизить процесс обучения к реальным условиям деятельности обучающихся. При этом модули целесообразно разрабатывать в зависимости от уровня погружения в проблему, например, на уровне общего введения в проблему, среднего уровня изучения проблемных вопросов, позволяющего принимать решения с использованием типовых методов или углубленного изучения проблемных вопросов, на основе которого формируется специальный подход к принятию решения на основе собственного выбора и обоснования действий [19].

В настоящее время в вузах широко используются различные формы обучения в режиме реального времени и с непосредственным участием слушателей, а именно лекции, вебинары, конференции и др., организованные с помощью web-технологий. Инновационное развитие системы ДПО должно быть выстроено таким образом, чтобы обеспечивать гибкость процесса обучения, которая позволяет специалистам строительной отрасли выбирать форму и сроки обучения, возможность временного прекращения и возобновления обучения, что немаловажно в связи с достаточной загрузкой специалистов в повседневной практической деятельности. Согласно Концепции2 инновационность программ ДПО, разрабатываемых для строительной сферы, проявляется в широком использовании современных образовательных технологий и опережающем характере содержания обучения, что позволяет формировать инновационно-ориентированную личность в соответствии с реальными потребностями рынка.

Для системы ДПО актуален вопрос интеграции «трех китов» — образования, науки и производства,

2 Концепция развития системы дополнительного профессионального образования в строительной отрасли : утв. Комитетом по профессиональному образованию Ассоциации «Национальное объединение строителей» протоколом от 25.02.2016 № 39. URL: https://nostroy.ru/ news_files/2016/03/02/K0nz_DP0_25.02.2016.pdf

именно такое взаимодействие обеспечит качество обучения специалистов строительной отрасли, повысит их конкурентоспособность и привлекательность. Исходя из этого целесообразно формировать требования к составу и содержанию учебно-методических материалов в зависимости от направления и программы обучения совместно с организациями строительной отрасли, выступающими в роли заказчика и одновременно потребителя образовательных услуг. В состав учебно-методических материалов следует включать, помимо программно-методических материалов, учебных пособий, кейсов, материалов для самоконтроля и других, научные монографии и рабочие тетради к ним, реферативные обзоры по отдельным проблемным вопросам, обзоры исследовательских проблем [20].

Для контроля полученных знаний в системе ДПО повсеместно проводится тестирование учащихся, которое дает возможность сопоставить полученные результаты с требованиями, заявленными в программах ПК или ПП. Тест — это, как правило, вопрос и три-пять вариантов ответа. Тесты имеют преимущества в виде объективности контроля, поскольку на результат не влияет, например, личность преподавателя или взаимоотношения обучающегося с преподавателем. Затраты времени на выполнение тестирования и проверку тестов минимальны, особенно при применении компьютерных программ для организации тестового контроля знаний. Однако результаты решения тестовых заданий могут дать представление о степени овладения материалом, но не раскрывают понимания того, как обучающийся будет действовать на практике, решая производственные задачи с использованием полученных знаний. Для решения данного вопроса в качестве инновационной составляющей необходимо проверку знаний после окончания обучения проводить в два этапа [21]. На первом этапе использовать тестовые материалы, а на втором этапе для проверки готовности обучающегося к профессиональной деятельности можно применять имитационную модель, созданную на основе реальной деятель-

ности в определенной профессиональной сфере. В качестве имитационной модели может выступать программа-симулятор в виде игры, которая позволяет в виртуальных условиях определить последовательность принятия правильных решений для получения желаемого результата. Следует отметить, что это не только интересная и увлекательная форма обучения, но и некий индикатор того, как действия отдельного специалиста или группы специалистов могут повлиять на результаты деятельности предприятия, выполнения технологических операций, реализации производственных программ и др.

В качестве составляющей инновационного развития системы ДПО предлагается создание программного продукта — электронной базы данных, содержащей не только информацию о программах ПК и ПП специалистов строительной отрасли, но и информацию о специалистах строительной отрасли, прошедших обучение, а также профессорско-преподавательском составе, уже участвующем или выступающем в качестве потенциального участника образовательного процесса [22].

Предлагаемая база данных должна быть открытой и актуальной, пополняемой в режиме реального времени информацией о тех, кто проходит обучение в настоящее время и кто планирует обучаться, сроках и стоимости обучения, программах обучения и т.д. Создание инструмента в виде электронной базы данных позволит организаторам процесса обучения планировать сроки проведения обучения, наполнять программы модулями в соответствии

с поступающими запросами, формировать группы обучающихся, а также анализировать полученные результаты работы для последующей оценки деятельности ДПО.

Особое место в инновационном развитии системы ДПО занимает организационно-экономическое направление.

На состояние системы ДПО за период времени влияют внешняя среда в виде информационного и ресурсного потоков, которые накладывают ограничения на систему ДПО; и внутренняя среда — формат взаимодействия и содержательная составляющая системы ДПО: это интеллектуальная, организационная, социально-психологическая и технико-экономическая среда.

Система ДПО относится к типу открытых и сложных систем. Экономическая устойчивость ДПО, как системы, в проведенных исследованиях определяется состоянием всех его ресурсов, при которых оно способно сохранить свое качество в условиях динамичной среды и внутренних трансформаций.

Поэтому система ДПО представляет собой совокупность подсистем и состоит из обеспечивающей, научной, управляющей и управляемой многоуровневых составляющих.

Последовательность процесса инновационного развития ДПО как иерархически сложной, большой системы изображена на рис. 2.

Не отрицая значительный вклад исследователей в определение содержания и сущности процесса раз-

• Когнитивные (научные знания), трудовые, финансовые, информационные и другие ресурсы • Cognitive (scientific knowledge), labor, financial, information and other resources

Л Г

• Инновационное преобразование организационно-экономической подсистемы системы ДПО • Innovative transformation of the organizational and economic subsystem of the DPO system

• Креативные, цифровые процессы, услуги, новые знания, освоение новых сегментов рынка, социальная ответственность, удовлетворенность процессом обучения

• Creative, digital processes, services,

new knowledge, development of new

market segments, social responsibility,

satisfaction with the learning process

Рис. 2. Основные параметры инновационного преобразования организационно-экономической подсистемы системы ДПО Fig. 2. The main parameters of the innovative transformation of the organizational and economic subsystem of the DPO system

< П

8 о

Ii

о % W 2

со со

О CD

° S i

3 °

sl8

о

o5

E w

sg

§ ы a> g

ä £ > CT)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

iQ

CD ^

ii <D

л ' -J 00 ■ T

ЗГ □

«I *s

с о <D * 00 00

10 10 о о 10 10 10 10

сч сч

сч сч

о о

сч сч

со со

К Ф

О 3

>| (П

С Ю

2 —

СО N

i

ф ф

о ё

о

ОТ (П

>> -1

H i* ei

О (О

вития (преобразования), как экономической категории, нами дополнены существующие подходы к данному определению, на основе которых учтены особенности и специфика деятельности системы ДПО.

Под инновационным развитием системы ДПО мы будем понимать комплекс организационных, финансовых, управленческих (административных), правовых и социальных решений, индуцированных потребностями рынка труда, направленных на повышение эффективности деятельности ДПО и предназначенных для непосредственной реализации в учебной, научной и социальной сферах. При этом основываясь на следующих положениях деятельности:

• личностная ориентация образовательного процесса, основанная на изучении потребностей слушателей;

• запросы отрасли и рынка труда;

• цифровизация основных и вспомогательных процессов системы ДПО;

• структурная дифференциация, создающая представление о профессиональной деятельности системы ДПО ведущего строительного вуза страны;

• уровневая дифференциация — организация ДПО в соответствии с социальными особенностями слушателей, уровнем их подготовленности к обуче-

нию (принимая по внимания потребности слушателя на всем его жизненном цикле).

При оценке конкурентоспособности и эффективности деятельности системы ДПО целесообразно применять показатели мониторинга Минобрна-уки РФ в виду того, что проводимые мероприятия инновационного развития происходят в подведомственном Минобрнауке высшем учебном заведении.

Структура инновационного системного управления ДПО представлена в виде модели, которая является компонентом модели управления вузом (рис. 3). В отличие от модели управления университетом, мы отразили структуру ДПО с учетом того, что основным потребителем образовательных услуг является рынок труда.

В настоящий момент целенаправленное, устойчивое развитие системы ДПО возможно лишь с позиции системного и процессного подхода к реализации мероприятий по инновационному развитию системы ДПО в соответствии с определенной моделью инновационного системного управления ДПО, представленной на рис. 3.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ

Нормативно-локальные акты Normative local acts

1

Система ДПО System of DPO Ученый совет / Academic Council

о о СО

cd S;

s « ™ §

со " ОТ E

- Ч—'

_ СЯ

с

E о

CL° —- с lo о

s «

о E feo

СП ^

T- >s

+

Системное управление / System Management

Образовательная деятельность Educational activities

Инновационная среда Innovation environment

Цифровизация Digitalization

Финансовые ресурсы / Financial resources

Материально-технические ресурсы Material and technical resources

Слушатели ДПО Students of DPO

Непрерывное профессиональное

развитие и эксперты отрасли

NPR and industry

=>

Объекты интеллектуальной собственности Objects of intellectual property

Сервис, бренд Service, brand

hQ

ч Ь

o, -a

S з

О. s í-

S Сц

Рис. 3. Модель инновационного системного управления ДПО Fig. 3. Model of innovative system management of DPO

На основании проведенного анализа можно охарактеризовать систему ДПО также с позиции услуг — продукта, который она реализует. Востребованность программ ПК и ПП, безусловно, диктует рынок труда, но немаловажную роль играет содержательное наполнение программ обучения, их качество, актуальность и положительная обратная связь (потенциальный слушатель не может оценить программу всесторонне до момента обучения по программе и окончания, кроме как формировать мнение, основанное на отзывах слушателей, освоивших ту или иную программу). Обеспечение всего комплекса образовательных услуг должно осуществляться таким образом, чтобы максимально удовлетворять пожеланиям и ожиданиям слушателей и работодателей — основных потребителей образовательных услуг.

Создание программ ПК и ПП для специалистов строительной отрасли с учетом андрагогического подхода требует от разработчика больших усилий в связи с тем, что слушатели системы ДПО представляют собой, как правило, разнородную группу, которой требуется индивидуальный подход при формировании объема подготовки, используемых технологий, методического обеспечения и др. С другой стороны, в системе ДПО отсутствуют штатные

преподаватели, поскольку к процессу обучения привлекаются преподаватели основных образовательных процессов по программам бакалавриата и/или магистратуры, а также руководители и специалисты строительной отрасли, обладающие определенными знаниями по отдельным профессиональным вопросам и, возможно, имеющие опыт преподавания. Таким образом, разработка программ ПК и ПП обязательно должна начинаться с исследования потенциальной аудитории слушателей, пожеланий заказчика и оценки возможностей образовательной организации.

Кроме того, следует направить усилия на искоренение сложившегося мнения о том, что система ДПО является дополнительным источником дохода основной образовательной деятельности в высших и средних образовательных организациях [23]. Целесообразно систему ДПО рассматривать как центр ответственности за развитие непрерывного образования в отдельно взятом городе, районе, регионе и др. Реализация программ в системе ДПО должна быть направлена на решение стратегических задач отрасли, а также на повышение профессионального уровня всех работников строительной отрасли в эпоху цифровизации.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

< п

8 8 iH

g Г

1. Игтисамова Г.Р. Профессиональное образование в России: историко-педагогический анализ : дис. ... д-ра пед. наук. Нижний Новгород, 2012. 55 с.

2. Блинов Н.М., Валентинов В.В. О необходимости совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность системы ДПО // Высшее образование в России. 2009. № 2. С. 72-78.

3. Валентинов В.В. Состояние системы дополнительного образования в Российской Федерации // Ползуновский альманах. 2005. № 4. С. 4-11.

4. Евенко Л.И. Совершенствование бизнес-образования под влиянием потребностей бизнеса и предпринимательства // Креативная экономика. 2012. № 9 (69). С. 78-83.

5. Евенко Л.И. Трансформация организационных структур и методов их проектирования // Креативная экономика. 2012. № 10 (70). С. 126-135.

6. Davydova N.N. et al. Educational research networks principles of organization // International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018. Vol. 7. Issue 2. Pp. 24-29. DOI: 10.14419/ijet. v7i2.13.11573.

7. Егоршин А.П. Перспективы развития образования России в XXI в. // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 4. С. 50-64.

8. Перминова О. Трансформации государственного вуза: современные тенденции // Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 10-16.

9. Максимова Е.А. Инновационная организация системы профессионального образования: образовательные объединения. Саратов : Саратовский социально-экономический институт — филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, 2018. 148 с.

10. Зеер Э.Ф., Дорожкин Е.М. Основные тенденции обновления профессионального образования в постиндустриальном обществе // Транспрофессионализм как предиктор социально-профессиональной мобильности молодежи : мат. Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2019. С. 167-171.

11. Вершловский С.Г. Система образования взрослых как объект прогнозирования // Человек и образование. 2006. № 8-9. С. 54-59.

12. Дорожкин Е.М. Дополнительное профессиональное образование специалистов на основе социально-педагогической многомерности: проектирование и реализация // Лесное хозяйство. 2006. № 4. С. 16-18.

13. Дорожкин Е.М., Дусь Т.Э. Пути развития системы непрерывного профессионального обра-

0 с/з § с/з

1 2 У 1

J со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и-

^ I

n ° o

з (

о §

E w

§ 2

n 0

2 6

r 6

t (

Cc §

ф )

ii

® 7 л ' . DO

■ T

s □

s У с о <D X , 00

2 2 О О 10 10 10 10

зования // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. № 3-4 (46-47). С. 45-50.

14. Дорожкин Е.М., Ткачева О.Н. Система дополнительного профессионального образования — институт профессионального становления личности // Педагогический журнал Башкортостана. 2009. № 5 (24). С. 115-126.

15. Vrabec N., Botosova L. The concept of learning-by-doing in the context of media education and school quality assessment // Communication Today.

2020. Vol. 11. Issue 1. Pp. 140-148.

16. Galik S., Oprala B. Temporal changes under the influence of digital media // Communication Today.

2021. Vol. 12. Pp. 4-12.

17. Lomteva E., Vorobyeva N., Demidov A. Media center as a resource for the development of general competencies of college students // Media Education.

2022. Issue 2. Pp. 266-276.

18. Дмитриева Е.Е. Педагогическая поддержка профессионального выбора в условиях личностно-ориентированной цифровой образовательной среды // Искусство и образование. 2019. № 5 (121). С. 215-221.

19. Никитин В.Я., Дракина И.К. Организационно-педагогические условия развития современной системы ДПО // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 2 (45). С. 38-40.

20. Белогуров А.Ю. Модернизация процесса подготовки педагога в контексте инновационного развития общества : монография. М. : МАКС Пресс, 2016. 116 с.

21. Каракозова И.В. Система проверки знаний — важный рычаг повышения квалификации специалистов отрасли // Строительная газета. 2013. № 30 (10249). С. 8.

22. Ильвес А.М. Организационные инновации в системе образования взрослых (на примере центра музыкального и художественного развития «Romantic Sound») // Образование взрослых в условиях современности: проблемы и перспективы : сб. науч. ст. Екатеринбург, 2016. С. 149-153

23. Аниськина Н.Н. Проблемы развития и нормативной поддержки дополнительного профессионального образования в Российской Федерации // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2019. № 2 (44). С. 1-6.

N N N N О О N N

СО СО К (V U 3

> (Л

с и со N

1 ф ф

о ё

о

о о со <

8 « ™ §

(Л "

от Е

Е о

CL ° с

ю о

S «

о Е

СП ^ т- ^

<л ю

■S г

Es

О (0

Поступила в редакцию 15 августа 2022 г. Принята в доработанном виде 17 августа 2022 г. Одобрена для публикации 17 августа 2022 г.

Об авторах: Ирина Викторовна Каракозова — кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника управления разработки и актуализации нормативно-методической документации; Научно-исследовательский аналитический центр (НИАЦ); 125047, г. Москва, ул. 1-я Брестская, д. 27; доцент кафедры менеджмента и инноваций; Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ); 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26; РИНЦ ID: 655795, Scopus: 57190864252, ResearcherID: AAD-4118-2022, ORCID: 0000-0002-7913-919X; i.kar@inbox.ru;

Юлия Сергеевна Прохорова — кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента и инноваций; Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ); 129337, г Москва, Ярославское шоссе, д. 26; РИНЦ ID: 818105, Scopus: 57191269642, ResearcherID: ABI-2855-2020, ORCID: 0000-0001-5542-1716; eshly.06@mail.ru.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

REFERENCES

1. Igtisamova G.R. Vocational Education in Russia: Historical and Pedagogical Analysis : abstract dis. ... doctor of pedagogical sciences. Nizhny Novgorod, 2012; 55. (rus.).

2. Blinov N.M., Valentinov V.V. On the need to improve the legislative and regulatory framework governing the activities of the PCE system. Higher Education in Russia. 2009; 2:72-78. (rus.).

3. Valentinov V.V. The state of the system of continuing education in the Russian Federation. Polzunovs-kiyAlmanac. 2005; 4:4-11. (rus.).

4. Evenko L.I. Improvement of business education under influence of business and entrepreneurship

customers. Creative Economy. 2012; 9(69):78-83. (rus.).

5. Evenko L.I. Transformation of organizational structures and methods of their designing. Creative Economy. 2012; 10(70):126-135. (rus.).

6. Davydova N.N. et al. Educational research networks principles of organization. International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018; 7(2):24-29. DOI: 10.14419/ijet.v7i2.13.11573

7. Egorshin A.P. Prospects for the development of education in Russia in the XXI century. University Management: Practice and Analysis. 2000; 4:50-64. (rus.).

8. Perminova O. Transformations of the state university: current trends. Higher Education in Russia. 2007; 10:10-16. (rus.).

9. Maksimova E.A. Innovative organization of the vocational education system: educational associations. Saratov, Saratov Socio-Economic Institute — branch of the Russian University of Economics. G.V. Plekhanov, 2018; 148. (rus.).

10. Zeer E.F., Dorozhkin E.M. The main trends in updating of vocational education in a postindustrial society. Transprofessionalism as a predictor of socio-pro-fessional mobility of youth : proceedings of the Russian (with international participation) scientific and practical conference. Ekaterinburg, 2019; 167-171. (rus.).

11. Vershlovsky S.G. The adult education system as an object of forecasting. Man and Education. 2006; 8-9:54-59. (rus.).

12. Dorozhkin E.M. Professional continuing education of specialists on the basis of socio-pedagogical multidimensionality: design and implementation. Forestry. 2006; 4:16-18. (rus.).

13. Dorogkin E.M., Dus T.E. Ways of development system of continuing professional education. Pedagogical journal of Bashkortostan. 2013; 3-4(46-47):45-50. (rus.).

14. Dorozhkin E.M., Tkacheva O.N. The system of professional continuing education — the institution of professional personality development. Pedagogical journal of Bashkortostan. 2009; 5(24):115-126. (rus.).

15. Vrabec N., Botosová L. The concept of learning-by-doing in the context of media education and school quality assessment. Communication Today. 2020; 11(1):140-148.

Received August 15, 2022.

Adopted in revised form on August 17, 2022.

Approved for publication on August 17, 2022.

BioNoiEs: Irina V. Karakozova — Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Deputy Head of the Department for Development and Updating of Regulatory and Methodological Documentation; Scientific Research Think Tank; 27 1st Brestskaya st., Moscow, 125047, Russian Federation; Associate Professor of the Department of Management and innovation; Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU); 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; ID RISC: 655795, 57190864252, ResearcherID: AAD-4118-2022, ORCID: 0000-0002-7913-919X; i.kar@inbox.ru;

Yulia S. Prokhorova — Candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer of the Department of Management and Innovations; Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU); 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; ID RISC: 818105, Scopus: 57191269642, ResearcherID: ABI-2855-2020, ORCID: 0000-0001-5542-1716; eshly.06@mail.ru.

Contribution of the authors: all authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare no conflict of interest.

16. Galik S., Oprala B. Temporal changes under the influence of digital media. Communication Today. 2021; 12:4-12.

17. Lomteva E., Vorobyeva N., Demidov A. Media center as a resource for the development of general competencies of college students. Media Education. 2022; 2:266-276.

18. Dmitrieva E.E. Particularities of the pedagogical support of the professional choice in the conditions of the student-centered digital educational environment. Art and Education. 2019; 5(121):215-221. (rus.).

19. Nikitin V.Ya., Drakina I.K. The organizational and pedagogical conditions of development of a modern system of additional professional training. World of Science, Culture and Education. 2014; 2(45):38-40. (rus.).

20. Belogurov A.Yu. Modernizing teacher training in the context of innovative society development: monograph. Moscow, MAKS Press, 2016; 116. (rus.).

21. Karakozova I.V. The knowledge testing system is an important tool for improving the skills of industry specialists. Construction Newspaper. 2013; 30(10249):8. (rus.).

22. Ilves A. Organizational innovation system of adult education centre on the example of music and art of "Romantic Sound". Adult education in modern conditions: problems and prospects : collection of scientific articles. Ekaterinburg, 2016; 149-153. (rus.).

23. Aniskina N.N. Problems of development and regulatory support of professional continuing education in the Russian Federation. Additional Professional Education in the Country and the World. 2019; 2(44):1-6. (rus.).

< П i н

G Г

S 2

0 со § CO

1 S

y 1

J со

u-

^ I

n °

S> 3 o

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

zs (

о §

§ 2 n 0

S 6

A CD

Г 6 t (

SS )

ii

® 7 л ' . DO

■ T

s □

s У с о <D *

2 2 О О 10 10 10 10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.