ISSN 1999-6640 (print) ISSN 1999-6659 (online)
DOI 10.15826/umpa.2020.03.028
http://umj.ru
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ КАЖДОГО»
H.A. Коршунов", М.Ю. Сафонова", H.H. Ширкова", Г.А. Чахоян", Е. С. Сжёновъ
"Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Институт образования Россия. 101000. Москва, ул. Мясницкая. 20: [email protected]
ъЭкспертно-аналитический tfenrnp «Научно-образовательная политика» Россия. 117437. Москва, ул. Миклухо-Маклая. 22: [email protected]
Аннотация. Настоящая работа посвящена анализу государственной поддержки вузов, реализовавших в 2019 году программы непрерывного образования для взрослых граждан в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого». Цель исследования заключалась в выявлении взаимосвязи между результатами участия вузов в федеральном проекте и условиями развития системы непрерывного образования в регионах. Было проведено сопоставление данных о масштабах обучения граждан и привлечения средств на реализацию проекта с социально-экономическими показателями регионов.
Исследование показало, что государственная поддержка вузов в виде выделения субсидий стимулирует эти образовательные организации к дополнительному увеличению масштабов обучения взрослого населения за счет со финансирования со стороны реального сектора экономики. Для наращивания объемов обучения и привлечения внебюджетных средств вузы активно используют свой ранее приобретенный значительный опыт взаимодействия с работодателями. Установлено, что наиболее высокую активность в реализации программ дополнительного профессионального образования проявляют вузы, наименее ориентированные на научно-исследовательскую деятельность. В то же время активное участие образовательных организаций высшего образования в федеральном проекте свидетельствует о наличии у них заинтересованности в наращивании новой аудитории обучающихся. Посредством корреляционного анализа выявлена взаимосвязь между результатами реализации федерального проекта и социально-экономическими показателями развития субъектов Российской Федерации. Предложены рекомендации по повышению эффективности мероприятий федерального проекта, которые могут быть использованы в ходе его дальнейшей реализации. Также сформулированы предложения по развитию системы непрерывного образования в университетах с фокусом на запросы региональных экономик. Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, непрерывное образование взрослых, государственная поддержка, региональные университеты, валовый региональный продукт, охват дополнительным профессиональным образованием, федеральный проект
Благодарность. Исследование выполнено на основе результатов Мониторинга реализации мероприятий федеральных проектов, программ, направленных на обновление работающими гражданами профессиональных компетенций, проводимого Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» по заказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Для цитирования: Государственная поддержка непрерывного образования в вузах в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» / И. А. Коршунов, М. Ю. Сафонова, Н. Н. Ширкова [и др.] II Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24, № 3. С. 99-104. Б01: 10.15826/итра.2020.03.028.
DOI 10.15826/итра.2020.03.028
GOVERNMENTAL SUPPORT OF LIFELONG LEARNING AT UNIVERSITIES UNDER THE FEDERAL PROJECT «NEW OPPORTUNITIES FOR EVERYONE»
I. A. Korshunova, M. Yu. Safonova", N. N. Shirkova", G. A. Chakhoyana, E. S. Szhenovh
"Institute of Education, National research university «Higher School of Economics» 20 Myasnitskaya str., Moscow, 101000, Russian Federation: [email protected]
hKesearch Advisor of the expert and analytical center «Scientific and Educational Policy» 22 Myklukho-Maklay str., Moscow, 117437, Russian Federation: [email protected]
Abstract. The article discusses state support for universities implementing lifelong education programs for adults in 2019 under the federal project «New Opportunities for Everyone». The aim of research was to identify the pattern of synergies between the outcomes of universities' participation in the project and conditions for the development of the lifelong education system in regions. We compared the data on the scale of lifelong education and of the project's funding with the socio-economic indicators of the Russian regions.
The study showed that state subsidies for higher education institutions encourage them to further increase the scale of adult education by raising co-funding from the real sector of the economy. To develop lifelong education and raise non-public funds, universities are actively using their previously acquired experience of interacting with employers. Universities that develop programs of additional vocational training most actively are those that are least focused on research activities. At the same time, universities' willingness to participate in the federal project shows their interest in attracting new student audience. Our correlation analysis has revealed a relationship between the results of the federal project and socio-economic indicators of Russian regions.
The article offers recommendations for enhancing the efficiency of the federal project and for stimulating the development of lifelong learning system at universities with a focus on the needs of regional economies.
Keywords: Continuing vocational education, lifelong learning, governmental support, regional universities, gross regional product, scale of continuing vocational education provision, federal project
Acknowledgment. The research was carried out in frame of «Monitoring the results of Federal projects and programs aimed at updating the professional competencies» of the Ministry of Science and Higher Education of Russian Federation. For citation: Korshunov I. A., Safonova M. Yu., Shirkova N. N., Chakhoyan G. A., Szhenov E. S. Governmental support of lifelong learning at universities under the federal project «New opportunities for everyone». University Management: Practice and Analysis, 2020; 24 (3): 90-104. DOI: 10.15826/umpa.2020.03.028. (In Russ.).
Введение
В условиях стремительного развития новых технологий, изменения требований к содержанию и условиям профессиональной деятельности, а также выраженной тенденции к увеличению продолжительности жизни [1] значительно возрастает роль обучения и образования работающего населения1. Вместе с тем в Российской Федерации охват занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет обучением и образованием2 не демонстрирует значительного прироста [2]. Доля участия взрослых граждан в формальном и дополнительном образовании3
'Данное направление концепции Lifelong learning является одним из ключевых и в академической среде известно как Adult learning and education, или ALE. Программы непрерывного образования в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» и осуществленного исследования, представленного в настоящей статье, включают в себя программы дополнительного образования, в том числе дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и переподготовку), а также профессиональное обучение.
-Ежегодное измерение динамики охвата граждан формальным и дополнительным образованием происходит в соответствии методикой расчета показателя «Доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы» на основе данных выборочного обследования рабочей силы. Методика утверждена Приказом Росстата № 316 от 5 мая 2017 года. См.: Электронный фонд правовой и научно-технической информации : [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/456066339 (дата обращения: 10.07.2020).
^Формальное образование-это получение основного образования в образовательных организациях по основным образовательным программам. Дополнительное образование включает в себя дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные профессиональные программы.
составляет 25,2 %4, что более чем в 2 раза ниже, чем в странах Организации экономического сотрудничества и развития (далее-ОЭСР) и европейских странах5 [3]. Из 11,1 млн работников, обученных в 2019 году по программам непрерывного образования в Российской Федерации, свыше 6,3 млн человек6 обучались по программам дополнительного профессионального образования, что составляет 57,5 % от общего количества обученных лиц. Доля обученных граждан по программам дополнительного профессионального образования в целом тоже не демонстрирует значительного прироста. За последние три года данный показатель увеличился всего лишь на 5 % (свыше 6,3 млн в 2019 году и 6,0 млн в 2017 году)7. Вместе с тем повышение уровня охвата взрослого населения формальным и дополнительным образованием позволяет решать ряд социальных и экономических задач, таких как кадровое обеспечение устойчивого высокотехнологического
4См.: Доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, от общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы // ЕМИСС. Государственная статистика : [сайт]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/58255 (дата обращения: 10.05.2020).
5См.: Eurostat Education and training. Database // European Commission : [сайт]. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/web/education-and-training/data/database (дата обращения: 10.05.2020).
''См.: Форма № 1-ПК «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам». 2019 г. // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации : официальный сайт. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/ added/ (дата обращения: 01.05.2020).
7См.: Там же.
91
производства, запуск нового оборудования и технологий в составе инвестиционных процессов, повышение производительности труда, адаптация к требованиям рынка труда лиц предпенсионного и пенсионного возраста [4].
Для решения этой проблемы на государственном уровне в составе Национального проекта «Образование» с 2019 года реализуется федеральный проект «Новые возможности для каждого», ориентированный на развитие рынка программ непрерывного образования за счет повышения их доступности и вариативности для взрослого населения. Согласно целевым показателям, отраженным в паспорте федерального проекта, к концу 2024 года в вузах по программам непрерывного образования ежегодно должно обучаться не менее 3 млн человек8. Увеличение охвата граждан достигается за счет формирования нацеленной на запросы населения и рынок труда рыночно-ориентированной системы непрерывного обновления гражданами своих профессиональных знаний и навыков включая овладение компетенциями цифровой экономики.
Основными провайдерами обучения взрослого населения являются профессиональные образовательные организации, научные организации, организации дополнительного профессионального и высшего образования, иные учреждения9. Несмотря на значительную конкуренцию между данными организациями, все большую активность в вопросах обучения взрослого населения проявляют именно образовательные организации высшего образования [5-7].
Выделяют следующие причины высокого уровня активности вузов в обучении взрослого населения [8]:
- высшие учебные заведения располагают современным научным оборудованием, методической базой и инновационными технологиями, необходимыми для обучения взрослых на высоком уровне;
-активно сотрудничают с работодателями благодаря связям, сформированным при реализации
Ч'ч.: Паспорт федерального проекта «Новые возможности для каждого» // Будущее России. Национальные проекты : информационный портал. URL: https://futurerussia.gov.ru/novye-vozmoznosti-dla-kazdogo (дата обращения: 05.05.2020).
Планируемые показатели данного мероприятия по достижению заявленной численности обученных на период 2020-2024 гг.: 2020 год-увеличение на 100 тыс. прошедших обучение; 2021 год-увеличение на 200 тыс. прошедших обучение; 2022 год -увеличение на 500 тыс. прошедших обучение; 2023 год-увеличение на 800 тыс. прошедших обучение; 2024 год-увеличение на 1 млн 100 тыс. к исходному показателю.
'( 'м.: Форма № 1-ПК «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам».
92
основных профессиональных образовательных программ, а также наращивании объемов научно-исследовательских проектов в интересах реального сектора экономики;
- имеют устойчивый внутренний спрос и заинтересованный внешний контингент для привлечения к обучению по дополнительным профессиональным программам, а именно контингент преподавателей (ежегодное повышение квалификации научно-педагогических работников), студентов и выпускников.
Целью настоящего исследования стало выявление взаимосвязи между результатами участия вузов в федеральном проекте «Новые возможности для каждого» в 2019 году и условиями развития системы непрерывного образования в регионах. Наблюдения были проведены в отношении всех высших учебных заведений - победителей конкурса10 (всего 50 вузов), получивших субсидии в форме грантов на обучение граждан. Также были исследованы факторы, оказавшие влияние на привлечение образовательными организациями высшего образования внебюджетной поддержки. Представленные в настоящей статье данные отражают ситуацию, сложившуюся в 2019 году в ходе обучения граждан по программам непрерывного образования в образовательных организациях, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого».
Система грантовой поддержки
региональных вузов в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого»
С целью стимулирования развития непрерывного образования взрослых в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» была использована грантовая поддержка образовательных организаций высшего образования.
Основные задачи грантовой поддержки данным проектом образовательных организаций :
-создание системы непрерывного образования, обеспечивающей устойчивый интерес взрослого населения к обучению и постоянному обновлению своих навыков;
"'См.: Сведения о победителях конкурсного отбора. Приложение № 2 к протоколу № 3 // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации : официальный сайт. URL: https://rn.minobrnauki.gov.ru/common/upload/library/2019/ll/ Protokol_3_2019-NVDK-2.pdf (дата обращения: 10.05.2020).
-стимулирование предложения [поддержка обучения научно-педагогических работников (далее-НПР), разработка актуальных программ и форматов обучения, продвижение лучших практик];
-содействие спросу на программы для обучения взрослого населения (популяризация и со-финансирование образовательной услуги среди граждан с целью приобретения ими новых профессиональных навыков в соответствии с быстро меняющимися технологиями и условиями).
Грантовая поддержка образовательных организаций основывается на перечисленных ниже принципах.
Институционалъностъ. Грантовая поддержка оказывается организациям высшего образования. Вузы все активнее демонстрируют свою заинтересованность в работе с новыми аудиториями обучающихся, имеют сформированную материально-техническую и научную базу, ориентированы на потребности реального сектора и эффективно привлекают дополнительные ресурсы для реализации проектов [9].
Проектоориентированностъ. Целевое назначение грантовой поддержки включало выполнение проектов по расширению системы непрерывного образования в интересах социально-экономического развития территорий. Согласно условиям выделения субсидий образовательные организации высшего образования, получившие грантовую поддержку, должны были обеспечить увеличение не менее чем вдвое численности обучающихся по современным программам непрерывного образования в период получения грантовой поддержки, а также не менее чем вдвое в течение трех лет после прекращения грантовой поддержки.
Конкурсностъ. Гранты в форме субсидий предоставлялись образовательным организациям высшего образования по результатам открытого конкурсного отбора.
Приоритетность. Программы для обучения граждан были направлены на реализацию национальных целей11 и обеспечение высокого уровня передаваемых технологий12.
"См.: Приказ Минобрнауки России от 29 марта 2019 года № 178 «Об определении перечня приоритетных направлений обновления и приобретения компетенций гражданами с учетом региональных и отраслевых потребностей на 2019 год» // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации : официальный сайт. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/ card/?id_4=697 (дата обращения: 25.03.2020).
'-См.: Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642 «Приоритетные направления научно-технологического развития РФ в соответствии с Долгосрочным прогнозом научно-технологического развития Российской Федерации до 2030 года» // Президент России : официальный сайт. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 25.03.2020).
Софинансироеание. Цель грантовой поддержки-разработка и реализация программ, отвечающих потребностям реального сектора экономики, обеспечивающих приобретение обучающимися технологических навыков, востребованных работодателями. Соответственно грантовая поддержка осуществлялась с применением механизма со-финансирования со стороны заинтересованных работодателей.
Качественность. Размеры выделяемого гранта зависели от актуальности предложенных программ, участия в образовательном процессе квалифицированных педагогов, исследователей и специалистов-практиков, наличия свидетельства о прохождении профессионально-общественной аккредитации или иных документов, подтверждающих востребованность программ дополнительного профессионального образования и их актуальность для региональной экономики. При разработке критериев предоставления грантовой поддержки с целью расширения спектра программ непрерывного образования предусматривалась возможность привлечения ресурсов сетевого взаимодействия (программ в сетевой форме) вуза с организациями среднего профессионального образования (СПО) и организациями дополнительного профессионального образования, демонстрирующими лучшие практики по востребованным направлениям обучения (в соответствии с рекомендациями работодателей).
Доступность для всех категорий граждан. Грантовая поддержка предусматривала приоритет программ инклюзивного образования и программ, направленных на обучение граждан предпенсионного и пенсионного возраста, а также трудовых мигрантов, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации. В рамках конкурсного отбора были установлены дополнительные требования к наличию условий для обучения инвалидов.
Информационное сопровождение. Вузы должны были проводить информационную кампанию по популяризации образовательных программ среди населения и работодателей, в том числе посредством создания специального раздела на сайте образовательной организации, посвященного описанию образовательных программ, по которым проводится обучение, их преимуществ, результатов оценки качества образовательной программы, отзывов слушателей, прошедших обучение по той или иной программе.
Открытость результатов и мониторинг грантовой поддержки. Все вузы, получившие грантовую поддержку, размещали
93
образовательные программы и основные учебные материалы, по которым проводилось обучение, в открытом доступе на сайте образовательной организации.
Таким образом, основанная на вышеперечисленных принципах грантовая поддержка в форме субсидий из средств федерального бюджета была направлена не столько на покрытие прямых расходов на обучение, сколько на ресурсное обеспечение стратегических инициатив вузов по предложению востребованных программ, привлечению софинансирования со стороны реального сектора экономики, увеличение масштабов обновления взрослыми своих компетенций, стимулирование в субъектах Российской Федерации развития системы образования взрослых в целом. Разработанные стратегии вузов для достижения индикаторов проекта (заданного числа слушателей программ) объективно формировались с учетом социально-экономической ситуации в субъектах РФ.
Методология исследования
Нами проведен опрос всех вузов, получивших в 2019 году грантовую поддержку на обучение взрослого населения в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» (в общей сложности 50 образовательных организаций). Показатели вузов исследовались в контексте реализации мер государственной поддержки системы непрерывного образования в учреждениях высшего образования. Из этого следует, что вузы-участники федерального проекта «Новые возможности для каждого» представляли собой полную выборку Эта выборка также являлась гетерогенной, поскольку вузы различались по многим характеристикам, в том числе по статусу, ведомственной принадлежности, по численности обучающихся, по ключевым финансово-экономическим показателям. Регионы, в которых находятся данные образовательные организации, разнородны, в свою очередь, по уровню социально-экономического развития, а их география охватывает все федеральные округа Российской Федерации. Отсюда следует, что выборка, обладающая соответствующими характеристиками, может рассматриваться как репрезентативная для данного исследования.
Для анализа внедрения системы грантовой поддержки образовательных организаций высшего образования мы разработали анкету и направили ее во все образовательные организации-грантополучатели. Анкета позволяла собрать информацию относительно показателей реализации
94
мероприятия (численность прошедших обучение слушателей в 2019 году; перечень работодателей и бизнес-партнеров, принимавших участие в разработке, реализации, сопровождении и тиражировании образовательных программ; объемы и источники привлеченного софинансирования; отраслевая направленность реализованных программ и их длительность; использование в ходе обучения дистанционных образовательных технологий).
Определение взаимосвязи между показателями результативности участия вузов в федеральном проекте (включающими данные о количестве граждан, обученных в рамках проекта по программам дополнительного профессионального образования, объеме привлеченного софинансирования для проведения обучения и размере полученной грантовой поддержки) и социально-экономическими показателями регионов проводилось с помощью корреляционного анализа. Для оценки социально-экономического положения регионов нами использовались данные ЕМИСС о размерах валового регионального продукта на душу населения в регионах13, а также сведения об охвате населения в возрасте от 25 до 65 лет дополнительным профессиональным образованием в разрезе субъектов Российской Федерации14.
Грантовая поддержка вузов и экономическое положение регионов
Реализация федерального проекта «Новые возможности для каждого» в 2019 году была направлена на обучение взрослого населения по программам, соответствующим национальным целям, глобальной технологической повестке, приоритетным направлениям обновления навыков и приобретения компетенций гражданами. Это способствовало в том числе и вовлечению вузов в реализацию их «третьей миссии» - участию в социально-экономическом и инновационном развитии региона [10]. Грантовая поддержка была выделена вузам, представившим на конкурс в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации проекты по разработке
13См.: Объем валового регионального продукта в расчете на одного жителя субъекта Российской Федерации // ЕМИСС. Государственная статистика : официальный сайт. URL: https://www. fedstat.ru/indicator/42928 (дата обращения: 10.05.2020).
|4См.: Доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, от общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы // ЕМИСС. Государственная статистика : официальный сайт. URL: https://www.fedstat.ru/ indicator/58255 (дата обращения: 10.05.2020).
и внедрению актуальных программ непрерывного образования.
Следует отметить значительный интерес вузов к участию в данном проекте. Высшими учебными заведениями из 45 регионов было
подано 80 заявок. Победителями стали 50 вузов из 35 субъектов Российской Федерации (рис. 1).
В числе лидеров по количеству вузов, подавших заявки на участие в конкурсе и получивших грантовую поддержку, оказались
Рис. 1. Субъекты Российской Федерации, ранжированные по абсолютному количеству образовательных организаций, подавших заявки на участие в конкурсе на обучение граждан и получивших грантовую
поддержку
Fig. 1. Ranking of Russian regions by absolute number of educational organizations that participated in the competition for funding and were awarded subsidies
такие промышленные регионы, как Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область, Республика Башкортостан, Республика Татарстан. Проведенный нами мониторинг результатов реализации проекта показывает, что наибольшее количество граждан обучили также вузы - представители основных промышленно-ориенти-рованных регионов, а именно вузы Республики Татарстан (24 453 чел.), Москвы (9 662 чел.), Красноярского края (8 756 чел.), Республики Башкортостан (7 618 чел.) и Нижегородской области (7361 чел.).
Дополнительное профессиональное образование - это традиционно значительный блок активности вуза [11]. В реализацию данного блока включено большое количество научно-педагогических работников образовательной организации. Нами обнаружена корреляция между доходами вуза от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) и доходами от непрерывного образования в расчете на одного НПР (рис. 2). Применительно к исследованной выборке выяснилось, что чем выше у вуза доход от проведения научных исследований, тем меньше этот вуз ориентирован на реализацию программ дополнительного профессионального образования. Таким образом, заказы со стороны промышленного
сектора на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проекты федеральных программ и ведущих научных фондов могут удерживать потенциал научно-педагогических работников именно в этой сфере. В то же время в региональных высших учебных заведениях, где получить заказы на проведение научно-исследовательских работ со стороны реального сектора экономики сложнее, именно система дополнительного профессионального образования становится основным источником роста дохода сотрудников вуза.
Государственная поддержка в виде грантов помогла вузам увеличить в 2019 году общий прирост обученных граждан по сравнению с 2018 годом. При этом чем больше был объем выделенной поддержки, тем больший прирост слушателей достигался вузом (рис. 3).
Также обнаружено, что общий прирост числа граждан, обученных в вузах по программам непрерывного образования, коррелирует и с показателями социально-экономического развития регионов. Это подтверждает представленная на рис. 4 взаимосвязь между абсолютным приростом в 2019 году (по сравнению с 2018 годом) числа обучающихся по программам непрерывного образования и уровнем валового регионального продукта (далее-ВРП) в субъекте Российской Федерации.
100 200 300 400 500
Доход от НИОКР в расчете на одного НПР. тыс. руб.
Рис. 2. Доходы включенных в выборку для исследования вузов от НИОКР и от реализации программ непрерывного образования (НО) взрослых в расчете на одного НПР, данные за 2019 год Fig. 2. Income from R&D and LLL programs per faculty member of the universities included in the sample,
data for 2019
Рис. 3. Абсолютный прирост в 2019 году по отношению к 2018 году обученных по программам непрерывного образования в вузах, получивших грантовую поддержку, и размер грантовой поддержки на реализацию программ непрерывного образования в 2019 году в разрезе субъектов Российской Федерации. При наличии в регионе нескольких вузов-грантополучателей (их численность указана
в скобках) показатели суммировались. Коэффициент корреляции равен 0,7 Fig. 3. Absolute increase in the number of students in LLLg programs at the universities that received grant funding in 2019 compared to those in 2018 and the amount of funding in 2019 by Russian region. In the case of several participants from one region (their number is indicated in brackets), relevant indicators were summed up.
Correlation coefficient = 0.7
Наблюдаемая корреляция служит индикатором усиления межрегиональной дифференциации в аспекте развития дополнительного профессионального образования в стране и свидетельствует о целесообразности разработки и внедрения механизмов таргетированной поддержки регионов с относительно невысоким уровнем социально-экономического развития.
Объем государственной поддержки вузов в 2019 году в рамках реализации федерального проекта составил 446 млн рублей15.
15 См.: Паспорт федерального проекта «Новые возможности для каждого» // Будущее Росснн. Национальные проекты : сайт.
URL: https://futurerussia.gov.ru/novye-vozmoznosti-dla-kazdogo (дата обращения: 05.05.2020).
Финансирование распределялось между образовательными организациями высшего образования, ставшими победителями в результате конкурсного отбора16. Одним из условий конкурса на получение грантовой поддержки для реализации программ непрерывного обучения граждан было привлечение вузами софинансирования со стороны реального сектора экономики.
Высокий уровень предлагаемых программ, техническое оснащение, уже налаженные связи вузов с реальным сектором экономики
"'См.: Сведения о победителях конкурсного отбора. Приложение № 2 к протоколу № 3. URL: https://ni.minobrnauki.gov. ru/common/upload/library/2019/ll/Protokol_3_2019-NVDK-2.pdf (дата обращения: 10.05.2020).
97
Рис. 4. Абсолютный прирост в 2019 году по отношению к 2018 году обученных по программам непрерывного образования в вузах-грантополучателях и ВРП в регионах их расположения на душу населения в 2018 году* (из выборки исключены вузы, реализовавшие программы совместно
с несколькими регионами) Fig. 4. Absolute increase in the number of students in LLL programs at universities that received grant support in 2019 in relation to 2018 andtheir regions' GRP per capita, 2018 (universities running the programs in several
regions at once were excluded from the sample)
* См.: Объем валового регионального продукта в расчете на одного жителя субъекта Российской Федерации // ЕМИСС. Государственная статистика : официальный сайт. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/42928 (дата обращения: 10.05.2020).
в субъектах Российской Федерации позволили образовательным организациям-грантополучателям дополнительно привлечь в 2019 году 224 млн рублей. Таким образом, на обучение одного человека в рамках федерального проекта приходилось около 4,5 тыс. рублей. Это свидетельствует о том, что вузы в основном были сосредоточены на разработке и реализации менее дорогостоящих программ, позволяющих охватить более широкую целевую аудиторию.
Доля внебюджетных средств, привлеченных вузами для реализации проекта по обучению граждан в субъектах Российской Федерации, представлена на рис. 5.
Вузы таких субъектов Российской Федерации, как Нижегородская область, Иркутская область, Москва, Ставропольский край, Республика Адыгея дополнительно привлекли для реализации проекта и обучения граждан суммы, практически равные выделенным из федерального бюджета грантам в форме субсидий. Приведенные данные показывают, что сам факт выделения региональным вузам государственной поддержки стимулирует их активность в части привлечения средств в рамках софинансирования и увеличения охвата населения непрерывным обучением.
Анализ объема софинансирования и уровня экономического развития регионов выявил
наличие зависимости между объемом привлеченных средств и величиной валового регионального продукта на душу населения (рис. 6).
Наибольшее количество средств было привлечено вузами в сильных регионах с относительно высоким валовым региональным продуктом на душу населения. Инвестиционная активность и уровень платежеспособности населения в таких регионах выше, в них больше организаций малого и среднего бизнеса, крупных предприятий, заинтересованных в обучении своих сотрудников и готовых инвестировать в него, что позволяет вузам привлекать значительные средства на реализацию программ дополнительного профессионального образования. Результаты анализа также показывают, что регионы с менее развитой экономикой находятся в более слабой позиции по привлечению инвестиций в непрерывное образование граждан.
Таким образом, высшие учебные заведения, используя ранее полученные ресурсы на развитие материально-технической базы, а также опыт взаимодействия с работодателями и партнерами, апробировали модель наращивания объемов непрерывного образования в работе со взрослыми гражданами с использованием самостоятельно привлеченных ресурсов.
При этом объем привлеченных вузами средств может превышать 50% от общей стои-
Рис. 5. Субъекты Российской Федерации, ранжированные по доле внебюджетных средств, привлеченных в 2019 году вузами для реализации проекта по обучению граждан. При наличии в регионе нескольких вузов-участников их показатели суммировались Fig. 5. Ranking of Russian regions by the share of non-public funds in 2019 raised by universities to implement the project. In the case of several participants from one region, relevant indicators were summed up
Нижегородская область Иркутская область Москва Ставропольский край Республика Адыгея Воронежская область Ульяновская область Республика Мордовия Костромская область Кабардино-Балкарская Республика Вологодская область Ивановская область Тамбовская область Тюменская область Московская область Красноярский край Республика Татарстан Ханты-Мансийский автономный округ Пензенская область Псковская область Саратовская область Ярославская область Хабаровский край Курская область Новосибирская область Республика Башкортостан Санкт-Петербург Омская область Астраханская область Алтайский край
46,6 46,6 45,7 45,7 45,1 44 43,4 43,3 42,5 42,3 41,4 39,4 37,3 37,3 37,1 36,6
lo
15 20 25 30
35
4o
Доля внебюджетных средств, '
o
мости обучения. Это позволяет планировать существенное софинансирование обучения со стороны как реального сектора экономики, так и самого вуза. Итоги реализации федерального проекта подтвердили возможности высших учебных заведений привлекать дополнительные ресурсы для софинансирования обучения взрослых граждан в значительных объемах.
Взаимодействие вузов с предприятиями-работодателями
Одним из ключевых направлений реализации федерального проекта «Новые возможности для каждого» является расширение взаимодействия образовательных организаций-грантопо-лучателей с корпорациями, бизнес-партнерами и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и стимулирование их к разработке и реализации дополнительных образовательных программ. Механизмы данного взаимодействия нашли свое отражение
и в возможности прохождения стажировок на предприятиях и в компаниях, и в тиражировании дополнительных образовательных программ.
В среднем в 2019 году к реализации образовательных программ вузы привлекали около шести партнеров. Лучшие практики взаимодействия образовательной организации с заказчиками и бизнес-партнерами с целью разработки и реализации программ обучения граждан представил Финансовый университет при Правительстве РФ. Данный вуз привлек как образовательные организации высшего образования, так и организации-работодатели из реального сектора экономики, социальной сферы и сферы услуг (например, АО «Башнефтегеофизика», АО «Калугаприбор», АО «Молочный комбинат "Ставропольский"», ГУП Республики Хакасия «Хакресводоканал», ООО «Пятигорский молочный комбинат», ООО «СургутТелекомСеть», АО «Тюменьэнерго», ООО «Газпром меж-регионгаз Уфа», АО «НПП Бурсервис»,
99
Рис. 6. Количество привлеченных вузами средств на обучение граждан в субъектах Российской Федерации (2019 год) и ВРП на душу населения (2018 год)*. При наличии в одном регионе нескольких вузов-участников (их численность указана в скобках) показатели суммировались. Из выборки исключены регионы, в которых вузы-грантополучатели софинансирование не привлекали. Коэффициент
корреляции равен 0,5
Fig. 6. Funds raised by universities for adult training in Russian regions, 2019 and GRP per capita, 2018. In case
of several participating universities from one region (their number is indicated in brackets), relevant indicators were summed up. The regions where universities did not raise non-public funds were excluded from the sample.
Correlation coefficient = 0.5
* См.: Объем валового регионального продукта в расчете на одного жителя субъекта Российской Федерации. URL: https://www.fedstat. ru/indicator/42928 (дата обращения: 10.05.2020).
ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат», ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт радиологии и агроэкологии», Пугцинский научный центр биологических исследований РАН) и т. д. (всего 54 партнера).
Вместе с тем не все вузы привлекали к реализации и тиражированию образовательных программ представителей бизнеса и организаций-работодателей. Около 15 % вузов отмечают, что разработка и реализация программ непрерывного образования осуществлялись без привлечения внешних партнеров и что эти программы не содержали модулей корпоративного обучения. В 2019 году только 7% слушателей прошли стажировку на предприятиях работодателей.
Согласно данным, полученным в результате анкетирования вузов - участников федерального проекта «Новые возможности для каждого», в рамках мероприятий по обучению граждан в ву-зах-грантополучателях было реализовано в общей сложности 530 программ.
Для анализа отраслевой ориентации программ все они были сгруппированы нами в 4 блока (рис. 7):
100
- технологическая направленность и цифровые компетенции (строительство, нефтегазовое производство, биотехнологии, геология и экологическая безопасность, техносферная промышленность, машиностроение, цифровая экономика, компьютерная грамотность и -\уеЬ-разработка); -образование и педагогические науки-, -социальная сфера (медицина, туризм, прикладные виды искусств, юриспруденция, психология);
-управленческие компетенции (повышение производительности труда, предпринимательство, управление коллективом).
Анализ программ в отраслевом разрезе показывает, что вузы были наиболее активны в реализации программ технологической направленности и цифровых компетенций. Их доля составила 47 % от общего количества реализованных программ. Также вузы активно предлагали программы для развития образовательно-педагогических компетенций в сфере обучения взрослых (22 %) и программы социальной сферы (20 %). Именно по вышеперечисленным направлениям университеты могут внести существенный вклад в обновление
Рис. 7. Программы, реализуемые в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого»,
в отраслевом разрезе
Fig. 7. Programs implemented under the federal project «New Opportunities for Everyone», by industry
компетенций взрослого населения регионов в рамках реализации своей «третьей миссии».
Таким образом, отраслевая направленность программ непрерывного образования в большинстве случаев отражает основные запросы ключевых региональных работодателей, но при этом показывает направления, которые были разработаны вузами-грантополучателями самостоятельно.
Актуальность и соответствие реализованных вузами дополнительных профессиональных программ уровню современной научно-технологической повестки оценивались на основе Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации17, а также Приказа Минобрнауки России от 29 марта 2019 года № 178 «Об определении перечня приоритетных направлений обновления и приобретения компетенций гражданами с учетом региональных и отраслевых потребностей на 2019 год».
Результаты нашего исследования свидетельствовали, что ряд вузов не представил на конкурс программы обновления навыков специалистов, отвечающие ключевым направлениям технологического и ускоренного экономического развития своих регионов, поддержки их кадрового потенциала в данных сферах. Проведенный анализ
|7См.: Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642 «Приоритетные направления научно-технологического развития РФ в соответствии с Долгосрочным прогнозом научно-технологического развития Российской Федерации до 2030 года».
также показал, что программы обучения граждан часто не охватывают приоритетные отраслевые направления, такие как космические системы и нанотехнологии. В незначительном количестве также реализовывались программы по энергосбережению и здравоохранению.
На основании полученных нами данных можно рекомендовать вузам сфокусироваться при разработке стратегии своего участия в федеральном проекте «Новые возможности для каждого», а также в других федеральных проектах, направленных на развитие системы непрерывного образования, на реализации дополнительных профессиональных программ по прорывным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации с учетом интересов работодателей и инвестиционных стратегий развития конкретного субъекта РФ.
Заключение
Государственная поддержка организаций высшего образования и развитие системы непрерывного образования в Российской Федерации являются основным направлением федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование». Модернизация системы непрерывного образования и увеличение количества обученных лиц осуществляются посредством внедрения современных образовательных программ и стимулирования региональных
101
вузов к реализации программ дополнительного профессионального образования путем предоставления им субсидий из средств федерального бюджета на проведение обучения граждан.
Исследование показало, что выделение вузам грантов в рамках государственной поддержки эффективно стимулирует их активность по привлечению софинансирования и увеличению охвата населения обучением.
Всего в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» в 2019 году граждан было обучено на 45 % больше, чем планировалось. Дополнительных средств привлечено на 50 % больше, чем было выделено в рамках грантовой поддержки, что подтверждает возможности вузов привлекать дополнительные ресурсы по со-финансированию обучения взрослых в значительных объемах.
Высшие учебные заведения с невысоким доходом от научно-исследовательской работы в расчете на одного научно-педагогического работника имеют большие денежные поступления от реализации программ дополнительного профессионального образования, и эти средства могут служить инструментом их практического взаимодействия с предприятиями в регионе.
Вузы из регионов с высоким уровнем произведенного валового продукта на душу населения привлекают большее количество средств на реализацию обучения. При этом на каждые 100 тыс. рублей ВРП на душу населения в регионе образовательными организациями высшего образования в среднем привлекается дополнительно около 1 млн рублей на реализацию данных образовательных программ.
Во избежание усиления межрегиональной дифференциации в аспекте развития дополнительного профессионального образования при дальнейшей реализации федерального проекта «Новые возможности для каждого» рекомендуется использовать адресную государственную поддержку вузов в регионах с невысокими показателями охвата взрослого населения непрерывным образованием. В подавляющем большинстве случаев это регионы с наиболее низкой ежемесячной средней заработной платой и наиболее низким валовым региональным продуктом на душу населения.
Разработка мер государственной поддержки российских вузов, предусматривающей предоставление субсидий в целях повышения их конкурентоспособности и развития системы непрерывного образования для обучения взрослого населения, имеет также и высокую социальную значимость. В долгосрочной перспективе это позволит:
102
- внедрять в вузах новые образовательные программы совместно с ведущими промышленными партнерами и научными организациями;
- улучшить качество дополнительных профессиональных образовательных программ, реализуемых в образовательных организациях высшего образования в рамках федеральных проектов, направленных на обучение взрослого населения;
-обеспечить подготовку и переподготовку востребованных специалистов в интересах развития региональной экономики;
-увеличить численность лиц, обучившихся по программам непрерывного образования.
Список литературы
1. Trends Shaping Education 2019. URL: https://www. oecd.org/education/trends-shaping-education-22187049.
htm (дата обращения: 01.02.2020).
2. Непрерывное образование взрослого населения в России: вовлеченность, источники финансирования и основные эффекты от участия : информационный бюллетень. Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. 32 с. (Мониторинг экономики образования. № 12 (132)).
3. Обучение и образование взрослых: востребованные программы, возрастная и отраслевая структуры / И. А. Коршунов, К. С. Кужелева, Б. А. Грачев, К. А. Сергеев ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. 44 с.
4. Федотов А. В., Беляков С. А., Клячко Т. Л. Структурные изменения и трансформация парадигмы государственной политики в непрерывном профессиональном образовании // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 5. С. 67-74. DOI: 10.15826/ umpa.2018.05.050.
5. Коршунов И. А., Гапонова О. С., Пешкова В. М. Век живи-век учись: непрерывное образование в России / под общей редакцией И.А. Коршунова, И. Д. Фрумина ; научные редакторы И. А. Коршунов, И. Д.Фрумин. Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 312 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1779-6.
6. Дежина И. Г. Дополнительное профессиональное образование для развития перспективных технологий: вклад вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 5. С. 22-31. DOI: 10.15826/ umpa.2018.05.046.
1. Коршунов И. А., Пешкова В. М., МалковаН.В. Успешные стратегии реализации программ дополнительного профессионального образования в профессиональных образовательных организациях и вузах // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 187-214.
8. Конова Т. А., Нестеров В. Л. Оценка эффективности использования материально-технической базы вузов в системе показателей качества подготовки специалистов // Фундаментальные исследования. 2014. № 12 (10).
С. 2103-2107. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/
view?id=36533 (дата обращения: 06.03.2020).
9. Роль опорных университетов в регионе: модели трансформации / М.Ю. Барышникова, Е.В. Батурина, Э.А. Шарыкина [и др.] // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 8-43.
10. Egorov A., Leshukov О., Froumin I. «Regional flagship» university model in Russia: searching for the third mission incentives // Tertiary Education and Management. 2020. Vol. 26, no 1. P. 77-90. DOI: 10.1007/ si 1233 -019-09043 -y.
11. Мухина Т.Г., Колосов E.B., Бородачев В. В. История и перспективы развития отечественной системы дополнительного профессионального образования в условиях высшей школы / ННГАСУ. Нижний Новгород, 2013. 289 с.
References
1. OECD. Trends Shaping Education 2019. OECD Publishing, 2019. Available at: https://read.oecd-ilibrary.org/ education/trends-shaping-education-2019_trends_edu-2019-en (accessed 01.02.2020). (In Eng.).
2. Nepreryvnoe obrazovanie vzroslogonaseleniya v Rossii: vovlechennost', istochniki finansirovaniyai os-novnye effekty ot uchastiya [Continuing Education in Russia: Engagement, Sources of Funding, and Main Effects of Participation]. Monitoring ekonomiki obrazovania, 2018, vol. 132, no 12. 32 p. (In Russ.).
3. Korshunov I. A., Kuzheleva K. S., Grachev B. A., Sergeev K. A. Obuchenie i obrazovanie vzroslyh: vostrebovannye programmy, vozrastnaya i otraslevaya struk-tury [Adult Training and Education: Popular Programs, Age and Industry Structure]. Moskow, HSE Publishing House, Institute of Education, 2018. 44 p. (In Russ.).
4. Fedotov A. V., Belyakov S. A., Klyachko T. L. Strukturnye izmeneniya i transformaciya paradigmy gosu-darstvennoj politiki v nepreryvnom professionalem ob-razovanii [Structural Changes and the Transformation of the Paradigm of the Government Policy on Lifelong Professional Education]. University Management: Practice and Analysis, 2018, vol. 22, no 5, pp. 67-74. DOI: 10.15826/ umpa.2018.05.050. (In Russ.).
5. Korshunov I. A., Gaponova O. S., Peshkova V. M. Vek zhivi - vek uchis': nepreryvnoe obrazovanie v Rossii [Live
Рукопись поступила в редакцию 21.05.2020
Submitted on 21.05.2020
and Learn: Adult Continuing Education in Russia / Eds. I. A. Korshunov, I. D. Frumin]. Moskow, HSE Publishing House, 2018. 312 p. DOI: 10.17323/978-5-7598-1779-6. (In Russ.).
6. Dezhina I. G. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie dlya razvitiya perspektivnyh tekhnologij: vklad vu-zov [Supplementary Vocational Education for Advanced Technological Development: the Contribution of Universities]. University Management: Practice and Analysis, 2018, vol. 22, no 5, pp. 22-31. DOI: 10.15826/umpa.2018.05.046. (In Russ.)
7. Korshunov I. A., Peshkova V. M., Malkova N. V. Uspeshnye strategii realizacii programm dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v professional'nyh obrazovatel'nyh organizaciyah i vuzah [Successful Strategies for Implementing Programs of Continuing Education in Educational Organizations and Universities]. Voprosy obrazovania, 2019, no 1, pp. 187-214. (In Russ.).
8. Konova T. A., Nesterov V. L. Ocenka effektivnos-ti ispol'zovaniya material'no-tekhnicheskoj bazy vu-zov v sisteme pokazatelej kachestva podgotovki specialis-tov [Efficiency of the Use of the Material and Technical Facililities of Universities in the Specialist Training Quality Indicator System]. Fundamentalnye issledova-nia, 2014, no 12 (10), pp. 2103-2107. Available at http://fun-damental-research.ru/ru/article/view?id=36533 (accessed 06.03.2020). (In Russ.).
9. Baryshnikova M. Yu., Vashurina E. V., Sharykina E. A. [et al.]. Rol' opornyh universitetov v regione: modeli transformacii [The Role of Flagship Universities in Regions: Models of Transformation]. Voprosy obrazovania, 2019, no 1, pp. 8-43. (In Russ.).
10. Egorov A., Leshukov O., Froumin I. «Regional Flagship» University Model in Russia: Searching for the Third Mission Incentives. Tertiary Education and Management, 2020, vol. 26, no 1, pp. 77-90. DOI: 10.1007/ s11233-019-09043-y. (In Eng.).
11. Muhina T. G., Koposov E. V., Borodachev V. V. Istoriya i perspektivy razvitiya otechestvennoj sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v uslovi-yah vysshej shkoly [History and Prospects of Development of the National Vocational Training System in Higher Education]. N. Novgorod, NNGASU Publishing House, 2013. 289 p. (In Russ.).
Принята к публикации 03.08.2020 Accepted on 03.08.2020
Информация об авторах / Information about the authors:
Коршунов Илья Алексеевич-кандидат химических наук, ведущий научный сотрудник, руководитель группы по непрерывному образованию взрослых, заместитель директора, Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; [email protected]; ORCID 0000-0003-0706-0308.
Сафонова Мария Юрьевна -кандидат экономических наук, главный эксперт, Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; [email protected]; ORCID 0000-0001-7815-3136.
Ширкова Наталия Николаевна-кандидат педагогических наук, научный сотрудник, Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; [email protected]; ORCID 0000-0002-4040-024Х; Researcher ID W-3808-2018.
Чахоян Гарик Артакович - стажер-исследователь, Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; [email protected]; ORCID 0000-0003-1859-3492.
Сжёнов Евгений Станиславович -кандидат социологических наук, научный руководитель экспертно-аналитическо-го центра «Научно-образовательная политика»; [email protected].
Ilya A. Korshunov - PhD (Chemistry), Leading Research Associate, Head of the Adults Lifelong Education Group, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics; [email protected]; ORCID 0000-0003-0706-0308.
Maria Yu. Safonova - PhD (Economy), Leading expert, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics; [email protected]; ORCID 0000-0001-7815-3136.
Natalia N. Shirkova - PhD (Pedagogy), Research Fellow, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics; [email protected]; ORCID 0000-0002-4040-024X.
Garik A. Chakhoyan - Research Assistant, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics; [email protected]; ORCID 0000-0003-1859-3492.
Evgeniy S. Szhenov - PhD (Sociology), ResearchAdvisor of the expert and analytical center «Scientific and Educational Policy»; [email protected].