Научная статья на тему 'ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1339
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
дополнительное профессиональное образование / непрерывное образование / дополнительные профессиональные программы / повышение квалификации / профессиональные компетенции.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мироненко Е.С.

В современной научной литературе все чаще встречаются утверждения, что действующая система образования не отвечает современным требованиям рынка труда, производства и быстро меняющейся социальной жизни. На сегодняшний день население страны не связывает свои профессиональные перспективы с участием в непрерывном образовании. В Федеральном законе РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» делается акцент на развитии системы ДПО как системообразующего фактора непрерывного профессионального образования. Дополнительное профессиональное образование должно приобрести функцию связующего звена между важнейшими составляющими нашей экономики: высшей школой и рынком труда. Однако мы наблюдаем, что, потеря статуса отечественного образования приводит к тому, что дополнительное профессиональное образование (ДПО) перестает быть элементом системы непрерывного профессионального образования. В статье рассматриваются проблемы развития системы дополнительного профессионального образования в стране и регионе. Автором обобщается и анализируется законодательство, а также делается обзор научного дискурса, в рамках которого происходит изучение проблем «образования для взрослых». В заключение выдвигаются обязательные условия построения эффективной системы дополнительного профессионального образования, основанные на концепции непрерывного образования, ориентированного на потребности работодателей и опережающее развитие личности. Организации, реализующие программы ДПО, должны «осознать» себя в качестве центров ответственности за развитие непрерывного образования в регионе, отрасли, стране. Представлен опыт реализации дополнительных профессиональных программ на примере научной организации (Вологодского научного центра Российской академии наук).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мироненко Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

С®4 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-3-164-176 NIION: 2018-0076-3/22-532 MOSURED: 77/27-023-2022-3-731

МИРОНЕНКО Елена Станиславовна,

старший научный сотрудник, заместитель заведующего отделом ФГБУН «Вологодский научный центр

кандидат филологических наук,

Российской академии наук», е-mail: voselena35@mail.ru

Researcher ID: E-5678-2012, Author ID: 640570,

ORCID ID: 0000-0002-5316-7344

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В современной научной литературе все чаще встречаются утверждения, что действующая система образования не отвечает современным требованиям рынка труда, производства и быстро меняющейся социальной жизни. На сегодняшний день население страны не связывает свои профессиональные перспективы с участием в непрерывном образовании. В Федеральном законе РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» делается акцент на развитии системы ДПО как системообразующего фактора непрерывного профессионального образования. Дополнительное профессиональное образование должно приобрести функцию связующего звена между важнейшими составляющими нашей экономики: высшей школой и рынком труда. Однако мы наблюдаем, что, потеря статуса отечественного образования приводит к тому, что дополнительное профессиональное образование (ДПО) перестает быть элементом системы непрерывного профессионального образования. В статье рассматриваются проблемы развития системы дополнительного профессионального образования в стране и регионе. Автором обобщается и анализируется законодательство, а также делается обзор научного дискурса, в рамках которого происходит изучение проблем «образования для взрослых». В заключение выдвигаются обязательные условия построения эффективной системы дополнительного профессионального образования, основанные на концепции непрерывного образования, ориентированного на потребности работодателей и опережающее развитие личности. Организации, реализующие программы ДПО, должны «осознать» себя в качестве центров ответственности за развитие непрерывного образования в регионе, отрасли, стране. Представлен опыт реализации дополнительных профессиональных программ на примере научной организации (Вологодского научного центра Российской академии наук).

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, непрерывное образование, дополнительные профессиональные программы, повышение квалификации, профессиональные компетенции.

ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN MODERN RUSSIA: PROBLEMS AND DEVELOPMENT TRENDS

Annotation. In modern scientific literature there are more assertions that the education system does not meet the modern requirements of the labor market, production and rapidly changing social life. Nowadays the population of the country does not associate their professional prospects with participation in lifelong education. The Federal Law of the Russian Federation No. 273-FZ «On Edu-

MIRONENKO Elena Stanislavovna,

Candidate of Philological Sciences, Senior Researcher, Deputy Head of the Department of the Vologda Scientific Center

of the Russian Academy of Sciences

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

cation in the Russian Federation» focuses on the development of the additional professional education system as the system-forming factor of continuing professional education. Additional professional education should acquire the function of the link between the most important components of Russian economy: higher education and the labor market. However, we observe that the loss of the status of domestic education leads to the fact that additional professional education ceases to be the element of the system of continuing professional education. The article deals with the problems of development of the system of additional professional education in the country and the region. The author summarizes and analyzes the legislation and makes a review of the scientific discourse, within which the problems of «adult education» are studied. In conclusion the mandatory conditions for building an effective system of additional professional education based on the concept of continuous education focused on the needs of employers and advanced personal development are put forward. Organizations implementing additional professional education programs should «realize» themselves as centers of responsibility for the development of continuous education in the region, industry, country. The experience of implementing additional professional programs is presented on the example of a scientific organization (Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences).

Key words: additional professional education, continuous education, additional professional programs, advanced training, professional competencies.

Введение

Исключительная роль дополнительного профессионального образования в современной системе профессионального образования определяется его ответственностью за обновление и обогащение интеллектуального потенциала общества.

Образование для взрослых следует формально определить следующим образом: это такая система обучения, когда целевой аудиторией являются взрослые работники, которые в силу своих трудовых обязанностей не могут выделить на образование полноценную трудовую неделю. В докладе 1970 года Национальный институт образования взрослых (Англия и Уэльс) определил образование для взрослых как «любое образование, предназначенное для людей, которые достаточно зрелые, чтобы работать, голосовать, жениться и которые завершили цикл непрерывного образования»1. Образование взрослых связано не с подготовкой людей к жизни, а с тем, чтобы помочь людям жить более успешно. Таким образом, оно должно способствовать повышению компетентности, а также помогать взрослым в решении личных и общественных проблем2.

Концепция непрерывного образования впервые была провозглашена ЮНЕСКО в 1972 году и в последующие годы поддержана различными межправительственными организациями [1, с. 67; 2; 3; 4].

1 Adult education [Electronic resource] // Encyclopœdia Britannica. URL: https://www.britannica. com/topic/adult-education

2 What is adult education? [Electronic resource]. URL: http://infed.org/mobi/what-is-adult-education

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

С позиции отечественного и западного опыта непрерывное образование взрослых осуществляется через:

- формальное образование - освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

- неформальное образование - обучение (подготовка), в том числе по месту работы (в форме наставничества, стажировки, инструктажа, тренинга, через реализацию различных программ подготовки, обмена опытом и т. д.), а также просвещение в рамках деятельности общественных и иных социально ориентированных организаций;

- индивидуальную познавательную деятельность (самообразование) [5, с. 7] или информаль-ное образование, которое включает все виды учебной деятельности, не попадающие под определения формального и неформального образования. Именно оно, как показывают социологические исследования, наиболее эффективно изменяет установки и модели поведения людей. Его можно называть повседневным образованием, поскольку оно происходит с различной степенью интенсивности и результативности на протяжении всей жизни человека [6, с. 8-13; 7; 8].

Непрерывное профессиональное образование рассматривается нами как целостная система, обеспечивающая обновление профессиональных знаний, умений, навыков на протяжении всей жизни человека за счет внутренних потребностей при согласовании и координации деятельности всех типов учреждений на основе выбранной траектории индивидуального развития.

Развитие системы дополнительного профессионального образования как составной части непрерывного профессионального образования является весьма актуальным для России.

Постановка проблемы

Согласно опросу руководителей учреждений дополнительного профессионального образования, проведенного специалистами Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», одна из самых острых проблем при реализации программ дополнительного профессионального образования связана с недостатком слушателей, в том числе из-за отраслевой специфики программ. Данную проблему испытывают 47% респондентов. По числу выданных дипломов о высшем образовании Россия обходит большинство развитых стран, в том числе США, Великобританию и Германию. Однако россияне почти не обновляют свои профессиональные навыки в течение карьеры, показало исследование НИУ ВШЭ.

Потеря статуса образования приводит к тому, что дополнительное профессиональное образование перестает быть элементом системы непрерывного профессионального образования. Выделяются следующие тенденции: выпускники средних школ теряют интерес к высшему образованию, и все чаще поступают в колледжи и техникумы. В Европе, имея диплом о среднем профессиональном образовании, гораздо проще найти оплачиваемую работу, нежели специалисту с дипломом о высшем образовании. Одни отказываются от возможности получить заветный диплом

из-за дороговизны обучения в вузе, другие уверены: вовсе не диплом является гарантией успешного трудоустройства. Диплом сейчас перестает быть гарантией получения в будущем высокооплачиваемой работы. Эксперты говорят, что на падение интереса населения к образованию влияет такой фактор, как снижение качества образования1.

Важно отметить и то, что дополнительное профессиональное образование не заменяет собой получение первого или второго высшего образования, а документ о прохождении программы ДПО не приравнивается к документам об окончании вуза. Люди начинают понимать, что обучение по программам ДПО, в отличие от высшего образования, экономит время и средства, позволяет максимально эффективно выстроить учебный график. Но и здесь, сделав выбор в пользу программы ДПО, слушатель задает себе вопрос: какой эффект он получит, применив знания и навыки на практике; будет ли он готов отдать свои деньги, когда будет знать, сколько он вернет на каждый вложенный рубль.

Обзор отечественной литературы по проблематике исследования

Современные отечественные исследователи активно обращаются к проблеме развития системы дополнительного профессионального образования в стране (табл.1):

Таблица 1. Подходы отечественных исследователей к проблематике ДПО в России

Автор Подходы

Аниськина Н.Н. Автор считает, что наиболее острыми вопросами в системе ДПО являются вопросы о критериях качества ДПО, принципах создания, управления и координации системы, призванной обеспечить качество обучения, о роли государства, социальных партнеров и образовательных организаций в создании и управлении системой обеспечения качества дПо, в частности, на основании каких критериев, на каких уровнях и кем должны устанавливаться цели и стандарты, какими должны быть процедуры оценки системы обеспечения качества? Решить данные вопросы, во-первых, поможет развитие системы профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ, а, во-вторых, внутриорганизационное нормативно-правовое обеспечение качества ДПО [9].

Бобешко Е.В. Автор выделяет следующие существующие проблемы в системе дополнительного профессионального образования: - объективные (изменения в законодательстве, конъюнктура территориального трудового рынка, развитие инфраструктуры региона и т.д.); - субъективные (низкий уровень востребованности студентами, низкий удельный вес использования ресурсов, недостаточная материальная база и пр.) [10].

1 Президент РАН заявил о падении качества образования в России. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4815428

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

Шеховцов В.В., Гоник И.Л. Главной проблемой авторы считают отсутствие на протяжении длительного времени системного подхода к ДПО на федеральном и региональном уровнях; отсутствие во многих случаях материальной поддержки обучения; проблематичность обучения сотрудников региональных отделений крупных компаний в корпоративных учебных центрах и недостаточный уровень ДПО в ряде частных фирм, не имеющих отвечающего современным требованиям кадрового состава преподавателей и необходимого оборудования. Одними из тенденций развития системы ДПО могут быть создание сети массовых открытых онлайн-курсов [11].

Парахина О.В. По мнению автора, основным приоритетом развития российской системы дополнительного профессионального образования является ее трансформация в мощный фактор ускорения социально-экономического развития страны и структурной перестройки производства путем подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями реального сектора экономики, увеличения духовного потенциала и образованности общества, развития творческих способностей личности. Дополнительное профессиональное образование является фактором, который способствует социально-экономическому развитию страны и росту интеллектуального потенциала общества. В современных условиях система ДПО отвечает образовательным интересам как отдельной личности, так и общества в целом, как требованиям работодателей, так и запросам работников, является звеном, которое связывает между собой различные сегменты образовательного процесса и отрасли экономики [12].

Жгулев Е. В. Создание современной парадигмы образования, задающий новый вектор развития общества, предполагает, переключение образования с предметно-знаниевого на компе-тентностный подход, который в первую очередь ориентируется на обеспечение качества подготовки специалистов в соответствии с потребностями рынка труда. Компетентностный подход как фактор развития и поддержания единого образовательного пространства в регионе, должен опираться на достижения андрагогики, новые образовательные интерактивные технологии обучения, компетентностное целеполагание при создании программ ДПО, создание индивидуальных образовательных маршрутов, оценку результатов образования и результативности программ ДПО, выраженные на языке компетенций [13].

Ахметшин А.А. Автор делает выводы о том, что вызванные ситуацией пандемии изменения на рынке отразились и на хозяйственной деятельности организаций, в том числе и в сфере. Данная тенденция, по нашему мнению, будет продолжаться, что повлечёт за собой новые требования и запросы к учреждениям ДПО по предлагаемым образовательным программам, технологии и качеству обучения. Для соответствия этим требованиям и предложения на рынке своевременных и актуальных образовательных услуг в долгосрочном плане учреждениям ДПО следует стремиться к поддержания высокого уровня жизнеспособности [14].

Вакулич Н.Р. Система дополнительного профессионального образования достаточно специфическая область, для нее характерны свои особые риски. При этом с точки зрения наличия риска особый интерес представляет деятельность в контексте качества образования (качества повышения квалификации и переподготовки специалистов). При этом следует учитывать, что к определению качества дополнительного профессионального образования необходим многосторонний подход, в котором затрагиваются как внешние, так и внутренние цели, стоящие перед системой ДПО. Оно должно соответствовать существующей нормативной базе, быть обеспеченным необходимыми качественными ресурсами (образовательные программы, кадровый потенциал, контингент слушателей, материально-техническое обеспечение, финансы и т.д.) [15].

Источник: составлено автором.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

Таким образом, можно сделать вывод, что основными проблемными вопросами в системе ДПО, по мнению большинства ученых, являются вопросы о критериях качества ДПО и обеспечении качества подготовки специалистов в соответствии с потребностями рынка труда.

К сожалению, на сегодняшний день, следует констатировать тот факт, что дополнительное профессиональное образование перестает быть эффективным способом реализации принципа непрерывности образования.

Правовое регулирование системы дополнительного профессионального образования

Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды [16, с. 300].

К дополнительным профессиональным образовательным программам относятся (табл.2):

- программы повышения квалификации;

- программы профессиональной переподготовки.

Таблица 2. Направления ДПО и их основные особенности

№ п/п Наименование обучения Сущность процесса Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации

1 Профессиональная переподготовка Получение дополнительных навыков и компетенций, позволяющих освоить новую квалификацию или приобрести дополнительную/новую профессию не менее 250 часов

2 Повышение квалификации Обучение, направленное на усовершенствование профессиональных знаний, навыков и умений специалистов не менее 16 часов

Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 76 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Феде-рации» программы повышения квалификации направлены на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. По результатам успешного освоения программы повышения квалификации выдается удостоверение о повышении квалификации. Программы профессиональной переподготовки направлены на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. По результатам успешного освоения программы профессиональной переподготовки выдается диплом о профессиональной переподготовке.

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Феде-рации» и принятый на его основе Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным програм-

мам», утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 г. № 499, внесли значительные изменения в правовую базу ДПО :

- организации, осуществляющие образовательную деятельность, приобретают большую самостоятельность при реализации дополнительных профессиональных программ;

- изменение структуры программ дополнительного профессионального образования;

- отмена разграничения дополнительных профессиональных программ по часам;

- отмена документов государственного образца, выдаваемых по результатам успешного освоения дополнительных профессиональных программ;

- расширение участия обучающихся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования в формировании своего образовательного вектора.

Порядок не затрагивает вопросы регламентирования деятельности образовательных организаций или подразделений ДПО.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

Письмо Минобрнауки России от 12.03.2015 № АК-610/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке, порядку выдачи и учету документов о квалификации в сфере дополнительного профессионального образования») утвердило формы документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов, порядок заполнения этих документов.

Все остальные вопросы образовательной деятельности в сфере ДПО регламентируются локальными нормативными документами органи-

заций, реализующих дополнительные профессиональные программы, профессионально-общественными объединениями или отраслями.

Современные тенденции развития системы ДПО в России и регионе

Согласно статистическим данным в 2020 году по программам дополнительного профессионального образования прошли обучение около 3 млн. чел., т. е. 2% экономически активного населения России (табл. 2). Для сравнения, в Вологодской области этот показатель составил около 6 % (табл. 3).

Таблица 3. Численность работников, получивших дополнительное профессиональное образование (по направлению организации или осуществляемое самой организацией), по программам и формам дополнительного профессионального образования в 2020 году

Получили дополнительное профессиональное образование в 2020 году - всего в том числе по программам

профессиональной переподготовки повышения квалификации

всего в форме стажировки всего в форме стажировки

чел. 3427187 451014 24319 3042536 30798

в % 100 13,2 0,7 88,8 0,9

Источник: Подготовка (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительное образование работников организаций в 2020 году: стат. бюллетень // Росстат. - М., 2021. https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13287

Как правило, среднестатистический обучаю- старше 30 лет. Эти тенденции прослеживаются и щийся по программам ДПО - это специалист на региональном уровне (табл.4).

Таблица 4. Численность работников, прошедших обучение по программам ДПО в 2020 году

всего в том числе

по категориям персонала в возрасте, лет

руководители специалисты другие служащие рабочие до 25 25-29 30-39 40-49 50-59 60-64 65 и старше

Северо-Западный федеральный округ

Численность работников, прошедших обучение, получивших образование, чел. 733855 105290 365788 28294 234483 39610 76852 222385 200572 132189 39335 22912

в % 23,2 3,3 11,6 0,9 7,4 1,3 2,4 7 6,3 4,2 1,2 0,7

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

Вологодская область

Численность работников, прошедших обучение, получивших образование, чел. 68617 9938 28745 1846 28088 4148 7346 21905 19819 12114 2442 843

в % 28,8 4,2 12,1 0,8 11,8 1,7 3,1 9,2 8,3 5,1 1 0,4

Источник: Подготовка (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительное образование работников организаций в 2020 году: стат. бюллетень // Росстат. - М., 2021. https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13287

Как видно, низкая численность работников, прошедших обучение по программам ДПО, отмечается среди молодежи (их возраст - до 29 лет). Основная причина - это молодежная миграция по типу «вуз-работа». Молодые люди заинтересованы не в повышении своей квалификации, а в хорошо оплачиваемой работе. Одним из ключевых факторов, побуждающих выпускников вузов к переезду из родных мест, является прежде всего несоответствие в уровнях заработной платы.

Статья 196 ТК РФ закрепляет обязанности нанимателя в сфере подготовки и профобразования сотрудников, а также по их отправке для оценки уровня квалификации. Условия повышения квалификации отражаются в локальном нормативном акте самим работодателем. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» существует перечень (реестр) профессий и специальностей, где указана периодичность прохождения курсов повышения квалификации. В квалификационным справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих указывается, какие программы по профессиональной переподготовке должны быть освоены в соответствии с занимающей должностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из основных условий для прохождения курсов по профессиональной переподготовке и повышению квалификации - это наличие среднего профессионального образования или высшего образования.

Программы ДПО не требуют прохождения аккредитационной экспертизы. Отмена государственной аккредитации упростила возможности их реализации разными типами организаций и существенно обострила конкуренцию на рынке соответствующих услуг.

Профессиональное образование является элементом непрерывного образования, представляющим собой сеть образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов.

По мнению Татарниковой А.А. система профессионального образования в РФ может быть представлена в следующем виде [17, с.136-137]:

- система образовательных учреждений;

- предприятия и организации, выполняющие подготовку и переподготовку кадров.

В общей численности организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, самостоятельные организации ДПО составляют 36%, структурные подразделения организаций среднего профессионального образования - 35%, вузов - 18%, научных организаций - чуть больше 1%, остальные 10% падают на структурные подразделения организаций реального сектора экономики: корпоративные университеты, учебные центры предприятий и т.д. [18,

с.1].

Здесь следует отметить, что роль вузов и научных организаций не стоит преуменьшать, так как в них сосредоточен «высокий интеллектуальный, организационный и материально-технический потенциал, который может быть использован для эффективной работы по оказанию дополнительных образовательных услуг населению, предприятиям и учреждениям» [17, с.147].

Реализация программы ДПО обеспечивает организации получение дополнительного дохода, повышает конкурентоспособность его сотрудников, способствует росту репутации, дает возможность продвижения его основных образовательных программ наряду с дополнительными и, соответственно, ведёт к улучшению мониторинговых показателей. Активная работа образовательных и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

научных организаций по реализации программ повышения квалификации обеспечивает усиление взаимодействия с работодателями и обеспечивает возможности для повышения квалификации собственных преподавателей.

Среди основных проблем, возникающих при реализации организацией ДПО, можно отметить [19, с.136-137]:

- высокую конкуренцию на рынке ДПО (только на территории Вологодской области программы ДПО реализуют более 30 организаций) ;

- низкую заинтересованность руководителей частных компаний мелкого и среднего бизнеса в повышении квалификации персонала, а также отсутствие у них финансовых возможностей для организации обучения сотрудников;

- снижение объемов финансирования повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов государственных организаций;

- отсутствие заинтересованности профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов в разработке и реализации ДПО. Преподавание по дополнительным профессиональным программам становится для преподавателей вуза дополнительной нагрузкой, которая, даже являясь дополнительным источником дохода, все же вторична по отношению к основной. И нередко приходилось сталкиваться с тем, что перегрузка преподавателей в основном образовательном процессе сдерживает развитие ДПО [18, с. 5];

- недостаток практического опыта ППС для реализации практико-ориентированного обучения по ДПО.

Мы видим следующие пути решения возникающих проблем и перспективы развития региональной системы ДПО:

- эффективная государственная поддержки системы ДПО на региональном уровне, создание комплексной программы развития ДПО в регионе;

- усиление взаимодействия с работодателями по вопросам разработки и реализации ДПО, в том числе с привлечением их к проведению занятий;

- разработка программ ДПО для базовых отраслей региона;

- разработка и реализация ДПО по смежным направлениям подготовки для студентов и аспирантов, что позволит им повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, а организациям расширить спектр реализуемых программ ДПО;

- широкое использование дистанционных технологий и электронного обучения при реализа-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

ции ДПО. Дополнительное профессиональное образование положено в основу реализации многих национальных проектов, таких как «Образование», федеральный проект «Новые возможности для каждого»; «Демография» (в его состав входят федеральные проекты «Старшее поколение», «Содействие занятости»); «Цифровая экономика Российской Федерации», федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» и другие. Для образовательных и научных организаций, реализующих программы ДПО в Вологодской области, участие в данных проектах станет дополнительной возможностью развития системы ДПО [20; 21].

Опыт реализации программ ДПО в Вологодском научном центре РАН

С 2016 года в Вологодском научном центре РАН активно развивается такой вид деятельности, как дополнительное профессиональное образование, где представлены разнообразные программы повышения квалификации.

Накопленный опыт научных исследований, проводимых в ВолНЦ РАН, многочисленные фундаментальные и прикладные исследования, результатом которых стали научные труды, авторские методики, объекты интеллектуальной собственности, стали основанием для разработки и реализации программ повышения квалификации. Дополнительное профессиональное образование как направление деятельности научной организации является способом передачи слушателям имеющих практическое значение результатов проведенных научных исследований, а также эффективной подсистемой непрерывного образования в системе подготовки научных и управленческих кадров для региона [22, с. 8-13]. За этот период более 100 человек получили удостоверения о повышении квалификации (табл.5). Наблюдается постоянный рост количества слушателей, за исключением 2020 г., на показатели которого оказали существенное влияние ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции. Большая часть слушателей обучается по программам повышения квалификации объёмом от 16 до 18 акад. часов, на них приходится 50% всех обученных. Такие краткосрочные, но более частые программы достаточно эффективны и менее затратны, особенно если это касается внепланового повышения квалификации в случаях изменения законодательства или реализации нового проекта.

Таблица 5. Перечень программ ДПО, реализуемых в Вологодском научном центре РАН

№ п/п Наименование программы повышения квалификации Кол-во часов Количество слушателей, чел.

1 Управление устойчивым развитием региона 36 3

2 Проектное управление в органах государственной и муниципальной власти 18 3

3 Реализация программы развития и международного продвижения научного журнала 24 6

4 Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности для школьников 18 21

5 Нормативное и методическое обеспечение программ аспирантуры и магистратуры 72 22

6 Прикладная эконометрика 16 22

7 Организация работы в электронной информационно-образовательной среде ФГБУН ВолНЦ РАН 16 17

8 Опыт и практика социологических исследований 16 4

9 Генетика и селекция отечественной популяции айрширского скота на пути к прогрессу 36 18

Здесь следует обратить внимание на следующую проблемы-курсы ДПО, реализуемые в Центре как правило носят ситуативный характер, образовательные программы комплектуются по запросу, и, таким образом, не имеют пролонгации.

Система оценки качества образовательного процесса в ВолНЦ РАН строится на сочетании различных оценочных механизмов:

- внутренних процедур оценивания образовательного процесса и его результатов;

- процедур получения обратной связи от участников образовательных отношении" о качестве образовательных услуг;

- независимой оценки качества образования.

Приоритетными задачами развития дополнительного профессионального образования в Центре являются:

- разработка локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ в Центре;

- создание и дальнейшее совершенствование механизма управления системой дополнительного профессионального образования;

- постоянное обновление образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в соответствии с запросами потребителей образовательных услуг;

- применение дистанционных и инновационных форм обучения, в том числе бизнес-акселератор, хакатон, стратегическая сессия, форсайт, наряду с традиционными, такими как лекция, семинар, тренинг, вебинар [23, с. 36];

- широкое внедрение результатов исследований ВолНЦ РАН в процесс подготовки высококвалифицированных кадров;

- использование научного потенциала Центра с целью сохранения интеллектуального и кадрового потенциала Вологодской области.

В Вологодском научном центре РАН активно проводятся курсы повышения квалификации для молодых специалистов - сотрудников Центра. Преподаватели курсов - либо более опытные коллеги, либо приглашенные в коллектив профессионалы на определенный период времени с целью получения бесценного опыта и знаний для повышения квалификации сотрудников. Это безусловно наиболее приемлемый вариант для руководства организации, так как лучше вырастить собственные кадры из молодых специалистов,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

которые недавно окончили вуз и получили высшее профессиональное образование.

Сотрудник в свою очередь в процессе обучения получает определенные конкурентные преимущества: расширение карьерных перспектив; более высокую удовлетворенность своей работой; повышение самооценки; повышение квалификации и профессиональной компетентности.

Заключение

Непрерывное образование специалистов в современных условиях должно являться неотъемлемой составляющей процесса управления организацией. Успешное предприятие или организация должны иметь разработанную систему профессионального роста своих сотрудников, основанную на концепции партисипативного управления. В рамках такой системы управления специалисты заинтересованно участвуют в управлении организацией, что увеличивает их мотивацию к более производительному труду и саморазвитию [19, с. 139].

С целью повышения качественных показателей программ ДПО в регионе необходимо проводить следующие мероприятия:

- постоянный мониторинг рынка труда и востребованных профессий для своевременной организации подготовки и переподготовки специалистов;

- актуализация дополнительных профессиональных программ в соответствии с потребностями региона в квалифицированных кадрах и национальными целями развития Российской Федерации;

- повышение квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, участвующих в реализации программ;

- привлечение к реализации программ работодателей;

- активное использование современных образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного обучения.

Одной из основных проблем в системе ДПО является отсутствие на протяжении длительного времени системного подхода к ДПО на федеральном и региональном уровнях [24, с. 294]. Перспективным направлением решения этой задачи является создание системы непрерывного образования, ориентированного на потребности работодателей и опережающее развитие личности. Организации, реализующие программы ДПО, должны «осознать» себя в качестве центров ответственности за развитие непрерывного образования в регионе, отрасли, стране.

Представленные предложения могут использоваться органами власти при совершенствовании государственной политики в сфере развития

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

дополнительного профессионального образования в стране и регионе, а также организациями образования и науки, реализующих программы ДПО.

Список литературы:

[1] Ключарев Г. А. Непрерывное образование - стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств. М. : ЦСПиМ, 2014.

[2] Faure E. Learning to Be: the World of Education today and tomorrow [Электронный ресурс]. Paris: UNESCO, 1972. Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/

images/0000/000018/001801e.pdf (дата обращения 20.01.2022).

[3] Recurrent Education: A Strategy for Lifelong Learning [Электронный ресурс]. Paris : Organization for Economic Co-operation and Development, 1973. Режим доступа: http://fi les.eric.ed.gov/fulltext/ ED083365.pdf (дата обращения 20.01.2022).

[4] UNESCO. Fourth International Conference on Adult Education (Confi ntea): Final Report [Электронный ресурс]. Paris: UNESCO, 1985. Режим доступа: http://www.unesco.org/education/uie/confi ntea/paris_e.pdf (дата обращения 20.01.2022).

[5] Леонидова Г. В. Непрерывное образование как условие формирования человеческого капитала // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2012. - № 6 (24).

[6] Ковалев В. А. Система дополнительного профессионального образования: основные проблемы и перспективы развития // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - № 4 (6).

[7] Bagnall R.G. Lifelong learning: Concepts and conceptions. International Journal of Lifelong Education, 2000, vol. 19, no. 1, pp. 20-35.

[8] Midtsundstad T., Nielsen R.A. Lifelong learning and the continued participation of older Norwegian adults in employment. European Journal of Education, 2019, vol. 54, iss. 1, рр. 48-59.

[9] Аниськина Н.Н. Качество ДПО - центральная проблема реформы профессионального образования [Электронный ресурс] // Инновации. 2013. №4 (174). Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/kachestvo-dpo-tsentralnaya-problema-reformy-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения 20.01.2022).

[10] Проблемы и перспективы развития отечественного дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] // Научно-методический журнал Novainfo. № 54-2, 2016. Режим доступа: https://novainfo.ru/article/8477 (дата обращения 20.01.2022).

[11] Шеховцов В.В., Гоник И.Л. Проблемы и тенденции развития дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2017. №3. Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-tendentsii-razvitiya-dopolmtelnogo-professюnalnogo-obrazovaniya С.102-108 (дата обращения 20.01.2022).

[12] Парахина О.В. Современные тенденции системы дополнительного профессионального образования в России [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 6-2.

- с. 445-448.

Режим доступа : https://fundamental-research. ru/ru/article/view?id=31531 (дата обращения 20.01.2022).

[13] Жгулев Е. В. Факторы развития дополнительного профессионального образования в регионе [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - №1 (32) Часть 2. - С. 34-41. Режим доступа: https:// research-joumal.org/economical/faktory-razvitiya-dopolmtelnogo-professюnalnogo-obrazovamya-v-гедюпе/ (дата обращения 20.01.2022).

[14] Ахметшин А.А. Особенности деятельности учреждений дополнительного профессионального образования в условиях пандемии коро-навируса в России [Электронный ресурс] // Инновации и инвестиции. 2020. №8. Режим доступа: https://cyberlemnka.ш/artide/n/osobennosti-deyatelnosti-uchrezhdemy-dopolmtelnogo-professюnalnogo-obrazovamya-v-usloviyah-pandemii-koronavirusa-v-rossii (дата обращения 20.01.2022).

[15] Вакулич Н.Р. Управление рисками в сфере дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.sgu.ru/sites/default/files/conf/ files/2019-04/vakulich_osm_2019.pdf (дата обращения 20.01.2022).

[16] Анализ состояния сферы дополнительного образования. По материалам мониторинга Экономики образования // Вопросы образования.

- № 4. - 2013. - С. 300.

[17] Татарникова А.А. Дополнительное профессиональное образование как составная часть непрерывного профессионального образования [Электронный ресурс] // Вестн. Том. гос. ун-та. 2007. № 299. Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/dopolnitelnoe-professionalnoe-obrazovanie-kak-sostavnaya-chast-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения 20.01.2022).

[18] Аниськина А.А. Проблемы развития и нормативной поддержки дополнительного про-

фессионального образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] //Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. № 2 (44). 2019. Режим доступа: http://www.dpo-edu.m/wordpress/wp-content/uploads/unO-2.pdf (дата обращения 20.01.2022).

[19] Нотова С.В., Подосенова И.А. Система ДПО как основа непрерыв-ного профессионального образования [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9. С. 134143. Режим доступа: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-134-143 (дата обращения 20.01.2022).

[20] Галиханов М.Ф., Кондратьев В.В., Елизаров Д.В., Мифтахутдинова Л.Т. Система ДПО университета как платформа для реализации федерального проекта «Новые возможности для каждого» [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 12. С. 119-133. Режим доступа: https:// doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12- 119-133 (дата обращения 20.01.2022).

[21] Шеховцов В.В., Плотников А.С., Фетисова О.В. Дополнительное профессиональное образование слушателей в ходе реализации федеральных проектов [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 4. С. 119-126. Режим доступа: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2020- 29-4-119-126 (дата обращения 20.01.2022).

[22] Мироненко Е. С. Дополнительное профессиональное образование в научной организации: особенности и перспективы / Е. С. Миро-ненко, Л. В. Жданова // Социальное пространство.

- 2017. - № 3(10).

[23] Тимченко, В. В. Роль ДПО в формировании компетенций будущего в инновационно-образовательной экосистеме / В. В. Тимченко // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. - 2019. - № 1(43). - С. 29-38.

[24] Фетисова О.В., Шеховцов В.В. Специфика дополнительного профессионального образования в современной России [Электронный ресурс] // Гуманитарий Юга России. 2017. № 5. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ spetsifika-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-v-sovremennoy-rossii (дата обращения 20.01.2022).

Spisok literatury:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] Kliucharev G. A. Nepreryvnoe obrazovanie

- stimul chelovecheskogo razvitiia i faktor sotsial'no-ekonomicheskikh neravenstv. M. : TsSPiM, 2014.

[2] Faure E. Learning to Be: the World of Education today and tomorrow [Elektronnyi resurs]. Paris: UNESCO, 1972. Rezhim dostupa: http://unesdoc.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

unesco.org/images/0000/000018/001801e.pdf (data obrashcheniia 20.01.2022).

[3] Recurrent Education: A Strategy for Lifelong Learning [Elektronnyi resurs]. Paris : Organization for Economic Co-operation and Development, 1973. Rezhim dostupa: http ://fi les.eric.ed.gov/fulltext/ ED083365.pdf (data obrashcheniia 20.01.2022).

[4] UNESCO. Fourth International Conference on Adult Education (Confi ntea): Final Report [Elektronnyi resurs]. Paris: UNESCO, 1985. Rezhim dostupa: http://www.unesco.org/education/uie/confi ntea/ paris_e.pdf (data obrashcheniia 20.01.2022).

[5] Leonidova G. V. Nepreryvnoe obrazovanie kak uslovie formirovaniia chelovecheskogo kapitala // Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, ten-dentsii, prognoz. - 2012. - № 6 (24).

[6] Kovalev V. A. Sistema dopolnitel'nogo pro-fessional'nogo obrazovaniia: osnovnye problemy i perspektivy razvitiia // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2014. - № 4 (6).

[7] Bagnall R.G. Lifelong learning: Concepts and conceptions. International Journal of Lifelong Education, 2000, vol. 19, no. 1, pp. 20-35.

[8] Midtsundstad T., Nielsen R.A. Lifelong learning and the continued participation of older Norwegian adults in employment. European Journal of Education, 2019, vol. 54, iss. 1, rr. 48-59.

[9] Anis'kina N.N. Kachestvo DPO - tsen-tral'naia problema reformy professional'nogo obrazovaniia [Elektronnyi resurs] // Innovatsii. 2013. №4 (174). Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/kachestvo-dpo-tsentralnaya-problema-re-formy-professionalnogo-obrazovaniya (data obrashcheniia 20.01.2022).

[10] Problemy i perspektivy razvitiia otechest-vennogo dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniia [Elektronnyi resurs] // Nauchno-metodich-eskii zhurnal Novainfo. № 54-2, 2016. Rezhim dostupa: https://novainfo.ru/article/8477 (data obrashcheniia 20.01.2022).

[11] Shekhovtsov V.V., Gonik I.L. Problemy i tendentsii razvitiia dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniia [Elektronnyi resurs] // Vestnik luUrGU. Seriia: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2017. №3. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/problemy-i-tendentsii-razvitiya-dopolnitelno-go-professionalnogo-obrazovaniya S.102-108 (data obrashcheniia 20.01.2022).

[12] Parakhina O.V. Sovremennye tendentsii sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniia v Rossii [Elektronnyi resurs] // Fundamental'nye issledovaniia. - 2013. - № 6-2. - S. 445-448.

Rezhim dostupa : https://fundamental-research. ru/ru/article/view?id=31531 (data obrashcheniia 20.01.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

[13] Zhgulev E. V. Faktory razvitiia dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniia v regione [Elektronnyi resurs] // Mezhdunarodnyi nauch-no-issledovatel'skii zhurnal. - 2015. - №1 (32) Chast' 2. - S. 34-41. Rezhim dostupa: https://research-jour-nal.org/economical/faktory-razvitiya-dopolnitelno-go-professionalnogo-obrazovaniya-v-regione/ (data obrashcheniia 20.01.2022).

[14] Akhmetshin A.A. Osobennosti deiatel'nosti uchrezhdenii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniia v usloviiakh pandemii koronavirusa v Rossii [Elektronnyi resurs] // Innovatsii i investitsii. 2020. №8. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/osobennosti-deyatelnosti-uchrezhdeniy-dopol-nitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-v-uslovi-yah-pandemii-koronavirusa-v-rossii (data obrashche-niia 20.01.2022).

[15] Vakulich N.R. Upravlenie riskami v sfere dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniia [Elektronnyi resurs] / Rezhim dostupa: https://www.sgu. ru/sites/default/files/conf/files/2019-04/vakulich_ osm_2019.pdf (data obrashcheniia 20.01.2022).

[16] Analiz sostoianiia sfery dopolnitel'nogo obrazovaniia. Po materialam monitoringa Ekonomiki obrazovaniia // Voprosy obrazovaniia. - № 4. - 2013. - S. 300.

[17] Tatarnikova A.A. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie kak sostavnaia chast' nepre-ryvnogo professional'nogo obrazovaniia [Elektronnyi resurs] // Vestn. Tom. gos. un-ta. 2007. № 299. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/ dopolnitelnoe-professionalnoe-obra-zovanie-kak-sostavnaya-chast-nepreryvnogo-profes-sionalnogo-obrazovaniya (data obrashcheniia 20.01.2022).

[18] Anis'kina A.A. Problemy razvitiia i normativ-noi podderzhki dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniia v Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs] //Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v strane i mire. № 2 (44). 2019. Rezhim dostupa: http://www.dpo-edu.ru/wordpress/wp-content/ uploads/DPO-2 .pdf (data obrashcheniia 20.01.2022).

[19] Notova S.V., Podosenova I.A. Sistema DPO kak osnova nepreryv-nogo professional'nogo obrazovaniia [Elektronnyi resurs] // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021. T. 30. № 8-9. S. 134-143. Rezhim dostupa: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-134-143 (data obrashcheniia 20.01.2022).

[20] Galikhanov M.F., Kondrat'ev V.V., Elizarov D.V., Miftakhutdinova L.T. Sistema DPO universiteta kak platforma dlia realizatsii federal'nogo proekta «Novye vozmozhnosti dlia kazhdogo» [Elektronnyi resurs] // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020. T. 29. № 12. S. 119-133. Rezhim dostupa: https:// doi.

org/10.31992/0869-3617-2020-29-12- 119-133 (data obrashcheniia 20.01.2022).

[21] Shekhovtsov V.V., Plotnikov A.S., Fetisova O.V. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie slushatelei V khode realizatsii federal'nykh proektov [Elektronnyi resurs] // Vysshee obrazovanie V Rossii. 2020. Т. 29. № 4. S. 119-126. Rezhim dostupa: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020- 29-4-119126 (data obrashcheniia 20.01.2022).

[22] Mironenko Е. S. Dopolnitel'noe profession-al'noe obrazovanie V nauchnoi organizatsii: osoben-nosti i perspektivy / Е. S. Mironenko, L. V. Zhdanova // Sotsial'noe prostranstvo. - 2017. - № 3(10).

[23] Timchenko, V. V. Rol' DPO V formirovanii kompetentsii budushchego V innovatsionno-obrazo-vatel'noi ekosisteme / V. V. Тт^п^ // Dopolni-tel'noe professional'noe obrazovanie V strane i mire. - 2019. - № 1(43). - S. 29-38.

[24] Fetisova O.V., Shekhovtsov М. Spetsifika dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniia V sovremennoi Rossii [Elektronnyi resurs] // Gumani-tarii Iuga Rossii. 2017. № 5. Rezhim dostupa: https:// cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-dopolnitelno-go-professionalnogo-obrazovaniya-v-sovremen-noy-rossii (data obrashcheniia 20.01.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.